Цюнь
Цюнь | |||
---|---|---|---|
![]() Стиль ханьского китайского цюня, династия Цин, XIX век, из коллекции Метрополитен-музея. | |||
Китайское имя | |||
китайский | юбка | ||
Буквальный смысл | Юбка | ||
| |||
Чанг | |||
китайский | юбки | ||
| |||
Английское имя | |||
Английский | Фартук |
Цюнь ( китайский : 裙 ; пиньинь : qún ; Джютпин : kwan4 ; букв. «юбка»), упоминавшийся как чанг ( китайский : 裳 ; пиньинь : cháng ) до династии Хань , [ 1 ] чан ( китайский : часто ) и сяачан ( китайский : 下常 ), [ 2 ] и иногда его называют фартуком , [ 3 ] это общий термин, который относится к китайским юбкам, используемым в Ханьфу , особенно к тем, которые носят как часть рукюня , и в Сифу .
Цюнь ку и его предшественник чанг , а также верхняя одежда, называемая и , и брюки, называемые , являются местной одеждой Чжунюань , которая соответствовала стилю моды китайской цивилизации в древние времена. [ 4 ] И кунь , и чанг обычно имели форму юбки с запахом, напоминающей фартук. [ 4 ] Однако на протяжении всей истории Китая чан со временем превратился в цюнь ; [ 4 ] и кунь развивался в различных формах, стилях и конструкциях на протяжении последующих династий. [ 5 ] : 144 Цюнь Китайской продолжал существовать даже в Республике . [ 6 ]
в древнем стиле Некоторые формы цюнь вновь обрели популярность в 21 веке после движения Ханьфу ; это также вдохновило на разработку новых стилей кунь с современной эстетикой и формами. [ 7 ]
Терминология
[ редактировать ]В широком смысле китайский иероглиф Цюнь 《 裙 》 является синонимом слова Цюньцзы ( 裙子 ; Цюньцзы ); оба эти слова являются общими словами для обозначения юбок в Китае .
В древнем Китае китайский иероглиф чанг 《 裳 》 может относиться к «нижней одежде», которая включала в себя как брюки, называемые ку , так и юбку цюнь , также называемую чанг , в которых также используется тот же иероглиф 《裳》. Термин Цюнь с китайским иероглифом《 帬 》также относится к юбке. [ 8 ] Согласно Фангяну , цюнь 《帬》 назывался пэй 《 帔 》 в области Вэй и Чэнь; называли его бай 《 襬》. некоторые люди с востока от перевала [ 8 ] [ 9 ] Шуовэнь цзецзы также объясняет, что термин цюнь , в котором используется иероглиф 《帬》, аналогичен термину сяачан , в котором используются иероглифы 《 下 常 》. [ 10 ] Там также объясняется, что чан , в котором используется китайский иероглиф《 常 》, представляет собой юбку, если использовать термин сяцюнь с иероглифами《 下 帬 》. [ 11 ] : 203 [ 12 ]
Есть также определенные термины, связанные с цюнь , такие как ченцюнь ( китайский : 衬裙 ; букв. «внутренняя юбка / нижняя юбка ») и данцюнь . Данцюнь — это общий термин , обозначающий юбки без подкладки. [ 13 ] : 36 Чэнцюнь — это общий термин, который обычно относится к форме внутренней юбки.
История
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2022 г. ) |
В древние времена цюнь назывался чан и существовал еще до создания брюк ку . [ 4 ] Чанг появился на раскопанных артефактах , датируемых еще династией Шан ; Чанг в конечном итоге превратился в то , что стало известно как цюнь . [ 4 ]
Период враждующих государств и династия Цинь
[ редактировать ]В период Воюющих царств мужчины также могли носить короткие юбки, похожие на килт . [ 14 ] : 166
династия Хань
[ редактировать ]Несколько завернутых кунь были найдены в гробницах династии Хань . [ 5 ] : 144 Чжэцзяньцюнь « ( китайский : 褶 裥 裙 ; пиньинь : zhějiǎnqúnqún ; букв. плиссированная юбка») впервые появилась во времена династии Восточная Хань . [ 1 ] Однако согласно легенде, ношение коротких юбок со складками впервые появилось во времена династии Западная Хань, когда Фэн Уфан спас Чжао Фэйяня от падения; но при ее спасении ее юбка была порвана. [ 15 ] : 165 Это привело к созданию длинного чрезмерно плиссированного чжэцзяньцюня , называемого люсяньцюнь , который был вдохновлен рваной юбкой Чжао Фэйянь и стал популярным. [ 16 ]
Династия Сун
[ редактировать ]После династий Суй и Тан число складок, которые использовались в чжэцзяньцюнь , увеличилось с нескольких десятков до более чем ста, образуя байчжэцюнь . [ 1 ] Гробница Хуан Шэна содержит различные формы цюнь , такие как ляньпяньцюнь и байчжэцюнь . [ 17 ] : 121
Династия Юань
[ редактировать ]Байчжэцюнь династии продолжали носить и во времена Юань . [ 1 ]
Династия Цин
[ редактировать ]Цюнь династии продолжали носить и во времена Цин . [ 6 ] В этот период цюнь , который носили ханьские китайцы, часто мамианцюнь представлял собой со складками и вышивкой на панелях и декоративных краях. [ 5 ] : 144 поздней династии Цин Цюнь также были тяжелее по сравнению с теми, которые носили в более ранние времена, поскольку они были утяжелены вышивкой и складками. [ 5 ] : 144
Китайская Республика
[ редактировать ]В ранний период Китайской Республики люди в Пекине продолжали носить одежду, которую носили во времена династии Цин . [ 6 ] Женщины продолжали носить кунь ; однако стиль кун изменился и стал короче. [ 6 ]
Типы и стили в ханьфу
[ редактировать ]Цюнь также может иметь особые названия в зависимости от стиля, дизайна и конструкции, количества складок и цветов. В Ханьфу цюнь , можно использовать в комплекте одежды, например руцюнь , цюнгуа , сюхефу . В некоторых династиях кунь мог быть очень длинным и завязывался под мышками либо ниже, либо выше области бюста; [ 5 ] : 144 например, в цисюн руцюнь . В других династиях кунь мог завязываться на уровне талии. [ 1 ]
Погон
[ редактировать ]Покун ( китайский : 破裙 ; букв. «сломанная юбка») — это форма кунь , которая состоит из нескольких сшитых вместе полотнищ ткани, а не из одного куска ткани. [ 7 ] похоже на кровавую юбку.
Данцюнь и Чэнцюнь
[ редактировать ]
Во времена династий Цинь и Хань данцюнь изготавливался из четырех полотен ткани, сшитых вместе. [ 13 ] : 36 Верхние части были уже нижних; и в середине были также две части, которые были уже, чем те, которые были найдены по бокам данцюня . [ 13 ] : 36 Чаще всего его находили с прикрепленным к нему поясом; однако некоторые женщины предпочитали использовать отдельный пояс. [ 13 ] : 36
Четырехпанельный поцюнь , как тот, что был найден в гробнице № 1 Мавандуй , относящейся к династии Западная Хань, использовался как форма чэнцюня ( 衬裙 ) и обычно носился поверх чжицзюпао или под цюцзюпао . [ 2 ] Эта форма покуна также имела поясной ремень, который пришивался в верхней части юбки, и оба конца поясного ремня вытягивались, образуя завязки. [ 18 ]
Цзяньсекюнь
[ редактировать ]Цзяньсекюнь ( китайский : 間色裙 ; букв. «Разноцветная юбка») — это форма покуна, сделанная из сшитых вместе альтернативных полос ткани двух разных цветов. [ 19 ] : 289 Его структуру можно проследить до поздней династии Северная Вэй, и она продолжала использоваться до периода Пяти династий и Десяти королевств. [ 20 ] Эта форма юбки имела высокую талию во времена династий Суй и Тан и была характерной одеждой для женщин того времени. [ 20 ] Процесс эволюции Цзяньсекюня отражает контекст мультикультурализма, культурный обмен и культурную интеграцию, которая произошла между ханьскими китайцами, культурой северных этнических меньшинств и культурой западных регионов, которая произошла от поздней династии Северная Вэй до Суй. и династий Тан. [ 20 ] Таким образом, дизайн юбки отражает постепенную интеграцию ханьфу и хуфу . [ 20 ]
- Различные формы Цзяньсекюнь
-
длиной до талии Цзяньсекюнь , бывший Цинь
-
Цзяньсекюнь до пола, завязанный выше уровня бюста, династия Тан.
Чжэцзяньцюнь
[ редактировать ]
Плиссированные юбки называются чжэцзяньцюнь ( китайский : 褶 裥 裙 ; пиньинь : zhějiώnqúnqún ; букв. «Плиссированная юбка»). [ 1 ] [ 21 ] Существует несколько форм чжэцзяньцюнь , например, байчжэкюнь ( по-китайски : плиссированная юбка ), [ 21 ] и бадиекун .
- Чжэцзяньцюнь используется в кунгуа
-
Чжэцзяньцюнь, используемый в цунгуа , около 1928 года.
-
Чжэцзяньцюнь, используемый в кунгуа, закрывается на молнию, около 1928 г.
Байчжэцюнь
[ редактировать ]Байчжэцюнь — это форма юбки с запахом, которая завязывалась на уровне талии; он состоял из более чем 100 складок. [ 1 ] Каждая складка была прикреплена к поясу юбки и имела одинаковую ширину. [ 1 ]
Мамианкун и его вариант
[ редактировать ]Мамианкун представляла собой юбку с запахом, состоящую из двух перекрывающихся полотен ткани, завязывавшихся на уровне талии. Он характеризовался плоским передом и складками с двух сторон. Юлиньцюнь . ( букв. «Юбка из рыбьей чешуи») [ 3 ] ) был вариантом мамианкуна и имел небольшие складки, создававшие волнообразный эффект. [ 5 ] : 144 Ранними прототипами мамианцюня были байдицюнь и ляньпяньцюнь . Производным от мамианцюнь является юбка, используемая в сюхэфу , которую также называют мамианцюнь . [ примечание 1 ]
- Различные стили мамианкун и его производные
-
Стандартный мамяньцюнь , династия Цин
-
Юлиньцюнь , династия Цин, конец 19 века.
-
Юлинь байчжэцюнь , династия Цин
-
Юэхуацюнь (月华qun)
-
Ланганкун
-
Мамианцюнь использовался в Сюхэфу , производном от мамианцюня династии Цин.
Мангчу
[ редактировать ]Юбка мангчу , иногда дословно переводимая как «юбка дракона» на английском языке, представляла собой юбку, украшенную китайскими драконами и/или китайскими фениксами или мангом ( букв. «питон»). [ 22 ] Мангчу обычно мог различаться по цвету; однако наиболее распространенными цветами были красный и зеленый. Манчу мангао сочетали с . курткой обычно [ 22 ]
Во времена династии Цин манчу ; носили ханьские китаянки его обычно носили жены китайских дворян или жены высокопоставленных чиновников Цин как часть своей квазиофициальной официальной одежды в торжественных случаях, когда их муж носил придворную одежду династии Цин. [ 22 ] Жены чиновников династии Цин также носили мангчу как часть своего свадебного и погребального наряда. [ 22 ]
Шилицюнь
[ редактировать ]Шиликюнь « гранатовый ( китайский : 石榴石榴裙 ; букв. красный») представляла собой красную юбку, которая была особенно популярна во времена династии Тан.
-
Шилюцюнь (гранатовая юбка)
Императорский и придворный наряд
[ редактировать ]- Различные формы кунь, используемые в императорской и придворной одежде.
Типы и стили в Сифу
[ редактировать ]
Цюнь Сифу также использовался в качестве предмета костюма в . Существует несколько форм цюнь , которые используются как сифу актерами китайской оперы, в том числе:
- Хуаданьцюнь ( букв. « Цветочная женская юбка » ) [ 23 ] : 34 носит ао хуадань . с [ 23 ] : 293
- Тунцюнь ( букв. « юбка-трубка » ): юбка в форме трубки; ее часто носят как верхнюю юбку поверх внутренней юбки, которая может быть юбкой со складками. [ 23 ] : 293
Похожие формы
[ редактировать ]- Чима - корейский эквивалент
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Дымчатая плиссированная юбка на подкладке из тонкого газа» . Хунаньский музей . 2022 . Проверено 23 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б "Хуанкун" шелковая юбка . Музей Хунани (на китайском языке). 2022 . Проверено 23 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Юбка (Китай)» . Купер Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна . Проверено 22 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сюй, Руй; Спаркс, Дайан (01 января 2011 г.). «Символика и эволюция Ку-формы в китайском костюме» . Научно-исследовательский журнал текстиля и одежды . 15 (1): 11–21. doi : 10.1108/RJTA-15-01-2011-B002 . ISSN 1560-6074 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дюзенберри, Мэри М. (2004). Цветы, драконы и сосны: азиатский текстиль в Художественном музее Спенсера . Кэрол Бир, Художественный музей Хелен Форесман Спенсер (1-е изд.). Нью-Йорк: Hudson Hills Press. ISBN 1-55595-238-0 . OCLC 55016186 .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Традиционные пекинские костюмы» . ru.chinacultural.org . 2008. стр. 2–3 . Проверено 20 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Как выбрать стройное ханьфу? - 2022» . www.newhanfu.com . 17 марта 2020 г. Проверено 24 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чунг, Кам-Сиу (14 апреля 2016 г.). «30. Лексикография». Ин Чан, Син-Вай (ред.). Энциклопедия китайского языка Routledge . Тейлор и Фрэнсис. дои : 10.4324/9781315675541 . ISBN 9781317382492 .
- ^ «Фан Янь:《第四》» . ctext.org (на китайском (Тайвань)) . Проверено 24 июня 2022 г.
- ^ «Шо Вэнь Цзе Цзы: Том 8: Дзинбу» . ctext.org (на китайском языке (Тайвань)) . Проверено 24 июня 2022 г ..
- ^ Карр, Дэвид; Чунг, Чан-Фай (18 октября 2004 г.). Пространство, время и культура . Цаньхуэй Чжан, Чан-Фай Чунг, Дэвид Карр. Дордрехт: Springer Нидерланды. ISBN 9781402028236 . OCLC 853261045 .
- ^ Майкл, Томас (2021). Философское постановление и телесное совершенствование в раннем даосизме в матрице Даодэцзин . Издательство Блумсбери. ISBN 9781350236677 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Цзан, Инчунь (2003) . Китайская традиционная одежда [ Китайские традиционные костюмы и украшения ]. Ли Чжурунь, Ван Дэхуа, Гу Инчэнь (ред. Ди 1 бан). Пекин: У чжоу чуань бо чу бан она [Издательство 五州报 ISBN ]. 7-5085-0279-5 . OCLC 55895164 .
- ^ Сюй, Чжоюнь (2012). Китай: новая культурная история . Тимоти Дэнфорт Бейкер, Майкл С. Дьюк. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-15920-3 . OCLC 730906510 .
- ^ Милберн, Оливия (2021). Императрица в перечной палате Чжао Фэйянь в истории и художественной литературе . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 9780295748764 . OCLC 1238129666 .
- ^ Яо, Пин (2022). Женщины, гендер и сексуальность в Китае: краткая история (Первое изд.). Абингдон, Оксон. ISBN 978-1-315-62726-7 . OCLC 1273727859 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ лет китайским костюмам . 5000 0-8351-1822-3 . OCLC 19814728 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Тонкая шелковая юбка» . Хунаньский музей . Проверено 24 июня 2022 г.
- ^ Китай: рассвет золотого века, 200-750 гг . н.э. Джеймс Сай Уотт, Пруденс Оливер Харпер, Метрополитен-музей. Нью-Йорк: Метрополитен-музей. 2004. ISBN 1-58839-126-4 . OCLC 55846475 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д Ши, Мэйхуа (2018). «Исследование происхождения цветных юбок с узкими рукавами и высокой талией - магистерская диссертация «Педагогического университета Шэньси» 2018 года . cdmd.cnki.com.cn. Педагогический университет Шэньси . Получено в 2022 году. 08-18 .
- ^ Перейти обратно: а б «Янсэ чанжихехуалуо чжэцзяньцюнь» Юбка со складками дымчатого цвета лотоса [Дымчатая плиссированная юбка на подкладке из тонкой марли]. Музей Хунани (на китайском языке). 2022 . Проверено 23 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гаррет, Валери (2012). Китайское платье: от династии Цин до наших дней . Нью-Йорк: Паб Tuttle. ISBN 978-1-4629-0694-9 . OCLC 794664023 .
- ^ Перейти обратно: а б с Йе, Тан (2020). Исторический словарь китайского театра (Второе изд.). Лэнхэм: Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 978-1-5381-2064-4 . OCLC 1128888776 .