Пойдем
Тифайфу ( упрощенный китайский : 剃发易服 ; традиционный китайский : 剃髮易服 ; букв. «бритье волос и смена костюма») было культурной политикой ранней династии Цин , когда она завоевала предыдущую династию Мин . В 1645 году указ Тифайфу заставил ханьцев принять маньчжурскую прическу, косу и маньчжурскую одежду . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Указ конкретно распространялся на живых взрослых мужчин, не подпадавших под оговоренные исключения . [ 4 ] : 3, 6 В 1644 году, в первый день, когда маньчжуры проникли через Великую Китайскую стену в битве при Шанхайском перевале , маньчжурские правители приказали сдающемуся ханьскому китайскому населению брить головы; однако всего через месяц эта политика была остановлена из-за интенсивного сопротивления ханьских китайцев возле Пекина . [ 4 ] : 218–219 Только после того, как маньчжуры захватили Нанкин , южную столицу, у Южного Мина в 1645 году, политика Тифайфу была возобновлена и строго проводилась в жизнь. [ 4 ] : 218–219 В течение года после входа в Китай правители Цин потребовали, чтобы мужчины среди их недавно побежденных подданных приняли маньчжурскую прическу или подверглись казни. [ 5 ] : 60 Цинский принц-регент Доргон первоначально отменил приказ бриться всем мужчинам на территориях Мин к югу от Великой стены (дополнения к Цин после 1644 года). Полный указ Тифайфу был приведен в исполнение только после того, как два ханьских чиновника из Шаньдуна , Сунь Чжисе и Ли Жолинь, добровольно побрили лбы и потребовали, чтобы Доргон навязал прическу в форме очереди всему населению. [ 6 ] [ 7 ]
Закон встретил решительную оппозицию со стороны ханьских китайцев, особенно тех, кто принадлежал к классу ученых и литераторов позднего Мин . [ 2 ] Даже через десять лет после вступления в силу указа Тифайфу все еще существовало сопротивление стрижке и ношению одежды в маньчжурском стиле. [ 2 ] В период Канси большое количество простых людей все еще следовало одежде и прическе династии Мин, за исключением чиновников и военных генералов, которые должны были носить маньчжурскую очередь и униформу. [ 2 ] Со временем ханьские китайцы в конечном итоге переняли одежду в маньчжурском стиле, такую как чаншань и магуа , а к концу Цин чиновники, ученые и многие простолюдины носили одежду в маньчжурском стиле. [ 5 ] : 61
Культурное значение
[ редактировать ]Прическа
[ редактировать ]Ношение косички (бяньцзы) традиционно было маньчжурской прической, которая сама по себе была вариантом прически северных племен, в том числе чжурчжэней . [ 5 ] : 60 Это отличалось от того, как ханьцы укладывали волосы; Китайцы-ханьцы носили длинные волосы, все волосы которых росли над головой и были закручены в пучок, удерживаемый китайским головным убором . [ 5 ] : 60 Ношение очереди было непопулярно среди китайцев и встречало сопротивление, поскольку бритье головы противоречило «системе обрядов и музыки» древнего Китая и нарушало конфуцианские убеждения о ненанесении вреда телу, дарованному родителями. [ 5 ] : 60 как указано в «Сяоцзин» , « Наши тела — до каждого волоска и кусочка кожи — получены нами от наших родителей, и мы не должны осмелиться ранить или ранить их. Это начало сыновней почтительности ». [ 8 ] Более того, традиционная прическа ханьцев была фундаментальным аспектом их культурной самобытности. [ 9 ] а бритье головы было одним из величайших оскорблений, а также формой наказания ( китайский : 髡 ; пиньинь : Кунь ). [ 3 ] Однако правители Цин воспринимали очередь как видимый символ подчинения. [ 9 ] отказываясь отозвать или изменить постановление. [ 5 ] : 60 Маньчжурские, монгольские знаменосцы и ханьские знаменосцы на территориях Позднего Цзинь (1616–1636) с 1616 года уже брили лоб.
Цин навязал бритье головы мужчинам всех национальностей, находившимся под его властью, еще до 1644 года, как и нанайцы в 1630-х годах, которым приходилось брить лбы. [ 10 ] [ 11 ] Мужчины определенных национальностей, которые позже попали под власть Цин, такие как салары и уйгуры, уже побрили все свои головы налысо, поэтому порядок бритья был излишним. [ 12 ]
Однако политика бритья не проводилась в автономных княжествах Туси на юго-западе Китая, где проживало множество меньшинств. Был один ханьский китаец Туси, вождество Коканг, населенное народом ханькоканг .
Одежда
[ редактировать ]На протяжении всей мультикультурной истории Китая одежда формировалась путем смешения ханьских стилей одежды , причем ханьцы были доминирующей этнической принадлежностью, и стилей различных этнических групп. Некоторые примеры включают стоячий воротник чонсама, который был найден в реликвиях династии Мин , которой правили китайцы Хань, и впоследствии был принят в династии Цин в качестве маньчжурского предмета одежды. Первоначально маньчжурские халаты не имели воротников. Маньчжуры также переняли правую застежку у ханьцев, поскольку изначально они закрывали свои одежды с левой стороны.
Различия между маньчжурской и ханьской китайской одеждой
[ редактировать ]Маньчжурская и ханьская китайская одежда (ханьфу, в том числе и при династии Мин) отличалась друг от друга, [ 4 ] : 6 широкое и общее описание таких различий в том, как одежда династии Мин обычно ассоциируется с оседлыми характеристиками, такими как свободные, «широкие, струящиеся мантии » с широкими и длинными рукавами, ограничивающими движения, и с « тапочками с перевернутыми носками », в то время как маньчжурские одеждой были « сапоги, брюки и функциональные пальто для верховой езды или пальто кочевых всадников », обеспечивающие физическую подвижность. [ 13 ] : 39–40 Маньчжурские пальто были плотно прилегающими и имели прорези с четырех сторон, что обеспечивало большую свободу движений при верховой езде; рукава имели длинные и узкие концы в форме конского копыта, призванные защищать руки от ветра; брюки носили как маньчжурские мужчины, так и женщины, а их ботинки имели жесткую подошву, облегчавшую стрельбу из лука. [ 13 ] : 39–40 Однако для ханьских китайцев одежда в маньчжурском стиле противоречила их конфуцианским предписаниям, регулирующим их одежду. [ 3 ]
Отказ маньчжуров перенять китайскую одежду
[ редактировать ]Маньчжурская одежда ассоциировалась с военной силой. Когда Хун Тайцзи после 1636 года разрабатывал дресс-код, он установил прямую связь между упадком династий Ляо , Цзинь и Юань (всех неханьских китайских режимов) с принятием ханьфу и принятием оседлого образа жизни. [ 13 ] : 40 Поэтому Хун Тайцзи напоминал знаменным князьям и маньчжурским чиновникам (в 1635 и 1637 годах), что завоевания маньчжуров осуществлялись посредством верховой езды и стрельбы из лука, и поэтому широкая одежда с длинными рукавами династии Мин была совершенно неподходящей для маньчжурского образа жизни и беспокоился, что его потомок переймет ханьские китайские обычаи, забыв при этом истоки своего величия; поэтому маньчжуры решительно отвергли принятие придворной одежды династии Мин. [ 13 ] : 40 Записано, что Хун Тайцзи сказал в 1636 году: [ 14 ] : 157
Раньше мудрецы. . . часто советовал мне [Хун Тайцзи] отказаться от нашей маньчжурской одежды и головных уборов в пользу китайской одежды и головных уборов и принять китайский образ жизни. Я отказался. Они не приняли мои доводы. Теперь я хочу привести себя в качестве примера. Если бы те из нас, кто собрался здесь, носили одежду с широкими рукавами, как бы мы смогли стоять с колчаном стрел с правой стороны и луком с левой? Как мы могли бы сдержать наступление храброго сапсана [т.е. заняться соколиной охотой]? Если мы откажемся от стрельбы из лука и верховой езды, то, конечно, сможем носить одежду с широкими рукавами. Но чем тогда мы отличаемся от тех развратных людей, которые едят мясо, порезанное другими?
- Макабе Келихер, Совет обрядов и становление цинского Китая, с. 157
снова процитировал Хун Тайцзи Император Цяньлун , призывая своих потомков продолжать носить маньчжурскую одежду. [ 13 ] : 40
Символ подчинения
[ редактировать ]Наряду с принятием очереди, отказ от традиционного ханьфу посредством принятия маньчжурской одежды также воспринимался как символ подчинения маньчжуров. [ 4 ] : 6 [ 15 ] : 83 [ 3 ] Однако ранний двор Цин не разрешал китайским мужчинам-ханьцам носить все формы маньчжурских предметов, поскольку они запрещали китайским мужчинам носить определенные маньчжурские предметы, такие как одежда из меха. [ 4 ] : 6
Запрет женской моды
[ редактировать ]Ранний двор Цин также запрещал маньчжурским женщинам одеваться в ханьской китайской женской моде. [ 4 ] : 6 который включал ношение одежды в стиле Мин с широкими рукавами и без бинтования ног (в 1638 г. Хун Тайцзи для маньчжурских женщин, в 1645 г. императора Шуньчжи и в 1662 и 1664 гг. как для ханьских китайцев, так и для маньчжуров; запрет на пешее хождение привязка для ханьских китайцев в конечном итоге была прекращена [ 15 ] : 83 ). [ 13 ] : 41 Маньчжурским женщинам также запрещалось носить одну серьгу (китайский обычай хань), и вместо этого они должны были носить три серьги в одном ухе (маньчжурский обычай). [ 13 ] : 41
Однако с середины XVIII века женский дресс-код стал нарушаться, поскольку записано, что император Цяньлун заявил, что «были девушки, которые подражали ханьской китайской одежде и украшениям. Это действительно не маньчжурский обычай», когда он осматривал проект бракосочетания. [ 13 ] : 41 Дресс-код продолжал нарушаться, как зафиксировано в 1775 году (когда было замечено, что дочери рабыни носили одну серьгу вместо трёх в одном ухе), в 1804 году (когда 19 девушек подошли со связанными ногами), в 1839 году (когда был издан императорский указ наказание отцов молодых девушек, представших на императорский осмотр в верхней одежде китайского образца с широкими рукавами). [ 13 ] : 41
Поэтому, хотя маньчжурская одежда была распространена и ханьфу была запрещена в повседневной жизни, одежда в стиле ханьфу не перестала существовать в обществе. [ 4 ] : 6
Исключения для файлов
[ редактировать ]
Чтобы стабилизировать свое правление и интегрировать культурную систему ханьцев, суд династии Цин принял политику смягчения последствий, которая состояла из 10 исключений из политики тифайфу , известных как шиконг шибуцун ( 十从十不从 ; 十從十不從 ; «Десять правил, которым нужно подчиняться, и десять, которым не нужно подчиняться»). [ 16 ] Эта политика была предложена Цзинь Чжицзюнем ( 金之俊 ), ханьским китайским чиновником династии Мин, сдавшимся династии Цин, при этом особенности этих исключений были выражены десятью парами строк: [ 4 ] : 220 [ 16 ] [ 3 ]
- Мужчины должны были бриться и заплетать волосы, носить маньчжурскую одежду, тогда как женщины по-прежнему носили первоначальную прическу и одежду в ханьском стиле;
- При жизни он должен был носить маньчжурскую одежду, а после смерти мог носить одежду ханьского стиля;
- Дела внешнего мира должны решаться посредством маньчжуров, но дела подземного мира по-прежнему решаются традиционно;
- Чиновник должен был носить официальную форму Цин, но рабы по-прежнему носили одежду Мин;
- Когда ребенок мал, ему не нужно подчиняться, но, когда он вырастет, он должен следовать правилам Маньчжурии;
- Обычные люди должны были носить маньчжурскую одежду и прически, а монахи и священники должны были носить одежду ханьского стиля;
- Проститутки носили одежду, требуемую двором Цин, а актеры могли носить древнюю одежду, чтобы играть роль древних;
- Официальные церемонии должны следовать системе династии Цин, а церемонии бракосочетания должны сохранять традиции народа Хань;
- Государственный титул был изменен с династии Мин на династию Цин, но официальные названия титулов остались;
- Налоги и официальные услуги должны следовать маньчжурской системе, а язык останется китайским.
- Су Вэньхао, Исследование наследия и культурного творчества маньчжурской культуры ципао.
Таким образом, политика тифайфу в основном распространялась на взрослых мужчин, а людьми, которые обычно освобождались от политики тифайфу, были: ханьские китаянки, ханьские китайские дети, буддийские и даосские монахи, умершие ханьские китайцы и артисты китайских театров. [ 4 ] : 6–7 В то время как цичжуан использовался в доминирующих помещениях (например, в ритуальных и официальных помещениях), ханьфу продолжали использоваться в подчиненных помещениях (в театре и женских помещениях). [ 3 ]
Последствия указа Тифайфу
[ редактировать ]Казни и постепенное внедрение мужчинами одежды в маньчжурском стиле.
[ редактировать ]Выражение неодобрения порядка очереди и призывы к возвращению китайской моды (стиля Мин) привели к казни Чэнь Минся (бывшего чиновника династии Мин) за измену в 1654 году императором Шуньцзы ; [ 5 ] : 60 Чэнь Минся предложил двору династии Цин перенять одежду в стиле Мин, « чтобы принести мир в империю ». [ 13 ] : 40 Это также привело к казни Лю Чжэньюя в эпоху Цяньлуна за то, что он призывал сменить одежду на то, что предположительно соответствует моде в стиле Мин; однако в этот период только ученая и официальная элита должна была носить маньчжурский стиль, а не все мужское население, поэтому подавляющему большинству мужчин было разрешено одеваться в стиле Мин. [ 5 ] : 61 Китайские мужчины-ханьцы со временем переняли одежду в маньчжурском стиле, такую как чаншань и магуа , и к концу Цин чиновники, ученые и многие простолюдины носили одежду в маньчжурском стиле. [ 5 ] : 61
Сопротивление и резня
[ редактировать ]Политика Тифайфу вызвала возмущение и сопротивление, особенно в центральном и южном Китае, когда непопулярная политика объединила образованных людей и крестьян в сопротивлении. [ 13 ] : 40 В 1645 году во время военных кампаний на юге Китая маньчжурским войскам было приказано убивать любого китайца, отказывающегося побрить голову. [ 15 ] : 83 Политика Тифайфу привела к большому кровопролитию и недовольству среди китайцев. [ 15 ] : 83
Это также вызвало недовольство среди ханьских китайцев, а также из-за лояльности к династии Мин некоторые районы Китая дали отпор маньчжурам, что спровоцировало династию Цин на резню целого населения. [ 9 ] Были сообщения о таких массовых убийствах, устроенных цинскими солдатами в южных городах, таких как Цзядин и Цзянъинь , где десятки тысяч людей были намеренно и жестоко убиты. [ 9 ] Именно ханьские китайцы-перебежчики устроили массовые убийства людей, отказывавшихся стоять в очереди.
Ли Чэндун , ханьский китайский генерал, служивший Мин, но перешедший на сторону Цин, [ 17 ] приказал войскам провести в течение месяца три отдельные массовые убийства в городе Цзядин, в результате которых погибли десятки тысяч человек. [ нужна ссылка ] Три массовых убийства в районе Цзядин являются одними из самых печально известных. [ нужна ссылка ]
В июне 1645 года новость о том, что мужчины обязаны носить маньчжурскую прическу, достигла города Цзянъинь . [ 18 ] Город Цзянъинь сопротивлялся примерно 10 000 цинских войск в течение 83 дней; когда городская стена была наконец прорвана 9 октября 1645 года, армия Цин во главе с ханьским перебежчиком из династии Мин, генералом Лю Лянцзо ( 劉良佐 ), которому было приказано «наполнить город трупами, прежде чем вкладывать мечи в ножны», уничтожили все население, убив от 74 000 до 100 000 человек. [ 19 ] Хотя генерал Лю заявил, что казни подлежат только взрослые мужчины, солдаты Лю без разбора сжигали женщин и детей в своих домах. [ 19 ] Из первоначального населения, которое, по оценкам, составляло около 100 000 человек, после резни в Цзяинь выжили только 53 человека. [ 19 ]
Ханьские китайские солдаты в 1645 году под командованием ханьского генерала Хун Чэнчжоу заставили жителей Цзяннани стоять в очереди, в то время как ханьцам первоначально платили серебром за то, чтобы они носили очередь в Фучжоу , когда это было впервые реализовано. [ 20 ] [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ван, И (19 сентября 2019 г.). «Оспорение прошлого в китайском Интернете: ханьцентризм и мнемонические практики» . Исследования памяти . 15 (2): 304–317. дои : 10.1177/1750698019875996 . ISSN 1750-6980 . S2CID 204374195 .
- ^ Jump up to: а б с д Ван, Анита Сяомин (2018). «Идеализированная жизнь женщин: образы красоты в китайских лубках династии Цин» . Азиатское искусство . 73 : 61–80. дои : 10.3406/arasi.2018.1993 . ISSN 0004-3958 . JSTOR 26585538 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ван, Гоцзюнь (2019). «Отсутствующее присутствие: костюмы и идентичность в драме Цин «Воссоединение десяти тысяч ли»» . Гарвардский журнал азиатских исследований . 79 (1): 97–130. дои : 10.1353/jas.2019.0005 . ISSN 1944-6454 . S2CID 228163567 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Ван, Гоцзюнь (2020). Постановка личности: костюмы в ранней драме Цин . Нью-Йорк. ISBN 978-0-231-54957-8 . OCLC 1129398697 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Роудс, Эдвард Дж. М. (2000). Маньчжуры и хань: этнические отношения и политическая власть в позднем Цин и раннем республиканском Китае, 1861-1928 гг . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-80412-5 . OCLC 774282702 .
- ^ Уэйкман, Фредерик Э. (1985). Великое предприятие: маньчжурская реконструкция имперского порядка в Китае семнадцатого века, Том 1 . Том. 2 Великого предприятия (иллюстрированное изд.). Калифорнийский университет Press, lp 868. ISBN 0520048040 .
- ^ Луи, Адам Юэнь-чунг (1989). Два правителя в одном правлении: Доргон и Шун-чжи, 1644-1660 гг . Монографии факультета азиатских исследований // Австралийский национальный университет (иллюстрированное изд.). Факультет азиатских исследований Австралийского национального университета. п. 37. ИСБН 0731506545 .
Доргон не хотел, чтобы в провинции что-то пошло не так, и это могло быть главной причиной, почему правительство... Когда китайцам было приказано носить очередь, Сунь и Ли взяли на себя инициативу и изменили свою прическу эпохи Мин на...
- ^ «Сяо Цзин: объем и значение трактата - проект китайского текста» . ctext.org (на китайском (Тайвань)) . Проверено 8 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Смит, Ричард Дж. (2015). Династия Цин и традиционная китайская культура . Лэнхэм. п. 62. ИСБН 978-1-4422-2192-5 . OCLC 898910891 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Форсайт, Джеймс (1994). История народов Сибири: Российская североазиатская колония 1581-1990 (иллюстрировано, переиздание, исправленное издание). Издательство Кембриджского университета. п. 217. ИСБН 0521477719 .
- ^ Маевич, Альфред Ф., изд. (2011). Материалы для изучения тунгусских языков и фольклора . Том. 15 (иллюстрировано, переиздание). Вальтер де Грюйтер. п. 21. ISBN 978-3110221053 .
- ^ Дуайер, Ариенн М. (2007). Салар: исследование языковых контактных процессов внутренней Азии, часть 1 . Том. 37 серии Turcologica (иллюстрированное издание). Отто Харрасовиц Верлаг. п. 22. ISBN 978-3447040914 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Равски, Эвелин Сакакида (1998). Последние императоры: социальная история имперских институтов Цин . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-92679-0 . OCLC 43476703 .
- ^ Келихер, Макабе (2020). Совет обрядов и создание Цинского Китая . Окленд, Калифорния. ISBN 978-0-520-97176-9 . OCLC 1090283580 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Чанг, Чун-шу (1998). Переосмысление истории: призраки, духи и человеческое общество в мире Пу Сун-лина, 1640-1715 гг . Шелли Сюэ-Лунь Чан. Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-10822-0 . ОСЛК 37935113 .
- ^ Jump up to: а б Су, Вэньхао (2019). «Исследование наследия и культурного творчества маньчжурской культуры ципао» . Материалы 3-й Международной конференции «Искусствоведение: наука, опыт, образование» (ICASSEE 2019) . Достижения в области социальных наук, образования и гуманитарных исследований . Том. 368. Атлантис Пресс. стр. 208–211. doi : 10.2991/icassee-19.2019.41 . ISBN 978-94-6252-837-6 . S2CID 213865603 .
- ^ Фор, Дэвид (2007). Император и предок: государство и родословная в Южном Китае . Дэвид Фор. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 164. ИСБН 978-1-4356-0883-2 . OCLC 290565472 .
- ^ Робертс, Джон А.Г. (2011). История Китая (3-е изд.). Пэлгрейв Макмиллан. п. 138. ИСБН 978-0-230-24984-4 . OCLC 930059261 .
- ^ Jump up to: а б с Конфликт и контроль в позднем императорском Китае . Фредерик Э. Уэйкман, Кэролайн Грант, Беркли. Центр китайских исследований Калифорнийского университета, Американский совет научных обществ. Комитет по изучению китайской цивилизации. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. 1975. стр. 82–83. ISBN 0-520-02597-0 . ОСЛК 2422200 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Годли, Майкл Р. (сентябрь 2011 г.). «Конец очереди: волосы как символ в истории Китая» . Ежеквартальный журнал «Китайское наследие» (27). Проект «Китайское наследие», Колледж Азии и Тихого океана (CAP) АНУ, Австралийский национальный университет. ISSN 1833-8461 .
- ^ Джастус Дулитл (1876). Социальная жизнь китайцев: с некоторым учетом их религиозных, правительственных, образовательных и деловых обычаев и мнений. Со специальной, но не исключительной ссылкой на Фухчау . Арфисты. стр. 242–.