Китайская шпилька
![]() Два стиля китайской заколки: дзан и чай. | |
Тип | Традиционная китайская заколка |
---|---|
Материал | Разнообразный |
Место происхождения | Китай , по крайней мере, со времен неолитической культуры Хемуду (5500–3300 гг. До н.э.) |
Цзи ( китайский : 筓) ; пиньинь : Цзи ) (также известный как Фазан ( китайский : 髮簪) ; пиньинь : Фазань ), Занзи или Зань ( китайский : 簪子or簪) ; пиньинь : Занзи или Зан ) для краткости) [ 1 ] [ 2 ] и Чай ( китайский : 钗) ; пиньинь : Chāi ) — общее название шпильки в Китае . [ 3 ] «Цзи» (с тем же иероглифом 笄 ) также является термином, используемым для обозначения шпилек династии Цинь . [ 4 ] Самая ранняя форма китайской палочки для волос была найдена в реликвиях неолитической культуры Хемуду ; палочку для волос называли Цзи ( китайский : 筓) ; пиньинь : Цзи ) и делались из костей, рогов, камней и нефрита. [ 5 ]
Заколки для волос являются важным символом в китайской культуре . [ 1 ] и связаны со многими китайскими культурными традициями и обычаями. [ 6 ] Их также использовали в качестве повседневного украшения для волос в древнем Китае; [ 3 ] все китаянки носили заколку, независимо от своего социального положения. [ 7 ] Материалы, сложность украшений заколок и дизайн, использованный для изготовления заколок, были маркерами социального статуса их обладательницы. [ 1 ] [ 6 ] Заколки могли быть изготовлены из различных материалов, таких как нефрит , золото , серебро , слоновая кость , бронза , бамбук , резное дерево , черепаховый панцирь и кость , а также другие. [ 3 ] [ 8 ] [ 1 ] [ 9 ]
До основания династии Цин и мужчины, и женщины собирали волосы в пучок, используя цзи . [ 3 ] Существовало множество разновидностей шпилек, многие из которых имели собственные названия для обозначения определенных стилей, например дзан , джи , чай , буяо и тяосинь . [ 10 ] [ 3 ] [ 11 ]
Культурный
[ редактировать ]Захоронения
[ редактировать ]Во время китайских похорон женщинам в трауре не разрешалось носить заколки. [ 1 ]
Цзи Церемония
[ редактировать ]Цзи сыграл важную роль в взрослении ханьских китайских женщин. [ 1 ] [ 4 ] До 15 лет женщины не пользовались заколками и всегда заплетали волосы в косы. [ 1 ] Когда женщине исполнялось 15 лет, она переставала носить косы, и церемония заколки под названием « Цзи Ли » ( 笄礼), или «посвящение заколки». в честь обряда посвящения проводилась [ 3 ] [ 1 ] [ 6 ] [ 4 ] Во время церемонии их волосы собирали в пучок с помощью заколки дзи . [ 1 ] [ 4 ] После церемонии женщина могла выйти замуж. [ 3 ] [ 6 ] [ 4 ]
Заколки как знак любви
[ редактировать ]Обручение и свадебные обычаи
[ редактировать ]Выйдя замуж, китаянки вынимали заколку из волос и дарили ее своему жениху. [ 1 ] После свадьбы муж возвращал заколку своей новобрачной жене, втыкая ее обратно в волосы. [ 1 ]
Знак любви разлуки и воссоединения
[ редактировать ]Заколка чая для [ 12 ] также раньше был формой любовного знака; когда влюбленным приходилось расставаться, они часто ломали шпильку пополам, и каждый сохранял по половине шпильки до воссоединения. [ 3 ]
Точно так же, когда супружеские пары были разлучены на длительный период времени, они ломали шпильку пополам, и каждая сохраняла по одной части. [ 1 ] Если бы они встретились снова в будущем, они бы снова соединили заколку как доказательство своей личности и как символ своего воссоединения. [ 1 ]
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Материалы
[ редактировать ]
Изначально китайцам нравились заколки для волос, сделанные из кости и нефрита . [ 13 ] Заколки для волос из резного нефрита появились в Китае еще в эпоху неолита ( ок. 3000–1500 гг. до н. э. ) вместе с технологией резьбы по нефриту. [ 7 ] Некоторые древние китайские заколки для волос, датируемые династией Шан, до сих пор можно найти в некоторых музеях. [ 14 ]
К бронзовому веку золотые заколки для волос были завезены в Китай людьми, жившими на северных границах страны. [ 13 ] Некоторые древние китайские заколки, датируемые 300 годом до нашей эры, были сделаны из кости, рога, дерева и металла. [ 8 ]
Искусство гравировки по дереву впервые появилось во времена династии Тан , и этот новый вид искусства затем был применен к большим деревянным китайским заколкам для волос. [ 15 ] Многие из этих деревянных заколок затем покрывались серебром. [ 15 ]
Во времена династии Мин заколки стали более сложными, а резьба выполнялась на серебре, слоновой кости и нефрите, а в качестве оправы часто использовался жемчуг. [ 15 ]
Украшения
[ редактировать ]Заколки также могли быть украшены драгоценными камнями, а также изображениями цветов, драконов и фениксов. [ 8 ]
Типы
[ редактировать ]Существуют различные виды китайских заколок:
Я буду
[ редактировать ]Зан — это разновидность шпильки с одной шпилькой. [ 10 ] [ 9 ] Зан также может быть разных стилей, таких как: [ 10 ]
- Цзи -стиль : стиль заколки для волос дзан , который, вероятно, относится к шпильке, используемой для закрепления волос в пучке. [ 10 ]
- Жуйи Стиль : стиль заколки дзан в форме скипетра Жуйи . [ 10 ]
- Стиль головы тигра [ 10 ]
- Стиль круглого дракона [ 10 ]
-
династии Шан Заколка из кости
-
Шан Бон Цзи
-
Бронзовая заколка Шан
-
Нефритовая заколка для волос династии Шан
-
Весенняя и осенняя бронзовая заколка для волос
-
Бронзовая заколка для волос периода Воюющих царств
-
Нефритовая заколка для волос времен династии Тан.
-
Коралловая заколка, династия Сун.
-
Шпилька из «Южной песни».
-
Заколка для волос из нефрита Мин, украшенная цветами.
-
Золотые заколки Мин
-
Могила принца Чуана из Ляна - золотые заколки для волос
-
Нефритовые заколки и украшения династии Мин
-
Заколки и золотые серьги династии Мин
-
Золотые шпильки Мин
-
Золотые серьги и заколка Мин
-
Золотая заколка Ming и серьги в форме тыквы
-
Шпилька из Китая, династия Цин, нефрит ,
-
Заколка для волос династии Цин, позолоченное серебро.
шпилька Феникс
[ редактировать ]Феникс (Фэнхуан) Шпилька возникла во времена династии Цинь и имела верхнюю часть из золота и серебра, а ступни - из черепахового панциря; он превратился в фэнгуань Позже во времена династии Сун . Затем фэнгуань , а также в продолжал развиваться дальше в династиях Мин и Цин современной республике. [ 16 ] Во времена династии Хань императорский указ постановил, что заколка с украшениями фэнхуан должна была стать формальным головным убором вдовствующей императрицы и императорской бабушки. [ 16 ] Фэнхуан — благоприятная птица в китайской традиции, которая, как полагают, олицетворяет императрицу или невесту на свадьбе. [ 17 ] Заколки для волос с фениксом также изготавливались и использовались перанаканскими женщинами после того, как они поселились в Проливах, как часть своих свадебных головных уборов. [ 17 ]
- Шпилька Феникс (Фэнхуан)
-
Пара позолоченных серебряных заколок в виде фениксов времен династии Южная Сун.
-
Золотые серьги Ming-Qing и заколка в виде феникса
-
Заколки для волос с золотым фениксом из гробницы принца Чуана Ляна, династия Мин, 15 век.
Чай
[ редактировать ]Чай — это разновидность заколки с двумя или несколькими шпильками. [ 10 ] [ 9 ] с двумя булавками Чай произошел от дзан ; его часто можно встретить в китайской поэзии и литературе, поскольку он играл важный символ и знак любви. [ 12 ]
-
Династия Цзинь (западная и восточная) Серебряная заколка для волос
-
династии Тан Чай .
-
Золотая заколка для волос династии Мин
-
Династия Юань Чай.
-
золотая заколка с пионом
-
Династия Тан, серебро, позолота - Королевский музей Онтарио
-
Позолоченные серебряные заколки Тан
-
Золотая шпилька Мин
-
Серебряная заколка для волос династии Тан
-
династии Ляо Золотая заколка
-
Позолоченная серебряная заколка Тан
-
династии Мин Золотой чай
Буяо
[ редактировать ]Буяо . представляла собой сложную и изысканную форму заколки для волос, которая обозначала благородный статус [ 3 ] Обычно его делали из золота и часто украшали драгоценными камнями (например, жемчугом и нефритом) и резными узорами (например, в форме драконов или феникса). [ 3 ] [ 13 ] Это было похоже на зан , [ 12 ] но одной из его основных характеристик являются свисающие детали, из-за которых он получил название «буяо» (буквально «тряска на ходу», «качание при каждом шаге» или «тряска при шаге»). [ 3 ] [ 9 ] [ 18 ] [ 12 ] Буяо Хань стало популярным во времена династии Западная . [ 13 ]
-
Золотая заколка для волос «Феникс Зань» династии Цин .
-
Буяо, 18 век.
дианкуй заколка
[ редактировать ]Заколка дяньцуй , также известная как « зимородка заколка из перьев ». [ 19 ] были изготовлены с использованием традиционного китайского искусства дяньцуй . [ 18 ]
-
Заколка из перьев зимородка.
-
Заколка из перьев зимородка
-
Заколка Тянь-цуй в форме сверчка
Головные уборы-цветы-заколки
[ редактировать ]Головные уборы «Цветок-шпилька» — это общий термин, который использовался для обозначения украшений и головных уборов, которые носили императрицы династии Сун и императорские наложницы. [ 20 ] Головные уборы «Цветок-шпилька» украшались заколками-цветками. [ 20 ] Использовалось разное количество цветов в зависимости от рангов императорских супруг, и были изданы особые императорские правила их использования. [ 20 ]
Джин Чан Ю Юэ
[ редактировать ]Цзинь Чан Ю Юэ ( китайский : 金蟬玉葉) ; пиньинь : Jīn chán yù yè ) Известен как заколка для волос «золотая цикада на нефритовом листе» или «Цзинь чжи ю йе» «Цзинь чжи ю юэ» ( китайский : 金枝玉葉) ; пиньинь : Jīnzhīyùyè ) (букв. золотые ветви и нефритовые листья) омоним китайской идиомы «человек благородного происхождения», [ 21 ] тип шпильки династии Мин в форме золотой цикады, сидящей на куске нефрита, вырезанном в форме листа. [ 9 ] [ 21 ]
Тиаоксин
[ редактировать ]Тяосинь ( китайский : 挑心) ; пиньинь : Тяо синь ) — китайская заколка, которую женщины династии Мин носили в пучке волос; верхняя часть шпильки обычно имела форму буддийской статуи, бессмертного, санскритского слова или феникса. [ 11 ] Китайский иероглиф шоу ( 寿 , «долголетие») также мог использоваться для украшения заколки. [ 11 ] [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]- Шпилька
- Палочка для волос
- Список головных уборов ханьфу
- Канзаши – японский аналог.
- Биньё — корейский аналог.
- Фэнгуань – корона феникса
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Шпильки в обществе и искусстве» . 2021 Проверено 05 мая г.
- ^ Ву, Шу-Лин (2019). Освоение продвинутого современного китайского через классику . Хайван Юань. Абингдон, Оксон: Тейлор и Фрэнсис. стр. 125, 233. ISBN. 978-1-315-20897-8 . OCLC 1053623258 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Исторические украшения для волос и их социальный смысл» . США.chinadaily.com.cn . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Скрытые измерения образования: риторика, ритуалы и антропология . Верлер, Тобиас. Вульф, Кристоф. Ваксманн. 2006. стр. 165–168. ISBN 3-8309-1739-2 . OCLC 470776855 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Костяные заколки, обнаруженные на стоянке Чжоуюань» .
- ^ Jump up to: а б с д «Китайская перегородчатая заколка» . коллекция.maas.музей . Проверено 06 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Материалы и технологии» Музей шпилек Музей шпилек, изготовленных из сотен выплавленных сталей . Проверено 06 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Шерроу, Виктория (2006). Энциклопедия волос: история культуры . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 179. ИСБН 0-313-33145-6 . OCLC 61169697 .
- ^ Jump up to: а б с д и Юань, Сяовэй (2017). «Традиционное китайское ювелирное искусство: утрата, открытие и реконструкция на примере головных уборов» . Материалы 2-й Международной конференции по современному образованию, социальным и гуманитарным наукам (ICCESSH 2017) . Атлантис Пресс. стр. 550–554. дои : 10.2991/iccessh-17.2017.135 . ISBN 978-94-6252-351-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Жить хорошей жизнью: потребление в империях Цин и Османской империи восемнадцатого века . Элиф Акчетин, Сурайя Фарохи. Лейден: Брилл. 2018. с. 205. ИСБН 978-90-04-35345-9 . OCLC 1008768840 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с «Золотая заколка с иероглифом «Шоу» - Музей Чэнду» . www.cdmuseum.com . Проверено 06 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Традиции Китая – культура украшений для волос | ChinaFetching» . ChinaFetching.com . Проверено 06 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Аксессуары для волос - МУЗЕЙ МИХО» . www.miho.jp. Проверено 06 мая 2021 г.
- ^ «Шпилька 13–11 веков до н. э., Китай» . www.metmuseum.org . Архивировано из оригинала 06 мая 2021 г. Проверено 06 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Лестер, Кэтрин Моррис (2004). Аксессуары платья: иллюстрированная энциклопедия . Бесс Виола Эрке, Хелен Вестерманн. Минеола, Нью-Йорк. п. 118. ИСБН 978-0-486-14049-0 . OCLC 857715305 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Ченг, Хуэй-Мэй (2001). «Исследование формы и символики китайской свадебной короны Феникса» . Материалы конференции Корейского общества костюмов : 59–61.
- ^ Jump up to: а б «Шпилька Феникс» . www.roots.gov.sg . Проверено 22 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Ву, Ицянь (2020). Исследование исторической трансформации и культурных изменений в китайских ювелирных изделиях Дянь-цуй [Диссертация] . Сиднейский университет (Диссертация). стр. 21, 30, 33, 43–44. hdl : 2123/24005 .
- ^ "Шпилька из перьев зимородка из Китая" . коллекция.maas.музей . Проверено 06 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Чжу, Жуйси; Нью-Йорк (2016). Социальная история средневекового Китая: династии Сун, Ляо, Западная Ся и Цзинь . Бангвэй Чжан, Фушен Лю, Чунбан Цай, Цзэнъюй Ван, Питер Дитмэнсон, Бан Цянь Чжу (обновленная ред.). Кембридж, Великобритания. стр. 100-1 26–27. ISBN 978-1-107-16786-5 . OCLC 953576345 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Лю, Фанг (2011). «Редкие коллекции династий Мин и Цин» . europe.chinadaily.com.cn . Архивировано из оригинала 06 мая 2021 г. Проверено 06 мая 2021 г.
- ^ «Традиционные китайские украшения для волос — Диджи и Тяопай в стиле Мин» . www.newhanfu.com . 04.12.2020 . Проверено 28 мая 2024 г.