Чжидуо (одежда)
Чжидуо | |||
---|---|---|---|
![]() Чжидуо, мужской повседневный халат в стиле средневекового Китая. | |||
Китайское имя | |||
китайский | Чжичэн или Чжиду или Чжижу или Чжижи | ||
Буквальный смысл | Прямой сбор | ||
| |||
Чжишен | |||
китайский | прямой | ||
Буквальный смысл | Прямое тело | ||
| |||
Хайцин | |||
китайский | Хайцин | ||
Буквальный смысл | Синий океан | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
Вьетнамский алфавит | халат | ||
Китайские иероглифы | 袄长 или 袄𧛇 | ||
Корейское имя | |||
хангыль | прямой утюг | ||
Ханджа | Наото | ||
| |||
Японское имя | |||
Кандзи | прямое написание | ||
Хирагана | скоро | ||
|
Чжидуо ( т. е. китайский : 正掇 ; пиньинь : жидуо ; букв. «Прямой сбор»: 正谰 и 诇 и 蕠 ), [ 1 ] также известный как чжишен ( китайский : 直身 ; пиньинь : zhíshēn ; букв. «прямое тело»; [ 1 ] Корейский : 직신 ; Ханджа : 直身 ; РР : Джикшин ), когда он украшен внешними маятниками, [ 2 ] и Хайцин ( китайский : 海青 ; букв. «синий океан»), [ 3 ] относится к двум типам традиционного чаньи ( упрощенный китайский : 长衣 ; традиционный китайский : 長衣 ; букв. «длинная одежда») или ( шеньи -структурированный [ 4 ] ) паофу носили как верхнюю одежду , которые мужчины в широком смысле; т.е. случайное жидуо в ханьфу священников и жидуо в широком смысле. [ 5 ] Как особый термин, жидуо относится к первому. [ 6 ] Чжидуо хотя также назывался даопао Ван Чжишенем во времена династии Мин, даопао относится к другому виду паофу . [ 7 ] В наши дни хайцин иногда называют даопао . [ 8 ] В настоящее время на Тайване хайцин даосские священники также носят Чжэньи . [ 9 ] Термин « хайцин » также может обозначать длинную черную или желтую одежду, которую носят буддийские монахи . [ 8 ]
Чидуо : также было введено как в Японии , так и в Корее , где китайский буддизм был распространен . В Японии жидуо дзикитоцу произносилось как ( по -японски прямое написание/дзикитоцу ) . [ 10 ] В Корее жидуо ( произносится как джикчхоль корейский : 직철 ; ханджа : 直 裰 ), [ 4 ] и также упоминался как джангсам ( корейский : 장삼 ; ханджа : 長衫 ) буддийских монахов; чикчхоль до носили под Касайей начала периода Чосон . [ 11 ]
Происхождение и история
[ редактировать ]буддийского монаха Жидуо носили еще во времена династии Тан . [ 12 ] После средней династии Тан жидуо носили вместе с правой обнаженной рясой, называемой цзяша ( китайский : 袈裟 ; пиньинь : цзяша ). [ 12 ] Термин джиаша был заимствован из термина Касая в Китае, где он стал особым термином для обозначения цельного прямоугольного халата, сделанного из лоскутного шитья. [ 13 ] обычно цзяша Во времена династии Хань была черного цвета; фиолетовый во времена династии Тан и стал желтым со времен Пяти династий до сих пор, поскольку желтый цвет в буддизме представляет высший набор ценностей: отсутствие желаний, смирение и отречение . [ 14 ] регионах цзяша также могла В некоторых географических быть красного или коричневого цвета. [ 14 ] В Китае также существовали правила, установленные императорским двором, которые регулировали цвет цзяша в зависимости от ранга, но который мог варьироваться в зависимости от различного династического периода. [ 14 ]
Ношение жидуо вместе с цзяша в конечном итоге стало стандартным стилем одежды для буддийских монахов и продолжало преобладать в династиях Сун , Юань и Мин с небольшими изменениями в стилях. [ 12 ] Обычай и практика ношения цзяша поверх чжидуо затем распространились в Корее и Японии . [ 15 ] в стиле династии Тан по-прежнему остается популярной среди японских буддийских монахов. В наши дни цзяша фиолетового цвета [ 14 ]
Во время ранней династии Цин суд Цин издал политику Тифайфу в отношении ханьского китайского населения, что привело к исчезновению большей части ханьфу . [ 16 ] Однако жидуо было избавлено от этой политики , поскольку оно входило в число десяти исключений . [ 16 ] Во времена династии Цин цзяша перестали использоваться, и жидуо буддийских монахов использовалось отдельно. [ 12 ]
Буддийские одежды
[ редактировать ]Когда буддизм появился в Китае во времена династии Хань около 65 г. н. э., [ 14 ] Также была представлена индийская Касайя. [ 17 ] Индийская Касайя состояла из саньи ( китайский : 三衣 ; пиньинь : саньи ; букв. «три одежды»). [ 14 ] [ 18 ] Однако индийская Касая не была хорошо принята в Китае, поскольку китайцы глубоко верили в конфуцианскую концепцию приличия ; и в результате любые формы обнажения тела воспринимались как неподобающие и ассоциировались с варварами. [ 19 ] Быть полностью одетым является выражением китайской культуры одежды, и по сравнению со своими индийскими коллегами китайцы не воспринимали обнажение плеч как знак уважения. [ 14 ] Отсутствие обнажения правого плеча началось в северном Китае, чтобы защитить тело от холода и выполнить китайские культурные требования. [ 14 ] голость полностью исчезла Это изменение произошло в эпоху китайского средневековья, а в период Цао Вэй . [ 14 ] Похоже, что обнажение плеч вновь появилось в период Северной Вэй, прежде чем подверглось критике: [ 18 ]
Люди с Запада в основном с непокрытыми руками. [Монахи] боялись, что возникнет критика этой практики, поэтому руку нужно было прикрыть… В период Северной Вэй люди из дворца видели обнаженную руку монахов. Они считали это неуместным. Затем был добавлен правый рукав, обе стороны которого были сшиты. Это называлось пяньшань. Спереди оно было расстегнуто от воротника, поэтому сохранялся первоначальный вид. Поэтому известно, что левая часть пяньшаня на самом деле была лишь внутренней мантией, а правая — прикрывала плечо.
- И, Лиду, Искусство Юньган, история, археология, литургия, Цзэнсю цзяоюань цингуй
Пяньшань : ( китайский : частичная рубашка ; пиньинь : piānshān ; букв. «боковая одежда»), также известный как хэнсан ( японский . частичная (褊) рубашка/へんさん ) в Японии [ 20 ] и пёнсам ( корейский : 편삼 ; ханджа : 褊衫 ) в Корее, [ 4 ] был короткий халат. [ 19 ] Чтобы создать пяньшань , монахи объединили санкакшику, называемую сэнчжичжи ( китайский : 僧祗支 ; пиньинь : sēngzhīzhī ), которая является внутренней одеждой, которую носят как монахи, так и монахини под саньи , с худзяньи ( китайский : 䕶肩衣 ; пиньинь : hùjiānyi ) из буддийские монахини. [ 19 ] Хуцзяньи представлял собой кусок ткани, который закрывал правое плечо буддийских монахинь и использовался только монахинями; его начали использовать после того, как некоторые буддийские монахини подверглись преследованиям со стороны мужчин за ношение одежды, обнажающей правое плечо. [ 19 ]


Первоначально буддийские монахи носили пяньшань в качестве верхней одежды вместе с китайской юбкой , называемой цюнь ( китайский : 裙 ; пиньинь : кунь ; букв. «юбка»). [ 19 ] [ 4 ] также называется кун ( японский : 裙/кун ) в Японии и гунджа ( корейский : 군자 ; ханджа : 裙子 ) в Корее. [ 19 ] [ 20 ] В соответствии с философией конфуцианства и даосизма использование верхней и нижней одежды ичан символизировало Небо и Землю, которые взаимодействуют в гармонии; [ 14 ] эта концепция появилась еще в древнем Китае и ее можно найти в И Цзин 《 易經 》. [ 21 ] Этому стилю одежды подражали вплоть до династии Тан , когда пяньшань и цюнь были сшиты вместе, образуя единую длинную одежду. [ 14 ] Поскольку единая длинная одежда впервые появилась, когда пяньшань и кунь были сшиты вместе, чтобы сформировать длинную одежду; этот длинный халат повторяет структуру шэньи и , таким образом, соответствует одной из традиционных систем одежды в Ханьфу . [ 4 ] Ко времени династии Юань это длинное одеяние называлось жидуо . [ 19 ] Термин чжидуо также можно найти в монашеском кодексе 1336 года, который называется « « цингуй» Байчжан . Цисю Императорское издание Правил чистоты Байчжана» [ 19 ] составлен Дунъяном Дэхуэем в 1338 году во времена династии Юань. [ 22 ] : 132
Хайцин
[ редактировать ]Современные буддийские монахи и миряне называют длинную буддийскую одежду хайцин ( китайский : 海青 ). [ 23 ] Ношение этих длинных одеяний буддийскими монахами является наследием периода Тан и Сун . [ 23 ] В древние времена хайцин был принят в храмах Чань . [ 8 ]
Хайцин который произошел от стиля ханьфу, носили во времена династий Хань и Тан. [ 14 ] в индийском стиле В период Тан и Сун Касайя претерпела серьезные изменения, пока они не перестали иметь тот же стиль, что и оригинальная Касайя. [ 23 ] Однако хайцин и дает некоторое представление о одежде , сохраняет некоторые следы традиционной китайской культуры которую носили элиты древнего Китая. [ 23 ] Например, закрытие хайцина , которое перекрывается и закрывается вправо, стиль, называемый цзяолин юрэнь , был передан из династии Шан и в то же время совпадает с буддийским обычаем уважения правой стороны. [ 14 ]
Повседневное жидуо
[ редактировать ]Согласно Шэнь Цунвэня « Чжунго гудай фуши яньцзю» Исследование » ; ( , древних китайских костюмов ) чжидуо произошел от чжундань (« китайский : 中(单)茌 книге букв. «Внутренняя одежда»), который носили древние монахи. [ 16 ]
Первоначально жидуо в основном носили монахи, но во времена династии Сун и последующих династий оно стало формой повседневной одежды ханьских китайцев . [ 16 ] Во времена династии Сун повседневная чидуо была свободной, с центральным швом сзади; однако у него не было прорезей в нижней части. [ 24 ]
Виды жидуо
[ редактировать ]Повседневный жидуо / жишен
[ редактировать ]Повседневное жидуо было популярно среди мужчин Сун . [ 25 ] Во времена династий Юань и Мин его могли носить как ученые-чиновники , так и простые люди, и он имел несколько особенностей: [ 5 ]
- Низ халата доходит ниже колена.
- С перекрывающимся Цзяолин Юрэнь воротником
- Центральный задний шов, идущий по низу халата.
- С боковыми разрезами на каждой нижней стороне
- Без подола или лань ( китайский : 襴 ), представляющий собой декоративную узкую панель, окружающую мантию, обычно удерживаемую ниже колен.
- Повседневное жидуо
-
Портрет династии Мин, изображающий мужчину в жидуо и женщину в банби .
-
Портрет мужчин в жидуо времен династии Мин
-
Портрет мужчин в жидуо времен династии Мин
священников Жидуо
[ редактировать ]священников Жидуо обычно носили махаянские или даосские священники. Оно было популярно со времен династии Сун и имеет еще несколько особенностей: [ 5 ]
- Со свободными манжетами
- С черной каймой по краям халата.
- С лан на талии халата
Хайцин
[ редактировать ]
Хайцин – это стиль , который носят буддийские монахи и миряне, воздающие дань уважения Будде. [ 8 ] Для него характерны широкие и свободные рукава, а также широкая свободная талия и нижний край; эти особенности сделали их удобными в ношении. [ 8 ]

В настоящее время хайцин обычно бывает следующих цветов: черный — цвет, который носят большинство последователей буддизма, когда они выражают почтение Будде, и желтый — цвет, который носят настоятели храма или монахи, совершающие богослужения во время служение Дхарме . [ 8 ] Его также можно найти в темно-синем цвете. [ 14 ]
Производные и влияния
[ редактировать ]Япония
[ редактировать ]В жидуо известно дзикитоцу Японии как . [ 20 ] [ 10 ] Он также известен как коромо . [ 26 ] [ 27 ] Коромо ; носят японские буддийские монахи или священники халат обычно черный или синий. [ 28 ] Кэса . поверх коромо надевается [ 28 ]
-
Портрет монаха, Япония, 16 век.
-
Портрет мастера дзэн Кьюдзана Соэя (1605–1656).
Корея
[ редактировать ]В Корее жидуо известно как чикчхоль ( корейский : 직철 ; ханджа : 直裰 ), [ 4 ] и также упоминался как джангсам ( корейский : 장삼 ; ханджа : 長衫 ) буддийских монахов. [ 11 ] В период Троецарствия в китайском стиле буддизм был привнесен в Корею через Китай, и корейские буддийские монахи носили буддийские одежды в китайском стиле, то есть чидуо . [ 29 ] Чжансам , который носили корейские буддийские монахи, носили еще в период Корё . [ 29 ] Вплоть до раннего периода Чосон , чансам который носили под касаей, имел форму чикчхола . [ 11 ]
Существует два типа буддийских джангсамов , которые в наши дни носят как монашеские одежды: джангсам Ордена Чогье и Ордена Тэго . буддийского [ 29 ] Чангсам из Китая , Ордена Чогье имеет структурное сходство с чикчхолем тогда как Чангсам Ордена Тэго структурно больше похож на традиционные дурумаги . [ 29 ] это было пальто без вентиляционных отверстий, также известное как Джууи ( корейский : 주의 ; ханджа : 周衣 ). [ 11 ] Чикчхоль развился в одном из нынешних корейских буддийских чансам с длинными рукавами . [ 4 ] Форма современного буддийского джангсама возникла благодаря сочетанию широких рукавов допо с формой дурумаги . [ 11 ]
Буддийский джангсам также был принят в качестве шаманского одеяния в Чесокгори . [ 29 ]
Похожие товары
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Буркус, Энн Гейл (2010). Через лес канцлеров: истории беглецов в «Линъянь гэ» Лю Юаня, иллюстрированной книге из Сучжоу семнадцатого века . Юань, активный Лю. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 67. ИСБН 978-1-68417-050-0 . OCLC 956711877 .
- ^ Цзуцзе, Юань (1 января 2007 г.). «Одежда для власти: обряд, костюм и государственная власть в Китае при династии Мин» . Границы истории в Китае . 2 (2): 181–212. дои : 10.1007/s11462-007-0012-x . ISSN 1673-3401 . S2CID 195069294 .
- ^ «Костюм китайца | Верхняя одежда ханьфу в стиле Мин: Чжишэнь» . www.newhanfu.com . 2020 . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хур, Хун (2006). « костюмов сангхи), показанных в Чхонгю (淸gui)». Дзен (선학) на корейском языке) 13 : 9–45 Изучение костюмов монахов ( ( .
- ^ Перейти обратно: а б с Чжоу, Сюнь, Гао, Чуньмин (1996) . Словарь китайской одежды и одежды (на китайском языке Шан хай ци шу чу бан она [Издательство словаря 上海, стр. 158–9 ) . 9787532602520 . OCLC 300428764 .
- ^ Чжу, Хэпин (2001) . История китайской одежды (на китайском языке: Чжун Чжоу гу цзи чу бан она [Издательство 中zhou Ancient Books, стр. 222–3) . 9787534820496 . OCLC 298468490 .
- ^ Ван, Чжишен «Губу Гулу» . Гоу Бу Гоу Лу . zh.wikisource.org (на упрощенном китайском языке) . Проверено 25 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мастер Син Юн. «Инструмент Дхармы: Хайцин» . hsingyun.org . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ Прегадио, Фабрицио (2012). Энциклопедия даосизма Том. 2. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781135796334 .
- ^ Перейти обратно: а б «Дзикитецу (джики тоцу) то ва» Что такое Дзикитоцу - Котобанк? [Что такое Дзикитэцу (дзики тоцу)?] . Проверено 28 июля 2018 г ..
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Сынбок (僧服)» . Энциклопедия корейской народной культуры .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Наклонная рубашка и Чжидуо — 《Исследования пещерных храмов》2011–00期» . ru.cnki.com.cn. Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ Ши, Ювэй (2021). Заимствования в китайском языке . Абингдон, Оксон: Рутледж. ISBN 978-1-000-29351-7 . OCLC 1222862988 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Ченг, Фунг Кей (28 июля 2020 г.). «Переплетающееся погружение: развитие костюмов китайских буддийских мастеров на примере» . Религиоведение . 8 (1): 23–44. ISSN 0536-2326 .
- ^ Памела Д. Уинфилд; Стивен Хейн, ред. (2017). Дзен и материальная культура . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-046931-3 . OCLC 968246492 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Тан [Тан], Юэчжи [Вьетнам] (2012) «Хуася игуань чжи жидуо ю чжишен» . Прямая юбка и прямое тело китайской одежды. .Гуйян Литература и история 6 : 83.
- ^ Кишник (2003). Влияние буддизма на китайскую материальную культуру . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 94. ИСБН 978-0-691-21404-7 . ОСЛК 1159003372 .
- ^ Перейти обратно: а б Йи, Лиду (2017). Юнган: искусство, история, археология, литургия . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-351-40240-8 . OCLC 990183288 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Йифа (2002). Истоки буддийских монашеских кодексов в Китае: аннотированный перевод и исследование Чаньюань цингуй . Цзунцзе. Гонолулу: Издательство Гавайского университета. п. 252. ИСБН 0-585-46406-5 . OCLC 52763904 .
- ^ Перейти обратно: а б с Уодделл, Северная Каролина; Уодделл, Норман (1978). «Хокё-ки Догэна, ЧАСТЬ II» . Восточный буддист . 11 (1): 66–84. ISSN 0012-8708 . JSTOR 44361500 .
- ^ Полный И Цзин: окончательный перевод . Перевод Альфреда Хуанга (10-е изд.). Рочестер, Вермонт: Внутренние традиции. 2010. ISBN 978-1-59477-886-5 . OCLC 725228353 .
- ^ Почески, Марио (2015). Записи Мазу и создание классической литературы Чань . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190225766 . OCLC 910935405 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Нан, Хуайджин (1997). Основы буддизма: изучение буддизма и дзэн . Хуайджин Нан Йорк-Бич, Мэн: Сэмюэл Вайзер . 978-1-60925-453-7 . OCLC 820723154 .
- ^ «Костюм в эпоху Сун» . ru.chinacultural.org . 2008 год . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ «Энциклопедия Zhicheng_CNKI» . xuewen.cnki.net Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ «Одеяние, которое носил дзен-буддийский нищий монах (Коромо или Дзикитоцу)» . Музей РИСД . Проверено 28 декабря 2021 г.
- ^ Барони, Хелен Жозефина (2002). Иллюстрированная энциклопедия дзэн-буддизма (1-е изд.). Нью-Йорк: Паб Rosen. Группа. п. 196. ИСБН 0-8239-2240-5 . OCLC 42680558 .
- ^ Перейти обратно: а б «Коромо — Тибетская буддийская энциклопедия » tibetanbuddhistcyclepedia.com . Получено 2 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Чансам» Энциклопедия корейской народной культуры .