Jump to content

Сянюнь (Благоприятные облака)

Сянюнь
С RT665
Благоприятные облака, Китай, 17-18 века.
Китайское имя
Традиционный китайский Сянюнь
Упрощенный китайский Сянюнь
Буквальный смысл Благоприятные облака
Ханью Пиньинь Сянюнь
Японское имя
Кандзи Зуюн
Катакана Целый день
Романизация Зуюн
Английское имя
Английский Благоприятные облака/облака/счастливые облака

Сянюнь ( упрощенный китайский : 祥云 ; традиционный китайский : 祥雲 ; пиньинь : xiángyún ) — традиционные китайские стилизованные виде облаков . декоративные узоры в [ 1 ] [ 2 ] : 581  [ 3 ] : 132  Они также известны как юньвэнь ( 云纹 ; 雲紋 ; «мотив облака»), благоприятные облака, счастливые облака , а на английском языке иногда сокращаются как облака ( ; ; yún ). [ 4 ] Тип сянюнь, который считался особенно благоприятным, - это пятицветные облака , называемые цинъюнь ( 青云 ; 青云 ; qìngyún ), которые более широко известны как усэ юнь ( 五色云 ; 五色云 ; wϔsèyún ; «пятицветное) облако». ') или wucai xiangyun ( 五彩香云 ; 五彩香云 ; wϔcώi xiángyún ; «Пятицветные благоприятные облака»), что воспринималось как показатель мира в королевстве . [ 1 ] [ 2 ] : 579  [ примечание 1 ]

Сянъюнь — один из самых благоприятных узоров, используемых в Китае, и имеет очень долгую историю. [ 5 ] Мотивы облаков появились в Китае еще во времена династии Шан и династии Восточная Чжоу . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] : 132  [ 6 ] : 25  Это одно из старейших украшений и украшений, используемых в китайском искусстве , китайской архитектуре , мебели, китайском текстиле и китайской одежде . [ 6 ] : 25  [ 7 ] [ 2 ] : 579–582  При использовании на китайском текстиле сянюнь может принимать множество различных форм, в том числе иметь вид китайского иероглифа ван ( ; ван ) или внешний вид линчжи . [ 2 ] : 582  [ 4 ] [ примечание 2 ] Мотив Сянюнь передавался в Китае из поколения в поколение и до сих пор ценится в современном Китае за свою эстетическую и культурную ценность. [ 5 ] [ 7 ] Сянъюнь также был представлен в Японии , где он стал известен как Цзуйун . [ 8 ]

Культурное значение и символика

[ редактировать ]

Благоприятное значение

[ редактировать ]

Мотивы облаков уходят корнями в культуру аграрного общества китайского народа. [ 2 ] : 481  Облака ассоциируются с удачей, поскольку облако вызывает дождь, который увлажняет все сущее и, следовательно, приносит людям удачу. [ 3 ] : 133 

На китайском языке облака называются юнь ( ; ; yún ), что является омонимом китайского иероглифа yun «удача» ( ; ; yùn ). [ 2 ] : 579 

В китайской культуре облака (особенно пятицветные) воспринимаются как благоприятный знак (например, предзнаменование мира). [ 4 ] ), [ 2 ] : 579  символ Неба, [ 4 ] и выражение Воли Небес. [ 1 ] [ примечание 3 ] Они также символизируют счастье и удачу. [ 9 ] : 99 

Ассоциация с даосизмом и китайской космологией

[ редактировать ]
Китайский иероглиф Ци (气), период весны и осени.

Физические характеристики облаков (по своей природе тонкие и парообразные ) были связаны с даосской концепцией ци ( ; ), особенно юаньци . [ 3 ] : 133  и действующие космологические силы; [ 1 ] [ примечание 4 ] т.е. юаньци была источником Небес и Земли, и все вещи были созданы в результате взаимодействия между Инь и Ян . [ 3 ] : 133  Поскольку древняя пиктограмма ци выглядела как поднимающийся пар , древние китайцы считали, что ци — это облака, а облака — это ци. [ 3 ] : 133 

Ассоциация с божествами, китайскими бессмертными и волей Небес.

[ редактировать ]

В начале своей истории облака часто воспринимались через ритуальную или литургическую призму, где сяньюнь часто ассоциировался с присутствием божеств и считался хорошим предзнаменованием, указывающим на приход удачи. [ 1 ]

В китайской мифологии мифологические существа и божества используют облака в качестве средств передвижения. [ 3 ] : 133  [ 9 ] : 99  Облака также были тесно связаны с китайскими бессмертными (называемыми сянь ) и их местом жительства на горе Пэнлай . [ 1 ]

Сянюнь также были символическими мотивами, подразумевавшими бессмертие. [ 6 ] : 25 

В династии Хань благоприятные знаки ( 祥瑞 ; xiángruì были популярны ); Императоры династии Хань интерпретировали сянгруй как показатель Небесного Мандата . В тот период появление Сянюня в небе и его благоприятные характеристики были записаны в Главе Фэншаньшу 《封禪書》 Шиджи Сыма , Цяня где он был описан как « необычное облачное образование [...] в в небе к северо-востоку от Чанъаня появилось сверхъестественное излучение, состоящее из пяти цветов [五彩] и имеющее форму мужской шляпы »; запись продолжается следующим предложением: « поскольку Небеса ниспослали этот благоприятный знак [имеется в виду сянюнь] , то правильно, что места поклонения должны быть созданы для принесения жертв Господу Вышнему в ответ на его предзнаменование ». [ 1 ] [ 10 ] Поэтому в этот период люди династии Хань интерпретировали явления пятицветных облаков в небе как выражение Воли Небес. [ 1 ]

Самый ранний узор юньлейвэнь появился на археологических раскопках Саньсиндуй , датированный 1131–1012 годами до нашей эры, на нефритовом клинке чжан и на бронзовом алтаре. [ 11 ]

Мотивы облаков в Китае появились еще во времена династии Восточная Чжоу и раньше. [ 1 ] [ 2 ] : 482  Их можно проследить до вихревого узора, который использовался для украшения доисторической расписной керамики. [ 3 ] : 132–133  к yunleiwen ( узор облака-грома ; образец облака-грома ; yúnléiwén ; «мотив облака-грома»), [ 3 ] : 133  которые чем-то напоминают меандровые узоры, а также узоры завитков облаков, которые использовались в период Воюющих царств . [ 3 ] : 133  Однако все эти ранние изображения мотивов облаков со временем эволюционировали, меняя форму и цвет. [ 2 ] : 482  и получила дальнейшее развитие в династии Хань . [ 3 ] : 133 

династия Хань

[ редактировать ]

Во времена династии Хань стали популярными истории о китайских бессмертных, а также возросла популярность мотива облаков. [ 3 ] : 133  Узоры облаков приобрели большую художественную красоту, что было связано с концепцией бессмертия. [ 3 ] : 133  и были формализованы. [ 9 ] : 99  Эти облачные мотивы затем использовались по-разному, например, в архитектуре, одежде, посуде и гробах. [ 3 ] : 133  [ 9 ] : 99  Их также сочетали с другими животными (например, птицами) и мифологическими существами (например, китайскими драконами ). [ 3 ] : 133 

Вэй, Цзинь, Северная и Южная династии

[ редактировать ]

Во времена династий Вэй , Цзинь , Северной и Южной династий облачные мотивы выглядели как ленты. [ 3 ] : 133 

Династии Суй и Тан

[ редактировать ]

Во времена династий Суй и Тан мотивы облаков выглядели как цветы; он выглядел реалистично, пухло и очень декоративно. [ 3 ] : 133  Они стали общепринятой темой керамической посуды со времен династии Тан и символизировали счастье или удачу. [ 9 ] : 99  В эпоху Тан их формы становились все более разнообразными, а мотивы облаков сочетались с изображениями других существ. [ 6 ] : 25 

Династии Сун и Юань

[ редактировать ]

В династиях Сун и Юань мотивы облаков были похожи на жуйи . [ 3 ] : 133 

Династия Мин

[ редактировать ]

Во времена династии Мин существовала уникальная форма облачных мотивов, похожих на тыкву. [ 3 ] : 133 

Династия Цин

[ редактировать ]

Современный

[ редактировать ]

Узоры юньлейвэнь остаются популярными и в наше время и продолжают использоваться на современной посуде . [ 12 ] : 45 

Формы благоприятных облаков

[ редактировать ]

Юнлейвэнь/ Юнвэнь/ Лейвэнь

[ редактировать ]
Пример различных форм мотивов юньлейвэнь.

Юнлейвэнь был также известен как мотив облаков и грома , меандровая граница или меандровый порядок на английском языке. [ 2 ] : 482  [ 12 ] : 45  Иногда его также называли юньвэнь (узор облаков) или лейвэнь (узор грома) на китайском языке. [ 12 ] : 45  Это была форма повторяющегося узора, похожего на меандр . [ 9 ] : 4  Он имел различные формы; [ 13 ] [ 9 ] : 4  некоторые выглядели как расположенные рядом квадратные спирали; [ 3 ] : 133  другие выглядели как повторяющиеся стилизованные угловые буквы «S», которые иногда могли быть соединены или разъединены. [ 12 ] : 45 

Узор юньлэйвэнь был символом дающего жизнь и изобилия урожая, который дождь принесет людям в аграрном обществе . [ 12 ] : 45  [ 9 ] : 4  Узор, возможно, произошел от символов и древних иероглифов, обозначающих облака и гром, которые использовались древними китайцами при совершении ритуалов поклонения дождю. [ 14 ] Юньлейвэнь можно найти в тканях времен династий Шан и Чжоу. [ 2 ] : 482  и в священных бронзовых сосудах династии Чжоу. [ 9 ] : 4 

Мотив юньлейвэнь продолжает использоваться в 21 веке в качестве украшения бордюров современной посуды. [ 12 ] : 45 

Влияния и производные

[ редактировать ]

Центральная Азия и исламское искусство

[ редактировать ]

китайское искусство все больше влияло на искусство Центральной Азии и Ирана , такое как живопись и гончарное дело Во времена династии Тан . [ 15 ] : 1ixiii При династии Ляо китайские мотивы облаков в сочетании с мотивами животных постепенно проникли в Среднюю Азию. [ 6 ] : 25 

После монгольского вторжения китайское влияние на искусство Центральной Азии и Ирана достигло своего пика в исламский период; это был период, когда китайские модели и мотивы повлияли на персидский дизайн, и, таким образом, китайские способы изображения облаков, гор, деревьев и черт лица были подражаны и приняты. [ 15 ] : 1ixiii В конце 13 века иранцы особенно отдавали предпочтение облачным мотивам (часто в сочетании с животными) в своем искусстве, включая текстиль и картины, как элементы пейзажа. [ 6 ] : 25 

Сянъюнь был завезен из Китая в Японию , где он стал известен как Цзуйун или грибное облако Рейши; [ 8 ] Под влиянием Китая Япония начала использовать различные формы рисунков облаков в период Аска . [ 16 ] В зависимости от формы они получили разные названия; например, кумодори (мягкие плывущие облака). [ 16 ] Цзуюн имеет закрученную форму, похожую на гриб рейши и также являющуюся благоприятным предзнаменованием. [ 8 ] Некоторые узоры облаков в Японии были локализованы и созданы на основе формы китайских облаков; такие как облака, разработанные Нинсеем . которые были проще по форме и представляли собой массу облаков, а не группу облаков. [ 17 ] Затем стиль облаков Нинсея был адаптирован и позже превратился в контур облаков, который затем применялся на всех типах японской керамики. [ 17 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Пятицветные облака: красный , синий , черный , желтый и белый цвета.
  2. ^ Китайские иероглифы «ван» (卐 и 卍) используются в китайской культуре как благоприятные символы; они были заимствованы из буддийского изобразительного искусства, которое было завезено из Индии в Китай. В 693 году нашей эры, во времена династии Тан , императрица У Цзэтянь объявила свастику источником «всякой удачи»; поэтому она назвала его «ван», что является омонимом китайского слова «ван» (万), которое означает «десять тысяч» или «бесконечность».
  3. ^ «Сянжуй» — китайский термин, используемый для обозначения «благоприятных знаков», которые древние китайцы интерпретировали как выражение Воли Небес; Концепция Сянжуй очень старая и восходит к династии Восточная Чжоу .
  4. ^ В китайской космологии ци (气) часто определяют как «жизненную энергию», которая является важной материей Вселенной.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Сюэ, Франклин (2021). Восходящие облака у кромки воды: облака и туман в воображении китайцев (магистр гуманитарных наук, диссертация по исследованиям Восточной Азии). Высшая школа искусств и наук Университета Вирджинии. дои : 10.18130/0d8h-c755 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Уэлч, Патрисия Бьяаланд (2012). Китайское искусство: Путеводитель по мотивам и визуальным образам . Бостон, США: Издательство Tuttle. ISBN  978-1-4629-0689-5 . ОСЛК   893707208 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т PL Патрик Рау, изд. (2013). Межкультурный дизайн: методы, практика и тематические исследования . 5-я Международная конференция CCD 2013, проходившая в рамках HCI International 2013, Лас-Вегас, Невада, США, 21-26 июля 2013 г. Vol. И. Берлин: Шпрингер. ISBN  978-3-642-39143-9 . OCLC   852840493 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д «Символы – Музей Тихоокеанской Азии USC» . pacificasiamuseum.usc.edu . Проверено 23 мая 2022 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Фанг, Цзяньвэнь; Цао, Вэньмин; Хуан, Ган (2019). «Процедурное моделирование благоприятного облака» . Материалы 3-й Международной конференции по мехатронике и информационным технологиям (ICMEIT 2019) . Достижения в области компьютерных исследований. Том. 87. Атлантис Пресс. стр. 460–464. дои : 10.2991/icmeit-19.2019.75 . ISBN  978-94-6252-708-9 . S2CID   155387608 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кадой, Юка (2009). Исламский шинуазри: искусство монгольского Ирана . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN  978-0-7486-3583-2 . OCLC   608497183 .
  7. ^ Перейти обратно: а б «Благоприятные облака – длинный музей» . www.thelongmuseum.org . Проверено 23 мая 2022 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Накамура, Сигеки (2009). Справочник по выкройкам: Природа: 250 выкроек для проектов и дизайнов . Беверли, Массачусетс: Паб Rockport. ISBN  978-1-59253-558-3 . OCLC   370613368 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Холл, Джеймс (2018). Иллюстрированный словарь символов в восточном и западном искусстве . Боулдер: Рутледж. ISBN  978-0-429-96848-8 . OCLC   1036780008 .
  10. ^ «Шиджи: Книга: Проект китайского текста Фэн Чан Шу» . ctext.org (на китайском (Тайвань)) Проверено 23 мая 2022 г. В следующем году Чжао Ренсинь Юаньпин увидел дух и сказал: «В нем есть дух». северо-восток Чанъаня. «Это пятицветное сооружение, и можно сказать, что это дом богов на северо-востоке и гробница богов на западе. Уместно построить храм в честь богов. ." Поэтому мы построили Храм Пяти Императоров в Вэйяне с одним залом для императоров в одном здании и пятью воротами с каждой стороны, каждые из которых похожи на императора. Использование и ритуалы храма также аналогичны ритуалам Юнву.
  11. ^ «Недавно найденные китайские артефакты освещают таинственное древнее королевство» . Новости Эн-Би-Си . 15 июня 2022 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Лим, Тай-Вэй (2019). Кориденизация и гибридизация пищевых культур в Сингапуре . Сингапур: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-981-13-8695-4 . OCLC   1107493409 .
  13. ^ «Муаровый узор, узор грома, узор облаков и грома» . Museum.sinica.edu.tw . Музей Института истории и филологии, Academia Sinica . Проверено 3 июня 2022 г.
  14. ^ Нотт, Стэнли Чарльз (2013). Китайский нефрит на протяжении веков, обзор его характеристик, украшений, фольклора и символики . Цифровая шумиха. [США]: Tuttle Publishing. ISBN  978-1-4629-0966-7 . OCLC   1098555066 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Э. Яршатер, изд. (1968–1991). Кембриджская история Ирана . Том. 3 Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды. Кембридж: Университетское издательство. ISBN  0-521-06935-1 . OCLC   745412 .
  16. ^ Перейти обратно: а б «Узоры кимоно — 11 Кумо (Облака) : благоприятный узор постоянно меняющегося неба» . Катейгахо Международное японское издание . Проверено 23 мая 2022 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б Горхан, Хейзел Х. (2012). Японская и восточная керамика . Бостон: Издательство Таттл. ISBN  978-1-4629-0385-6 . OCLC   817873949 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 305916dce7bdbcaae3ea9b965e79fca3__1713980100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/a3/305916dce7bdbcaae3ea9b965e79fca3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Xiangyun (Auspicious clouds) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)