Сянюнь (Благоприятные облака)
Сянюнь | |
---|---|
![]() Благоприятные облака, Китай, 17-18 века. | |
Китайское имя | |
Традиционный китайский | Сянюнь |
Упрощенный китайский | Сянюнь |
Буквальный смысл | Благоприятные облака |
Ханью Пиньинь | Сянюнь |
Японское имя | |
Кандзи | Зуюн |
Катакана | Целый день |
Романизация | Зуюн |
Английское имя | |
Английский | Благоприятные облака/облака/счастливые облака |
Сянюнь ( упрощенный китайский : 祥云 ; традиционный китайский : 祥雲 ; пиньинь : xiángyún ) — традиционные китайские стилизованные виде облаков . декоративные узоры в [ 1 ] [ 2 ] : 581 [ 3 ] : 132 Они также известны как юньвэнь ( 云纹 ; 雲紋 ; «мотив облака»), благоприятные облака, счастливые облака , а на английском языке иногда сокращаются как облака ( 云 ; 雲 ; yún ). [ 4 ] Тип сянюнь, который считался особенно благоприятным, - это пятицветные облака , называемые цинъюнь ( 青云 ; 青云 ; qìngyún ), которые более широко известны как усэ юнь ( 五色云 ; 五色云 ; wϔsèyún ; «пятицветное) облако». ') или wucai xiangyun ( 五彩香云 ; 五彩香云 ; wϔcώi xiángyún ; «Пятицветные благоприятные облака»), что воспринималось как показатель мира в королевстве . [ 1 ] [ 2 ] : 579 [ примечание 1 ]
Сянъюнь — один из самых благоприятных узоров, используемых в Китае, и имеет очень долгую историю. [ 5 ] Мотивы облаков появились в Китае еще во времена династии Шан и династии Восточная Чжоу . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] : 132 [ 6 ] : 25 Это одно из старейших украшений и украшений, используемых в китайском искусстве , китайской архитектуре , мебели, китайском текстиле и китайской одежде . [ 6 ] : 25 [ 7 ] [ 2 ] : 579–582 При использовании на китайском текстиле сянюнь может принимать множество различных форм, в том числе иметь вид китайского иероглифа ван ( 卐 ; ван ) или внешний вид линчжи . [ 2 ] : 582 [ 4 ] [ примечание 2 ] Мотив Сянюнь передавался в Китае из поколения в поколение и до сих пор ценится в современном Китае за свою эстетическую и культурную ценность. [ 5 ] [ 7 ] Сянъюнь также был представлен в Японии , где он стал известен как Цзуйун . [ 8 ]
Культурное значение и символика
[ редактировать ]Благоприятное значение
[ редактировать ]Мотивы облаков уходят корнями в культуру аграрного общества китайского народа. [ 2 ] : 481 Облака ассоциируются с удачей, поскольку облако вызывает дождь, который увлажняет все сущее и, следовательно, приносит людям удачу. [ 3 ] : 133
На китайском языке облака называются юнь ( 云 ; 雲 ; yún ), что является омонимом китайского иероглифа yun «удача» ( 运 ; 運 ; yùn ). [ 2 ] : 579
В китайской культуре облака (особенно пятицветные) воспринимаются как благоприятный знак (например, предзнаменование мира). [ 4 ] ), [ 2 ] : 579 символ Неба, [ 4 ] и выражение Воли Небес. [ 1 ] [ примечание 3 ] Они также символизируют счастье и удачу. [ 9 ] : 99
Ассоциация с даосизмом и китайской космологией
[ редактировать ]
Физические характеристики облаков (по своей природе тонкие и парообразные ) были связаны с даосской концепцией ци ( 气 ; 氣 ), особенно юаньци . [ 3 ] : 133 и действующие космологические силы; [ 1 ] [ примечание 4 ] т.е. юаньци была источником Небес и Земли, и все вещи были созданы в результате взаимодействия между Инь и Ян . [ 3 ] : 133 Поскольку древняя пиктограмма ци выглядела как поднимающийся пар , древние китайцы считали, что ци — это облака, а облака — это ци. [ 3 ] : 133
Ассоциация с божествами, китайскими бессмертными и волей Небес.
[ редактировать ]В начале своей истории облака часто воспринимались через ритуальную или литургическую призму, где сяньюнь часто ассоциировался с присутствием божеств и считался хорошим предзнаменованием, указывающим на приход удачи. [ 1 ]
В китайской мифологии мифологические существа и божества используют облака в качестве средств передвижения. [ 3 ] : 133 [ 9 ] : 99 Облака также были тесно связаны с китайскими бессмертными (называемыми сянь ) и их местом жительства на горе Пэнлай . [ 1 ]
Сянюнь также были символическими мотивами, подразумевавшими бессмертие. [ 6 ] : 25
В династии Хань благоприятные знаки ( 祥瑞 ; xiángruì были популярны ); Императоры династии Хань интерпретировали сянгруй как показатель Небесного Мандата . В тот период появление Сянюня в небе и его благоприятные характеристики были записаны в Главе Фэншаньшу 《封禪書》 Шиджи Сыма , Цяня где он был описан как « необычное облачное образование [...] в в небе к северо-востоку от Чанъаня появилось сверхъестественное излучение, состоящее из пяти цветов [五彩] и имеющее форму мужской шляпы »; запись продолжается следующим предложением: « поскольку Небеса ниспослали этот благоприятный знак [имеется в виду сянюнь] , то правильно, что места поклонения должны быть созданы для принесения жертв Господу Вышнему в ответ на его предзнаменование ». [ 1 ] [ 10 ] Поэтому в этот период люди династии Хань интерпретировали явления пятицветных облаков в небе как выражение Воли Небес. [ 1 ]
История
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2022 г. ) |
Древний
[ редактировать ]Самый ранний узор юньлейвэнь появился на археологических раскопках Саньсиндуй , датированный 1131–1012 годами до нашей эры, на нефритовом клинке чжан и на бронзовом алтаре. [ 11 ]
Мотивы облаков в Китае появились еще во времена династии Восточная Чжоу и раньше. [ 1 ] [ 2 ] : 482 Их можно проследить до вихревого узора, который использовался для украшения доисторической расписной керамики. [ 3 ] : 132–133 к yunleiwen ( узор облака-грома ; образец облака-грома ; yúnléiwén ; «мотив облака-грома»), [ 3 ] : 133 которые чем-то напоминают меандровые узоры, а также узоры завитков облаков, которые использовались в период Воюющих царств . [ 3 ] : 133 Однако все эти ранние изображения мотивов облаков со временем эволюционировали, меняя форму и цвет. [ 2 ] : 482 и получила дальнейшее развитие в династии Хань . [ 3 ] : 133
-
Большой нефритовый клинок чжан , длина 54 см (21 дюйм), музей Саньсиндуй.
-
династии Шан Бронзовый динь с Юньлейвэнем вокруг Таоте .
-
Династия Чжоу - сосуд с Юньлэйвэнь
-
Рисунок тушью сосуда династии Чжоу с узорами молний, записанный на Гуцзинь Тушу Цзичэн
-
Рисунок тушью сосуда династии Чжоу с узорами облаков, записанный на Гуцзинь Тушу Цзичэн
династия Хань
[ редактировать ]Во времена династии Хань стали популярными истории о китайских бессмертных, а также возросла популярность мотива облаков. [ 3 ] : 133 Узоры облаков приобрели большую художественную красоту, что было связано с концепцией бессмертия. [ 3 ] : 133 и были формализованы. [ 9 ] : 99 Эти облачные мотивы затем использовались по-разному, например, в архитектуре, одежде, посуде и гробах. [ 3 ] : 133 [ 9 ] : 99 Их также сочетали с другими животными (например, птицами) и мифологическими существами (например, китайскими драконами ). [ 3 ] : 133
-
Облачный мотив ранней династии Хань на шелке из Мавандуя.
-
Мотивы облаков часто можно увидеть на лаковых изделиях династии Хань.
-
Курильница из гробницы Лю Шэна, принца Чжуншаня, украшенная облачными мотивами.
-
Мотив облаков Восточной Хань.
Вэй, Цзинь, Северная и Южная династии
[ редактировать ]Во времена династий Вэй , Цзинь , Северной и Южной династий облачные мотивы выглядели как ленты. [ 3 ] : 133
-
Аспара, летящая в небе, изображена в гробнице Янджу.
-
Летающие бессмертные на династии Лю Сун каменном рельефе
Династии Суй и Тан
[ редактировать ]Во времена династий Суй и Тан мотивы облаков выглядели как цветы; он выглядел реалистично, пухло и очень декоративно. [ 3 ] : 133 Они стали общепринятой темой керамической посуды со времен династии Тан и символизировали счастье или удачу. [ 9 ] : 99 В эпоху Тан их формы становились все более разнообразными, а мотивы облаков сочетались с изображениями других существ. [ 6 ] : 25
Династии Сун и Юань
[ редактировать ]В династиях Сун и Юань мотивы облаков были похожи на жуйи . [ 3 ] : 133
-
Подушка в форме облака
-
Примеры резьбы в форме облаков от Инзао Фаши .
-
похожих на Руйи, Примеры облаков Цайхуа, из Инцзао Фаши .
Династия Мин
[ редактировать ]Во времена династии Мин существовала уникальная форма облачных мотивов, похожих на тыкву. [ 3 ] : 133
Династия Цин
[ редактировать ]Современный
[ редактировать ]Узоры юньлейвэнь остаются популярными и в наше время и продолжают использоваться на современной посуде . [ 12 ] : 45
Формы благоприятных облаков
[ редактировать ]Юнлейвэнь/ Юнвэнь/ Лейвэнь
[ редактировать ]
Юнлейвэнь был также известен как мотив облаков и грома , меандровая граница или меандровый порядок на английском языке. [ 2 ] : 482 [ 12 ] : 45 Иногда его также называли юньвэнь (узор облаков) или лейвэнь (узор грома) на китайском языке. [ 12 ] : 45 Это была форма повторяющегося узора, похожего на меандр . [ 9 ] : 4 Он имел различные формы; [ 13 ] [ 9 ] : 4 некоторые выглядели как расположенные рядом квадратные спирали; [ 3 ] : 133 другие выглядели как повторяющиеся стилизованные угловые буквы «S», которые иногда могли быть соединены или разъединены. [ 12 ] : 45
Узор юньлэйвэнь был символом дающего жизнь и изобилия урожая, который дождь принесет людям в аграрном обществе . [ 12 ] : 45 [ 9 ] : 4 Узор, возможно, произошел от символов и древних иероглифов, обозначающих облака и гром, которые использовались древними китайцами при совершении ритуалов поклонения дождю. [ 14 ] Юньлейвэнь можно найти в тканях времен династий Шан и Чжоу. [ 2 ] : 482 и в священных бронзовых сосудах династии Чжоу. [ 9 ] : 4
Мотив юньлейвэнь продолжает использоваться в 21 веке в качестве украшения бордюров современной посуды. [ 12 ] : 45
Влияния и производные
[ редактировать ]Центральная Азия и исламское искусство
[ редактировать ]китайское искусство все больше влияло на искусство Центральной Азии и Ирана , такое как живопись и гончарное дело Во времена династии Тан . [ 15 ] : 1ixiii При династии Ляо китайские мотивы облаков в сочетании с мотивами животных постепенно проникли в Среднюю Азию. [ 6 ] : 25
После монгольского вторжения китайское влияние на искусство Центральной Азии и Ирана достигло своего пика в исламский период; это был период, когда китайские модели и мотивы повлияли на персидский дизайн, и, таким образом, китайские способы изображения облаков, гор, деревьев и черт лица были подражаны и приняты. [ 15 ] : 1ixiii В конце 13 века иранцы особенно отдавали предпочтение облачным мотивам (часто в сочетании с животными) в своем искусстве, включая текстиль и картины, как элементы пейзажа. [ 6 ] : 25
Япония
[ редактировать ]Сянъюнь был завезен из Китая в Японию , где он стал известен как Цзуйун или грибное облако Рейши; [ 8 ] Под влиянием Китая Япония начала использовать различные формы рисунков облаков в период Аска . [ 16 ] В зависимости от формы они получили разные названия; например, кумодори (мягкие плывущие облака). [ 16 ] Цзуюн имеет закрученную форму, похожую на гриб рейши и также являющуюся благоприятным предзнаменованием. [ 8 ] Некоторые узоры облаков в Японии были локализованы и созданы на основе формы китайских облаков; такие как облака, разработанные Нинсеем . которые были проще по форме и представляли собой массу облаков, а не группу облаков. [ 17 ] Затем стиль облаков Нинсея был адаптирован и позже превратился в контур облаков, который затем применялся на всех типах японской керамики. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]- Китайские благоприятные орнаменты в текстиле и одежде.
- Китайский декоративный золотой шелк
- Китайская вышивка
Примечания
[ редактировать ]- ^ Пятицветные облака: красный , синий , черный , желтый и белый цвета.
- ^ Китайские иероглифы «ван» (卐 и 卍) используются в китайской культуре как благоприятные символы; они были заимствованы из буддийского изобразительного искусства, которое было завезено из Индии в Китай. В 693 году нашей эры, во времена династии Тан , императрица У Цзэтянь объявила свастику источником «всякой удачи»; поэтому она назвала его «ван», что является омонимом китайского слова «ван» (万), которое означает «десять тысяч» или «бесконечность».
- ^ «Сянжуй» — китайский термин, используемый для обозначения «благоприятных знаков», которые древние китайцы интерпретировали как выражение Воли Небес; Концепция Сянжуй очень старая и восходит к династии Восточная Чжоу .
- ^ В китайской космологии ци (气) часто определяют как «жизненную энергию», которая является важной материей Вселенной.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Сюэ, Франклин (2021). Восходящие облака у кромки воды: облака и туман в воображении китайцев (магистр гуманитарных наук, диссертация по исследованиям Восточной Азии). Высшая школа искусств и наук Университета Вирджинии. дои : 10.18130/0d8h-c755 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Уэлч, Патрисия Бьяаланд (2012). Китайское искусство: Путеводитель по мотивам и визуальным образам . Бостон, США: Издательство Tuttle. ISBN 978-1-4629-0689-5 . ОСЛК 893707208 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т PL Патрик Рау, изд. (2013). Межкультурный дизайн: методы, практика и тематические исследования . 5-я Международная конференция CCD 2013, проходившая в рамках HCI International 2013, Лас-Вегас, Невада, США, 21-26 июля 2013 г. Vol. И. Берлин: Шпрингер. ISBN 978-3-642-39143-9 . OCLC 852840493 .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Символы – Музей Тихоокеанской Азии USC» . pacificasiamuseum.usc.edu . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фанг, Цзяньвэнь; Цао, Вэньмин; Хуан, Ган (2019). «Процедурное моделирование благоприятного облака» . Материалы 3-й Международной конференции по мехатронике и информационным технологиям (ICMEIT 2019) . Достижения в области компьютерных исследований. Том. 87. Атлантис Пресс. стр. 460–464. дои : 10.2991/icmeit-19.2019.75 . ISBN 978-94-6252-708-9 . S2CID 155387608 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кадой, Юка (2009). Исламский шинуазри: искусство монгольского Ирана . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-3583-2 . OCLC 608497183 .
- ^ Перейти обратно: а б «Благоприятные облака – длинный музей» . www.thelongmuseum.org . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Накамура, Сигеки (2009). Справочник по выкройкам: Природа: 250 выкроек для проектов и дизайнов . Беверли, Массачусетс: Паб Rockport. ISBN 978-1-59253-558-3 . OCLC 370613368 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Холл, Джеймс (2018). Иллюстрированный словарь символов в восточном и западном искусстве . Боулдер: Рутледж. ISBN 978-0-429-96848-8 . OCLC 1036780008 .
- ^ «Шиджи: Книга: Проект китайского текста Фэн Чан Шу» . ctext.org (на китайском (Тайвань)) Проверено 23 мая 2022 г. В
следующем году Чжао Ренсинь Юаньпин увидел дух и сказал: «В нем есть дух». северо-восток Чанъаня. «Это пятицветное сооружение, и можно сказать, что это дом богов на северо-востоке и гробница богов на западе. Уместно построить храм в честь богов. ." Поэтому мы построили Храм Пяти Императоров в Вэйяне с одним залом для императоров в одном здании и пятью воротами с каждой стороны, каждые из которых похожи на императора. Использование и ритуалы храма также аналогичны ритуалам Юнву.
- ^ «Недавно найденные китайские артефакты освещают таинственное древнее королевство» . Новости Эн-Би-Си . 15 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Лим, Тай-Вэй (2019). Кориденизация и гибридизация пищевых культур в Сингапуре . Сингапур: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-981-13-8695-4 . OCLC 1107493409 .
- ^ «Муаровый узор, узор грома, узор облаков и грома» . Museum.sinica.edu.tw . Музей Института истории и филологии, Academia Sinica . Проверено 3 июня 2022 г.
- ^ Нотт, Стэнли Чарльз (2013). Китайский нефрит на протяжении веков, обзор его характеристик, украшений, фольклора и символики . Цифровая шумиха. [США]: Tuttle Publishing. ISBN 978-1-4629-0966-7 . OCLC 1098555066 .
- ^ Перейти обратно: а б Э. Яршатер, изд. (1968–1991). Кембриджская история Ирана . Том. 3 Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды. Кембридж: Университетское издательство. ISBN 0-521-06935-1 . OCLC 745412 .
- ^ Перейти обратно: а б «Узоры кимоно — 11 Кумо (Облака) : благоприятный узор постоянно меняющегося неба» . Катейгахо Международное японское издание . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Горхан, Хейзел Х. (2012). Японская и восточная керамика . Бостон: Издательство Таттл. ISBN 978-1-4629-0385-6 . OCLC 817873949 .