Мандаринская площадь
Мандаринская площадь | |||
---|---|---|---|
![]() Мандаринский квадрат династии Цин , 6-й гражданский ранг, площадь около 30 см. | |||
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | дополнять | ||
Упрощенный китайский | дополнять | ||
Буквальный смысл | Мастерская нашивка | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
Вьетнамский алфавит | Отец | ||
Китайские иероглифы | дополнять | ||
Корейское имя | |||
хангыль | Кираса | ||
Ханджа | грудь и спина | ||
| |||
Маньчжурское имя | |||
маньчжурский сценарий | ᠰᠠᠪᡳᡵᡤᡳ | ||
Мёллендорф | сабирги | ||
Английское имя | |||
Английский | Мандаринский квадрат / знак звания |
Квадрат мандарина ( китайский : 補子 ), также известный как знак ранга , представлял собой большой вышитый значок, пришиваемый на сюрко чиновников ( в императорском Китае украшающий ханьфу и цичжуан ), Корее (украшающий кванбок династии Чосон), в Вьетнам и Королевство Рюкю . На нем были вышиты подробные красочные знаки различия животных или птиц, указывающие на звание чиновника, носившего его. Несмотря на свое название, квадрат мандарина ( бузи ) делится на две категории: круглый бузи и квадратный бузи . [1] : 396 Одежда, украшенная бузи , известна в Китае как буфу ( упрощенный китайский : 补服 ; традиционный китайский : 補服 ). [2] В XXI веке использование бузи на ханьфу возродилось вслед за движением ханьфу .
Китай
[ редактировать ]квадратной формы История бузи неясна. Однако в династии Юань энциклопедии Шилин Гуанцзи ( 事林廣記 ), а также в современных персидских картинах монгольского двора есть изображения, изображающие чиновников в одежде с квадратами на спине, украшенной флорой, животными и птицами. [3] Во времена династии Юань квадратной формы бузи уже носили как украшение одежды. [4] : 235
Династия Мин
[ редактировать ]
Мандариновые квадраты впервые были разрешены для ношения чиновниками в законах о роскоши 1391 года династии Мин . [4] : 235 Использование квадратов с изображением птиц для гражданских чиновников и животных для военных было следствием использования подобных квадратов, по-видимому, в декоративных целях, во времена династии Юань . [5] Первоначальные правила придворной одежды династии Мин были опубликованы в 1368 году, но в них не упоминались значки как знаки отличия. [6] Эти значки продолжали использоваться до конца правления династии Мин и последующей династии Цин , пока имперская система не пала в 1912 году.
Дворяне и чиновники династии Мин носили свои значки рангов на полноразмерных красных мантиях с узором, простирающимся из стороны в сторону, полностью закрывающим грудь и спину. Из-за этого значки стали слегка трапециевидными, а верхняя часть уже, чем нижняя. [7] династии Мин В уставах никогда не упоминается количество птиц или животных, которые должны быть изображены на значках. Вначале использовалось два или три. В типичном примере парных птиц они показаны в полете на фоне ярких полос облаков на золотом фоне. Другие показывали одну птицу на земле, а вторую в полете. Добавление цветов создало идеализированный натурализм. [8] [9]
Династия Цин
[ редактировать ]
Между стилями значков Мин и Цин существовало резкое различие: значки Цин были меньшего размера и имели декоративную окантовку. [10] И хотя конкретные птицы и животные не сильно менялись за время их использования, дизайн квадратов претерпел почти постоянную эволюцию. [11] В зависимости от ранга дворяне династии Цин имели соответствующую официальную одежду. Принцы, в том числе Цинь Ван и Цзюнь Ван , обычно носили черные мантии, а не синие мантии при дворе, и имели четыре круглых рисунка, по одному на каждом плече, спереди и сзади, в отличие от обычного дизайна спереди и сзади. В частности, принцы крови использовали четырех драконов, обращенных вперед, у Цинь Вана было два дракона, обращенных вперед и два дракона, обращенных в сторону, а у Цзюнь Вана было четыре дракона, обращенных в сторону; у всех было по пять когтей на каждой ноге. Бейле и Бейзи Официальная одежда имела круглый дизайн: у первого были два дракона, обращенные вперед, а у второго - два дракона, обращенные вбок; у этих драконов было только четыре когтя на каждой ноге, и их называли «драконами» или «великими змеями» (巨蟒 jù-mong). Национальный герцог, генерал, эфу , «простой» герцог , маркиз и граф имели двух обращенных вперед четырёхкогтевых драконов на квадратных рисунках, тогда как виконт и барон имели журавлей и золотых фазанов, что касается мандаринов первого и второго сорта.
- 3-й гражданский чин (павлин). Середина 19 века. Купер Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна
- 2-е воинское звание (лев). Конец 18 века. Художественная галерея Нового Южного Уэльса
- 3-е воинское звание (леопард). 19 или начало 20 века. Библиотека Честера Битти
- Представители трех поколений рода изображены в мандариновых нарядах Цин с мандариновыми квадратами.
Сравнительная таблица династий
[ редактировать ]
Конкретные птицы и животные, используемые для обозначения ранга, лишь незначительно менялись с момента появления мандариновых квадратов до конца династии Цин. Чиновники, занимавшие более низкую должность или выполнявшие случайную работу, использовали сороку во времена династии Мин. Надзирающие чиновники использовали сечжи . Музыканты использовали иволгу . Следующие таблицы [12] покажите эту эволюцию:
Военный
[ редактировать ]Классифицировать | Мин (1391–1526) | Мин и Цин (1527–1662) | Поздний Цин (1662–1911) | Изображение |
---|---|---|---|---|
1 | Лев | Лев | Цилинь (после 1662 г.) | ![]() |
2 | Лев | Лев | Лев | |
3 | Тигр или леопард | Тигр | Леопард (после 1664 г.) | |
4 | Тигр или леопард | Леопард | Тигр (после 1664 г.) | |
5 | Медведь | Медведь | Медведь | |
6 | Пантера | Пантера | Пантера | |
7 | Пантера | Пантера | Носорог (после 1759 г.) [13] | |
8 | Носорог | Носорог | Носорог | |
9 | Носорог | Морской конек [14] | Морской конек [15] |
Гражданский
[ редактировать ]Классифицировать | Мин (1391–1526) | Мин и Цин (1527–1662) | Поздний Цин (1662–1911) | Изображение |
---|---|---|---|---|
1 | Журавль или золотой фазан | Кран | Кран | ![]() |
2 | Журавль или золотой фазан | Золотой фазан | Золотой фазан | ![]() |
3 | Павлин или дикий гусь | Павлин | Павлин | ![]() |
4 | Павлин или дикий гусь | Дикий гусь | Дикий гусь | ![]() |
5 | Серебряный фазан | Серебряный фазан | Серебряный фазан | ![]() |
6 | Цапля или утка-мандаринка | цапля | цапля | ![]() |
7 | Цапля или утка-мандаринка | Утка-мандаринка | Утка-мандаринка [16] | ![]() |
8 | Иволга, перепелка или райская мухоловка | Иволга | Перепел | ![]() |
9 | Иволга, перепелка или райская мухоловка | Перепел | Райская мухоловка [17] |
21 век
[ редактировать ]круглой и квадратной формы Использование бузи возродилось в Китае после движения Ханьфу .
Корея
[ редактировать ]Корейский знак звания (흉배 по- корейски ) представляет собой небольшую вышивку , которая служила для обозначения статуса государственного чиновника во времена династии Чосон в Корее (1392–1910). На нем, сделанном в девятнадцатом веке, изображена пара черно-белых леопардов , стоящих один над другим в противоположной стойке, окруженных стилизованными узорами облаков розового, фиолетового и бледно-зеленого цвета на синем фоне. Его носили военные чиновники от первого до третьего ранга. Леопарды и тигры, почитаемые в Корее за свою силу и храбрость, использовались для одежды военных чиновников, в то время как гражданские чиновники носили мотивы журавлей. На этом значке изображены отчетливо пятнистые животные среди скал, волн и облаков в узоре, который практически не менялся на протяжении 300 лет.
- Корейский знак звания, 1850–1900 гг., Музей Виктории и Альберта (№ FE.272–1995).
Вьетнам
[ редактировать ]- Знак Аннамита (вьетнамский), династия Нгуен (19 век), гражданский 8-й ранг.
- Мандарины династии Нгуен (около 1820 г.). Мандарин слева - «литератор» с аистом на груди, а справа - военный мандарин, обозначенный кабаном. [18]
См. также
[ редактировать ]- Таблион
- Ручка китайской шляпы
- Ханьфу , Кванбок , Цичжуан
- Девятиранговая система для более ранней системы высокопоставленных чиновников в Китае.
- Китайские благоприятные орнаменты в текстиле и одежде.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ История китайской науки и техники. Том 2 . Юнсян Лу, Чуйцзюнь Цянь, Хуэй Хэ. Гейдельберг. 2014. ISBN 978-3-662-44166-4 . OCLC 893557979 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Справочник по типам ханьфу и дресс-коду (династия Мин)» . www.newhanfu.com . 4 апреля 2021 г. Проверено 27 августа 2022 г.
- ^ Камманн, Шайлер (1944). «Университетский колледж Лондона» Гарвардский журнал азиатских исследований . 8 (2): 71–130. дои : 10.2307/2717953 . JSTOR 2717953 .
- ^ Jump up to: а б Салливан, Майкл (1999). Искусство Китая (4-е расширенное и переработанное изд.). Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-21876-0 . ОСЛК 40200406 .
- ^ Камманн, Шайлер : «Птицы и животные как знаки звания Мин и Цин», Arts of Asia (май-июнь 1991 г.), стр. 89.
- ^ Шайлер Камманн (август 1944 г.). «Развитие Мандаринской площади» Гарвардский журнал азиатских исследований . 8 (2): 75–76. дои : 10.2307/2717953 . ISSN 0073-0548 . JSTOR 2717953 . Викиданные Q117360120 .
- ^ Камманн, Шайлер: «Китайские мандаринские квадраты, краткий каталог коллекции Летчера», Бюллетень университетского музея , том 17, № 3 (июнь 1953 г.), страницы 8–9.
- ^ Камманн, Шайлер: «Китайские мандаринские квадраты, краткий каталог коллекции Летчера», Бюллетень университетского музея , том 17, № 3 (июнь 1953 г.), стр. 9.
- ^ Шайлер Камманн (август 1944 г.). «Развитие Мандаринской площади» Гарвардский журнал азиатских исследований . 8 (2): 95. дои : 10.2307/2717953 . ISSN 0073-0548 . JSTOR 2717953 . Викиданные Q117360120 .
- ^ Камманн, Шайлер, «Птицы и животные как знаки звания Мин и Цин», Arts of Asia (май – июнь 1991 г.), стр. 90.
- ^ Джексон, Беверли и Хьюгус, Дэвид, Лестница в облака , Беркли: Ten Speed Press, 1999, глава 15, страницы 215–289.
- ^ Катажина Запольска (2014). «Мандаринские квадраты как форма знака звания и украшения китайских халатов» . Искусство Востока . 3 : 53–70. ISSN 2299-811X . Викиданные Q117360068 .
- ^ Обратите внимание, что носорог изображен как буйвол , а не как носорог .
- ^ Обратите внимание, что морской конек изображен как лошадь, живущая под водой, а не как морской конек .
- ^ Джексон, Беверли и Хьюгус, Дэвид, Лестница в облака , Беркли: Ten Speed Press, 1999, Таблица 4, стр. 133;
- ^ Марцин Латка. «Портрет молодого чиновника» . артинпл . Проверено 31 июля 2019 г.
- ^ Джексон, Беверли и Хьюгус, Дэвид, Лестница в облака , Беркли: Ten Speed Press, 1999, Таблица 3, стр. 133.
- ^ Кроуферд, Джон (1828). Журнал посольства генерал-губернатора Индии при дворах Сиама и Кочин-Китая: демонстрирующий взгляд на фактическое состояние этих королевств . Лондон: Х. Колберн. стр. 262–263.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Знаки различия офицеров императорского двора», в: Уэлч, Патрисия Бьяаланд (2008), Китайское искусство , Таттл, стр. стр. 110–111, ISBN. 978-0-8048-3864-1
- Ранг и стиль: Power Dressing в Императорском Китае , Музей Тихоокеанской Азии, 2008 г., заархивировано из оригинала 7 октября 2016 г. , получено 19 июня 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Мандаринской площадью, на Викискладе?