Поффер
Пуффер (диалект Лимбурга , тоер ) или Северо-Брабантская шляпа — традиционный женский народный головной убор Северного Брабанта , самый известный из мейриев Хертогенбоса и северного Лимбурга , Нидерланды . Пуффер носили только замужние женщины. Это было модно между 1860-ми и 1920-ми годами. В отличие от Зеландии и более северных частей Нидерландов , в Северном Брабанте и Лимбурге никогда не было какого-либо характерного фольклорного костюма, который носили как мужчины, так и женщины, что делало пуффер единственной фольклорной одеждой в этой части Нидерландов. [1]
Этимология и происхождение
[ редактировать ]Слово poffer происходит от poffen — пышных рукавов и брюк, которые носили в середине 19 века. [2] Пуффер произошел от простого головного убора паске (полосы ткани, украшенной узкой складчатой тканью), который носили на белой шляпе. В Лимбурге поффер называют тоером . Тоер — термин, происходящий от французского слова «туронет» . Туронетка сродни женскому наряду , но изначально представляла собой косу с лентами и цветами. [3] Поффер не следует путать с поффером , используемым для приготовления поффертье . [4]
Социальная история
[ редактировать ]До 1900 года территория Брабанта не была процветающей из-за бедной песчаной почвы. С введением удобрений примерно в 1860 году экономика региона улучшилась. Это новое богатство отразилось в увеличении размера поффера, который достиг своего максимального размера примерно между 1915 и 1920 годами.
Пуффер носили те, кто мог себе его позволить: жены мужчин среднего класса, более богатых фермеров, чиновников и специалистов, таких как мэр или врач. [3] Размер и элегантность женского портфеля отражали богатство ее мужа. Мужчины стремились, чтобы их жены были замечены в изысканном пудре. Иногда пуффер насмешливо называли « безе ».
В первой половине 20 века пуффер вышел из моды, во многом из-за своей непрактичности, особенно при езде на велосипеде. Во время Второй мировой войны в этом районе также не хватало тканей. Ношение пуффера продолжалось до 1950-х годов, но только в особых случаях, таких как свадьбы , праздники и посещение церкви, во время которых его заменяли шляпы более современного стиля. [1]
Появление
[ редактировать ]Пуффер представлял собой белую тюлевую шляпу с кружевной отделкой. Его украшали жемчугом и белыми, золотыми, серебряными или стеклянными бусинами , называемыми каплями росы . Его также украшали искусственные цветы (или искусственные фрукты для пожилых женщин) и четыре ленты ( лавальеры ) шириной около 12 см и длиной 60 см, которые висели на плечах и спине. Ширина и качество лент указывали на богатство владельца. [1] Детали поффера варьировались от одной области к другой. [1]
Пуффер украшали искусственными цветами или фруктами пастельных или более ярких цветов в зависимости от городских традиций. Родной город владельца можно было узнать по внешнему виду, а возраст владельца - по украшению на пудре. Цветы предназначались невестам и молодым замужним женщинам. Женщины постарше украшали свой пуфик шелковыми яблоками, грушами и бутонами. [1] [5]
Региональные вариации
[ редактировать ]Поффер различался в зависимости от региона по размеру, форме, цвету и украшению. Женщины предпочитали пуффер из своего родного города. Даже если женщина после замужества жила в другой деревне, она обычно все равно заказывала пуховик у мастера в своей родной деревне или городе. [3]
У пуффера было много разных местных названий, в том числе: kleine Hat ; ковельтье (от маленького капюшона или сони); Кемпинская шляпа ( Кампинская шляпа); детская шапка; корнет (от корнета ); Эйндховенская шляпа ( Эйндховенская шляпа); трехтуронетная шляпа; и повседневная шляпа.
Этот тип головного убора был найден в Северном Брабанте , Лимбурге от Мука до Рурмонда и через границу с Германией до Ксантена . Севернее пуфферы носили в южном Гелдерланде , например, в Неймегене и Боммелерварде .
Самый большой пуффер носили в Мейерии , где его носили на передней части головы. К востоку от Брабанта и Лимбурга поффер надевали еще дальше на голову. В восточной части Северного Брабанта пуффер повторял форму головы, напоминая дугу. В западном Северном Брабанте носили плиссированный пуффер.

носить пуффер
[ редактировать ]Сначала надевали черную шапку, чтобы сгладить и укрепить форму головы. Эту шляпу носили дома, когда женщина находилась у открытого огня. Далее кружевная , тюлевая или марлевая надевалась шляпа. Затем пуффер носили поверх чепчика, прикрепляя его к шляпе спереди или завязывая под подбородком. [6] Чтобы мягкая ткань пуховика держала форму, крахмал с бурой использовался и белым воском. Шляпу и пуховик снимали, чтобы почистить, выстирали в мягком мыле, а затем положили, еще влажные, на траву, чтобы они отбелились на солнце. Крахмал использовали, чтобы ткань не пожелтела.
Повод
[ редактировать ]Пуфы для младенцев и детей раннего возраста не производились. До 10 лет девочка носила плотную шерстяную шапку. ребенка или молодой девушки Тем не менее, чепчик мог быть украшен марлевыми цветами и иметь ленты для закрепления.
Незамужние женщины не носили пуффера. Тем не менее, они носили черный головной убор, называемый капотехедже или капоедже . Это были головные уборы из цельного куска черной ткани, украшенные двумя или четырьмя черными лентами и черными искусственными цветами. В Вегеле, как известно, также были маленькие черные стеклянные колокольчики, которые звонили, если они шли. Эти черные чепчики надевали девочки после первого причастия примерно в двенадцатилетнем возрасте.
Траурный пуховик
[ редактировать ]Традиционно в Нидерландах скорбящие носили темную одежду. В Северном Брабанте и северном Лимбурге оттенок повседневной одежды также был темным или черным (также одежда для свадеб и других торжеств была полностью черной). Поэтому женщины в этих районах выражали свое траурное состояние, надевая особый тип пуффера: без кружевной отделки, без бус и с небольшим количеством цветов. В некоторых деревнях Пиля траурный пуф мог быть полностью черным или черно-белым, но эти небелые пуховики — редкие исключения. Обычно траурный пуф должен быть полностью белым, но без каких-либо цветочных украшений или только с ними. Если покойный был более дальним родственником, носили полностью белый «полу» траурный пуф со всеми украшениями из белых цветов, но без бус и никогда с кружевами. [1]
производители пуфферов
[ редактировать ]Когда-то в каждой деревне был изготовитель фуферов со своей собственной традицией, и изготовитель фуферов подробно консультировал клиента, как будет выглядеть дизайн и какие ткани будут использоваться. На изготовление пуффера ушло около шестидесяти часов. Пофферщики делились на три сорта. В самом низшем разряде находились женщины, которые чистили, ремонтировали и стирали пуховики. Средний класс состоял из тех, кто делал новые фужеры. Десятка лучших дизайнеров создавала попоны и производила изделия высокого класса. Изготовителями пуфферов часто были незамужние женщины с физическими недостатками. [1]
За стирку, крахмаление, глажку и сборку пуховика изготовитель пуховиков получал 9 центов. Цена обыкновенного поффера составляла 35 гульденов. Траурный пуф стоил 15 гульденов. Шикарный пуховик с кружевом ручной работы и новая шляпа обошлись примерно в 100 гульденов . Цена зависела от количества кружева и количества цветочных мотивов. Специальный пуффер мог стоить до 500 гульденов. Обычно у жены фермера было два или три пуховика. [3]
Сохранение
[ редактировать ]Голландские этнологические музеи имеют в своих коллекциях ряд пофферов, а некоторые музеи Северного Брабанта имеют специальные коллекции, например, Museum van Brabantse mutsen en poffers в Синт-Эденроде . [7] [8] Пофферы носят во время фольклорных торжеств, особенно на буренбруилофте (крестьянской свадьбе) во время карнавала . В 1996 году по случаю 200-летия провинции Северный Брабант была выпущена памятная монета, получившая название поффер . На нем была изображена женщина в пуховике. Эта монета была законным платежным средством до 10 января 1997 года. [9]
В искусстве
[ редактировать ]
Самым известным изображением поффера в визуальном искусстве, вероятно, является женский портрет Винсента Ван Гога 1885 года , хранящийся в Художественном музее Нортона Саймона в Пасадене , Калифорния . Винсент Ван Гог сделал несколько женских портретов с пуфами в период своего творчества в Нуэнене . [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Шляпа и пуховик». Взгляните изнутри на блог Grandma Time. Доступ на голландском языке 16 марта 2014 г.
- ^ Музей Вухта "Поффер" .
- ^ Jump up to: а б с д Сайт «Поффер» Deurnewiki.nl.
- ^ Роуз П. «Еда, напитки и праздники голландцев долины Гудзона». The History Press, 2009, стр. 67. ISBN 1596295953 , 9781596295957. По состоянию на 18 марта 2014 г.
- ^ «Поффер и женские шляпы в Северном Брабанте». Музей Векеманс.
- ^ Левандовски Э. «Полный словарь костюмов». Scarecrow Press, 2011, стр. 233. ISBN 0810840049 , 9780810840041.
- ^ Демуты музея "Поффер" .
- ^ "Музей брабантских шапок". Блог Sintoedenrode.
- ^ «Собственные платежные средства Брабанта». Веб-сайт Trouw.nl, 11 января 1996 г.
- ^ "Museumgids Рембрандт, Вермеер, Ван Гог". Пишу, 2008. ISBN 908773011X , 9789087730116
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Женщины с традиционным брабантским пуфером Изображения женщин, носящих пуфер.