Jump to content

Традиционная одежда Косово

Женский рабочий инструмент - век


Традиционная одежда ( народный костюм ) — один из факторов, отличающих этот народ от соседних стран, берущий свое начало еще в иллирийскую эпоху. [1]

Эволюция, которую претерпел этот наряд, служила модернизации и современному стилю, однако основные символы и мотивы, по которым создана эта одежда, имеют тенденцию напоминать иллирийскую древность. [2] Материалы и традиционные способы изготовления этой одежды на протяжении всей истории мало изменились. Утилиты, которые используются при создании этой одежды, являются типично косовскими, называемыми vegjë или vek , что означает ткацкий станок (напоминающий английскую прялку Дженни и летающий челнок ). Способы получения материалов и одежды остались прежними. Мотивы и узоры на этих одеждах можно объяснить доисторической религией. Треугольники, ромбы, круги и кресты встречаются часто и известны как символы здоровья и плодородия. [2] Хроматически в этой одежде присутствуют три основных цвета, наиболее символичный из которых – красный. [2]

Историческое происхождение

[ редактировать ]
Традиционная мужская одежда Подгура , характеризующаяся мархамой , поскольку он носит традиционный инструмент Лахута.
Женская одежда Podgur отличается коронным кружевом.

Среди 140 типов традиционных албанских костюмов одежда Подгура «Вешья э Подгурит» является косовской, отличается своим разнообразием и оказывает влияние во всех других регионах. [3] Этот костюм принадлежал большинству иллирийских и албанских регионов, включенных в международные рамки. Предметы одежды состоят из мужских и женских рубашек с широкими рукавами и узким воротником, застегивающимся на все пуговицы, и белой традиционной мужской шляпы, называемой плис , кожаных мокасин или опинга . По мнению археологов Приштинского музея, одежда Подгура датируется V и IV веками до нашей эры. [3] Однако трансформации этого костюма произошли из-за различных социальных и культурных ситуаций, технических изобретений, а также обмена элементами между этническими группами. В результате полевых исследований установлено, что в XIX веке и первых двух десятилетиях XX века женская одежда претерпела морфологические изменения. [4] Образ XIX века заключался в расчесывании волос и заплетении их в косы. Они также носили красные шляпы полусферической формы, украшенные крошечными золотыми монетами. Вокруг макушки шляпы носили тугий шнурок, лидхэсе , длиной 60 см. Его завязывали так, чтобы волосы оставались скрытыми. Мархама — это тип материала, который носили на шее и подбородке, но вышитый хвост мархамы располагался вдоль правого плеча и назывался масдоржа . [4] Рубаха была длиной в ногу, рукава длинные и широкие, около 35 см, тоже вышитые. Штеллакет (pështjellakët, mbështjellakët) — куски материала, напоминающие фартук, большие по размеру и узкой ширине, с геометрическими мотивами, такими как топор или круг. Мокасины изготавливались из шкур крупного рогатого скота и вязались из кусочков овечьей шкуры. Их называли мокасинами гогиште . В качестве поясов они носили шерстяной материал, называемый шокэ , который вязали на ткацком станке. Ее ширина составляла 3 см, а вышитая часть завязывалась сзади. Их цвета были очень характерными и разными: красный, зеленый, желтый и черный. [5] Детям из богатых семей одежду вязали портные, и это делало их похожими на любого взрослого мужчину. Начиная с полового созревания, детская одежда становится более детализированной. В этом возрасте мальчики начинают носить плисы , тогда как в холодные дни они носили шарфы и тирке , традиционные белые шерстяные штаны. В возрасте безбрачия мальчики носили тирке (которые всегда были белого цвета), плисы и жилеты. Однако детская одежда в целом отличается своей простотой. Он состоит из рубашки длиной до колен, сделанной из белой ткани, в сочетании с вертикальным шокэ каштанового цвета. носили шокэ Дети очень редко; его носили только в те годы, когда они соблюдали целомудрие и хотели произвести впечатление на женщин своего круга общения. [5] В молодежной одежде чаще использовались белый и черный цвета, тогда как блейзеры также были обогащены красным, желтым, зеленым и коричневым. В холодную погоду молодые люди также носили шапки определенного типа, называемые капуласе . Он был сделан из шерстяных нитей в форме черепа и покрывал все части головы и лица, кроме глаз и носа. Блейзеры также были частью детской одежды и делались из сутаны, напоминая взрослый костюм. Мальчики носили волосы до плеч. [6] До того, как портные вязали костюмы, модели сначала кроили в Пече . Это делалось один раз в год, осенью или зимой. [7]

Мужская одежда

[ редактировать ]

Мужская одежда в то время была символом красоты. Этот наряд включает в себя рубашку, телинат (длинные трусы), шарф и тирке . В одежде взрослых существовали различия в зависимости от их экономического положения. В структуре мужской одежды самым символичным был наряд жениха. Костюм построен на символическом значении начала нового этапа жизни. Мужчины Подгура носили белые полусферические плисы . Наряду с ним был еще шарф из белой ткани, состоявший из нескольких горизонтальных шокэ разных цветов. Этот платок обвивался вокруг плиса и закрывал часть головы и ушей. Шарфы носили мужчины старшего возраста, около сорока лет. Мужские рубашки назывались «каштановыми», потому что они шились из горизонтального шокэ каштанового цвета. «Каштановые рубашки» сегодня можно увидеть редко, разве что в горных регионах. Блейзеры — это предметы одежды, которые носили поверх рубашек. Часть рукавов, воротник и рукава имели черную полосу. Жилет или джамадани из сутаны имел широкие рукава, достигал талии в длину и не имел воротника. Оно было застегнуто на застежку. Жилет был двубортный, черного цвета. В холодную погоду они носили пиджак митани , сделанный из материала сутан. Его случайно надевали поверх жилета или джамадани . У него были длинные рукава, но не было воротника. Черный ремешок закрывал детали вдоль рукавов, шеи и локтей. Митани имел отверстия от подмышек до локтей, и эти отверстия использовались для свободного ношения митани . В левой части пришивался небольшой карман, в котором мужчины хранили сигары. Митани также носила молодежь, но она была проще, чем митани мужчин. Среди традиционной одежды мужчин Подгура наиболее известна хурдия - одежда, которую носят молодые мальчики, которая символизирует гордость. Его шили из сутаны, и шили его обычно портные. У него были длинные и узкие рукава, открытая грудь, длина до талии и свободная часть сзади. Кроме хурдия, есть еще джапанхия , одежда пастухов. Однако его носили и другие в случае плохой погоды или дальних путешествий. В ночное время его также использовали как своего рода укрытие. Он был сделан из белого сутана с черными полосками, а также без рукавов и длиной до ступни, тогда как его ширина зависела от длины, принимая форму конусообразной модели. Вдоль пояса носили красный шокэ , который был старше разноцветного шокэ . Его длина должна была быть достаточно длинной, чтобы его можно было обернуть вокруг талии 5 раз. Телинат или длинные трусы были сделаны из льна, от чего и произошло их название. Позже эти длинные трусы также шили из ткани на ткацком станке. Края были вышиты, ширина 20 см. В летнее время мужчины носили телину вместе с рубахой, которая называлась рубахой из тира . Сёкэ завязывался вокруг талии, делая рубашку похожей на килт. Тиркэ изготавливались из сутана, качество которого различалось в зависимости от количества содержащегося в нем шнура. Тирке высокого качества содержал 20 нитей шнура, а тирке более низкого качества — две-три нити шнура. Экономический статус определял, какие из них они носили. Тем не менее, традиционно белые тирке В Подгуре носили с черными шнурками. Мальчики редко носили черные тирке , но они считались печально известными, потому что их носили ночью, чтобы не привлекать внимания. Носки, которые они носили, были сделаны из овечьей шерсти и имели длину от кончика пальца до пятки, а иногда и до колен. Некоторые люди раньше носили короткие носки, называемые месте, поверх предыдущих. Их шили из шерсти и бычьей кожи, а мокасины — из овечьей шкуры. После Второй мировой войны мокасины изготавливались из ниток разных завязок и хлопка. Вместо опинга их называли ырнек . В то время мужчины носили множество аксессуаров, таких как кольца, кыстек тэ сахатит или иначе известные как карманные часы и т. д. Оружие также можно рассматривать как часть мужских аксессуаров, и наиболее распространенным был револьвер. Простота – вот что характеризует одежду стариков. Самым важным предметом одежды у них был Гоксхуфи , который представлял собой разновидность жилета и был сделан из шкуры ягненка. У него была конструкция без рукавов, а иногда и длина до колен. Они были обратимыми в зависимости от климата. [8]

Женская одежда

[ редактировать ]

Одежда для девочек

Молодёжная женская одежда. Цветочная вышивка символизирует жизненную силу и молодость.

Хотя костюмы молодых девушек не считаются чем-то особенным или уникальным, в отличие от женских нарядов, эти костюмы за свое время претерпели множество трансформаций. [9] Частью образа девочек была их прическа, напоминающая мальчишескую. Рубахи они носили такие же, как и женские, хотя и гораздо проще. Они также носили обтягивающую юбку длиной до колена, называемую pështjellci , сделанную из шерстяных ниток на ткацком станке. В последние несколько лет эти юбки также шили из льняных ниток. По краю юбки вышиты различные цветочные орнаменты, символизирующие молодость и жизненную силу. Их мокасины были идентичны женским. Традиционная одежда молодых девушек не сохранилась полностью из-за ее перехода к модернизму. [10]

Женская одежда

Трансформация женского наряда в основном произошла в период между Первой и Второй мировыми войнами . Шапки полусферической формы с вышивкой золотыми монетами были заменены шнурками, называемыми лидхса . В районе Истока эти шнурки назывались хотоз . Тканевая рубашка за это время также должна была изменить свою структуру. Вместо тканевых рубашек këmisha e arrës, чаще использовалась которая также является частью мужской одежды. Рукава укоротили до локтей и тоже затянули. Когда рукава были укорочены, для покрытия части ладони и до локтя использовался другой тип материала. Они делались из шерстяной нити и назывались мэнгет или рукава. Часто их вязали разными цветами. [11]

Митани также претерпел изменения; у него были длинные рукава и узкий воротник. Оно было до пояса и было темно-фиолетового цвета. Обычно его продавали портные. Жилет, который является довольно новым явлением в традиционной женской одежде, был без рукавов. У него не было воротника, а мотивы были солярными и лунными. Материал, который использовался для вязания этих жилетов, назывался коха и продавался портными из Пеи , Митровицы и Гьяковы . Во время разных путешествий женщины носили куртки-гуны , сделанные из шерстяных ниток. Оно было длиной до колена, с широкими рукавами, а части вдоль шеи были расшиты нитками черного шнура. Женщины также носили мех, который редко был овечьим и известный как «гала». Это была одежда без рукавов. Телинат практически не изменился, за исключением камзаве , который представлял собой куски более толстого материала и закрывал колени. Обычно их украшали разной вышивкой. Носки шили из толстой шерстяной овечьей нити и украшали по мякоти. [ нужны разъяснения ] . Эти украшения различались в зависимости от возраста. Традиционная женская одежда состояла из множества аксессуаров: сережек, браслетов и колец. [12]

Одежда для пожилых женщин

Различия в одежде пожилых женщин и молодых такие же, как различия между пожилыми и молодыми мужчинами. Их главная особенность – простота одежды. Помимо различий между возрастами групп, одежда также менялась в зависимости от случая. На свадьбах и других счастливых случаях носили новую одежду, тогда как на похоронах носили особый костюм, известный как вешья э Харчит . [13]

Виды традиционной одежды Косово

[ редактировать ]

Женская одежда

[ редактировать ]

Женская одежда сохранилась лучше мужской в ​​районах Косово. Существуют региональные вариации женской одежды.

Пиштеллак одежда

[ редактировать ]

Самая известная одежда называлась «пэштеллак» и состояла из длинной белой рубашки и двух «пэштеллаков» (белого фартука), переднего и заднего. «pështjellaku i parmë», или передний фартук длиной с рубашку, был сшит по размеру бедер женщины. «пештеллаку и пасём», задний фартук был короче переднего. Другими компонентами этой одежды были: «телина» (традиционное нижнее белье), «джелеку» — напоминающий короткий вышитый жилет, «шокэ» — большой шерстяной материал, облегающий талию, традиционные черные носки и головные уборы разных цветов. Большой популярностью у женщин пользовались аксессуары – золотые и серебряные ожерелья, браслеты и кольца. Носки традиционно были черными, их носили с обувью опинга, сделанной из шкур различных животных. [14]

Джублета одежда

[ редактировать ]

Еще одна не менее известная одежда — это одежда Xhubleta . Кшублета — это волнистая юбка - колокольчик, которая удерживается на плечах двумя ремнями и надевается поверх белой льняной рубашки с длинными рукавами. Его текстура состоит из длинных подвешенных длинных черных ремней, выгравированных на материале, которым обычно был каштановый бархат. Носки и обувь были такими же, как и одежда пештеллака . В регионе Ругова (Запад Косово) одежду ксублета носили особенно после Второй мировой войны . [15]

Дукаджини одежда

[ редактировать ]

Вешья э Дукаджинит представляла собой белую рубашку в полный рост с длинными рукавами. Телина тоже из хлопка, но края ее красочно вышиты. До пояса женщины носили украшенную золотыми нитями жилетку без рукавов, открытую спереди и застегивавшуюся на красивые застежки. Два пештеллака также являются характерной чертой этой одежды. Носки были шерстяные, а опинга — из шкур крупного рогатого скота. Декоративные мотивы одежды этого региона зоологические, ботанические и геометрические. Мотив змеи, петуха и Солнца связан с древними верованиями иллирийских язычников. Эта одежда по умолчанию отличалась от невест, у которых рукава были расшиты асимметричными узорами нечетких цветов. [16]

Есть одежда

[ редактировать ]
Женская одежда 'Has'

Одежда южного региона Хас входит в число самобытных видов одежды Косово. Эту одежду часто можно встретить сегодня, поскольку она пережила и приняла изменения европейских стилей. Короткая белая рубашка и белое льняное длинное платье – главные составляющие образа. Нижнеим бельем служили длинные белые трусы, традиционный пештеллак был немного шире, чем в других регионах. Желек ( жилет ) украшался бисером, преимущественно красным. Он также мог содержать золотые нити. На официальные мероприятия носили небольшую шляпу, украшенную бусами и золотыми заклепками. Носки в этом костюме были белыми, в отличие от других костюмов. [17]

Мужская одежда

[ редактировать ]
Мужская тирки одежда
Мужской митан , джамадан (внизу), друзья и декоративный револьвер.

Мужская одежда сохранилась меньше, однако с годами она выглядит более унифицированной. Мужская одежда мало менялась от региона к региону. 1914 года одним из популярных нарядов была одежда с фустанелле (разновидность килта) До Первой Балканской войны . Самой популярной была одежда тирки . Полный образ имел элементы, сходные с женскими (белая рубашка, телина , шокэ , носки, опинга , желек (жилет)), однако тирки (шерстяные белые штаны) были характерны лишь для мужской одежды. Рубашка и трусы «тлина» были исключительно белого цвета. Воротники рубашек имели Т-образную форму, а рукава рубашек имели белую простую вышивку. До пояса мужчины носили либо джелек (жилет), либо ксамадан , традиционную шерстяную западную одежду, которая обычно была белой, но встречалась и в темных тонах. Мужскими аксессуарами были «гайтан» – длинный черный шнур с украшенными кнопками в желеке и джамадане и металлическими застежками. Эти жилеты были сконструированы таким образом, чтобы носитель мог свободно двигать руками, а рукава свободно свисали назад. Тирки всегда украшались вокруг талии, карманов и вертикально по длине черными швами. Мужчины носили шерстяные белые носки и обувь из шкур крупного рогатого скота. На головах они носили плисы , шерстяные шапки, и мархаму , большой белый шарф, охватывающий голову и шею, закрывающий плис . Мархама . произошла от иллирийцев Другими аксессуарами были кыстек - большая золотая цепочка, которую они надевали на плечо, сахати - карманные часы, пачка сигарет вместе с резной зажигалкой и различные серебряные кольца. Иногда мужчины держали в шокэ оружие . [18] Различия в этой одежде от региона к региону были небольшими – ее могли носить более плотно или свободно, украшения в тирки могли быть украшены более толстыми или тонкими швами. Были украшения, которые подразумевали определенный экономический статус, социальный статус или социальную иерархию. Например, 3 золотые нити в тирки подразумевали безбрачие, тогда как 12 золотых нитей подразумевали брак. 24 золотые нити означали богатство и власть, причем чаще всего они встречались у мужчин старшего возраста. [19]

Традиционная одежда по регионам

[ редактировать ]

Регион Ллап расположен на северо-востоке Косово. Ее традиции одежды не пережили модернизации одежды и компоненты этого образа стали артефактами. Последний вариант этой одежды, который запомнился, состоял из одежды тирки для мужчин и одежды пештеллак для женщин. Предметы одежды, составляющие эту одежду, были в чем-то похожи на одежду других регионов – тирки , джелек , шока , плиси , мархама и распространенные аксессуары, такие как кыстек – карманные часы, резная металлическая коробка для сигарет для мужчин и пештеллак , белые рубашки, телина. '', ''шока'', ''опинга'' - мокасины и платки для женщин. Женщины, как правило, носили больше аксессуаров по сравнению с другими регионами Косово, а на их рубашках было больше вышивки ярких цветов. И мужская, и женская одежда подразумевала социально-экономическое положение владельца, основанное на качестве материала, количестве вышивки, выборе цветов и, в конечном итоге, количестве золотых нитей, выгравированных на спине рубашек или «митанах». Несколько сохранившихся прототипов этой одежды сегодня сохранились в Историческом музее Приштины. [20]

Мужская одежда

[ редактировать ]

Мужская одежда Карадака состоит из рубашки, телината , жилета, митани , хурдия , меха, носков, мокасин, плисов и различных аксессуаров, таких как карманные часы, пачки сигарет и оружие. Сёкэ молодых мальчиков был белее и содержал много вышивки, тогда как сёкэ мужчин старшего возраста был темно-бордовым. Рубашки юношей и пожилых мужчин различались по ширине и длине. Носки младших были украшены разными цветами, а у стариков – попроще. Тирки молодежи и так называемые мужчины агзона (эпитет мужества и гордости) были черного цвета. [21]

Женская одежда

[ редактировать ]

В настоящее время в этом регионе мусульмане и христиане носят так называемые Вешье ме дими (традиционные вышитые штаны, похожие на панталоны). Одежда, которую носят сегодня, похожа на одежду, которую носили во второй половине 19-го века, которая состоит из телины , дими , рубашки, митани жилета , , пештеллака , носков, мокасин, платка и аксессуаров, таких как серьги. , браслеты, кольца, ожерелья и застежки. Вешья ме дими состоит из пуштеллака , сделанного из меха, который является самым важным предметом одежды, и рубашки, сделанной из шелковой или хлопчатобумажной ткани. [22]

Общий
  • Халими-Статовци, Дрита (2009). Албанская одежда Косово . Приштина: Албанологический институт Приштины. ISBN  9789951411844 .
  • Кшемай, Уке Др. (2003). Албанская этнокультура в Подгуре . Приштина: Албанологический институт Приштины.
Специфический
  1. ^ Халими-Статовци, стр. 9–10.
  2. ^ Jump up to: а б с Халими-Статовци, с. 81.
  3. ^ Jump up to: а б Кшемай, с. 139.
  4. ^ Jump up to: а б Кшемай, с. 141.
  5. ^ Jump up to: а б Кшемай, с. 142.
  6. ^ Кшемай, с. 143.
  7. ^ Кшемай, с. 145.
  8. ^ Кшемай стр. 145–153.
  9. ^ Кшемай, с. 153.
  10. ^ Кшемай, стр. 154–155.
  11. ^ Кшемай, стр. 155–156
  12. ^ Кшемай, стр. 157–159.
  13. ^ Кшемай, стр. 159–161.
  14. ^ Халими-Статовци, стр. 97–99.
  15. ^ Халими-Статовци, с. 97.
  16. ^ Халими-Статовци, стр. 98–99.
  17. ^ Халими-Статовци, с. 100.
  18. ^ Халими-Статовци, стр. 95–96.
  19. ^ Халими-Статовци, с. 96.
  20. ^ Халими-Статовци, стр. 214–219.
  21. ^ Халими-Статовци, стр. 221–223.
  22. ^ Халими-Статовци, с. 225.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2c76ca35878598ed7258652b7a01af21__1708991640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/21/2c76ca35878598ed7258652b7a01af21.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Traditional clothing of Kosovo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)