Традиционная одежда Косово

Часть серии о |
Культура Косово |
---|
![]() |
История |
Люди |
Языки |
Мифология и фольклор |
Кухня |
Фестивали |
Религия |
Искусство |
Литература |
Музыка |
Спорт |
Памятники |
Эта статья является частью серии статей, посвященных |
Культура Албания |
---|
![]() |
![]() ![]() |
Традиционная одежда ( народный костюм ) — один из факторов, отличающих этот народ от соседних стран, берущий свое начало еще в иллирийскую эпоху. [1]
Эволюция, которую претерпел этот наряд, служила модернизации и современному стилю, однако основные символы и мотивы, по которым создана эта одежда, имеют тенденцию напоминать иллирийскую древность. [2] Материалы и традиционные способы изготовления этой одежды на протяжении всей истории мало изменились. Утилиты, которые используются при создании этой одежды, являются типично косовскими, называемыми vegjë или vek , что означает ткацкий станок (напоминающий английскую прялку Дженни и летающий челнок ). Способы получения материалов и одежды остались прежними. Мотивы и узоры на этих одеждах можно объяснить доисторической религией. Треугольники, ромбы, круги и кресты встречаются часто и известны как символы здоровья и плодородия. [2] Хроматически в этой одежде присутствуют три основных цвета, наиболее символичный из которых – красный. [2]
Историческое происхождение
[ редактировать ]
Среди 140 типов традиционных албанских костюмов одежда Подгура «Вешья э Подгурит» является косовской, отличается своим разнообразием и оказывает влияние во всех других регионах. [3] Этот костюм принадлежал большинству иллирийских и албанских регионов, включенных в международные рамки. Предметы одежды состоят из мужских и женских рубашек с широкими рукавами и узким воротником, застегивающимся на все пуговицы, и белой традиционной мужской шляпы, называемой плис , кожаных мокасин или опинга . По мнению археологов Приштинского музея, одежда Подгура датируется V и IV веками до нашей эры. [3] Однако трансформации этого костюма произошли из-за различных социальных и культурных ситуаций, технических изобретений, а также обмена элементами между этническими группами. В результате полевых исследований установлено, что в XIX веке и первых двух десятилетиях XX века женская одежда претерпела морфологические изменения. [4] Образ XIX века заключался в расчесывании волос и заплетении их в косы. Они также носили красные шляпы полусферической формы, украшенные крошечными золотыми монетами. Вокруг макушки шляпы носили тугий шнурок, лидхэсе , длиной 60 см. Его завязывали так, чтобы волосы оставались скрытыми. Мархама — это тип материала, который носили на шее и подбородке, но вышитый хвост мархамы располагался вдоль правого плеча и назывался масдоржа . [4] Рубаха была длиной в ногу, рукава длинные и широкие, около 35 см, тоже вышитые. Штеллакет (pështjellakët, mbështjellakët) — куски материала, напоминающие фартук, большие по размеру и узкой ширине, с геометрическими мотивами, такими как топор или круг. Мокасины изготавливались из шкур крупного рогатого скота и вязались из кусочков овечьей шкуры. Их называли мокасинами гогиште . В качестве поясов они носили шерстяной материал, называемый шокэ , который вязали на ткацком станке. Ее ширина составляла 3 см, а вышитая часть завязывалась сзади. Их цвета были очень характерными и разными: красный, зеленый, желтый и черный. [5] Детям из богатых семей одежду вязали портные, и это делало их похожими на любого взрослого мужчину. Начиная с полового созревания, детская одежда становится более детализированной. В этом возрасте мальчики начинают носить плисы , тогда как в холодные дни они носили шарфы и тирке , традиционные белые шерстяные штаны. В возрасте безбрачия мальчики носили тирке (которые всегда были белого цвета), плисы и жилеты. Однако детская одежда в целом отличается своей простотой. Он состоит из рубашки длиной до колен, сделанной из белой ткани, в сочетании с вертикальным шокэ каштанового цвета. носили шокэ Дети очень редко; его носили только в те годы, когда они соблюдали целомудрие и хотели произвести впечатление на женщин своего круга общения. [5] В молодежной одежде чаще использовались белый и черный цвета, тогда как блейзеры также были обогащены красным, желтым, зеленым и коричневым. В холодную погоду молодые люди также носили шапки определенного типа, называемые капуласе . Он был сделан из шерстяных нитей в форме черепа и покрывал все части головы и лица, кроме глаз и носа. Блейзеры также были частью детской одежды и делались из сутаны, напоминая взрослый костюм. Мальчики носили волосы до плеч. [6] До того, как портные вязали костюмы, модели сначала кроили в Пече . Это делалось один раз в год, осенью или зимой. [7]
Мужская одежда
[ редактировать ]Мужская одежда в то время была символом красоты. Этот наряд включает в себя рубашку, телинат (длинные трусы), шарф и тирке . В одежде взрослых существовали различия в зависимости от их экономического положения. В структуре мужской одежды самым символичным был наряд жениха. Костюм построен на символическом значении начала нового этапа жизни. Мужчины Подгура носили белые полусферические плисы . Наряду с ним был еще шарф из белой ткани, состоявший из нескольких горизонтальных шокэ разных цветов. Этот платок обвивался вокруг плиса и закрывал часть головы и ушей. Шарфы носили мужчины старшего возраста, около сорока лет. Мужские рубашки назывались «каштановыми», потому что они шились из горизонтального шокэ каштанового цвета. «Каштановые рубашки» сегодня можно увидеть редко, разве что в горных регионах. Блейзеры — это предметы одежды, которые носили поверх рубашек. Часть рукавов, воротник и рукава имели черную полосу. Жилет или джамадани из сутаны имел широкие рукава, достигал талии в длину и не имел воротника. Оно было застегнуто на застежку. Жилет был двубортный, черного цвета. В холодную погоду они носили пиджак митани , сделанный из материала сутан. Его случайно надевали поверх жилета или джамадани . У него были длинные рукава, но не было воротника. Черный ремешок закрывал детали вдоль рукавов, шеи и локтей. Митани имел отверстия от подмышек до локтей, и эти отверстия использовались для свободного ношения митани . В левой части пришивался небольшой карман, в котором мужчины хранили сигары. Митани также носила молодежь, но она была проще, чем митани мужчин. Среди традиционной одежды мужчин Подгура наиболее известна хурдия - одежда, которую носят молодые мальчики, которая символизирует гордость. Его шили из сутаны, и шили его обычно портные. У него были длинные и узкие рукава, открытая грудь, длина до талии и свободная часть сзади. Кроме хурдия, есть еще джапанхия , одежда пастухов. Однако его носили и другие в случае плохой погоды или дальних путешествий. В ночное время его также использовали как своего рода укрытие. Он был сделан из белого сутана с черными полосками, а также без рукавов и длиной до ступни, тогда как его ширина зависела от длины, принимая форму конусообразной модели. Вдоль пояса носили красный шокэ , который был старше разноцветного шокэ . Его длина должна была быть достаточно длинной, чтобы его можно было обернуть вокруг талии 5 раз. Телинат или длинные трусы были сделаны из льна, от чего и произошло их название. Позже эти длинные трусы также шили из ткани на ткацком станке. Края были вышиты, ширина 20 см. В летнее время мужчины носили телину вместе с рубахой, которая называлась рубахой из тира . Сёкэ завязывался вокруг талии, делая рубашку похожей на килт. Тиркэ изготавливались из сутана, качество которого различалось в зависимости от количества содержащегося в нем шнура. Тирке высокого качества содержал 20 нитей шнура, а тирке более низкого качества — две-три нити шнура. Экономический статус определял, какие из них они носили. Тем не менее, традиционно белые тирке В Подгуре носили с черными шнурками. Мальчики редко носили черные тирке , но они считались печально известными, потому что их носили ночью, чтобы не привлекать внимания. Носки, которые они носили, были сделаны из овечьей шерсти и имели длину от кончика пальца до пятки, а иногда и до колен. Некоторые люди раньше носили короткие носки, называемые месте, поверх предыдущих. Их шили из шерсти и бычьей кожи, а мокасины — из овечьей шкуры. После Второй мировой войны мокасины изготавливались из ниток разных завязок и хлопка. Вместо опинга их называли ырнек . В то время мужчины носили множество аксессуаров, таких как кольца, кыстек тэ сахатит или иначе известные как карманные часы и т. д. Оружие также можно рассматривать как часть мужских аксессуаров, и наиболее распространенным был револьвер. Простота – вот что характеризует одежду стариков. Самым важным предметом одежды у них был Гоксхуфи , который представлял собой разновидность жилета и был сделан из шкуры ягненка. У него была конструкция без рукавов, а иногда и длина до колен. Они были обратимыми в зависимости от климата. [8]
Женская одежда
[ редактировать ]Одежда для девочек
Хотя костюмы молодых девушек не считаются чем-то особенным или уникальным, в отличие от женских нарядов, эти костюмы за свое время претерпели множество трансформаций. [9] Частью образа девочек была их прическа, напоминающая мальчишескую. Рубахи они носили такие же, как и женские, хотя и гораздо проще. Они также носили обтягивающую юбку длиной до колена, называемую pështjellci , сделанную из шерстяных ниток на ткацком станке. В последние несколько лет эти юбки также шили из льняных ниток. По краю юбки вышиты различные цветочные орнаменты, символизирующие молодость и жизненную силу. Их мокасины были идентичны женским. Традиционная одежда молодых девушек не сохранилась полностью из-за ее перехода к модернизму. [10]
Женская одежда
Трансформация женского наряда в основном произошла в период между Первой и Второй мировыми войнами . Шапки полусферической формы с вышивкой золотыми монетами были заменены шнурками, называемыми лидхса . В районе Истока эти шнурки назывались хотоз . Тканевая рубашка за это время также должна была изменить свою структуру. Вместо тканевых рубашек këmisha e arrës, чаще использовалась которая также является частью мужской одежды. Рукава укоротили до локтей и тоже затянули. Когда рукава были укорочены, для покрытия части ладони и до локтя использовался другой тип материала. Они делались из шерстяной нити и назывались мэнгет или рукава. Часто их вязали разными цветами. [11]
Митани также претерпел изменения; у него были длинные рукава и узкий воротник. Оно было до пояса и было темно-фиолетового цвета. Обычно его продавали портные. Жилет, который является довольно новым явлением в традиционной женской одежде, был без рукавов. У него не было воротника, а мотивы были солярными и лунными. Материал, который использовался для вязания этих жилетов, назывался коха и продавался портными из Пеи , Митровицы и Гьяковы . Во время разных путешествий женщины носили куртки-гуны , сделанные из шерстяных ниток. Оно было длиной до колена, с широкими рукавами, а части вдоль шеи были расшиты нитками черного шнура. Женщины также носили мех, который редко был овечьим и известный как «гала». Это была одежда без рукавов. Телинат практически не изменился, за исключением камзаве , который представлял собой куски более толстого материала и закрывал колени. Обычно их украшали разной вышивкой. Носки шили из толстой шерстяной овечьей нити и украшали по мякоти. [ нужны разъяснения ] . Эти украшения различались в зависимости от возраста. Традиционная женская одежда состояла из множества аксессуаров: сережек, браслетов и колец. [12]
Одежда для пожилых женщин
Различия в одежде пожилых женщин и молодых такие же, как различия между пожилыми и молодыми мужчинами. Их главная особенность – простота одежды. Помимо различий между возрастами групп, одежда также менялась в зависимости от случая. На свадьбах и других счастливых случаях носили новую одежду, тогда как на похоронах носили особый костюм, известный как вешья э Харчит . [13]
Виды традиционной одежды Косово
[ редактировать ]Женская одежда
[ редактировать ]Женская одежда сохранилась лучше мужской в районах Косово. Существуют региональные вариации женской одежды.
Пиштеллак одежда
[ редактировать ]Самая известная одежда называлась «пэштеллак» и состояла из длинной белой рубашки и двух «пэштеллаков» (белого фартука), переднего и заднего. «pështjellaku i parmë», или передний фартук длиной с рубашку, был сшит по размеру бедер женщины. «пештеллаку и пасём», задний фартук был короче переднего. Другими компонентами этой одежды были: «телина» (традиционное нижнее белье), «джелеку» — напоминающий короткий вышитый жилет, «шокэ» — большой шерстяной материал, облегающий талию, традиционные черные носки и головные уборы разных цветов. Большой популярностью у женщин пользовались аксессуары – золотые и серебряные ожерелья, браслеты и кольца. Носки традиционно были черными, их носили с обувью опинга, сделанной из шкур различных животных. [14]
Джублета одежда
[ редактировать ]Еще одна не менее известная одежда — это одежда Xhubleta . Кшублета — это волнистая юбка - колокольчик, которая удерживается на плечах двумя ремнями и надевается поверх белой льняной рубашки с длинными рукавами. Его текстура состоит из длинных подвешенных длинных черных ремней, выгравированных на материале, которым обычно был каштановый бархат. Носки и обувь были такими же, как и одежда пештеллака . В регионе Ругова (Запад Косово) одежду ксублета носили особенно после Второй мировой войны . [15]
Дукаджини одежда
[ редактировать ]Вешья э Дукаджинит представляла собой белую рубашку в полный рост с длинными рукавами. Телина тоже из хлопка, но края ее красочно вышиты. До пояса женщины носили украшенную золотыми нитями жилетку без рукавов, открытую спереди и застегивавшуюся на красивые застежки. Два пештеллака также являются характерной чертой этой одежды. Носки были шерстяные, а опинга — из шкур крупного рогатого скота. Декоративные мотивы одежды этого региона зоологические, ботанические и геометрические. Мотив змеи, петуха и Солнца связан с древними верованиями иллирийских язычников. Эта одежда по умолчанию отличалась от невест, у которых рукава были расшиты асимметричными узорами нечетких цветов. [16]
Есть одежда
[ редактировать ]Одежда южного региона Хас входит в число самобытных видов одежды Косово. Эту одежду часто можно встретить сегодня, поскольку она пережила и приняла изменения европейских стилей. Короткая белая рубашка и белое льняное длинное платье – главные составляющие образа. Нижнеим бельем служили длинные белые трусы, традиционный пештеллак был немного шире, чем в других регионах. Желек ( жилет ) украшался бисером, преимущественно красным. Он также мог содержать золотые нити. На официальные мероприятия носили небольшую шляпу, украшенную бусами и золотыми заклепками. Носки в этом костюме были белыми, в отличие от других костюмов. [17]
Мужская одежда
[ редактировать ]Мужская одежда сохранилась меньше, однако с годами она выглядит более унифицированной. Мужская одежда мало менялась от региона к региону. 1914 года одним из популярных нарядов была одежда с фустанелле (разновидность килта) До Первой Балканской войны . Самой популярной была одежда тирки . Полный образ имел элементы, сходные с женскими (белая рубашка, телина , шокэ , носки, опинга , желек (жилет)), однако тирки (шерстяные белые штаны) были характерны лишь для мужской одежды. Рубашка и трусы «тлина» были исключительно белого цвета. Воротники рубашек имели Т-образную форму, а рукава рубашек имели белую простую вышивку. До пояса мужчины носили либо джелек (жилет), либо ксамадан , традиционную шерстяную западную одежду, которая обычно была белой, но встречалась и в темных тонах. Мужскими аксессуарами были «гайтан» – длинный черный шнур с украшенными кнопками в желеке и джамадане и металлическими застежками. Эти жилеты были сконструированы таким образом, чтобы носитель мог свободно двигать руками, а рукава свободно свисали назад. Тирки всегда украшались вокруг талии, карманов и вертикально по длине черными швами. Мужчины носили шерстяные белые носки и обувь из шкур крупного рогатого скота. На головах они носили плисы , шерстяные шапки, и мархаму , большой белый шарф, охватывающий голову и шею, закрывающий плис . Мархама . произошла от иллирийцев Другими аксессуарами были кыстек - большая золотая цепочка, которую они надевали на плечо, сахати - карманные часы, пачка сигарет вместе с резной зажигалкой и различные серебряные кольца. Иногда мужчины держали в шокэ оружие . [18] Различия в этой одежде от региона к региону были небольшими – ее могли носить более плотно или свободно, украшения в тирки могли быть украшены более толстыми или тонкими швами. Были украшения, которые подразумевали определенный экономический статус, социальный статус или социальную иерархию. Например, 3 золотые нити в тирки подразумевали безбрачие, тогда как 12 золотых нитей подразумевали брак. 24 золотые нити означали богатство и власть, причем чаще всего они встречались у мужчин старшего возраста. [19]
Традиционная одежда по регионам
[ редактировать ]Ллап одежда
[ редактировать ]Регион Ллап расположен на северо-востоке Косово. Ее традиции одежды не пережили модернизации одежды и компоненты этого образа стали артефактами. Последний вариант этой одежды, который запомнился, состоял из одежды тирки для мужчин и одежды пештеллак для женщин. Предметы одежды, составляющие эту одежду, были в чем-то похожи на одежду других регионов – тирки , джелек , шока , плиси , мархама и распространенные аксессуары, такие как кыстек – карманные часы, резная металлическая коробка для сигарет для мужчин и пештеллак , белые рубашки, телина. '', ''шока'', ''опинга'' - мокасины и платки для женщин. Женщины, как правило, носили больше аксессуаров по сравнению с другими регионами Косово, а на их рубашках было больше вышивки ярких цветов. И мужская, и женская одежда подразумевала социально-экономическое положение владельца, основанное на качестве материала, количестве вышивки, выборе цветов и, в конечном итоге, количестве золотых нитей, выгравированных на спине рубашек или «митанах». Несколько сохранившихся прототипов этой одежды сегодня сохранились в Историческом музее Приштины. [20]
Карадакская одежда
[ редактировать ]Мужская одежда
[ редактировать ]Мужская одежда Карадака состоит из рубашки, телината , жилета, митани , хурдия , меха, носков, мокасин, плисов и различных аксессуаров, таких как карманные часы, пачки сигарет и оружие. Сёкэ молодых мальчиков был белее и содержал много вышивки, тогда как сёкэ мужчин старшего возраста был темно-бордовым. Рубашки юношей и пожилых мужчин различались по ширине и длине. Носки младших были украшены разными цветами, а у стариков – попроще. Тирки молодежи и так называемые мужчины агзона (эпитет мужества и гордости) были черного цвета. [21]
Женская одежда
[ редактировать ]В настоящее время в этом регионе мусульмане и христиане носят так называемые Вешье ме дими (традиционные вышитые штаны, похожие на панталоны). Одежда, которую носят сегодня, похожа на одежду, которую носили во второй половине 19-го века, которая состоит из телины , дими , рубашки, митани жилета , , пештеллака , носков, мокасин, платка и аксессуаров, таких как серьги. , браслеты, кольца, ожерелья и застежки. Вешья ме дими состоит из пуштеллака , сделанного из меха, который является самым важным предметом одежды, и рубашки, сделанной из шелковой или хлопчатобумажной ткани. [22]
Ссылки
[ редактировать ]- Общий
- Халими-Статовци, Дрита (2009). Албанская одежда Косово . Приштина: Албанологический институт Приштины. ISBN 9789951411844 .
- Кшемай, Уке Др. (2003). Албанская этнокультура в Подгуре . Приштина: Албанологический институт Приштины.
- Специфический
- ^ Халими-Статовци, стр. 9–10.
- ^ Jump up to: а б с Халими-Статовци, с. 81.
- ^ Jump up to: а б Кшемай, с. 139.
- ^ Jump up to: а б Кшемай, с. 141.
- ^ Jump up to: а б Кшемай, с. 142.
- ^ Кшемай, с. 143.
- ^ Кшемай, с. 145.
- ^ Кшемай стр. 145–153.
- ^ Кшемай, с. 153.
- ^ Кшемай, стр. 154–155.
- ^ Кшемай, стр. 155–156
- ^ Кшемай, стр. 157–159.
- ^ Кшемай, стр. 159–161.
- ^ Халими-Статовци, стр. 97–99.
- ^ Халими-Статовци, с. 97.
- ^ Халими-Статовци, стр. 98–99.
- ^ Халими-Статовци, с. 100.
- ^ Халими-Статовци, стр. 95–96.
- ^ Халими-Статовци, с. 96.
- ^ Халими-Статовци, стр. 214–219.
- ^ Халими-Статовци, стр. 221–223.
- ^ Халими-Статовци, с. 225.