Традиционная тайская одежда

Традиционная тайская одежда ( тайский : ชุดไทย , RTGS : chut thai букв. « Тайский наряд » ) относится к традиционным стилям одежды, которую носят тайцы . Его могут носить мужчины, женщины и дети. Традиционная одежда тайских женщин обычно состоит из пханунга или чонг крабена , блузки и сабаи . Женщины Севера и Северо-Востока могут носить грех вместо пханунга и чонг крабен либо с блузкой, либо суэа пат . Чут тай для мужчин включает в себя чонг крабен или брюки, рубашку с узором Радж , дополнительные белые носки до колен и сабай . Чут тай для мужчин северного Таиланда состоит из садо , белой куртки в маньчжурском стиле, а иногда и кхиан хуа . В официальных случаях люди могут надеть так называемый формальный тайский национальный костюм .
История


Исторически сложилось так, что и тайские мужчины, и женщины одевались в набедренную повязку, называемую чонг крабен . [1] : Примечание 10 Мужчины носили чонг крабен так, чтобы он закрывал талию до середины бедра, а женщины носили чонг крабен до талии, значительно ниже колена. [2] Представители знати носили шелковые одежды, называемые хруи , и высокую остроконечную шляпу, называемую ломфок, при посещении королевских дел. Голая грудь и босые ноги были приняты как часть тайского формального дресс-кода и наблюдались на фресках, иллюстрированных рукописях и ранних фотографиях вплоть до середины 1800-х годов. [2] До 20-го века основными признаками класса в тайской одежде было использование хлопчатобумажных и шелковых тканей с набивными или ткаными мотивами, но как простолюдины, так и члены королевской семьи носили завернутую, а не сшитую одежду. [3] Традиционная тайская одежда значительно изменилась в период Раттанакосин . [ нужна ссылка ]
До 1700-х годов тайские мужчины и женщины носили длинные волосы. Однако после бирманско-сиамских войн 1759–1760 и 1765–1767 годов и неоднократных бирманских вторжений в Аюттхаю коротко ежиком женщины центрального Таиланда начали стричься , что оставалось национальной прической до 1900-х годов. [4]
Начиная с 1860-х годов члены королевской семьи Таиланда «выборочно перенимали викторианский телесный и портновский этикет, чтобы создавать современных персонажей, которые рекламировались внутри страны и за рубежом посредством механически воспроизведенных изображений». [3] Сшитая одежда, включая придворные наряды и парадную форму, была изобретена во времена правления короля Чулалонгкорна . [3] В этот период среди горожан Бангкока стали популярны западные формы одежды. [3] В начале 1900-х годов король Чулалонгкорн поощрял тайских женщин носить длинные волосы вместо традиционных коротких, что позже стало тенденцией во время правления короля Вачиравуда, а также носить фасин (ผ้าซิ่น), трубчатую юбку, вместо чонг крабен. (โจงกระเบน), тканевая обертка. [5]
15 января 1941 года Плек Пибулсонгграм издал тайский культурный мандат на модернизацию и вестернизацию тайской одежды, назвав давно практикуемые обычаи ношения трусов, ношения рубашки или ношения запахивающейся ткани формами неподходящей общественной одежды. [6]
Традиционные костюмы
Чонг Крабен
Чонг Крабен или Сомпот Чонг Кбен ( тайский : Чонг Крабен Тайское произношение: [tɕoːŋ.kra.beːn] ) — ткань с запахом для нижней части тела. Это синоним кхмерского сампота. Сампот — длинная прямоугольная ткань, которую носят вокруг нижней части тела. Традиционная одежда похожа на дхоти Южной Азии. Чонг крабен больше напоминает брюки, чем юбки. Это прямоугольный кусок ткани длиной три метра и шириной один метр. Его носят, обернув вокруг талии, оттянув от тела, скрутив концы вместе, затем протянув скрученную ткань между ног и заправив ее сзади на талии.
Фаза прокаливания
Пханунг тайский ( тайский : ношение ткани ), также известный как пха син ( тайский : саронг ( ) или пха тхунг : тканевый саронг ), представляет собой длинную ткань, которую носят вокруг талии и которая напоминает длинную юбку. [7] [8]

потолок

Сабай ( тайский : Sabai Тайское произношение: [sa.baj] ) или pha biang ( тайский : ткань biang). Тайское произношение: [pʰâː.bìaŋ] ) — одежда, похожая на шаль, или нагрудная ткань. Сабай могут использовать как женщины, так и мужчины. Сабай . также известен как длинный кусок шелка шириной около фута, накинутый по диагонали вокруг груди и закрывающий одно плечо, а его конец спускается за спину Сабай можно было носить на обнаженной груди или поверх другой ткани. Практика ношения сабаи вместе с викторианской одеждой была обычной практикой во время правления короля Чулалонгкорна и продолжалась до правления короля Вачиравуда , когда вестернизированная одежда стала более модной. Ношение сабаи в качестве повседневной одежды было официально запрещено Плек Пибулсонграм во время реформы одежды в Таиланде.
Суа Пэт
Суэа пат ( тайский : Суэа пат) Тайское произношение: [sɯ̂a.pàt] ) — рубашка с длинными рукавами и без пуговиц. Его носят, обернув правую сторону передней панели рубашки поверх левой стороны передней панели, и две панели связываются вместе с помощью веревок. Патчи свеа обычно носят женщины северного Таиланда.
Радж узор

Узор Радж относится либо к тайскому мужскому костюму, состоящему из белого в стиле Неру пиджака с пятью пуговицами, чонг крабена до колен , носков и классических туфель ( тайский : ชุดราชปะแตน , RTGS : chut ratpataen ), либо к конкретной форме. самой куртки ( тайский : ราชปะแตน , RTGS : ratpataen ). Его носили в основном в конце 19-го и начале 20-го веков правительственные чиновники и высший класс Бангкока , а в настоящее время он используется в некоторых случаях в качестве национального костюма .
Пха Као Ма
Пха кхао ма ( тайский : набедренная повязка) Тайское произношение: [pʰâː kʰǎw máː] )) — универсальная клетчатая ткань, сотканная на протяжении веков в Таиланде. Он служит множеству целей: тайские мужчины носят его в качестве пояса, используют в качестве носового платка, веера или головного убора для защиты от солнца и даже используют в качестве импровизированной колыбели или для переноски товаров. Практичность и экологичность ткани привлекли внимание дизайнеров моды и дизайна интерьера. [9] Слово Khao ma происходит от персидского слова Kamarband , что означает пояс или пояс. [10] Эта ткань стала вездесущим предметом в тайском обществе. Его признание национальным культурным наследием Таиланда и номинирование на статус Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2027 году. [11]
Табенгман
Табенгман ( тайский : Tabengman Тайское произношение: [tá.bēng.māːn] ) — традиционная тайская одежда, возникшая в конце периода Аюттхая . Он состоит из куска ткани, закрывающего грудь и завязываемого за шеей. [12] Он остается важной частью культурного наследия и истории Таиланда и продолжает вдохновлять современных модельеров и художников. Он был представлен на национальных и международных мероприятиях, [13] и одежда, которую носит главный герой диснеевского фильма 2021 года «Рая и последний дракон» , вдохновленная традиционными тканями Юго-Восточной Азии, включая Табенгман. [14]
Вода
Банонг ( тайский : Банонг Тайское произношение: [bāː.nōŋ] ) — тип блузки, которую традиционно носят женщины в южных приграничных провинциях Таиланда, включая Паттани , Ялу и Наратхиват . [15] У него есть воротник, вырез спереди и подвернутая планка до самого подола. Ткань, используемая для изготовления Банонга, часто бывает тонкой и прозрачной, а по подолу может быть вышита узорами. Его обычно носят во время религиозных и культурных мероприятий, таких как свадьбы, похороны и танцевальные представления. Название Банонг происходит от слова Бандунг на среднемалайском языке , которое относится к городу на западе острова Ява в Индонезии . Хотя банонг популярен среди тайских мусульман в южных приграничных провинциях, его также носят тайские буддисты и тайские китайцы в этом регионе. [16] [17]
Официальный костюм

Официальный тайский костюм, ชุดไทยพระราชนิยม ( RTGS : chut thai phraratcha niyom , буквально «тайское платье королевской поддержки»), включает в себя несколько комплектов одежды, разработанных как тайский национальный костюм для официальных мероприятий. Хотя он описан и предназначен для использования в качестве национального костюма, он имеет относительно современное происхождение: он был задуман во второй половине 20 века.
См. также
- Ксоут Лао
- Радж узор
- История тайской одежды
- Официальный тайский национальный костюм
- Культура Таиланда
- Школьная форма в Таиланде
Ссылки
- ^ Сингхалампонг, Эксуда (март 2019 г.). «Изображение женственности: портреты сиамских женщин раннего Нового времени» . Юго-восток сегодня: направления современного искусства в Азии . 3 (1): 49–75. дои : 10.1353/сен.2019.0003 . Проверено 18 февраля 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б Тервиль, Баренд Ян (2007). «Тело и сексуальность в Сиаме: первое исследование ранних источников» (PDF) . Мануся: Гуманитарный журнал . 10 (14): 42–55. дои : 10.1163/26659077-01004003 .
- ^ Jump up to: а б с д Пеледжи, Маурицио (2010). Мина Росес (ред.). Политика одежды в Азии и Америке . Сассекс Академик Пресс. ISBN 9781845193997 .
- ^ Джотисаликорн, Чами (2013). Роскошные спа-центры Таиланда: побалуйте себя в раю . Издательство Таттл. п. 183.
- ^ Сарута (10 сентября 2002 г.). «Положение женщины в тайском обществе» . Журнал Тайвейс . Архивировано из оригинала 31 октября 2016 года . Проверено 7 ноября 2016 г.
- ^ Королевская газета , Том. 58, стр. 113. 21 января 2484 г. н.э. ( 1941 г. н.э. ). Проверено 4 июня 2010 г.
- ^ Джеймс К. Ингрэм. Экономические перемены в Таиланде 1850-1970 гг . Издательство Стэнфордского университета, 1971, с. 10 Автор
- ^ Тептхонг, Пхитсану (17 февраля 2020 г.). «Выдвижение «фазина» на передний план» . Почта Бангкока . Проверено 17 февраля 2020 г.
- ^ Многоцелевая тайская набедренная повязка «Фа-Кхао-Ма» (PDF) , 31 октября 2017 г.
- ^ Фа Кхао Ма, многофункциональная набедренная повязка , 22 декабря 2015 г.
- ^ Пха Кхао Ма: клетчатая ткань, вплетенная в тайскую культуру , 10 марта 2023 г.
- ^ Сахарат Течанубал (2018), ТАЙЛАНДСКИЙ ЦЕНТР МОДЫ (PDF) (на тайском языке), стр. 14
- ^ «Николин» носит купальник. Проявление смелости перед полетом на конкурс «Мисс Мира 2018» (на тайском языке), 2 ноября 2018 г.
- ^ Возвышение этнических меньшинств в кино , 15 августа 2022 г.
- ^ Банонг Банонг, местная идентичность по-малайски на бренд-уэй Банонг, провинция Яла (на тайском языке), 2 сентября 2022 г.
- ^ Одежда «Банонг» для тайских мусульманок на южной границе (на тайском языке) , получено 30 марта 2023 г.
- ^ Женская одежда в южном приграничном регионе, Банонг (PDF) (на тайском языке) , получено 30 марта 2023 г.
Дальнейшее чтение
- Конвей, Сьюзен и Муннити Чхем Эт Дапбоню Тхомсан. Сильная одежда: Ланна Шан Сиам, придворное платье 19 века. Бангкок: Фонд Джеймса Томпсона, 2003.
- Конвей, Сьюзен. Тайский текстиль . Лондон: Издательство Британского музея, 1992.
- Лу, Сильвия. Текстиль ручной работы Юго-Восточной Азии . Сингапур: Издательство Оксфордского университета, 1988.
- Меанмас, Шавалит. Костюмы в АСЕАН . Таиланд: Национальный комитет АСЕАН по культуре и информации Таиланда, 2000 г.
- Уи, Си Джей Ван. Местные культуры и «новая Азия»: государство, культура и капитализм в Юго-Восточной Азии. Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии, 2002.