Национальное собрание (Таиланд)
Национальное собрание парламент Раттхасафа | |
---|---|
26-й парламент | |
Тип | |
Тип | |
Дома | Сенат Палата представителей |
История | |
Основан | 28 июня 1932 г. |
Лидерство | |
Ваджиралонгкорн с 13 октября 2016 г. | |
Вице-президент Национального собрания ( председатель Сената ) | Монгкол Сурасаджа с 26 июля 2024 г. |
Структура | |
Сиденья |
|
Сенатские политические группы |
|
Палаты представителей Политические группы | Правительство (315)
|
Выборы | |
Косвенное ограниченное голосование с самовыдвижением | |
Параллельное голосование : Первоочередное голосование (400 мест) Пропорциональное представительство по партийным спискам (100 мест) | |
Последние в Сенат выборы | 9–26 июня 2024 г. |
Последние в Палату представителей выборы | 14 мая 2023 г. |
Следующие в Сенат выборы | август – сентябрь 2029 г. |
Следующие в Палату представителей выборы | К 27 июня 2027 г. |
Место встречи | |
Саппая-Сапасатан Дусит , Бангкок Таиланд | |
Веб-сайт | |
parliament.go.th |
Портал Таиланда |
Национальная ассамблея Таиланда ( аббревиатура: NAT; тайский : Парламент , RTGS : Раттхасафа , произносится rát.thā.sā.phāː] — двухпалатная законодательная ветвь власти [ Таиланда ) . Он расположен в районе Саппая-Сапасатан , район Дусит , Бангкок .
Национальное собрание было создано в 1932 году после принятия первой конституции Таиланда , которая превратила Таиланд из абсолютной монархии в конституционную монархию .
Во время политического кризиса 2013 года Палата представителей была распущена премьер-министром Йинглаком Чинаватом , который призвал к выборам 2 февраля 2014 года, пока они не были аннулированы Конституционным судом . После 2014 года государственного переворота Национальное собрание было заменено поддерживаемым военными однопалатным Национальным законодательным собранием в соответствии с конституцией 2014 года .
После обнародования Конституции 2017 года в апреле 2017 года Национальное собрание было восстановлено, но конституция позволила военному Национальному законодательному собранию временно оставаться на месте до тех пор, пока Национальное собрание не будет сформировано после всеобщих выборов 2019 года .
Состав
[ редактировать ] этого раздела Фактическая точность может быть нарушена из-за устаревшей информации . Причина такова: информация о представительстве женщин устарела: доля женщин на последних выборах составляет 19,4%. ( февраль 2024 г. ) |
Ассамблея представляет собой двухпалатный законодательный орган, состоящий из Сената и Палаты представителей. В совокупности Ассамблея состоит из 750 членов, 500 из которых были избраны прямым голосованием на всеобщих выборах (500 депутатов в нижней палате). Другие включают в себя все 250 членов Сената, назначенных военными . Большинство выборов в Таиланде проводятся по мажоритарной системе, которая используется при выборах 400 членов Палаты представителей. Остальные 100 членов Палаты избираются по пропорциональному представительству по партийным спискам .
В парламенте Таиланда преобладают мужчины (80,6%). Представительство женщин составляет 19,4%, что ниже среднего показателя по Азии на 20 процентов, а средний мировой показатель женщин-парламентариев составляет 24 процента. Все они не соответствуют 30 процентам, которые Организация Объединенных Наций считает удовлетворительными. [1] [2]
Сенат
[ редактировать ]Верхняя палата называется Сенатом Таиланда . Палата является беспартийной и имеет ограниченные законодательные полномочия. Сенат состоит из 250 членов, назначаемых Королевской армией Таиланда . [3] Срок полномочий в Сенате составляет пять лет. Он запрещает членам занимать какие-либо дополнительные должности или быть членом политических партий . [4]
Несмотря на то, что палата призвана быть беспартийной, многие СМИ и аналитики уже упоминают политические фракции:
Фракция | Лицо, выдвинутое на пост президента | Количество мест (оценка) | |
---|---|---|---|
Синяя группа, связанная с партией Бхумджаитаи | Монгол Сурасатжа (президент) | 150+ [5] | |
Новые породы, которые продвигают либеральную и прогрессивную программу. | Нантана Нантаваропас | 30- [6] | |
Неаффилированные/Другие | Премсак Пиаюра | 30- [6] |
Примечание. Все эти цифры могут быть не на 100 % точными.
Палата представителей
[ редактировать ]Нижняя палата называется Палатой представителей Таиланда . Палата состоит из 400 членов от выборов по единому округу и 100 членов от «пропорционального представительства» по партийным спискам, как это закреплено в Конституции Таиланда 2007 года . «Пропорциональное представительство» в Таиланде, по сути, представляет собой параллельное голосование , которое часто называют «мажоритарным смешанным большинством» (МММ). Здесь 100 мест распределяются между политическими партиями в соответствии с « пропорциональным представительством », полученным каждой партией избирателями. Каждый имеющий право голоса избиратель в Таиланде на всеобщих выборах имеет два голоса. Первый - для депутата от избирательного округа . Второй голос проводится за партию, которую предпочитает избиратель. Затем добавляется вторая категория, и результаты делятся на восемь избирательных округов. Остальные 400 мест избираются прямым голосованием по округам. Срок полномочий Палаты составляет четыре года, однако роспуск может произойти в любой момент. [7]
Выборы
[ редактировать ]Выборы в Таиланде проводятся на основе всеобщего избирательного права ; однако применяются некоторые ограничения: избиратель должен быть гражданином Таиланда (если не по рождению, то быть гражданином в течение 5 лет), должен быть старше 18 лет на момент проведения выборов и должен зарегистрироваться за 90 дней до этого. выборы. К голосованию на выборах в Палату представителей отстранены: члены сангхи или духовенства , лица, отстраненные от этой привилегии по различным причинам, задержанные по решению суда или по закону, а также лица, страдающие психическим расстройством или психическим заболеванием. Голосование в Таиланде является обязательным . [8]
Офицеры
[ редактировать ]Президент Национальной ассамблеи Таиланда — это должность ex officio, которую занимает спикер Палаты представителей Таиланда , который после избрания спикером палаты автоматически вступает в должность президента Национальной ассамблеи. Вице-президент Национальной ассамблеи Таиланда также является по должности должностью, занимаемой президентом Сената Таиланда . [9] [10]
Функции
[ редактировать ]Законодательство
[ редактировать ]Полномочия Национальной ассамблеи закреплены в главе 6 части 7 Конституции Таиланда 2007 года . [11] Основными полномочиями Национального собрания являются его законодательные полномочия. Порядок принятия законопроекта следующий:
- Законопроект может быть внесен в Национальное собрание для рассмотрения Кабинетом министров Таиланда ; минимум двадцатью членами Палаты представителей; судом ( судебной властью ); ( конституционно-независимыми органами но только в отношении законов, касающихся этой организации); и лицами, имеющими право голоса, подающими петицию числом не менее десяти тысяч (форма прямой демократии ). Если законопроект является денежным, его внесение может быть осуществлено только с одобрения премьер-министра . [12]
- Затем законопроект вносится в Палату представителей для обсуждения, внесения поправок и голосования. После рассмотрения законопроекта Палатой представителей и принятия резолюции о его одобрении Палата представителей передает законопроект в Сенат. Сенат должен завершить рассмотрение такого законопроекта в течение 60 дней, за исключением денежного законопроекта, когда рассмотрение должно быть завершено в течение 30 дней. [13]
- После того как Сенат завершит рассмотрение законопроекта и если он согласится с Палатой представителей, законопроект перейдет на следующий этап. Если Сенат не согласен с Палатой представителей, законопроект будет отложен и возвращен в Палату представителей. В случае внесения поправки законопроект с поправками будет возвращен в Палату представителей. Если Палата представителей одобрит поправку, законопроект перейдет на следующий этап. В других случаях каждая палата назначит представителей (которые могут быть или не быть членами Ассамблеи) в равном количестве (как может быть установлено Палатой представителей), чтобы сформировать совместный комитет для рассмотрения законопроекта. Затем совместный комитет подготовит отчет и повторно представит законопроект обеим палатам. Если обе палаты одобряют законопроект, уже рассмотренный совместным комитетом, законопроект перейдет на следующий этап. Если какая-либо из палат не одобрит это, счет будет удержан. [14]
- После одобрения законопроекта Национальной ассамблеей премьер-министр представляет его монарху на королевское одобрение в течение 20 дней со дня получения законопроекта Национальной ассамблеей. Он вступит в силу после его публикации в Королевской газете . [15]
- Если монарх отказывает королевскому согласию, отказываясь от подписи под законопроектом, и либо возвращает его Национальному собранию, либо не возвращает его в течение 90 дней (вето ) , Национальное собрание должно повторно рассмотреть этот законопроект. Если Национальное собрание примет решение подтвердить законопроект голосами не менее двух третей от общего числа существующих членов обеих палат, премьер-министр должен снова представить законопроект монарху на подпись. Если монарх по-прежнему не подпишет и не вернет законопроект в течение 30 дней, премьер-министр может распорядиться обнародовать законопроект как акт в Королевской газете, как если бы его подписал монарх. Это дает Национальному собранию право отменить королевское вето. [16]
Отношения с правительством
[ редактировать ]Правительство Таиланда , в частности Кабинет министров Таиланда, подотчетно непосредственно Национальной ассамблее. Конституция требует, чтобы в течение 15 дней после приведения к присяге кабинет министров должен изложить свою политику Национальному собранию. [17] Национальное собрание имеет право вызывать любого министра в любое время для объяснения политики или ответов на вопросы. Это право контроля важно, поскольку некоторые члены кабинета министров не обязательно должны быть членами Национальной ассамблеи. Если они являются членами, они могут быть только из нижней палаты или Палаты представителей, поскольку конституция прямо запрещает членам Сената быть членами Кабинета министров. [18]
Поскольку премьер-министр избирается из рядов Палаты представителей и избирается палатой, премьер-министр, следовательно, несет прямую ответственность перед законодательным органом. Национальное собрание может заставить его предстать перед ним, как любого другого министра, и заставить его объяснять политику и отвечать на вопросы, как и любого другого члена кабинета министров. И наоборот, Кабинет министров также имеет некоторые полномочия над Национальным собранием. Согласно конституции, кабинет министров может созвать внеочередную сессию Национальной ассамблеи в любое время. [19]
Встреча
[ редактировать ]Помимо своих законодательных и надзорных функций, Национальное собрание имеет право назначать и снимать с должности. Палате предоставлено исключительное право избирать премьер-министра Таиланда. Сначала кандидат должен получить поддержку одной пятой всех членов. После этого его назначение будет официально подтверждено монархом простым большинством голосов. Затем королевское согласие скрепляется подписью Председателя Национального собрания. [20]
Сенату предоставлены исключительные полномочия давать рекомендации по назначению членов судебной власти и членов независимых правительственных организаций. В их число входят судьи Конституционного суда Таиланда ; члены избирательной комиссии ; члены Национальной антикоррупционной комиссии и Национальной комиссии по правам человека . [21] Однако право назначать членов Государственной ревизионной комиссии (в том числе Генерального аудитора) принадлежит монарху при наличии контрподписи Председателя Сената. [22]
Национальное собрание имеет право объявить импичмент и отстранить от должности этих офицеров. Премьер-министр может быть отстранен от должности только в результате вотума недоверия . Члены Кабинета министров не назначаются Национальным собранием, но они могут быть отстранены от должности Национальным собранием в аналогичном процессе. На этот раз вотум недоверия разрешен обеими палатами или отдельными палатами. Судьи и независимые государственные служащие также могут быть отстранены от должности обеими палатами Национального собрания. [23]
Срок
[ редактировать ]Две палаты Национального собрания имеют разные сроки полномочий. В соответствии с конституцией Сенат избирается сроком на пять лет, а Палата представителей - на четырехлетний срок. В целом срок полномочий Национальной ассамблеи основан на сроке полномочий Палаты представителей. Национальное собрание ежегодно заседает на двух сессиях: «очередной» сессии и «законодательной» сессии. Первая сессия Национальной ассамблеи должна состояться в течение 30 дней после всеобщих выборов Палаты представителей. Первое заседание должно быть открыто монархом лично зачитанием Тронной речи . Эта церемония проводится в тронном зале Ананда Самакхом . Монарх также может назначить представителя для выполнения этой обязанности. Монарх также обязан приостановить заседания королевским указом по истечении срока полномочий Палаты представителей. Монарх также имеет прерогативу созывать внеочередные сессии и продлевать сессии по своему усмотрению.
Национальное собрание может провести «совместное заседание» обеих палат при нескольких обстоятельствах. К ним относятся назначение регента; любые изменения Дворцового закона о наследовании 1924 года ; открытие первой сессии; объявление политики Кабинета министров Таиланда ; одобрение объявления войны ; заслушивание объяснений и утверждение договора ; и изменение конституции.
Привилегии
[ редактировать ]Члены Национального собрания пользуются парламентскими привилегиями , закрепленными в конституции. К ним относятся «слова, выраженные при изложении фактов или мнений или при голосовании» на совместном заседании Национальной ассамблеи; ни один член Палаты представителей или Сената не может быть арестован, задержан или вызван по ордеру на дознание в качестве подозреваемого по уголовному делу во время сессии, если только не получено разрешение палаты, членом которой он или она является. или он или она арестованы на месте преступления .
Обе палаты также сохраняют за собой привилегию определять свои собственные правила и процедуры, комитеты, кворум комитетов, заседания, подачу и рассмотрение законопроектов и законопроектов об органических законах, подачу предложений, консультации, дебаты, принятие резолюций, запись и раскрытие принятия резолюции, интерпелляции, начала общих дебатов и членов комитета.
Дом Парламента
[ редактировать ]С 28 июня 1932 по 1974 год законодательный орган собирался в тронном зале Ананта Самакхом . После первых выборов в Национальное собрание в 1933 году король Праджадхипок передал Тронный зал в пользование законодательному органу. Однако с годами состав Ассамблеи увеличился, и Тронный зал стал слишком мал, чтобы вместить всех законодателей и его секретариат. Было предпринято три попытки построить новое здание. Каждый из них потерпел неудачу, потому что правительство, находившееся у власти, было отправлено в отставку до того, как удалось ассигновать бюджет.
Однако четвертый раз оказался успешным благодаря помощи короля Пумипона Адульядета , который присвоил Национальному собранию королевскую землю непосредственно к северу от Тронного зала для строительства нового здания Парламента. Строительство началось 5 ноября 1970 года, бюджет составил 51 027 360 бат. Новый комплекс Дома Парламента состоит из трех зданий:
- Первое здание, или Дом Парламента, представляет собой трехэтажное здание, в котором находится зал заседаний Национального собрания. Палата является общей для Сената и Палаты представителей. Здесь также расположены офисы президента и вице-президента Национального собрания, а также других заместителей председателя.
- Второе здание представляет собой семиэтажное здание, в котором расположены секретариат и офисы Национального собрания, а также типография.
- Третье здание представляет собой двухэтажное здание, используемое как Парламентский клуб, с помещениями для членов Ассамблеи.
Здание парламента было впервые использовано 19 сентября 1974 года. Тронный зал Ананта Самакхом стал национальным историческим зданием и был возвращен королю как часть дворца Дусит . С тех пор Дом Парламента стал основным зданием Национального собрания. В Тронном зале сейчас проходит только государственная церемония открытия.
29 июля 2008 года Национальное собрание выделило новые средства на строительство нового, более просторного здания парламента. По состоянию на декабрь 2008 года участок, принадлежащий Королевской армии Таиланда, был определен как место строительства нового комплекса, но никаких дальнейших действий предпринято не было.
В 2013 году Национальное собрание подтвердило, что оно будет перенесено в новое здание парламента Саппая-Сапасатан .
История
[ редактировать ]Учреждение
[ редактировать ]До 1932 года Королевство Сиам не имело законодательного органа, поскольку вся законодательная власть принадлежала монарху . Так было с момента основания Королевства Сукхотай в 12 веке, поскольку король считался «Дхармараджей» или «королем, который правит в соответствии с Дхармой » (буддийским законом праведности). Однако 24 июня 1932 года группа гражданских лиц и военных, назвавшая себя Хана Рацадон (или Народная партия), совершила бескровную революцию , в которой 150-летнее абсолютное правление Дома Чакри закончилось . Вместо этого группа выступала за конституционную монархию с выборным законодательным органом.
«Проект конституции» 1932 года, подписанный королем Праджадипоком , создал первый законодательный орган Таиланда — Народное собрание с 70 назначенными членами. Ассамблея собралась впервые 28 июня 1932 года в тронном зале Ананда Самакхом . Хана Рацадон решила, что народ еще не готов к выборному собранию, но позже изменила свое мнение. К тому времени, когда «постоянная» конституция вступила в силу в декабре того же года, выборы были назначены на 15 ноября 1933 года. Новая конституция изменила состав Ассамблеи до 78 человек, избираемых прямым голосованием и 78 назначаемых (Ханой Ратсадон), что в общей сложности составляет 156 участников.
После Второй мировой войны до военного господства
[ редактировать ]После Второй мировой войны в 1946 году была принята новая конституция под руководством правительства Приди Паномьонга . Конституция считается самой демократической в Таиланде и впервые создала двухпалатный законодательный орган: Сенат и Палату представителей. Также в первый и последний раз конституция предусматривала полностью избранные Сенат (хотя и косвенно) и Палату представителей. Сенат – на шестилетний срок, а Палата представителей – на четыре года. Запрет на политические партии был снят, и первые полные выборы были проведены в 1946 году. Однако в 1947 году военный переворот отменил конституцию и заменил ее «временной» хартией 1947 года, а затем «постоянной» хартией в 1949 году. Новая конституция сохранила Палату представителей, но создала Сенат из 100 членов, назначаемых непосредственно королем .
5 июня 1949 года Орапин Чайякан стала первой женщиной, избранной на должность в Национальной ассамблее Таиланда (в частности, в Палате представителей) . [24] [25] )
Военное доминирование
[ редактировать ]Эта хартия действовала до 1957 года, когда военные снова совершили государственный переворот и создали единую Национальную ассамблею в составе 123 членов, 103 из которых были представителями военных или полиции. В 1959 году фельдмаршал Сарит Танарат совершил еще один государственный переворот, на этот раз полностью упразднив Национальное собрание. В 1969 году под руководством Танома Киттикачорна Национальное собрание вернулось, на этот раз с Палатой из 219 членов и снова назначенным королевской властью Сенатом. Так продолжалось до 1972 года, когда Таном сверг собственное правительство и управлял страной через Национальный исполнительный совет. Под давлением Таном восстановил в должности назначенное Национальное законодательное собрание в составе 299 членов, 200 из которых были военнослужащими.
В 1973 году правление «трех тиранов» (так стало известно время правления Танома) было окончательно свергнуто. Была обнародована новая конституция, на этот раз власть вернулась к законодательному органу путем создания двухпалатного законодательного органа с избираемой Палатой представителей и Сенатом, назначаемым Палатой представителей. В течение двух лет военные во главе с Танином Крайвичиеном снова отменили конституцию и создали назначенное королевской властью однопалатное Национальное собрание в составе 360 членов.
К 1978 году Криангсак Чаманан (сменивший Танина в 1977 году) восстановил двухпалатный законодательный орган с избранной Палатой из 301 члена и Сенатом из 225 членов, назначаемых премьер-министром. Эта договоренность длилась почти 13 лет, пока командующий армией генерал Сучинда Крапраюн не сверг правительство Чатичай Чунхавана в 1991 году и не вернул однопалатное Национальное собрание в составе 292 членов. Однако правление Сучинды было свергнуто восстанием «Черного мая» , которое привело к свержению военных и разработке новой конституции.
Настоящее
[ редактировать ]Конституция 1997 года , или «Народная конституция», вернула Таиланд к демократии с Национальной ассамблеей, состоящей из избираемой 500 членов (400 напрямую, 100 по партийным спискам) Палаты представителей и избранного Сената из 200 членов. Эта договоренность длилась почти десять лет. Конституция была отменена после государственного переворота 2006 года, совершенного военными под командованием генерала Сонти Буньяратглина . В 2007 году военные назначили Национальное законодательное собрание для разработки новой конституции . Эта конституция была в конечном итоге принята после того, как она была одобрена на референдуме в 2007 году. Эта конституция была отменена в конце 2013 года с падением правительства Йинглак Чинават . По состоянию на 2016 год страна управляется временной конституцией Таиланда 2014 года . Референдум . по новой конституции пройдет в августе 2016 года [26] После того, как она была одобрена на референдуме в 2016 году, 6 апреля 2017 года новая конституция была официально одобрена Его Величеством королем Вачиралонгкорном на церемонии обнародования конституции 2017 года . [27]
- Дополнительная информация: Конституция Таиланда.
Текущее руководство обеих палат
[ редактировать ]Сенат | Палата представителей | ||||
---|---|---|---|---|---|
Президент | Спикер Ван Мухаммад Нур Матха | Премьер-министр Сретта Тависин | Лидер оппозиции Устроить Тулатон | ||
1-й вице-президент | 2-й вице-президент | 1-й заместитель спикера Падипат Сунтифада | 2-й заместитель спикера Пичет Чуамуангпхан | Заместители премьер-министра
|
См. также
[ редактировать ]- Председатель Национальной ассамблеи Таиланда
- Национальное народное собрание Таиланда
- Национальное законодательное собрание Таиланда, 2006 г.
- Правительство Таиланда
- Политика Таиланда
- Конституция Таиланда
- Конституция Таиланда 2007 г.
- Сенат Таиланда
- Палата представителей Таиланда
- Выборы в Таиланде
- Список законодательных органов по странам
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Я готов», — говорит первый кандидат-трансгендер на пост премьер-министра Таиланда» . Сегодня . Рейтер. 08.03.2019 . Проверено 10 марта 2019 г.
- ^ «Таиланд – Данные о женщинах» . ИПУ Парлин . Межпарламентский союз. 29 сентября 2023 г. Проверено 13 февраля 2024 г.
- ^ Ванияка, Воранай (22 августа 2013 г.). «Добро пожаловать в Такланд» . Почта Бангкока . Проверено 21 мая 2016 г.
- ^ Конституция Королевства Таиланд 2007 г. Глава 6: Национальное собрание, Часть 3: Сенат
- ^ «Синий – это цвет, поскольку Сенат занимает центральное место в Таиланде» . Почта Бангкока . Проверено 29 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сенат раскололся, поскольку фракции соперничают за контроль над выбором спикера» . Почта Бангкока . Проверено 29 июля 2024 г.
- ^ Конституция Королевства Таиланд 2007 г. Глава 6: Национальное собрание, Часть 2: Палата представителей
- ^ Конституция Королевства Таиланд 2007 г. Глава 4: Обязанности тайского народа, раздел 72.
- ^ Конституция Королевства Таиланд 2007 г. Глава 6: Национальная ассамблея Таиланда, Часть 1: Общие положения.
- ^ "Секретарь совета подтвердил. Бюллетень для избрания спикера Палаты представителей имеет уникальную печать и не может быть подделан » .
- ^ Конституция Королевства Таиланд 2007 г. Глава 6: Национальная ассамблея Таиланда, Часть 7: Принятие законов.
- ^ Конституция Королевства Таиланд 2007 г. Глава 6: Национальное собрание Таиланда, раздел 142.
- ^ Конституция Королевства Таиланд 2007 г. Глава 6: Национальное собрание Таиланда, раздел 146.
- ^ Конституция Королевства Таиланд 2007 г. Глава 6: Национальная ассамблея Таиланда, разделы 147–149.
- ^ Конституция Королевства Таиланд 2007 г. Глава 6: Национальное собрание Таиланда, раздел 150.
- ^ Конституция Королевства Таиланд 2007 г. Глава 6: Национальное собрание Таиланда, раздел 151.
- ^ Конституция Королевства Таиланд 2007 г. Глава 9: Совет министров, раздел 176.
- ^ Конституция Королевства Таиланд 2007 г. Глава 6: Национальная ассамблея Таиланда, Часть 9: Контроль за управлением государственными делами.
- ^ Конституция Королевства Таиланд 2007 г. Глава 9: Совет министров, разделы 171–196.
- ^ Конституция Королевства Таиланд 2007 г. Глава 9: Совет министров, разделы 171–173.
- ^ Конституция Королевства Таиланд 2007 г. Глава 11: Конституционные органы, разделы 229–251.
- ^ Конституция Королевства Таиланд 2007 г. Глава 9: Совет министров, раздел 252.
- ^ Конституция Королевства Таиланд 2007 г. Глава 6: Национальное собрание, раздел 158.
- ^ Сопчокчай, Орапин. Женщины-члены парламента, Политическое участие женщин на национальном уровне. Архивировано 24 июля 2011 г. в Wayback Machine , Политическое участие женщин в Таиланде, Ежеквартальный обзор TDRI, Vol. 13, № 4, декабрь 1998 г., стр. 11–20.
- ^ Иванага, Кадзуки. Женщины в политике в Таиланде. Архивировано 17 марта 2012 г. в Wayback Machine , Рабочий документ № 14, Центр исследований Восточной и Юго-Восточной Азии, Лундский университет, Швеция, 2005 г.
- ^ «Референдум в Таиланде: почему тайцы поддержали конституцию, поддержанную военными» .
- ^ «Официально обнародована конституция Таиланда 2017 года» .