Jump to content

Конституция Таиланда 1997 года

Голосование в парламенте по Конституции Таиланда 1997 г., 27 сентября 1997 г.
Зеленая галочкаДа Согласен 578
Красный ХН Не согласен 16
Устойчивый Воздержался 17

Конституция Королевства Таиланд, буддийская эпоха 1997 (1997) ( тайский : Конституция Королевства Таиланд, буддийская эра 1997 , RTGS : Ratthathammanun Haeng Ratcha-anachak Thai Phutthasakkarat Song Phan Ha Roi Si Sip ) была конституцией Таиланда. принятая 11 октября 1997 года взамен Конституции 1991 года и получившая широкое признание как веха в демократической конституционной реформе Таиланда, она представляла собой самую демократическую конституцию в истории страны. Учредительное собрание было избрано Национальным собранием (Таиланд) 26 декабря. 1996, [ 1 ] вскоре после всеобщих выборов в Таиланде в 1996 году .

Конституция 1997 года была первой конституцией, разработанной всенародно избранным Конституционным собранием, поэтому в народе ее называли « Народной конституцией ». [ 2 ] Конституция 1997 года создала двухпалатный законодательный орган . Впервые в истории Таиланда обе палаты были избраны прямым голосованием . Многие права человека прямо признаются в тексте, и были установлены меры для повышения стабильности избранных правительств.

Конституция была отменена Советом демократических реформ 19 сентября 2006 года после успешного военного переворота и заменена Конституцией 2006 года 1 октября 2006 года.

Процесс разработки конституции

[ редактировать ]

Общественное восстание « Черного мая » против правительства, в котором доминируют военные , которое пришло к власти благодаря Конституции 1991 года, спровоцировало общественные призывы к более подотчетной системе правления. был создан Комитет развития демократии Палаты представителей В июне 1994 года при правительстве Чуан Ликпая . Чуан был вынужден создать Комитет после голодовки, объявленной известным активистом Чаларом Ворачатом . [ 3 ] Комитет, возглавляемый академиком Правасе Васи , внес поправки в Конституцию 1991 года, но не смог провести дальнейшие реформы. Тем не менее, он определил множество основных рамок, которые окажут влияние на последующие политические изменения. [ 4 ] После краха правительства Чуаня правительство Банхарна Силпа-арчи в 1995–1996 годах учредило Комитет политической реформы, который 22 октября 1996 года снова внес поправки в Конституцию. Усилия по принятию новой конституции получили все большую общественную поддержку. 2 ноября 1995 года известный роялист и социальный критик доктор Правасе Васи заявил в переполненном бальном зале в Бангкоке, что Таиланду срочно нужна новая конституция, чтобы помочь предотвратить потенциальное бедствие политического насилия, которое может последовать за смертью короля Пумипона Адульядета . Ни одно из средств массовой информации, присутствовавших в зале, не осмелилось сообщить об этой весьма деликатной речи. [ 5 ]

Поправка 1996 года призывала к созданию совершенно новой конституции специальным комитетом вне Национальной ассамблеи . Ассамблея по разработке конституции (CDA) была сформирована из 99 членов: семьдесят шесть из них были избраны прямым голосованием от каждой провинции и 23 квалифицированных человека, включенных парламентом в окончательный список из научных кругов и других источников. [ 6 ] Ананд Паньярачун , премьер-министр в 1991 году при военном режиме , был выбран членом CDA и назначен председателем Редакционного комитета. Политологи и юристы Чай-Анан Самудавания , Аморн Чантарасомбун , Утай Пимчайчон и Борворнсак Уванно оказали ключевое влияние на проект. Процесс общественных консультаций проходил на общенациональной основе. Некоторые положения, в частности требование о том, чтобы все депутаты имели степень бакалавра, система партийных списков , Конституционный суд и децентрализация, вызвали резкую критику, особенно со стороны небольших партий. [ 6 ] Азиатский экономический кризис 1997 года повысил осведомленность общественности о необходимости реформ и был назван стимулом для успешного одобрения конституции. [ 2 ] Проект был одобрен Национальным собранием 518 голосами при 16 против и 17 воздержавшихся. [ 6 ] В референдуме, который требовался, если проект был отклонен Национальным собранием, не было необходимости. [ 7 ]

Обзор разделов

[ редактировать ]

Конституция 1997 года состояла из 12 глав и раздела переходных положений, содержавшего в общей сложности 317 разделов. [ 8 ]

  • Глава 1 (разделы 1–7): Общие положения, источники и осуществление суверенной власти, основные права тайского народа и статус Конституции.
  • Глава 2 (разделы 8–25): Статус, прерогативы, права Короля , Тайного совета , а также вопросы престолонаследия .
  • Глава 3 (разделы 26–65): Права и свободы тайского народа.
  • Глава 4 (разделы 66–70): Обязанности тайского народа.
  • Глава 5 (разделы 71–89): Основные обязанности государства.
  • Глава 6 (разделы 90–200): Структура, роли и обязанности Национальной ассамблеи (т. е. парламента), включая Палату представителей, Сенат, выборы и Избирательную комиссию, омбудсменов и Национальную комиссию по правам человека. .
  • Глава 7 (разделы 201–232): Совет министров (т.е. Кабинет министров) и деятельность исполнительной власти.
  • Глава 8 (разделы 233–281): Работа судов, Конституционного суда , административных судов и военных судов.
  • Глава 9 (разделы 282–290): Работа органов местного самоуправления
  • Глава 10 (разделы 291–311): Инспекции и судебные разбирательства в отношении членов правительства, включая декларирование счетов и активов, Национальную комиссию по борьбе с коррупцией, а также импичмент и уголовное преследование против правительственных и политических чиновников.
  • Глава 11 (раздел 312): Роли и обязанности Государственной ревизионной комиссии и Генерального контролера.
  • Глава 12 (раздел 313): Правила внесения изменений в Конституцию.
  • Переходные положения (разделы 314–317): Положения, касающиеся передачи власти от последнего правительства Конституции 1991 года.

Ключевые особенности

[ редактировать ]

Инновации

[ редактировать ]

По сравнению с предыдущими конституциями Таиланда , конституция 1997 года содержала несколько нововведений в ключевых областях, в том числе:

  • Избирательная реформа . Голосование было сделано обязательным , чтобы обеспечить высокую явку и сделать подкуп голосов настолько дорогим, что это стало невозможным. была принята система дополнительных членов , основанная на системе, используемой в Германии Для Палаты представителей . 100 членов Палаты избираются по пропорциональному принципу из партийных списков по методу д'Ондта , а остальные 400 избираются большинством голосов от одномандатных округов. Система партийных списков пропорционального представительства была направлена ​​на сдерживание подкупа голосов, укрепление партийной системы и повышение качества кандидатов. Депутаты должны были иметь степень бакалавра . Чтобы предотвратить смену партии в последнюю минуту, депутаты должны были быть зарегистрированными членами политических партий не менее чем за 90 дней до даты выборов. Была создана независимая избирательная комиссия . Голоса на выборах в Палату представителей подсчитывались на центральном участке в каждой провинции, а не на каждом избирательном участке. Эта реформа усложнила жизнь деревне. агитаторов для оценки эффективности подкупа голосов. [ 6 ] [ 9 ] [ 10 ]
  • Укрепление исполнительной власти . премьер-министру, требовалось две пятых голосов Палаты представителей о вотуме недоверия Для того чтобы начать дебаты . Предложение также должно содержать имя альтернативного премьер-министра, который заменит действующего президента. Для успешного вотума недоверия требовалось большинство, составляющее не менее половины Палаты представителей. Аналогичный процесс может инициировать вотум недоверия отдельному министру; для этого потребовалась лишь одна пятая подписей членов Палаты. Эти меры были направлены на повышение стабильности правительств. [ 6 ] [ 11 ]
  • Законодательная реформа . Впервые в истории Таиланда верхняя палата парламента была избрана прямым голосованием. Орган из 200 членов был беспартийным , и сенаторам было запрещено быть членами политической партии. Кроме того, избирательные кампании в Сенате были строго ограничены в том, какую информацию они могли донести до избирателей. Сенаторы избирались сроком на шесть лет. Сенат мог только внести поправки или одобрить законодательный акт, но не предложить его. Для преодоления королевского вето требовалось голосование двух третей обеих палат. Сенат не мог быть распущен премьер-министром. [ 12 ]
  • Большее разделение между исполнительной и законодательной ветвями власти . Депутаты были вынуждены уйти из Палаты представителей, чтобы стать министрами кабинета, в отличие от предыдущих конституций. Основываясь на принципе «индивидуальной министерской ответственности и коллективной ответственности кабинета министров», это вынудило министров, подвергшихся успешному осуждению , стать нормальными гражданами, а не депутатами. Он также призвал партии включать потенциальных министров в партийный список, а не в определенный избирательный округ. [ 13 ]
  • Права человека . Впервые были открыто признаны многочисленные права человека, включая права детей, пожилых людей и инвалидов; право на свободу информации; право на общественное здравоохранение и бесплатное образование ; права потребителей; права традиционных общин; право на человеческое достоинство; и право мирно протестовать против переворотов и других внеконституционных способов прихода к власти. [ 3 ] Однако эксперт по конституционному праву Принья Таэванарумиткул заявила, что право сопротивляться переворотам, например, путем возведения баррикад или блокирования дорог, защитит людей только в том случае, если сопротивление перевороту окажется успешным. [ 14 ] Кроме того, были гарантированы традиционные права человека, в том числе свобода слова, собраний и ассоциаций, права собственности, свобода религии, право на надлежащую правовую процедуру, право считаться невиновным, пока вина не будет доказана, а также равенство прав между людьми. и женщины. В целом конституция 1997 года гарантировала 40 прав человека; для сравнения, Конституция 1932 года защищала девять. [ 3 ]
  • Децентрализация власти . выборные административные организации Тамбона Были созданы (ТАО) и провинциальные административные организации (ПАО). Школьное управление также было децентрализовано, хотя сопротивление учителей задержало реализацию этой реформы.
  • Увеличение сдержек и противовесов . Были созданы новые независимые правительственные учреждения, такие как Конституционный суд , Административный суд, Управление генерального аудитора, Национальная комиссия по борьбе с коррупцией , Национальная комиссия по правам человека , Организация защиты потребителей , Организация охраны окружающей среды и Омбудсмен . Многие из этих назначений были одобрены Сенатом. [ 12 ] Большинство этих конституционных органов были упразднены после переворота 2006 года .
  • уголовного правосудия Реформы . Это включало сокращение полномочий полиции по проведению обыска без ордера , право требовать предъявления обвинения в суде в течение 48 часов после ареста, более прозрачную процедуру освобождения под залог и право на помощь адвоката во время полицейских допросов . [ 2 ]

Преемственность

[ редактировать ]

Как и большинство предыдущих конституций, конституция 1997 года продолжала опираться на Дворцовый закон о наследовании 1924 года в отношении преемственности. Дворцовый закон был основан на первородстве , а наследником был принц Ваджиралонгкорн . Как и в большинстве конституций, принятых после 1974 года, Тайный совет мог назначить принцессу преемницей престола, но только в случае отсутствия наследника. Внесение поправок в Дворцовый закон о престолонаследии было исключительной прерогативой правящего короля. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Преемница Конституции 1997 года, Временная конституция 2006 года , примечательна тем, что в ней не упоминается вопрос о преемственности. [ 17 ]

Похвала и критика

[ редактировать ]

Конституцию назвали «революцией в тайской политике… Смелой попыткой предоставить тайскому народу большую власть, чем когда-либо прежде». [ 18 ] Он получил высокую оценку за процесс участия в его разработке, за соблюдение прав человека и за значительный прогресс в политической реформе. [ 3 ] Его считали успешным в содействии демократическому развитию и повышению политической стабильности. [ 19 ] Также получили высокую оценку его меры по расширению политических прав и защите граждан. [ 20 ] Новую конституцию цитировали за ее роль в свержении министров здравоохранения и сельского хозяйства во время коррупционных скандалов в правительстве Чуан Ликпая . Также хвалили за легкость внесения поправок в конституцию. Общественная вера в демократию в целом и в конституционные органы, такие как Конституционный суд и Национальная антикоррупционная комиссия, была очень высокой. [ 21 ] Однако критики жаловались, что правительство пыталось политизировать процесс назначений в независимые агентства. [ 22 ]

Выборы в Палату представителей в январе 2001 года , первые выборы в Палату представителей, проведенные в соответствии с конституцией 1997 года, были названы наиболее открытыми и свободными от коррупции выборами в истории Таиланда. [ 21 ] Политические партии были фактически усилены, а эффективное число партий в законодательном органе резко упало с 6,2 в среднем до 1997 года до 3,1 в 2001 году. [ 23 ] Хотя число партий уменьшилось, оставшиеся партии разработали более четкие и различимые платформы. Конституция также ослабила законодательное влияние государственных служащих, местных влиятельных лиц и бизнесменов, одновременно усилив политические партии и профессиональных политиков. [ 10 ]

Большая часть критики основывалась на мнении, что Конституция была слишком эффективна в некоторых своих реформах. Один из членов Редакционного комитета, Аморн Чантарасомбун , утверждал, что чрезмерно сильное и стабильное правительство привело к « тирании большинства » и « парламентской диктатуре ». [ 24 ] Независимые агентства, такие как Национальная комиссия по правам человека и Национальная комиссия по борьбе с коррупцией, также подвергались критике как слабые и уязвимые перед проблемами со стороны правительства и суда. [ 20 ] После выборов в Палату представителей в апреле 2006 года члены избирательной комиссии были заключены в тюрьму, а результаты выборов были отменены Конституционным судом .

Конституцию также критиковали за отсутствие ясности, с которой она определяет роль короля в политике (см. Королевские полномочия и требование королевского вмешательства 2006 года ). Роль Сената в проверке назначений Конституционного суда подверглась резкой критике (см. «Назначение первого Конституционного суда» ). Сенат подвергся критике за его якобы партийное поведение: на выборах в Сенат 2006 года были избраны как проправительственные, так и антиправительственные фракции. [ 22 ] [ 25 ] Ограничения на агитацию и членство в политических партиях для членов Сената побудили одного комментатора назвать его «разношерстной сборищем знаменитостей из списка B и прихлебателей из списка D». [ 9 ] На выборах в Палату представителей в апреле 2006 года , едва не произошел конституционный кризис когда выяснилось, что Парламент не сможет собраться в установленные конституцией сроки (см. результаты выборов в Палату представителей в апреле 2006 года ).

Преподаватель права Университета Таммасат Киттисак Прокати, составитель конституции, принятой после переворота 2006 года , заявил, что «слабость конституции 1997 года заключалась в том, что это была хартия без какой-либо конституционной или теоретической основы». [ 26 ]

Хотя статьи конституции (в частности, статья 80) обязывали государство обеспечивать равные права между мужчинами и женщинами, прогресс в реализации конкретных законов, направленных на обеспечение равенства, был незначительным. На практике женщины составляют лишь около 10% депутатов и сенаторов и менее 6% министров. [ 27 ] Лишь 8,9% районных чиновников и 2,6% губернаторов провинций — женщины.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ https://www.ratchakitcha.soc.go.th/DATA/PDF/2540/D/002/13.PDF
  2. ^ Перейти обратно: а б с Киттипонг Киттаярак, Конституция Таиланда 1997 года и ее влияние на реформу уголовного правосудия. Архивировано 14 июня 2007 г. в Wayback Machine.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Танет Апхорнсуван, В поисках порядка: Конституции и права человека в политической истории Таиланда. Архивировано 26 февраля 2008 г., в Wayback Machine , Симпозиум 2001 г.: Конституции и права человека в глобальную эпоху: перспектива Азиатско-Тихоокеанского региона.
  4. ^ Комитет развития демократии, «Предложения и концептуальные рамки тайской политической реформы», 1995, Тайский исследовательский фонд.
  5. Дункан Маккарго, «Полая корона», New Left Review 43 (январь – февраль 2007 г.)
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Борворнсак Уванно и Уэйн Д. Бернс, Конституция Таиланда 1997 года, источники и процесс, часть 2
  7. ^ Дункан Маккарго, Переворот 19 сентября 2006 г. - предварительные мысли о последствиях для будущего направления тайской политики , 12 октября 2006 г.
  8. ^ Конституция Королевства Таиланд, принятая в 1997 г., официальный перевод Управления Государственного совета. Архивировано 6 декабря 2006 г., в Wayback Machine.
  9. ^ Перейти обратно: а б Алек Бэмфорд и Чанида Чаньяпате, Таиланд: демократия, выборы и легитимность. Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine , 5 мая 2006 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б Аурел Круассан и Дэниел Дж. Похар-младший, Quo Vadis, Таиланд? Политика Таиланда после парламентских выборов 2005 г. Архивировано 19 апреля 2009 г. в Wayback Machine , Strategic Insights, Volume IV, Issue 6 (июнь 2005 г.)
  11. ^ Борворнсак Уванно и Уэйн Д. Бернс, Конституция Таиланда 1997 года, источники и процесс, часть 1
  12. ^ Перейти обратно: а б Добро пожаловать в Сенат, Сенаты мира, Сенат Таиланда. Архивировано 31 августа 2020 г. в Wayback Machine.
  13. ^ Прудисан Джумбала, «Таиланд: конституционная реформа в условиях экономического кризиса», «Дела Юго-Восточной Азии», Сингапур, 1998, стр. 269.
  14. The Nation, эксперт по праву предупреждает о повторяющемся цикле переворотов и переписывании устава , 29 сентября 2006 г.
  15. Ариан, Готан (15–16 сентября 2004 г.), Тайская монархия . Архивировано 23 июня 2006 г. в Wayback Machine , Международный институт демократии и помощи в выборах, получено 5 июля 2006 г., представлено в Катманду, Непал.
  16. ^ Пол М. Хэндли, « Король никогда не улыбается », Издательство Йельского университета: 2006, ISBN   0-300-10682-3
  17. ^ Перейти обратно: а б Пол Хэндли, Чем на самом деле был тайский переворот. Архивировано 7 сентября 2013 г. в Wayback Machine , 6 ноября 2006 г.
  18. ^ Пол Чемберс, Надлежащее управление, политическая стабильность и конституционализм в Таиланде, 2002 г.: Состояние демократической консолидации через пять лет после вступления в силу конституции 1997 г. [ постоянная мертвая ссылка ] , Институт короля Праджадипока, 10 августа 2002 г.
  19. ^ Тавилвади Бурекул и Ститхорн Тананитичот, Конституция Таиланда 1997 года: свидетельства демократизации [ постоянная мертвая ссылка ]
  20. ^ Перейти обратно: а б Нийом Ратамарит, Конституция 1997 года: путь реформ [ постоянная мертвая ссылка ]
  21. ^ Перейти обратно: а б Роберт Б. Олбриттон и Тавилвади Бурекул, Развитие демократии в соответствии с новой конституцией в Таиланде. Архивировано 8 ноября 2006 г., в Wayback Machine , Национальный Тайваньский университет и Академия проекта азиатского барометра Академии, Серия рабочих документов № 28, 2004 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б Дункан Маккарго, Страны на перепутье, 2006 г., Отчет по стране – Таиланд , Freedom House
  23. ^ Аллен Хикен, Таиланд: Борьба с коррупцией посредством избирательной реформы
  24. The Nation, «Тайский разговор: третья сторона – не такая уж дикая идея. Архивировано 26 сентября 2007 г. в Wayback Machine , 15 апреля 2004 г.
  25. ^ Синьхуа, Выборы в новый Сенат бросают тень на политические перспективы в Таиланде
  26. The Nation, «Призрак Таксина преследует составителей». Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine , 12 марта 2007 г.
  27. ^ Институт короля Праджадипока, «Мониторинг пульса нации: показатели хорошего управления и развития в Таиланде», 2003 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9cbd063784aff03d68885a70f0012505__1716095580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/05/9cbd063784aff03d68885a70f0012505.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1997 constitution of Thailand - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)