Конституционный суд Таиланда
Конституционный суд Королевства Таиланд Конституционный суд | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
Учредил | 11 октября 1997 г. |
Юрисдикция | Таиланд |
Расположение | Правительственный комплекс Ченг Ваттхана , Группа А, № 120, Деревня 3, Ченг Ваттхана Роуд, Подрайон Тхунг Сонг Хонг, Лак Си , Бангкок |
Авторизовано | Конституция Королевства Таиланд, буддийская эра 2560 г. (2017 г.) |
Количество позиций | Один председатель, восемь судей |
Годовой бюджет | 223,7 миллиона бат (2019 финансовый год) |
Веб-сайт | конституционный суд |
Председатель суда | |
В настоящее время | Профессор Накарин Мектрайрат |
С | 19 марта 2024 г. [1] |
![]() |
---|
![]() |
![]() |
Конституционный суд Королевства Таиланд ( тайский : Конституционный суд , RTGS : Сан-Раттатхамманун , произносится [sώːn rát.tʰā.tʰām.mā.nūːn] ) — независимый тайский суд, созданный конституцией 1997 года, обладающий юрисдикцией в отношении проверки конституционности парламентских актов , королевских указов , проектов законов, а также назначения и увольнения государственных должностных лиц и вопросы, касающиеся политических партий. Нынешний суд является частью судебной власти тайского национального правительства .
Суд, наряду с конституцией 1997 года, был распущен и заменен Конституционным трибуналом в 2006 году после государственного переворота в Таиланде в 2006 году . В то время как Конституционный суд состоял из 15 членов , семь из которых представляли судебную систему и восемь избирались специальной коллегией, Конституционный трибунал состоял из девяти членов , все из судебной власти. [2] Аналогичный институт, состоящий из девяти членов , был снова создан Конституцией 2007 года .
Конституционный суд вызвал множество общественных дебатов, как относительно юрисдикции и состава суда, так и относительно первоначального отбора судей. Давнишней проблемой является степень контроля, осуществляемого судебной властью над судом. [ нужна ссылка ] .
Решения суда окончательны и обжалованию не подлежат . Его решения являются обязательными для всех государственных органов, включая Национальное собрание , Совет министров и другие суды. [3]
По разным версиям суд принял несколько важных решений. К ним относятся решение 1999 года о том, что заместитель министра сельского хозяйства Ньюин Чидчоп может сохранить свое место в кабинете министров после того, как был приговорен к тюремному заключению за клевету ; оправдание Таксина Чинавата в 2001 году за подачу неполного заявления о его активах в Национальную антикоррупционную комиссию ; признание в 2003 году недействительным назначения Джарувана Майнтаки на должность генерального аудитора; роспуск политической партии Тай Рак Тай в 2007 году ; отстранение премьер-министра Йинглака Чинавата от должности в 2014 году, роспуск партии Thai Raksa Chart Party перед выборами в марте 2019 года, [4] и роспуск Партии будущего вперед в 2020 году. [5]
Бюджет 2019 финансовый год Конституционного суда на составляет 223,7 миллиона бат . [6] По состоянию на сентябрь 2019 г. [update], ее президентом является Нурак Марпранит. [7]
Истоки и противоречия
[ редактировать ]Разработка конституции 1997 года.
[ редактировать ]Создание Конституционного суда было предметом многочисленных споров во время разработки Конституции Таиланда 1997 года . [8] Старшие судьи выступили против этой концепции на том основании, что конституционный и судебный контроль должен оставаться прерогативой Верховного суда и что Конституционный суд создаст четвертую ветвь власти, более могущественную, чем судебная, законодательная или исполнительная власть. Судьи заявили о своих опасениях по поводу политического вмешательства в процесс отбора судей и их импичмента. Ассамблея по разработке конституции (CDA) в конечном итоге пошла на несколько уступок относительно состава и полномочий суда.
Юрисдикция
[ редактировать ]Конституция не давала Конституционному суду полномочий отменять окончательное решение Верховного суда. Затронутая сторона или суд могут запросить заключение Конституционного суда, если они считают, что дело связано с конституционным вопросом. Суд, в котором рассматривалось первоначальное иск, приостановит разбирательство до тех пор, пока Конституционный суд не вынесет свое решение. Решения Конституционного суда не будут иметь обратной силы на предыдущие решения обычных судов.
Конституция также не наделяла Конституционный суд полномочиями выносить решения по любому делу, в котором конституция конкретно не делегировала органу полномочия выносить решения.
Импичмент
[ редактировать ]Конституция позволяла отдельным судьям быть предметом процедуры импичмента при голосовании одной четверти членов Палаты представителей или при одобрении 50 000 петиционеров. Для импичмента требуется три пятых голосов Сената. Предыдущие проекты требовали голосов всего 10% объединенной Палаты представителей и Сената, чтобы объявить об импичменте, и голосов трех пятых объединенного парламента Таиланда, чтобы уволить судью.
Встреча
[ редактировать ]Конституция дала судебной власти сильное влияние на состав Конституционного суда. Первоначально в состав суда должно было входить девять судей, в том числе шесть экспертов по правовым вопросам и три эксперта по политологии. Комиссия из 17 человек предложит 18 имен, из которых парламент выберет девять судей. Председателем комиссии будет председатель Верховного суда Таиланда , в саму коллегию войдут четыре представителя политических партий. В конце концов CDA пошел на компромисс и разрешил судебным органам избрать семерых судей, а остальные восемь судей будут выбраны Сенатом из списка кандидатов в Верховный суд. [ нужна ссылка ]
Назначение первого Конституционного суда
[ редактировать ]Назначение первого Конституционного суда после обнародования конституции в 1997 году вызвало четырехмесячную полемику, в которой Сенат Таиланда противостоял Верховному суду. [8] Ключевым вопросом были полномочия сената проверять биографию кандидатов на должность судьи и отклонять кандидатуры, которые были признаны неподходящими или неквалифицированными. [ нужна ссылка ]
Назначение Амфорна Тонгпраюна
[ редактировать ]После получения списка кандидатов Верховного суда Сенат создал комитет для проверки полномочий и биографии кандидатов. [8] 24 ноября 1997 года Сенат проголосовал за исключение имени вице-президента Верховного суда Амфорна Тонгпрайуна на том основании, что его полномочия были сомнительными, а также на основании обвинений в том, что он не выполнил своих обязательств по долгу в три миллиона бат. Верховный суд был в ярости, утверждая, что конституция не наделяет сенат полномочиями проверять анкетные данные или отклонять кандидатуры Верховного суда. Верховный суд запросил решение Конституционного трибунала под председательством спикера Палаты представителей. 8 января 1998 года шестью голосами против трех Трибунал постановил, что Сенат не имеет полномочий проводить проверку анкетных данных или отклонять кандидатуры Верховного суда. Трибунал постановил, что полномочия Сената по пересмотру ограничиваются проверкой записей кандидатов и избранием половины этих кандидатов на назначение.
Сразу после того, как Верховный суд направил запрос в Трибунал, судья Амфорн отказался от своего имени. После решения Трибунала Верховный суд 9 января 1998 года избрал судью Джампола на Сонгкхлу вместо Амфорна. Сенат проигнорировал решение Трибунала и приступил к рассмотрению биографии Джамхола и отложил голосование по принятию его кандидатуры на семь дней, чтобы Сенат мог оценить Джамхола. Не обнаружив проблем, Сенат признал его назначение в суд 23 января 1998 года.
Назначение Укрита Монгколнавина
[ редактировать ]Особенно проблематичным было назначение бывшего председателя Сената и парламента Укрита Монгколнавина . [8] Первоначально Сенат избрал Укрита из списка десяти специалистов по правовым вопросам, выдвинутых отборочной комиссией, несмотря на утверждения демократических активистов о том, что Укрит не имел права охранять конституцию, поскольку он служил диктаторам, будучи президентом парламента при военном правительстве 1991-1992 годов. Национальный совет по поддержанию мира .
Уязвленные отказом Сената принять решение Амфорн Тонгпраюн, два судьи гражданского суда Бангкока , Сриампрон Салихуп и Паджапол Санехасангхом , обратились в Конституционный трибунал с ходатайством о дисквалификации Укрита по юридическим формальностям. Они утверждали, что Укрит имел только звание почетного профессора в Университете Чулалонгкорн , в то время как в конституции 1997 года конкретно указано, что кандидат, если не соответствует другим критериям, должен быть как минимум профессором . Вторя отказу Сената от Амфорна, судьи также заявили, что Укрит был вовлечен в многомиллионный иск по поводу поля для гольфа. 10 января 1998 года Трибунал постановил, что судьи не являются затронутыми сторонами и поэтому не имеют права требовать вынесения решения. Тем не менее, президент парламента воспользовался своими полномочиями председателя трибунала, чтобы попросить Сенат пересмотреть кандидатуру Укрита.
19 января 1998 года Сенат подтвердил квалификацию Укрита, отметив, что его профессорская должность была особенной только потому, что он не был государственным чиновником. Согласно правилам Чулалонгкорна , он имел академический статус профессора.
Эта позиция возмутила активистов и судебную систему и побудила 21 января председателя парламента воспользоваться своими полномочиями в соответствии со статьей 266 Конституции 1997 года и поручить Конституционному трибуналу рассмотреть этот вопрос. 8 февраля четырьмя голосами против трех трибунал постановил, что должность специального профессора Укрита не дает ему права претендовать на место в Конституционном суде. Трибунал отметил, что критерии Чулалонгкорна для получения звания почетного профессора отличаются от критериев для академических профессоров, как это предусмотрено Конституцией. Сенат в итоге избрал Комайна Патарапиром вместо Укрита.
Юрисдикция
[ редактировать ]Согласно Конституции 2007 года суд компетентен рассматривать следующие вопросы: [9]
# | Имеет значение | Разделы конституции, разрешающие их учреждение | Правомочные петиционеры | Тип |
---|---|---|---|---|
1 | Ходатайство о принятии решения о том, является ли резолюция или постановление политической партии, к которой принадлежит заявитель
| Статья 65, пункт 3 | Член рассматриваемой политической партии | Политическая партия |
2 | Ходатайство о принятии решения о том, осуществляет ли какое-либо лицо или политическая партия конституционные права и свободы.
| Раздел 68 | Любой человек | Конституционная защита |
3 | Петиция о принятии решения о том, теряет ли какой-либо представитель или сенатор свое членство в силу Конституции. | Раздел 91 | По крайней мере, одна десятая часть существующих представителей или сенаторов | Членство |
4 | Ходатайство о принятии решения о принятии решения политической партии о прекращении членства какого-либо представителя в партии
| Статья 106 (7) | Представитель, о котором идет речь | Политическая партия |
5 | Петиция о принятии решения о конституционности проекта органического закона, одобренного Национальной ассамблеей Таиланда | Раздел 141 | Национальное собрание | Конституционность законопроекта |
6 | Ходатайство о принятии решения о том, несет ли проект органического закона или акта, внесенный советом министров или представителей, принцип, идентичный или сходный с тем, который необходимо исключить | Разделы 140 и 149 | Председатель Палаты представителей или Сената | Конституционность законопроекта |
7 | Ходатайство о принятии решения о
| Статья 154 |
| Конституционность законопроекта |
8 | Ходатайство о принятии решения о
| Статья 155 |
| Конституционность законопроекта |
9 | Ходатайство о принятии решения о том, позволит ли представителю какое-либо предложение, поправка или действие, внесенное в ходе заседаний Палаты представителей, Сената или комитета по рассмотрению законопроекта о годовом бюджете расходов, дополнительном бюджете расходов или переносе бюджета расходов, Сенатор или член комитета прямо или косвенно участвует в расходовании такого бюджета. | Статья 168, пункт 7 | По крайней мере, одна десятая часть существующих представителей или сенаторов | Другие |
10 | Ходатайство о принятии решения о том, теряет ли какой-либо министр в отдельности свой министерский пост | Раздел 182 |
| Членство |
11 | Ходатайство о принятии решения о том, принят ли чрезвычайный указ в нарушение статьи 184, параграфа 1 или 2 Конституции. | Статья 185 | Не менее одной пятой существующих представителей или сенаторов | Конституционность закона |
12 | Петиция о принятии решения о том, требует ли какое-либо «письменное соглашение», которое должно быть заключено исполнительной властью, предварительного одобрения парламента, поскольку
| Раздел 190 | По крайней мере, одна десятая часть существующих представителей или сенаторов | Власть |
13 | Ходатайство о принятии решения о том, является ли положение закона, которое должно быть применено к какому-либо делу судом, административным судом или военным судом, неконституционным. | Раздел 211 | Сторона в таком деле | Конституционность закона |
14 | Ходатайство о принятии решения о конституционности нормы закона | Раздел 212 | Любое лицо, чьи конституционно признанные права или свободы были нарушены. | Конституционность закона |
15 | Ходатайство о решении конфликта полномочий между Национальной ассамблеей, Советом министров или двумя или более конституционными органами, кроме судов, административных судов или военных судов. | Статья 214 |
| Власть |
16 | Ходатайство о принятии решения о том, не обладает ли какой-либо избирательный комиссар квалификацией, подвергся дисквалификации или совершил запрещенное действие | Статья 233 | По крайней мере, одна десятая часть существующих представителей или сенаторов | Членство |
17 | Петиция за
| Статья 237 в сочетании со статьей 68. | Любой человек | Политическая партия |
18 | Ходатайство о принятии решения о конституционности любого правового положения | Статья 245 (1) | Омбудсмены | Конституционность закона |
19 | Ходатайство о принятии решения о конституционности любого правового положения на основании прав человека | Статья 257, пункт 1 (2) | Национальная комиссия по правам человека | Конституционность закона |
20 | Прочие вопросы, разрешенные законодательными положениями | Другие |
Состав
[ редактировать ]Конституция 1997 года
[ редактировать ]Конституционный суд был создан по образцу Конституционного суда Италии . [10] Согласно конституции 1997 года , в состав суда входило 15 членов, все избирались на девятилетний срок и назначались королем по рекомендации сенатора: [11]
- Пятеро были судьями Верховного суда (ВСП) и были выбраны Пленумом ВСП путем тайного голосования .
- Двое из них были судьями Высшего административного суда (ВАС) и избраны Пленумом ВАС путем тайного голосования.
- Пятеро были экспертами в области права, одобренными Сенатом после отбора специальной комиссией. В состав такой комиссии входили президент ВСП, четыре декана юридических наук, четыре декана факультета политологии и четыре представителя политических партий, членами которых являются представители.
- Трое из них были экспертами в области политологии, одобренными Сенатом после того, как были выбраны той же комиссией.
Конституция 2006 года
[ редактировать ]Согласно Конституции 2006 года , Конституционный трибунал был создан вместо Конституционного суда, который был распущен Советом демократических реформ . В состав Трибунала входило девять членов: [12]
- Президент ВСП в качестве президента.
- Президент SAC в качестве вице-президента.
- Пять судей ВСП выбираются пленумом ВСП путем тайного голосования.
- Двое судей ВАС избираются пленумом ВАС путем тайного голосования.
Члены Трибунала
[ редактировать ]Имя | Срок владения | Основа [13] | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
романизированный | тайский | РТГС | Начинать | Конец | Причина увольнения с должности | |
Акараторн Чуларат | Акхарат Чуларат | Ахаратон Чуларат | 2006 | 2008 | Действие статьи 300 Конституции 2007 г. | президент САК |
Чаран Хатагам | Чаран Ремесло | Чаран Хаттакам | 2006 | 2008 | Действие статьи 300 Конституции 2007 г. | судья САС |
Китисак Китикунпайродж | Китисак Китикунпайродж | Китисак Китихунфайрот | 2006 | 2008 | Действие статьи 300 Конституции 2007 г. | судья ВСП |
Крайрек Касемсан, Мом Луанг | Крайрикш Касемсан, М.Л. | Канцелярия плачущей скалы, Мом Луанг | 2006 | 2008 | Действие статьи 300 Конституции 2007 г. | судья ВСП |
Нурак Марпранит | Нурак Мапранит | Нурак Мапранит | 2006 | 2008 | Действие статьи 300 Конституции 2007 г. | судья ВСП |
Паня Таномрод | Паня Таномрод | Паня Таномрот | 2006 | 2007 | Уход с поста председателя ВСП | Председательствующий ВСП |
Сомчай Понгсата | Сомчай Фонгсата | Сомчай Фонгсатха | 2006 | 2008 | Действие статьи 300 Конституции 2007 г. | судья ВСП |
Танис Кесавапитак | Танит Кесавапитак | Танит Кецавафитак | 2006 | 2008 | Действие статьи 300 Конституции 2007 г. | судья ВСП |
Вичай Чуенчомпоонат | Вичай Чомпунут | Вичай Чуэнчомфунут | 2006 | 2008 | Действие статьи 300 Конституции 2007 г. | судья САС |
Viruch Limvichai | Вират Лимвичай | Вират Лимвичай | 2007 | 2008 | Действие статьи 300 Конституции 2007 г. | Председательствующий ВСП |
Конституция 2007 года
[ редактировать ]
После того, как Конституционный суд был упразднен Советом демократических реформ и заменен Конституционным трибуналом в соответствии с Конституцией 2006 года, Конституция 2007 года восстанавливает Конституционный суд и вносит в него различные изменения. Суд вернулся с большей энергией и также уполномочен вносить в Национальное собрание законопроекты, касающиеся самого суда. [14]
Согласно Конституции 2007 года, Конституционный суд состоит из девяти членов, все избираются сроком на девять лет и назначаются королем по рекомендации сенатора: [15]
- Трое являются судьями ВСП и избираются пленумом ВСП тайным голосованием.
- Двое являются судьями ВАС и избираются пленумом ВАС путем тайного голосования.
- Двое из них являются экспертами в области права, утвержденными Сенатом после отбора специальной комиссией. В состав такой комиссии входят президент ВСП, президент ВАС, президент Палаты представителей , лидер оппозиции и один из руководителей конституционных независимых агентств ( главный омбудсмен , президент избирательной комиссии , президент Национальной антиправительственной комиссии) . Комиссия по борьбе с коррупцией или председатель Государственной ревизионной комиссии ).
- Двое из них являются экспертами в области политологии, государственного управления или других областей социальных наук и утверждаются Сенатом после того, как были выбраны той же комиссией.
Члены суда
[ редактировать ]Имя | Срок владения | Президентство | Основа | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
романизированный | тайский | РТГС | Начинать | Конец | Причина увольнения с должности | Начинать | Конец | Причина увольнения с должности | |
Джаран Пукдитанакул | Чаран Факдитанакун | Чаран Пхакдитанакун | 2008 [16] | 2020 [17] | Конец срока | Эксперт в области права [18] | |||
Чарун Интачан | Чарун Интачан | Чарун Интачан | 2008 [16] | 2014 [19] | Выход на пенсию | 2013 [20] | 2014 [21] | Отставка [21] | судья САС [22] |
Чалермпон Аке-уру | Халермфон Экуру | Чалоэмфон Эк-уру | 2008 [16] | 2015 [23] | Выход на пенсию | Эксперт в области политологии [22] | |||
Чут Чонлаворн | Чат Чалаворн | Чат Конлавон | 2008 [16] | 2020 [17] | Конец срока | 2008 [16] | 2011 [24] | Отставка [24] | судья ВСП [22] |
Нурак Марпранит | Нурак Мапранит | Нурак Мапранит | 2008 [16] | 2020 [17] | Конец срока | 2014 | 2020 | Конец срока | судья ВСП [22] |
Бунсонг Кулбупар | Бунсонг Кулбуфа | Самый младший Кунбупха | 2008 [16] | 2020 [17] | Конец срока | судья ВСП [22] | |||
Суфот Хаймук | Суфот Каймук | Суфот Хаймук | 2008 [16] | 2015 | Выход на пенсию | Эксперт в области политологии [22] | |||
Игра Сойписудх | Васан Сойписут | Игра Соифисут | 2008 [16] | 2013 [25] | Отставка [25] | 2011 [24] | 2013 [25] | Отставка [25] | Эксперт в области права [25] |
Удомсак Нитимонтри | Удомсак Нитимонтри | Удомсак Нитимонтри | 2008 [16] | 2020 [17] | Конец срока | судья САС [22] | |||
Твекиат Менаканист | Тавикиат Минаканит | Тавикиат от народа | 2013 [20] | 2020 [17] | Продолжение статьи о конституции 2017 года. | Эксперт в области права [25] | |||
Воравит Кангсаситиам | Воравит Кангсаситиам | Воравит Кангсаситиам | 2015 [26] | 2020 [17] | Продолжение статьи о конституции 2017 года. | судья САС | |||
Нахарин Мектрайрат | Накарин Мектрайрат | Накарин Мектрайрат | 2015 [27] | 2020 [17] | Продолжение статьи о конституции 2017 года. | Эксперт в области политологии | |||
Получил Удчачон | Паня Удчачан | Получил Утчачон | 2015 [28] | 2020 [17] | Продолжение статьи о конституции 2017 года. | Эксперт в области политологии |
Конституция 2017 года
[ редактировать ]После государственного переворота в Таиланде в 2014 году суд не был распущен. До вступления в силу конституции Таиланда 2017 года судьи Конституционного суда 2007 года продолжали работать в Суде 2017 года.
Члены суда
[ редактировать ]Имя | Срок владения | Президентство | Основа | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
романизированный | тайский | Начинать | Конец | Причина увольнения с должности | Начинать | Конец | Причина увольнения с должности | |
Твекиат Менаканист | Тавикиат Минаканит | 2013 [20] | Эксперт в области права [25] | |||||
Воравит Кангсаситиам | Воравит Кангсаситиам | 2015 [26] | 2020 [17] | судья САС | ||||
Нахарин Мектрайрат | Накарин Мектрайрат | 2015 [27] | Эксперт в области политологии | |||||
Получил Удчачон | Паня Удчачан | 2015 [28] | Эксперт в области политологии | |||||
Удом Ситтивираттам | Удом Ситтивираттам | 2020 [17] | судья ВСП [17] | |||||
Вирун Сангтян | Вирун Сенгтиан | 2020 [17] | судья ВСП [17] | |||||
Чиранит Хаванонд | Джиранити Хаванон | 2020 [17] | судья ВСП [17] | |||||
Ноппадон Теппитак | Нопадон Теппитак | 2020 [17] | Эксперт в области права [17] | |||||
Бунджонгсак Вонгпрачая | Банджонгсак Вонгпрача | 2020 [29] | судья САС [29] |
Ключевые решения
[ редактировать ]Чрезвычайные указы правительства Чуаня во время экономического кризиса 1997 года
[ редактировать ]Неконституционность чрезвычайных экономических декретов
[ редактировать ]В своем первом решении суд постановил о конституционности четырех чрезвычайных исполнительных указов, изданных правительством Чуаня для борьбы с азиатским финансовым кризисом . [8] В начале мая 1998 года правительство издало постановления о расширении роли Управления финансовой реструктуризации и Корпорации по управлению активами , о погашении долгов Фонда развития финансовых институтов посредством выпуска облигаций на сумму 500 миллиардов бат , а также о разрешении Министерство финансов запросит 200 миллиардов батов в виде зарубежных кредитов. Оппозиционная Партия «Новое стремление » (ПЕА) не имела голосов, чтобы отклонить законопроекты, и поэтому в последний день дебатов применила статью 219 конституции, чтобы поставить под сомнение конституционность чрезвычайного указа.
НПД утверждал, что, поскольку не было ни чрезвычайной ситуации, ни необходимой срочности (согласно статье 218(2)), правительство не могло издавать какие-либо чрезвычайные указы. Однако в статье 219 особо отмечается, что конституционность чрезвычайного указа может быть поставлена под сомнение только по статье 218(1), касающейся поддержания национальной или общественной безопасности, национальной экономической безопасности или предотвращения общественных бедствий. Правительство, опасаясь дальнейшего экономического ущерба в случае задержки принятия указа, выступило против принятия жалобы судом, поскольку оппозиция явно не сослалась на соответствующую конституционную статью. Однако суд хотел создать прецедент, продемонстрировав, что он примет ходатайства по статье 219, даже если они технически неточны. В течение дня он постановил, что для широкой общественности очевидно, что страна находится в экономическом кризисе, и что указы были разработаны для содействия национальной экономической безопасности в соответствии со статьей 218 (1). Позднее указы были быстро одобрены парламентом.
Предложение НПД, сделанное в последнюю минуту, подорвало доверие к ней и сделало маловероятным применение статьи 219, если только не возникнет заслуживающий доверия вопрос, и этот вопрос не будет поднят и обсужден в начале парламентских дебатов, а не в последнюю минуту перед голосованием.
С другой стороны, судом был создан прецедент, согласно которому он будет принимать все ходатайства в соответствии со статьей 219, чтобы сохранить право парламента ставить под сомнение конституционность чрезвычайных исполнительных указов.
Договорный статус писем о намерениях МВФ
[ редактировать ]Позже NAP подала в Национальную антикоррупционную комиссию (NACC) процедуру импичмента против премьер-министра Чуана Ликпая и министра финансов Таррина Нимманахаминды за нарушение Конституции. [8] NAP утверждала, что письмо о намерениях , которое правительство подписало с Международным валютным фондом (МВФ) для обеспечения чрезвычайной финансовой поддержки, было договором , и что статья 224 конституции предусматривала, что правительство должно получить предварительное согласие парламента для заключения договора. .
NACC решил, что вопрос касается толкования конституции, и обратился в Конституционный суд за заключением. Суд постановил, что письма МВФ не были договорами в соответствии с международным определением, поскольку они представляли собой односторонние документы правительства Таиланда без каких-либо правил принудительного исполнения или положений о наказании. Более того, сам МВФ сформулировал письма так, что письма не были договорными соглашениями .
Назначение Джарувана Майнтаки генеральным аудитором
[ редактировать ]24 июня 2003 года в Конституционный суд была подана петиция с просьбой вынести решение о конституционности назначения Хуньинга Джарувана Майнтаки Сенатом на должность генерального аудитора. Джаруван был одним из трех кандидатур на должность генерального аудитора в 2001 году вместе с Пратаном Дабпетом и Нонтафоном Нимсомбуном . Пратан получил пять голосов от Государственной ревизионной комиссии (ГАК) из восьми человек, а Джаруван получил три голоса. Согласно конституции, председатель Государственной ревизионной комиссии Панья Тантияваронг должен был внести кандидатуру Пратана в Сенат, поскольку он получил большинство голосов. Однако 3 июля 2001 года председатель ВАС представил список всех трех кандидатов на пост генерального аудитора в Сенат, который позже проголосовал за избрание Хуньинга Джарувана Майнтаки .
Конституционный суд постановил 6 июля 2004 года, что процесс отбора, который привел к назначению Джарувана генеральным аудитором, был неконституционным. Суд отметил, что конституция уполномочивает ВАС выдвигать только одного человека, набравшего наибольшее количество голосов от простого большинства, а не трех, как это было в случае. Суд не стал говорить, что она должна покинуть свой пост. [30] Однако, когда 4 июля 2002 года Конституционный суд постановил, что избрание тогдашнего избирательной комиссии председателя Сирин Тупклам в этот орган было неконституционным, председатель суда отметил, что «когда суд постановил, что выбор [процесс] был неконституционным и имел для переделки суд требует от действующего президента покинуть свой пост». [31]
Джаруван отказался уйти в отставку без королевского увольнения короля Пумипона Адульядета . Она отметила: «Я пришла занять должность согласно царскому решению, поэтому покину этот пост только тогда, когда будет указано таким решением». [32] Позднее Государственная ревизионная комиссия номинировала на пост генерального аудитора Висута Монривата, бывшего заместителя постоянного секретаря министерства финансов. Сенат одобрил эту кандидатуру 10 мая 2005 года. Однако король Пумипон Адульядет предпринял беспрецедентный шаг и отказался от своего королевского согласия . Национальное собрание не провело голосования по отмене королевского вето. В октябре 2005 года Сенат отклонил предложение о подтверждении ее назначения и вместо этого отложил принятие решения на рассмотрение ВАС. [33]
15 февраля 2006 года Государственная ревизионная комиссия (ГАК) восстановила в должности генерального аудитора Хуньинга Джарувана Майнтаку . Его единогласное решение было принято после того, как он получил записку из канцелярии главного личного секретаря короля Пумипона Адульядета , в которой предписывалось разрешить ситуацию. [34]
Споры заставили многих по-новому интерпретировать политическую и судебную роль короля в конституционной монархии Таиланда .
Предполагаемый конфликт интересов Таксина Чинавата
[ редактировать ]В феврале 2006 года 28 сенаторов подали петицию в Конституционный суд с требованием объявить премьер-министру импичмент за конфликт интересов и нарушения правил при продаже корпорации Shin в соответствии со статьями 96, 216 и 209 конституции Таиланда. [35] Сенаторы заявили, что премьер-министр нарушил конституцию и больше не имеет права занимать должность в соответствии со статьей 209. Однако 16 февраля суд отклонил ходатайство, при этом большинство судей заявили, что ходатайство не представило достаточных оснований для поддержки предполагаемого неправомерного поведения премьер-министра. .
Роспуск политических партий после выборов в апреле 2006 г.
[ редактировать ]Суд отклонил ошибочное ходатайство о присяге
[ редактировать ]В сентябре 2019 года суд отклонил ходатайство омбудсмена Таиланда относительно неполной присяги, произнесенной премьер-министром Праютом Чан-Оча и его кабинетом в июле 2019 года. [36] Премьер-министр не смог произнести последнее предложение присяги, в которой обязуется соблюдать и соблюдать Конституцию. Суд постановил, что «не в его полномочиях» выносить решение по этому вопросу, фактически постановив, что клятвы соблюдать конституцию не входят в сферу деятельности Конституционного суда. [37] [38]
Роспуск партии будущего вперед
[ редактировать ]20 ноября 2019 года суд признал Танаторна Хуангруангкита виновным , лишив его статуса депутата. [39] 21 февраля 2020 года партия «Будущее вперед» была распущена решением суда, в котором говорилось, что партия нарушила избирательное законодательство в отношении пожертвований политическим партиям. Партия получила взаймы 191,2 миллиона бат (около 6 миллионов долларов США) от своего лидера Танаторна , по решению суда, засчитанного как пожертвование. [40] Приказ о роспуске вызвал критику со стороны комментаторов внутри и за пределами страны, которые охарактеризовали его как часть продолжающегося вмешательства военных в тайскую политику, отметив, что громкая антивоенная позиция партии сделала ее мишенью и что финансы других партий не были аналогичными. тщательно изучено. [41]
Суд постановил, что Прают не является «государственным чиновником»
[ редактировать ]В сентябре 2019 года суд постановил, что генерал Прают, захвативший власть в мае 2014 года без каких-либо полномочий, не подчиняющийся никакому другому государственному чиновнику и удерживавший свою власть лишь временно, не может считаться государственным чиновником. Решение касается права Праюта занимать пост премьер-министра. [38]
Суд постановил, что реформа монархии направлена на свержение государства и монархии
[ редактировать ]"Эти действия имели скрытые намерения свергнуть конституционную монархию и не были призывом к реформам", - заявил он.
-Судья, 2021 г. [42]
10 ноября 2021 года суд постановил, что Арнон , Панупонг и Панусая, участвовавшие тайском протесте 2020–2021 годов в 10-пунктовом призыве к реформам монархии в на митинге «Таммасат не потерпит» 10 августа 2020 года, были направлены на свержение государства и монархию в своих речах. [42] Суд обязал их и другие группы протеста положить конец всем движениям за реформу монархии. Петиция была подана Наттапорном Топрайоном 3 сентября 2020 года. [43]
«Если мы позволим первому, второму и третьему обвиняемому и их группам продолжать совершать эти действия, это не замедлит привести к свержению конституционной монархии»,
-Судья, Чиранит Хаванонд, 2021 г. [44]
Суд пояснил, что подобные требования являются «злоупотреблением правами и свободами и причиняют вред безопасности государства», однако суд не назначил им наказания, постановив о конституционности их требований. Трое лидеров протеста отрицают стремление свергнуть монархию. Доказательства, представленные защитой, судом не исследовались. Их адвокат и Панусая ушли с середины заседания. Суд также постановил, что суверенная власть принадлежит монархии, а не народу. [44]
Сунаи Фасук из Хьюман Райтс Вотч охарактеризовала это решение как «по сути судебный переворот », который может привести к эскалации новых судебных дел против протестующих и возможной государственной измене. Это может привести к прекращению правления конституционной монархии в Таиланде и замене ее абсолютной монархией . [44] Джонатан, глава BBC , заявил, что это постановление принудительно закрывает в Таиланде все помещения для публичного обсуждения монархии, но частные дискуссии и обсуждения в социальных сетях будут продолжаться, независимо от попыток правительства остановить это. Независимый суд воспринял это как очередное политизированное вмешательство на стороне консерваторов-роялистов. [45]
11 ноября 2021 года сайт суда был взломан. Его домашняя страница была переименована в Kangaroo Court , а на YouTube появилось видео на песню Guillotine (It Go Yah) группы Death Grips . [46]
Однополый брак
[ редактировать ]«Брак — это когда мужчина и женщина готовы жить вместе, строить отношения мужа и жены для воспроизводства своего потомства, в соответствии с моралью, традициями, религией и законами каждого общества. Таким образом, брак предназначен только для мужчина и женщина».
-Судья, 2021 г.
В 2021 году суд постановил, что статья 1448 Гражданского и Хозяйственного кодекса, толкующая браки только между женщинами и мужчинами, является конституционной, но после опубликования полного решения в одной фразе упоминалось, что члены ЛГБТК-сообщества не могут воспроизводить потомство, поскольку это противоречит природа, и они не похожи на других животных необычным поведением или физическими характеристиками. Некоторые сочли этот текст сексистским и политически некорректным . [47]
Срок полномочий Праюта
[ редактировать ]Согласно конституции 2017 года срок полномочий премьер-министра ограничен восемью годами. 30 сентября 2022 года суд 6–3 постановил, что этот срок отсчитывается с момента обнародования конституции, что позволило Праюту Чан-Оча оставаться премьер-министром, несмотря на то, что он занимал эту должность с момента прихода к власти в результате переворота 2014 года. [48]
См. также
[ редактировать ]- Конституция
- Конституция Таиланда
- Конституционная экономика
- Конституционализм
- История Таиланда с 2001 года.
- судебная власть
- Юриспруденция
- Правило в соответствии с высшим законом
- Верховенство закона
- Разделение властей
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нахарин Мектрайрат: новый председатель Конституционного суда в центре политического конфликта Таиланда
- ↑ The Nation , девять членов Конституционного трибунала. Архивировано 26 сентября 2007 г. в Wayback Machine , 7 октября 2006 г.
- ^ Постановление Конституционного суда о процедурах рассмотрения и принятия решений, BE 2007 г. – статья 55, пункт 1. [Постановление Конституционного суда о процедуре и принятии решений, BE 2550 (2007 г.) – правило 55, параграф 1] (PDF) . Правительственный вестник (на тайском языке). 124 Часть 96 А. Бангкок: Секретариат Кабинета министров: 28. 21 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 15 февраля 2010 г. . Проверено 13 мая 2014 г.
- ^ Мерио, Эжени (3 мая 2019 г.). «Конституционный суд Таиланда — серьезная угроза тайской демократии» . Международная ассоциация конституционного права (IACL) . Проверено 21 сентября 2019 г.
- ^ «ФФП распущен, руководители дисквалифицированы на 10 лет» . Почта Бангкока . 21 февраля 2020 г. Проверено 27 февраля 2020 г.
- ^ Краткий обзор бюджета Таиланда на 2019 финансовый год (пересмотренная ред.). Бюро бюджета. 2018. с. 94 . Проверено 7 сентября 2019 г.
- ^ «Председатель и судьи Конституционного суда» . Конституционный суд Королевства Таиланд . Архивировано из оригинала 12 декабря 2019 года . Проверено 7 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джеймс Р. Кляйн, «Битва за верховенство закона в Таиланде: Конституционный суд Таиланда», «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала 20 марта 2012 года . Проверено 12 сентября 2006 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в качестве заголовка ( ссылка ) CS1 maint: бот: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Постановление Конституционного суда о процедурах рассмотрения и принятия решений, BE 2007 [раздел 17] [Постановление Конституционного суда о процедуре и принятии решений, BE 2550 (2007 г.), [Постановление 17]] (PDF) . Правительственный вестник (на тайском языке). 124 (96 А). Секретариат Кабинета министров: 1. 21 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 15 февраля 2010 г. . Проверено 21 февраля 2014 г.
- ^ Эндрю Хардинг, Да будет добродетель: «Новый азиатский конституционализм» в Таиланде, формат Microsoft Word и формат HTML
- ^ Конституция Королевства Таиланд, 2540 г. н.э. (на тайском языке). Государственный совет Таиланда. 14 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 г. . Проверено 20 сентября 2013 г.
- ^ Конституция Королевства Таиланд (Промежуточное издание) BE 2006 г. (PDF) (на тайском языке). Секретариат Кабинета министров. 1 октября 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 5 октября 2006 г. . Проверено 20 сентября 2013 г.
- ^ Сообщение от 1 ноября 2006 г. [Объявление от 1 ноября 2006 г.] (PDF) (на тайском языке). Секретариат Кабинета министров. 7 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 17 октября 2011 г. . Проверено 20 сентября 2013 г.
- ^ Государственный совет Таиланда (2007 г.). «Конституция Королевства Таиланд, буддийская эра 2550 (2007 г.)» . Азиатский институт правовой информации . Проверено 14 декабря 2013 г.
Статья 139. Законопроект об органическом законе может быть внесен только следующими...(3) Конституционным судом, Верховным судом или другой независимой конституционной организацией через председателя такого суда или таких организаций, которые несут ответственность и контроль исполнения органического закона.
- ^ Компоненты Конституционного суда в соответствии с Конституцией Королевства Таиланд, BE 2007 г. . Конституционный суд (на тайском языке). nd Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 20 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Объявление о назначении Председателя Конституционного суда и судей Конституционного суда от 28 мая 2008 года. [Постановление о назначении президента и судей Конституционного суда от 28 мая 2008 г.] (PDF) (на тайском языке). Секретариат Кабинета министров. 27 июня 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 19 ноября 2011 г. . Проверено 20 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р "приехал! Новые судьи Конституционного суда на набор персонала потребовалось время с момента принятия Конституции 60" . ilaw.ot.th - прибыло! Новые судьи Конституционного суда Для набора персонала потребовалось время с момента принятия Конституции 60 (на тайском языке) . Проверено 10 ноября 2021 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Чаран Факдитанакун [Джаран Пукдитанакул] (на тайском языке). Ежедневные новости. 19 мая 2012 года . Проверено 20 сентября 2013 г.
- ^ « Чарун Интачарн» подал в отставку с поста председателя Конституционного суда. до истечения срока» . dailynews (на тайском языке). 11 апреля 2017 г. Дата обращения 10 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Объявление о назначении Председателя Конституционного Суда и судей Конституционного Суда от 21 октября 2013 года. [Постановление о назначении президента и судей Конституционного суда от 21 октября 2013 г.] (PDF) (на тайском языке). Секретариат Кабинета министров. 31 октября 2013 г. Архивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2013 г. . Проверено 1 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Итоги заседания Конституционного Суда, среда, 21 мая 2014 г. [Заседание Конституционного суда, среда, 21 мая 2014 г.] (на тайском языке). Конституционный Суд. 21 мая 2014 г. Архивировано из оригинала (PDF) 21 мая 2014 г. . Проверено 21 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Среди воров нет правды. [Нет чести среди воров] (на тайском языке). Менеджер. 27 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 г. . Проверено 20 сентября 2013 г.
- ^ (4 марта 2016 г.). «Смерть Чалермфона Экуру, бывшего комика Конституционного суда, умер в одиночестве в своем доме» . matichon г. Дата обращения 10 2021 ноября
- ^ Перейти обратно: а б с Объявление о назначении Председателя Конституционного Суда от 26 октября 2011 года. [Постановление о назначении председателя Конституционного суда от 26 октября 2011 г.] (PDF) (на тайском языке). Секретариат Кабинета министров. 17 ноября 2011 г. Архивировано из оригинала (PDF) 21 сентября 2013 г. . Проверено 20 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Сообщение Комиссии по отбору судей Конституционного Суда от 5 августа 2013 года. [Объявление Комиссии по набору конституционных судей от 5 августа 2013 г.] (PDF) (на тайском языке). Сенат Таиланда. nd Архивировано из оригинала (PDF) 21 сентября 2013 года . Проверено 20 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б isranews (18 сентября 2014 г.). Нурака Марпранита председателем Конституционного суда» . Источник : «Его Величество назначил 10 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Его Величество милостиво принял Накарина Мектрайрата в качестве судьи Конституционного суда» на языке , г.) . ( 25 ноября 2015 тайском
- ^ Перейти обратно: а б «Его Величество назначил Паню Удчачон судьей Конституционного суда» . mgronline.com (на тайском языке, 4 декабря 2015 г.) . Проверено 10 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Его Величество назначил Банджонгсака Вонгпрача на должность судьи Конституционного суда» . bangkokbiznews (на тайском языке), дата обращения 10 ноября 2021 г. .
- ↑ Хронология событий в тупике генерального аудитора, The Nation, 30 августа 2005 г.
- ↑ The Nation , «Джаруван снова в эпицентре бури». Архивировано 12 марта 2007 г. в Wayback Machine , 2 июня 2006 г.
- ↑ Джаруван ждет королевского слова, The Nation, 9 сентября 2005 г.
- ↑ Сенат воздерживается от предложения Джарувана, The Nation , 11 октября 2005 г.
- ↑ Кабины для голосования «решающий», Bangkok Post, пятница, 5 мая 2006 г.
- ↑ Синьхуа , Студенты подают петицию избирателям об импичменте премьер-министру Таиланда , 29 июля 2006 г.
- ^ «Взгляд The Guardian на Таиланд: запугивание не может решить проблему» (Мнение) . Хранитель . 20 сентября 2019 г. Проверено 21 сентября 2019 г.
- ^ Бангпрапа, Монгкол; Четкотирос, Наттайя (12 сентября 2019 г.). «Суд отклоняет ходатайство о присяге» . Почта Бангкока . Проверено 12 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Техавонгтам, Васант (21 сентября 2019 г.). «Нечеткая логика оказывает медвежью услугу нации?» (Мнение) . Почта Бангкока . Проверено 21 сентября 2019 г.
- ^ «Танаторн: лидер тайской оппозиции дисквалифицирован как депутат» . Би-би-си . 20 ноября 2019 г. Проверено 21 ноября 2019 г.
- ^ «Будущее вперед: тайская продемократическая партия распалась из-за кредита» . Би-би-си . 21 февраля 2020 г. Проверено 1 февраля 2020 г.
- ^ Рэтклифф, Ребекка (21 февраля 2020 г.). «Таиландский суд распускает оппозиционную партию «Будущее вперед»» . Хранитель . Проверено 21 февраля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Суд Таиланда постановил, что студенческий призыв к королевской реформе был направлен на свержение монархии» . Рейтер . 10 ноября 2021 г.
- ^ «Конституционный суд постановил, что активисты стремились к свержению монархии» . Почта Бангкока . Почта Бангкока. 10 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Таиландский суд постановил, что призывы к ограничению монархии являются «злоупотреблением свободами» » . Хранитель . 10 ноября 2021 г.
- ^ «Суд Таиланда считает призывы к реформе монархии неконституционными» . Новости Би-би-си . 10 ноября 2021 г.
- ^ «Веб-сайт чартерного суда Таиланда был взломан и переименован в «Суд Кенгуру» » . www.thaipbsworld.com . 2021.
- ^ «Полный приговор Конституционного суда вызывает ярость ЛГБТ-сообщества и правозащитников» . www.thaipbsworld.com . 2012.
- ^ Вонгча-ум, Пану; Тепгумпанат, Панарат (30 сентября 2022 г.). «Суд Таиланда расчищает путь для возвращения премьер-министра Праюта из-под отстранения» . Рейтер . Проверено 30 июля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]По-английски
[ редактировать ]- Дрессель, Бьорн; Кхемтонг, Тонсакулрунгруанг (2019). «Цветные решения? Работа Конституционного суда Таиланда, 1998–2016 гг.». Журнал современной Азии . 49 (1): 1–23. дои : 10.1080/00472336.2018.1479879 . S2CID 158466957 .
- Дрессел, Бьёрн (2010). «Юдициализация политики или политизация судебной власти? Выводы из недавних событий в Таиланде». Тихоокеанский обзор . 23 (5): 671–691. дои : 10.1080/09512748.2010.521253 . S2CID 153635635 .
- Хардинг, Эндрю; Лейланд, Питер (2008). «Конституционные суды Таиланда и Индонезии: два тематических исследования из Юго-Восточной Азии» . Дж. Комп. Л. 3 :118 и далее . Проверено 27 февраля 2020 г.
- Маккарго, Дункан (декабрь 2014 г.). «Конкурирующие понятия судебной практики в Таиланде». Современная Юго-Восточная Азия . 36 (3): 417–441. дои : 10.1355/cs36-3d . JSTOR 43281303 . S2CID 143958214 .
- Мерио, Эжени (2016). «Глубинное государство Таиланда, королевская власть и Конституционный суд (1997–2015)». Журнал современной Азии . 46 (3): 445–466. дои : 10.1080/00472336.2016.1151917 . S2CID 147144295 .
- Нолан, Марк (10 октября 2012 г.). «Обзорное эссе: Конституционная система Таиланда: контекстуальный анализ». Австралийский журнал азиатского права . 13 (1). ССНН 2159591 .
- Такахаси, Тору (7 марта 2020 г.). «На фоне протестов Конституционный суд Таиланда склоняется ближе к военным» . Азиатский обзор Nikkei . Проверено 7 марта 2020 г.
На Тайском
[ редактировать ]- Аморн Ракшасат (2000). Судьи Уставного суда защищают или разрушают Конституцию: сборник комментариев к решению министров (PDF) (на тайском языке). Бангкок: Конституция народного общества. ISBN 9748595323 .
- Банджерд Сингканети (1998). Анализ проблем назначения судей Конституционного суда Таиланда с учетом немецких теорий (PDF) (на тайском языке). Бангкок: Генеральный секретариат Сената.
- Банджерд Сингканети (2004). Сборник комментариев к решениям Конституционного суда и постановлениям административного суда (PDF) (на тайском языке). Бангкок: Виньючон. ISBN 9742881324 .
- Конституционный суд и набор лиц, занимающих конституционные должности в правовой государственной системе (PDF) (на тайском языке). Бангкок: Нититхам. 2006. ISBN 9742033706 .
- Аппарат Конституционного суда (2007 г.). Введение в Конституционный суд (PDF) (на тайском языке). Бангкок: Офис Конституционного суда.
- Аппарат Конституционного суда (2007 г.). Введение в Конституционный трибунал (PDF) (на тайском языке). Бангкок: Офис Конституционного суда.
- Аппарат Конституционного суда (2008 г.). Десятилетие Конституционного суда (PDF) (на тайском языке). Бангкок: Офис Конституционного суда. ISBN 9789747725513 .
- Канин Бунсуван (2005). Наша Конституция мертва? (PDF) (на тайском языке). Бангкок: От Букеров. ISBN 9749272366 .
- Канин Бунсуван (2007). Что страна получит от нарушения Хартии? (PDF) (на тайском языке). Бангкок: От Букеров. ISBN 9789747358599 .
- Канит На Накхон (2005). Мошенническое верховенство закона в законодательстве Таиланда (PDF) (на тайском языке). Бангкок: Виньючон. ISBN 9742882614 .
- Канит На Накхон (2006). Конституция и правосудие (PDF) (на тайском языке). Бангкок: Виньючон. ISBN 9742884072 .
- Канит На Накхон (2007). Нарушение закона: ретроактивное применение закона в деле о роспуске партии (PDF) (на тайском языке). Бангкок: Виньючон. ISBN 9789742885779 .
- Манит Джумпа (2002). Исследование конституционных исков (PDF) (на тайском языке). Бангкок: Виньючон. ISBN 9749577116 .
- Манит Джумпа (2007). Комментарий к реформе Конституции Таиланда в 2007 году (PDF) (на тайском языке). Бангкок: Издательство Университета Чулалонгкорн. ISBN 9789740319078 .
- Норанит Сетабутр (2007). Конституции и тайская политика (PDF) (на тайском языке). Бангкок: Издательство Университета Таммасат. ISBN 9789745719996 .
- Генеральный секретариат Сената (2008 г.). Набор и отбор судей Конституционного суда в соответствии с Конституцией Королевства Таиланд, буддийская эра 2540 (1997 г.) (PDF) (на тайском языке). Бангкок: Бюро надзора и экспертизы, Генеральный секретариат Сената. Архивировано из оригинала (PDF) 21 сентября 2013 года . Проверено 20 сентября 2013 г.
- Сомиот Чуэтай ; и др. (2003). Верховенство закона и право издавать чрезвычайные указы: анализ решения Конституционного суда о введении в действие чрезвычайного указа, запрещающего телекоммуникационный бизнес, BE 2546 (2003 г.) (PDF) (на тайском языке). Бангкок: Виньючон. ISBN 9745708569 . Архивировано из оригинала (PDF) 10 июля 2021 года . Проверено 1 февраля 2014 г.
- Ворачет Пакирут ; и др. (2003). Конституционный суд и выполнение им конституционных задач (PDF) (на тайском языке). Бангкок: Виньючон. ISBN 9749645235 .
- Ворачет Пакирут (2003). Процедура Конституционного суда: сравнение иностранных конституционных судов и Конституционного суда Таиланда (PDF) (на тайском языке). Бангкок: Виньючон. ISBN 9749577914 .