Император Шицзун Цзинь
Император Шицзун Цзинь Ким Седжон | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Император династии Цзинь | |||||||||||||||||
Царствование | 27 октября 1161 г. - 20 января 1189 г. | ||||||||||||||||
Предшественник | Ваньян Лян | ||||||||||||||||
Преемник | Император Чжанцзун | ||||||||||||||||
Рожденный | 29 марта 1123 г. | ||||||||||||||||
Умер | 20 января 1189 г. | (65 лет)||||||||||||||||
Похороны | Мавзолей Син (興陵, в современном районе Фаншань , Пекин) | ||||||||||||||||
Супруг | Императрица Мингде другие | ||||||||||||||||
Проблема | Ваньян Юнгун Ваньян Юнджи другие | ||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
Дом | Ваньян | ||||||||||||||||
Династия | Слух | ||||||||||||||||
Отец | Ваньян Цзунъяо | ||||||||||||||||
Мать | Леди Ли |
Император Шицзун Цзинь | |||
---|---|---|---|
китайский | Ким Седжон | ||
| |||
Шерсть | |||
Традиционный китайский | Улу | ||
Упрощенный китайский | Улу | ||
| |||
Ваньян Йонг | |||
Традиционный китайский | Ван Янён | ||
Упрощенный китайский | Ван Янён | ||
| |||
Ваньян Сю | |||
Традиционный китайский | Ваньянджу | ||
Упрощенный китайский | Ваньянджу | ||
|
Император Цзинь Шицзун (29 марта 1123 — 20 января 1189), личное имя Улу , китаизированное имя Ваньян Юн (первоначально Ваньян Сю ), был пятым императором династии чжурчжэнями возглавляемой Цзинь, китайской . Правление императора Шицзуна с 1161 по 1189 год под названием эпохи «Дадин» было самым продолжительным и стабильным среди императоров Цзинь. [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Улу был внуком Агуды (императора Тайцзу) , императора-основателя династии Цзинь. Его отцом был Элидуо (訛里朵; также известный как Ваньян Цзунъяо 完顏宗堯), третий сын Агуды и известный полководец ранней династии Цзинь. Поскольку Элидуо умер, когда Улу было всего 12 лет, последний вырос под влиянием своей матери, которая происходила из китаизированной дворянской семьи Балхэ из Ляояна . После смерти мужа мать Улу предпочла стать монахиней вместо того, чтобы снова выйти замуж за кого-то из родственников мужа, как это было в чжурчжэньском обычае . Благодаря своей матери и ее родственникам Улу получил образование в ханьском китайском стиле и приобрел хорошие знания китайской классики . [1]
Говорят, что на Вулу также сильно повлияла жена, которая у него была до того, как он стал императором . Она была из клана Вулинда ( 烏林荅 ). Она посоветовала Вулу набраться терпения и притвориться верным своему двоюродному брату, императору Дигунаю . Дигунай восхищался леди Вулиндой, поэтому вызвал ее к себе во внутренний двор в 1151 году, но она покончила жизнь самоубийством. Ее смерть привела к глубокой вражде между Вулу и Дигунай. [1]
В 1161 году, когда Дигунай вторгся в династию Южная Сун, чтобы объединить Китай под властью династии Цзинь, он также послал агентов убить многих своих родственников и таким образом укрепить свою власть в императорском клане. Улу, который был в списке расстрелянных, начал восстание против императора. Восстание поддержали многие чжурчжэньские офицеры и аристократы, которые были недовольны политикой Дигуная по культурной китаизации и административной централизации, а также человеческими ценами южного приключения императора. Первым военным офицером, поддержавшим восстание, был Ваньян Муян ( 完顏謀衍 ). Дигунай проиграл битву при Цайси против династии Сун и был убит своими недовольными офицерами. Улу смог стать новым императором без необходимости сражаться с Дигунаем, титул которого он понизил до принца Янга Хайлинского. [1]
Царствование
[ редактировать ]Оказавшись на троне, Улу, исторически известный как император Шицзун, отказался от плана своего предшественника по вторжению в династию Южная Сун и отменил свою внутреннюю политику китаизации. Хотя император Шицзун сам был знаком с ханьской китайской культурой, он считал, что сила чжурчжэней заключается в сохранении их «простой и искренней» культуры, и часто объяснял поражение Дигуная полным отказом последнего от нее. Он не был противником китайской культуры как таковой – более того, однажды он заявил, что «естественный и честный» образ жизни чжурчжэней во многом похож на то, чему учили древние китайские мудрецы – но он считал, что простое чтение китайской классики без изложения своих идей на практике было контрпродуктивно. [1]
Во время правления императора Шицзуна он конфисковал большие площади неиспользуемой земли и земли, захваченные несколькими крупными чжурчжэньскими землевладельцами, и перераспределил их среди чжурчжэньских поселенцев в северном Китае. Тем не менее, многие чжурчжэни предпочитали не обрабатывать свои земельные участки, а сдавать их в аренду ханьским китайским фермерам и вместо этого злоупотреблять алкоголем. Император критиковал свой народ за утрату боевого духа и военных навыков, таких как стрельба из лука и верховая езда. Чтобы подать пример своим подданным, император Шицзун в 1162 году сделал охоту ежегодным королевским занятием, и до 1188 года он выходил на охоту почти каждую осень и зиму. Он также любил стрельбу из лука и игры с мячом. [1]
В рамках продвижения чжурчжэньской культуры и чжурчжэньского языка вскоре после восхождения на престол император Шицзун начал программу перевода китайской классики на чжурчжэнь. Чжурчжэньская версия « Классика истории» была опубликована первой; к концу эпохи Дадин многие другие китайские классические произведения стали доступны в чжурчжэнях.
В начале своего правления император Шицзун выбрал 3000 чжурчжэней для изучения чжурчжэньского языка. В 1173 году государство начало предлагать степени дзинши в чжурчжэнях, открыло Чжурчжэньскую императорскую академию ( 女真國子學 ) в столице и местные школы во всех округах империи. Современные учёные полагают, что целью проведения экзаменов на чжурчжэнь на чжурчжэнях было скорее продвижение чжурчжэней, чем привлечение большего числа чжурчжэней на государственную службу, поскольку большинство обладателей степеней чжурчжэней дзинши в конечном итоге работали преподавателями чжурчжэньского языка и языка. китайской классики в чжурчжэньском переводе. [1]
Император Шицзун требовал, чтобы при общении с чжурчжэнями правительственные чиновники отвечали на чжурчжэньском языке. В 1174 году даже императорской гвардии было приказано изучать чжурчжэнь и не говорить по-китайски; тысяча экземпляров чжурчжэньского издания « Классики сыновней почтительности» . в 1183 году им в назидание была роздана [1]
Бедные чжурчжэньские семьи в семьях батальонов и рот на южных маршрутах (Дамин и Шаньдун) пытались вести образ жизни богатых чжурчжэньских семей и избегать сельскохозяйственной работы, продавая своих собственных чжурчжэньских дочерей в рабство и сдавая их землю ханьским арендаторам. Богатые чжурчжэни пировали, пили и носили камчатную ткань и шелк. В «Истории Цзинь» (Цзинши) говорится, что император Цзинь Шицзун принял это к сведению и попытался остановить эти события в 1181 году. [2]
В качестве одного из способов восстановления чжурчжэньских традиций император Шицзун запретил слугам и рабам носить шелк , а в 1188 году запретил чжурчжэням вообще носить ханьскую китайскую одежду. [1]
Император Шицзун и его преемник император Чжанцзун были описаны как верующие как в буддизм , так и в даосизм . [3] В 1187 году император Шицзун пригласил Ван Чуйи , ученика Ван Чуняна (основателя школы даосизма Цюаньчжэнь ), проповедовать в своем дворце. [3] По некоторым данным, был приглашен и еще один Ван Чунъяна ученик , Цю Чуцзи . Император потребовал присутствия Ван Чуи у его смертного одра. [3]
Современная оценка
[ редактировать ]Современные ученые считают, что усилия императора Шицзуна по сохранению и возрождению чжурчжэньского языка и культуры не были особенно эффективными. На языке не хватало родной литературы, а его переводы китайских произведений на чжурчжэнь помогали донести китайские идеи и ценности до сознания чжурчжэней. Фактически, сам император однажды сказал, что чжурчжэньский язык «уступает китайскому», и не может сравниться даже с киданским . За пределами старых чжурчжэньских земель в Маньчжурии люди не видели пользы в разговоре на «умирающем» и «неполноценном» языке, а сам император Шицзун задавался вопросом, будут ли его потомки критиковать его за попытки заставить людей использовать его. [1]
Попытки императора Шицзуна сохранить идентичность чжурчжэней как охотников также противоречили его стремлению улучшить их условия жизни, превратив их в хороших фермеров. [1] Тем не менее люди в целом восхищались его миролюбием, его содействием обучению и заботой о благополучии людей; традиционно его эпоху называли «миниатюрой Яо и Шуня », имея в виду легендарных древних королей-мудрецов. [1]
Семья
[ редактировать ]Родители:
- Отец: Элидуо ( 讹 Ридуо ), китаизированное имя Ваньян Цзунъяо ( 万面宗尧 ), посмертно удостоенный звания императора Жуйцзуна ( 金瑞宗 ).
- госпожа Ли Чжэньи. титула императрицы , посмертно удостоенная Мать :
Жены
- Императрица Мингде , из рода Вулинда ( Empress Mingde, ум. 1152 )
- Ваньян Юнгун , император Сяньцзун (Ваньян Юнгун, 1146–1185), 1-й сын
- Ваньян Шунянь , принц Чжао, второй сын
- Ваньян Селу , принц Юэ, третий сын
- Принцесса Ю, первая дочь
- Замужем за Угулуном Юаньчжуном, герцогом Жэнь (仁国公武古论元宗), внуком императора Тайцзу.
- Императрица Гуансян из рода Ли ( Императрица Гуансян, ум. 1181 )
- Ваньян Юндао , принц Ла из Чжэна (王义王王乾隆碰, ум. 1193), шестой сын
- Ваньян Юнцзи , принц Шао из Вэй (王伟伟王伟伟伟伟伟伟伟伟伟伟伟伟伟伟伟伟伟伟伟прессия, ум. 11 сентября 1213 г.), седьмой сын
- Ваньян Юндэ , принц Лу, восьмой сын
- Принцесса Хан (корейская принцесса), вторая дочь [4] [5]
- вышла замуж за Пусан Куи (pusankui)
- Первая супруга клана Чжан
- Ваньян Юнчжун , принц Ли Гао (王灐利王王平永中, ум. 1194), 4-й сын
- Ваньян Юнгун , принц Чжунцзянь Юэ王ваньянёнгун, 1154 – 1221) ), пятый сын
- Достойная супруга из клана Шимо
- Добродетельная супруга из Тушан рода
- Да клана Супруга Роу из
- Чжаойи из клана Лян ( Клан Чжаойи Лян )
- Ваньян Юнчэн , принц Чжунсян Юй (王尊兴王王万洋成, ум. 1204), девятый сын
- Кайрен из клана Шимо
- Ваньян Юншэн , принц Куй (Kui Wang Wanyan Yongsheng, ум. 1213), 10-й сын
- Неизвестный:
- Верховная принцесса Яна , третья дочь
- женился на Пуча Хуше ( PUcha Husha )
- Ву Принцесса , 4-я дочь
- вышла замуж за Танкуо Гонга ( Tang Kuo Gong )
- Принцесса Шу , пятая дочь
- вышла замуж за Танго Дина ( Tang Kuo Ding )
- Принцесса Ван , седьмая дочь
- женат на Вулинде Фу ( 武林荅FU )
- Си Принцесса
- вышла замуж за Тушань Гонгби ( Tu Shan Gongbi )
- Принцесса Цао ( Принцесса Цао )
- Вэй Принцесса
- женился на Пуча Пусулие ( PUcha Pusulie )
- Безымянная принцесса, 14-я дочь
- вышла замуж за Хэшили Жушенну ( Heshilie Zhushennu )
- Принцесса Цзэ ( 泽国 принцесса ), личное имя Чанлэ (长乐)
- женился на Пуладу ( Пуладжи )
- Верховная принцесса Яна , третья дочь
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Цзин-шэнь Тао, «Чжурчжэни в Китае двенадцатого века». Вашингтонский университет Press, 1976 г., ISBN 0-295-95514-7 . Глава 6. «Чжурчжэньское движение за возрождение», страницы 69–83.
- ^ Шнайдер, Джулия. «Возвращение к Цзинь: новая оценка чжурчжэньских императоров». Журнал исследований Сун-Юань, вып. 41, 2011, с. 389. JSTOR, https://www.jstor.org/stable/23496214?seq=47#metadata_info_tab_contents . По состоянию на 17 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Человек (1976), с. 107.
- ↑ Также известна как Верховная принцесса штата Лу.
- ^ Ли, Лили; Уайлс, Сью, ред. (2015). Биографический словарь китайских женщин . Том. II. Рутледж. п. 609. ИСБН 978-1-317-51562-3 .
Сестру императора или любимую дочь называли великой принцессой ( чжан гунчжу ); а его тетю или двоюродную бабушку называли верховной принцессой ( дачжан гунчжу ).