Королевство Ахом
Королевство Ахом Штат Ассам{Королевство Ассам} | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1228–1826 [1] | |||||||||||||
Нги-нгао-кхам [2] (Королевский знак отличия) | |||||||||||||
Статус | Королевство | ||||||||||||
Капитал | |||||||||||||
Общие языки |
| ||||||||||||
Религия |
| ||||||||||||
Demonym(s) | Ахом • Ассамский | ||||||||||||
Правительство | Бюрократический феодализм [4] и аристократическая монархия [5] | ||||||||||||
Чао Пха , Сваргадео [6] | |||||||||||||
• 1228–1268 | Сукафаа | ||||||||||||
• 1497–1539 | Сухунгмунг | ||||||||||||
• 1603–1641 | Сусенгфаа | ||||||||||||
• 1696–1714 | Сухрунгфаа | ||||||||||||
• 1833–1838 | Пурандар Сингха | ||||||||||||
История | |||||||||||||
• Основано Сукафаа | 1228 | ||||||||||||
1497 | |||||||||||||
1543–68 | |||||||||||||
1615–1682 | |||||||||||||
1769 | |||||||||||||
1817 | |||||||||||||
1826 [1] | |||||||||||||
Область | |||||||||||||
1826 [7] | 41 957,807 км 2 (16 200 000 квадратных миль) | ||||||||||||
Население | |||||||||||||
• 1711 [8] | 2,880,000 | ||||||||||||
• 1833 [9] | 2,50,000 | ||||||||||||
Валюта | Чеканка Ахома | ||||||||||||
| |||||||||||||
Сегодня часть | Индия Мьянма |
Часть серии о |
История Ассама |
---|
Категории |
Династия Ахомов |
---|
Королевство Ахом или Королевство Ассам [10] ( / ˈ ɑː h ɔː m / , 1228–1826) [1] было позднее средневековье [11] королевство в долине Брахмапутры (современный Ассам ), сохранявшее свою независимость почти 600 лет, несмотря на Великих Моголов экспансию в Северо-Восточной Индии . Основанный Сукапхой , тайским принцем из Монг Мао (современная провинция Юньнань , Китай ), он начинался как монг в верховьях Брахмапутры, основанный на влажном рисоводстве. Он внезапно расширился при Сухунгмунге в 16 веке. [12] и приобрело многоэтнический характер, оказав глубокое влияние на политическую и общественную жизнь всей долины Брахмапутры. Королевство стало слабее с подъемом восстания Моамории , а затем пало из-за неоднократных бирманских вторжений в Ассам . После поражения бирманцев после Первой англо-бирманской войны и Яндабоского договора в 1826 году контроль над королевством перешел в руки Ост-Индской компании .
Хотя в колониальные и последующие времена его стали называть королевством Ахом, оно было в значительной степени многоэтническим: к концу этнические люди тай-ахом составляли менее 10% населения. [13] Люди из разных этнических групп стали частью населения Ахома в результате процесса, известного как ахомизация . Личность народа ахом в этом королевстве менялась: король контролировал, кто ему принадлежал, а кто нет. [14] Ахомы Монг первоначально называли свое королевство Дун Шун Кхам до 1401 года ( ассамский : xunor-xophura ; английский: шкатулка с золотом ), но приняли Ассам . позже [15] контролируемая британцами провинция, после 1838 года, а затем и индийский штат Ассам Под этим названием стали называть . Королевство поддерживало тесные политические связи с другими государствами Тай, особенно с Монг Кваном (Нара), до конца своего правления в 19 веке. [16]
История
[ редактировать ]Королевство Ахом было основано в 1228 году, когда Сукапха , тайский принц, вошел в долину Брахмапутры , пересек бурный горный хребет Паткай из Монг Мао . [17] Сукапха, вероятно, начал свое путешествие со своей родины с небольшим количеством людей, но на этом пути его поддержали и присоединились к нему другие вожди Тай и обычные последователи. [18] и вошли в Ассам примерно с 9000 человек. [19] [20] Его судьбой был Верхний Ассам , ранее принадлежавший королевству Камарупа , но с тех пор состояние которого пришло в упадок. [21] и его намерением было не завоевывать и совершать набеги, а постоянно селиться на залежных землях и заниматься сельским хозяйством. [22] - и ахомы несли главную ответственность за превращение холмистых аллювиальных лесов и болотистых равнин в верхнем Ассаме в плоские рисовые поля, способные удерживать простую воду для выращивания риса через сеть насыпей. [23] У тай- шаньцев были базовые политические структуры для государственного строительства, технологии производства излишков, такие как оседлое выращивание влажного риса и гидрология, патриархальная социальная организация, основанная на вождях, и литературная форма их языка . [24] В то время как более ранние государственные образования ( Камарупа ) заимствовали политические структуры из Северной Индии , что привело к индоарийскому доминированию, государственное образование Ахом предоставило альтернативную модель, построенную на политических структурах Юго-Восточной Азии и предоставившую пространство для развития отдельной политической, социальная и культурная идентичность. [25] Хотя брахманическое мифотворчество было общей чертой, которую все древние и средневековые королевства, такие как королевства Чутия и Качари , в Ассаме использовали для легитимности в разной степени, [26] Ахомы смогли использовать свою альтернативную легитимность, основанную на Ленгдоне, для установления своего правления и эффективных переговоров с коренным населением; тем не менее, более поздние цари Тунгхунгии склонились к шактизму. [27] а преследование шудр Махантов и их мирян, начавшееся во время правления Шивы Сингхи, привело к восстанию Моамории и в конечном итоге к затмению королевства. [28]
Монг Дун Шун Кхам (1228–1401)
[ редактировать ]Сукафаа (1228–1268) провел пару десятилетий, переезжая с места на место, основывая колонии, и, наконец, поселился в Хараидео в 1253 году. [29] [30] Он учредил офисы Дангариасов — Бурхагохайн ( Чао -Фронгмунг ) и Боргохайн ( Чао-Таонмунг ). [31] В 1280-х годах этим двум офисам были предоставлены независимые регионы контроля; частично наследственные, частично избранные, король и два советника держали друг друга под контролем. [31] Эти институты сдержек и противовесов, посеянные таким образом, продержались шестьсот лет — в 18 веке Джон Питер Уэйд, британский офицер, наблюдал эти уникальные институты и новую систему правления. [32] Сукафаа поручил вести хронику событий во время его правления, и эту практику поддержали его преемники; и возник институт письма Буранджи - редкая в Индии практика историографии. [33] было известно как кагази-радж (королевство с записями) В эпоху позднего средневековья королевство Ахом, как и Империя Великих Моголов, . [34]
Ко времени своего появления ахомы обладали передовыми технологиями выращивания риса, и они верили, что им было предначертано Богом использовать неиспользуемые земли для сельского хозяйства, а также поглощать безгражданских и перемещающихся земледельцев на свой собственный путь. [35] Меняющихся людей называли кха , и многие такие люди ха были торжественно приняты в разные кланы Ахом. [36] процесс, называемый ахомизацией . Сукафа подружился с теми из Моранов и Барахи, которые были готовы присоединиться к нему, и предал мечу тех, кто выступал против него. [37] и со временем многие другие были включены в кланы Ахом. [38] Ахомы прекрасно осознавали свою меньшую численность и ловко избегали конфронтации с более крупными группами. [39] Добавления посредством ахомизации значительно увеличили численность ахомов. Этот процесс ахомизации был особенно значимым до 16 века, когда при Сухунгмунге королевство произвело большие территориальные расширения за счет Чутийского и Качариского королевств .
На этом начальном этапе королевство еще не было полностью суверенным. слово верности и дань уважения Сукапха послал Монг Мао , и эта практика продолжалась некоторыми из его преемников примерно до начала 14 века, когда власть Монг Мао угасла и сменилась властью Монг Кванга, после чего Ахомы остановились. дани. [40] Ахомы стали называть свои владения Монг Дун Сун Кхам («страна золотых садов»). [41] Хотя Сукапха избегал региона Намданг, помня о малочисленном контингенте Ахома, [42] но его сын Сутеуфаа заставил Качари отступить самостоятельно с помощью военной хитрости, и Ахомы расширились в нем; [43] но в течение следующих двухсот лет дальнейшего расширения владений Ахома не произошло. Королевство Ахом на протяжении большей части своей истории было закрытым, а перемещение населения тщательно контролировалось, тем не менее, было два важных контакта. Одна была дружеская встреча с Чутским царством , переросшая в конфликт, а другая — брачный союз с Каматским царством . [44] В конце XIV века зарождающееся государство Ахом столкнулось с кризисом престолонаследия, двумя цареубийствами и тремя короткими периодами междуцарствия, когда в королевстве не было короля. [45]
Ассам (1401–1510)
[ редактировать ]Судангпха Бамуни Конвар ( годы правления 1397–1407 ), родившийся и выросший в семье брахманов в Хабунге , был идентифицирован как потомок прошлого короля и возведен на трон Бурхаохайном и Боргохайном , чтобы положить конец периоду кризиса. [46] Он основал офицеров, советников и общины брахманов недалеко от столицы, и влияние брахманов, хотя и незначительное, впервые почувствовалось. [47] Якобы против этого влияния вспыхнул ряд восстаний, но Судангпха смог подавить их и укрепить свое правление. [48] Один из повстанцев пригласил военную экспедицию из Монг Кванга (называемого Нара в Буранджи, государства-преемника Монг Мао, которому ранние короли Ахома посылали дань), что привело к столкновению в 1401 году, но Судангпхаа разгромил экспедицию и завершил войну. конфликт с договором, который установил границу между двумя государствами в Паткае . [49] Это событие имело важное значение, поскольку оно перевело государство Ахом от неявного подчинения к явному суверенитету, и это сопровождалось переходом названия государства с Монг-Дун-Сун-Кхам на «Ассам». [15] производное от Шан / Шьям . [50] Судангпхаа основал новую столицу в Чарагуа, разорвал клановую привязанность, которая скрепляла государство Ахом, ранее заменив его политической властью короля, и ввел традицию церемонии сингаригарутха , государственной коронации королей Ахома, которая символизировала королевский суверенитет Ахома. авторитет и легитимность. [51]
Судангпхаа поселил браминов Хабунг рядом со своей столицей, поселил сыновей приемной семьи брахманов в приграничных районах, разрушил племенные союзы, которые ранее скрепляли государственное устройство, и очень приблизил королевство Ахом к полноценному государству. [52]
В следующие сто лет королевство в основном подавляло мятежные группы нагов, но конфликт с королевством Димаса в 1490 году привел к тому, что ахомы, недостаточно сильные, чтобы противостоять им в лоб, потребовали мира. [53] Члены королевской семьи Ахом постоянно улучшали свои отношения с брахманами, что позволило им завоевать расположение индоарийских племенных групп и консолидировать власть. [54]
Полное состояние и расширение (1510–1609)
[ редактировать ]Королевство Ахом довольно резко перешло в полноценное государство за короткий период во время правления Раджи Сухунгмунг Дихингия ( годы правления 1497–1539 ). [55] Сначала это началось с консолидации ополчения в 1510 году. [56] за которым последовала экспансия в регион Бхуян в Хабунге в 1512 году (вероятно, с помощью потомков брахманов Хабунгия, поселившихся во времена Судангпхи). [57] ). Индоарийские буяны были переселены в столицу и включены в низшие эшелоны растущего государства в качестве писцов и воинов. [58] Они, в свою очередь, помогли ликвидировать царскую власть передового Чутского царства в 1523 году; и знать, командиры, профессиональные классы, воины и технологии этого королевства были поглощены королевством Ахом. [59] Именно такое образование Ахомского царства встретило агрессию со стороны Бенгалии при Турбаке в 1532 году и смогло ликвидировать агрессивное руководство (со значительными потерями для себя) и преследовать отступающих захватчиков до реки Каратоя . [60]
В 1536 году, после ряда контактов с королевством Качари , власть Ахома распространилась до реки Колонг в Нагаоне; [61] и к концу правления Сухунгмуна размер королевства фактически увеличился вдвое. [62]
Эта экспансия привела к значительным изменениям в королевстве: индуистские подданные, говорящие на ассамском языке, превосходили численностью самих ахомов; [63] а поглощение Чутского царства означало, что ему стал доступен широкий спектр ремесленных навыков, что увеличило возможности для разделения труда. [64] Чтобы обеспечить легитимность правления царей Ахома среди новых подданных, Сухунгмунг принял титул Сварганараяна ( Сваргадео ), [65] хотя ничего подобного процессу раджпутизации с ахомами не произошло. [66] Характер институциональных отношений короля с министрами изменился с созданием новой должности, Борпатрогохайна , названной в честь чутской должности; [67] [68] и создание канцелярий Садияхова Гохайн (территории, приобретенные у Чутского царства) [69] и Марангихова Гохайн (территории, приобретенные у королевства Качари), [61] оба из которых были зарезервированы для линий Боргохайн и Бурхагохайн. [70] Традиционная знать ( Чао ) теперь присоединилась к литераторам-браминам, и образовался расширенный правящий класс. [71] И когда ахомы под командованием Тон Кхама Боргохайна [72] преследовали захватчиков и дошли до Каратоя реки [73] они начали считать себя законными наследниками бывшего королевства Камарупа . [74]
Зрелое государство (1609–1682)
[ редактировать ]Королевство Ахом стало более обширным и приняло многие черты своей зрелой формы при Пратапе Сингхе ( годы правления 1603–1641 ), в первую очередь для того, чтобы противостоять постоянным нападениям Великих Моголов. [75] Система Пайка была реорганизована в 1609 году в профессиональную систему хел , основанную на родстве , заменив систему фоидов ; а пайки могли быть навсегда отчуждены некоролевскими учреждениями посредством королевских грантов. [76] При том же короле были созданы должности Борпхукана ( наместника территорий, приобретенных у Коче и Великих Моголов) и Борбаруа («секретаря» королевского правительства) для увеличения числа Патра Мантри до пяти, а также другие небольшие офисы. [75] Практика использования брахманов исключительно для дипломатических миссий, [77] короли Ахома, принявшие индуистское имя в дополнение к своим именам Ахом, и покровительство индуистским заведениям начались с Пратапа Сингхи, хотя формальное посвящение королей Ахома в индуизм не произошло до 1648 года. [78] Ассамский язык впервые вошел в суд ахомов, некоторое время сосуществовал и в конечном итоге заменил язык ахомов. [79] До конца королевства больше не предпринималось попыток серьезной реструктуризации государственной структуры.
отношения Коха
[ редактировать ]После разделения королевства Кох между двумя ветвями династии Кох в 1581 году Ахомы объединились со своим непосредственным западным соседом, ветвью Кох Хаджо , с 1603 года, чтобы поддержать их в качестве буфера против Великих Моголов, которые распространили свое правление на Бенгалию путем 1576. Крах державы Кох-Хаджо в 1614 году привел к приходу к власти Великих Моголов вплоть до реки Барнади. Моголы предприняли попытку дальнейшего проникновения на восток в 1616 году в битве при Самдхаре , которая ознаменовала начало конфликта Ахом-Могол , который длился до 1682 года, в битве при Итахули , когда Ахомы смогли отбросить Моголов обратно на запад. река Манас постоянно.
Отношения Великих Моголов
[ редактировать ]В 1657 году из-за «Войны за наследство» между сыновьями Шаха Джахана . Король Ахома Джаядвадж Сингха расширил свою власть, оккупировал Камруп , не позволяя другому мятежному королю Коха Прану Нараяну закрепиться на своем посту. Он быстро распространил свою власть на весь западный Ассам. Он подчинил себе всю долину Брахмапутры, от Садии на востоке до Шерпура на юге. Таким образом, государство Ахом достигло величайшего территориального зенита.
В 1662 году Аурангзеб , чтобы вернуть утраченные территории и наказать повстанцев в этом квартале, начал вторжение под командованием своего главного лейтенанта Мир Джумлы II , в этом вторжении ахомы не смогли сопротивляться, и Моголы заняли столицу Гархгаон. Не сумев удержать его, и в конце битвы при Сарайгате ахомы не только отразили крупное вторжение Великих Моголов, но и расширили свои границы на запад, до реки Манас . Западная граница была закреплена по реке Манас после битвы при Итахули и оставалась неизменной до аннексии британцами.
После битвы при Сарайгате в королевстве наступил десятилетний политический беспорядок. В этот период дворяне обладали огромной властью, семь королей были посажены на трон и свергнуты. Тем временем Камруп на несколько лет снова оказался в руках Великих Моголов.
Режим Тунгхунгии (1682–1826)
[ редактировать ]Гададхар Сингха ( годы правления 1682–1696 ) установил «правление Тунгхунгиа» в Ассаме, которое продолжало оставаться у власти до конца королевства. В 1682 году Моголы потерпели поражение в битве при Итахуле , и западной границей была установлена река Манас. Гададхар Сингха вступил в конфликт с вайшнавскими сатрами , которые начали обретать огромную власть и влияние на государство и людей, и начали широкомасштабное преследование вайшнавитов.
Правление королей Тунгхунгия Ахом было отмечено достижениями в искусстве и инженерном строительстве. Режим Тунгхунгия был свидетелем относительного мира и стабильности до восстания в Моамории , а также разжигания внутренних конфликтов, которые разорвали королевство на части. По словам Гухи (1986), Ахом Ассам продолжал процветать до 1770 года. Режим Тунгхунгии был свидетелем относительного мира до первой половины 18 века, когда население увеличивалось, торговля расширялась, чеканка монет и монетизация процветали. Были представлены новые виды декоративно-прикладного искусства, новые культуры и даже новый стиль одежды.
Рудра Сингха, псевдоним Сухрунгфаа ( годы правления 1696–1714 ), при котором королевство достигло своего расцвета. Он подчинил королевства Димаса и Джайнтия . Он провел обширную подготовку к расширению границы на запад и попытался создать конфедерацию индуистских королей восточной Индии против Великих Моголов . Но он умер прямо перед тем, как смог осуществить свои планы в 1714 году. Рудра Сингха восстановил вайшнавские сатры, он сам принял посвящение у Ауниати Госайна ( самого влиятельного брахмана-саттрадхикара ), но позже в своей жизни он склонился к шактизму . посчитав, что это больше подходит монарху, он пригласил известного шакта-брахмана из Бенгалии Кришнарама Бхаттачарью, псевдоним Праватия Госайн. На смертном одре он выразил желание, чтобы все его пять сыновей стали королями исполнительным образом, и посоветовал им принять посвящение Парватии Госайна. [80]
Шива Сингха, псевдоним Сутанпха ( годы правления 1714–1744 ), он отказался от плана своего отца по вторжению в Бенагал. Он принял посвящение Парватии Госайна и основал для него «гору Нилачал» с обширными земельными грантами и пайками. [81] Шива Сингха находился под сильным влиянием брахманов и астрологов. В 1722 году астрологи предсказали, что его правление скоро придет к концу из-за злого влияния Чатра-бханга-йоги . [82] Поэтому он передал королевский зонтик и трон своей жене Пхулешвари , которой по совету Праватии Госайна был присвоен титул «Бар-Раджа». Пхулесвари слишком сильно вмешивалась в религиозные дела, она нанесла оскорбление шудрамахантам. [28] После смерти Пхулесвари две другие жены Шивы Сингхи заняли положение «Бар-Раджа», а именно Амбика и Сарбесвари. Правление Шивы Сингхи было мирным, за исключением экспедиции, отправленной против Дафласа, он вызвал возведение множества храмов и предоставил многочисленные гранты религиозным объектам и брахманам. Он умер в 1744 году, и его младший брат Праматта Сингха , отказавшийся от притязаний сына Шивы Сингхи. на трон был возведен [83]
Праматта Сингха, псевдоним Суненпхаа ( годы правления 1744–1751 ), во время его правления не было зарегистрировано ничего важного. Он построил Ранг Гар с особняками и построил храмы Сукрешвар и Рудрешвар в Нот-Гувахати. Во время своего правления Кирти Чандра Борбаруа приобрел большую часть своего политического влияния. В 1744 году он принял посла от короля Твипра . Он умер в 1751 году.
Раджешвар Сингха, псевдоним Супремфаа ( годы правления 1751–1759 ), был возведен на трон Кирти Чандрой Борбаруа , отложив притязания на старшинство своего старшего брата Барджаны Гохайна . Раджешвар Сингха построил наибольшее количество храмов среди царей Ахома. Он был ортодоксальным индуистом и принял посвящение Нати-Госиана (родственника Праватии Госайна). В 1765 году он отправил экспедицию в Манипур , король которой Джей Сингха обратился к королю Ахома с просьбой вернуть его страну от бирманской оккупации . Пришлось отбросить первый экспедиционный корпус, который был отправлен через «Хиллы Нага», в 1767 году другой отряд был отправлен по старому маршруту Раха . Вторая экспедиция оказалась успешной и достигла своей цели по возвращению Манипура. Кирти Чандра Борбаруа, который был самым влиятельным дворянином при дворе Ахома, стал причиной сожжения Буранджиса . [84] Правление Раджешвара Сингхи ознаменовало конец господства и славы Ахома, признаки упадка были видны уже во время его правления. Ему наследовал его младший брат Лакшми Сингха, псевдоним Суньёфаа ( годы правления 1769–1780 ). [85]
Падение
[ редактировать ]Королевство Ахом к середине XVIII века действительно представляло собой перегруженную иерархическую структуру, поддерживаемую слабой институциональной базой и скудным экономическим профицитом. Система Пайка , которая в 17 веке помогла королевству отразить неоднократные вторжения Великих Моголов, крайне устарела. [86] Более поздний этап правления также был отмечен усилением социальных конфликтов, что привело к восстанию Моамории, которое смогло захватить и удерживать власть в столице Рангпуре в течение нескольких лет, но в конечном итоге было устранено с помощью британцев под командованием капитана Уэлша. Последующие репрессии привели к значительному сокращению населения из-за эмиграции, а также казней, но конфликты так и не были разрешены. Сильно ослабленное королевство пало от неоднократных нападений бирманцев, и, наконец, после Яндабоского договора 1826 года контроль над королевством перешел в руки Великобритании.
Экономическая система Ахома
[ редактировать ]Царство Ахом было основано на системе Пайка , типе барщинного труда, который не является ни феодальным , ни азиатским . Первые монеты были введены Джаядваджем Сингхой в 17 веке, хотя система личного обслуживания в системе Пайка сохранилась. В 17 веке, когда королевство Ахом расширилось и включило в себя бывшие территории Коха и Великих Моголов , оно вошло в контакт с их системами доходов и соответствующим образом адаптировалось.
Торговля
[ редактировать ]Торговля велась обычно путем бартера, и использование денежного обращения было ограничено. По словам Шихабудуддина Тайлаша, валюта в королевстве Ахом состояла из кари, рупий и золотых монет. С увеличением внешней торговли со времени правления Рудры Сингхи произошло соответствующее увеличение денежного обращения. В надписях, датируемых периодом правления Шивы Сингхи , указаны цены на ряд товаров, таких как рис, топленое масло, масло, бобовые, козлятина, пегион, в связи с поклонением в различных храмах королевства. [87] Отсюда делается вывод, что бартерная экономика находилась в процессе замены денежной экономикой, что стало результатом развития экономических связей Ассама как с феодальной Индией, так и с соседними странами северо-востока.
Торговля с Тибетом
[ редактировать ]Из-за торговли с Тибетом на монете Джаядваджа Сингхи на каждой стороне есть по одному китайскому иероглифу с надписью «Занг Бао». Это было переведено как «сокровищница вашей чести». Николас Родхес прочитал надпись как «Валюта Тибета». Также эти два иероглифа использовались китайцами в Лхасе между 1792 и 1836 годами и означали «тибетская валюта». существовали значительные контакты Более того, в середине семнадцатого века между Китаем и Тибетом , поэтому вполне вероятно, что ассамцы могли подумать, что китайский иероглиф подходит для ассамско-тибетской торговой монеты. Это произведение, очевидно, было попыткой Джаядваджа Сингхи облегчить торговлю с китайцами, пришедшими со стороны Тибета. [88] Говорят также, что Рудра Сингха наладил обширную торговлю с Тибетом и поощрял контакты с другими народами, хотя он строго ограничивал степень допуска иностранцев в страну. Предположительно, некоторые монеты его правления были отчеканены из серебра, полученного от этой торговой деятельности. [89]
Еще один момент, благодаря которому мы можем понять торговые отношения Ахома с другими народами, — это использование серебряных монет. Следует отметить, что ни на северо-востоке, ни в остальной части Индии нет серебряных рудников, поэтому металл поступал в результате торговли.
Степень
[ редактировать ]По протяженности длина королевства составляла около 500 миль (800 км), а средняя ширина - 60 миль (96 км). [90] Королевство можно разделить на три основных региона: северный берег (Уттаркуль), южный берег (Дахинкул) и остров Маджули . Северный берег (Уттаркул) был более населенным и плодородным, но цари Ахома разместили свою столицу на южном берегу (Дакинкул), потому что там было больше недоступных крепостей и защищенных центральных мест. [91]
Демография
[ редактировать ]Население
[ редактировать ]С 1500 по 1770 год нашей эры в регионе наблюдаются явные признаки демографического роста. Во время восстания в Моамории (1769–1805 гг.) произошла ужасная депопуляция, когда выпало более половины населения. Опять же, во время бирманского режима бирманские грабежи (1817-1825 гг.) еще больше сократили население на 1/3. Это показывает, что на момент британской аннексии осталось всего 7/8 тысяч человек. Король Пратап Сингха систематизировал распределение населения и заселение деревень. Перепись взрослого мужского населения штата проводилась очень строго, чтобы каждый работающий мужчина был записан на государственную службу. Результаты переписи были должным образом записаны в регистрах, называемых паикар пиялар какат . [92]
В следующей таблице оценивается классовый состав населения во время правления короля Раджешвара Сингхи (1751–1769). Согласно оценкам населения, подсчитанным Гунабхирамом Баруа .
Аристократия | Рабы/подневольные | Чамуа | Карни Пайк | Общая численность населения |
---|---|---|---|---|
1% | 9% | 25% | 65% | 100% |
24,000 | 2,16,000 | 6,00,000 | 15,60,000 | 24,00,000 [93] |
Год | Оцененный население | Оцененный население | Оцененный | Оцененный население |
---|---|---|---|---|
1615 | 16,80,000 | 1,12,48,286 | ||
1620 | 24,40,000 | |||
1669 | 16,00,000 | |||
1711 | 28,80,000 | |||
1750 | 30,00,000+ | |||
1765 | 24,00,000 | |||
1833 | 2,50,000 |
Урбанизация
[ редактировать ]Были города, но в них проживал лишь небольшой процент населения. Некоторыми важными городами времен Ахома были Рангпур, Гаргоан, Гувахати и Хаджо. В 1794 году выяснилось, что столица Рангпур имеет протяженность 20 миль (32,18 км) и густонаселена капитаном Уэлшем. Однако население никогда не превышало 10 тысяч душ. [98]
Администрация Ахома
[ редактировать ]Сваргадео и Патра Мантрис
[ редактировать ]Королевством Ахом правил король по имени Сваргадео ( язык Ахома : Чао-Фа ), который должен был быть потомком первого царя Сукафаа . Наследование обычно осуществлялось по первородству , но иногда великие Гохайны ( Дангариасы ) могли избрать другого потомка Сукафаа из другой линии или даже свергнуть возведенного на трон человека.
Дангариас : У Сукафаа было два великих Гохайна, которые помогали ему в управлении: Бурхагохайн и Боргохайн . В 1280-х годах им были предоставлены независимые территории, они были настоящими суверенами на данных им территориях, называемых билат или раджья . Территория Бурхагохайна находилась между Садией и рекой Герелуа на северном берегу реки Брахмапутра, а территория Боргохайна находилась на западе до реки Бурай. [99] Им было предоставлено полное командование над пайками , которые они контролировали. Эти должности обычно заполнялись представителями определенных семей. Князья, имевшие право на должность Сваргадео, не рассматривались на эти должности, и наоборот. В 1527 году Сухунгмунг добавил третьего Гохайна, Борпатрогохайна . [100] Территория Борпатрогохайна располагалась между территориями двух других Гохайнов.
Королевские офицеры : Пратап Сингха добавил две должности, Борбаруа и Борпхукан , которые находились непосредственно под контролем короля. Борбаруа, который действовал как военный, так и судебный глава, командовал регионом к востоку от Калиабора, не находившимся под командованием Дангариаса . Он мог использовать в личных целях только часть находящихся под его командованием пайков (в отличие от Дангарий), а остальные оказывали услуги государству Ахом. Борпхукан осуществлял военное и гражданское командование регионом к западу от Калиабора и действовал как наместник Сваргадео на западе. Борбаруа в основном были из разных общин Моран , Качари, Чиринг и Кхамти , тогда как Борпхукан Нижнего Ассама назначался из общины Чутия . [101] Должности Борбаруа и Борпхукан не передавались по наследству, и поэтому их можно было выбрать из любой семьи.
Патра Мантрис : пять должностей составляли Патра Мантрис (Совет министров). Со времен Супимпхаа (1492–1497) одним из Патра Мантри был назначен Раджмантри (премьер-министр, также Борпатро ; язык ахом : Шэнлунг ), который пользовался дополнительными полномочиями и обслуживал тысячу дополнительных пайков из деревни Джакайчук.
Другие официальные лица
[ редактировать ]Борбаруа . и Борпхукан имели военные и судебные обязанности, и им помогали два отдельных совета сора ) Пхуканцев ( Борпхукана Сора Борбаруа находилась в Гувахати, а сора - в столице. Шесть из них сформировали совет Борбаруа, каждый из которых имел свои отдельные обязанности. Наубайча Пхукан, имевший надел в тысячу человек, управлял королевскими лодками, Бхитаруал Пхукан, На Пхукан, Дихингия Пхукан, Дека Пхукан и Неог Пхукан сформировали совет Пхукана. У Борпхукана также был аналогичный совет из шести подчиненных Пхуканцев, с которыми он был обязан консультироваться по всем важным вопросам. В этот совет входили Пани Пхукан, командовавший шестью тысячами пайков , Дека Пхукан, командовавший четырьмя тысячами пайков , Дихингия Пхукан, Нек Пхукан и два Чутия Пхукана.
Надзирающих офицеров звали Баруа с. В число Баруа, которых было двадцать или более, входили Бхандари Баруа, или казначей; Дулия Баруа, отвечавшая за королевские паланкины; Чауданг Баруа, руководивший казнями; Ханикар Баруа был главным мастером; Сонадар Баруа был мастером монетного двора и главным ювелиром; Без Баруа был врачом королевской семьи, Хати Баруа, Гора Баруа и т. д.
Среди других официальных лиц были двенадцать Раджхова и несколько Катаки, Какати и Долаи. Раджхова были правителями определенных территорий и командирами трех тысяч пайков . Они были арбитрами, разрешавшими местные споры и руководившими общественными работами. Катаки были посланниками, которые вели дела с зарубежными странами и горными племенами. Какати были авторами официальных документов. Доле излагали астрологию и определяли благоприятное время и дату для любого важного события и предприятия.
Губернаторы
[ редактировать ]Определенными территориями управляли члены королевских семей, и их называли раджами .
- Чаринг Раджа , наследник Сваргадео , управлял территориями вокруг Джойпура на правом берегу реки Бурхидихинг.
- Типам Раджа — второй в очереди.
- Намруп Раджа — третий в очереди.
Членам королевских семей, занимающим более низкие должности, давались регионы, называемые мелами , и они назывались мелдангиа или мелхова раджа . Мелдангия Гохайн были принцами еще меньшего ранга, которых было двое: Маджумелия Гохайн и Сарумелия Гохайн . [102]
Королевским дамам давали отдельные мели , и ко времени Раджешвара Сингхи их было двенадцать. Самым важным из них был мел Райдангия, подаренный главной королеве. [103]
Передовые губернаторы, которые были военачальниками, правили и управляли передовыми территориями. Офицеры обычно набирались из семей, которые имели право на звание трех великих Гохайнов.
- Садия Хова Гохайн, базирующийся в Садии, управлял областью Садия , полученной после завоевания Чутского царства в 1524 году.
- Маранги хова Гохайн управлял регионом, который примыкал к группам нагов к западу от Дхансири; приобретен у королевства Качари в 1526 году.
- Солал Гохайн управлял значительной частью Нагаона и частью Чаридуара после того, как штаб-квартира Борпхукана была перенесена в Гаухати .
- Каджалимухия Гохайн служил под началом Борпхукана, управлял Каджалимухом и поддерживал отношения с Джайнтией и Димаруа. [104]
- Кхамджангия Гохайн управлял регионом Кхамджанг (часть холмов Нага).
- Банрукия Гохайн управлял регионом Банрук (часть района Сибсагар).
- Тунгхунгия Гохайн управлял регионом Тингхонг .
- Банлунгия Гохайн управляла областью Банлунг (Дхемаджи), полученной после завоевания Чутского царства в 1524 году.
- Бхатиалия Гохайн управлял областью Хабунг, полученной от Чутского королевства в 1524 году. Позже на ее месте был создан Борпатрогохайн.
- Дихингия Гохайн управлял регионом Мунгкланг (Дихинг), приобретенным после завоевания Чутийского королевства в 1524 году.
- Калиабория Гоайн управлял регионом Калиабор .
- Джагиял Гохайн служил под началом Борбаруа, управлял Джаги в Нагоане и поддерживал отношения с семью вождями племен, называемыми Сат Раджа . [104]
- Мохонгия Гохайн и Мохонгор Гохайн базировались в соляных копях Садии и Мохонга (холмы Нага), завоеванных у Чутийского королевства и нагов .
Меньших губернаторов называли Раджхова, и некоторые из них были:
- Молодость
- Дарранг
- Солагури
- Абхайпур
- Тапакучи
Вассалы
[ редактировать ]Зависимых королей или вассалов также называли раджами . За исключением раджи Рани, все платили ежегодную дань. Эти раджи были обязаны удовлетворять потребности в ресурсах и пайках, когда возникала такая необходимость, например, во время войны. Всего существовало 15 вассальных государств. [105]
- Дарранг Раджа правил более поздним районом Дарранг и был потомками Сундара Нараяна, правнука Чиларай из династии Кох .
- Рани
- Белтола правил территориями к юго-западу от Гувахати и был потомками Гаджа Нараяна, внука Чиларай из династии Кох.
- Читать
- Бардуар
- Вторник
- Кузнец
- Четыре
Другими горными штатами, признавшими господство и номинальный суверенитет ахомов, были штаты:
- Хырим
Государства Джайнтия и Димаса платили ежегодную дань королю Ахома, признавая господство и вассальную зависимость Ахома. В этой связи следует упомянуть термин тапита санчита (установленный и сохранившийся), который определял их отношения с ахомами. [107]
Чиновники Пайка
[ редактировать ]Королевство Ахом зависело от системы Пайка , формы барщинного труда , реорганизованной в 1608 году Момаи Тамули Барбаруа. [108] Каждый общий предмет был пайком , а четыре пайка образовывали гот . В любое время года один из пайков в гате оказывал прямую услугу королю, в то время как остальные в его гате ухаживали за его полями. Системой Пайка управляли должностные лица Пайка: Бора отвечал за 20 пайков , Сайкиа - за 100 и Хазарика - за 1000. Раджхова командовал тремя тысячами, а Пхукан - шестью тысячами пайков . [108]
Землеустроительное обследование
[ редактировать ]Супатфаа познакомился с системой измерения земли Великих Моголов, когда он скрывался в Камрупе, прежде чем он унаследовал трон. Как только войны с Моголами закончились, он издал приказ о введении аналогичной системы во всех своих владениях. Для работы были приглашены геодезисты из Кох-Бехара и Бенгалии. Оно было начато в Сибсагаре и энергично продолжалось, но было завершено только после его смерти. Следующим был обследован Нагаон , и последующее поселение контролировал сам Рудра Сингха . По словам историков, метод обследования включал измерение четырех сторон каждого поля с помощью нала или бамбукового шеста длиной 12 футов (3,7 м) и расчет площади, единицей измерения была «луча» или 144 квадратных фута (13,4 м). 2 ) и 14 400 кв. футов (1340 м 2 ). это одна « Бигха ». Четыре «бигхи» составляют одну «пуру». Аналогичная система измерения земли до сих пор существует в современном Ассаме.
Система измерений способствовала равному распределению земли между пайками, а также дворянами и офицерами. Записи о земле велись под руководством офицера по имени Дарабдхара Баруа . Таким образом, были обследованы и записаны все пригодные для обработки и занятые земли, за исключением усадеб и джунглей. Бумага, на которой это было записано, называется перакагаз или перакакат , что означает (бумага, бережно хранящаяся внутри деревянных ящиков, называемых пера ). Поскольку перакагазы медные пластины, называемые тамрапатра или пхали . не были долговечными, для важных записей, особенно о не приносящих доход землях, подаренных религиозным объектам или брахманам, выпускались [109]
Военный
[ редактировать ]Военное ведомство Ахома состояло из пехоты , кавалерии , слоновья , артиллерии , шпионажа и флота . Земля передавалась боевым пайкам (ополченцам) в обмен на их службу. Пайки были организованы в составе гота (группы из четырех пайков), а затем в составе хеля (отдела). Пайки были переданы под командование офицеров-пайков, чьи звания были следующими:
Пайк Офицер | Количество Пайков |
---|---|
Пхукан | 6000 |
Раджхова | 3000 |
Хазарика | 1000 |
Сайкия | 100 |
Отличный | 20 |
Мечи, копья, луки и стрелы, ружья, фитильные ружья, пушки были основным оружием войны. Солдаты были обучены стойко стоять в бою. Командиром кавалерии был Гора Баруа , а командиром слонов — Хати Баруа . [110]
Жители средневекового Ассама знали об использовании зажигательного оружия. Однако впервые огнестрельное оружие появилось в начале 16 века. Войска Ахома быстро стали экспертами в производстве различных типов орудий, малых и больших, фитильных ружей, артиллерийских и крупных пушек. Харгария Пхукан был офицером, ответственным за производство пороха. [110]
Военно-морской флот был самым важным и мощным подразделением сил Ахома. Основные военные корабли были известны как бачарис. Эта форма была похожа на бенгальские косы, и каждая могла вместить от 70 до 80 человек. Они были сильными и сильными, и к концу периода многие из них были вооружены оружием. В «Фатхия-и-ибрия» упоминаются 32 000 кораблей, принадлежавших королю Ассама во время вторжения Мир Джумлы в Ассам . В основном они делались из дерева чамбала, поэтому были легкими, быстрыми и их было трудно затопить. Военно-морской флот возглавляли Наобаича Пхукан и Наосалия Пхукан . [110]
Форты были построены в стратегических местах для оказания вооруженного сопротивления. Солдаты Ахома умели атаковать противника в ночное время. На поле боя небольшая группа солдат Ахома часто превосходила численностью тысячи солдат противника. Помимо численного состава, физическая сила, храбрость и выносливость ахомских пайков были наиболее важными факторами непобедимости армии Ахома. [110]
Судебная администрация
[ редактировать ]В гражданских делах обычно соблюдались индуистские законы, тогда как уголовное право отличалось строгостью и сравнительной суровостью, где общим принципом было око за око и зуб за зуб, и виновный наказывался точно так же. вред, причиненный им заявителю. Борборуа Борпхукан и были главными судебными органами в своих провинциях , и перед ними проводились судебные процессы. [111]
Наказания за преступления, как правило, были суровыми: преступников наказывали пронзением, растиранием между двумя цилиндрами, голодной смертью, разрезанием тела на куски, прополкой мотыгой с головы до ног и т. д. Общие наказания включали выдергивание глаз и коленных чашечек, нарезание ломтиков. отдирание носов, избиение палками и т. д. [112]
Классы людей
[ редактировать ]Субинфаа (1281–1293), третий царь Ахома, очертил аристократию Сатгария Ахом («Ахом семи домов»): семьи Чаофаа , Бурхагохайн и Боргохайн , а также четыре священнические линии — Деодхай , Мохан , Баилунг. и Чиринг Пхукан . Эти линии поддерживали экзогамные брачные отношения. Число линий передачи увеличилось в более позднее время, поскольку либо были включены другие линии, либо были разделены существующие линии. Король мог принадлежать только к первой семье, тогда как Бурхагохайны и Боргохайны - только ко второй и третьей семьям. Большинство борпхукан принадлежало к чутскому этносу, тогда как борбаруа принадлежали к моранским , чирингским и хамтийским группам. [101] Позже оракулы Нага , Мисинг и Нара ( Монгкаунг ) вошли в состав группы Баилунг . [113] Расширенное дворянство состояло из земельной аристократии и духовного класса, которые не платили никаких налогов.
Апайкан чамуа — это дворянство, освобожденное от кхелов и платившее только денежный налог. Пайкан чамуа состоял из ремесленников, грамотных и квалифицированных людей, выполнявших нефизическую работу и оказывавших услуги в качестве налога. Канри пайк выполнял ручной труд. Низшими были личчусы , банди-бети и другие крепостные и крепостные. Между классами было некоторое движение. Момаи Тамули Борборуа прошел путь от крепостного и стал первым Борбаруа под руководством Пратапа Сингхи .
Культура
[ редактировать ]Архитектура
[ редактировать ]Мегаполис в Рангпуре включает Талатал Гар , Ранг Гар , Гола Гар , а в Гаргоане - Каренг Гар . [114]
Храмы
[ редактировать ]Большое количество храмовых построек в Ассаме позднего средневековья приписывают царям Ахома. Известные храмы периода Ахом включают в себя: группу храмов Сивасагар , группу храмов Джайсагар , группу храмов Гаурисагар храм Рудрасагар , храм Негеритинг Шивы , , храм Рангнатх , храм Маникарнесвар , храм Диргешвари , храм Хатимура , храм Кедар , храм Басиштха , храм Сукрешвар. , храм Умананда , храм Рудрешвар и т. д., включая многие другие. [115]
Танки
[ редактировать ]Многочисленные большие и маленькие резервуары были раскопаны, чтобы решить проблему нехватки воды и в религиозных целях. Их величие усиливалось строительством на их берегу храмов. Известные резервуары периода Ахома включают в себя резервуар Сивасагар , резервуар Джайсагар , резервуар Гаурисагар, резервуар Лакшмисагар, резервуар Вишусагар или Раджмао пухури и т. Д. Число других резервуаров, раскопанных правителями Ахома, оценивается примерно в 200. [116]
Рисование
[ редактировать ]Музыка и танец
[ редактировать ]Культура музыки и танца была широко распространена и популярна и пользовалась покровительством королевской семьи. Короли Ахома также высоко ценили музыку Великих Моголов и отправляли музыкантов в Дели , чтобы изучать ее. Некоторые офицеры, такие как «Гаян Баруа», были назначены для продвижения музыки. [117]
Символ
[ редактировать ]Королевский знак королевства известен как Нги-нгао-кхам, мифический крылатый лев-дракон. [118] [119] [120]
См. также
[ редактировать ]- Династия Ахомов
- Конфликты Ахом-Моголы
- Гиладжхаригатский договор
- Рамани Габхару
- Конфликты Коха и Ахома
- Муанг
- г-н Мао
- Система Пайк
- Церемония Сингаригарута
- Хэнданг
Примечания
[ редактировать ]- ^ После того, как король Сутамла официально обратился в индуизм.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «После 1770 года начался период упадка: гражданские войны и депопуляция, за которыми последовала иностранная оккупация, кульминацией которой стало окончательное затмение 1826 года, когда страна захватилась британцами». ( Гуха 1983 :9)
- ^ Государственный музей Ассама (1985), Бюллетень Государственного музея Ассама, выпуски Гаухати 5–6 , Департамент археологии и Государственный музей Ассама, стр. 104
- ^ «Однако их формальное обращение в индуизм произошло не раньше 1648 года, и новая привязанность стала устойчивой только к концу века». ( Гуха 1983 : 21–22)
- ^ ( Гохайн 1974 : 68)
- ^ «(Т) система Ахома на самом деле была одновременно и «монархической», и «аристократической», как давно отметил капитан Уэлш» ( Саркар 1992 : 3)
- ^ Саркар (1992 , стр. 6–7)
- ^ ( Хазарика 1987 : 1)
- ^ «Предполагается, что фактическое население территорий Ахома до Манаса колебалось от двух до трех миллионов человек за полтора века до 1750 года». ( Гуха 1978 : 26–30)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ( Датт 1958 : 464)
- ^ Кэмпбелл, Лоуренс Дандас; Сэмюэл, Э. (1807). Азиатский ежегодный реестр, или Взгляд на историю Индостана, а также на политику, торговлю и литературу Азии . Дж. Дебретт, Пикадилли.
- ^ Нитул Кумар Гогои (2006). Преемственность и перемены среди ахомов . Концептуальное издательство. стр. 65–. ISBN 978-81-8069-281-9 .
- ^ «Власть Чутии начала приходить в упадок с началом 16 века. Воспользовавшись анархическим состоянием в Чутском королевстве под властью неэффективного Дхирнараяна (около 1504–1523 гг.), Короля Ахома Сухунгмунга или Раджи Дихингии (1497–1539) аннексировал королевство в 1523 году» ( Дутта 1985 :29)
- ^ «Ахомы никогда не доминировали численно в построенном ими государстве, и во время переписей 1872 и 1881 годов они составляли едва ли одну десятую часть населения, существовавшего на бывшей территории Ахома (т.е., в целом, в долине Брахмапутры без район Гоалпара.)» ( Гуха 1983 :9)
- ^ ( Saikia 2004 : 140–141) Подчеркивая изменчивость этой идентичности, сваргадео контролировали и направляли непрерывное движение внутри и за пределами этой группы, что, в свою очередь, никогда не позволяло развить какое-либо чувство лояльности или сплоченности группы. Ахом не был личностью, за которую можно было умереть в доколониальном Ассаме; на самом деле, никто никогда не мог претендовать на право собственности на этот ярлык, потому что на усмотрение сваргодео было оставлено на усмотрение сваргодео присуждать или понижать человека в этом статусе и обратно.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Похоже, что дань текла в их первоначальное государство в Верхней Бирме из Мунгдунгшункхама, и, вероятно, тайный колониализм закончился в 1401 году, когда граница между Мунгдунгшункхамом и королевством Нара была окончательно закреплена на холмах Паткай. Есть основания полагать, что название Мунгдуншункхам тесно связанный с этим скрытым колониализмом того времени, и он автоматически исчез, когда Мунгдуншункхам стал Асомом после их нового имени Ахом ( Бурагохайн 1988 : 54–55) .
- ^ "В своем письме правитель Монг Кванг просил Камалесварсингху (1795-1811) о помощи против короля Бирмы, вторгшегося на его территорию. Ссылаясь на тесную связь, существующую между двумя королевствами, правитель Монг Кванг надеялся на положительный ответ со стороны король Ахом, чтобы дать отпор бирманским захватчикам» ( Пхукан 1991 :892)
- ^ ( Гогой 2002 , стр. 25)
- ^ ( Бурагохайн 2013 : 84)
- ^ «Тайцы под предводительством Сукафы покинули Монг Мао в 1215 году нашей эры, а не Монг Мит в 1227 году, как предполагают некоторые ученые. Было по крайней мере пять вождей монгов (государств или зависимых территорий), которые присоединились к Сукафе со своими отрядами. Некоторые из них приехали со своими семьями. , а общая численность рассчитана как 9000 человек». ( Пхукан 1992 , стр. 51)
- ^ «См. AB , стр. 44; DAB , стр. 6; Пурани Асам Буранджи (редактор), HCGoswami, Guwahati, 1977, стр. 10; ABHB , стр. 11; ABS , стр. 9; ABSM , стр. 3,5; SAB , стр. 45. Из вариации в цифры, оказывается, что число последователей, сопровождавших Сукафу из Мао-Луна, постепенно увеличивалось по пути, когда к маршу присоединились дополнительные группы». ( Гогой 2002 :33f)
- ^ «Политическое наследие древнего Камарупы не оставило Верхний Ассам полностью нетронутым. После его затмения, хотя юго-восточная часть Верхнего Ассама впала в отсталые условия, фрагментированные политические структуры, включающие эту традицию, все еще вырисовывались в форме мелких вождества (бхуян-радж) в окрестностях. Именно при таких обстоятельствах ахомы начали строить собственную государственную систему на самой восточной оконечности долины Брахмапутры». ( Гуха 1983 :10)
- ^ «Сукафа пришел не как завоеватель-набег, а как глава земледельческого народа в поисках земли. Похоже, он не посягал на земли местных крестьян, а скорее открывал новые районы расселения, добиваясь с помощью проницательной дипломатии того, что для этой цели он крайне нуждался в услугах местных жителей». ( Баруа 1986 :222)
- ^ «Верхний Ассам Пре-Ахом представлял собой холмистую аллювиальную равнину, полную джунглей и болот в данных условиях сильных дождей. Поэтому мелиорация земель была первой задачей. ... Они выкорчевали леса и превратили холмистую поверхность в мертвый уровень, чтобы простая вода или вода, текущая из ручьев с холмов, могла оставаться на нем, когда это необходимо. На протяжении веков они строили и поддерживали сеть насыпей для общего контроля над водой». ( Гуха 1983 :25)
- ^ Гуха (1983 , стр. 10–12)
- ^ Баруа (1986 , стр. 223–224)
- ^ ( Бурагохайн 1988 : 4)
- ^ «Гададхар Сингха способствовал шактизму и преследовал вайшнавов -махантов и госаинов . Его сын Рудра Сингха в конце своего правления стал открытым сторонником веры, и после его смерти эта вера стала кредо монархов Ахома» ( Baruah 1986). :406)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «(Пхулешвари Бор-Раджа) созвал Шудр Махант на Дурга-пуджу, проводимую в шактистском храме, и заставил их склонить головы перед богиней и измазать лбы кровью принесенных в жертву животных, а также заставил их принять нирмали и прасад . Могущественный Маямара Маханта счел это серьезным оскорблением, которое нельзя забыть или простить, и, посоветовавшись со своими учениками, решил отомстить в подходящий момент. Последующая история Ассама, по сути, является историей восстания Моамария. , что было наиболее важным фактором, приведшим к падению монархии Ахома». ( Баруа 1986 :295)
- ^ «В течение многих лет община переезжала с места на место как самоуправляемый орган вооруженных крестьян в поисках подходящего места. В ходе своего путешествия они оставили после себя несколько небольших колоний в стратегически важных местах, таких как Кхамджанг и Типам. Но после их временные экспериментальные стоянки находились в нескольких местах, основная часть окончательно обосновалась к 1253 году в плодородной долине Дихоу, ныне образующей Сибсагарский район». ( Гуха 1983 :12)
- ^ Харайдео в санскритской версии имени Ахома Че-Там-Дой . ( Пхукан 1992 :53)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гуха (1983 , стр. 13)
- ^ «(Уэйд) затем увидел, как политическая система Ахома функционирует в свои худшие дни. Он обнаружил, что «гражданская конституция королевства частично монархическая, частично аристократическая, демонстрирует систему в высшей степени искусственную, регулярную и новую, хотя и дефектную в других отношениях».» ( Гуха 1983 :7)
- ^ «(Сукафа) приказал своим летописцам вести запись всех событий. Это было славное начало написания истории в Ассаме - ценный вклад в индийскую историографию». ( Баруа 1986 :222)
- ^ «Еще одной особенностью было то, что правление Ахома, как и его современник Могол, было буквально кагази-раджем . Правители управляли своим королевством не просто на основании устных указаний, но и письменных приказов и решений, которые записывались и сохранялись в их архивах». ( Саркар 1992 :2)
- ^ «Таким образом, ахомы верили, что им было предначертано Богом, во-первых, распространить свою постоянную культуру влажного риса на районы, где преобладает крупномасштабное паровое и вахтовое возделывание, и, во-вторых, поглотить вахтовых земледельцев без гражданства в общее государство с самими собой. Эти двое аспекты наступления Ахома в Верхнем Ассаме определили, по большому счету, ход средневекового процесса формирования там государства». ( Гуха 1983 :12)
- ^ «Неахомские племена, практикующие сменное земледелие, были презрительно описаны ахомами как народ Кха (что означает «раб» или «культурно низший иностранец»). Однако эти неахомы всегда были свободны перенять тайскую культуру последних, сама суть которой, по словам немецкого антрополога фон Эйкштедта, заключалась в «ассоциации с выращиванием влажного риса». Кроме того, в хрониках есть свидетельства того, что многие семьи Кха были церемониально приняты в различные кланы Ахома» ( Гуха 1983 :12).
- ^ «Мараны и барахи, жившие в регионе между реками Дикхау и Дичан, были первыми группами племенных людей, которых Сукафа переманил на эту сторону с помощью политики мира и примирения. Те из них, кто бросил вызов Сукафе, были безжалостно убиты. ( Баруа 1986 :222)
- ^ "(В Верхнем Ассаме) ахомы ассимилировали некоторых из своих соседей нагов, моранов и барахи, а позже также большие части племен чутия и качари. Этот процесс ахомизации продолжался до тех пор, пока само расширенное общество ахомов не начало индуизироваться с середины XVI века». ( Гуха 1983 :12)
- ^ «После двухлетнего пребывания в Сонг-Так Сукапха повернул назад и прибыл в Сималугури (Тун Нье). Здесь он узнал через шпионов о высокой концентрации населения на Намданге (Нам Денг, «красная река») и посчитал это нецелесообразным. сделать любую попытку (так в оригинале) привести их к подчинению». ( Пхукан 1992 :53)
- ^ ( Пхукан 1992 :54)
- ^ «Сукафа и его люди назвали свое маленькое королевство Мунг-дун-сун-кхам , что означает страну, полную золотых садов - садов, которым они продолжали улыбаться своим собственным трудом». ( Баруа 1986 :223)
- ^ " Буранджи сообщают, что Сукафа по пути в Чарайдео встретил большую концентрацию качариского населения на Намданге, притоке Дикоу, которого он тактично избегал. «Давайте сначала столкнемся с борахи и моранами, а потом с качари. Любое сочетание первых двух со вторым не пойдет нам на пользу» ( Phukan 1992 :56).
- ^ ( Пхукан 1992 : 56–57)
- ^ Баруа (1986 , стр. 224)
- ^ «Цареубийство 1389 года, последовавшее за ним долгое междуцарствие и восстания трех подчиненных вождей Ахома Мунг Камджанга, Мунг Айтона и Мунг Типама - все эти события, произошедшие в конце 14 века, были признаками растущих социальных противоречий. ." ( Гуха 1983 :18)
- ^ «Тем временем Таокхамти был свергнут и убит в 1389 году. Поскольку он умер, не оставив наследника, который мог бы стать его преемником, министры взяли на себя ответственность за королевство и начали искать принца, который мог бы стать королем, потому что, согласно праву Ахома на королевскую власть, только прямые потомки Сукафы по мужской линии имели право сидеть на троне. Получив информацию о том, что в доме брахмана загадочным образом родился сын умершего царя, министры разыскали его и сделали царем». ( Баруа 1986 :225)
- ^ «Например, в 1397–1407 годах даже группу брахманов пригласили приехать, чтобы поселиться и помочь в королевских делах. Тем не менее, в течение еще ста лет или около того влияние брахманов при королевском дворе оставалось незначительным с небольшими изменениями. за пределами поверхностного уровня традиционного кланового общественно-политического института». ( Гуха 1983 :28)
- ^ Гуха (1983 , стр. 18–19)
- ^ «Во время правления Судангпхи Бамуни Конвара (1397–1407), который был избран королем в возрасте 15 лет, восстания были подавлены, и граница между территориями Ахом и Нара (Могаунг) была впервые прочно закреплена. разграничены». ( Гуха 1983 :18)
- ^ «Ахомс также дал Ассаму и его языку свое название ( Ахом и современное ɒχɒm 'Ассам' происходят от засвидетельствованной более ранней формы асам , акам , вероятно, от бирманского искажения слова Шан/Шьям , ср. Сиам : Какати 1962; 1 –4)». ( Масика 1993 , стр. 50)
- ^ "(Судангпхаа) был первым королем Ахома, который провел церемонию коронации, которая называлась Сингари-гар-утха , поскольку зал для коронации должен был быть сделан из дерева Сингари. Церемония проводилась в соответствии с обрядами Ахома, но это возможно что его приемный отец-брахман благословил его ведическими мантрами , когда король принял индуистские титулы Махараджи и Раджраджешвара Чакраборти » ( Baruah 1986 :226) .
- ^ «его основание колонии хабунг-брахманов недалеко от его столицы и предоставление важных постов сыновьям своего благодетеля-брамина на границе - все это имело большое значение. Он также сыграл важную роль во введении нескольких индуистских обрядов на королевских церемониях, таких как коронация. С этим вторжением браминов политическая власть больше не оставалась точно идентичной вооруженному населению Ахома в целом или племенному совету, представляющему его. Это привело высокоразвитую социальную организацию к порогу государственности. Назовите его государством как таковым , поскольку государству потребовалось много времени, чтобы полностью подчинить исконную клановую лояльность общей государственной власти и, таким образом, претендовать на полноценную государственность. Однако к концу 14 века это было не так. это уже не первозданное государственное устройство, а нечто большее — организация, подобная государству». ( Гуха 1983 :19)
- ^ «В 1490 году, во время правления Сухенфаа (1488-93), произошел конфликт с Димасой Качари, но Ахомы потребовали мира, предложив принцессу королю Качари». ( Баруа 1986 :227)
- ^ «В этот период индуизм получил дальнейшее развитие... Этот поступок Сусенфаа (1439-88)] принес ему расположение арийских монголоидных племен региона, которые помогли ему в его последующем завоевании Хабунга и Панбари». Баруа (1986 , стр. 227)
- ^ «Годы 1497–1539, когда государство перешло к государственности, рассматривались как удобный водораздел». ( Гуха 1983 :27)
- ^ «Еще одним важным событием его правления было проведение государственной переписи ( пиял ) взрослого мужского населения в 1510 году. Также было проведено обследование кланов и ремесел, чтобы уточнить характер их соответствующих ополченских обязанностей». ( Гуха 1983 :21)
- ^ ( Баруа 1986 : 227)
- ^ «Впервые он аннексировал Хабунг в 1512 году... С тех пор вожди Бхуана переселились, и их родственники начали превращаться в писцов и воинов в нижние эшелоны растущей государственной машины». ( Гуха 1983 :19)
- ^ «Кроме того, в результате аннексии Чутского царства многие семьи брахманов, каястхов, калитов, дайваджн и т. д. и большое количество ремесленников, а именно рабочих по изготовлению колоколов, ювелиров, кузнецов, маслобойщиков, садовников, прачки и ткачи были переведены в столицу Ахома» ( Баруа 1986 :230).
- ^ «Победоносная армия Ахома преследовала отступающих мусульманских солдат до Каратои». ( Баруа 1986 :233)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ( Баруа 1986 :231)
- ^ «К 1539 году территория Ахома стала как минимум вдвое больше, чем она была около 1407 года». ( Гуха 1983 :19)
- ^ «К 1539 году территория Ахома стала как минимум вдвое больше, чем она была примерно в 1407 году. Что еще более важно, ее индуистские подданные, говорящие на ассамском языке, теперь были более многочисленными, чем сами Ахомы». ( Гуха 1983 :19)
- ^ «Это привело к доступности более широкого спектра ремесленных навыков, а также к большим возможностям для разделения труда внутри королевства». ( Гуха 1983 :19)
- ^ «Король принял индуистский титул Сварга-нараяна (бог неба), а на ассамском языке его стали называть Сварга-дева». ( Гуха 1983 :19)
- ^ «Еще один факт, который следует отметить, заключается в том, что все ахомы, независимо от их королевского или обычного происхождения, остались свободными от любого процесса раджпутизации» ( Guha 1983 :0)
- ^ «Сухумгмунг Дихингия Раджа также сильно отошел от традиции, увеличив количество своих главных советников с двух до трех и предоставив третьему и новому советнику тот же статус Гохайна. Он сделал это даже несмотря на жесткое сопротивление со стороны двух других .Похоже, что новое обозначение Барпатрагохайна было заимствовано из гражданского списка Хабунга, где местный правитель, зависимый от чутийского царя, носил титул Врхат-Патра ». ( Гуха 1983 :20)
- ^ «Королю удалось склонить конституционный баланс в свою пользу, отчасти из-за давно ощущаемой необходимости в расширении администрации, но в основном потому, что его положение тем временем укрепилось благодаря ряду военных побед». ( Гуха 1983 :21)
- ^ «Вся территория Чутия была затем присоединена к королевству Ахом, и для управления ею был назначен офицер по имени Садия-хова Гохайн. Первым должностным лицом на этом посту был Фрасенмунг». ( Баруа 1986 :229)
- ^ «В попытке успокоить обиженных Гохайнов были созданы две новые должности пограничных губернаторов, которые всегда принадлежали исключительно членам их родословной». ( Гуха 1983 :21)
- ^ «Сухумрнунг ввел эру саков вместо старой системы расчета дат по шестидесятилетним циклам Юпитера. По мнению некоторых летописцев, он также начал чеканить монеты в ознаменование коронации. Потомственная знать (Чао) теперь объединилась себя с литераторами-браминами с целью формирования расширенного правящего класса». ( Гуха 1983 : 20–21)
- ↑ Том Кхам был сыном Фрасенгмонга Боргохайна и Мулы Габхору, обоих воинов, погибших в боях против Турбака.
- ^ «Экспедиционный корпус Ахома под предводительством генерала Тон Кхама при поддержке генерала Кан Сенга и генерала Кхам Пенга преследовал отступающих врагов через мусульманские владения Камарупы и Каматы, не встречая с их стороны большого сопротивления, и достиг Каратои, восточной границы собственно Гаура, где победители мыли свои мечи» ( Гогой 1968 , с. 302).
- ^ : Государственные деятели и летописцы Ахома с нетерпением ждали Каратои как своей естественной западной границы. Они также считали себя наследниками славы, которой была древняя Камарупа по праву завоевания, и долго лелеяли бесплодные свои несбывшиеся надежды на расширение до этой границы» ( Гуха 1983 :24), и примечания.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «И снова в период с 1603 по 1648 год система ополчения была тщательно реформирована с целью противостоять вторжению Великих Моголов. Государство стало более централизованным в этом процессе. Были созданы два новых управления — Барпхукан и Барбаруа, таким образом увеличение числа Патра-Мантрис до пяти (Барпхукан отвечал за территории, отвоеванные у Коче и Великих Моголов, был назначен наместником в этом регионе. Барбаруа действовал в столице в качестве главного секретаря королевского правительства). " ( Гуха 1983 :9)
- ^ "Реформы 1609 года внесли последний штрих в организацию системы милиции. Для роты аморфное домашнее хозяйство больше не оставалось основной единицей снабжения пайка, а теперь было заменено искусственной единицей - гот. Оно состояло из три-четыре ополченца, проживавшие рядом друг с другом. Двадцать таких готов были поставлены под начальство старосты-бора... Здесь же можно добавить, что ополчение стало высокоцентрализованным. Даже самые низшие части (готы) теперь можно было часто переводить. из своего первоначального кхеля в другой. Сланцевые пайки, которых можно было навсегда отдать привилегированным лицам, теперь в большом количестве были отчуждены даже от храмов и монастырей посредством королевских грантов». ( Гуха 1983 :23)
- ^ «Со времени правления Сусенгпхи Пратапа Симхи (1603-41) дипломаты Ахома были почти полностью заменены браминами в дипломатических миссиях, отправленных за границу. Это было сделано с целью сделать дипломатию более эффективной». ( Гуха 1983 :21)
- ^ «Короли Ахома также начали брать индуистские имена в дополнение к своим отчествам Тай. Это было снова со времен Пратапа Симхи, когда они начали покровительствовать индуистским храмам, предоставляя землю. Однако их формальное обращение в индуизм произошло только в 1648 году и новая привязанность стала устойчивой только к концу века». ( Гуха 1983 : 21–22)
- ^ «Между прочим, грамотные ахомы хорошо сохраняли тайский язык и письменность до конца 17 века. В тот век конфликтов ахомов и Великих Моголов этот язык сначала сосуществовал, а затем постепенно заменялся ассамским языком (асамия) при дворе и за его пределами. .. После периода двуязычия оно, наконец, умерло естественной смертью в Ассаме». ( Гуха 1983 :9)
- ^ «(Рудра Сингха) принял мусульманина по имени Шах Ньюадж в качестве священника при дворе, который молился о процветании королевства в исламской форме. Этому обычаю, введенному им, последовали его преемники». ( Баруа 1978 , стр. 577)
- ^ ( Баруа 1986 : 317)
- ^ «Говорят, что по совету своих священников он выполнял лакша хомас и предлагал джокшу, валис в Камакхье, чтобы отразить зло чатра-бханга-йоги. Он также накормил многочисленных брахманов и подарил им драгоценные подарки. Все это стоило так много настолько, что королевская казна была почти исчерпана – BVR, II» ( Гогои 1968 :794).
- ^ «Барпатра Гохайн, Бар Гохайн и Наобочиа Пхукан предприняли попытку возвести на престол Типама Раджу, сына Шивы Сингхи, с помощью группы слуг и слуг королевского двора, но каким-то образом с этой ситуацией справились Бурхагохайн и Борбаура. "( Гогой 1968 :799)
- ^ «Нумали Боргохайн написал хронику под названием Чакари-фети Буранджи , где он высказал некоторые сомнения относительно происхождения Барбауры. Получив разрешение короля, Кирти Чандра собрал все Буранджи в домах знати и офицеров для изучения и сжег все те, которые содержал неверное утверждение» ( Баруа 1986 :299).
- ^ ( Гогой 1968 : 793–811)
- ^ Гуха, Упадок королевства Ахом в Ассаме: 1765–1826 гг . п. 2.
- ^ Всеобъемлющая история Ассама, С.Л. Баруа . п. 442.
- ^ Н. Г. Родес и С. К. Бозе, «Чеканка Ассама», том ll, 2004 г. стр. 9–10.
- ^ Калси, Сухвиндер (2005). «Чеканка и валюта Ахомов и Джайнтиапура: некоторые размышления о торговле» . Труды Индийского исторического конгресса . 66 : 479. JSTOR 44145865 .
- ^ Баруа, СЛ (1993), Последние дни монархии Ахома, Нью-Дели . п. 32.
- ^ Баруа, СЛ (1993), Последние дни монархии Ахома, Нью-Дели . п. 32.
- ^ ( Гогой 2002 : 94)
- ^ ( Гогой 2002 : 95)
- ^ ( Гуха 1978 : 27–30)
- ^ ( Бхуян 1949 : 1)
- ^ Наобоича Пхуканар Буранджи
- ^ ( Чаудхури 1997 : 102)
- ^ Гуха (1978) , с. 31.
- ^ ( Гогой 2002 : 42)
- ^ Тао-мунг мунгтеу (Бхатиалия Гохайн) стал Чао-шэн-лунгом (Борпатрогохайн в Лакни Рунграо 1527 г.) (стр.61.)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Большинство Борбаруа были выбраны из семей Моран, Качари, Чиринг и Кхамти. Должность генерал-губернатора нижнего Ассама была назначена из семьи Чутия». ( Гогой 2006 :9)
- ^ ( Гогой 2002 :43)
- ^ ( Гогой 2002 :43)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ( Гогой 2002 :44)
- ^ «Это были всего лишь мелкие вожди или мелкие герцогства, подобные западным. Некоторые из них были известны как Раджа пували (мелкие раджи), когда были повышены до такого статуса». ( Бурхагохайн 1988 : 169)
- ^ "Джей Сингх, король Манипури, которыйвыразил свою благодарность царю Ахома после того, как он вернул себе королевство, и сказал посланнику, посланному царем Ахома для проверки: я восстановил свое владычество благодаря благосклонности вашего короля. Я не могу забыть его, пока жив, я буду хранить ему верность и ежегодно посылать дань уважения.без провала. Я хочу предложить свою дочь твоему королюи намерен послать ее с тобой...» ( Гогой 1968 :806)
- ^ ( Бурхагохайн 1988 : 168–69)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ( Сен 1979 : 553)
- ^ ( Гогой 2002 : 104)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ачарья, Нагендра Натх (1 июня 1957 г.). История средневекового Ассама, 1228–1603 гг. (PDF) (доктор философии). Школа восточных и африканских исследований в Лондоне. п. 115 . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ Мохан, Дипанкар (октябрь 2017 г.). Исследование системы правления ахом во время средневекового Ассама (PDF) (MPhil). Кафедра бенгальского языка, Каримганджский колледж, Каримгандж, Ассам, Индия. п. 91 . Проверено 23 сентября 2022 г.
- ^ Баруа, Всеобъемлющая история Ассама . п. 400.
- ^ «...в группу Баилунг входило несколько оракулов. Таким образом, существовали Нага-Байлунг, Мири-Байлунг и Нара Баилунг» ( Гогой 2006 : 9)
- ^ Всеобъемлющая история Ассама, С.Л. Баруа . п. 429.
- ^ Бисвас, СС, Сибсагар .
- ^ Бисвас, С.С., Сибсагар . стр. 77–8.
- ^ ( Баруа 1986 : 424)
- ^ Сиркар, округ Колумбия (1988), Исследования по истории древней Индии , Сандип Пракашан, ISBN 9788185067100
- ^ Тервил, Б.Дж. (1996), «Воссоздание прошлого: возрождение в северо-восточной Индии» , Вклад в лингвистику, географию и этнологию , 152 (2), JSTOR: 275–292, JSTOR 27864746
- ^ Государственный музей Ассама (1985), Бюллетень Государственного музея Ассама, выпуски Гаухати 5–6 , Департамент археологии и Государственный музей Ассама, стр. 104
Ссылки
[ редактировать ]- Баруа, С.Л. (1986), Всеобъемлющая история Ассама , Мунширам Манохарлал
- Баруа, СЛ (1993), Последние дни монархии Ахома , Нью-Дели
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Гуха, Амаленду (1978). «Средневековая Северо-Восточная Индия: политика, общество и экономика, 1200–1750 гг. Н.э.» Периодическая статья CSSSC . 19 .
- Чаудхури, Сароджини (1997). Историческая география королевства Дарранги в средневековый период 1600–1826 гг . Университет Гаухати.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Бхуян, С.К. (1949), англо-ассамские отношения, 1771–1826 гг ., Департамент исторических и антикварных исследований в Ассаме.
- Гохайн, Хирен (1974). «Происхождение ассамского среднего класса: ответ на комментарий». Социолог . 2 (67–71): 67–71. дои : 10.2307/3516480 . JSTOR 3516480 .
- Хазарика, Биджай Бхусан (1987), Политическая жизнь в Ассаме в девятнадцатом веке , Издательство Gian, ISBN 9788121200691
- Баруа, СЛ (1977). «Политика Ахома в отношении соседних горных племен». Труды Индийского исторического конгресса . 38 : 249–256. ISSN 2249-1937 . JSTOR 44139078 .
- Датт, КН (1958). «МАХАРАДЖА ПУРАНДАР СИНГХА («Rois Fainant» Ассама девятнадцатого века)». Труды Индийского исторического конгресса . 21 : 463–471.
- Баруа, СЛ (1978). «Мусульманское население в добританском Ассаме: их социальный статус и роль в истории культуры». Труды Индийского исторического конгресса . 39 : 570–580. ISSN 2249-1937 . JSTOR 44139398 .
- Бурагохайн, Ромеш (1988). Формирование государства Ахом в Ассаме: исследование факторов формирования государственного устройства в средневековой Северо-Восточной Индии (доктор философии). Университет Северо-Восточного Хилла. hdl : 10603/61119 .
- Бурагохайн, Рамеш (2013). Формирование государства в раннесредневековом Ассаме: исследование государства Чутия (PDF) .
- Дутта, Шристидхар (1985), Матаки и их королевство , Аллахабад: Chugh Publications
- Бурхагохайн, Ромеш (1988), «Формирование государства Ахом в Ассаме: исследование факторов формирования государственного устройства в средневековой Северо-Восточной Индии» , Университет Северо-Восточного университета Хилл, hdl : 10603/61119
- Гогои, Джахнаби (2002), Аграрная система средневекового Ассама , Издательство Concept Publishing Company, Нью-Дели
- Гогои, Лила (1991), История системы управления Ахомом , Пунти Пустак, Калькутта
- Гогои, Нитул Кумар (2006), Преемственность и изменения среди ахомов , Concept Publishing Company, Дели
- Гогои, Падмешвар (1968), Тай и королевства Тай , Университет Гаухати, Гувахати
- Гуха, Амаленду (1991), Средневековый и раннеколониальный Ассам: общество, политика и экономика , KP Bagchi & Co, Калькутта
- Гуха, Амаленду (декабрь 1983 г.), «Политическая система Ахома: исследование процесса формирования государства в средневековом Ассаме (1228–1714 гг.)» , Social Scientist , 11 (12): 3–34, doi : 10.2307/3516963 , JSTOR 3516963
- Какоти, Санджиб (2003), Технологии, производство и социальная формация в эволюции штата Ахом , Regency Publications, Нью-Дели
- Масика, Колин П. (1993), индоарийские языки , издательство Кембриджского университета, ISBN 9780521299442
- Пхукан, JN (1991). «Отношения королей Ахома в Ассаме с королями Монг Мао (в Юньнани, Китай) и Монг Кванга (Могаунг в Мьянме)». Труды Индийского исторического конгресса . 52 : 888–893. ISSN 2249-1937 . JSTOR 44142722 .
- Пхукан, Дж. Н. (1992), «Глава III. Власть Тай-Ахома в Ассаме», в Барпуджари, Гонконг (редактор), « Всеобъемлющая история Ассама» , том. II, Гувахати: Издательский совет Ассама, стр. 49–60.
- Сен, Дебасис (1979). Несколько аспектов военной системы Ахома . Труды Индийского исторического конгресса . Том. 40. стр. 552–556. ISSN 2249-1937 . JSTOR 44141994 .
- Шарма, Бенудхар, изд. (1972), Отчет об Ассаме , Гаухати: Ассам Джьоти
- Сайкиа, Ясмин (2004). Фрагментированные воспоминания: борьба за звание Тай-Ахома в Индии . Издательство Университета Дьюка. ISBN 082238616X .
- Саркар, Дж. Н. (1992), «Глава I. Администрация Ахома», в Барпуджари, Гонконг (редактор), « Всеобъемлющая история Ассама» , том. III, Гувахати: Издательский совет Ассама, стр. 1–86.
- Шин, Джэ-Ын (2017), «Переход сатры из места движения бхакти в ортодоксальный брахманический институт», в Ота, Нобухиро (редактор), Кластеризация и связи в досовременном южноазиатском обществе , Токио: Токийский университет зарубежных исследований, стр. 237–257.
- Гогои, Шруташвини (2011). Тай ахом религия - философское исследование (доктор философии). hdl : 10603/116167 . Проверено 31 января 2019 г.
26 ° 55'59 "N 94 ° 44'53" E / 26,93306 ° N 94,74806 ° E