Судангпхаа
Судангпхаа | |
---|---|
Чаофа из Королевства Ахом | |
Ахом Кинг | |
Царствование | 1397–1407 гг. н.э. |
Предшественник | Тяо Кхамти |
Преемник | Суджанпхаа |
Рожденный | Хабунг |
Умер | в. 1407 Королевство Ахом |
Супруг | Сао Нангшэн [ 1 ] |
Династия | Династии Ахома |
Отец | Тяо Кхамти |
Религия | Ахом религия |
Династии Ахома |
---|
![]() |
Судангпхаа (1397–1407) был королем королевства Ахом . В народе он был известен как Хилими к.
БиНьиши в детстве
[ редактировать ]Судангпхаа был сыном Ах йишисао Кхамти от его младшей королевы. Тяо Кхамти отправился в военную экспедицию против Чутийского королевства , чтобы отомстить за убийство своего старшего брата, короля Сутуфаа. [ 2 ] Он назначил свою старшую королеву руководить королевством на время его отсутствия. Младшая королева была беременна на момент отъезда короля. Старшая королева завидовала младшей королеве, поскольку последняя была более любимой королем, а также собиралась родить королю первенца, что укрепит ее положение. Таким образом, чтобы избавиться от младшей королевы, старшая королева воспользовалась своим положением регента, чтобы выдвинуть против нее ложное обвинение. Обвинение было расследовано и признано правдивым, после чего старшая королева приказала обезглавить ее. Однако министры, увидев, что она беременна, вместо того, чтобы убить ее, бросили ее на плоту по течению реки Дихинг . Область Хабунг в то время находилась под контролем чутских царей. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Она умерла после рождения мальчика и рассказала брахману о настоящей личности мальчика. Брахман воспитал юного принца вместе с другими его детьми. Юный принц принял брахмана и его семью как своих и провел с ними свое детство. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Убийство Тяо Кхамти
[ редактировать ]Король Тьяо Кхамти был в ужасе, узнав о казни своей любимой жены, особенно когда новое и беспристрастное расследование показало, что обвинения против нее были ложными. Однако он находился под слишком сильным влиянием своей старшей королевы, чтобы рискнуть предпринять действия против нее. Это, а также его неспособность помешать ей совершать многочисленные акты угнетения, настолько разозлили дворян, что в 1389 году н. э. они заставили его убить. Пресловутая старшая царица также была казнена и погребена вместе с королем в Хараидео . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Вступление на престол
[ редактировать ]Поскольку подходящих преемников на престол не нашлось, Чаотаи Кхум Бурхагохайн и Боргохайн правили королевством без короля с 1389 по 1397 год. В 1397 году торговец из Ахома по имени Тао Чеокен отправился через Брахмапутру торговать скотом, и там, в деревне Хабунг, , он увидел молодого принца. Заинтересовавшись благородной внешностью мальчика, он навел о нем справки и узнал, что он был сыном короля Тяо Кхамти младшей королевы . Бурхагохайну сообщили об этих фактах, и , проверив эту историю и посоветовавшись с другими министрами, он привез молодого принца, которому тогда было пятнадцать лет, в столицу Хараидео и посадил его на трон. Он взял имя Судангпхаа и взял под свой контроль свою королевскую власть. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Царствование
[ редактировать ]Введение индуистских религиозных ритуалов в суде Ахома
[ редактировать ]Судангпха привез с собой из страны Хабунг брахмана, который приютил его и его сыновей. Последним были предоставлены важные посты на границе, а сам старый брахман был назначен его доверенным советником, и под его влиянием многие индуистские обряды и церемонии. стали соблюдаться [ 15 ] Брахман произнес молитву Лакшми-Нарайана Салаграм в царском дворце. Это было начало брахманического влияния и влечения к индуизму в династии Ахом . [ 16 ] [ 17 ]
Подавление вождей типамов
[ редактировать ]Вожди типамов, недовольные новым режимом, задумали заговор против молодого короля. Это дошло до его ушей, но вместо того, чтобы сразу же предпринять открытые шаги против заговорщиков, он приказал построить частокол для ловли слонов и, поймав несколько слонов, пригласил их присоединиться к нему и отпраздновать это событие пиром. Когда празднества были в самом разгаре и все подозрения были развеяны, заговорщики были внезапно подавлены и казнены. По обычаю, распространенному среди ахомов и многих азиатских племен, их головы складывали в кучу в качестве трофея. [ 18 ]
Война с Монгкаунгом
[ редактировать ]Причины начала войны с Монгкаунгом (называемым в хрониках Ахома Нара), шахским государством в Верхней Бирме , во время правления Судангпхаа у разных историков различаются. В одной хронике говорится, что Судангпхаа пытался примирить остальных Типамиа, женившись на дочери одного из их вождей по имени Хунтай. Девушка, однако, уже влюбилась в типамиа по имени Тай Сулай, и последний, после ужина однажды вечером с королем, послал царице кольцо через одного из своих слуг. Королю сообщили об этом, и он потребовал объяснений от Тай Сулая, который немедленно бежал к Сурумфе, королю Мунгканга, и умолял о помощи. [ 19 ] Некоторые историки расходятся с этой версией истории. По их словам, Тай Сулай был младшим сыном царя Ахома Сукхаангпхаа и принцессы королевства Камата Бхаджани (некоторые источники говорят, что принцессу звали Раджани; [ 20 ] некоторые говорили, что Раджани и Бхаджани были двумя сестрами, вышедшими замуж за Сукхангпхаа). После убийства Тьяокхамти Тай Чулай попытался стать королем, но дворяне во главе с Чаотаи Кхум Бурхагохайном в то время выступили против его кандидатуры. Позже, когда Чаотаи Хум Бурхагохайн и другие дворяне назначили Судангпху королем королевства Ахом , разочарованный Тай Чулай отправился в Мунгканг и сообщил его правителю, что династия Ахом, основанная Сукапхаа , закончилась и королевство находится в состоянии анархии. [ 21 ] Однако можно спорить о том, что Тай Сулай на самом деле был Типамией, а не сыном царя Ахома Сукхаангпхаа, поскольку к 1400 году нашей эры ему было более 68 лет. Более того, здесь писатель, похоже, спутал Тай Чулая с историей Чао Пулая; это та же самая история, но вместо этого речь идет о сыне Сукхаангфы Сукхрангпхе .
Правители Мунгканга считали Сукапху и династию Ахома своими родственниками, поскольку оба утверждали, что являются потомками Ленгдона, бога неба и земли. Сурумпха, король Мунгканга, отправил военную экспедицию вместе с Тай Чулаем во главе со своим министром Тасимом Поу Боргохайном . Судангпха лично возглавил свою армию против захватчиков, и возле Кухиарбари в стране Типам произошла битва. Судангпхаа получил легкое ранение вражеским копьем, когда ехал на слоне во главе своей армии на поле боя, но битва изменилась в пользу Ахома, и захватчики потерпели поражение. Судангпхаа приказал Нангчукхаму Боргохаину преследовать побежденного врага, который преследовал его до хребта Паткай. Наконец, командующий армией Мунгкан Тасим Поу Боргохайн обратился за миром со стороны Ахома, на что согласился командующий армией Ахома Нангчухам Боргохайн. В 1401 году н. э. был заключен официальный договор, по которому горный хребет Паткай был установлен границей между двумя странами. Встреча двух Боргохайнов, которые вели переговоры о мире, произошла на берегу озера Нонгнян, в двадцати восьми милях к юго-западу от Маргариты, и, как говорят, там в скале были высечены их статуи. Была принесена торжественная клятва дружбы, освященная разделкой птицы. Говорят, что слово Паткай произошло от этого инцидента. Полное имя было Пат-кай-сенг-кеу , что означает «зарезанная птица, принесшая клятву». Прежнее название перевала было Дай-кау-ранг или «стык девяти вершин». Нонг-Ньян означает «трясущееся озеро». [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]
Перенос столицы и церемония Сингаригарута
[ редактировать ]После мирного договора с Мунгкангом Судангпхаа решил перенести свою столицу из Чарайдео в Чаргуву возле реки Дихинг в 1403 году нашей эры. [ 25 ] [ 26 ] По случаю основания новой столицы Судангпхаа провел церемонию Сингаригхарута , традиционную церемонию коронации королей Тай-Ахом. Церемония была названа Сингаригарутха, потому что древесина дерева Сингари использовалась для строительства главной платформы, на которой король сидел во время церемонии. [ 27 ] [ 28 ]
Экспедиция против царства Камата
[ редактировать ]Тем временем Тай Сулай, лишенный убежища, укрылся у царя Каматы . [ 29 ] Судангпхаа потребовал выдачи Тай Сулая, но правитель Каматы отказался. Судангпхаа отправил Нангчухам Боргохайн вторгнуться в Камату . В это время мусульманские правители из Бенгалии вторглись в Камату . Поэтому царь Каматы желал мира с Ахомсом. Он выдал одну из своих дочерей замуж за Судангпхаа. [ 30 ] с приданым в виде двух слонов, нескольких лошадей, слуг и женщин, а также некоторого количества золота и серебра. [ 31 ] [ 32 ]
Покорение племен Типам, Кхамджанг и Айтон
[ редактировать ]Вожди племен Типам, Кхамджанг и Айтон восстали против власти Судангпхаа, отказавшись платить дань. Выяснилось, что король Нары (одного из шанских королевств в Верхней Бирме) поощрял повстанцев. Судангпхаа отправил послов с протестом к королю Нары, который, в свою очередь, предупредил вождей повстанцев, чтобы они не ждали от него никакой помощи. Такой поворот событий вынудил вождей повстанцев подчиниться власти Судангпхаа. [ 33 ]
Смерть, характер и наследие
[ редактировать ]Судангпхаа умер в 1407 году после десятилетнего правления. В своей хронике об истории Ассама Гунавирам Баруа заявил, что король большую часть времени предавался удовольствиям, что также является причиной его кончины в молодом возрасте. [ 34 ] но ее точность сомнительна, поскольку ни одна из старых хроник Ахома или Буранджи с ней не согласуется. С другой стороны, его описывали как молодого и энергичного. За время своего десятилетнего правления он сталкивался с угрозами, как внутренними, так и внешними, но никогда не терял нервов и решал все проблемы решительно и остроумно. Во время войны с Мунгкангом он лично возглавил свою армию и одержал решительную победу, несмотря на ранение копьем противника. Судангпхаа также ввел религиозные практики индуизма среди общины ахом, хотя потребуется еще много лет, чтобы полностью объединить общину ахом. Им также была введена практика Сингаригарутхи царей Ахома, которой будут следовать его преемники почти до конца господства Ахома в Ассаме . [ 35 ] [ 36 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ "...Затем Чао Нангшэн, дочь Типамиа Гохайна, вышла замуж за Чаофа Шуданга. Информационный бюллетень 2008 , с. 50
- ^ Походка 1926 , с. 82
- ^ Раджкумар, Сарбананда, Чутия, Бхуян ару Матак Раджья , стр.40.
- ^ Гуха 1984 , с. 73 «Хабунг был зависимой территорией Чутии; что еще раньше он был автономным княжеством брахманов; и что происхождение последнего можно проследить до медной пластины и гранта примерно 10-го века, выданных королем Ратнапалой»
- ^ Гуха 1983 , с. 20 «Похоже, что новое обозначение Барпатрагохайна было заимствовано из гражданского списка Хабунга, где местный правитель, зависимый от чутского царя, носил титул Врихатпатра»
- ^ Походка 1926 , с. 82
- ^ Баруа 2008 , стр. 56–57
- ^ Барбаруа 1981 , с. 33
- ^ Походка 1926 , с. 297
- ^ Баруа 2008 , с. 56
- ^ Барбаруа 1981 , с. 33
- ^ Походка 1926 , с. 297
- ^ Баруа 2008 , стр. 56–57
- ^ Барбаруа 1981 , с. 36
- ^ Походка 1926 , с. 297
- ^ Баруа 2008 , с. 57
- ^ Барбаруа 1981 , с. 36
- ^ Походка 1926 , с. 83
- ^ Походка 1926 , с. 297
- ^ Походка 1926 , с. 80
- ^ Баруа 2008 , с. 57
- ^ Походка 1926 , стр. 83–84.
- ^ Баруа 2008 , с. 57
- ^ Барбаруа 1981 , с. 37
- ^ Походка 1926 , с. 82
- ^ Баруа 2008 , с. 57
- ^ Баруа 2008 , с. 57
- ^ Барбаруа 1981 , с. 38
- ^ Баруа, GC, Ахом Буранджи , стр.50
- ^ Э.А. Гейт написал в «Истории Ассама», что принцессу Камата звали Бхаджани, в то время как другие летописцы отрицали это на том основании, что Бхаджани была женой короля Ахома Сукхангпхаа, деда Судангпхаа.
- ^ Походка 1926 , с. 83
- ^ Барбаруа 1981 , с. 37
- ^ Походка 1926 , с. 83
- ^ Баруа 2008 , с. 58
- ^ Баруа 2008 , с. 57
- ^ Барбаруа 1981 , с. 38
Ссылки
[ редактировать ]- Барбаруа, Хитесвар (1981). Ахомар-Дин, или История Ассама при Ахомах (на ассамском языке) (1-е изд.). Гувахати: Издательский совет Ассама.
- Баруа, Гунавирам (2008). Ассам Буранджи или История Ассама (4-е изд.). Гувахати: Издательский совет Ассама.
- Походка, Э.А. (1926). История Ассама (2-е изд.). Калькутта: Таккар, Спинк и Ко.
- Гуха, Амаленду (1983). Политическая система Ахома: исследование процесса формирования государства в средневековом Ассаме (1228-1714) .
- Гуха, Амаленду (1984). Корни доахома и средневековое государство в Ассаме: ответ .