Кинсейл плащ
Плащ Кинсейл ( ирландский : Fallaing Chionn tSáile ), который носили до двадцатого века в Кинсейле и Вест-Корке , был последним оставшимся стилем плаща в Ирландии . Это была женская шерстяная верхняя одежда, произошедшая от ирландского плаща, одежды, которую носили как мужчины, так и женщины на протяжении многих веков.

Историческое развитие
[ редактировать ]Плащ Кинсейл, также известный как Западный пробковый плащ или ирландский плащ, произошел от плащей , которые носили по всей Европе, по крайней мере, с бронзового века . Верхняя накидка, которую носили в Ирландии с доисторических времен, к раннему историческому периоду превратилась в четырехугольный «отродий» почти прямоугольной формы. Во время открытия 1904 года в Армое, графство Антирм, Ирландия, инструменты позднего бронзового века были обнаружены завернутыми в шерстяную ткань, сшитую из двух кусков шерсти, что свидетельствует о том, что плащи носили в Ирландии еще в 750 году до нашей эры. [1] : 15
Вероятно, к 600 году нашей эры мальчишка превратился в накидку, похожую на ту, что изображен на рисунке Святого Матфея в Книге Дарроу (датированном вскоре после 600 года нашей эры), которая облегала плечи и доходила до низа. колени. [1] : 40
В шестнадцатом веке, когда плащи стали обычным предметом одежды в Европе, в Ирландии появились шерстяные плащи, защищающие от атмосферных воздействий. [1] : 39 Однако английские законы, принятые во времена правления Генриха VIII, попытались избавиться от плаща как предмета одежды в Ирландии. Во время елизаветинских войн к плащу особенно неодобрительно относились, поскольку он ассоциировался с восстанием: он был одновременно теплым и водонепроницаемым и позволял ирландским воинам оставаться в холмах в самую плохую погоду. «Подходящий дом для преступника, удобная кровать для бунтовщика и подходящий плащ для вора», - писал Эдмунд Спенсер , английский поэт, живший в елизаветинскую эпоху , описывая ирландский плащ конца шестнадцатого века. [2] : 33
Ирландские женщины семнадцатого и восемнадцатого веков использовали плащ с капюшоном как универсальную верхнюю одежду. Эти плащи различались по цвету по всей Ирландии: красные в Корке и синие в Уотерфорде , но материалом всегда был качественный мелтон с шерстяным ворсом. [3]
Девятнадцатый век
[ редактировать ]В 1842 году мистер и миссис С.К. Холл похвалили ирландский плащ, отметив его «изящную драпировку». Они сказали, что «материал хорошо ложится и хорошо складывается. Обычно он достаточно велик, чтобы охватить всего человека; а капюшон часто натягивается вперед, чтобы защитить лицо пользователя от солнца, дождя или ветра». [4] : 332
В начале девятнадцатого века красный был популярным цветом плащей, но он начал выходить из моды. По словам Данлеви, «в некоторых местах развилось отвращение к красному цвету в этих плащах: отвращение, объясненное Томасом Крофтоном Крокером, вызвано ужасом, вызванным путаницей с красными мундирами английских солдат во время восстания 1798 года . Хотя в его анекдоте может быть доля правды, не менее вероятной причиной была стоимость красного красителя, поскольку серые или «неокрашенные» плащи носили менее богатые люди в районах, где красный цвет был популярен, как показывают исследования Дублинского общества, в первые десятилетия существования. В девятнадцатом веке мода на красные плащи прочно сохранилась в Слайго, Литриме, Лонгфорде, Корке, Мите и Коннахте, но по всей стране использовались различные оттенки синего, а также серый и черный». [1] : 141
К концу девятнадцатого века, после социальных потрясений, вызванных голодом 1847 года , традиционный плащ с капюшоном почти исчез из большей части Ирландии, но оставался популярным в западной части страны, что дало название « Кинсейл Плащ ». или « Плащ Вест-Корк » к одежде. [3]
Двадцатый век
[ редактировать ]К двадцатому веку только Вест-Корк сохранил традицию ирландского плаща, и, за редким исключением, обычным цветом был черный. Часто они были подарком матери дочери при замужестве и передавались из поколения в поколение. [3]
По всему Западному Корку общий дизайн плаща не менялся, но менялись такие детали, как орнаментальная вышивка из бисера, и поэтому такие города, как Макрум, Бэндон, Клонакилти, Скибберин и Бэнтри, утверждали, что имели местную одежду. Поскольку различия были небольшими, было бы точнее говорить о Западном пробковом плаще как об общем термине, а не упоминать отдельные города, за исключением Кинсейла. Капюшон западного пробкового плаща никогда нельзя было откинуть полностью, однако у плаща Кинсейл был капюшон, который можно было носить как прямо, так и откинув назад. [3]
Плащ был полностью сделан вручную и сшит длинной иглой. четыре ярда тяжелой черной ткани ( мелтон На пошив ушло ), а в качестве отделки использовались атлас для подкладки, гагат и тесьма из бисера. Застегивавшиеся на один крючок и петлю возле шеи, складки одежды разгружались парой ложных карманов, облицованных гагатом , закрывавших прорези для рук. [3]
Верхняя часть капюшона по возможности была более объемной, чем плащ, собиралась и закидывалась за шею. Внутренняя часть капюшона была отделана атласной подкладкой, а верхняя часть капюшона отделана атласным бантиком. Под капюшоном располагался плоский воротник, украшенный тесьмой из бисера и завязанный атласным бантом поверх единственной функциональной застежки плаща. [3]
Двумя самыми известными производителями плащей из Кинсейла были Эллен Кирби (урожденная Ричардсон) и ее дочь Мэри. Эллен Кирби родилась в Баллинспитле недалеко от Кинсейла в 1834 году и научилась искусству шитья плащей у своей матери. Мастерская миссис Кирби находилась на Фишер-стрит в Кинсейле, но она также работала в некоторых частях Западного Корка, регулярно путешествуя поездом в Бэндон и Клонакилти, чтобы принимать заказы и производить измерения. Стоимость материалов для плаща с капюшоном Кинсейл до 1920 года составляла от 14 до 20 фунтов, а плата миссис Кирби за изготовление плаща составляла пять шиллингов. После ее смерти в 1920 году ее дочь Мэри, портниха, занялась этим бизнесом и посвятила себя традиционным навыкам до своей смерти в 1940 году в возрасте восьмидесяти двух лет. [3]
Сегодня
[ редактировать ]Плащ Кинсейл выставлен на выставке «Как мы носили». [5] среди коллекций Национального музея Ирландии - декоративного искусства и истории в Дублине. Хотя плащ Кинсейл больше не встречается на улицах Ирландии, он иногда вдохновляет модельеров на создание вечерних плащей с похожим дизайном. Плащ в стиле Кинсейл сегодня чаще всего носят на исторических реконструкциях и ярмарках эпохи Возрождения по всему миру, отчасти из-за популярной выкройки шитья, доступной домашней швее.
-
«Ирландский капюшон» Дэниела Маклиза (1837 г.), изображающий женщину в плаще Кинсейл.
-
«Ирландская Коллин» в плаще и с четками в руках.
-
Одежда девятнадцатого века жителей запада Ирландии. Плащ Кинсейл носили примерно на палец короче юбки.
-
Спинка плаща Кинсейл, сшитая миссис Кирби, демонстрирует атласную подкладку капюшона и вышивку бисером на воротнике.
-
Стеклянные бусины на заднем воротнике этого плаща Кинсейл позволяют предположить, что это плащ для особых случаев.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Данлеви, Мейрид (1989). Платье в Ирландии . Лондон: ISBN BT Batsford Ltd. 0-7134-5251-Х .
- ^ Махон, Брид (2000). Богатое и редкое: история ирландского платья . Корк: Мерсье Пресс. ISBN 1-85635-303-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Малкахи, Майкл. «История плаща Кинсейл». Рекорд Кинсейла . 1 (16).
- ^ Холл, Южная Каролина (1841 г.). Ирландия, ее пейзажи, характер и т. д. Том II . Лондон: Как и Парсонс.
- ^ Выставка «Как мы носили» . Национальный музей Ирландии.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Минихейн, Ханна. «Размышления и воспоминания о плаще Кинсейла с капюшоном». Рекорд Кинсейла . 4(43).
- «Ирландский плащ» . (2009) Словарь ирландских фраз и басен Брюера . Лондон, Chambers Harrap Publishers Ltd.