Jump to content

Зана (мифология)

(Перенаправлено с Zana e Malit )

Зана ( Зэн в Геге или Зэрэ в Тоске , [ 1 ] [ 2 ] пл. zanë(t) , см. другие варианты ниже ) — албанский мифологический персонаж, обычно связанный с горами , источниками и ручьями , лесами , растительностью и животными , жизненной энергией человека, а иногда и судьбой . [ 3 ] Считается, что Зана изначально была доримским божеством и иллирийской богиней, эквивалентной древнегреческой Артемиде и римской Диане . [ 4 ]

В народных верованиях зана считаются необычайно храбрыми (отсюда и албанское выражение «трим си зана ») и даруют свою защиту воинам, подобно Афине Палладе в Древней Греции . [ 5 ] До наших дней дошли бесчисленные албанские народные стихи, мифы и легенды, посвященные Зане и ее друзьям. [ 6 ] Считается, что зана наблюдали за выступлениями в Призренской лиге в 1878 году. [ 7 ] Аналогичными албанскими мифологическими фигурами с атрибутами нимф являются: Ора , Барда , Штойзовалле , Мира и Фати .

Варианты

[ редактировать ]

Имя мифологического персонажа – старое албанское слово. Поэтому существует несколько албанских диалектных вариантов, таких как zânë , zânë , zërë , xâne , xânë и т. д. (и их определенные формы: зана , зена , ззра , ксана , ксана и т. д.). [ 8 ] Arbëreshë Zónja или Zónja t Jáshtëme Также используются , последний также встречается в стандартном албанском языке как Jashtësme , эвфемизм Заны .

Этимология

[ редактировать ]

Поскольку глухой иллирийский фрикативный звук th считается аналогом z в албанском языке, иллирийский Thana (имя нимфы, феи или божества, засвидетельствованное в вотивных надписях римской эпохи) традиционно считается предшественником албанского Zana . [ 9 ] Теоним также считается родственным и эквивалентом латинского Diāna . [ 10 ] [ примечание 1 ] В этом случае, наряду с румынским zână , албанское zana может быть связано с протоиндоевропейским Dyeus («яркое, небо, божество»), все они в конечном итоге происходят от *dyeu «небо», аналогично албанскому небу и богу-молнии Зою. -z и его возможный эпитет Zot «Небесный Отец» от протоалбанского *dźie̅u ̊ a(t)t- , в конечном итоге от PIE *Dyḗus ph₂tḗr . [ 11 ] , Арбереше Вариант имени нимфы Зонья (также называемый Зонья тэ Яштеме ), также может быть родственным. Подобно Zot «Бог», «Господь», zot «господин», Zonja или Zôja с заглавной буквы используется в албанском языке для обозначения «Богиня», «Леди» (ср. Zonja e Dheut и Zôja Prende или Zôja e Bukuris без заглавной буквы. ), а zonja или zôja используется для обозначения «леди» или «госпожа». [ 12 ] Древнегреческая Диона , параллель латинской Диане , может рассматриваться как женский аналог Небесного Бога. [ 13 ] Вариант ζ όνε Zoë появляется в албанских клятвах, таких как περ τένε ζ όνε, как в Zoë , «Клянусь Богом/Господом нашим», [ 13 ] в Noster староалбанских Pater . и текстах [ 14 ] Он эквивалентен албанскому винительному падежу Zótënë/Zótnë , полученному в результате ассимиляции -tënë/-tnë в -në . [ 15 ] В святилище Додоны греческий бог неба Зевс соединен с Дионой, и географическое совпадение албанского случая примечательно. [ 13 ]

Были предложены и другие, менее распространенные этимологии: из албанского: zë/-ri , zâ/-ni , что означает «голос» (мн. zëra/zana, что означает «голоса»), со значением « муза », также интерпретируемая как богиня. пения; [ 16 ] с албанского: zë(n) , xë(n) , zâ(n) , что означает «взять (держать), схватить, схватить, поймать», а также «учиться». [ 17 ]

Атрибуты

[ редактировать ]

Считается, что Зана была богиней иллирийских времен , эквивалентом древнегреческой Артемиды , римской Дианы и , возможно, фракийского Бендиса . Таким образом, она была бы олицетворением Луны и хозяйки лесов, защитницей животных, хранительницей источников и ручьев, защитницей женщин, а также распространительницей власти. [ 18 ] на севере Албании было найдено множество статуй и других предметов, связанных с этой богиней В районе Шкодры , возможно, больше, чем у любой другой богини иллирийского пантеона . Также имеется исключительная частота древних надписей римской эпохи, посвященных культу Дианы в Албании и на остальных Балканах, что дает основание думать о интерпретации аборигенной доримской богини. [ 19 ] До наших дней дошли бесчисленные албанские народные стихи, мифы и легенды, посвященные Зане и ее друзьям. [ 6 ]

Сцена из эпического цикла «Кангэ Крешникеш — Зана, кормящая молодого Муджи» ( почтовая марка Албании , 2009 г.).

В албанском фольклоре оригинальную Зану сопровождают три диких козла с золотыми рогами. [ 20 ] [ 21 ] Говорят, что в Северной Албании и Косово у каждой горы есть своя зана, которая выглядела как прекрасная девушка, найденная обнаженной купающейся в горных ручьях. [ 1 ] Считается, что зана чрезвычайно храбрый, грозный противник, способный даровать воинам свою защиту, подобно Афине Палладе . [ 1 ] [ 5 ] В албанском языке есть примечательное выражение « Ай иште трим си зана », что означает «Он был храбрым, как зана», которое используется для обозначения очень смелых людей. [ 22 ] Считается, что зана способна окаменеть людей одним взглядом; [ 20 ] шетуар используется северными албанцами для обозначения человека, парализованного заной. [ 23 ]

Зана символизирует жизненную энергию человека. Они идеализируют женскую энергию, дикую красоту, вечную молодость и радость природы. Зана выглядят как воинственные нимфы, способные предложить простым смертным часть своей психофизической и божественной силы, наделяя людей силой, сравнимой с силой дранге . [ 24 ] В албанском эпическом цикле «Кангэ Крешникеш» , кормя грудью юного Муджи (одного из двух героических братьев и главных героев песен), зана наделяет его сверхчеловеческой силой. [ 25 ]

В северной Албании зана представлена ​​— подобно ора и южноалбанскому фати — как группа из трех мифологических богинь, которые собираются ночью, чтобы решить судьбу ребенка при рождении и раздать свою благосклонность. существуют три типа Судьбы Считается, что среди жителей нагорья Дукаджини : Э Бардха (Белый) распределяет удачу и обеспечивает людей благополучием, Э Вердха (Желтый) распределяет неудачу и накладывает злые заклинания, и Э Зеза ( Черный) решает смерть. [ 26 ]

Появления в фольклоре

[ редактировать ]

Зана появляется во многих народных сказках и в устной албанской традиции. Зана появляется, например, в албанской народной сказке « Могила влюбленного» . Она появляется перед молодым армейским капитаном Бедри, который падает ниц у ее ног и должен быть уверен, что она не желает ему зла. Напротив, она предупреждает Бедри остерегаться деревянной балки и лани и что он не в безопасности, когда находится «у корня». Бедри встречает красивую женщину, с которой он сбегает , преследуемый солдатами, которые по его произношению слова, означающего «деревянная балка», знают, что он родом из местности, с которой они находятся в состоянии войны. Бедри узнает, что его возлюбленную зовут Дре, что означает «лань», и солдаты захватывают и убивают пару возле города Ндерендже , имя которого означает «в корне». [ 27 ] Их можно сравнить с валькириями скандинавской мифологии и другими ветвями балканского и европейского фольклора, такими как румынская зина и южнославянская вила .

Из албанской литературы Роберта Элси : [ 7 ]

Зана горы Визитор представляет собой идиллическую интерлюдию к бою. Великая Зана возмущена тем, что стала свидетельницей убийства своего товарища детства Тринги. Она приносит тело обратно на альпийские пастбища, где его торжественно хоронят у подножия липы. В духе мести Великая Зана призывает всех добрых людей поспешить на поле битвы при Ношике.

Lahuta e Malcís , классическое произведение албанской народной традиции, опубликованное в 1920-х годах, включает в себя несколько выступлений Заны. В одной песне зана гор Шарр наблюдает за местными дворянами, которые сплачиваются против Сан-Стефанского договора были переданы Николе принцу Черногории (по которому территории, до сих пор находившиеся под албанским правлением , ), и восхищается их речами и риторикой. [ 7 ] В другом «великая зана» призывает всех желающих албанских мужчин к оружию отомстить за убийство славянскими бандитами девушки Тринги. [ 7 ]

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Радулеску 1996 , с. 348: «Албанские «волшебные» имена не могут считаться прямыми потомками лат. Diana , потому что албанские инициалы z- или x- никогда не происходили от латинской буквы d- . Заимствования из восточной латыни или арумынского языка также следует игнорировать. : zânë , zënë , zërë , xanë и т. д. — старое албанское слово, о чем свидетельствуют его многочисленные диалектные варианты, н- ротакизм некоторых Т-форм и производные и смысловые варианты, частично отличающиеся от дако- Румынский и арумынский, ввиду особенностей этих языков, однако не может быть сомнения в их общем происхождении».
  1. ^ Перейти обратно: а б с Фишта 2005 , с. 471.
  2. ^ Радулеску 1996 , стр. 345–346.
  3. ^ Галати и др. 2013 , с. 157; Люркер 2004 , с. 207; Элси 2001а , с. 269; Доджа 2005 , с. 456
  4. ^ Галати и др. 2013 , с. 157; Доджа 2005 , с. 456–457; Элси 2001а , с. 269; Треймер 1971 , с. 28.
  5. ^ Перейти обратно: а б Элси и Мэти-Хек 2004 , с. 374
  6. ^ Перейти обратно: а б Галати и др. 2013 , с. 157.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Элси 2005 , стр. 123–125.
  8. ^ Радулеску 1996 , стр. 348.
  9. ^ Надь 2003 , с. 197; Кук 1984 , с. 118; Сок 1984 , с. 64.
  10. ^ Элси 2001а , стр. 269; Джука 1984 , стр. 64; Треймер 1971 , стр. 28.
  11. ^ Челариу 2023 , стр. 359.
  12. ^ Манн 1948 , стр. 583–584.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Кук 1964 , стр. 162–163.
  14. ^ Демирадж 2011 , с. 70.
  15. ^ Камаж и Фокс 1984 , с. 113.
  16. ^ Радулеску 1996 , стр. 345–346
  17. ^ Радулеску 1996 , стр. 348
  18. ^ Галати и др. 2013 , с. 157; Доджа 2005 , стр. 456–457; Элси 2001а , с. 269; Погирк 1987 , с. 179; Треймер 1971 , с. 28.
  19. ^ Доджа 2005 , стр. 456–457
  20. ^ Перейти обратно: а б Боннефой 1993 , с. 253.
  21. ^ Люркер 2004 , с. 207.
  22. ^ Зимбери 1991 , с. 142.
  23. ^ Галати и др. 2013 , с. 162.
  24. ^ Конди 2017 , с. 279.
  25. ^ Элси 2001b , стр. 153–157.
  26. ^ Доджа 2005 , стр. 456–457.
  27. ^ Элси, Роберт. «Албанская литература в переводе: Могила влюбленного» . Проверено 14 июня 2009 г.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2cdca646e166d5d250000eff7c889dec__1722753480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/ec/2cdca646e166d5d250000eff7c889dec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zana (mythology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)