Мать домашнего очага
Ненна э Ватра или Нана э Вотра ») — богиня огненного очага в («Мать домашнего очага албанской мифологии и фольклоре . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] связаны с огнепоклонством , культом предков и культом семейной жизни . [ 1 ] [ 4 ]
Имена и этимология
[ редактировать ]Ненна э Ватре — божество домашнего огня ( албанский : hyjni e vatarë te vatrë ), обычно встречающееся в народных верованиях албанцев , поэтому существует множество диалектных вариаций, единственного или множественного числа: Ненна э Ватре/Нана э Вотре , Ээма Ватры/Э Ама э Вотра , Мать Ватры/Мама Ватры , Ведьма Ватры/Вотры , Старуха Ватры/Вотры , Матери очага/Мамат э Вотра , Гномы очага и т. д. [ 5 ] [ 1 ] Первый элемент мать/нана или мать/мать означает « мать »; а последний элемент vatr/votre означает « очаг », « камин » и связан с авестийским atar , «огонь». [ 3 ] [ 6 ]
Народные поверья
[ редактировать ]В албанских народных верованиях Нена э Ватрес является защитником ватэра , домашнего камина . Говорят, что камин следует чистить вечером. Если его оставить неочищенным, Нена э Ватрес рассердится. [ 5 ] [ 7 ] Члены семьи должны относиться к ней уважительно. [ 7 ] На праздниках люди совершали жертвоприношения божеству, бросая часть приготовленной еды в огонь и вокруг очага. [ 8 ] [ 7 ]
Мать домашнего очага родственна греческой Гестии и римской Весте . [ 3 ] [ 4 ] [ 2 ] [ 9 ] Греческим и римским богиням были посвящены четко определенные общественные места поклонения, тогда как в албанской традиции местом поклонения Нене и Ватрес является очаг каждого дома. [ 7 ] В этом отношении албанский культ больше похож на древний культ природного вечного огня Нимфеона . [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]- En (божество) – страницы албанского божества
- Verbt - албанский бог огня, ветра или грозы.
- Пренде – албанская богиня рассвета, любви, красоты, плодородия и здоровья.
- Фатия - мифологические существа в албанской мифологии.
- Ора (мифология) – албанский мифологический персонаж Судьбы.
- Виторе – албанское домашнее божество
- Габия – Дух огня в литовской мифологии.
Источники
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Джон 2012 , с. 95.
- ^ Перейти обратно: а б Монаган 1997 , с. 350.
- ^ Перейти обратно: а б с Погирк 1987 , с. 179.
- ^ Перейти обратно: а б Тирта 2004 , стр. 176, 410.
- ^ Перейти обратно: а б Тирта 2004 , стр. 176.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 263.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джон 2012 , с. 96.
- ^ Тирта 2004 , стр. 177, 179.
- ^ Джон 2012 , с. 90.
Библиография
[ редактировать ]- Джон, Ирена (2012). Связь мифов и культов Ионического побережья с другими мифическими территориями (доктор философии) (на албанском языке). Тирана: Тиранский университет, факультет истории и филологии.
- Мэллори, Джеймс П .; Адамс, Дуглас К. , ред. (1997), Энциклопедия индоевропейской культуры , Лондон: Routledge, ISBN 978-1-884964-98-5 , (ЕИЭК)
- Монаган, Патрисия (1997). Новая книга богинь и героинь . Публикации Ллевеллина. п. 324. ИСБН 9781567184655 .
- Погирк, Цицерон (1987). «Албанская религия». В Мирче Элиаде (ред.). Энциклопедия религии . Том. 1. Нью-Йорк: MacMillan Publishing Co. стр. 178–180.
- Тирта, Марк (2004). Петрит Бежани (ред.). Мифология албанцев (на албанском языке). Тирана: Учитель. ISBN 99927-938-9-9 .