Jump to content

Я Глаголы

(Перенаправлено с Вербта )

Я Глаголы ( Албанский: [i ˈveɾbti] ) — албанское прилагательное существительное, означающее «слепой», [ примечание 1 ] который использовался в народных верованиях северных Албаний для обозначения бога огня и ветра в регионе Задрима , а также бога грозы в Дукаджине и Малесии и Вогеле ; в Шале бог грозы назывался Рморией . Эти верования сохранились в северной Албании до недавнего времени. [ 2 ]

В Задриме верили, что, управляя ветром, И Вербти способен раздувать пламя огня и перемещать воду, стихию, противоположную огню. [ 3 ] Реконструированное имя албанского бога огня — *Enj-i албанское слово «четверг» — e enjte . , от которого , как полагают, произошло [ 4 ] Первоначально занимавший заметную роль в албанском пантеоне, во время христианизации бог огня и ветра был демонизирован и считался ложным богом , и распространялось мнение, что любой, кто призовет его, будет ослеплен огнем. [ 5 ] Очищающая сила огня лежит в основе народного представления, согласно которому бог огня является врагом нечистоты и противником скверны. [ 6 ]

В Дукаджине, Малесии-э-Вогеле и Шале считалось, что бог грозы Шен Вербти («святой слепой») или Рмория живет в облаках и путешествует с помощью грозовых облаков, которые объявляют о граде , когда он приходит. Его можно встретить и отвернуть шумом и выстрелами. Эти верования и практики были похожи на те, которые были связаны с богом грозы Шурдом . [ 7 ]

Варианты

[ редактировать ]

И Вербти использовался в регионе Задрима для обозначения бога огня и ветра. Шен Вербти использовался в Дукаджине и Малесии э Вогеле для обозначения бога грозы, которого в Шале называли Рморией и который имеет сходство с богом грозы Шурдом . [ 8 ] Реконструированное имя албанского бога огня — *Enj-i албанское слово «четверг» — e enjte . , от которого , как полагают, произошло [ 9 ]

Этимология

[ редактировать ]

I Verbti — албанское прилагательное существительное : Gheg албанский : i verb(ë)ti «слепой», от прилагательного i verbët «слепой», Tosk албанский : i verbër . [ 10 ] Албанское прилагательное verbër ~ глагол «слепой» заимствовано из латыни : orbus, претерпевающее типичное албанское фонетическое развитие. [ 11 ] Шен Вербти в переводе с албанского означает «святой слепой». [ 12 ] Rrmoria , возможно, происходит от латыни : слух – «крик, шум, слух». [ 12 ]

Связь шурди с албанским термином i shurdhët, означающим «глухой». [ 13 ] кажется, это всего лишь совпадение, поскольку имя Шурдх следует рассматривать как соединение *seuro , «вода» (ср. албанское shurrë «моча»), и *dos «даритель/даритель» (ср. албанское dhashë/dha , «Я дал/он дал»); таким образом, его имя означает «донор воды». [ 14 ] о связи имени Шурд со второй частью теонима Зибельсурд, встречающегося в древних фракийских эпиграфических памятниках. Высказано предположение [ 14 ] [ 13 ] [ 15 ]

Совпадение имени бога погоды и бури Шурдха с термином шурдх-и «глухой», вероятно, породило прилагательное существительное И Вербти «слепой» или Шен Вербти «святой слепой», [ 16 ] который использовался для обозначения бога погоды и бури в Албанских Альпах наряду с Ррморией , [ 17 ] и относится к богу огня и ветра в регионе Задрима. [ 12 ]

Реконструированное имя албанского бога огня *Enj- предположительно продолжает протоалбанское *agni- , в конечном счете, от * h₁n̥gʷnis , архаичного протоиндоевропейского слова, обозначающего « огонь » как активную силу. [ 18 ] Было высказано предположение, что божеству, которому был посвящен четверг, поклонялись иллирийцы в древности. [ 19 ] и он, возможно, был самым выдающимся богом албанского пантеона в римские времена, интерпретируя Юпитера , когда названия дней недели были сформированы на албанском языке. [ 20 ] Выдающаяся роль бога огня и ветра по имени И Вербти засвидетельствована в регионе Задрима. [ 21 ]

Народные поверья

[ редактировать ]

Задримский район

[ редактировать ]

Согласно народным верованиям региона Задрима , И Вербти — бог, управляющий огнем и ветром. Управляя ветром, он способен раздувать пламя огня и перемещать воду, стихию, противоположную огню. Говорят, что он спас мальчика от утопления после того, как люди помолились ему. И Вербти осуществил спасение, управляя северным ветром, который поднял воду валом, и образовавшиеся таким образом волны выбросили мальчика из воды живым. [ 6 ] И Вербти описывается как божество, которое ненавидит нечистоту и плохие манеры речи и наказывает любого, кто говорит о нем плохо. [ 12 ] Очищающая сила огня лежит в основе народного представления, согласно которому это божество является врагом нечистоты и противником нечистоты. [ 6 ]

С приходом христианства в Албании И Вербти был демонизирован и считался ложным богом , и распространялось мнение, что любой, кто призовет его, будет ослеплен огнем. [ 22 ] Однако в народных верованиях бог И Вербти часто считался более могущественным, чем христианский бог . Борьба между старым и новым богом и преобладающая популярность И Вербти в албанских народных верованиях выражена в сказании, изложенном с христианской точки зрения, согласно которому два юноши встретились вместе, затем один сказал: «Позволь мне помолиться, чтобы Я Вербти, после этого мы пойдём сражаться дальше!» Другой, однако, ответил ему: «Я Вербти, такого нет! Но Бог на небесах, который только один, он есть истинный Бог!» Итак, один молился И Вербти, а другой истинному Богу. Потом они воевали друг против друга. Но Бог устроил так, что тот, кто молился истинному Богу, был убит, а другой, молившийся И Вербти, выжил. Поэтому все люди возлагали свои надежды на И Вербти. [ 23 ]

Албанские Альпы

[ редактировать ]

В Дукаджине , Малесии и Вогеле и Шале считалось, что бог грозы Шен Вербти («святой слепой») или Рмория живет в облаках и путешествует, используя грозовые тучи, которые объявляют о граде, когда он прибывает. Его можно встретить и отвернуть шумом и выстрелами. Эти верования и практики были похожи на те, которые были связаны с богом грозы Шурдом . [ 24 ]

Согласно отчету 1913 года, сообщенному албанологом бароном Францем Нопчей , соплеменники Шалы стреляли из огнестрельного оружия по приближающейся буре и были довольны своим успехом в изгнании бога бури, который прошел по соседней территории Шоши , уже не представляющей собой угроза урожаю винограда в Шале. [ 12 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Гег-албанский : i verb(ë)ti «слепой», от прилагательного i verbët «слепой», тоск-албанский : i verbër . [ 1 ]

Источники

[ редактировать ]
  1. ^ Ламбертц 1922 , стр. 47, 49, 145–146; Ламбертц 1973 , стр. 505–506; Тальявини 1964 , с. 177; Элси 2001 , с. 259; Люркер 2004 , с. 197.
  2. ^ Элси 2001 , с. 259; Иордания, 2004 г. , с. 339; Люркер 2004 , с. 197; Чабеж 1966 , стр. 372–373; Ламбертц 1922 , стр. 47, 49, 145–146; Ламбертц 1973 , стр. 505–506.
  3. ^ Элси 2001 , с. 259; Ламбертц 1922 , стр. 47, 49, 145–146; Ламбертц 1973 , стр. 505–506.
  4. ^ Орел 1998 , с. 88; Треймер 1971 , с. 32.
  5. ^ Люркер 2004 , с. 197; Штадтмюллер 1954 , стр. 216–217; Ламбертц 1922 , стр. 47, 49, 145–146.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Ламбертц 1922 , стр. 47, 49, 145–146.
  7. ^ Элси 2001 , стр. 238, 259; Чабеж 1966 , стр. 372–373.
  8. ^ Элси 2001 , стр. 238, 259; Чабеж 1966 , стр. 372–373.
  9. ^ Орел 1998 , с. 88; Треймер 1971 , с. 32.
  10. ^ Ламбертц 1922 , стр. 47, 49, 145–146; Ламбертц 1973 , стр. 505–506; Тальявини 1964 , с. 177; Элси 2001 , с. 259; Люркер 2004 , с. 197.
  11. ^ Орел 1998 , с. 499; Тальявини 1964 , с. 177
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и Элси 2001 , стр. 259.
  13. ^ Перейти обратно: а б Элси 2001 , стр. 238.
  14. ^ Перейти обратно: а б Треймер 1971 , стр. 31–33.
  15. ^ Люркер 2004 , с. 172.
  16. ^ Треймер 1971 , стр. 31.
  17. ^ Элси 2001 , стр. 259; Тирта 2004 , стр. 130.
  18. ^ Orel 1998 , p. 88.
  19. ^ Треймер 1971 , стр. 32; Ламбертц 1973 , стр. 476; Погирк 1987 , стр. 178.
  20. ^ Треймер 1971 , с. 32; Ламбертц 1973 , с. 476; Орел 1998 , с. 499.
  21. ^ Ламбертц 1922 , стр. 47, 49, 145–146; Штадтмюллер 1954 , стр. 216–217; Ламбертц 1973 , стр. 505–506.
  22. ^ Люркер 2004 , с. 197; Штадтмюллер 1954 , стр. 216–217; Ламбертц 1922 , стр. 47, 49, 145–146.
  23. ^ Ламбертц 1922 , стр. 47, 49, 145–146; Штадтмюллер 1954 , стр. 216–217; Ламбертц 1973 , стр. 505–506.
  24. ^ Элси 2001 , стр. 238, 259; Чабеж 1966 , стр. 372–373.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1d720aabf351067fa306479456799773__1722433380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/73/1d720aabf351067fa306479456799773.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
I Verbti - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)