Фан Ноли
Теофан Стилиан Ноли | |
---|---|
13-й премьер-министр Албании | |
В офисе 16 июня 1924 г. - 23 декабря 1924 г. | |
Предшественник | Илиас Вриони |
Преемник | Илиас Вриони |
Албанский православный епископ Корча и митрополит Дурресский | |
В офисе 21 ноября 1923 г. - неизвестно. | |
Личные данные | |
Рожденный | Ибриктепе , Адрианопольский вилайет , Османская империя | 6 января 1882 г.
Умер | 13 марта 1965 г. Форт-Лодердейл, Флорида , США | ( 83 года
Политическая партия | Албанская народная партия |
Альма-матер | Гарвард , [1] Бостонский университет |
Занятие | Писатель, епископ , переводчик, композитор, политик |
Профессия | Священник и политик |
Подпись | |
Теофан Стилиан Ноли , известный как Фан Ноли (6 января 1882 — 13 марта 1965), был албанско -американским писателем, учёным, дипломатом, политиком, историком, оратором, архиепископом, митрополитом и основателем Албанской православной церкви и Албанской православной архиепархии. в Америке, который занимал пост премьер-министра и регента Албании в 1924 году во время Июньской революции . [2]
Фан Ноли почитается в Албании как поборник литературы, истории, теологии, дипломатии, журналистики, музыки, национального единства и экуменизма. Он сыграл важную роль в закреплении албанского языка в качестве национального языка Албании , осуществив многочисленные переводы шедевров мировой литературы. [3] Он также много писал на английском языке: как учёный и автор серии публикаций о Скандербеге , Шекспире , Бетховене , религиозных текстах и переводах. [3] Он произвел перевод Нового Завета на английский язык, Новый Завет Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа на основе утвержденного греческого текста Константинопольской Церкви и Элладской Церкви , опубликованный в 1961 году.
Ноли получила степень в Гарварде. [1] (1912), Музыкальной консерватории Новой Англии (1938) и, наконец, докторскую степень. из Бостонского университета (1945). [4] [5] Он был рукоположен в священники в 1908 году, тем самым основав Албанскую церковь и доведя албанский язык до церковного использования. Он некоторое время проживал в Албании после провозглашения независимости 1912 года. После Первой мировой войны Ноли возглавил дипломатические усилия по воссоединению Албании и получил поддержку президента США Вудро Вильсона . Позже он продолжил дипломатическо-политическую карьеру в Албании, успешно возглавив заявку Албании на членство в Лиге Наций .
Фан Ноли, уважаемого деятеля, который по-прежнему критиковал коррупцию и несправедливость в албанском правительстве, попросили возглавить Июньскую революцию 1924 года. Затем он занимал пост премьер-министра, пока его революционное правительство не было свергнуто Ахметом Зогу . Он был сослан в Италию и навсегда поселился в Соединенных Штатах в 1930-х годах, получив гражданство США и согласившись прекратить свою политическую деятельность. Остаток своей жизни он провел как академик, религиозный лидер и писатель.
Фон
[ редактировать ]Фан Ноли родился Теофанис Стилианос Мавроматис в 1882 году в Ибриктепе , небольшой деревне, расположенной во фракийском османском вилайете Адрианополь (современная Турция ), который первоначально был заселен албанцами из Китезы . Китеза — деревня в уезде Корче , а Ибриктепе в то время был известен местным горожанам как Китеза. [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] Он был албанцем [15] [16] восточно -православной веры. Ноли был потомком этих православных албанских поселенцев, которые покинули территорию современной южной Албании и переселились во Фракию в районы, обезлюдевшие из-за региональных конфликтов. [17] В юности Ноли получил образование в греческих начальных и средних школах. [5] В молодости Ноли странствовал по Средиземноморскому бассейну, жил в Афинах в Греции , Александрии в Египте и Одессе в России , и зарабатывал себе как актер и переводчик. Помимо своего родного албанского языка , он говорил на многих языках, таких как греческий , английский , французский , турецкий и арабский . [18] Он отправился в Афины, чтобы стать учителем, и там использовал имя Феофанис Мавроматтис. После этого он поехал в качестве преподавателя или члена театра албанской диаспоры в Египет , где следил за албанской национальной программой. [19] Благодаря своим контактам с албанским эмигрантским движением он стал ярым сторонником националистического движения своей страны и переехал в Соединенные Штаты в 1906 году. [20] Сначала он работал в Буффало, штат Нью-Йорк , на лесопилке, а затем переехал в Бостон, штат Массачусетс , и работал оператором на машине, которая наклеивала этикетки на банки. [18] Младотурки (КЕП) враждебно относились к албанским лидерам, таким как Фан Ноли , которые вели политическую деятельность при помощи внешних сил. [21]
Гудзонский инцидент
[ редактировать ]Первые православные албанские иммигранты в Бостон были прихожанами Греческой православной церкви , руководство которой было категорически против албанских националистических идей. Когда Кристаку Дишнице, молодому фабричному рабочему, умершему от гриппа, было отказано в похоронах на том основании, что, как православному христианину, идентифицирующему себя как албанца, он был автоматически отлучен от Греческой православной церкви, Фан Ноли и группа албанцев эмигранты в Новой Англии приступили к закладыванию основы независимой автокефальной Албанской православной церкви. Событие, которое стало известно как Гудзонский инцидент , стало поворотным моментом в становлении независимого албанского православного религиозного сознания. [22] [5] Ноли, первый священнослужитель новой церкви, был рукоположен в священники в 1908 году архиепископом Русской Церкви в США Платоном (Рождественским). [18] [5] [23] Добившись Патриаршего признания автокефалии Албанской Православной Церкви и полного перевода православной литургии с оригинального греческого текста на тоскский албанский язык, Ноли стремился мирно нейтрализовать и разрушить идеологическую платформу греческого ирредентизма, пропагандируемую реакционерами внутри Православной Церкви в Албании и защищать право православных албанцев-христиан на сосуществование со своими греческими соседями в светской республике, невосприимчивой к сектантской идее Мегали . [24] Ноли был стойким сторонником патриотического единства Албании и отделения религии от государства и, более того, считал важным, чтобы религиозные должности занимали священнослужители, свободно владеющие албанским языком и имеющие албанское гражданство. [25]
Политическая и религиозная деятельность
[ редактировать ]В 1908 году Ноли начал учиться в Гарварде, получив степень бакалавра гуманитарных наук в 1912 году. [26] В апреле 1912 года Ватра (Очаг) албанско-американской была основана организация диаспоры, лидерами которой были Ноли и Фаик Коница , выступавшие за социально-политическое самоопределение албанцев в Османской империи. [27] Он вернулся в Европу, чтобы продвигать независимость Албании, впервые ступив на территорию Албании в 1913 году. [26] Ноли вернулся в Соединенные Штаты во время Первой мировой войны, возглавив организацию Ватра, что фактически сделало его лидером албанской диаспоры. [26] Его дипломатические усилия в Соединенных Штатах и Женеве завоевали поддержку президента Вудро Вильсона в создании независимой Албании, а в 1920 году он обеспечил новое национальное членство в молодой Лиге Наций. [28] Хотя Албания уже провозгласила свою независимость в 1912 году, членство в Лиге Наций обеспечило стране международное признание, которого она до сих пор не получила. [29]
В 1921 году Ноли вошел в албанский парламент как представитель либеральной проанглийской «Народной партии» ( албанский : Partia e Popullit ), главного либерального движения в стране. [30] Другими партиями были консервативная проитальянская «Прогрессивная партия» ( албанский : Partia Përparimtare ), основанная Мехди Фрашери и возглавляемая Ахметом Зогу, и «Народная партия» ( албанский : Partia Popullore ) Джафера Ипи . Консерваторы Зогу будут доминировать на политической сцене. [31] [32] В 1922 году был созван Конгресс Берата , чтобы официально заложить основы Албанской православной церкви, который посвятил Фан Ноли в епископа Корчи и предстоятеля всей Албании, в то время как создание церкви считалось важным для поддержания албанского национального единства. [22] [33]
Ноли некоторое время занимал пост министра иностранных дел в правительстве Джафера Ипи . [34] Это был период интенсивных волнений в стране между либералами и консерваторами. [35] После неудачной попытки убийства Зогу консерваторы отомстили, убив другого популярного либерального политика, Авни Рустеми . [36] Речь Ноли на похоронах Рустеми была настолько мощной, что сторонники либералов восстали против Зогу и вынудили его бежать в Югославию (март 1924 г.). [37] Зогу на короткое время сменил его тесть Шефкет Верлачи и либеральный политик Илиаз Вриони ; Ноли был назначен премьер-министром и регентом 16 июня 1924 года. [38]
Падение и изгнание
[ редактировать ]Несмотря на его усилия по реформированию страны, «Программа двадцати пунктов» Ноли была непопулярной, и его правительство было свергнуто группами, лояльными Зогу, в канун Рождества того же года. [39] Две недели спустя Зогу вернулся в Албанию, а Ноли бежал в Италию, приговорённый к смертной казни. [40]
Сознавая свое хрупкое положение, Зогу принял решительные меры, чтобы закрепить свое возвращение к власти. К концу зимы двое главных лидеров оппозиции, Байрам Курри и Луидж Гуракуки , были убиты, а остальные заключены в тюрьму.
Ноли основал «Национальную Комитет» ( албанский : Komiteti Nacional Revolucionar ), также известный как КОНАРЕ в Вене . Комитет издавал периодическое издание под названием «Национальная свобода» ( албанский : Liria Kombëtare ). Некоторые из первых албанских коммунистов, такие как Халим Кгело или Риза Церова, начали свою издательскую деятельность. Целью комитета было свержение Зогу и его состава и восстановление демократии. Несмотря на все усилия, доступ и влияние комитета в Албании будут ограничены. Благодаря вмешательству Косты Бошняку , старого коммуниста и члена КОНАРЕ , организация получит безусловные деньги. Поддержка Коминтерна также позволила бы изгнанным членам Комитета национальной обороны Косово (запрещенного Зогу) получить такую же финансовую поддержку. [41]
В 1928 году КОНАРЕ изменил свое название на «Комитет национального освобождения» ( албанский : Komiteti i Çlirimit Kombëtar ). Тем временем в Албании после трех лет республиканского режима «Национальный совет» провозгласил Албанию конституционной монархией , и королем стал Ахмет Зогу. [42] Ноли вернулся в Соединенные Штаты в 1932 году и сформировал республиканскую оппозицию Зогу, который с тех пор провозгласил себя «королем Зогу I». В последующие годы он продолжил свое образование, изучая, а затем преподавая византийскую музыку , а также продолжал развивать и продвигать автокефальную Албанскую православную церковь, которую он помог основать.
После войны Ноли установил некоторые связи с коммунистическим правительством Энвера Ходжи , захватившим власть в 1944 году. Он безуспешно призывал правительство США признать режим, но усиливающееся преследование Ходжи всех религий помешало церкви Ноли поддерживать связи с православной иерархией. в Албании. направленность режима Ходжи Несмотря на антиклерикальную , ярый албанский национализм Ноли привлек к епископу внимание Федерального бюро расследований США . Бостонское отделение ФБР держало епископа под следствием более десяти лет, но расследование не дало окончательного результата.
В 1945 году Фан С. Ноли получил степень доктора (Ph.D.) по истории в Бостонском университете . [5] пишу диссертацию о Скандербеге . [43] [44] Тем временем он также проводил исследования на музыкальном факультете Бостонского университета, опубликовав биографию Людвига ван Бетховена . Он также написал одночастную симфонию под названием «Скандербег» в 1947 году. К концу своей жизни Ноли удалился в Форт-Лодердейл, Флорида , где и умер в 1965 году.
Фан Ноли похоронен на кладбище Форест-Хиллз , расположенном в южной части бостонского района Ямайка-Плейн .
Албанская Православная Архиепископия в Америке, основанная Ноли, впоследствии присоединилась к Православной Церкви в Америке , которую сегодня возглавляет митрополит Тихон Моллар как Албанская Архиепископия . Албанскую архиепископию Православной Церкви в Америке до недавнего времени возглавлял архиепископ Бостонский Никон и преосвященный Артур Э. Лиолин, а в настоящее время возглавляет временный канцлер игумен Никодим Престон. Он состоит из одиннадцати городских и пригородных приходов, расположенных в основном в городских центрах северо-востока США и Среднего Запада США . Автокефальная Православная Церковь Албании, которой Ноли служил в Албании, возглавляется Архиепископом Албанским Анастасием , штаб-квартира которого находится в столице Албании Тиране и является членом Всемирного Совета Церквей . Кроме того, Греческая православная архиепископия Америки управляет двумя албанскими православными приходами в Бостоне и Чикаго. Все албанские православные приходы сегодня находятся в полном общении друг с другом и с более широкой всемирной организацией Православной Церкви и полностью признаны Константинопольский Вселенский Патриархат .
Через два дня после смерти Ноли албанский лидер Энвер Ходжа записал в своем дневнике свой анализ работы Ноли: [45]
Напомним, Фан С.Ноли скончался в результате операции, проведенной на прошлой неделе, в которой из-за возраста он не выжил. Кровоизлияние в мозг привело к быстрой смерти. Ноли был одним из видных политических и литературных деятелей начала нашего столетия. Итог его жизни был положительным... Фан Ноли сегодня пользуется большой популярностью в нашей стране, заслуженной как литературный переводчик и музыкальный критик. Он был видным пропагандистом албанского языка. Его оригинальные произведения и переводы, особенно Шекспира , Омара Хайяма и Бласко Ибаньеса , бессмертны. Но особенно его антизогистские, антифеодальные элегии и стихи — прекрасные драгоценности, которые вдохновляли и будут вдохновлять нашу молодежь, особенно в творчестве. Его также уважали как реалистического политика, как революционного демократа в идеологии и политике. Партия дала оценку фигуре Ноли. Как заслуженно, на нас лежит патриотический долг указать на действительно большие его заслуги в литературе, истории искусств, а также на его достоинства и слабости в политике. Я думаю, мы сделаем все возможное, чтобы доставить его тело в Албанию, поскольку этот выдающийся сын народа, революционный патриот заслуживает того, чтобы греться на своей родине, которую он любил и боролся всю свою жизнь.
— Энвер Ходжа
Фан С. Ноли изображен на аверсе албанской банкноты номиналом 100 леков , выпущенной в 1996 году. Она использовалась до 2008 года, когда ее заменила монета. [46]
Стихи
[ редактировать ]Фан Ноли написал следующие стихи:
- Гимн флага
- Томсон и Кучедра
- Отдать матери
- Моисей на горе
- Марш Христа
- Христос с кнутом
- Святой Петр в Мангале
- Марши и Бараббит
- Marshi i Kryqësmit
- Киренари
- Крестовый поход
- Песня Салеп-Султана
- Сыргжын-мертв
- Пещера Драгоби
- Аренда, или Марафономак!
- У рек
- Плак, топалл де ашик
- Софокл
- Насмешка перед крестом
- Султан и кабинет министров
- Сага о Сермаже
- Непрерывная ссылка
- Чепелия
- Смерть султана
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Тернстрем 1980 , с. 26.
- ^ Бриску, Адриан (2020). «Переговоры об Империи, создание национального государства: случай Албании через политико-экономическую мысль Исмаила Кемали, Фан Ноли и Луиджа Гуракуки, ок. 1890–1920-е годы» . Национальные документы . 48 (1): 158–174. дои : 10.1017/nps.2018.52 . ISSN 0090-5992 . S2CID 211344809 .
- ^ Перейти обратно: а б Спахиу и Мьеку 2009 .
- ^ с. 175. Уильям Пол. 2003. Переводчики Библии на английский язык . Джефферсон, Северная Каролина и Лондон: McFarland and Co.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Синки 1967 , с. 162.
- ^ Кертис 1994 , с. 465: «Фан Стилианос Мавроматис, родившийся в Ибрик-Тепе, албанской деревне, входившей в то время в состав Османской империи, получил образование в греческой гимназии Эдирне (Адрианополь)».
- ^ Ставру 1996 , с. 40: «Фан Ноли родился Теофанис Стилиану Мавроматес в деревне Китезе Адрианопольского вилайета в Османской Фракии в 1882 году».
- ^ The Central European Observer 1943 , с. 63: «Но Теофан Мавроматис, таково было настоящее имя Фан Ноли, приехал в 1900 году после работы в магазине скобяных изделий в Адрианополь, где хорошие учителя дали ему образование».
- ^ Баерляйн 1968 , с. 76: «...год 1900 его звали Теофан Мавроматис, что по-гречески».
- ^ Свободная Европа 1941 , с. 278: «Единственный человек, о котором г-н Робинсон, похоже, дезинформирован, - это епископ Фан Ноли, который много лет жил в Соединенных Штатах и с которым г-н Робинсон, вероятно, не встречался... Он говорит, что этот бывший премьер-министр был родился на юге страны, получил образование в Гарварде и был рукоположен в епископа в Греции. Факты таковы, что он родился недалеко от Адрианополя и что его настоящее имя было Феофанос Мавроматис, что не обязательно означает, что он был греком».
- ^ Иреникон 1963 , с. 266: «Он был известен тогда как Феофан Мавроматис».
- ^ Экдотики 2000 , с. 538: «158 Стилиану Феофана Ноли или Мавромматиса».
- ^ Гиакумес, Власас и Харди 1996 , с. 184 «Его полное имя было Феофанис Стилианос Мавромматис, родился он в Адрианополе и учился в Афинах и США.…»
- ^ Скэнди 1967 , с. 162. «Фан Стилиан Ноли родился в 1882 году в Ибрик-Тепе (алб. Qytezë), албанском поселении к югу от Адрианополя, в Восточной Фракии».
- ^ Бриску 2013 , с. 34: «один из самых ярких албанских политиков»
- ^ Констанс Дж. Тарасар (1975), Православная Америка, 1794–1976: Развитие Православной Церкви в Америке , Сайоссет, Нью-Йорк: Православная Церковь в Америке, Департамент истории и архивов, с. 311, OCLC 2930511 ,
Именно от своей семьи Фан Ноли получил чувство идентичности албанца.
- ^ Джоргаки 2005 , с. 37. «Некоторые греческие исследования во Фракии не отрицают существования православной албаноязычной общины в префектуре Адрианополя, численность которой в течение прошлого столетия колебалась от 15 до 25 000 жителей. Фактически, по их мнению, прибытие албанцев, которые эмиграция из Албании произошла из-за пустот, образовавшихся во Фракии войной и запустением после падения Константинополя."; стр. 38-39. Есть еще одна легенда, но она рассказана в Албании, в которой говорится о массовом исходе во Фракию жителей деревень Колонья из Гостишти, Пераси, Кафезези, Виткуки и Китезы из-за несправедливости захватчиков и простого феодализма. три горные страны были заброшены и заселены равнинами Фракии. Время этого переселения оценивается в XVIII век.», с. 42. «Сарафанное радио, передающееся из поколения в поколение, рассказывало, что их предки пришли в Ибрик-Тепе из колонии Эпир. Там они покинули старый город, у подножия гор Родон.. .
- ^ Перейти обратно: а б с Остин, 2012 г. , стр. 3–4.
- ^ Скулидас 2013 . пункт. 28.
- ^ Скэнди 1967 , стр. 160, 162.
- ^ Ханиоглу, М. Шюкрю (2001). Подготовка к революции: Младотурки, 1902-1908 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 256. ИСБН 9780199771110 .
- ^ Перейти обратно: а б Бирнат 2014 , стр. 14–15.
- ^ Викерс 2011 , с. 61.
- ^ Остин 2012 , с. 4. «Ноли... Надеясь уменьшить влияние греческих националистов в иерархии Православной Церкви Албании, Ноли сосредоточил свою раннюю деятельность на переводе церковной литургии на албанский язык и создании независимой Албанской Православной Церкви. Последнее он считал жизненно важным для Эволюция Албании в единую европейскую нацию».
- ^ Скэнди 1967 , стр. 179–180.
- ^ Перейти обратно: а б с Остин 2012 , с. 4.
- ^ Утопление 1967 , с. 453.
- ^ Остин, 2012 , стр. 18, 20.
- ^ Остин, 2012 , стр. 4–5.
- ^ Остин 2012 , с. 32.
- ^ Бриску 2013 , с. 75: «Две политические группировки: пробританская Народная партия, возглавляемая ярким лидером Фан Ноли, и проитальянская Прогрессивная партия, возглавляемая Мехди Фрашери, стали доминировать на политической сцене».
- ^ Богдани и Лафлин 2009 , с. 122: «Первые албанские политические партии в западном понимании этого слова появились в начале 1920-х годов, наиболее заметными из которых были: Прогрессивная партия во главе с Ахметом Зогу, Народная партия во главе с Фан Ноли и Народная партия во главе с Джафер Йпи».
- ^ Остин, 2012 , стр. 31, 95.
- ^ Остин 2012 , с. 29.
- ^ Остин 2012 , с. 30.
- ^ Остин, 2012 , стр. 39–40, 45–46.
- ^ Остин, 2012 , стр. 46–47, 51, 159.
- ^ Остин 2012 , с. 40.
- ^ Остин, 2012 , стр. 59–74, 80–82, 146–150.
- ^ Остин 2012 , стр. 152–155.
- ^ Влламаси и Верли 2000 , «Важная часть эмигрантов по инициативе и при посредничестве Кочо Бошняка пришла к соглашению с «Коминтерном» как группой под названием «КОНАРЕ» (Национально-революционный комитет), чтобы стать помогали без всяких условий в их национальной деятельности, так же, как другим малым народам, находившимся под игом империалистов, помогали за свободу и независимость. Помимо этой части, косовским иммигрантам-ирредентистам группировались и организовывались под названием «Комитет I». Косово», как группе, им также помог «Коминтерн».
- ^ Эрсой, Горни и Кехриотис 2010 , стр. 155.
- ^ Остин 2012 , с. 155.
- ^ Ноли, Фан Стилиан (21 февраля 2018 г.). «Георгий Кастриоти Скандербег (1405-1468)» . Проверено 21 февраля 2018 г. - из Интернет-архива.
- ^ Ходжа, Энвер (1989). «Дневник: 1965 год» . Тирана: Издательство «8 ноября». стр. 172–174.
- ^ Банк Албании (2004–2012 гг.). «Банкноты, изъятые из обращения» . Банк Албании. Архивировано из оригинала 6 марта 2009 года . Проверено 23 марта 2009 г.
Источники
[ редактировать ]- Афина (1944). Афина . Чикаго, Иллинойс: Athene Enterprises, Incorporated.
- Остин, Роберт Клегг (2012). Основание балканского государства: эксперимент Албании с демократией, 1920–1925 гг . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 978-1-4426-4435-9 .
- Берляйн, Генри (1968). Южная Албания: Под Акроцеранскими горами . Чикаго: Аргонавт.
- Бирнат, Агата (2014). «Албания и албанские эмигранты в США перед Второй мировой войной» . В Мазуркевич, Анна (ред.). Восточно-Центральная Европа в изгнании, Том 1: Трансатлантическая миграция . Кембридж: Издательство Cambridge Scholars Publishing. стр. 9–22. ISBN 9781443868914 .
- Богдани, Мирела; Лафлин, Джон (2009) [2007]. Албания и Европейский Союз: бурный путь к интеграции и вступлению . Библиотека европейских исследований. Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-1-84511-308-7 .
- Биндер, Дэвид (2004). «Влахи: мирный балканский народ» (PDF) . Средиземноморский ежеквартальный журнал . 15 (4). Издательство Университета Дьюка: 115–124. дои : 10.1215/10474552-15-4-115 . S2CID 154461762 .
- Бриску, Адриан (2013). Горько-сладкая Европа: албанские и грузинские дискурсы о Европе, 1878–2008 гг . Нью-Йорк: Berghahn Books. ISBN 978-0-85745-985-5 .
- Кертис, Ференс Грегори (1994). Хронология восточноевропейской истории ХХ века . Детройт, Мичиган: ISBN Gale Research, Inc. 978-0-8103-8879-6 .
- Экдотики, Афинон (2000). Великолепие православия: 2000-летняя история, памятники, искусство . Дискурсы коллективной идентичности в Центральной и Юго-Восточной Европе. Том. 3. Будапешт и Нью-Йорк: Экдотики Афинон. ISBN 978-960-213-398-9 .
- Эрсой, Ахмет; Горный, Мацей; Кехириотис, Вангелис (2010). Модернизм: репрезентации национальной культуры . Дискурсы коллективной идентичности в Центральной и Юго-Восточной Европе. Том. 3. Будапешт и Нью-Йорк: Издательство Центрально-Европейского университета. ISBN 978-963-7326-64-6 .
- Свободная Европа (1941). Свободная Европа: Двухнедельный обзор международных отношений (тома 4–5) . Лондон: Свободная Европа.
- Гиакумес, Георгиос К.; Власас, Грегорес; Харди, Дэвид А. (1996). Памятники православия в Албании . Школа Дукас. ISBN 978-960-7203-09-0 .
- Иреникон (1963). Иреникон (Том 36) (на французском языке). Амай, Бельгия: Бенедиктинский монастырь.
- Джоргаки, Нашо (2005). Жизнь Фана С. Ноли: Том 1. 1882–1924 [Жизнь Фана С. Ноли: Том 1. 1882–1924] . Тирана: Омбра ГВГ. ISBN 9789994384303 .
- Военно-морское общество (1928). Военно-морское обозрение (Том 16) . Лондон: Военно-морское общество.
- Скенди, Ставро (1967). Албанское национальное пробуждение . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400847761 .
- Скулидас, Элиас (2013). «Албанские греко-православные интеллектуалы: аспекты их дискурса между албанскими и греческими национальными повествованиями (конец 19 - начало 20 веков)» . Хронос . 7 . Архивировано из оригинала 23 сентября 2019 года . Проверено 27 февраля 2017 г. .
- Спахиу, Авни; Доктор, Гетоар (2009). Американские годы Фан Ноли: заметки о великом американце албанского происхождения . Хьюстон, Техас: Khalifa Group. ISBN 978-0-9767140-2-6 .
- Ставру, Николаос А. (1996). «Албанский коммунизм и «красный епископ» » . Средиземноморский ежеквартальный журнал . 7 (2): 32–59.
- Центральноевропейский наблюдатель (1943). Центральноевропейский обозреватель (Том 20) . Прага: Издательство «Орбис».
- Тернстрем, Стефан (1980). Гарвардская энциклопедия американских этнических групп . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-37512-3 .
- Викерс, Миранда (2011). Албанцы: современная история . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 9780857736550 .
- Вламаси, Сейфи; Верли, Маренглен (2000). Политические конфликты в Албании (1897–1942): воспоминания и исторические оценки . Тирана: Издательство «Нерайда». ISBN 99927-713-1-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пирсон, Оуэн (2004). Албания и король Зог: независимость, республика и монархия 1908–1939 гг . Лондон: Центр албанских исследований. ISBN 978-1-84511-013-0 .
- Джордж Кастриота Скандербег, автор Фан Ноли
- Бетховен и Французская революция Ноли, Фан Стилиан
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Элси, Роберт. «Авторы-классики: Фан Ноли» . Албанская литература в переводе . Архивировано из оригинала 1 февраля 2010 года.
- 1882 рождения
- 1965 смертей
- Восточно-православные епископы 20-го века
- Албанцы из Османской империи
- Православные христиане из Албании
- Американские люди албанского происхождения
- Предстоятели Албанской Православной Церкви
- Министры правительства Албании
- Премьер-министры Албании
- Албанские революционеры
- Англо-албанские переводчики
- Албанские историки ХХ века
- Выпускники Гарвардского университета
- Албанские эмигранты в Украине
- Албанские эмигранты в США
- Люди из Ибриктепе
- Албанские дипломаты
- Переводчики 20-го века
- Албанские политики ХХ века
- Переводчики Библии на английский язык
- Албанские эмигранты в Египте
- Испанско-албанские переводчики
- Албанские эмигранты в Австрии
- Албанские поэты-мужчины
- Писатели-мужчины XIX века
- Писатели-мужчины 20-го века