Сербы и черногорцы в Албании
![]() ![]() ![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
586 сербов 511 черногорцев (перепись 2023 г.) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Шкодерский уезд | |
Языки | |
Албанский и сербский / черногорский | |
Религия | |
Православное христианство, суннитский ислам |
Часть серии о |
сербы |
---|
![]() |
Часть серии о |
Черногорцы |
---|
![]() |
По региону или стране |
Признанные популяции |
Черногория Сербия Босния и Герцеговина Хорватия Северная Македония Косово Албания |
Диаспора |
|
|
|
|
Культура |
|
Религия |
католицизм ислам |
Язык и диалекты |
История |
История Черногории Правители |
Сербы и черногорцы ( сербы-черногорцы ) — этнолингвистическая общность в Албании . Они являются одним из признанных национальных меньшинств. Население было сконцентрировано в районе Врака , но в 1990-х годах большая часть эмигрировала. Сообщество двуязычное и большинство придерживается восточного православия , тогда как меньшинство исповедует ислам. Большая часть сербско-черногорской общины прибыла в Албанию из Черногории в межвоенный период Зогистов после 1926 года, а затем с 1938 по 1948 год. [ 2 ] По последней переписи населения (2011 г.) 366 граждан заявили себя черногорцами и 142 - сербами.
Терминология
[ редактировать ]Сообщество широко известно как сербы-черногорцы ( черногорский / сербский : Srbi-Crnogorci , Srbi-Crnogorci ; албанский : Serbomalazezët në Shqipëri ), « сербы » ( Srbi ) или « черногорцы » ( Crnogorci ). также назвал его -черногорским меньшинством сербско Совет Европы . [ 3 ] или просто сербо-черногорцы . [ 4 ]
Демография
[ редактировать ]В конце 19-20 веков из 600-700 человек православного вероисповедания, проживавших в городе Шкодер, около 500-600 были сербами-черногорцами. [ 5 ] В районе Враки проживало 600-700 православных славян. [ 5 ]
Во время Первой мировой войны оккупационные австро-венгерские войска провели перепись (1916–1918) частей Албании, которые они контролировали. [ 6 ] На территории, соответствующей современному более широкому Шкодерскому региону, поселения, в которых проживало славяноязычное население, имели следующую этническую и религиозную демографию: [ 6 ]
- Коплик (12 населенных пунктов считаются за один) - 199 дворов, 1429 человек: 1427 албанцев, 2 сербохорвата; 2 православных, 1427 мусульман. [ 6 ]
- Буза э Ужит (в состав села входили населенные пункты Флаке, Джубица, Калдрун, Камице, Стербице) - 117 дворов, 755 человек: 677 албанцев, 78 сербохорватов; 167 католиков, 86 православных, 502 мусульманина. [ 6 ]
- Борич (Борич-и-Ри и Борич-и-Ветер считались одним поселением) - 61 домохозяйство, 482 человека: 482 албанца; 3 католика, 479 православных. [ 6 ]
- Гриле - 28 домохозяйств, 205 человек: 1 албанец, 204 сербохорвата; 1 католик, 204 православные. [ 6 ]
- Рраш-Куллай – 10 дворов, 122 человека: 122 албанца; 122 Православные. [ 6 ]
- Омарай - 25 домохозяйств, 153 человека: 5 албанцев, 148 сербохорватов; 4 католика, 148 православных, 1 мусульманин. [ 6 ]
- Рраш – 9 домохозяйств, 102 человека: 102 албанца; 83 православных, 19 мусульман. [ 6 ]
- Штой - 35 дворов, 166 человек: 166 сербохорватов; 7 католиков, 159 мусульман. [ 6 ]
- Тарабош - 19 домохозяйств, 197 человек (в том числе цыгане): 19 албанцев, 24 сербохорвата; 2 католика, 7 православных, 188 мусульман. [ 6 ]
- Сукат э Везирит - 20 домохозяйств, 164 человека, 161 албанец, 3 сербохорвата; 6 католиков, 2 православных, 155 мусульман. [ 6 ]
Лингвисты Клаус Штайнке и Джелал Юлли считают общие результаты переписи населения первым источником достоверной информации о количестве домохозяйств и жителей, а также этническом и религиозном составе этих мест. [ 6 ] Однако оба лингвиста отмечают, что данные по Боричу и Рраш-Куллаю несколько неясны, поскольку жители там называются как албанцами, так и православными. [ 6 ]
В албанской переписи 1989 года не было точных данных о меньшинствах Враки. [ 7 ] В начале 1990-х годов ученый Слободан Щепанович прибегнул к сбору информации посредством интервью с отдельными албанскими иммигрантами и албанскими гражданами региона, приехавшими в Югославию. Не указывая источников, он привел следующие «нынешние» цифры: [ 8 ]
В то время в округе Шкодер , в регионе Врака , проживала большая часть общины:
- Борич и Вогель (Стари/Мали Борич), большинство сербов-черногорцев (67 семей) и меньшинство албанцев (8 семей)
- Борич и Мадх (Млади / Велики Борич), большинство славянских мусульман (Подгоричани) родом из Подгорицы (86 семей) и меньшинства албанцев (20 семей) и сербов-черногорцев (6 семей)
- Гриле (Гриль), большинство сербов-черногорцев (76 семей) и меньшинство албанцев (9 семей)
- Омарай (Омара), большинство сербов-черногорцев (68 семей) и меньшинство албанцев (11 семей)
- Рраш-Куллай (Раш и Куле) был населен сербами-черногорцами до Второй мировой войны, когда все население эмигрировало в Югославию.
По официальной статистике правительства Албании (начало 1990-х годов) численность черногорской общины составляла 100 человек, поскольку некоторые правительственные чиновники Албании заявили, что эти цифры были точными, поскольку 700 из них покинули Албанию в ходе процесса демократизации. [ 9 ] Ассоциация черногорцев (AM), социально-культурная организация, основанная во Враке, заявила, что насчитывает около 1000 членов, которые представляют интересы сообщества из 2500 человек, проживающего в Шкодере и его окрестностях. [ 9 ] В то время AM призывал правительство Албании признать черногорскую и сербскую общины в Албании и предоставить определенные языковые, образовательные, культурные и другие права. [ 9 ] По оценкам Албанского Хельсинкского комитета в 1990-х годах, их было ок. Всего 2000 «сербов-черногорцев» с центром во Враке. В начале 1990-х почти все обосновались в Черногории, но позже около 600 из 2000 вернулись обратно в Албанию. [ 10 ] [ 7 ]
В начале 2010-х годов лингвисты Клаус Штайнке и Джелал Юлли, пытаясь подтвердить, что деревни, упомянутые в прошлой литературе как славяноязычные, провели полевые исследования в населенных пунктах этого района. [ 11 ] В районе Шкодера есть семь деревень со славяноязычным населением, говорящим на черногорском диалекте. [ 11 ]
- Борич-и-Мадх - одна треть населения компактна и состоит из мусульман Подгоричани. [ 12 ]
- Борич и Вогель - населено 15 семьями, а славяноязычные семьи - единственная компактная группа православных во Враке. [ 12 ]
- Гриле - официально в деревне проживает 1090 жителей или 195 семей, тогда как количество православных черногорских семей колеблется от двух, трех до десяти. [ 12 ] В Гриле существует албанская школа и недавно построенная православная церковь без священника. [ 12 ] По словам местных славяноязычных жителей, православное население переехало из Черногории в Даррагят из-за кровной мести, а затем, между 1935 и 1936 годами, они переселились в район Врака, в такие места, как Гриле. [ 12 ] Некоторые православные черногорцы из деревни переехали в Черногорию в 1990-х годах, а некоторые после этого вернулись в Гриле. [ 12 ]
- Омарай – в селе осталось всего две православные черногорские семьи. [ 12 ]
- Камице - деревня почти заброшена, осталось пять или шесть православных черногорских семей, а также несколько албанских семей. [ 12 ]
- Добавить Новое - в селе компактно проживают 17 мусульманских семей Подгорицани. [ 12 ]
- Добавить Старое - в селе компактно проживают 30 мусульманских семей Подгорицани. [ 12 ]
- Шкодер (город) - здесь проживают несколько православных черногорских и мусульманских семей Подгорицы. [ 13 ] [ 14 ] [ 11 ]
Организации сербо-черногорского меньшинства, а также организации других групп меньшинств призвали бойкотировать перепись 2011 года из-за разногласий по поводу того, как обрабатывать этнические и религиозные декларации, а также по другим вопросам. Официальная статистика насчитала 366 черногорцев и 142 серба. [ 15 ]
История
[ редактировать ]Средневековый период
[ редактировать ]
С небольшими перерывами территория, которая позже вошла в состав Санджака Скутари в Османской империи , на протяжении многих столетий принадлежала сербским средневековым феодальным государствам. [ 16 ] Согласно императору Константину VII (годы правления 913–959), первые сербы жили в бывших римских провинциях Далмация , Праэвалитана и Мезия . Во время правления Часлава Клонимировича (годы правления 927–960) вся Албания была частью Болгарской империи (восточной) и Византийской империи ( Диррахий (тема) , западная морская). После византийской аннексии Рашки сербское княжество Дукля стало главным сербским государством и включало большую часть земель к северу от Дурреса, при этом Шкодер был важным городом. Император Болгарии Самуил (годы правления 997–1014) к 997 году завоевал всю Фессалию, Эпир, Македонию и большую часть современной Албании. [ 17 ]
Йован Владимир правил Дуклей во время войны между византийским императором Василием II и Самуилом. Владимир якобы отступил в Коплик , когда Самуил вторгся в Дуклю, и впоследствии был вынужден принять болгарское вассалитет. Позже Владимир был убит булгарами и получил культ; Шингджон (праздник святого Иоанна Владимира), который отмечают албанские православные христиане. [ 18 ] В 1018 году Василий II завоевал большую часть Балкан и основал Охридское архиепископство для южных славян. В 1030-х годах Стефан Воислав изгнал последних стратегов и разбил византийцев (1042 г.), а затем сделал своей столицей Шкодер (Скадар). [ 19 ]

Константин Боден принял крестоносцев крестового похода 1101 года в Шкодере. После династической борьбы в XII веке Шкодер стал частью провинции Неманич- Зета . В 1330 году Стефан Урош III назначил своего сына Стефана Душана «Молодым королем» и правителем Зеты, сидящим в Шкодере. [ 20 ] Согласно « Хронике священника Дукли» , несколько сербских правителей и членов династии Воиславлевичей Дукли были похоронены в церкви Ширдж на реке Бояна , основанной Еленой Анжуйской , королевой-консортом Сербского королевства (1245–1276), такие как как Константин Боден, Михаил I , Доброслав , Владимир и Градиня . [ 21 ]
Во время падения Сербской империи (14 век) Шкодер был захвачен семьей Балшичей Зеты , которая сдала город Венеции , чтобы сформировать защитную зону от Османской империи . Во время венецианского правления город принял Статуты Скутари , гражданский закон, написанный на венецианском языке , который также содержал албанские элементы, такие как Беса и Гьякмаррия . [ 22 ] [ 23 ] Княжество Зета , бывшее вассалом Османской империи, утратило свой статус независимого государства и было в значительной степени включено в состав Санджака Скутари в 1499 году. В 1514 году эта территория была отделена от Санджака Скутари и учреждена как отдельный санджак под властью Скендербега Црноевича . Когда он умер в 1528 году, санджак Черногории был вновь включен в состав санджака Скутари как уникальная административная единица ( вилайет ) с определенной степенью автономии. [ нужна ссылка ]
Современный
[ редактировать ]
Во время черногорско-османской войны (1876–1878 гг.) Черногорской армии удалось захватить определенные районы и поселения вдоль границы и включить их в состав государства, например город Подгорица , в котором проживало значительное количество славянских мусульман. [ 24 ] Мусульманское население Подгорицы бежало. [ 25 ] и славянские мусульмане из города мигрировали и переселились в город Шкодер и его окрестности. [ 14 ] [ 13 ] С 1878 года существует небольшая мусульманская черногорскоязычная община, живущая недалеко от Шкодера и известная как Подгоричани из-за своего происхождения из Подгорицы в Черногории. [ 13 ] [ 14 ]
В поздний османский период французский консул в Шкодере отметил настроения жителей Враки, желающих объединиться с Черногорией, хотя это было невозможно из-за удаленности Враки от тогдашней границы. [ 5 ]

В межвоенный период отношения между королем Зогом и Югославией были менее проблематичными, а югославско-албанские границы допускали свободное передвижение населения. [ 2 ] Большая часть сербско-черногорской общины прибыла в Албанию из Черногории в межвоенный период Зогистов после 1926 года, а затем с 1938 по 1948 год. [ 2 ] В то время во Враке была бедная земля, и она все еще была неосвоенной территорией. [ 2 ] В отличие от албанских жителей этого района, новое население из Черногории имело навыки обращения с железным плугом и автомобилями для обработки земли. [ 2 ]
Сербское меньшинство в Скутари служило литургию на сербском языке. Сербский митрополит Скутарский участвовал в Албанском Синоде. [ 26 ]

Врака известна тем, что была местом, где 23 апреля 1933 года поэт Миллош Гьерг Николла стал учителем, и именно в этот период он начал писать прозаические очерки и стихи. [ 27 ]
Социалистическая Албания (1944–1992)
[ редактировать ]
В рамках политики ассимиляции во время правления коммунистического режима в Албании сербам-черногорцам не разрешалось иметь сербские имена, особенно фамилии, заканчивающиеся характерным суффиксом «ич». [ 15 ]
После студенческого протеста 1981 года в Косово албанские сербы пожаловались на притеснения и давление с целью заставить их покинуть страну. [ 28 ]
Современный
[ редактировать ]В 1990 году большая часть меньшинства Враки уехала в Черногорию. [ 7 ] Когда граница открылась, многие члены общины уехали в период с марта по декабрь 1991 года в Черногорию, а Врака, Борич и другие близлежащие районы сильно обезлюдели. [ 2 ] За это время из-за экономических проблем и напряженности, возникших в районах бывшей Югославии, около 600 из них вернулись домой в Албанию. [ 7 ] Ассоциация Морача-Розафа была основана в 1992 году. [ 29 ]
Во время югославских войн имели место случаи насилия против сербско-черногорского меньшинства в таких местах, как Врака , Борич-и-Вогель и Борич-и-Мад , где албанское правительство пыталось насильно отобрать у них землю. Поступали сообщения о том, что албанское правительство также пыталось насильственно переселить сербов-черногорцев и подгоричан из Борич-и-Вогеля, Борич-и-Мада, Враки и других мест. [ 30 ] [ 31 ]
В марте 1992 года в рамках государственной политики Сербии и Черногории по увеличению числа сербов в Косово почти 3000 человек из сербского меньшинства в Албании эмигрировали в регион после того, как приняли предложение правительства о работе и жилье в этом районе. [ 32 ] [ 33 ] [ 5 ] Другая волна пришла с войной в Косово .
В начале двадцать первого века сообщество живет в основном за счет торговли с Черногорией, и многие его члены считают общественные отношения с албанскими жителями хорошими. [ 34 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Стефан Маринович (1563 г.), венецианский печатник, родился в Шкодере.
- Никола Мусулин (1830 – фл. 1897), сербский учитель, нашедший Призренскую рукопись Кодекса Душана .
- Георгий Берович (1845–1897), османский чиновник, родился в Шкодере.
- Никола Вулич (1872–1945), сербский историк, классический филолог и археолог, родился в Шкодере, член SANU .
- Коста Миличевич (1877–1920), сербский художник, родился во Враке.
- Войо Куши (1918–1942), албанский коммунист, герой Албании и герой Югославии, родился в Шкодере.
- Нада Матич , сербская паралимпийская теннисистка.
См. также
[ редактировать ]
- Албано-черногорские отношения
- Албано-сербские отношения
- Демография Албании
- Албанцы в Сербии
- Албанцы в Черногории
- Косовские сербы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Перепись населения и жилищного фонда 2023 года» (PDF) . Институт статистики (ИНСТАТ).
- ^ Jump up to: а б с д и ж Миранда Викерс; Джеймс Петтифер (1997). Албания: от анархии к балканской идентичности . Издательство C. Hurst & Co. п. 203. ИСБН 978-1-85065-279-3 .
- ^ Отчет ECRI по Албании (PDF) . Coe.int (Отчет). 2010. с. 31 . Получено 20 декабря.
- ^ Франческо Палермо; Натали Сабанадзе (14 февраля 2011 г.). Национальные меньшинства в межгосударственных отношениях . БРИЛЛ. стр. 121–. ISBN 978-90-474-2942-5 .
- ^ Jump up to: а б с д Клейер, Натали (2007). Истоки албанского национализма: рождение преимущественно мусульманской нации в Европе . Париж: Картала. ISBN 9782845868168 . п. 65. "Шкодер... В городке насчитывалось от шести до семисот человек, в том числе от пяти до шестисот "сербо-черногорцев"... Деревня Вракэ, расположенная в часе - полутора часах ходьбы к северу от Шкодера, имела от семи до восьмисот славяноязычных православных. По словам французского консула, жители этого села хотели присоединиться к Черногории, что было невозможно в сложившейся ситуации. расстояние от границы.[15]... [15] Столетие спустя их потомки эмигрировали в Югославию после падения коммунистического режима и поселились… в Косово».
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Steinke & Ylli 2013 , стр. 17 «Первая достоверная информация о количестве домов и жителей, а также об этническом и религиозном составе мест предоставлена СЕЙНЕРОМ (1922: 29, 32). Только две части информации неясны. , а именно для Борича и Рраша Куллая, потому что жители там называются албанцами и православными одновременно.... Хаузер Х, житель Е, албанец А, сербохорваты Скр, католики К, Православные О, Мусульмане М.... Коплик[сноска 21] 199 Х, 1429 Е, 1427 А, 2 Скр, 2 О, 1427 М; Буза э Ужит[22] 177 Х, 755 Е 667 А, 78 Скр, 167; К, 86 О, 502 М Боричи[23] 61; Н, 482 Е, 482 А, 3 К, 479 Е; Гриль 28 Н, 205 Е, 1 А, 204 Скр, 1 К, 204 Е; Омарай[25] 25 Х, 153 е, 5 А, 148 Скр, 4К, 148Е, 1М Рраши 9Н, 102Е, 83Е, 19М Штойи (Хамидия) 35Н, 166Е, 166Скр, 7К, 159М] Е, 19 А, 24 Скр, 2 К, 7 Е, 188; M; Сукат э Везирит 20 H, 164 E, 161 A, 3 Skr, 6 K, 2 O, 155 M.... Сноски: [21] Включает двенадцать деревень или, Виетель, [22] Включает деревни Флака, Джубица, Калдрун, Камица, Стербица, [23] Боричи и Ри и Боричи и Вьетер, [24] Указано как Куллат э Ррашит, [25] Представлено как Омарет э Вракес, [26] Из них 154 были Зигенерами.
- ^ Jump up to: а б с д Генов, Николай (2006). Этническая принадлежность и средства массовой информации в Юго-Восточной Европе . Лит Верлаг. п. 25. ISBN 9783825893484 . "Врака к северу от города Шкодры и недалеко от границы с Черногорией. Точных данных об этом национальном меньшинстве в переписи населения 1989 года нет. Считалось, что оно насчитывало около 2000 человек. Почти все они уехали в Черногория в 1990 году. Экономические трудности и напряженность, возникшая в бывшей Югославии, вынудили около 600 из них вернуться в свои дома в Албании.
- ^ Стейнке и Юлли 2013 , с. 19 «Не указывая источник, ШЧЕПАНОВИЧ (1991: 716-717) приводит следующие «текущие» цифры: Омара — 79 домохозяйств, из них 68 — Црногорских, 11 — албанских; Гриль 85 домохозяйств, из них 76 черногорских, 9 албанских; Стари (Мали) Борич 75 семей, из них 67 черногорских, 8 албанских, Велики (Млади) Борич 112 семей, из них 86 подгоричанских, 6 черногорских и 20 албанских семей. СТОППЕЛЬ (2012: 28) говорит следующее о черногорцах в Албании: «Это (по оценкам, согласно опросам Хельсинкского комитета в 1999 году) около 1800-2000 сербоязычных людей в районе озера Шкодер и на северной горной окраине с Черногория, которая была заявлена в 1989 году довольно символично, с населением около 100 человек, а после В 1991 году большинство из них первоначально переехало в Югославию».
- ^ Jump up to: а б с Вэнс, Чарльз; Пайк, Юнсун (2006). Управление глобальной рабочей силой: проблемы и возможности в международном управлении человеческими ресурсами . Я Шарп. п. 713. ИСБН 9780765620163 . Ассоциация черногорцев (АМ) была создана во Враке, недалеко от города Шкодер, на севере Албании, как социально-культурная организация, а не как открыто политическая группа. Хотя черногорцы не были признаны албанскими властями в качестве отдельного национального меньшинства, Ассоциация утверждала, что насчитывает более 1000 членов, представляющих интересы 2500-летнего меньшинства, проживающего в основном в окрестностях Шкодера. АМ оспорил официальную статистику, опубликованную Тираной в начале 1990-х годов, согласно которой число черногорцев и сербов составляло всего 100 человек. Некоторые албанские официальные лица утверждали, что с начала демократических перемен страну покинули несколько сотен славян, в том числе как сербов и черногорцев, чтобы цифры были точными. Члены Ассоциации выступали за продвижение культуры и обычаев черногорцев и призывали к признанию черногорского и сербского меньшинств в Албании и возвращению исконных славянских имен членам этих меньшинств. АМ планировал вновь открыть начальные школы на родном языке и создать черногорско-сербский клуб.
- ^ Манджола Ксаксо. Права меньшинств и Республика Албания: отсутствие реализации (отчет). стр. 20–21.
С началом демократических процессов в Албании почти все черногорское меньшинство уехало в Черногорию. Экономические трудности и напряженность, возникшая в бывшей Югославии, побудили часть уехавших вернуться в свои дома в Албании. Около 600 из двух тысяч человек, переехавших в Черногорию, вернулись в свои дома. Остальные либо продолжили жить в Черногории (большинство), либо переехали в другие страны Западной Европы, США или Канаду.
- ^ Jump up to: а б с Стейнке, Клаус; Юлли, Джелал (2013). Славянские меньшинства в Албании (СМА). 4-я часть: Врака – Боракай . Мюнхен: Издательство Отто Сагнера. ISBN 9783866883635 . п. 9. «Сегодня на восточном берегу озера Шкодра в районе Врака расположены четыре деревни, в которых часть жителей говорит на черногорском диалекте. Это деревни Боричи и Мадх (Борич Вели), Боричи и Вогель (Борич Мали/Борич Стари/Борич Везиров), Гриль (Гриль) и Омарай (Омара), которые административно входят в состав муниципалитета Груэмира в регионе Малесия-э-Мадхе. В эту группу также входят деревни Штойи-и-Ри и Штойи-и-Вьетер в муниципалитете Рретинат и, расположенная дальше к северо-западу от Коплика, деревня Камица (Каменица). который принадлежит муниципалитету Кендер в регионе Малесия-э-Мадхе, также есть другие носители, проживающие в городе и в районе Шкодра. Черногорский диалект делится на две группы: православные и мусульманские славяноязычные. Первая, меньшая группа, проживает в Боричи-и-Вогеле, Гриле, Омарае и Камице, вторая, более крупная группа - в Боричи-и-Мадхе и в Штойе. Обе конфессии представлены славяноязычными. живущие в Шкодре... Мусульмане обычно называют себя подгоричанскими «иммигрантами». Подгорица» и выходцы из Зеты, Подгорицы, Тузи и т. д.».
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Стейнке и Юлли, 2013, с. 20. «За исключением Боричи-и-Мада, а также Штоя, где славяноязычные образуют компактную группу внутри соответствующей местности, в других деревнях они стали численно незначительными»; п. 103. «Боричи и Мад - Борич Вели. Деревня на треть состоит из славяноязычных мусульман. Вместе со Штой Боричи и Мад образуют крупнейшее компактное поселение подгоричан во Враке.»; п. 108. «Боричи и Вогель - Борич Мали / Стари / Везиров. Славяноязычные Боричи и Вогель, насчитывающие примерно 15 семей, образуют единственную компактную группу православных во Враке»; п. 111. "Гриль - Гриль. Официально в Гриле проживает 1090 жителей или 195 семей. Информация о количестве православных семей черногорского меньшинства варьируется от двух до трех и десяти. Албанская школа во Враке и недавно построенная школа находятся Здесь находится православная церковь, в которой, естественно, нет священника. Православные жители изначально должны ехать из Черногории в Дарагят и оттуда. Во Враку он переехал в 1935-1936 годах, как говорит ВК. Он также один из немногих репатриантов, которые уехали в Черногорию в начале 1990-х годов и вернулись обратно."; п. 117. "Камица - Каменица. Деревня почти заброшена, и сегодня там проживают всего пять или шесть семей православных меньшинств и несколько приехавших албанских семей."; п. 126. «Омарай - Омара. В Омарадже живут только две православные семьи»; п. 131. «Штойи - Штой. Сегодня в Штой-и-Ветере проживает около 30 мусульманских семей и 17 в Штой-и-Ри, т.е. подгоричане».
- ^ Jump up to: а б с Тошич, Елена (2015). «Город« спокойствия »: народная мобильность и генеалогия урбанизации на границе юго-восточной Европы». Исследования Юго-Восточной Европы и Черного моря . 15 (3): 391–408. дои : 10.1080/14683857.2015.1091182 . стр. 394–395. «Как отмечалось выше, народный термин мобильности «Подгоричани» (буквально означающий «люди, пришедшие из Подгорицы», современной столицы Черногории) относится к потомкам балканских мусульман, которые мигрировали в Шкодру в четыре исторических периода и в самые высокие времена. цифры после Берлинского конгресса 1878 года. Как и Улькинак, Подгоричани, таким образом, олицетворяют массовое насильственное перемещение мусульманского населения с Балкан и «несмешение народов» (см., например, Brubaker 1996, 153) во время отступления Османской империи, что только недавно вызвало новый научный интерес (например, Blumi 2013; Chatty 2013)».
- ^ Jump up to: а б с Грубер, Зигфрид (2008). «Домохозяйства в городской Албании в 1918 году». История семьи . 13 (2): 138–151. дои : 10.1016/j.hisfam.2008.05.002 . S2CID 144626672 . п. 142. «Миграция в Шкодру происходила в основном из деревень к юго-востоку от города и из городов Подгорица и Улцинь в Черногории. Это было связано с независимостью Черногории от Османской империи в 1878 году и приобретением дополнительные территории, например, Ульцинь в 1881 году (Иппен, 1907, стр. 3)».
- ^ Jump up to: а б Специальный отчет - О правах меньшинств в Албании (PDF) (Отчет). Омбудсмен Республики Албания. 2014. С. 13–14. Архивировано из оригинала (PDF) 5 июля 2016 года . Проверено 29 декабря 2017 г.
Сербско-черногорское меньшинство на протяжении прошлого столетия было объектом несправедливости со стороны государственных структур того времени, а институциональные репрессивные меры приводили к дискриминации и попыткам ассимилировать это меньшинство. Эта репрессивная политика ассимиляции началась с режима короля Зога, который запретил школы на сербском языке и продолжился при коммунистическом режиме, когда было запрещено сербско-черногорское гражданство, а также имена и, в частности, фамилии, заканчивающиеся характерным суффиксом. «ич», а также право на образование и право на информацию на родном языке, право поддерживать контакты с родиной, право на религию и т. д.
- ^ Люк, Дэвид. «Турецкий регистр 1485*» . Kulturserver-hamburg.de (на албанском языке) . Проверено 30 апреля 2011 г.
В течение четырех столетий подряд (XI-XIV) с небольшими перерывами провинции Северной Албании (примерно те, которые войдут в состав Санджака Шкодры) оставались под властью сербских феодалов государства Диокла и Раши.
- ^ Файн 1991, с. 193
- ^ Коти 2006, параграф. 1, 2
- ^ Файн 1991, с. 206
- ^ Миладин Стеванович; Вук Бранкович (сербский дворянин) (2004). Вук Бранкович . Книжная коммерция. п. 38. ISBN 9788677120382 . Проверено 20 апреля 2013 г.
После битвы при Вельбужде молодой король Душан, репутация которого значительно выросла, получил от своего отца управление Зетой, базирующейся в Шкодере.
- ^ Вклад в литературу, язык, историю и фольклор . Том. 51–52. Государственная типография. 1988 год 94.
- ^ Анамали, Скендер и Прифти, Кристак. История албанского народа в четырех томах. Публикации Тоэна, 2002, ISBN 99927-1-622-3 стр. 231-232
- ^ Надин, Люсия. Statuti di Scutari: della prima Meta del secolo XIV con le addizioni fino al 1469 / Статуты Шкодры: в первой половине XIV века с дополнениями до 1469 года. Тирана: Онуфри, 2012.
- ^ Робертс, Элизабет (2005). Царство Черной горы: история Черногории . Лондон: Издательство Корнельского университета. ISBN 9780801446016 . п. 22. «Тем временем оккупация Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины, которая была признана на конгрессе, действовала как блок для территориальных амбиций черногорцев в Герцеговине, чьи православные славянские жители были культурно близки черногорцам. Вместо этого Черногория могла только расширяться. на юг и восток, в земли, населенные в основном албанцами – как мусульманами, так и католиками – и славянами-мусульманами... Районы к югу и востоку от Подгорица была населена албанцами из преимущественно католических племен, а дальше на востоке также были сосредоточены славянские мусульмане. Сама Подгорица долгое время была османским торговым центром с частично турецким, но в основном славянским мусульманским и албанским населением. население должно было разбавить численность черногорцев, чья первая лояльность была связана с черногорским государством и династией Петровичей, но это не считалось достаточной причиной для того, чтобы черногорцы воздерживались от стремясь получить дополнительную территорию».
- ^ Блюми, Иса (2003). «Оспаривание границ Османской империи: переосмысление этнических и конфессиональных границ в Малесоре, 1878–1912». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 35 (2): 237–256. дои : 10.1017/S0020743803000102 . JSTOR 3879619 . S2CID 162217114 . п. 254. сноска 38. «Надо отметить, что на протяжении всей второй половины 1878 года и первых двух месяцев 1879 года большинство албаноязычных жителей Шпузы и Подгорицы, также отданных Берлином Черногории, оказывали массовое сопротивление. Результатом переноса Подгорицы (и Антивари на побережье) стал поток беженцев. См., например, AQSH. E143.D.1054.f.1 за письмо (от 12 мая 1879 г.) Дервишу-паше, военному командиру в Ишкодре, с подробным описанием бегства мусульман и католиков из Подгорицы».
- ^ Инес Анхель Мурзаку (2009). Возвращение домой в Рим: монахи-василиане Гроттаферрата в Албании . Аналекта Криптоферрис. п. 154. ИСБН 978-88-89345-04-7 .
- ^ Роберт Элси (2005). Албанская литература: Краткая история . ИБТаурис. стр. 132–. ISBN 978-1-84511-031-4 .
- ^ Майкл Энтони Селлс (27 сентября 1996 г.). Преданный мост: религия и геноцид в Боснии . Издательство Калифорнийского университета. стр. 55–. ISBN 978-0-520-92209-9 .
- ^ «Сербская диаспора | Соседние страны | ПРОБЛЕМЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ СЕРБО-МОНЕГОРЕНСКОГО МЕНЬШИНСТВА В АЛБАНИИ» . Архивировано из оригинала 15 июня 2015 г. Проверено 30 июня 2014 г.
- ^ Ежедневный отчет: Восточная Европа 116–126 . Служба. 1994.
Сообщение о том, что албанские власти пытались насильственно переселить представителей сербского и черногорского меньшинств, жителей Враки и Подгорицани, из деревень Стари Борич и Млади Борич, в которых они всегда проживали, вызвало большую обеспокоенность среди Югославская общественность.
- ^ Ежедневный отчет: Восточная Европа, 136–146 . 1995.
В этом случае албанские власти попытались насильственно реквизировать землю у представителей сербского и черногорского меньшинства из деревень Стари Борич и Млади Борич недалеко от Шкодры, потребовав от них подписать заявление...
- ^ Обзор новостей IDSA о СССР/Европе . Институт оборонных исследований и анализа. Январь 1991 г. с. 293.
- ^ Янич, Душан; Лаладж, Анна; Пула, Бесник (2013). «Косово при режиме Милошевича» . В Инграо, Чарльз В.; Эммерт, Томас А. (ред.). Противостояние югославским противоречиям: инициатива ученых . Издательство Университета Пердью. п. 290. ИСБН 9781557536174 .
- ^ Эрмина де Сото (1 января 2002 г.). Бедность в Албании: качественная оценка . Публикации Всемирного банка. п. 91. ИСБН 978-0-8213-5109-3 .
Источники
[ редактировать ]- Отчеты
- Джакшо, М. Права меньшинств и Республика Албания: отсутствие реализации (отчет). lup.lub.lu.se.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ассоциация сербско-черногорского меньшинства в Республике Албания «МОРАЧА-РОЗАФА»
- Квадратура круга: Как сербы стали албанцами , Белград: РТС (документальный фильм на сербском языке)
- Сербы в Албании , Валево: Телевидение Вуича, заархивировано с оригинала 19 декабря 2021 г.,
29 мин.
(Документальный фильм на сербском языке)