Jump to content

Сербы и черногорцы в Албании

Сербско-черногорское меньшинство в Албании
Сербия Черногория Албания
Общая численность населения
586 сербов
511 черногорцев
(перепись 2023 г.) [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
Шкодерский уезд
Языки
Албанский и сербский / черногорский
Религия
Православное христианство, суннитский ислам

Сербы и черногорцы ( сербы-черногорцы ) — этнолингвистическая общность в Албании . Они являются одним из признанных национальных меньшинств. Население было сконцентрировано в районе Врака , но в 1990-х годах большая часть эмигрировала. Сообщество двуязычное и большинство придерживается восточного православия , тогда как меньшинство исповедует ислам. Большая часть сербско-черногорской общины прибыла в Албанию из Черногории в межвоенный период Зогистов после 1926 года, а затем с 1938 по 1948 год. [ 2 ] По последней переписи населения (2011 г.) 366 граждан заявили себя черногорцами и 142 - сербами.

Терминология

[ редактировать ]

Сообщество широко известно как сербы-черногорцы ( черногорский / сербский : Srbi-Crnogorci , Srbi-Crnogorci ; албанский : Serbomalazezët në Shqipëri ), « сербы » ( Srbi ) или « черногорцы » ( Crnogorci ). также назвал его -черногорским меньшинством сербско Совет Европы . [ 3 ] или просто сербо-черногорцы . [ 4 ]

Демография

[ редактировать ]

В конце 19-20 веков из 600-700 человек православного вероисповедания, проживавших в городе Шкодер, около 500-600 были сербами-черногорцами. [ 5 ] В районе Враки проживало 600-700 православных славян. [ 5 ]

Во время Первой мировой войны оккупационные австро-венгерские войска провели перепись (1916–1918) частей Албании, которые они контролировали. [ 6 ] На территории, соответствующей современному более широкому Шкодерскому региону, поселения, в которых проживало славяноязычное население, имели следующую этническую и религиозную демографию: [ 6 ]

  • Коплик (12 населенных пунктов считаются за один) - 199 дворов, 1429 человек: 1427 албанцев, 2 сербохорвата; 2 православных, 1427 мусульман. [ 6 ]
  • Буза э Ужит (в состав села входили населенные пункты Флаке, Джубица, Калдрун, Камице, Стербице) - 117 дворов, 755 человек: 677 албанцев, 78 сербохорватов; 167 католиков, 86 православных, 502 мусульманина. [ 6 ]
  • Борич (Борич-и-Ри и Борич-и-Ветер считались одним поселением) - 61 домохозяйство, 482 человека: 482 албанца; 3 католика, 479 православных. [ 6 ]
  • Гриле - 28 домохозяйств, 205 человек: 1 албанец, 204 сербохорвата; 1 католик, 204 православные. [ 6 ]
  • Рраш-Куллай – 10 дворов, 122 человека: 122 албанца; 122 Православные. [ 6 ]
  • Омарай - 25 домохозяйств, 153 человека: 5 албанцев, 148 сербохорватов; 4 католика, 148 православных, 1 мусульманин. [ 6 ]
  • Рраш – 9 домохозяйств, 102 человека: 102 албанца; 83 православных, 19 мусульман. [ 6 ]
  • Штой - 35 дворов, 166 человек: 166 сербохорватов; 7 католиков, 159 мусульман. [ 6 ]
  • Тарабош - 19 домохозяйств, 197 человек (в том числе цыгане): 19 албанцев, 24 сербохорвата; 2 католика, 7 православных, 188 мусульман. [ 6 ]
  • Сукат э Везирит - 20 домохозяйств, 164 человека, 161 албанец, 3 сербохорвата; 6 католиков, 2 православных, 155 мусульман. [ 6 ]

Лингвисты Клаус Штайнке и Джелал Юлли считают общие результаты переписи населения первым источником достоверной информации о количестве домохозяйств и жителей, а также этническом и религиозном составе этих мест. [ 6 ] Однако оба лингвиста отмечают, что данные по Боричу и Рраш-Куллаю несколько неясны, поскольку жители там называются как албанцами, так и православными. [ 6 ]

В албанской переписи 1989 года не было точных данных о меньшинствах Враки. [ 7 ] В начале 1990-х годов ученый Слободан Щепанович прибегнул к сбору информации посредством интервью с отдельными албанскими иммигрантами и албанскими гражданами региона, приехавшими в Югославию. Не указывая источников, он привел следующие «нынешние» цифры: [ 8 ]

В то время в округе Шкодер , в регионе Врака , проживала большая часть общины:

  • Борич и Вогель (Стари/Мали Борич), большинство сербов-черногорцев (67 семей) и меньшинство албанцев (8 семей)
  • Борич и Мадх (Млади / Велики Борич), большинство славянских мусульман (Подгоричани) родом из Подгорицы (86 семей) и меньшинства албанцев (20 семей) и сербов-черногорцев (6 семей)
  • Гриле (Гриль), большинство сербов-черногорцев (76 семей) и меньшинство албанцев (9 семей)
  • Омарай (Омара), большинство сербов-черногорцев (68 семей) и меньшинство албанцев (11 семей)
  • Рраш-Куллай (Раш и Куле) был населен сербами-черногорцами до Второй мировой войны, когда все население эмигрировало в Югославию.

По официальной статистике правительства Албании (начало 1990-х годов) численность черногорской общины составляла 100 человек, поскольку некоторые правительственные чиновники Албании заявили, что эти цифры были точными, поскольку 700 из них покинули Албанию в ходе процесса демократизации. [ 9 ] Ассоциация черногорцев (AM), социально-культурная организация, основанная во Враке, заявила, что насчитывает около 1000 членов, которые представляют интересы сообщества из 2500 человек, проживающего в Шкодере и его окрестностях. [ 9 ] В то время AM призывал правительство Албании признать черногорскую и сербскую общины в Албании и предоставить определенные языковые, образовательные, культурные и другие права. [ 9 ] По оценкам Албанского Хельсинкского комитета в 1990-х годах, их было ок. Всего 2000 «сербов-черногорцев» с центром во Враке. В начале 1990-х почти все обосновались в Черногории, но позже около 600 из 2000 вернулись обратно в Албанию. [ 10 ] [ 7 ]

В начале 2010-х годов лингвисты Клаус Штайнке и Джелал Юлли, пытаясь подтвердить, что деревни, упомянутые в прошлой литературе как славяноязычные, провели полевые исследования в населенных пунктах этого района. [ 11 ] В районе Шкодера есть семь деревень со славяноязычным населением, говорящим на черногорском диалекте. [ 11 ]

  • Борич-и-Мадх - одна треть населения компактна и состоит из мусульман Подгоричани. [ 12 ]
  • Борич и Вогель - населено 15 семьями, а славяноязычные семьи - единственная компактная группа православных во Враке. [ 12 ]
  • Гриле - официально в деревне проживает 1090 жителей или 195 семей, тогда как количество православных черногорских семей колеблется от двух, трех до десяти. [ 12 ] В Гриле существует албанская школа и недавно построенная православная церковь без священника. [ 12 ] По словам местных славяноязычных жителей, православное население переехало из Черногории в Даррагят из-за кровной мести, а затем, между 1935 и 1936 годами, они переселились в район Врака, в такие места, как Гриле. [ 12 ] Некоторые православные черногорцы из деревни переехали в Черногорию в 1990-х годах, а некоторые после этого вернулись в Гриле. [ 12 ]
  • Омарай – в селе осталось всего две православные черногорские семьи. [ 12 ]
  • Камице - деревня почти заброшена, осталось пять или шесть православных черногорских семей, а также несколько албанских семей. [ 12 ]
  • Добавить Новое - в селе компактно проживают 17 мусульманских семей Подгорицани. [ 12 ]
  • Добавить Старое - в селе компактно проживают 30 мусульманских семей Подгорицани. [ 12 ]
  • Шкодер (город) - здесь проживают несколько православных черногорских и мусульманских семей Подгорицы. [ 13 ] [ 14 ] [ 11 ]

Организации сербо-черногорского меньшинства, а также организации других групп меньшинств призвали бойкотировать перепись 2011 года из-за разногласий по поводу того, как обрабатывать этнические и религиозные декларации, а также по другим вопросам. Официальная статистика насчитала 366 черногорцев и 142 серба. [ 15 ]

Средневековый период

[ редактировать ]
Икона из монастыря Арденица со сценами жизни и чудес Иоанна Владимира по его греческому житию.

С небольшими перерывами территория, которая позже вошла в состав Санджака Скутари в Османской империи , на протяжении многих столетий принадлежала сербским средневековым феодальным государствам. [ 16 ] Согласно императору Константину VII (годы правления 913–959), первые сербы жили в бывших римских провинциях Далмация , Праэвалитана и Мезия . Во время правления Часлава Клонимировича (годы правления 927–960) вся Албания была частью Болгарской империи (восточной) и Византийской империи ( Диррахий (тема) , западная морская). После византийской аннексии Рашки сербское княжество Дукля стало главным сербским государством и включало большую часть земель к северу от Дурреса, при этом Шкодер был важным городом. Император Болгарии Самуил (годы правления 997–1014) к 997 году завоевал всю Фессалию, Эпир, Македонию и большую часть современной Албании. [ 17 ]

Йован Владимир правил Дуклей во время войны между византийским императором Василием II и Самуилом. Владимир якобы отступил в Коплик , когда Самуил вторгся в Дуклю, и впоследствии был вынужден принять болгарское вассалитет. Позже Владимир был убит булгарами и получил культ; Шингджон (праздник святого Иоанна Владимира), который отмечают албанские православные христиане. [ 18 ] В 1018 году Василий II завоевал большую часть Балкан и основал Охридское архиепископство для южных славян. В 1030-х годах Стефан Воислав изгнал последних стратегов и разбил византийцев (1042 г.), а затем сделал своей столицей Шкодер (Скадар). [ 19 ]

Руины церкви Ширдж , основанной Еленой Анжуйской , королевой-консортом Сербии (1245–1276).

Константин Боден принял крестоносцев крестового похода 1101 года в Шкодере. После династической борьбы в XII веке Шкодер стал частью провинции Неманич- Зета . В 1330 году Стефан Урош III назначил своего сына Стефана Душана «Молодым королем» и правителем Зеты, сидящим в Шкодере. [ 20 ] Согласно « Хронике священника Дукли» , несколько сербских правителей и членов династии Воиславлевичей Дукли были похоронены в церкви Ширдж на реке Бояна , основанной Еленой Анжуйской , королевой-консортом Сербского королевства (1245–1276), такие как как Константин Боден, Михаил I , Доброслав , Владимир и Градиня . [ 21 ]

Во время падения Сербской империи (14 век) Шкодер был захвачен семьей Балшичей Зеты , которая сдала город Венеции , чтобы сформировать защитную зону от Османской империи . Во время венецианского правления город принял Статуты Скутари , гражданский закон, написанный на венецианском языке , который также содержал албанские элементы, такие как Беса и Гьякмаррия . [ 22 ] [ 23 ] Княжество Зета , бывшее вассалом Османской империи, утратило свой статус независимого государства и было в значительной степени включено в состав Санджака Скутари в 1499 году. В 1514 году эта территория была отделена от Санджака Скутари и учреждена как отдельный санджак под властью Скендербега Црноевича . Когда он умер в 1528 году, санджак Черногории был вновь включен в состав санджака Скутари как уникальная административная единица ( вилайет ) с определенной степенью автономии. [ нужна ссылка ]

Современный

[ редактировать ]
Коста Миличевич начала 20 века. -импрессионист , художник

Во время черногорско-османской войны (1876–1878 гг.) Черногорской армии удалось захватить определенные районы и поселения вдоль границы и включить их в состав государства, например город Подгорица , в котором проживало значительное количество славянских мусульман. [ 24 ] Мусульманское население Подгорицы бежало. [ 25 ] и славянские мусульмане из города мигрировали и переселились в город Шкодер и его окрестности. [ 14 ] [ 13 ] С 1878 года существует небольшая мусульманская черногорскоязычная община, живущая недалеко от Шкодера и известная как Подгоричани из-за своего происхождения из Подгорицы в Черногории. [ 13 ] [ 14 ]

В поздний османский период французский консул в Шкодере отметил настроения жителей Враки, желающих объединиться с Черногорией, хотя это было невозможно из-за удаленности Враки от тогдашней границы. [ 5 ]

Флаг Черногории в Шкодере во время осады Скутари во время Первой Балканской войны

В межвоенный период отношения между королем Зогом и Югославией были менее проблематичными, а югославско-албанские границы допускали свободное передвижение населения. [ 2 ] Большая часть сербско-черногорской общины прибыла в Албанию из Черногории в межвоенный период Зогистов после 1926 года, а затем с 1938 по 1948 год. [ 2 ] В то время во Враке была бедная земля, и она все еще была неосвоенной территорией. [ 2 ] В отличие от албанских жителей этого района, новое население из Черногории имело навыки обращения с железным плугом и автомобилями для обработки земли. [ 2 ]

Сербское меньшинство в Скутари служило литургию на сербском языке. Сербский митрополит Скутарский участвовал в Албанском Синоде. [ 26 ]

Приветствие сербской армии в Дурресе , 1912 год.

Врака известна тем, что была местом, где 23 апреля 1933 года поэт Миллош Гьерг Николла стал учителем, и именно в этот период он начал писать прозаические очерки и стихи. [ 27 ]

Социалистическая Албания (1944–1992)

[ редактировать ]
В 1946 году серб, изображенный как « четник », был занят принудительным трудом в северной Албании . Позади него стоит албанец, заставляющий его работать. «Четник» украшен флагом Народной Республики Албания , что означает его подчинение албанскому режиму.

В рамках политики ассимиляции во время правления коммунистического режима в Албании сербам-черногорцам не разрешалось иметь сербские имена, особенно фамилии, заканчивающиеся характерным суффиксом «ич». [ 15 ]

После студенческого протеста 1981 года в Косово албанские сербы пожаловались на притеснения и давление с целью заставить их покинуть страну. [ 28 ]

Современный

[ редактировать ]

В 1990 году большая часть меньшинства Враки уехала в Черногорию. [ 7 ] Когда граница открылась, многие члены общины уехали в период с марта по декабрь 1991 года в Черногорию, а Врака, Борич и другие близлежащие районы сильно обезлюдели. [ 2 ] За это время из-за экономических проблем и напряженности, возникших в районах бывшей Югославии, около 600 из них вернулись домой в Албанию. [ 7 ] Ассоциация Морача-Розафа была основана в 1992 году. [ 29 ]

Во время югославских войн имели место случаи насилия против сербско-черногорского меньшинства в таких местах, как Врака , Борич-и-Вогель и Борич-и-Мад , где албанское правительство пыталось насильно отобрать у них землю. Поступали сообщения о том, что албанское правительство также пыталось насильственно переселить сербов-черногорцев и подгоричан из Борич-и-Вогеля, Борич-и-Мада, Враки и других мест. [ 30 ] [ 31 ]

В марте 1992 года в рамках государственной политики Сербии и Черногории по увеличению числа сербов в Косово почти 3000 человек из сербского меньшинства в Албании эмигрировали в регион после того, как приняли предложение правительства о работе и жилье в этом районе. [ 32 ] [ 33 ] [ 5 ] Другая волна пришла с войной в Косово .

В начале двадцать первого века сообщество живет в основном за счет торговли с Черногорией, и многие его члены считают общественные отношения с албанскими жителями хорошими. [ 34 ]

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Перепись населения и жилищного фонда 2023 года» (PDF) . Институт статистики (ИНСТАТ).
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Миранда Викерс; Джеймс Петтифер (1997). Албания: от анархии к балканской идентичности . Издательство C. Hurst & Co. п. 203. ИСБН  978-1-85065-279-3 .
  3. ^ Отчет ECRI по Албании (PDF) . Coe.int (Отчет). 2010. с. 31 . Получено 20 декабря.
  4. ^ Франческо Палермо; Натали Сабанадзе (14 февраля 2011 г.). Национальные меньшинства в межгосударственных отношениях . БРИЛЛ. стр. 121–. ISBN  978-90-474-2942-5 .
  5. ^ Jump up to: а б с д Клейер, Натали (2007). Истоки албанского национализма: рождение преимущественно мусульманской нации в Европе . Париж: Картала. ISBN  9782845868168 . п. 65. "Шкодер... В городке насчитывалось от шести до семисот человек, в том числе от пяти до шестисот "сербо-черногорцев"... Деревня Вракэ, расположенная в часе - полутора часах ходьбы к северу от Шкодера, имела от семи до восьмисот славяноязычных православных. По словам французского консула, жители этого села хотели присоединиться к Черногории, что было невозможно в сложившейся ситуации. расстояние от границы.[15]... [15] Столетие спустя их потомки эмигрировали в Югославию после падения коммунистического режима и поселились… в Косово».
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Steinke & Ylli 2013 , стр. 17 «Первая достоверная информация о количестве домов и жителей, а также об этническом и религиозном составе мест предоставлена ​​СЕЙНЕРОМ (1922: 29, 32). Только две части информации неясны. , а именно для Борича и Рраша Куллая, потому что жители там называются албанцами и православными одновременно.... Хаузер Х, житель Е, албанец А, сербохорваты Скр, католики К, Православные О, Мусульмане М.... Коплик[сноска 21] 199 Х, 1429 Е, 1427 А, 2 Скр, 2 О, 1427 М; Буза э Ужит[22] 177 Х, 755 Е 667 А, 78 Скр, 167; К, 86 О, 502 М Боричи[23] 61; Н, 482 Е, 482 А, 3 К, 479 Е; Гриль 28 Н, 205 Е, 1 А, 204 Скр, 1 К, 204 Е; Омарай[25] 25 Х, 153 е, 5 А, 148 Скр, 4К, 148Е, 1М Рраши 9Н, 102Е, 83Е, 19М Штойи (Хамидия) 35Н, 166Е, 166Скр, 7К, 159М] Е, 19 А, 24 Скр, 2 К, 7 Е, 188; M; Сукат э Везирит 20 H, 164 E, 161 A, 3 Skr, 6 K, 2 O, 155 M.... Сноски: [21] Включает двенадцать деревень или, Виетель, [22] Включает деревни Флака, Джубица, Калдрун, Камица, Стербица, [23] Боричи и Ри и Боричи и Вьетер, [24] Указано как Куллат э Ррашит, [25] Представлено как Омарет э Вракес, [26] Из них 154 были Зигенерами.
  7. ^ Jump up to: а б с д Генов, Николай (2006). Этническая принадлежность и средства массовой информации в Юго-Восточной Европе . Лит Верлаг. п. 25. ISBN  9783825893484 . "Врака к северу от города Шкодры и недалеко от границы с Черногорией. Точных данных об этом национальном меньшинстве в переписи населения 1989 года нет. Считалось, что оно насчитывало около 2000 человек. Почти все они уехали в Черногория в 1990 году. Экономические трудности и напряженность, возникшая в бывшей Югославии, вынудили около 600 из них вернуться в свои дома в Албании.
  8. ^ Стейнке и Юлли 2013 , с. 19 «Не указывая источник, ШЧЕПАНОВИЧ (1991: 716-717) приводит следующие «текущие» цифры: Омара — 79 домохозяйств, из них 68 — Црногорских, 11 — албанских; Гриль 85 домохозяйств, из них 76 черногорских, 9 албанских; Стари (Мали) Борич 75 семей, из них 67 черногорских, 8 албанских, Велики (Млади) Борич 112 семей, из них 86 подгоричанских, 6 черногорских и 20 албанских семей. СТОППЕЛЬ (2012: 28) говорит следующее о черногорцах в Албании: «Это (по оценкам, согласно опросам Хельсинкского комитета в 1999 году) около 1800-2000 сербоязычных людей в районе озера Шкодер и на северной горной окраине с Черногория, которая была заявлена ​​в 1989 году довольно символично, с населением около 100 человек, а после В 1991 году большинство из них первоначально переехало в Югославию».
  9. ^ Jump up to: а б с Вэнс, Чарльз; Пайк, Юнсун (2006). Управление глобальной рабочей силой: проблемы и возможности в международном управлении человеческими ресурсами . Я Шарп. п. 713. ИСБН  9780765620163 . Ассоциация черногорцев (АМ) была создана во Враке, недалеко от города Шкодер, на севере Албании, как социально-культурная организация, а не как открыто политическая группа. Хотя черногорцы не были признаны албанскими властями в качестве отдельного национального меньшинства, Ассоциация утверждала, что насчитывает более 1000 членов, представляющих интересы 2500-летнего меньшинства, проживающего в основном в окрестностях Шкодера. АМ оспорил официальную статистику, опубликованную Тираной в начале 1990-х годов, согласно которой число черногорцев и сербов составляло всего 100 человек. Некоторые албанские официальные лица утверждали, что с начала демократических перемен страну покинули несколько сотен славян, в том числе как сербов и черногорцев, чтобы цифры были точными. Члены Ассоциации выступали за продвижение культуры и обычаев черногорцев и призывали к признанию черногорского и сербского меньшинств в Албании и возвращению исконных славянских имен членам этих меньшинств. АМ планировал вновь открыть начальные школы на родном языке и создать черногорско-сербский клуб.
  10. ^ Манджола Ксаксо. Права меньшинств и Республика Албания: отсутствие реализации (отчет). стр. 20–21. С началом демократических процессов в Албании почти все черногорское меньшинство уехало в Черногорию. Экономические трудности и напряженность, возникшая в бывшей Югославии, побудили часть уехавших вернуться в свои дома в Албании. Около 600 из двух тысяч человек, переехавших в Черногорию, вернулись в свои дома. Остальные либо продолжили жить в Черногории (большинство), либо переехали в другие страны Западной Европы, США или Канаду.
  11. ^ Jump up to: а б с Стейнке, Клаус; Юлли, Джелал (2013). Славянские меньшинства в Албании (СМА). 4-я часть: Врака – Боракай . Мюнхен: Издательство Отто Сагнера. ISBN  9783866883635 . п. 9. «Сегодня на восточном берегу озера Шкодра в районе Врака расположены четыре деревни, в которых часть жителей говорит на черногорском диалекте. Это деревни Боричи и Мадх (Борич Вели), Боричи и Вогель (Борич Мали/Борич Стари/Борич Везиров), Гриль (Гриль) и Омарай (Омара), которые административно входят в состав муниципалитета Груэмира в регионе Малесия-э-Мадхе. В эту группу также входят деревни Штойи-и-Ри и Штойи-и-Вьетер в муниципалитете Рретинат и, расположенная дальше к северо-западу от Коплика, деревня Камица (Каменица). который принадлежит муниципалитету Кендер в регионе Малесия-э-Мадхе, также есть другие носители, проживающие в городе и в районе Шкодра. Черногорский диалект делится на две группы: православные и мусульманские славяноязычные. Первая, меньшая группа, проживает в Боричи-и-Вогеле, Гриле, Омарае и Камице, вторая, более крупная группа - в Боричи-и-Мадхе и в Штойе. Обе конфессии представлены славяноязычными. живущие в Шкодре... Мусульмане обычно называют себя подгоричанскими «иммигрантами». Подгорица» и выходцы из Зеты, Подгорицы, Тузи и т. д.».
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Стейнке и Юлли, 2013, с. 20. «За исключением Боричи-и-Мада, а также Штоя, где славяноязычные образуют компактную группу внутри соответствующей местности, в других деревнях они стали численно незначительными»; п. 103. «Боричи и Мад - Борич Вели. Деревня на треть состоит из славяноязычных мусульман. Вместе со Штой Боричи и Мад образуют крупнейшее компактное поселение подгоричан во Враке.»; п. 108. «Боричи и Вогель - Борич Мали / Стари / Везиров. Славяноязычные Боричи и Вогель, насчитывающие примерно 15 семей, образуют единственную компактную группу православных во Враке»; п. 111. "Гриль - Гриль. Официально в Гриле проживает 1090 жителей или 195 семей. Информация о количестве православных семей черногорского меньшинства варьируется от двух до трех и десяти. Албанская школа во Враке и недавно построенная школа находятся Здесь находится православная церковь, в которой, естественно, нет священника. Православные жители изначально должны ехать из Черногории в Дарагят и оттуда. Во Враку он переехал в 1935-1936 годах, как говорит ВК. Он также один из немногих репатриантов, которые уехали в Черногорию в начале 1990-х годов и вернулись обратно."; п. 117. "Камица - Каменица. Деревня почти заброшена, и сегодня там проживают всего пять или шесть семей православных меньшинств и несколько приехавших албанских семей."; п. 126. «Омарай - Омара. В Омарадже живут только две православные семьи»; п. 131. «Штойи - Штой. Сегодня в Штой-и-Ветере проживает около 30 мусульманских семей и 17 в Штой-и-Ри, т.е. подгоричане».
  13. ^ Jump up to: а б с Тошич, Елена (2015). «Город« спокойствия »: народная мобильность и генеалогия урбанизации на границе юго-восточной Европы». Исследования Юго-Восточной Европы и Черного моря . 15 (3): 391–408. дои : 10.1080/14683857.2015.1091182 . стр. 394–395. «Как отмечалось выше, народный термин мобильности «Подгоричани» (буквально означающий «люди, пришедшие из Подгорицы», современной столицы Черногории) относится к потомкам балканских мусульман, которые мигрировали в Шкодру в четыре исторических периода и в самые высокие времена. цифры после Берлинского конгресса 1878 года. Как и Улькинак, Подгоричани, таким образом, олицетворяют массовое насильственное перемещение мусульманского населения с Балкан и «несмешение народов» (см., например, Brubaker 1996, 153) во время отступления Османской империи, что только недавно вызвало новый научный интерес (например, Blumi 2013; Chatty 2013)».
  14. ^ Jump up to: а б с Грубер, Зигфрид (2008). «Домохозяйства в городской Албании в 1918 году». История семьи . 13 (2): 138–151. дои : 10.1016/j.hisfam.2008.05.002 . S2CID   144626672 . п. 142. «Миграция в Шкодру происходила в основном из деревень к юго-востоку от города и из городов Подгорица и Улцинь в Черногории. Это было связано с независимостью Черногории от Османской империи в 1878 году и приобретением дополнительные территории, например, Ульцинь в 1881 году (Иппен, 1907, стр. 3)».
  15. ^ Jump up to: а б Специальный отчет - О правах меньшинств в Албании (PDF) (Отчет). Омбудсмен Республики Албания. 2014. С. 13–14. Архивировано из оригинала (PDF) 5 июля 2016 года . Проверено 29 декабря 2017 г. Сербско-черногорское меньшинство на протяжении прошлого столетия было объектом несправедливости со стороны государственных структур того времени, а институциональные репрессивные меры приводили к дискриминации и попыткам ассимилировать это меньшинство. Эта репрессивная политика ассимиляции началась с режима короля Зога, который запретил школы на сербском языке и продолжился при коммунистическом режиме, когда было запрещено сербско-черногорское гражданство, а также имена и, в частности, фамилии, заканчивающиеся характерным суффиксом. «ич», а также право на образование и право на информацию на родном языке, право поддерживать контакты с родиной, право на религию и т. д.
  16. ^ Люк, Дэвид. «Турецкий регистр 1485*» . Kulturserver-hamburg.de (на албанском языке) . Проверено 30 апреля 2011 г. В течение четырех столетий подряд (XI-XIV) с небольшими перерывами провинции Северной Албании (примерно те, которые войдут в состав Санджака Шкодры) оставались под властью сербских феодалов государства Диокла и Раши.
  17. ^ Файн 1991, с. 193
  18. ^ Коти 2006, параграф. 1, 2
  19. ^ Файн 1991, с. 206
  20. ^ Миладин Стеванович; Вук Бранкович (сербский дворянин) (2004). Вук Бранкович . Книжная коммерция. п. 38. ISBN  9788677120382 . Проверено 20 апреля 2013 г. После битвы при Вельбужде молодой король Душан, репутация которого значительно выросла, получил от своего отца управление Зетой, базирующейся в Шкодере.
  21. ^ Вклад в литературу, язык, историю и фольклор . Том. 51–52. Государственная типография. 1988 год 94.
  22. ^ Анамали, Скендер и Прифти, Кристак. История албанского народа в четырех томах. Публикации Тоэна, 2002, ISBN   99927-1-622-3 стр. 231-232
  23. ^ Надин, Люсия. Statuti di Scutari: della prima Meta del secolo XIV con le addizioni fino al 1469 / Статуты Шкодры: в первой половине XIV века с дополнениями до 1469 года. Тирана: Онуфри, 2012.
  24. ^ Робертс, Элизабет (2005). Царство Черной горы: история Черногории . Лондон: Издательство Корнельского университета. ISBN  9780801446016 . п. 22. «Тем временем оккупация Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины, которая была признана на конгрессе, действовала как блок для территориальных амбиций черногорцев в Герцеговине, чьи православные славянские жители были культурно близки черногорцам. Вместо этого Черногория могла только расширяться. на юг и восток, в земли, населенные в основном албанцами – как мусульманами, так и католиками – и славянами-мусульманами... Районы к югу и востоку от Подгорица была населена албанцами из преимущественно католических племен, а дальше на востоке также были сосредоточены славянские мусульмане. Сама Подгорица долгое время была османским торговым центром с частично турецким, но в основном славянским мусульманским и албанским населением. население должно было разбавить численность черногорцев, чья первая лояльность была связана с черногорским государством и династией Петровичей, но это не считалось достаточной причиной для того, чтобы черногорцы воздерживались от стремясь получить дополнительную территорию».
  25. ^ Блюми, Иса (2003). «Оспаривание границ Османской империи: переосмысление этнических и конфессиональных границ в Малесоре, 1878–1912». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 35 (2): 237–256. дои : 10.1017/S0020743803000102 . JSTOR   3879619 . S2CID   162217114 . п. 254. сноска 38. «Надо отметить, что на протяжении всей второй половины 1878 года и первых двух месяцев 1879 года большинство албаноязычных жителей Шпузы и Подгорицы, также отданных Берлином Черногории, оказывали массовое сопротивление. Результатом переноса Подгорицы (и Антивари на побережье) стал поток беженцев. См., например, AQSH. E143.D.1054.f.1 за письмо (от 12 мая 1879 г.) Дервишу-паше, военному командиру в Ишкодре, с подробным описанием бегства мусульман и католиков из Подгорицы».
  26. ^ Инес Анхель Мурзаку (2009). Возвращение домой в Рим: монахи-василиане Гроттаферрата в Албании . Аналекта Криптоферрис. п. 154. ИСБН  978-88-89345-04-7 .
  27. ^ Роберт Элси (2005). Албанская литература: Краткая история . ИБТаурис. стр. 132–. ISBN  978-1-84511-031-4 .
  28. ^ Майкл Энтони Селлс (27 сентября 1996 г.). Преданный мост: религия и геноцид в Боснии . Издательство Калифорнийского университета. стр. 55–. ISBN  978-0-520-92209-9 .
  29. ^ «Сербская диаспора | Соседние страны | ПРОБЛЕМЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ СЕРБО-МОНЕГОРЕНСКОГО МЕНЬШИНСТВА В АЛБАНИИ» . Архивировано из оригинала 15 июня 2015 г. Проверено 30 июня 2014 г.
  30. ^ Ежедневный отчет: Восточная Европа 116–126 . Служба. 1994. Сообщение о том, что албанские власти пытались насильственно переселить представителей сербского и черногорского меньшинств, жителей Враки и Подгорицани, из деревень Стари Борич и Млади Борич, в которых они всегда проживали, вызвало большую обеспокоенность среди Югославская общественность.
  31. ^ Ежедневный отчет: Восточная Европа, 136–146 . 1995. В этом случае албанские власти попытались насильственно реквизировать землю у представителей сербского и черногорского меньшинства из деревень Стари Борич и Млади Борич недалеко от Шкодры, потребовав от них подписать заявление...
  32. ^ Обзор новостей IDSA о СССР/Европе . Институт оборонных исследований и анализа. Январь 1991 г. с. 293.
  33. ^ Янич, Душан; Лаладж, Анна; Пула, Бесник (2013). «Косово при режиме Милошевича» . В Инграо, Чарльз В.; Эммерт, Томас А. (ред.). Противостояние югославским противоречиям: инициатива ученых . Издательство Университета Пердью. п. 290. ИСБН  9781557536174 .
  34. ^ Эрмина де Сото (1 января 2002 г.). Бедность в Албании: качественная оценка . Публикации Всемирного банка. п. 91. ИСБН  978-0-8213-5109-3 .

Источники

[ редактировать ]
Отчеты
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: feb84aeb6df77936499def90e7e24fe1__1724866140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fe/e1/feb84aeb6df77936499def90e7e24fe1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Serbs and Montenegrins in Albania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)