Церковь Ширдж
Монастырь Святого Ширджи и Баку | |
![]() Изображение 1890-х годов работы Жюля Александра Теодора Деграна. | |
Информация о монастыре | |
---|---|
Заказ | бенедиктинец [ 1 ] |
Учредил | 1290 |
Упразднен | Больше не активен |
Посвящается | Сергий и Вакх |
епархия | Римско-католическая архиепископия Шкодер-Пульт |
Люди | |
Основатель(и) | Елена Анжуйская |
Архитектура | |
Статус | разорение |
Обозначение наследия | Памятник культуры Албании |
Стиль | Готическая архитектура с чертами романского стиля |
Сайт | |
Расположение | недалеко от Ширджа , округ Шкодер , Албания. |
Координаты | 41 ° 59'26 "с.ш. 19 ° 26'24" в.д. / 41,9905 ° с.ш. 19,4399 ° в.д. |
Видимые останки | южная стена |
Публичный доступ | да |
Церковь Ширдж (албанский: Kisha e Shirqit/Shirgjit ), также известная как монастырь Святых Сергия и Вакха ( албанский : Manastiri i Shën Shirgjit dhe Bakut ), представляет собой разрушенный бывший бенедиктинский монастырь в деревне Ширдж на реке Буна в Северная Албания . Церковь была построена сербской королевой Еленой Анжуйской в 1290 году и посвящена святым Сергию и Вакху предположительно на вершине базилики, , согласно косвенным свидетельствам, построенной до VI века. Однако археологических свидетельств предшествующей структуры не существует.
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Церковь строилась в два этапа, начиная с 1290 года Еленой Анжуйской , королевой-консортом Сербского королевства , женой сербского короля Стефана Уроша I и матерью королей Драгутина и Милютина . [ 2 ] Судя по всему, монастырь был построен поверх существующего сооружения: согласно апокрифическим документам, первоначальный монастырь упоминается как воздвигнутый Юстинианом , [ 3 ] тогда как в других источниках о его существовании упоминается как об аббатстве, начиная с 1100 года. [ 2 ] Наличие столба из черного гранита, материала, привезенного из Сирии и часто использовавшегося в базиликах VI века в Албании, позволяет предположить, что строительство первоначального здания могло относиться к VI веку. [ 1 ] Хроники священника Дукли предполагают, что монастырь был построен на месте церкви, которая использовалась в качестве королевского мавзолея для нескольких преимущественно католических членов сербской династии Воиславлевичей Дукля, включая Михаила I , Константина Бодина , Доброслава , Владимира и Градиню . [ 4 ] Однако археологических свидетельств существования ранее существовавшей структуры не существует. [ 5 ]
Надписи сербского короля Стефана Милютина предполагают, что основные строительные работы также начались в 1318 году, что позволяет предположить, что монастырь не был построен полностью в какой-то момент времени. [ 5 ] В документе от 22 октября 1330 года монастырь упоминается как место встречи короля Рашии с послами Рагузы . [ 1 ] В другом документе, датированном 1333 годом, монастырь упоминается как таможня королевства Раша. [ 1 ]
Современная история
[ редактировать ]
Марино Бицци , в то время архиепископ Антивари , в отчете Ватикану за 1611 год написал, что церкви был нанесен серьезный ущерб в результате османского присутствия в Албании. В 1684 году Петер Богдани сообщил, что церковный колокол был спрятан под землей. Даниэле Фарлати также упомянул церковь в своем Illyricum Sacrum . [ 2 ] В 1790 году архиепископ Франг Борчи сообщил Колетти, помощнику Фарлати, который собирался переиздать «Иллирикум Сакрам» , что церковь — самая красивая в Албании. [ 2 ]
Французский консул в Искодре отметил, что монастырские фрески еще можно было увидеть в церкви в 1905 году. [ 6 ] В то время только три из четырех стен по периметру еще стояли. [ 2 ] Иппен , тогдашний австрийский консул в Искодре, заметил, что в конце 1800-х и начале 1900-х годов могильщики Ширджа находили старые мозаики. [ 2 ] В настоящее время осталась только одна стена, и мозаику больше не видно. [ 1 ]
Всю свою активную жизнь монастырь находился под юрисдикцией Ватикана. [ 2 ] внесло его в список памятников культуры . В 1970 году правительство Албании [ 7 ]
Руины посетил Ириней Патриарх Сербской Православной Церкви в 2014 году. [ 8 ]
Возможные характеристики
[ редактировать ]Экстерьер
[ редактировать ]Монастырь представлял собой трехцерковную базилику . Главный вход находился в центральной нише западного фасада и представлял собой крыльцо, поддерживаемое колоннами. Второй вход в монастырь располагался на южном фасаде. Треугольный фронтон и стены монастыря были построены из чередующихся слоев камня и кирпича, а люнет был построен исключительно из кирпича. Монастырь преимущественно освещался двумя большими окнами, расположенными над западной стороной монастыря. Крыша была построена из черепицы под углом 30 градусов. [ 5 ]
Интерьер
[ редактировать ]Внутри монастырь имел шесть квадратных каменных колонн. Внутренние стены были покрыты фресками, а внутренние сочленения венчались арками. Монастырь имел приподнятую полукруглую апсиду . [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Лала, Этлева. «Мансатири преподобного Сергия и Баку, до сих пор неразгаданные тайны» . Альбасул (на албанском языке) . Проверено 20 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ндрека, Адриан (14 сентября 2008 г.). «Руины аббатства Ширджи и их спасение» (PDF) . Газета 55 . п. 6 . Проверено 20 сентября 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Эрдельян, Елена (2017). «Две надписи из церкви Святых Сергия и Вакха близ Шкодера и вопрос текста и изображения как маркеров идентичности в средневековой Сербии». В Мутафов, Эммануэль; Эрдельян, Елена (ред.). Тексты – Надписи – Изображения: Художественные чтения (PDF) . София: Институт искусствознания. стр. 132–133. ISBN 978-954-8594-65-3 .
Предполагается, что церковь была основана во времена Юстиниана, около 535 года, с распространением и особенно при императорском покровительстве культа ее святых покровителей, двух римских христианских солдат, замученных в Сирии в IV веке. [...] Согласно свидетельству Барской хроники, хотя источник считается ненадежным, эта базилика стала королевским мавзолеем сербской династии Воиславлевичей XI века, правившей Зетой, и, таким образом, местом захоронения королей Михайло и Бодина и их наследники Владимир и Градиная. Документы из Котора свидетельствуют о том, что в 1166 году настоятель церкви преподобных Сергия и Вакха Петар присутствовал при освящении собора святого Трифона в Которе, и в это время, к концу XII века, Шкодер и его окрестности вошли в состав Котора. сербского государства Неманидов
- ^ Вклад в литературу, язык, историю и фольклор . Том. 51–52. Государственная типография. 1988 год 94.
- ^ Jump up to: а б с д Ожуйский Живков, Станислав (2020). «Свидетельства об архитектурной реконструкции церкви Святых Сергия и Вакха (Киша э Ширгжит) на реке Бояна (Буна) близ Сходры, Албания» . Старое хорватское образование . 3 (47): 589–629 . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ Александр Дегран, Сувениры Верхнего Олбани , 1905 г.
- ^ Сообщество культов Республики Албания. «Объект фетаре меня статус в «Памятнике культуры» » (на албанском языке). Правительство Албании . Проверено 20 сентября 2010 г.
- ^ «Сербский Патриарх Ириней посетил церковь Святой Троицы во Враке и церковь Святых Сергия и Вакха – IDENTITET – Gazeta e Internetit e Minoritetit Serbo-Malazez» . www.identitet.al .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дегранд, Александр; Александр, Жюль; Дегранд, Теодор (1901). Воспоминания о Верхней Албании . Корзина. п. 270 .
- «Забытое сердце государства» .