Сергий и Вакх
Сергий и Вакх | |
---|---|
Мученики | |
Умер | 4 век Бахус в Сирии ; Сергия в Ресафе , Сирия. |
Почитается в | Церковь Востока Восточная Православная Церковь Католическая церковь Восточная Православная Церковь |
Главный храм | Базилика Святого Сергия, Расафа |
Праздник | 7 октября |
Атрибуты | Изображен в виде двух молодых солдат в гривнах. |
Покровительство | арабы , [ 1 ] арабские христиане , [ 2 ] Гасаниды , [ 1 ] Сирия , армия , солдаты |
Сергий (или Серж [ 3 ] [ 4 ] ) и Вакх ( греческий : Σέργιος & Βάκχος ; классический сирийский : �������������� �� ������ , Бакус Саркис ва Bākūs ; арабский : سركيس و باخوس , также арабским رج يس و называемый س латинизированный : باكوس , латинизировано : Sarjīs wa ) [ 5 ] четвертого века были сирийскими солдатами -христианами почитаемыми как мученики и военные святые католической , , восточно-православной и восточно-православной церквями. Их праздник - 7 октября.
Согласно их агиографии , Сергий и Вакх были офицерами армии римского императора Галерия и пользовались его благосклонностью, пока не были разоблачены как тайные христиане. Затем их жестоко унизили и наказали, заставили носить как женскую, так и простую одежду, при этом Вакх умер во время пыток на ногах, а Сергий в конце концов обезглавили.
Сергий и Вакх были очень популярны во всей поздней античности благодаря своим братским и благочестивым отношениям, а церкви в их честь были построены в нескольких городах, включая Константинополь и Рим. Тесная дружба между ними сильно подчеркнута в их житиях и традициях, что делает их одним из самых известных примеров парных христианских святых.
Легенда
[ редактировать ]История Сергия и Вакха рассказана в греческом тексте, известном как «Страсти Сергия и Вакха» . Действие этой истории якобы происходит во время правления римского императора Галерия (305–311 гг.), хотя в ней есть ряд противоречий и анахронизмов, затрудняющих датировку. Сама работа может быть датирована серединой V века. [ 6 ]
Согласно тексту, Сергий и Вакх были римскими гражданами и высокопоставленными офицерами римской армии , но их обращение в христианство было обнаружено, когда они попытались избежать сопровождения римского чиновника в языческий храм с остальной частью его телохранителя. После того, как они упорно отказывались принести жертву Юпитеру в присутствии Галерия, их публично унизили, заковали в цепи, одели в женскую одежду и выставили напоказ по городу. Затем Галерий отправил их в Барбалиссос в Месопотамии, чтобы их судил Антиох, тамошний военачальник и старый друг Сергия. Однако Антиоху не удалось убедить их отказаться от веры, и Вакх был забит до смерти. На следующий день дух Вакха явился Сергию и призвал его оставаться сильным, чтобы они могли быть вместе навсегда. В последующие дни Сергия также жестоко пытали и наконец казнили в Ресафе , где его смерть ознаменовалась чудесными событиями. [ 6 ]
Популярность и почитание
[ редактировать ]Почитание Сергия и Вакха относится к V веку. Храм Сергия был построен в Ресафе (переименованном в Сергиополис около 425 г.), но нет убедительных доказательств того, что его культ или культ Вакха были намного древнее этого. Их культ быстро рос в начале пятого века, в соответствии с ростом культа мучеников, особенно военных мучеников, в этот период. Храм Ресафа был построен из сырцового кирпича , очевидно, по приказу епископа Александра Иерапольского . «Страсти » датируются серединой V века на том основании, что они описывают строительство такой святыни так, как если бы это было относительно недавнее событие. Первоначальная святыня была заменена более прочной каменной конструкцией в 518 году; этому новому месту покровительствовали важные политические деятели, в том числе римский император Юстиниан I , император Хосров II Сасанидской империи и аль-Мундхир III ибн аль-Харит , правитель Гассанидов . [ 6 ]
Традиционно праздник Сергия и Вакха. на Западе 7 октября отмечают [ 7 ] [ 8 ] В тридентском календаре они делили этот день с папой Марком и парой мучеников Марцеллом и Апулеем . В 1716 году этот день стал праздником Богоматери Розария , а память Сергия, Вакха и других святых была перенесена на 8 октября. Они были восстановлены к 7 октября 1969 года. [ 9 ]
В Византийской империи их почитали как защитников армии. Большая монастырская церковь Малая Святая София была посвящена им в Константинополе Юстинианом I, вероятно, в 527 году. Согласно легенде, во время правления Юстина I его племянник Юстиниан был обвинен в заговоре против трона и приговорен к тюремному заключению. смерть, которая была отменена после того, как Сергий и Вакх предстали перед Юстином и поручились за невиновность Юстиниана. Он был освобожден и восстановлен в титуле Цезаря . Юстиниан в знак благодарности поклялся, что посвятит церковь святым, как только станет императором. Строительство этой церкви Святых Сергия и Вакха между 527 и 536 годами нашей эры (незадолго до возведения собора Святой Софии между 532 и 537 годами) было одним из первых актов правления Юстиниана I. [ 10 ]
Сергий был очень популярным святым в Сирии и христианской Аравии . Город Ресафа, ставший епископской кафедрой, принял название Сергиополис и сохранил его мощи в укрепленной базилике . Ресафа была усовершенствована императором Юстинианом и стала одним из величайших центров паломничества на Востоке. Многие другие церкви были построены во имя Сергия, иногда Вакха. Церковь, посвященная Санти Серджио э Бакко, была построена в Риме в 9 веке. Христианское искусство представляет двух святых в виде воинов в военной одежде с пальмовыми ветвями в руках. Их праздник отмечается 7 октября, и им назначена месса в « Сакраментариуме » Папы Геласия . Кочевники пустыни считали Сергия своим особым покровителем .
В армянской церковной традиции Сергий, или Саркис, почитался как христианский полководец римской армии. Он был замучен вместе со своим сыном Мартиросом за свидетельство о вере во Христа. Празднику предшествует трехдневный пост, во время которого большинство воздерживается от еды и воды.
Тесная дружба между ними сильно подчеркнута в их житиях и традициях, что делает их одним из самых известных примеров парных святых; ученый Джон Босуэлл считает их наиболее влиятельной группой такого архетипа, даже больше, чем Петра и Павла . [ 11 ] [ 12 ] В своей книге «Однополые союзы в досовременной Европе » Босуэлл далее утверждает, что отношения Сергия и Вакха можно понимать как имеющие романтическое измерение, отмечая, что самый старый текст их мартиролога описывает их как эрастай , что можно перевести как «любовники». [ 13 ] Он предположил, что эти двое даже были объединены в обряде, известном как адельфопоэзис или «создание братьев», который, как он утверждал, был типом раннехристианского однополого союза или благословения, укрепляя его взгляд на толерантное раннехристианское отношение к гомосексуализму . [ 13 ] Методология и выводы Босуэлла оспариваются многими историками. [ 6 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Тем не менее, благодаря работе Босуэлла Сергий и Вакх стали широко почитаемы в гей-христианском сообществе. [ 20 ] [ 21 ] 1994 года Икона Сергия и Вакха работы гей- францисканского иконографа Роберта Ленца , впервые показанная на гей-параде в Чикаго, стала популярным гей-символом. [ 22 ]
Историчность
[ редактировать ]«Страсти Сергия и Вакха» были отвергнуты как ненадежный исторический источник. Он был датирован серединой V века, и нет никаких свидетельств существования культа Сергия и Вакха до 425 года, то есть более чем через столетие после их смерти. Нет никаких свидетельств того, что schola gentilium Сергия и Вакха использовалась Галерием или каким-либо другим императором до Константина I , учитывая, что гонения на христиан начались в армии значительно раньше IV века. [ 6 ] Кристофер Уолтер считает Сергия аналогом святого Георгия , «историчность которого принимается, даже если о его жизни ничего подлинного не известно». Он признает, что информация в пассии верна. [ 23 ] Итальянский ученый Пио Франки де Кавальери предположил, что «Страсти Сергия и Вакха» были основаны на ранее утраченной страсти Ювентина и Максимина , двух святых, замученных при императоре Юлиане Отступнике в 363 году. Он особенно отметил, что наказание в виде выставления напоказ в женская одежда отражала обращение Юлиана с солдатами-христианами. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Шахид, Ирфан (1995). Византия и арабы в VI веке . Думбартон-Оукс. п. 202. ИСБН 9780884022848 .
- ^ Мученики Саркис и Вакх. Архивировано 15 сентября 2017 г. в Wayback Machine , Сирийская православная архиепископия Алеппо, 30 ноября 2011 г.
- ^ Палмер Монк и Мейсон на границе Тигра .
- ^ https://ia801506.us.archive.org/21/items/in.ernet.dli.2015.13564/2015.13564.History-Of-The-Arabs_text.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ «Святые Сергий и Вакх, великомученики » . Антиохия . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Вудс, Дэвид (2000). «Происхождение культа св. Сергия и Вакха» . Из «Военных мучеников ». Проверено 25 июня 2009 г.
- ^ "Сергий и Вакх" . Из Католической энциклопедии . Проверено 16 июня 2014 г.
- ^ Босуэлл, с. 155
- ^ Римский мартиролог , Издательство Ватикана, 2001, с. 528
- ^ Свободно, Джон (2000). Синий гид по Стамбулу . WW Нортон и компания. п. 137. ИСБН 0-393-32014-6 .
- ^ Босуэлл, с. 146. «Безусловно, самой влиятельной группой парных святых были Сергий и Вакх».
- ^ Босуэлл, с. 195. «Упомянутые архетипы, такие как Петр и Павел или Сергий и Вакх, на самом деле не были братьями ни биологически, ни по закону. Можно сомневаться, были ли Петр и Павел в каком-либо смысле парой, но Сержий и Вакх, наиболее часто упоминаемые архетипы, безусловно, были, и под влиянием той же самой культурной пристрастия, которая создала пару из одного святого Феодора , легко представить, что в народном воображении Петр и Павел были соединены».
- ^ Перейти обратно: а б Босвелл, с. 154.
- ^ Янг, Робин Дарлинг (ноябрь 1994 г.). «Гей-браки: переосмысление истории Церкви» . Первые вещи . 47 : 43–48 . Проверено 25 июня 2009 г.
- ^ Шоу, Брент (июль 1994 г.). «Свой жених?» . Новая Республика . стр. 43–48. Архивировано из оригинала 7 мая 2006 года . Проверено 25 июня 2009 г.
- ^ Кристофер Уолтер, рецензия на Элизабет Ки-Фоуден, Варварская равнина: Святой Сергий между Римом и Ираном в Revue des études vizantines , 59-60 : стр. 279
- ^ Альбрехт Классет, Мэрилин Сэндидж, Дружба в средние века и раннее Новое время , с. 209
- ^ Фауден, Элизабет Ки (1999). Варварская равнина: Святой Сергий между Римом и Ираном . Издательство Калифорнийского университета. п. 9 и примечание. ISBN 0520216857 .
- ^ Джордан, Марк Д. (2005). Благословение однополых союзов: опасности странного романа и путаница христианского брака . Издательство Чикагского университета. п. 134. ИСБН 0-226-41033-1 .
- ^ Джордан, Марк Д. (2005). Благословение однополых союзов: опасности странного романа и запутанность христианского брака . Издательство Чикагского университета. стр. 135–136 . ISBN 0-226-41033-1 .
- ^ Джестис, Филлис Г. (2004). Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия, Том 3 . АВС-КЛИО. п. 781. ИСБН 1-57607-355-6 .
- ^ О'Нил, Деннис (2010). Страстная святость: маргинальные христианские религиозные обряды для особых народов . Траффорд Паблишинг. п. 82 ф . ISBN 978-1426925054 .
- ^ Кристофер Уолтер, Святые-воины в византийском искусстве и традициях (Routledge, 2003), стр. 149–150.
- ^ Пио Франки де Кавальери, Агиографические сочинения , Том I (1893–1900)
Библиография
[ редактировать ]- Аттуотер, Дональд и Кэтрин Рэйчел Джон. Словарь святых Penguin . 3-е издание. Нью-Йорк: Penguin Books, 1993. ISBN 0-14-051312-4 .
- Э. Ки Фауден, Варварская равнина: Святой Сергий между Римом и Ираном , Трансформация классического наследия 28 (Беркли, 1999).
- Д. Вудс, «Император Юлиан и страсти Сергия и Вакха», Журнал ранних христианских исследований 5 (1997), 335–67.
- Босуэлл, Джон . Однополые союзы в досовременной Европе Нью-Йорк: Villard Books, 1994. ISBN 0-679-43228-0 .