Аль-Мундхир III ибн аль-Харис
Аль-Мундхир III ибн аль-Харис | |
---|---|
Король Гассанидов , римский патриций и филарх сарацин. | |
Царствование | 569–581 |
Предшественник | Аль-Харит V |
Преемник | Неназванный брат (византийский кандидат) Аль-Нуман VI ( де-факто ) |
Умер | после 602 |
Отец | Аль-Харит V |
Аль-Мундхир ибн аль-Харит ( المنذر بن الحارث ), известный в византийских источниках как Флавиос Аламундарос ( Φλάβιος Ἀλαμούνδαρος ), был царем гассанидских арабов с 569 по ок. 581. Сын аль-Хариса ибн Джабалы , он сменил своего отца как в царствовании над своим племенем, так и в качестве главы арабских клиентов и союзников Византийской империи на Востоке, в ранге патриция . Несмотря на его победы над конкурирующими, персами поддерживаемыми Лахмидами , на протяжении всего правления Мундхира его отношения с Византией были вялыми из-за его стойкого миафизитства . Это привело к полному распаду союза в 572 году, после того как Мундхир обнаружил планы Византии убить его. Отношения были восстановлены в 575 году, и Мундхир добился от византийского императора признания своего королевского статуса и обещания терпимости по отношению к миафизитской церкви.
В 580 или 581 году Мундхир участвовал в неудачной кампании против персидской столицы Ктесифона вместе с византийским генералом (и будущим императором) Морисом . Провал кампании привел к ссоре между ними, и Морис обвинил Мундхира в измене. Византийские агенты захватили Мундхира, который был доставлен в Константинополь , но так и не предстал перед судом. Его арест спровоцировал восстание среди Гассанидов под предводительством сына Мундхира ан-Нумана VI . Когда Морис взошел на престол в 582 году, Мундхир был сослан на Сицилию, хотя, согласно одному источнику, ему было разрешено вернуться на родину после свержения Мориса в 602 году.
Мундхир был последним важным правителем Гассанидов; в 584 году византийцы развалили федерацию Гассанидов. Способный и успешный военачальник, его правление также привело к усилению миафизитства и культурному расцвету среди арабов под его правлением.
Биография
[ редактировать ]Преемственность и начало карьеры
[ редактировать ]Мундхир был сыном аль-Хариса ибн Джабалы , правителя племени Гасанидов и верховного филарха арабских федератов на восточной границе Византийской империи . [ 1 ] Расположенные на южном фланге границы, Гасаниды столкнулись с Лахмидами , другим могущественным арабским племенем, которое, в свою очередь, было главным клиентом главного антагониста Византии, Персидской империи Сасанидов . [ 2 ] Харит был возведен на царство и на должность верховного филарха византийским императором Юстинианом I (годы правления 527–565), который хотел тем самым создать сильного аналога правителям Лахмидов. [ 3 ] Мундхир был признан наследником своего отца еще в 563 году, во время визита последнего в Константинополь, и сменил его после смерти Харита в 569 году. Похоже, что Мундхир унаследовал византийские титулы своего отца по одному, поскольку они не были наследственными: звание патриция » . , почетное наименование панефемос (самый почетный) и престижный почетный гентилиций « Флавий ", носимую византийскими императорами и консулами . [ 4 ]
Вскоре после смерти Харита территория Гассанидов подверглась нападению Кабуса ибн аль-Мундхира , нового правителя Лахмидов, который стремился воспользоваться ситуацией. Силы Кабуса были отброшены, и Мундхир, в свою очередь, вторгся на территорию Лахмида, захватив много добычи. Когда он повернул назад, Лахмиды снова столкнулись с армией Гасанидов, но потерпели тяжелое поражение. [ 5 ] [ 6 ] После этого успеха Мундхир написал византийскому императору Юстину II (годы правления 565–578) с просьбой дать золото для своих людей. Сообщается, что эта просьба разозлила Юстина, который послал своему местному командиру инструкции заманить правителя Гассанидов в ловушку и убить его. Но письмо попало в руки Мундхира, который затем разорвал отношения с Империей и отказался ввести свои войска во время войны с Персией , начавшейся в 572 году. [ 6 ] [ 7 ]
Возвращение к византийской верности
[ редактировать ]
Поскольку византийцы полагались на Гассанидов для прикрытия подступов к Сирии , отход Мундхира оставил брешь на южном фланге Византии. [ 6 ] который сохранялся в течение трех лет до 575 года, когда Мундхир вернулся на верность Византии при посредничестве полководца Юстиниана , который встретил Мундира в Сергиополе . [ 8 ] Сразу после этого примирения Мундхир тайно собрал армию и начал атаку на Хиру , столицу Лахмидов, возможно, самый крупный, богатый и культурно яркий город арабского мира того времени. [ 9 ] Город был разграблен, разграблен и сожжен, за исключением церквей. По словам Иоанна Эфесского , Мундхир пожертвовал большую часть своей добычи из этой экспедиции монастырям и беднякам. [ 7 ] [ 10 ] В том же году Мундхир посетил Константинополь , где был награжден короной или диадемой ( стеммой ), что ознаменовало формальное возобновление его роли главного арабского царя-клиента Византии. [ 11 ]
Война с Персией была прервана трехлетним перемирием, заключенным в 575 году. В 578 году военные действия возобновились, но источники об этом периоде, какими бы фрагментарными они ни были, не упоминают об участии Гассанидов в течение первых двух лет. [ 12 ] В 580 году Мундхир был приглашен императором Тиберием II (годы правления 578–582) снова посетить столицу. Он прибыл в город 8 февраля в сопровождении двух своих сыновей и был щедро принят. По этому случаю, среди множества других подарков, ему была вручена также королевская корона вместо более простой короны или диадемы, которой он был награжден ранее. [ 13 ] [ 14 ]
Находясь в Константинополе, Мундхир получил от императора разрешение провести монофизитский церковный собор, который собрался 2 марта 580 года. Этому собору удалось, хотя и на короткое время, примирить различные фракции и секты монофизитов. Это была цель, к которой Мундир давно стремился, например, когда он вмешался в ссору между Иаковом Барадеем и Павлом Черным , монофизитским патриархом Антиохии . [ 13 ] [ 15 ] [ 16 ] Прежде чем покинуть имперскую столицу, правитель Гасанидов также заручился обещанием императора прекратить преследования монофизитов. Вернувшись домой, Мундхир обнаружил, что лахмиды и персы использовали его отсутствие для совершения набегов на его владения. Собрав свои силы, он напал на их армию, разбил их и вернулся домой с добычей. [ 15 ] [ 17 ]
Летом 580 или 581 года Мундхир отправился в реке Евфрат , где присоединился к византийским войскам под командованием нового военного магистра Востока на Мориса Цирцесий для кампании вглубь персидской территории. [ 18 ] Объединенные силы двинулись на юг вдоль реки в сопровождении флота кораблей. Союзная армия штурмовала крепость Аната и двигалась дальше, пока не достигла района Бет-Арамае в центральной Месопотамии , недалеко от персидской столицы Ктесифона , но там обнаружила разрушенный персами мост через Евфрат. [ 19 ] Поскольку всякая возможность похода на Ктесифон исчезла, они были вынуждены отступить, тем более что в то же время персидский полководец Адармахан воспользовался отсутствием византийской армии и свободно совершал набеги на Осроену , где разграбил столицу провинции Эдессу . Отступление было трудным для измученной армии, и Морис и Мундхир обменялись взаимными обвинениями в провале экспедиции. Однако Мундхир и Морис сотрудничали, вынудив Адармахана отступить, и победили его при Каллиникуме . [ 19 ] Вернувшись в свои земли, Мундхир узнал, что объединенные персидско-лахмидские силы готовят новое нападение на царство Гасанидов. Он немедленно выступил им навстречу, вступил в бой с их армией и полностью разгромил ее, прежде чем приступить к захвату вражеского лагеря. Это должна была быть его последняя победа. [ 15 ] [ 20 ]
Арест и ссылка
[ редактировать ]Несмотря на свои успехи, Мундхир был обвинен Морисом в государственной измене во время предыдущей кампании. Морис утверждал, что Мундхир раскрыл персам византийский план, которые затем приступили к разрушению моста через Евфрат. Летописец Иоанн Эфесский прямо называет это утверждение ложью, поскольку намерения Византии должны были быть ясны персидским полководцам. [ 21 ] [ 22 ] И Маврикий, и Мундхир написали письма императору Тиберию, который пытался их примирить. Наконец, сам Маврикий посетил Константинополь, где смог убедить Тиберия в виновности Мундхира. [ 21 ] Обвинение в государственной измене почти повсеместно отвергается современными историками; Ирфан Шахид говорит, что это, вероятно, было больше связано с неприязнью Мориса к ветерану и успешному в военном отношении арабскому правителю. Это еще больше усугублялось привычным недоверием византийцев к « варварам » и предположительно заведомо предательским арабам, а также стойкой монофизитской верой Мундхира. [ 23 ]
Тиберий приказал арестовать Мундхира, и царю Гасанидов была расставлена ловушка: вызванный в Константинополь для ответа на обвинения в измене, Мундир выбрал своим своего друга, куратора защитником Магнуса. Магнус, вероятно, был византийцем, родом из Хувварина (Эвария). Там он построил церковь и теперь призвал Мундхира присоединиться к нему и патриарху Антиохийскому Григорию на церемонии посвящения. [ 24 ] Мундхир прибыл лишь с небольшим эскортом и был арестован византийскими войсками, тайно дислоцированными в этом месте. Его перевезли в Константинополь, по пути к нему присоединились жена и трое детей. В столице к нему хорошо относился Тиберий, который предоставил ему комфортное место жительства и субсидию, но отказал ему в аудиенции. [ 15 ] [ 25 ] Ирфан Шахид считает, что такое щедрое обращение, а также тот факт, что он не предстал перед судом за предполагаемую измену, указывают на то, что Тиберий тоже не поверил обвинениям, но приказал арестовать главным образом для того, чтобы успокоить сильную антимонофизитскую фракцию в имперская столица. [ 26 ]
Тем временем арест Мундхира спровоцировал восстание, которое возглавили его четыре сына, особенно старший, Ну'ман , человек, которого Иоанн Эфесский описал как еще более способный и воинственный, чем его отец. В течение двух лет армия Гасанидов совершала набеги на византийские провинции со своих баз в пустыне , даже разгромив и убив византийского герцога Аравийского в битве при Бостре . Тиберий отреагировал на это, возвысив халкидонского брата Мундхира до царствования Гассанидов. [ 27 ] Большая армия во главе с Магнусом была отправлена на восток, чтобы противостоять Ну'ману и сделать его дядю королем. Последнее было сделано быстро, но новый король умер всего через двадцать дней. Магнус также добился определенного успеха в подчинении или подрыве лояльности некоторых второстепенных арабских племен Гассанидам. Магнус умер незадолго до смерти Тиберия в августе 582 года, и с восшествием на престол Мориса Нуман отправился в Константинополь, чтобы добиться примирения с Византией. Вместо этого его тоже арестовали, судили и приговорили к смертной казни, которую быстро заменили домашним арестом. [ 28 ]
Мундхир оставался в Константинополе до смерти Тиберия и воцарения Мориса, когда он был сослан на Сицилию . [ 15 ] [ 29 ] Вполне вероятно, что это человек, которого Папа Григорий Великий упомянул как «Анамундарус» в 600 году, что указывает на то, что он был еще жив в то время. хронике XIII века В сирийской далее отмечается, что после свержения и убийства Мориса в 602 году Мундиру разрешили вернуться домой. [ 30 ]
Наследие
[ редактировать ]Мундхир во многом пошел по стопам своего отца. Он был успешным в военном отношении союзником Византии, особенно против своих собратьев-арабов, соплеменников Лахмидов, и обеспечил безопасность южного фланга Византии и ее политических и коммерческих интересов в самой Аравии. [ 31 ] Несмотря на свою горячую приверженность монофизитству, он оставался верным Византии как христианскому государству по преимуществу ; как комментирует Ирфан Шахид, самооценка Мундхира вполне могла быть образом « Одената шестого века , сражающегося за христианскую Римскую империю, как его предшественник в третьем веке сделал это за языческую империю». [ 32 ] Однако в конце концов его независимый характер и роль защитника монофизитской церкви привели к его падению и изгнанию. В преимущественно прохалкидонской атмосфере правления Тиберия и Мориса, в отличие от своего отца Харита, которого защищала императрица Феодора , Мундхир не мог рассчитывать на какую-либо влиятельную поддержку в Константинополе. монофизитская [ 33 ] За арестом Мундхира после 584 г. последовал распад федерации Гасанидов на ряд более мелких вождеств. Это было знаменательное событие в истории византийско-арабских отношений: оно разрушило «защитный щит» Византии от вторжений из Аравийской пустыни, ошибка, за которую византийцы дорого заплатили с началом мусульманских завоеваний . Параллельно этому несколько лет спустя произошло разрушение царства Лахмидов руками персов, что привело к образованию вакуума власти в северной Аравии, который позже заполнило зарождающееся мусульманское государство. [ 34 ] С другой стороны, до мусульманских завоеваний, а перед ними разрушительная тридцатилетняя война с Персией в 584 году было еще далеко, и распад федерации Гасанидов можно рассматривать просто, по мнению историка Майкла Уитби, как устранение «чрезмерно успешного соседа-квазиклиента», который угрожал стать «слишком могущественным для блага своего предполагаемого покровителя». [ 35 ]
Гасаниды также оставили важное культурное наследие. Их покровительство монофизитской сирийской церкви имело решающее значение для ее выживания и возрождения и даже ее распространения посредством миссионерской деятельности на юг, в Аравию. По мнению историка Уорвика Болла , можно сказать, что продвижение Гасанидами более простой и строго монотеистической формы христианства в специфическом арабском контексте предвосхитило ислам . [ 36 ] Правление Гасанидов также принесло период значительного процветания арабам на восточных окраинах Сирии, о чем свидетельствует распространение урбанизации и спонсирование нескольких церквей, монастырей и других зданий. Сохранившиеся описания дворов Гасанидов создают впечатление роскоши и активной культурной жизни с покровительством искусству, музыке и особенно арабоязычной поэзии. По словам Болла, «дворы Гассанидов были наиболее важными центрами арабской поэзии до появления халифских дворов при исламе», а их придворная культура, включая их склонность к пустынным дворцам, таким как Каср ибн Вардан , послужила моделью для Омейядские халифы и их двор. [ 37 ] Среди архитектурных памятников времен правления Мундхира - замок Думайр и так называемая ecclesia extra muros Мундхира (ныне известная как собственный зал аудиенций или преторий ) в Сергиополе, где сохранилась надпись на греческом языке, прославляющая Мундхира. Сергиополис (современная Русафа) был местом особого значения из-за популярности культа Святого Сергия среди арабов, а также был центром более поздней строительной деятельности Омейядов. [ 38 ] [ 39 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Мартиндейл, Джонс и Моррис 1992 , стр. 34.
- ^ Kazhdan 1991 , pp. 850, 1170.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , с. 88.
- ^ Шахид 1995 , стр. 295–296, 495–497, 512–518.
- ^ Мартиндейл, Джонс и Моррис 1992 , стр. 35, 258.
- ^ Jump up to: а б с Грейтрекс и Лиу 2002 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б Мартиндейл, Джонс и Моррис 1992 , с. 35.
- ^ Шахид 1995 , стр. 373–377.
- ^ Шахид 1971 , стр. 462–463.
- ^ Шахид 1995 , стр. 378–383; Грейтрекс и Лиу 2002 , с. 153.
- ^ Шахид 1995 , стр. 384–389.
- ^ Шахид 1995 , с. 396.
- ^ Jump up to: а б Kazhdan 1991 , p. 51.
- ^ Мартиндейл, Джонс и Моррис 1992 , стр. 35–36; Шахид 1995 , стр. 398–406.
- ^ Jump up to: а б с д и Мартиндейл, Джонс и Моррис 1992 , с. 36.
- ^ Шахид 1995 , с. 404.
- ^ Шахид 1995 , с. 412.
- ^ Шахид 1995 , с. 413.
- ^ Jump up to: а б Шахид 1995 , стр. 413–419; Greatrex & Lieu 2002 , стр. 163–165.
- ^ Шахид 1995 , стр. 420–423.
- ^ Jump up to: а б Грейтрекс и Лиу 2002 , с. 164.
- ^ Шахид 1995 , стр. 439–443.
- ^ Шахид 1995 , стр. 444–455.
- ^ Шахид 1995 , стр. 446, 455–459.
- ^ Шахид 1995 , стр. 459–462.
- ^ Шахид 1995 , с. 462.
- ^ Шахид 1995 , стр. 464–473.
- ^ Шахид 1995 , стр. 474–478, 527–538.
- ^ Шахид 1995 , стр. 463, 538.
- ^ Мартиндейл, Джонс и Моррис 1992 , стр. 37.
- ^ Шахид 1965 , стр. 1020–1021.
- ^ Шахид 1995 , стр. 439, 451
- ^ Болл 2000 , стр. 102–103; Шахид 1995 , стр. 453–455.
- ^ Шахид 1995 , с. 440; Конрад 2008 , с. 694
- ^ Уитби 2008 , с. 109.
- ^ Болл 2000 , с. 105; Шахид 1965 , с. 1021.
- ^ Болл 2000 , стр. 103–105; Шахид 1965 , с. 1021.
- ^ Болл 2000 , с. 103; Фауден 1999 , стр. 141–171, 174–183; Шахид 1965 , с. 1021.
- ^ О зале аудиенций аль-Мундхира, ср. Фауден 1999 , стр. 148–172; Брэндс, Гуннар Н. (1998). «Так называемый зал аудиенций аль-Мундира в Ресафе». Дамасские коммуникации (на немецком языке). 10 :211-235.
Источники
[ редактировать ]- Болл, Уорик (2000). Рим на Востоке: трансформация империи . Лондон: Рутледж . ISBN 0-203-02322-6 .
- Конрад, Лоуренс Т. (2008). «Арабы». В Кэмероне, Аверил ; Уорд-Перкинс, Брайан ; Уитби, Майкл (ред.). Кембриджская древняя история , том XIV. Поздняя античность: Империя и ее преемники, 425–600 гг. н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 678–700. ISBN 978-0-521-32591-2 .
- Фауден, Элизабет Ки (1999). Варварская равнина: Святой Сергий между Римом и Ираном . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-21685-7 .
- Грейтрекс, Джеффри; Лью, Сэмюэл, Северная Каролина (2002). Римская восточная граница и персидские войны (часть II, 363–630 гг. н.э.) . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-14687-9 .
- Каждан, Александр , изд. (1991). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-504652-8 .
- Мартиндейл, Джон Роберт ; Джонс, Арнольд Хью Мартин ; Моррис, Дж. , ред. (1992). Просопография Поздней Римской империи , Том III: 527–641 гг . н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-20160-5 .
- Шахид, Ирфан (1971). «Аль-Хира» . В Льюисе, Б .; Менаж, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 462–463. OCLC 495469525 .
- Шахид, Ирфан (1965). «Гассан» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 462–463. OCLC 495469475 .
- Шахид, Ирфан (1995). Византия и арабы в шестом веке, Том 1 . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс . ISBN 978-0-88402-214-5 .
- Уитби, Майкл (2008). «Наследники Юстиниана». В Кэмероне, Аверил; Уорд-Перкинс, Брайан; Уитби, Майкл (ред.). Кембриджская древняя история, том XIV. Поздняя античность: Империя и ее преемники, 425–600 гг. н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 86–111. ISBN 978-0-521-32591-2 .