бача шикарный
Переодевание |
---|
Бача-пош ( пушту : باشا بوش , букв. «одетый как мальчик», дари : بھا پوشی ) — афганская традиция. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] в котором некоторые семьи выберут дочь, которая будет жить и вести себя как мальчик. Это позволяет ребенку вести себя более свободно: ходить в школу, сопровождать сестер на публике , работать. [ 2 ] [ 3 ] Такая практика более распространена среди семей с большим количеством дочерей, особенно если нет сыновей. [ 4 ] Девочки, выросшие в стиле бача, обычно возобновляют жизнь как девочки примерно в то время, когда достигают половой зрелости , поскольку им становится все труднее пройти мимо .
Семьи могут решить вырастить дочь-бача-шиш, чтобы она могла получать доход, особенно в отсутствие родственников-мужчин, чтобы дать ее матери и сестрам большую свободу передвижения или из-за предпочтения сына . [ 4 ] [ 5 ]
Обзор
[ редактировать ]В Афганистане общество оказывает давление на семьи, требующие, чтобы сын продолжил фамилию и унаследовал имущество отца. Семьи, в которых есть только дочери или мало сыновей, могут подвергаться стигматизации и считаться слабыми. [ 4 ]
В отсутствие сына семьи могут одеть одну из своих дочерей как мужчину, при этом некоторые придерживаются убеждения, что шикарный наряд бача повысит вероятность того, что мать родит сына при последующей беременности. [ 6 ] Если одна из дочерей — сорванец , ее с большей вероятностью выберут шикарным холостяком, чем ее сестер; однако выбор делается семьей без участия девочки. [ 5 ]
Девушка, живущая как мальчик, будет одеваться в характерную мужскую одежду, коротко стричься, [ 7 ] и использовать мужское имя. [ 8 ] В семье ей не нужно будет готовить или убираться, как другим девочкам. [ 4 ] Будучи шикарным бача, девушка с большей готовностью посещает школу, выполняет поручения, свободно передвигается в общественных местах, сопровождает сестер в места, где они не могут находиться без спутника-мужчины, занимается спортом и находит работу. [ 6 ]
Статус девушки как шикарного бача обычно заканчивается, когда она достигает половой зрелости . Женщины, выросшие в семье баха-шикарных, часто испытывают трудности с переходом от жизни мальчика и адаптацией к традиционным ограничениям, налагаемым на женщин в афганском обществе. [ 6 ]
Роль бача-шиша в обществе сложна. Сообщество ребенка часто осознает, что она девочка, но, тем не менее, признает ее мальчиком. Однако тот факт, что она девочка, обсуждается скрытно и открыто не обсуждается. Открытое признание того, что она девочка, может опозорить ее семью или сделать ее уязвимой для насилия. Хотя некоторые девочки, выросшие в стиле бача, сообщают об отсутствии проблем в обществе, когда они снова стали жить женщиной, есть также сообщения о том, что семьи часто переезжают, когда она переходит, поэтому ее истинная личность не раскрывается открыто. [ 5 ]
Азита Рафаат, депутат, избранная в Национальную ассамблею Афганистана от провинции Бадгис , не имела сыновей, а одну из дочерей вырастила как шикарного баха. Она сказала, что понимает, что «вам очень трудно поверить, почему одна мать делает такие вещи со своей младшей дочерью» и что «в Афганистане происходят вещи, которые вы, как западный народ, на самом деле не можете себе представить». [ 6 ]
Происхождение
[ редактировать ]Этот обычай задокументирован как минимум сто лет назад, но, вероятно, он намного старше и практикуется до сих пор. [ 9 ] Возможно, это началось с того, что женщины маскировались под мужчин, чтобы сражаться или защититься в период войны. [ 10 ]
Историк Нэнси Дюпри рассказала репортеру The New York Times , что она вспомнила фотографию начала 1900-х годов во время правления Хабибуллы-хана , на которой женщины, одетые как мужчины, охраняли королевский гарем , поскольку официально гарем не могли охранять ни женщины, ни мужчины. «Сегрегация требует творчества, — сказала она. — Эти люди обладают удивительной способностью справляться с ситуацией». [ 6 ]
Бача-шикарство может быть связано с предпочтением сына в афганском обществе. [ 3 ]
Распространенность и приемлемость
[ редактировать ]Культурная практика бача-пош изначально не афишировалась за пределами Ближнего Востока. Однако в результате медиапродукции бача-шиш и их роль в обществе постепенно раскрываются. [ 11 ]
Исследования распространенности бача-шиш ограничены. Одно исследование, проведенное среди женщин в провинциях Кабул и Нангархар, показало, что 7% респондентов сообщили, что девочка в их семье воспитывалась шикарно. Между двумя провинциями существовало значительное неравенство: 4,4% респондентов в Кабуле и 15,4% респондентов в провинции Нангархар сообщили, что в их семье царит шик бача. Исследование показало гораздо более высокий уровень бача-шикарного среди пуштунов , чем среди таджиков или хазарейцев , но подавляющее большинство пуштунских женщин, сообщивших о бача-шикарном, были из провинции Нангархар, что указывает на то, что этот результат может быть искажен демографическими и социально-экономическими условиями провинции. [ 4 ]
Только члены семьи, друзья семьи и необходимые представители здравоохранения и образования знают биологический пол бача-шиша. В основном это терпимо и признается обществом и рассматривается как практическое решение для тех, у кого нет наследника или сопровождающего его лица мужского пола. Хотя это терпимо, над шикарным бача можно издеваться и дразнить за то, что он не соответствует религиозным убеждениям и социальным нормам, как только выяснилось, что он женский. После раскрытия шикарный бача может подвергнуться стигматизации, аналогичной той, которую испытывает ЛГБТ-сообщество , независимо от того, идентифицируют ли они себя таковыми. [ 12 ]
Эффекты
[ редактировать ]Психолог развития и клинический психолог Дайан Эренсафт предполагает, что, ведя себя как мальчики, шикарные бача не выражают свою истинную гендерную идентичность , а просто соответствуют надеждам и ожиданиям родителей. Она ссылается на родителей, предлагающих своим дочерям привилегии, которые иначе девочки не получили бы, например, возможность кататься на велосипеде, играть в футбол и крикет, а также на шикарных баха, жалующихся на то, что им некомфортно среди мальчиков и они предпочитают жить как девочки. [ 13 ]
Однако, прожив какое-то время как шикарный баха, большинству из них трудно снова общаться с девочками, поскольку им стало комфортно общаться с мальчиками. Одна девушка, которая двадцать лет была шикарной бача, но снова стала девушкой, когда поступила в университет, рассказала Би-би-си, что она вернулась обратно только из-за традиций общества. [ 14 ] Одна из причин, по которой шикарным бача так трудно вернуться в детство, заключается в том, что они играют роль мальчика, когда им положено развивать свою личность, поэтому в конечном итоге у них развиваются более стереотипные мужские черты личности. Некоторым шикарным бача кажется, что они потеряли важные детские воспоминания и свою девчачью идентичность. Другие считают, что было приятно испытать свободы, которых у них не было бы, если бы они были обычными девочками, выросшими в Афганистане. [ 15 ] Сами изменения также могут быть очень трудными, поскольку большинство, если не все, прав и привилегий «мальчиков» лишаются при возвращении к женской роли; многие женщины не хотят возвращаться к свободе мальчика. Дженни Нордберг, автор книги «Девушки из подполья Кабула» , сказала, что многие из них не возвращаются, чтобы жить как женщины, и что это «очень сложно психологически» на индивидуальном уровне. [ 16 ]
Когда бача-шиш достигает возраста вступления в брак , обычно в 15–17 лет, и/или когда его женские формы становятся более выраженными, обычно именно тогда отец решает снова вернуть бача-шиш в женскую форму. [ 17 ] Тем не менее, будучи шикарными бача брачного возраста, женщины могут иметь право голоса при принятии решения. Однако, если это означает пойти против воли своего отца (и, следовательно, воли семьи), молодой бача-шиш может в конечном итоге оказаться в дальнейшей маргинализации, без семейной поддержки в обществе, ориентированном на семью. Поскольку большинство шикарных бача проводят свои подростковые годы в мужской роли, многие из них не осваивают необходимые навыки, чтобы стать идеальной женой. Впоследствии многие испытывают тревогу по поводу перехода к женственности. [ 18 ]
Суть разногласий по поводу этой практики, с точки зрения недавнего движения за права афганских женщин , заключается в том, расширяет ли практика бача-пош права женщин и помогает им добиться успеха, или же эта практика наносит психологический вред. [ 19 ] Многие женщины, прошедшие через этот процесс, говорят, что, по их мнению, этот опыт одновременно придал им силы и удушил. Настоящая проблема, по словам активистов, заключается не в самой практике, а в правах женщин в этом обществе. [ 12 ] [ 19 ]
В СМИ
[ редактировать ]- Роман Нади Хашими 2014 года «Жемчужина, разбившая оболочку»
- Книга Дженни Нордберг «Подпольщики Кабула: в поисках скрытого сопротивления в Афганистане»
- Фильм иранского режиссера Маджида Маджиди 2001 года « Баран» .
- «Усама» — афганский фильм 2003 года, сценарий и режиссёр Сиддик Бармак . В нем рассказывается история молодой девушки в Афганистане, находящейся под властью Талибана , которая маскируется под мальчика Усаму, чтобы прокормить свою семью, поскольку ее отец и дядя были убиты во время советско-афганской войны , а она и ее мать не сможет путешествовать самостоятельно без «законного спутника» мужского пола. [ 20 ]
- Детский роман Нади Хашими 2016 года «Половина с Востока»
- Анимационный художественный фильм «Кормилец » 2017 года из Деборы Эллис детской книги « Парвана » 2001 года рассказывает о девочке, которая одевается как мальчик, чтобы прокормить свою семью.
- Второе рождение Ариэль Митчелл. Действие пьесы происходит на юге Афганистана, в которой семья борется с традицией бача-шикарства. Премьера в Нью-Йорке: Театральная труппа THML в Центре в Вест-парке, 1–24 марта 2019 г. Разработка, история постановки, награды.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Что такое бача-шиш, афганская традиция, которой может угрожать возвращение талибов» . Индия сегодня . Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Афганские девочки живут как мальчики, пока не достигнут половой зрелости – временного шанса на свободу» . Новости Эн-Би-Си . 16 января 2022 г. Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Корбоз, Жюльен; Гиббс, Эндрю; Джукс, Рэйчел (3 мая 2020 г.). «Бача-шиш в Афганистане: факторы, связанные с воспитанием девочки как мальчика» . Культура, здоровье и сексуальность . 22 (5): 585–598. дои : 10.1080/13691058.2019.1616113 . ISSN 1369-1058 . ПМИД 31203732 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Корбоз, Жюльен; Гиббс, Эндрю; Джукс, Рэйчел (3 мая 2020 г.). «Бача-шиш в Афганистане: факторы, связанные с воспитанием девочки как мальчика» . Культура, здоровье и сексуальность . 22 (5): 585–598. дои : 10.1080/13691058.2019.1616113 . ISSN 1369-1058 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кэти Вон, Меган А. Борен: «Мой отец сказал мне: «Дитя, в этом доме нет сына, поэтому тебе следует носить эту мальчишескую одежду»»: взгляды на гендерные нормы, роли и шик среди афганских женщин-мигрантов в Мельбурне , Австралия, Журнал миграции и здоровья (2021 г.), doi: https://doi.org/10.1016/j.jmh.2021.100064
- ^ Перейти обратно: а б с д и Нордберг, Дженни. «Там, где ценятся мальчики, девочки играют свою роль» , The New York Times , 20 сентября 2010 г. По состоянию на 20 сентября 2010 г.
- ^ Тахир Кадири (27 марта 2012 г.). «Афганские девочки, живущие как мальчики» . Новости Би-би-си . Проверено 28 марта 2012 г.
- ^ Арбабзада, Нушин (30 ноября 2011 г.). «В Афганистане девочки будут мальчиками» . Хранитель . Проверено 12 сентября 2012 г.
- ^ Форд, Дарнелла; Официанты, Шерил (октябрь 2011 г.). Кровь, пот и высокие каблуки: мемуары . Блумингтон: iUniverse. п. 9. ISBN 978-1462054961 .
- ^ Шах, Мудассар (24 августа 2012 г.). «Мальчиков больше нет» . Непальские времена . Проверено 12 сентября 2012 г.
- ^ Варчолак, Наташа (30 мая 2012 г.). «Переодевание в поисках образования» . Хранитель . Проверено 12 сентября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Нордберг, Дженни. «Где девочки будут мальчиками». (ВКЛ).
- ^ Эренсафт, Дайан; Менвьель, Эдгардо (17 мая 2011 г.). Гендер рожден, гендер создан: воспитание здоровых гендерно-неконформных детей (3-е изд., переработанное и обновленное изд.). Нью-Йорк: Эксперимент. ISBN 978-1615190607 .
- ^ Кадири, Тахир (27 марта 2012 г.). «Афганские девочки, живущие как мальчики» . Би-би-си . Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ Кадири, Тахир (27 марта 2012 г.). «Афганские девочки, живущие как мальчики» . Би-би-си . Проверено 22 мая 2012 г.
- ^ Дэвис, Лиза Селин (4 сентября 2021 г.). «Будущее выглядит мрачным для девочек в Афганистане — даже для тех, кто живет как мальчики» . CNN . Архивировано из оригинала 04 сентября 2021 г. Проверено 4 сентября 2021 г.
- ^ Кадири, Тахир (27 марта 2012 г.). «Афганские девочки, живущие как мальчики» . Новости Би-би-си . Проверено 22 мая 2012 г.
- ^ Булатович, Мария. «Самые молодые трансвеститы Афганистана из племени Бача Пош» . Университет Иллинойса в Чикаго . Проверено 22 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кадири, Тахир (17 января 2012 г.). «Проблемы с девочками» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 22 мая 2012 г.
- ^ Ваджихуддин, Мохаммед. «Агония и экстаз». Архивировано 25 сентября 2010 г. в Wayback Machine , Ariana Television Network , 27 августа 2004 г. По состоянию на 20 сентября 2010 г.