Ахмед Ниязи Бей
Ахмед Ниязи | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1873 Ресне , Османская империя (современная Северная Македония ) |
Умер | 1913 (39 лет) Влёра , Албания |
Занятие | Бей , адъютант-майор ( kolağası ) и революционер |
Ахмед Ниязи-бей (1873–1913) ( турецкий : Реснели Ниязи-бей, Ахмет Ниязи-бей ; албанский : Ахмет Ниязи-бей Ресня ; «Ахмет Ниязи-бей из Ресена») был османским революционером, который был беем Ресне ( ныне Ресен, Северная Македония ) ареал в конце 19 — начале 20 веков. [ 1 ] Этнический албанец , [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Ниязи был одним из героев младотурецкой революции 1908 года и подавления контрпереворота 1909 года , сыграв ведущую роль в обоих событиях. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Ниязи также известен Сараджем , поместьем во французском стиле, которое он построил в Ресне. [ 9 ]
Жизнь
[ редактировать ]Ранние годы и образование
[ редактировать ]
Ахмед Ниязи-бей родился в 1873 году в семье албанских землевладельцев Тоск из Ресне . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Его отцом был Абдулла Ага. [ 13 ] Ниязи получил образование в Османской академии государственной службы, а затем в Высшей военной школе в Монастире (современная Битола ). Много лет спустя он заявил, что перешел в школу Монастира из-за желания учиться у некоторых из ее преподавателей, которые «[выступали] за любовь к человечеству, отечеству, прогрессу и обществу». [ 11 ] [ 13 ] [ 14 ] В своих мемуарах Ниязи вспоминал, что, будучи студентом в 1880-х годах, он слышал османские и французские истории о патриотизме и находился под их сильным влиянием. [ 13 ] [ 15 ] Он считал, что эти истории и учителя, которые их рассказывали, привили ему идеи преданности и любви к стране. Особое влияние на него оказал османский писатель Намик Кемаль ; По словам Ниязи, Кемаля часто упоминали, когда они обсуждали глобальные проблемы. [ 16 ]
После окончания средней школы в Монастире Ниязи учился в Османской военной академии с 1894 по 1897 год. [ 10 ] [ 11 ] [ 17 ] Как и многие другие студенты, которые в конечном итоге дослужились до офицерских званий в армии, он прошел подготовку в немецкой армии и выработал определенную степень уважения к Германии. [ 18 ] Во время учебы в Стамбуле он снова познакомился с произведениями Кемаля, несмотря на то, что они были запрещены, поскольку ставили под сомнение авторитаризм султана Абдул Хамида II . [ 17 ] Абдул Хамид распустил парламент и правил единолично. [ нужна ссылка ] По словам Ниязи, работы Кемаля вдохновили его; [ 17 ] «опьяняющий патриотизм подготовил мое сердце, мое невинное сердце к революциям...», - писал он позже. [ 13 ] [ 16 ] Прочитав работу Кемаля, он сказал своим друзьям, что их образованию не хватает патриотизма. [ 19 ] В 1896 году Ниязи также отремонтировал и модернизировал мечеть Хаджи Мурата в Ресне, построенную в 1612 году, при этом комнаты на первом этаже были отведены для школ, а оставшееся пространство - для молитв. [ 20 ]
Членство в младотурках и начало военной карьеры
[ редактировать ]Во время обучения в Стамбульской военной академии его коллега-османский офицер Исмаил Энвер-бей инициировал Ниязи в движение Комитета Союза и Прогресса (CUP). [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Он стал лейтенантом ( мулазым ) и присоединился к османской армии в молодом возрасте в 1896 году. [ 10 ] [ 23 ] Ниязи с отличием сражался во время греко-турецкой войны (1897 г.) , в частности в битве при Бешпынаре в Эпире , и вернулся в Стамбул с военнопленными. [ 10 ] [ 11 ] [ 23 ] Султан Абдул Хамид II предложил Ниязи стать его адъютантом во дворце. [ 23 ] Ниязи отказался от предложения из-за правительственной кампании против подавления КЕП и решил вернуться домой. [ 23 ] В КЕП своего времени Ниязи разочаровался в изгнанном оппозиционном деятеле Мурад-бее после того, как он примирился с султаном и занял правительственную должность после амнистии для членов младотурок. [ 23 ] Ниязи презирал деспотизм султана и кумовство при королевском дворе, где звания и другие должности порой присваивались людям с близкими социальными связями. [ 24 ]

Между 1899 и 1903 годами Ниязи находился в Охри в качестве офицера, отвечавшего за склад боеприпасов в роте резервистов. [ 24 ] Во время своего пребывания там он наблюдал за подготовкой македо -болгар к восстанию и заметил, как различные русские и болгарские миссионеры, учителя, офицеры и советники способствовали организации этого восстания. [ 24 ] Через прессу и свою переписку с Мекдуддином Эфенди, капитаном, базирующимся в Измире, Ниязи следил за деятельностью младотурков внутри Европы, в частности за решениями и расколом Первого конгресса КЕП в Париже (1902 г.). [ 24 ] В августе 1903 года Внутренняя македонская революционная организация (ВМРО) организовала восстание против османов в Македонии, и Ниязи был направлен в третий полк Третьей османской армии . [ 25 ] Во время этих событий он играл активную роль в Монастирском отделении КЕП, его статус был повышен до героя войны, и он приобрел большую известность среди мусульманского албанского населения Македонии. [ 25 ] Начиная с 1904 года и в течение пяти лет до революции он служил в османском егерском батальоне, прославившись эффективным преследованием бандитов в горной местности. [ 26 ] [ 11 ] Ниязи стал приверженцем идей Ахмеда Ризы , члена CUP, который выступал за восстановление конституции посредством революции и был против иностранного вмешательства в империю или реформ для конкретного сообщества, основанных на преференциальном режиме. [ 27 ]
Военная служба и ухудшение ситуации с безопасностью в Македонии повлияли на таких людей, как Ниязи, которые считали, что о тяжелом положении местных мусульман мало что известно и, как и другие народы в регионе, подвергались нападениям из-за партизанской деятельности. [ 17 ] На него повлияли реформы, проведенные в регионе империей под давлением великих держав после Илинденского восстания 1903 года. [ 11 ] Ниязи думал, что европейские державы подталкивают османских христиан к восстаниям против государства, чтобы победить империю, и хотел предотвратить развитие пропаганды со стороны русских и австрийцев в Македонии. [ 11 ] к османам относятся негативно Он чувствовал, что на Западе и что великие державы не заботились о большинстве мусульманского населения Македонии, поскольку они хотели разделить империю. [ 11 ] Ниязи и его коллеги предпочитали сохранить империю со всем ее многонациональным и многоконфессиональным населением и осуждали нападения реакционных мусульман на христиан, однако у них были ограниченные знания об османской политике. [ 11 ]
Эти события, происходящие из региона, где самые сильные сторонники младотурок среди албанцев на Балканах были выходцами из центральной и южной Македонии, побудили Ниязи стать частью (КЕП). [ 28 ] Он стал армейским капитаном ( kolağası ). [ 2 ] Эта должность была получена для него CUP благодаря ее мощному подпольному влиянию в правительстве, и Ниязи был размещен в Ресне, где комитет считал, что он может быть наиболее полезным для дела. [ 21 ] В Ресне он сыграл влиятельную роль в вербовке людей в CUP. [ 29 ] В военных операциях против банд Ниязи действовал от имени КЕП, а не правительства Османской империи. [ 21 ] Ниязи имел репутацию албанца, имевшего тесные связи с другими албанцами, живущими в Македонии, обладал сильным авторитетом среди собратьев-мусульман в районе, где он проживал, и мог общаться с ними, поскольку говорил как на албанском (его родном языке), так и на турецком языке. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]
Младотурецкая революция (1908 г.)
[ редактировать ]Я объяснил, что наша работа во имя справедливости обеспечит абсолютное равенство, потому что мы все братья: турки, албанцы, болгары, греки, валахи, сербы.
—Ахмет Ниязи-бей, 1908 г., [ 33 ]
Планирование революции
[ редактировать ]
Ниязи был важным членом советов младотурков. [ 34 ] Начиная с марта 1908 года, некоторые солдаты подняли мятежи после того, как КЕП организовала митинги и призвала их требовать улучшения условий труда. [ 35 ] Ниязи заявил, что войска, добившиеся возмещения ущерба, приписали свой успех комитету. [ 35 ] Публикации CUP, призывающие к действиям против султана и предотвращению иностранной оккупации, такие как «Шура-йы Уммет» , «Мехверет Дополнение Франсэ» и брошюра Ахмеда Рызы об армии, оказали влияние на младших офицеров, таких как Ниязи, которые описали их «экстраординарное влияние на просвещение умов». [ 36 ] После встречи в Ревеле между царем Николаем II и Эдуардом VII (9-12 июня 1908 г.) слухи о разделе Македонии в результате неминуемой русско-британской интервенции распространились и были ускорены CUP, тогда как Ниязи воспринял это как сигнал к немедленным действиям. [ 37 ] В то время до Ниязи дошли слухи о встрече в Ревеле, и он пережил три бессонные ночи, которые заставили его «покраснеть от тревоги и волнения», что сформировало его убежденность в том, что он «нашел спасение в жертве и смерти». [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] Он обсудил вопросы с местными членами CUP и отделением CUP в Монастире, после чего Ниязи принял решение сформировать группу и отправиться в горы. [ 41 ]

28 июня 1908 года Ниязи у себя дома посоветовал Ходже Джемалю Эфенди, мэру, и Тахиру Эфенди, комиссару полиции Ресне, сформировать группу, а 29 июня повторил эти призывы к большей группе мусульман, написав на своей шляпе слова: Hürriyet ya da ölüm» (свобода или смерть). [ 21 ] [ 42 ] Группа была передана под руководство CUP. [ 21 ] Ниязи создал свой партизанский отряд по образцу болгарских, сербских и греческих банд, действующих в Македонии и сформировавшихся в этом регионе в предыдущее десятилетие. [ 43 ] В своих мемуарах Ниязи писал, что он сформировал свою банду CUP 28 июня 1908 года, однако некоторое время до этого он раздавал конфискованное оружие из македо-болгарских деревень своим коллегам, поскольку штаб-квартира CUP планировала мобилизовать банды с середины июня. [ 41 ] Джемаль Эфенди в качестве мэра Ресена, духовного лидера (суфийского священнослужителя) и члена младотурок отправился в Монастир для переговоров с отделением CUP о деталях действий, которые необходимо предпринять, и получил одобрение. [ 41 ] [ 44 ] [ 45 ]
Начало революции
[ редактировать ]
В июле заговор CUP с участием Ниязи был раскрыт военным муфтием Третьей османской армии, дислоцированной в Монастире. [ 46 ] [ 44 ] Муфтий, дворцовый шпион и агент полиции был ранен и ранен, чтобы помешать ему вернуться в Стамбул. [ 46 ] Из Стамбула была отправлена военная комиссия для расследования подрывной деятельности в армии в этом районе. [ 47 ] Боясь открытия [ 44 ] [ 47 ] 3 июля 1908 года Ниязи распространил слухи о приближающемся болгарском отряде и выманил из города большую часть гарнизона Ресне и его командиров. [ 48 ] В Ресне, когда некоторые другие офицеры присутствовали на пятничной молитве , Ниязи вместе с мэром Джемалем Эфенди, комиссаром полиции Тахиром Эфенди, налоговым комиссаром Тахсином Эфенди и двумя сотнями мужчин совершили набег на военный склад. [ 49 ] [ 50 ] [ 21 ] На складе в Ресне они захватили пятнадцать ящиков с боеприпасами, семьдесят винтовок, которые были переданы добровольцам, и 600 османских лир из гарнизонного сейфа , который был разделен между членами банды. [ 41 ] [ 51 ] [ 52 ] Все бежали из Ресне в близлежащие горы, откуда Ниязи инициировал Младотурецкую революцию и издал прокламацию, призывающую к восстановлению конституции 1876 года, без конкретного упоминания КЕП. [ 34 ] [ 2 ] [ 53 ] В ночь перед отъездом Ниязи поручил заботу о своей семье своему зятю Исмаилу Хакки-бею. [ 39 ] албанский деятель национального пробуждения . [ 54 ]

Первоначально состоявшая из 160–240 добровольцев (в основном албанцев), банда Ниязи называлась Национальным батальоном CUP Resne. [ 41 ] [ 52 ] [ 44 ] Группа состояла из гражданских сторонников, которые считали, что преследуют болгарскую банду, и членов CUP, участвовавших в подготовке революции 28 июня. [ 41 ] [ 52 ] [ 44 ] В нем приняли участие девять солдат из батальона Ниязи, а когда они оказались в горах, к ним присоединились еще тридцать добровольцев из региона Преспа. [ 52 ] Позже первоначальная причина преследования македо-болгарской банды была отброшена, и Ниязи сообщил своим войскам и добровольцам, что такой банды не существует, и четверо его солдат ушли и вернулись в казармы Ресне. [ 41 ] [ 52 ] К концу первой недели отряд Ниязи вырос до 500 солдат, и к нему присоединились 800 вооруженных гражданских лиц в горах. [ 21 ] [ 55 ] Вскоре к банде присоединились еще два офицера, другие чиновники и люди из региона Преспа. [ 56 ]
Ниязи стремился создать свою базу поддержки среди местных мусульман, поскольку восстание было в основном мусульманским движением. [ 57 ] Чтобы заручиться поддержкой сельских жителей-мусульман, офицеры сосредоточили свое внимание на местных проблемах недовольства правительством, отсутствии таких услуг, как школы и дороги, высоких налогах и защите от бродячих вооруженных банд, а не на ссылках на конституцию. [ 58 ] Ниязи также предпринял другие меры, такие как принуждение местных кланов к перемирию, когда между северным Гегом и некоторыми южными тоскскими албанцами шла кровная месть. [ 58 ] В албанских деревнях офицеры заставляли местных жителей принести бесу (клятву) поддержки. [ 58 ] Группа росла по мере того, как они посещали окрестные албанские мусульманские деревни, добавляя в свои ряды местных албанских знатных людей, мусульманские банды, армейских дезертиров и других добровольцев. [ 41 ] [ 56 ] [ 52 ] Ниязи представил свой «национальный батальон» как патриотическую османскую группу, и это сделало его узнаваемым для других подобных группировок, албанских тоскских националистов, дезертиров и преступников, присоединившихся к группе. [ 58 ] Дезертиры и преступники, которых Ниязи называл «мерзкими негодяями» из-за своих «прошлых преступлений», принесли присягу и присоединились к его банде после того, как он помиловал их. [ 59 ]
Хорошо развитая имперская телеграфная сеть использовалась Ниязи, и от имени своей банды он разослал прокламации провинциальным и местным чиновникам, а также дворцу, в которых требовалось бороться с несправедливостью и неравенством и восстановить конституцию. [ 52 ] [ 39 ] [ 44 ] Османские власти, к которым Ниязи обратился с апелляциями и ультиматумами, представляли собой декларацию генерал-губернатору в Монастире, генеральной инспекции Румелии и секретариату дворца, а также письма с обвинениями офицеру жандармерии Ресне и коменданту жандармерии в Монастире. [ 41 ] [ 39 ] [ 44 ] Он также выступил с обращениями, адресованными различным социальным и этническим группам империи. [ 41 ] [ 39 ] Неясно, имела ли КЕП фиксированную дату революции, и в комментариях журналисту после события Ниязи сказал, что они действовали раньше, чем планировалось, но не назвал дату заранее определенного дня. [ 60 ] Ниязи также заявил, что документы с подробной информацией, дающей исполнителям информацию об определенных планах, были в соответствии со строгим приказом CUP сожжены отраслевыми исполнительными комитетами. [ 61 ]
Распространение революции
[ редактировать ]
В то же время, следуя примеру Ниязи, Энвер бей в Тиквеше , Эйюп Сабри в Охри и Бекир Фикри в Гребене были тремя из нескольких офицеров, которые ушли в горы и сформировали партизанские отряды (четы). [ 49 ] [ 62 ] [ 63 ] С самого начала, в июле, Сабри тесно сотрудничал с Ниязи. [ 52 ] Никакого приказа от комитета младотурок (CUP) в Салониках не поступило , и вместо этого восстание развилось спонтанно, по мере того как новости распространялись от одного подразделения османской армии к другому, а также среди различных местных комитетов CUP. [ 34 ] Чтобы восстание получило поддержку на местном уровне, Ниязи и Энвер играли на опасениях возможного иностранного вмешательства. [ 2 ] Известные люди Ресне поддержали банду Ниязи, поскольку мусульмане в большей части города и окрестных деревень были членами CUP. [ 64 ] Причинами, по которым Ниязи выступил против султана, были защита свободы, инициирование реформ как для мусульман, так и для христиан, и он придерживался мнения, что «Вместо того, чтобы жить подло, я предпочел умереть... либо смерть, либо спасение отечества». [ 34 ] [ 39 ]
Чтобы справиться с Ниязи и другими партизанскими отрядами, сформированными из дезертировавших османских солдат, Абдул Хамид II послал генерала Шемси-пашу с двумя батальонами в Ресне, и в Монастире он был убит 7 июля османским офицером и революционером CUP Атифом Камчилом . [ 65 ] [ 53 ] [ 56 ] Для революции это убийство стало поворотным моментом, который деморализовал дворец и устранил опасного противника для КЕП, который мог мобилизовать албанцев против своих сил. [ 52 ] Ахмет Тевфик-паша , министр иностранных дел Османской империи, направил письма послам Османской империи. [ 66 ] Он описал позицию дворца в отношении событий и обвинил Ниязи в организации банд, состоящих из дезертиров, подрывников и других людей, находящихся под влиянием таких лиц, и поручил им информировать иностранные правительства и прессу. [ 66 ]
Увертюры к македо-болгарскому населению
[ редактировать ]
Ниязи сделал несколько предложений местному македо-болгарскому населению района Ресне присоединиться к революции. [ 67 ] [ 68 ] Во время революции сестра воеводы (вождя) IMRO, банду которого Ниязи уничтожил несколькими годами ранее, попросила его спасти ее похищенного сына от сербской банды. [ 67 ] Считая это обращение «благословением Божьим», Ниязи взял в заложники сербского учителя из Ресне, чтобы заставить сербскую банду освободить ребенка. [ 67 ] Сербский учитель в конечном итоге стал членом CUP, переводя обращения Ниязи на болгарский и сербский языки, а также помогая ему установить контакты с сербскими жителями деревни и заставляя сербскую банду освободить мальчика. [ 69 ]
Среди местных македо-болгар имидж Ниязи укрепился после освобождения ребенка. [ 67 ] Лидер местной группы, который был его врагом и жестоко избит Ниязи в 1906 году, присоединился к группе CUP и сказал ему, что «теперь я умру за тебя». [ 67 ] На фоне этих событий Ниязи обратился с призывом к местным болгарам о том, что посторонним не будет разрешено управлять регионом, и возложил вину на правительство и его «коррумпированных чиновников» за «причинение плохих событий». [ 67 ] Он пообещал болгарам справедливость и равенство, одновременно предупредив, что люди, не подчиняющиеся этим «приказам», будут повешены, а наказание будет распространено на знатных жителей поселения, если банда войдет в город или деревню, а власти CUP не будут проинформированы. [ 67 ] Одобряя действия Ниязи, отделение КЕП в Монастире предостерегло от насильственной вербовки в его банду «болгар или других христиан». [ 67 ]
Вербовка албанцев
[ редактировать ]
Сначала в КЕП были приняты албанские новобранцы из армии и других единоверцев, прибывших из Охри, Ресне и Монастира, а рекруты из албанского комитета были отклонены. [ 73 ] Ниязи сосредоточил свои усилия на мобилизации и работе с албанцами на благо дела, такими как его товарищи в армии, и, когда обстоятельства изменились во время революции, он также нанял таких видных людей, как Черчиз Топулли , которого он считал «главой Тоскского комитета албанцев». [ 2 ] [ 74 ] [ 73 ] Во время этих попыток заручиться поддержкой албанцев Ниязи отметил, что албанцы жаловались на то, что турки сосредотачивают внимание на своих собственных националистических интересах. [ 65 ] На населенных албанцами территориях Ниязи посетил Эльбасан , Корчу , Дебре и Охри, тогда как его революционные методы включали изгнание османских чиновников, сборщиков налогов и создание албанской милиции для поддержания порядка. [ 34 ] [ 56 ] Ниязи отправил Топулли письмо, пригласив его на встречу, чтобы обсудить условия создания профсоюза. [ 75 ]
Представители Топулли встретились с Ниязи в Корче. [ 75 ] Албанские делегаты обвинили турок в недостаточной приверженности османизму, что привело к их борьбе за защиту от иностранцев и османов, тогда как Ниязи ответил, что турки приложили много усилий для продвижения османизма, и создание CUP является свидетельством этих усилий. [ 75 ] Революционная поддержка Корчи основывалась на условии создания албанской автономии. [ 76 ] и во время переговоров с членами албанского комитета Ниязи принял их предложение об автономной Албании, которая будет управляться губернатором, выбранным султаном. [ 77 ] [ 25 ] После обсуждения албанские делегаты приняли приглашение CUP. [ 75 ] Все присоединились через церемонию присяги и были зачислены с обещанием пригласить Топулли и других видных членов албанского комитета на заключительную встречу, чтобы обсудить детали соглашения. [ 75 ]

Хырсеву Старовой бею, местному албанскому знатному человеку и другу отца Ниязи, было поручено организовать встречу, которая должна была состояться в Поградце . [ 75 ] [ 73 ] Хырсев также связался с Хюсеном Бабой, албанским шейхом Бекташи из Мельчан- текке , который выступал в качестве посредника между Ниязи и Топулли и оказал влияние на последнего вместе с другими лидерами разбойников, чтобы тот поддержал дело CUP. [ 65 ] [ 78 ] [ 79 ] Ниязи посчитал эту встречу в основном неважной, поскольку местные албанцы уже присягнули на верность CUP. [ 75 ] Во время переговоров с членами албанского комитета важность участия албанцев заставила Ниязи заметить, что «большинство лидеров и сторонников [движения за] конституционное управление не были турками». [ 80 ] Албанский комитет Корчи оказал поддержку Ниязи и по просьбе CUP призвал партизан, базировавшихся в горах вокруг Корчи, присоединиться к османским повстанческим бандам, а албанский комитет Охри прислушался к этой директиве. [ 34 ] [ 56 ] Друзья-албанцы настойчиво требовали от Топулли встречи с Ниязи, чтобы обсудить совместные действия, и он прибыл в Поградец со своей группой 21 июля 1908 года. [ 75 ]
Ниязи также работал над вербовкой других мусульманских партизанских отрядов для участия в революционном деле. [ 74 ] На протяжении всей революции партизанские отряды Ниязи и Энвера были мусульманскими (в основном албанскими) военизированными формированиями. [ 81 ] Ниязи рассказал, что албанские банды Тоск и болгарские банды были объединены под руководством Топулли в Охри. [ 82 ] Партизанский отряд Топулли оказал важную поддержку Ниязи и его войскам во время захвата гарнизона Ресне, и это событие стало маленькой военной победой в кампании по свержению режима Хамидиана. [ 83 ] На третьей неделе революции банда Ниязи насчитывала 2000 человек, и он вместе с Энвером убедил единомышленников и гражданских деятелей послать несколько петиций в Османскую империю. [ 53 ] [ 55 ] Активисты в Косово организовали крупную демонстрацию в поддержку Ниязи и более широкой антихамидианской оппозиции. [ 84 ] Многие албанцы-мусульмане, участвовавшие в революции, такие как Ниязи, считали себя в первую очередь членами CUP, а не албанскими активистами. [ 85 ] В отличие от таких организаторов, как Бехаеддин Шакир и Талаат-паша , Ниязи и другие албанцы, участвовавшие в революционных действиях, не имели руководящих должностей в CUP, но они чувствовали, что революция была делом албанцев, и ожидали в ответ особого отношения. [ 80 ]
Декларация конституционного правительства и конец революции
[ редактировать ]Группа Ниязи усыновила оленя, который явился им, когда они были в деревне недалеко от Монастира, поскольку группа интерпретировала животное как духовного наставника, посланного богом, направляющего их к цели. [ 86 ] [ 87 ] Татарин Осман-паша, сменивший Шемси, был похищен после того, как банда Ресне Ниязи, банда Охри Сабри и две албанские банды совершили нападение на Монастир. [ 52 ] 22 июля Монастир был захвачен по приказу КЕП. [ 88 ] новости о действиях Ниязи достигли Салоник рано утром 23 июля и распространились по всей Македонии телеграфной службой, контролируемой CUP. [ 89 ] Ниязи провозгласил конституцию 23 июля перед большими толпами мусульман и христиан, османских чиновников, городского гарнизона и батальонов из других районов, собравшихся в Монастире, действия, которые были одновременно повторены в нескольких городах Македонии. [ 90 ] [ 91 ]
23 июля Ниязи вернулся в Ресне и встретился с лидерами партизан Топулли и Михалом Грамено , где выразил свою благодарность и расценил провозглашение конституции CUP как выгодное для албанского народа. [ 34 ] [ 91 ] Ухудшение ситуации в османских балканских провинциях и отсутствие государственного контроля, а также дезертирство армии побудили султана издать 24 июля 1908 года императорский указ о восстановлении конституции 1876 года. [ 92 ] [ 93 ] [ 94 ]
Пост-революция
[ редактировать ]
После революции Ниязи и Энвер остались на политическом фоне из-за своей молодости и младших воинских званий, и оба согласились, что их фотографии не будут мешать широкой публике, однако это решение редко соблюдалось. [ 96 ] Вместо этого Ниязи и Энвер как лидеры революции возвысили свои позиции почти до легендарного статуса, их изображения были размещены на открытках и распространены по всему Османскому государству. [ 97 ] [ 98 ] Во время революции братья Манакис сфотографировали Ниязи, и их фотографии реконструировали его как обычного человека с его торчащими запыленными усами, создающими впечатление недавно прибывшего с холмов и командующего повстанцами. [ 72 ] На одной из знаковых фотографий, на которых изображен Ниязи и его знаменитый олень, они изображены как воплощение свободы: он и его винтовка изображают военную фигуру власти, представленную окружающими его солдатами и бандитами. [ 72 ] На других фотографиях, сделанных революционными братьями Манакисами, Ниязи присутствует рядом с революционерами Топулли и Грамено. [ 99 ] Ниязи также появился на известном плакате как фигура с большими усами, освободившая Свободу, олицетворенную женщиной, из ее цепей и окруженную другими деятелями революции. [ 95 ]
Во второй половине 1908 года фотографии Ниязи и Энвера достигли Стамбула, и среди школьников города, погруженные в фанфары, они играли с масками, изображавшими революционеров. [ 100 ] На других изображениях того времени новый султан Мехмед V представлен в центре, в окружении Ниязи и Энвера по обе стороны. [ 101 ] Поскольку действия обоих мужчин выглядели как инициаторы революции, Ниязи, албанец, и Энвер, турок (с албанским наследием по линии матери) [ 102 ] ) позже получили народное признание как «герои свободы» ( hürriyet kahramanları ) и символизировали албанско-турецкое сотрудничество. [ 103 ] Ниязи также был известен под прозвищами «Герой революции» и «Турецкий Гарибальди ». [ 13 ]

Вскоре после успеха революции Ниязи, пытаясь вселить надежды на новый порядок, осудил бывший режим Гамидиана в речи, произнесенной в Ресне, и она была опубликована в брошюре в 1908 году. [ 104 ] Ниязи предупредил свою аудиторию о риске того, что Македония и Анатолия станут колониями других стран, как и другие бывшие османские территории. [ 105 ] В 1908 году комитет КЕП провел свой съезд по завершении революции и согласился опубликовать мемуары Ниязи в виде книги, которая вышла в конце года. [ 2 ] Комитет хотел, чтобы Ниязи преувеличил роль CUP в революции и создал видимость того, что они руководили всеми действиями во время этих событий. [ 2 ]
Позже, в 1910 году, они были опубликованы Центральным комитетом КЕП Монастира в Стамбуле, и мемуары состоят из подробных биографических сведений о Ниязи с 1887 по 1908 год, касающихся его военных действий и политики в Македонии. [ 106 ] [ 107 ] Ниязи чувствовал, что военное и политическое руководство обвиняет его в личной славе, возникшей в результате революции, и он был вынужден оправдать это в своих мемуарах. [ 106 ] Его воспоминания о событиях также содержат противоречия, и во введении Ниязи предупреждает читателя, что мемуары не являются полным отчетом о революции, и им не следует полагаться на то, что они содержат откровения об истории или способах основания CUP. [ 108 ] Мемуары Ниязи полны информации о районе озера Преспа , городах Ресне и Охри, и он подчеркнул вклад албанцев во время революции в ее успех и свои усилия по получению их поддержки. [ 2 ] [ 109 ] Как и в случае опубликованных им документов, включающих письма и телеграфы, которые были отправлены или получены, Ниязи продолжал настаивать в своих мемуарах на действиях, которые он предпринял и провел лично вместе со своей группой, в то время как Энверу уделялось мало внимания. [ 109 ] В своих мемуарах Ниязи дополнил их фотографиями, сделанными братьями Манакисами его и его революционеров. [ 110 ] В течение ограниченного периода времени самовосхваляющие мемуары Ниязи были основным текстом для революционеров. [ 111 ]

После революции единство КЕП уступило место личному соперничеству, из-за которого к марту 1909 года ходили слухи, что Ниязи рассорился с основными взглядами младотурков и начал придерживаться либеральных взглядов на ситуацию в Македонии. [ 112 ] Ниязи был делегатом, представлявшим Ресне на Конгрессе Дибры (июль 1909 г.), организованном CUP по вопросу этнолингвистических прав албанцев. [ 113 ] Он отказался подписывать какие-либо резолюции из-за разногласий с другими делегатами по ее содержанию. [ 113 ] Ниязи был членом CUP до своей смерти, и ему так и не удалось привлечь значительное количество последователей среди видных и других высокопоставленных членов CUP, за исключением его участия во время революции. [ 112 ] Османская газета «Волкан» , решительный сторонник конституции, в 1909 году опубликовала лестные статьи о Ниязи и Энвере. [ 114 ]
Контрреволюция (1909 г.) и выход из армии.
[ редактировать ]
Группа, состоящая в основном из албанских солдат, дислоцированных в Стамбуле, подняла мятеж после того, как власти CUP планировали заменить их другими армейскими частями из Македонии, и они предприняли попытку контрпереворота в 1909 году, чтобы отменить революцию 1908 года. [ 115 ] [ 116 ] К Третьей османской армии, дислоцированной в Македонии и возглавляемой Махмудом Шевкет-пашой, присоединился Ниязи, который привел 1800 человек из Ресне. [ 115 ] [ 117 ] [ 118 ] Ниязи возглавлял добровольческие отряды, состоявшие в основном из албанцев, которые усиливали части регулярной армии, и сыграл ведущую роль в подавлении контрреволюции. [ 7 ] [ 119 ] [ 120 ] Вместе в ходе военных операций, которыми руководил их соотечественник-албанец Али-паша Колонья, они отбили Стамбул (23 апреля) при небольшом сопротивлении со стороны мятежников и свергли султана Абдул-Хамида II. [ 115 ]
После этих событий он ушел из армии и посвятил себя развитию Ресне, где построил общественные здания, школы и роскошный дом Сарадж. [ 121 ] [ 9 ] Строительство Сараджа началось в 1905 году после того, как Ниязи получил открытку с изображением Версаля , которая вдохновила его на желание иметь поместье во французском стиле, внешний вид которого был завершен в 1909 году после революции CUP. [ 9 ] Поскольку он умер много лет спустя в Албании, Ниязи так и не дожил до завершения строительства своего поместья. [ 122 ] К 1911 году Ниязи все еще оставался в Ресне и едва скрывал свое раздражение по поводу ухудшающейся ситуации с безопасностью в Македонии, связанной с боевыми действиями между партизанскими бандами и османскими силами. [ 123 ]
Балканское турне султана (1911)
[ редактировать ]
Албанские восстания 1910 и 1911 годов заставили КЕП отправить Мехмеда V в турне доброй воли по Косово и Македонии в июне 1911 года, чтобы восстановить лояльность албанцев, вдохновить патриотизм и солидарность среди местных народов и противостоять национализму. [ 5 ] [ 7 ] Ниязи прибыл с 600 людьми из Ресне, и как Мукахит-и Мухтерем (заслуженный боец) султан принял его в Салониках 9 июня. [ 124 ] Благодаря своей албанской национальности, роли героя революции и почитаемому, но политически маргинальному члену КЕП Ниязи стал центральной фигурой в королевском турне по Македонии. [ 124 ] [ 125 ]
11 июня султан проследовал в Ускюп медленной семичасовой поездкой на поезде с множеством остановок, а Ниязи ехал на отдельном пилотном поезде перед императорским окружением с объявлением, что любой, кто увидит приближающегося к путям, будет расстрелян. [ 124 ] [ 126 ] Позже, вернувшись из Косово, султан посетил Монастир, где Ниязи воспроизвел сцены революции, такие как вторжение в город солдат под его командованием в 1908 году. [ 127 ] [ 128 ] В реконструкции Ниязи также участвовал Эйюп Сабри, где оба мужчины были одеты в свою старую одежду, ехали на лошадях в сопровождении лафета, и это событие было записано на камеру братьями Манакис. [ 129 ] Фильм под названием « Визит султана Решада в Битолу» в настоящее время хранится в македонских архивах. [ 129 ]
Балканские войны (1912-1913) и смерть
[ редактировать ]Во время Балканских войн (1912–1913) Ниязи и его полк Ресне оставались до конца конфликта и сражались вместе с Чавит-пашой. [ 130 ] [ 121 ] В апреле 1913 года он прибыл во Влёру, чтобы сесть на паром, отправлявшийся в Стамбул, где в портовых доках его застрелили четыре человека. [ 130 ] Никто не взял на себя ответственность за его смерть, поскольку в то время ходили слухи, что убийство заказал кто-то, имеющий личную вендетту, албанский националист или соперник CUP. [ 130 ] Ниязи был убит членами албанского комитета, людьми Исмаила Топтани и Исмаила Кемаля . [ 131 ] Поскольку смерть Ниязи стала результатом действий близких ему людей, а не войны или сражений, это событие запомнилось в турецкой пословице как «Ne şehittir ne gazi, hiç yoluna gitti Niyazi» (Ниязи не мученик и не боец, он умер ни за что). [ 131 ]
Личная жизнь и семья
[ редактировать ]Ниязи был женат на Фериде Ханым (умерла в 1966 году), которая происходила из старой стамбульской семьи из района Сарачанебаши (Сарачане) района Фатих города. [ 1 ] [ 132 ] У него было два сына Митхат (1911 г.р.) и Саим (1913 г.р.) от Фериде, и во время Балканских войн она вернулась в Стамбул. [ 1 ] [ 132 ] У Ниязи есть потомки от обоих сыновей в Стамбуле, и они носят фамилию Реснелиоглу в честь своего предка. [ 132 ] Семья Реснелиоглу в 1980-1990-х годах безуспешно лоббировала турецкое правительство с просьбой помочь эксгумировать тело Ниязи из Влёры, Албания, и перезахоронить его в Турции на Холме Вечной Свободы (Хюрриет-и Эбедие Тепеси). [ 1 ] [ 132 ]
Культурные ссылки
[ редактировать ]
Как дань уважения его роли в младотурецкой революции, положившей начало второй конституционной эпохе Османской империи, Ниязи упоминается вместе с Энвером в «Марше депутатов» ( турецкий : Mebusan Marşı или Meclis-i Mebusan Marşı ), гимне Османской империи. Палата депутатов , нижняя палата османского парламента . [ 133 ] [ 134 ] Оно было исполнено в 1909 году при открытии парламента. [ 133 ] [ 134 ] Четвертая строка гимна гласит: «Да здравствует Ниязи, да здравствует Энвер» (турецкий: Yaşasın Niyazi , да здравствует Энвер ). [ 134 ] [ 135 ] В 1910-х годах Ниязи упоминался и в других песнях, отражающих движение младотурок к туркоцентрической идеологии. [ 135 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Айдын, Гульден. «История оленя» . Хюрриет Дейли Ньюс . Проверено 8 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Гаврич 2006 , с. 150.
- ^ Кедури, Сильвия (2000). Семьдесят пять лет Турецкой Республики . Психология Пресс. п. 32. ISBN 978-0-7146-5042-5 .
- ^ Ханиоглу, М. Шюкрю (2011). Ататюрк: интеллектуальная биография . Издательство Принстонского университета. п. 69. ИСБН 978-0-691-15109-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Вахиде, Шюкран (2005). Ислам в современной Турции: интеллектуальная биография Бедиуззамана Саида Нурси . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 101. ИСБН 9780791482971 .
- ^ Цюрих 2013 , с. 26.
- ^ Перейти обратно: а б с Цюрхер, Эрик Ян (2017a). Турция: современная история . ИБТаурис. стр. 100-1 95, 102. ISBN 9781786721839 .
- ^ Цюрих 2014 , с. 84.
- ^ Перейти обратно: а б с Грчев 2002 , с. 43 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Селф 1997 , с. 89.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Клейер 2007 , с. 570.
- ^ Блюми 2011 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Биличи 2012 , параграф. 11.
- ^ Алкан, Мехмет О. (2000). «Модернизация от империи к республике и образование в процессе национализма» . В Карпате, Кемаль Х. (ред.). Османское прошлое и сегодняшняя Турция . Брилл. п. 92. ИСБН 9789004115620 .
- ^ Незир-Акмеше 2005 , стр. 37–38.
- ^ Перейти обратно: а б Незир-Акмеше 2005 , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гингерас 2016 , с. 31.
- ^ МакМикин, Шон (2012). Экспресс Берлин-Багдад . Издательство Гарвардского университета. п. 70. ИСБН 9780674058538 .
- ^ Озкан, Бехлюл (2012). От обители ислама к турецкому Ватану: создание национальной родины в Турции . Издательство Йельского университета. стр. 47–48. ISBN 9780300183511 .
- ^ Йовановский, Владо (2005). Поселения в Преспе: расположение, историческое развитие и прошлое [Поселения в Преспе: расположение, историческое развитие и прошлое] . уруга. п. 273. ИСБН 9789989920554 . «Мечеть Хаджи Мурати (Верхняя мечеть) расположена в северной части города, построена в 1612 году на первом этаже, отремонтирована и модернизирована в 1896 году Ахметом Ниязи-беем с целью использования помещений первого этажа для школы, и пол для молитв».
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Селф 1997 , с. 90.
- ^ Цюрих 2014 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Биличи 2012 , параграф. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с д Биличи 2012 , параграф. 13.
- ^ Перейти обратно: а б с Биличи 2012 , параграф. 15.
- ^ Селф 1997 , стр. 89–90.
- ^ Биличи 2012 , параграф. 14.
- ^ Гингерас 2016 , стр. 31, 66–67.
- ^ Незир-Акмеше 2005 , с. 52.
- ^ Гингерас 2016 , стр. 31–32, 151.
- ^ Ханиоглу 2001 , стр. 228, 446.
- ^ Клейер 2007 , с. 382.
- ^ Гаврич 2006 , с. 140.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Скэнди 1967 , стр. 340–341.
- ^ Перейти обратно: а б Ханиоглу 2001 , стр. 239–240.
- ^ Ханиоглу 2001 , с. 221.
- ^ Ханиоглу 2001 , стр. 237, 262, 266.
- ^ Ханиоглу 2001 , стр. 266–267.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Незир-Акмеше, Хандан (2005). Рождение современной Турции: Османская армия и поход к Первой мировой войне . ИБТаурис. п. 56. ИСБН 9781850437970 .
- ^ Макфи 1998 , с. 26.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Ханиоглу 2001 , с. 267.
- ^ Биличи 2012 , параграф. 20.
- ^ Цюрих 2014 , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Макфи, Александр Лайон (1998). Конец Османской империи, 1908-1923 гг . Лонгман. п. 20. ISBN 9780582287631 .
- ^ Биличи 2012 , параграф. 21.
- ^ Перейти обратно: а б Палмер, Алан Уорвик (1994). Упадок и падение Османской империи . М. Эванс. п. 200. ИСБН 9780871317544 .
- ^ Перейти обратно: а б Макфи, Александр Лайон (2014). Ататюрк . Рутледж. п. 25. ISBN 9781317897354 .
- ^ Цюрхер 2014 , стр. 31–32.
- ^ Перейти обратно: а б Дом 2013 , с. 35.
- ^ Ханиоглу 2001 , стр. 255, 267.
- ^ Селф 1997 , стр. 90–91.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Цюрих 2014 , с. 32.
- ^ Перейти обратно: а б с Гингерас 2016 , с. 33.
- ^ Скэнди 1967 , стр. 355.
- ^ Перейти обратно: а б Митрова, Македонка (2014). «Османская Македония между политикой младотурок и Королевством Сербия: ожидания и переговоры» . Balcanica Posnaniensia Acta et Studia . 21 : 123. дои : 10.14746/bp.2014.21.8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Селф 1997 , с. 91.
- ^ Цюрих 2014 , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б с д Цюрих 2014 , с. 39.
- ^ Ханиоглу 2001 , стр. 226, 451.
- ^ Ханиоглу 2001 , с. 262.
- ^ Ханиоглу 2001 , с. 468.
- ^ Башкан, Бирол (2014). От религиозных империй к светским государствам: государственная секуляризация в Турции, Иране и России . Рутледж. п. 51. ИСБН 9781317802044 .
- ^ Клейер 2007 , с. 571.
- ^ Ханиоглу 2001 , с. 228.
- ^ Перейти обратно: а б с Гаврич 2006 , с. 151.
- ^ Перейти обратно: а б Ханиоглу 2001 , с. 270.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Ханиоглу 2001 , с. 248.
- ^ Поултон 1995 , с. 69.
- ^ Ханиоглу 2001 , стр. 248, 254.
- ^ Гаврич 2006 , с. 153. «Большое присутствие албанцев было отмечено в частях, которые КЕП считала своими: «На имеющихся фотографиях «национальных батальонов» и присоединившихся к ним местных банд албанцы в белых фесках в подавляющем большинстве превосходили всех остальных по численности» ( См., например, обложку книги.)"
- ^ Ханиоглу 2001 , с. 258. "На имеющихся фотографиях "национальных батальонов" и примкнувших к ним местных банд албанцы в белых фесках в подавляющем большинстве превосходили всех остальных по численности. Эти люди, включая адъютанта-майора Ахмеда Ниязи"
- ^ Перейти обратно: а б с Озен 2017 , с. 26.
- ^ Перейти обратно: а б с Клейер 2007 , с. 572.
- ^ Перейти обратно: а б Гингерас 2016 , с. 32.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Ханиоглу 2001 , с. 257.
- ^ Поултон, Хью (1995). Кто такие македонцы? . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 66. ИСБН 9781850652380 .
- ^ Бартл, Питер (1968). Албанские мусульмане во время движения за национальную независимость, 1878-1912 гг . Отто Харрасовиц. п. 155.
- ^ Ханиоглу 2001 , стр. 257, 466.
- ^ Клейер 2007 , стр. 572, 589.
- ^ Перейти обратно: а б Ханиоглу 2001 , с. 258.
- ^ Гингерас, Райан (2014). Героин, организованная преступность и создание современной Турции . Издательство Оксфордского университета. п. 28. ISBN 9780198716020 .
- ^ Ханиоглу 2001 , с. 466.
- ^ Блюми 2011 , с. 116.
- ^ Блюми 2011 , с. 147.
- ^ Клейер 2007 , с. 380.
- ^ Озен 2017 , стр. 26–27.
- ^ Биличи 2012 , параграф. 30.
- ^ Ханиоглу 2001 , с. 274.
- ^ Селф 1997 , с. 98.
- ^ Кансу, Айкут (1997). Революция 1908 года в Турции . Брилл. стр. 97–98. ISBN 9789004107915 .
- ^ Перейти обратно: а б Биличи 2012 , параграф. 23.
- ^ Гаврич 2006 , с. 153.
- ^ Ханиоглу, М. Шюкрю (2001). Подготовка к революции: Младотурки, 1902-1908 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 274–275. ISBN 9780199771110 .
- ^ Цюрих 2014 , с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б Биличи 2012 , параграф. 26.
- ^ Хейл, Уильям (2013). Турецкая политика и армия . Рутледж. п. 38. ISBN 9781136101403 .
- ^ Гингерас 2016 , с. 34.
- ^ Биличи 2012 , параграф. 25.
- ^ Блюми, Иса (2011). Восстановление османов, Альтернативная балканская современность: 1800–1912 гг . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 4, 6. ISBN 9780230119086 .
- ^ Озен 2017 , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б с Озен 2017 , с. 31.
- ^ Мазаауэр, Марк «Салоники, город призраков: христиане, мусульмане и евреи 1430-1950».
- ^ Гаврич 2006 , стр. 150, 169.
- ^ Гаврич 2006 , с. 154.
- ^ Гаврич 2006 , с. 155.
- ^ Перейти обратно: а б Биличи 2012 , параграф. 31.
- ^ Цюрих 2014 , с. 29.
- ^ Биличи 2012 , параграф. 31, 33.
- ^ Перейти обратно: а б Биличи 2012 , параграф. 34.
- ^ Озен 2017 , с. 37.
- ^ Карпат, Кемаль Х. (2001). Политизация ислама: реконструкция идентичности, государства, веры и сообщества в позднем Османском государстве . Издательство Оксфордского университета. п. 351. ИСБН 9780195136180 .
- ^ Перейти обратно: а б Гингерас 2016 , с. 44.
- ^ Перейти обратно: а б Клейер, Натали (2007). Истоки албанского национализма: рождение преимущественно мусульманской нации в Европе . Париж: Картала. стр. 624–625. ISBN 9782845868168 .
- ^ Вахиде 2005 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б с Скенди, Ставро (1967). Албанское национальное пробуждение . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 100-1 364–365. ISBN 9781400847761 .
- ^ Цюрхер 2017b , с. 201.
- ^ Гаврич, Джордж (2006). Полумесяц и орел: Османское правление, ислам и албанцы, 1874–1913 гг . Лондон: ИБ Таурис. п. 167. ИСБН 9781845112875 .
- ^ Гингерас 2016 , с. 37.
- ^ Цюрих 2014 , с. 78.
- ^ Цюрхер, Эрик Ян (2017b). «31 марта: Восстание фундаменталистов в Стамбуле в апреле 1909 года?». В Леви-Аксу — Ноэми; Джорджон, Франсуа (ред.). Младотурецкая революция и Османская империя: последствия 1918 года . ИБТаурис. п. 202. ИСБН 9781786720214 .
- ^ Перейти обратно: а б Биличи 2012 , параграф. 28.
- ^ Грчев, Кокан (2002). «Ресен Сарай» - Историко-стилистический контекст [«Ресен Сарай» - Историко-стилистический контекст]» . Ле Фольклор Македонии . 30 (60–61): 43.
- ^ Гингерас 2016 , с. 55.
- ^ Перейти обратно: а б с Цюрих 2013 , с. 32.
- ^ Цюрих 2014 , с. 88.
- ^ Цюрих 2014 , с. 89.
- ^ Цюрхер, Эрик Ян (2013). «Возвращение в Косово: путешествие султана Решада по Македонии в июне 1911 года». В Кедури, Сильвия (ред.). Семьдесят пять лет Турецкой Республики . Рутледж. п. 36. ISBN 9781135267056 .
- ^ Цюрхер, Эрик Ян (2014). Наследие младотурков и национальное строительство: от Османской империи до Турции Ататюрка . ИБТаурис. п. 92. ИСБН 9780857718075 .
- ^ Перейти обратно: а б Озен, Саадет (2017). «Герои Hürriyet: образы борьбы». В Леви-Аксу — Ноэми; Джорджон, Франсуа (ред.). Младотурецкая революция и Османская империя: последствия 1918 года . ИБТаурис. стр. 36–37. ISBN 9781786720214 .
- ^ Перейти обратно: а б с Гингерас, Райан (2016). Падение султаната: Великая война и конец Османской империи 1908-1922 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 87. ИСБН 9780191663581 .
- ^ Перейти обратно: а б Биличи 2012 , параграф. 29.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Реснели Ниязи-бей и Ниязи Реснелиоглу» . Хюрриет Дейли Ньюс . Проверено 8 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гючлю, Ючел (2018). Армянские события в Адане 1909 года: Джемаль-паша и далее . Роуман и Литтлфилд. п. 121. ИСБН 9780761869948 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бёке, Пелин; Тынч, Лютфю (2008). Последние дни последней Османской ассамблеи . Доган Китап. п. 22. ISBN 9789759918095 .
- ^ Перейти обратно: а б Биличи, Фарук (2012). «Революционер, зажегший фитиль: Ахмед Ниязи-бей де Ресне [Ниязи-бей из Ресне: Революционер, который зажёг фитиль]» . Балканские тетради . 40 . пункт. 27.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Найт, Эдвард Фредерик (1909). Пробуждение Турции: история турецкой революции . Компания Джей Би Липпинкотт
- Реснели, Ахмет Ниязи (2003). Мемуары Героя свободы Реснели Ниязи: хатырат-и Ниязи [Мемуары Героя свободы Реснели Ниязи: Мемуары Ниязи] . Официальное издательство. ISBN 9789757651253 .
- Реснели, Ниязи (1975). Партизан на Балканах: мемуары Героя Свободы Ахмеда Ниязи-бея . Современные публикации.
- Сараджоглу, Ахмет Джемаледдин (2006). Наши забытые знаменитости: Реснели Ниязи . Схема. ISBN 9789759158033 .
- 1873 рождения
- 1912 смертей
- Люди из Ресена, Северная Македония
- Албанцы из Османской империи
- Молодые турки
- Османские военные офицеры
- Люди 20-го века из Османской империи
- Выпускники Монастирской военной средней школы
- Убитые люди из Османской империи
- Убитые албанцы
- Военнослужащие Османской империи
- Этнические албанские военнослужащие
- Люди, убитые в 20 веке