Jump to content

Ахмед Ниязи Бей

Ахмед Ниязи

Рожденный 1873
Ресне , Османская империя (современная Северная Македония )
Умер 1913 (39 лет)
Влёра , Албания
Занятие Бей , адъютант-майор ( kolağası ) и революционер

Ахмед Ниязи-бей (1873–1913) ( турецкий : Реснели Ниязи-бей, Ахмет Ниязи-бей ; албанский : Ахмет Ниязи-бей Ресня ; «Ахмет Ниязи-бей из Ресена») был османским революционером, который был беем Ресне ( ныне Ресен, Северная Македония ) ареал в конце 19 — начале 20 веков. [ 1 ] Этнический албанец , [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Ниязи был одним из героев младотурецкой революции 1908 года и подавления контрпереворота 1909 года , сыграв ведущую роль в обоих событиях. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Ниязи также известен Сараджем , поместьем во французском стиле, которое он построил в Ресне. [ 9 ]

Ранние годы и образование

[ редактировать ]
Мечеть Хаджи Мурата, Ресен

Ахмед Ниязи-бей родился в 1873 году в семье албанских землевладельцев Тоск из Ресне . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Его отцом был Абдулла Ага. [ 13 ] Ниязи получил образование в Османской академии государственной службы, а затем в Высшей военной школе в Монастире (современная Битола ). Много лет спустя он заявил, что перешел в школу Монастира из-за желания учиться у некоторых из ее преподавателей, которые «[выступали] за любовь к человечеству, отечеству, прогрессу и обществу». [ 11 ] [ 13 ] [ 14 ] В своих мемуарах Ниязи вспоминал, что, будучи студентом в 1880-х годах, он слышал османские и французские истории о патриотизме и находился под их сильным влиянием. [ 13 ] [ 15 ] Он считал, что эти истории и учителя, которые их рассказывали, привили ему идеи преданности и любви к стране. Особое влияние на него оказал османский писатель Намик Кемаль ; По словам Ниязи, Кемаля часто упоминали, когда они обсуждали глобальные проблемы. [ 16 ]

После окончания средней школы в Монастире Ниязи учился в Османской военной академии с 1894 по 1897 год. [ 10 ] [ 11 ] [ 17 ] Как и многие другие студенты, которые в конечном итоге дослужились до офицерских званий в армии, он прошел подготовку в немецкой армии и выработал определенную степень уважения к Германии. [ 18 ] Во время учебы в Стамбуле он снова познакомился с произведениями Кемаля, несмотря на то, что они были запрещены, поскольку ставили под сомнение авторитаризм султана Абдул Хамида II . [ 17 ] Абдул Хамид распустил парламент и правил единолично. [ нужна ссылка ] По словам Ниязи, работы Кемаля вдохновили его; [ 17 ] «опьяняющий патриотизм подготовил мое сердце, мое невинное сердце к революциям...», - писал он позже. [ 13 ] [ 16 ] Прочитав работу Кемаля, он сказал своим друзьям, что их образованию не хватает патриотизма. [ 19 ] В 1896 году Ниязи также отремонтировал и модернизировал мечеть Хаджи Мурата в Ресне, построенную в 1612 году, при этом комнаты на первом этаже были отведены для школ, а оставшееся пространство - для молитв. [ 20 ]

Членство в младотурках и начало военной карьеры

[ редактировать ]

Во время обучения в Стамбульской военной академии его коллега-османский офицер Исмаил Энвер-бей инициировал Ниязи в движение Комитета Союза и Прогресса (CUP). [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Он стал лейтенантом ( мулазым ) и присоединился к османской армии в молодом возрасте в 1896 году. [ 10 ] [ 23 ] Ниязи с отличием сражался во время греко-турецкой войны (1897 г.) , в частности в битве при Бешпынаре в Эпире , и вернулся в Стамбул с военнопленными. [ 10 ] [ 11 ] [ 23 ] Султан Абдул Хамид II предложил Ниязи стать его адъютантом во дворце. [ 23 ] Ниязи отказался от предложения из-за правительственной кампании против подавления КЕП и решил вернуться домой. [ 23 ] В КЕП своего времени Ниязи разочаровался в изгнанном оппозиционном деятеле Мурад-бее после того, как он примирился с султаном и занял правительственную должность после амнистии для членов младотурок. [ 23 ] Ниязи презирал деспотизм султана и кумовство при королевском дворе, где звания и другие должности порой присваивались людям с близкими социальными связями. [ 24 ]

Ниязи-бей в военной форме (после 1908 г.)

Между 1899 и 1903 годами Ниязи находился в Охри в качестве офицера, отвечавшего за склад боеприпасов в роте резервистов. [ 24 ] Во время своего пребывания там он наблюдал за подготовкой македо -болгар к восстанию и заметил, как различные русские и болгарские миссионеры, учителя, офицеры и советники способствовали организации этого восстания. [ 24 ] Через прессу и свою переписку с Мекдуддином Эфенди, капитаном, базирующимся в Измире, Ниязи следил за деятельностью младотурков внутри Европы, в частности за решениями и расколом Первого конгресса КЕП в Париже (1902 г.). [ 24 ] В августе 1903 года Внутренняя македонская революционная организация (ВМРО) организовала восстание против османов в Македонии, и Ниязи был направлен в третий полк Третьей османской армии . [ 25 ] Во время этих событий он играл активную роль в Монастирском отделении КЕП, его статус был повышен до героя войны, и он приобрел большую известность среди мусульманского албанского населения Македонии. [ 25 ] Начиная с 1904 года и в течение пяти лет до революции он служил в османском егерском батальоне, прославившись эффективным преследованием бандитов в горной местности. [ 26 ] [ 11 ] Ниязи стал приверженцем идей Ахмеда Ризы , члена CUP, который выступал за восстановление конституции посредством революции и был против иностранного вмешательства в империю или реформ для конкретного сообщества, основанных на преференциальном режиме. [ 27 ]

Военная служба и ухудшение ситуации с безопасностью в Македонии повлияли на таких людей, как Ниязи, которые считали, что о тяжелом положении местных мусульман мало что известно и, как и другие народы в регионе, подвергались нападениям из-за партизанской деятельности. [ 17 ] На него повлияли реформы, проведенные в регионе империей под давлением великих держав после Илинденского восстания 1903 года. [ 11 ] Ниязи думал, что европейские державы подталкивают османских христиан к восстаниям против государства, чтобы победить империю, и хотел предотвратить развитие пропаганды со стороны русских и австрийцев в Македонии. [ 11 ] к османам относятся негативно Он чувствовал, что на Западе и что великие державы не заботились о большинстве мусульманского населения Македонии, поскольку они хотели разделить империю. [ 11 ] Ниязи и его коллеги предпочитали сохранить империю со всем ее многонациональным и многоконфессиональным населением и осуждали нападения реакционных мусульман на христиан, однако у них были ограниченные знания об османской политике. [ 11 ]

Эти события, происходящие из региона, где самые сильные сторонники младотурок среди албанцев на Балканах были выходцами из центральной и южной Македонии, побудили Ниязи стать частью (КЕП). [ 28 ] Он стал армейским капитаном ( kolağası ). [ 2 ] Эта должность была получена для него CUP благодаря ее мощному подпольному влиянию в правительстве, и Ниязи был размещен в Ресне, где комитет считал, что он может быть наиболее полезным для дела. [ 21 ] В Ресне он сыграл влиятельную роль в вербовке людей в CUP. [ 29 ] В военных операциях против банд Ниязи действовал от имени КЕП, а не правительства Османской империи. [ 21 ] Ниязи имел репутацию албанца, имевшего тесные связи с другими албанцами, живущими в Македонии, обладал сильным авторитетом среди собратьев-мусульман в районе, где он проживал, и мог общаться с ними, поскольку говорил как на албанском (его родном языке), так и на турецком языке. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]

Младотурецкая революция (1908 г.)

[ редактировать ]

Я объяснил, что наша работа во имя справедливости обеспечит абсолютное равенство, потому что мы все братья: турки, албанцы, болгары, греки, валахи, сербы.

—Ахмет Ниязи-бей, 1908 г., [ 33 ]

Планирование революции

[ редактировать ]
Дом Ниязи-бея в Ресене, 1909 год.

Ниязи был важным членом советов младотурков. [ 34 ] Начиная с марта 1908 года, некоторые солдаты подняли мятежи после того, как КЕП организовала митинги и призвала их требовать улучшения условий труда. [ 35 ] Ниязи заявил, что войска, добившиеся возмещения ущерба, приписали свой успех комитету. [ 35 ] Публикации CUP, призывающие к действиям против султана и предотвращению иностранной оккупации, такие как «Шура-йы Уммет» , «Мехверет Дополнение Франсэ» и брошюра Ахмеда Рызы об армии, оказали влияние на младших офицеров, таких как Ниязи, которые описали их «экстраординарное влияние на просвещение умов». [ 36 ] После встречи в Ревеле между царем Николаем II и Эдуардом VII (9-12 июня 1908 г.) слухи о разделе Македонии в результате неминуемой русско-британской интервенции распространились и были ускорены CUP, тогда как Ниязи воспринял это как сигнал к немедленным действиям. [ 37 ] В то время до Ниязи дошли слухи о встрече в Ревеле, и он пережил три бессонные ночи, которые заставили его «покраснеть от тревоги и волнения», что сформировало его убежденность в том, что он «нашел спасение в жертве и смерти». [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] Он обсудил вопросы с местными членами CUP и отделением CUP в Монастире, после чего Ниязи принял решение сформировать группу и отправиться в горы. [ 41 ]

Ниязи-бей в центре со своим оркестром в 1908 году. Ходжа Джемаль Эфенди, мэр города, можно увидеть в белом тюрбане и черном халате, двое мужчин слева от Ниязи.

28 июня 1908 года Ниязи у себя дома посоветовал Ходже Джемалю Эфенди, мэру, и Тахиру Эфенди, комиссару полиции Ресне, сформировать группу, а 29 июня повторил эти призывы к большей группе мусульман, написав на своей шляпе слова: Hürriyet ya da ölüm» (свобода или смерть). [ 21 ] [ 42 ] Группа была передана под руководство CUP. [ 21 ] Ниязи создал свой партизанский отряд по образцу болгарских, сербских и греческих банд, действующих в Македонии и сформировавшихся в этом регионе в предыдущее десятилетие. [ 43 ] В своих мемуарах Ниязи писал, что он сформировал свою банду CUP 28 июня 1908 года, однако некоторое время до этого он раздавал конфискованное оружие из македо-болгарских деревень своим коллегам, поскольку штаб-квартира CUP планировала мобилизовать банды с середины июня. [ 41 ] Джемаль Эфенди в качестве мэра Ресена, духовного лидера (суфийского священнослужителя) и члена младотурок отправился в Монастир для переговоров с отделением CUP о деталях действий, которые необходимо предпринять, и получил одобрение. [ 41 ] [ 44 ] [ 45 ]

Начало революции

[ редактировать ]
Казармы османской армии в Ресне повторно использовались в качестве средней школы в современном Ресене.

В июле заговор CUP с участием Ниязи был раскрыт военным муфтием Третьей османской армии, дислоцированной в Монастире. [ 46 ] [ 44 ] Муфтий, дворцовый шпион и агент полиции был ранен и ранен, чтобы помешать ему вернуться в Стамбул. [ 46 ] Из Стамбула была отправлена ​​военная комиссия для расследования подрывной деятельности в армии в этом районе. [ 47 ] Боясь открытия [ 44 ] [ 47 ] 3 июля 1908 года Ниязи распространил слухи о приближающемся болгарском отряде и выманил из города большую часть гарнизона Ресне и его командиров. [ 48 ] В Ресне, когда некоторые другие офицеры присутствовали на пятничной молитве , Ниязи вместе с мэром Джемалем Эфенди, комиссаром полиции Тахиром Эфенди, налоговым комиссаром Тахсином Эфенди и двумя сотнями мужчин совершили набег на военный склад. [ 49 ] [ 50 ] [ 21 ] На складе в Ресне они захватили пятнадцать ящиков с боеприпасами, семьдесят винтовок, которые были переданы добровольцам, и 600 османских лир из гарнизонного сейфа , который был разделен между членами банды. [ 41 ] [ 51 ] [ 52 ] Все бежали из Ресне в близлежащие горы, откуда Ниязи инициировал Младотурецкую революцию и издал прокламацию, призывающую к восстановлению конституции 1876 года, без конкретного упоминания КЕП. [ 34 ] [ 2 ] [ 53 ] В ночь перед отъездом Ниязи поручил заботу о своей семье своему зятю Исмаилу Хакки-бею. [ 39 ] албанский деятель национального пробуждения . [ 54 ]

Лес и холмистая местность вокруг бывших османских казарм, Ресен.

Первоначально состоявшая из 160–240 добровольцев (в основном албанцев), банда Ниязи называлась Национальным батальоном CUP Resne. [ 41 ] [ 52 ] [ 44 ] Группа состояла из гражданских сторонников, которые считали, что преследуют болгарскую банду, и членов CUP, участвовавших в подготовке революции 28 июня. [ 41 ] [ 52 ] [ 44 ] В нем приняли участие девять солдат из батальона Ниязи, а когда они оказались в горах, к ним присоединились еще тридцать добровольцев из региона Преспа. [ 52 ] Позже первоначальная причина преследования македо-болгарской банды была отброшена, и Ниязи сообщил своим войскам и добровольцам, что такой банды не существует, и четверо его солдат ушли и вернулись в казармы Ресне. [ 41 ] [ 52 ] К концу первой недели отряд Ниязи вырос до 500 солдат, и к нему присоединились 800 вооруженных гражданских лиц в горах. [ 21 ] [ 55 ] Вскоре к банде присоединились еще два офицера, другие чиновники и люди из региона Преспа. [ 56 ]

Ниязи стремился создать свою базу поддержки среди местных мусульман, поскольку восстание было в основном мусульманским движением. [ 57 ] Чтобы заручиться поддержкой сельских жителей-мусульман, офицеры сосредоточили свое внимание на местных проблемах недовольства правительством, отсутствии таких услуг, как школы и дороги, высоких налогах и защите от бродячих вооруженных банд, а не на ссылках на конституцию. [ 58 ] Ниязи также предпринял другие меры, такие как принуждение местных кланов к перемирию, когда между северным Гегом и некоторыми южными тоскскими албанцами шла кровная месть. [ 58 ] В албанских деревнях офицеры заставляли местных жителей принести бесу (клятву) поддержки. [ 58 ] Группа росла по мере того, как они посещали окрестные албанские мусульманские деревни, добавляя в свои ряды местных албанских знатных людей, мусульманские банды, армейских дезертиров и других добровольцев. [ 41 ] [ 56 ] [ 52 ] Ниязи представил свой «национальный батальон» как патриотическую османскую группу, и это сделало его узнаваемым для других подобных группировок, албанских тоскских националистов, дезертиров и преступников, присоединившихся к группе. [ 58 ] Дезертиры и преступники, которых Ниязи называл «мерзкими негодяями» из-за своих «прошлых преступлений», принесли присягу и присоединились к его банде после того, как он помиловал их. [ 59 ]

Хорошо развитая имперская телеграфная сеть использовалась Ниязи, и от имени своей банды он разослал прокламации провинциальным и местным чиновникам, а также дворцу, в которых требовалось бороться с несправедливостью и неравенством и восстановить конституцию. [ 52 ] [ 39 ] [ 44 ] Османские власти, к которым Ниязи обратился с апелляциями и ультиматумами, представляли собой декларацию генерал-губернатору в Монастире, генеральной инспекции Румелии и секретариату дворца, а также письма с обвинениями офицеру жандармерии Ресне и коменданту жандармерии в Монастире. [ 41 ] [ 39 ] [ 44 ] Он также выступил с обращениями, адресованными различным социальным и этническим группам империи. [ 41 ] [ 39 ] Неясно, имела ли КЕП фиксированную дату революции, и в комментариях журналисту после события Ниязи сказал, что они действовали раньше, чем планировалось, но не назвал дату заранее определенного дня. [ 60 ] Ниязи также заявил, что документы с подробной информацией, дающей исполнителям информацию об определенных планах, были в соответствии со строгим приказом CUP сожжены отраслевыми исполнительными комитетами. [ 61 ]

Распространение революции

[ редактировать ]
Ниязи-бей (первый ряд, в центре) с другими членами CUP, 1908 год.

В то же время, следуя примеру Ниязи, Энвер бей в Тиквеше , Эйюп Сабри в Охри и Бекир Фикри в Гребене были тремя из нескольких офицеров, которые ушли в горы и сформировали партизанские отряды (четы). [ 49 ] [ 62 ] [ 63 ] С самого начала, в июле, Сабри тесно сотрудничал с Ниязи. [ 52 ] Никакого приказа от комитета младотурок (CUP) в Салониках не поступило , и вместо этого восстание развилось спонтанно, по мере того как новости распространялись от одного подразделения османской армии к другому, а также среди различных местных комитетов CUP. [ 34 ] Чтобы восстание получило поддержку на местном уровне, Ниязи и Энвер играли на опасениях возможного иностранного вмешательства. [ 2 ] Известные люди Ресне поддержали банду Ниязи, поскольку мусульмане в большей части города и окрестных деревень были членами CUP. [ 64 ] Причинами, по которым Ниязи выступил против султана, были защита свободы, инициирование реформ как для мусульман, так и для христиан, и он придерживался мнения, что «Вместо того, чтобы жить подло, я предпочел умереть... либо смерть, либо спасение отечества». [ 34 ] [ 39 ]

Чтобы справиться с Ниязи и другими партизанскими отрядами, сформированными из дезертировавших османских солдат, Абдул Хамид II послал генерала Шемси-пашу с двумя батальонами в Ресне, и в Монастире он был убит 7 июля османским офицером и революционером CUP Атифом Камчилом . [ 65 ] [ 53 ] [ 56 ] Для революции это убийство стало поворотным моментом, который деморализовал дворец и устранил опасного противника для КЕП, который мог мобилизовать албанцев против своих сил. [ 52 ] Ахмет Тевфик-паша , министр иностранных дел Османской империи, направил письма послам Османской империи. [ 66 ] Он описал позицию дворца в отношении событий и обвинил Ниязи в организации банд, состоящих из дезертиров, подрывников и других людей, находящихся под влиянием таких лиц, и поручил им информировать иностранные правительства и прессу. [ 66 ]

Увертюры к македо-болгарскому населению

[ редактировать ]
Ниязи-бей (первый ряд, второй слева) с болгарскими революционерами, 1908 год.

Ниязи сделал несколько предложений местному македо-болгарскому населению района Ресне присоединиться к революции. [ 67 ] [ 68 ] Во время революции сестра воеводы (вождя) IMRO, банду которого Ниязи уничтожил несколькими годами ранее, попросила его спасти ее похищенного сына от сербской банды. [ 67 ] Считая это обращение «благословением Божьим», Ниязи взял в заложники сербского учителя из Ресне, чтобы заставить сербскую банду освободить ребенка. [ 67 ] Сербский учитель в конечном итоге стал членом CUP, переводя обращения Ниязи на болгарский и сербский языки, а также помогая ему установить контакты с сербскими жителями деревни и заставляя сербскую банду освободить мальчика. [ 69 ]

Среди местных македо-болгар имидж Ниязи укрепился после освобождения ребенка. [ 67 ] Лидер местной группы, который был его врагом и жестоко избит Ниязи в 1906 году, присоединился к группе CUP и сказал ему, что «теперь я умру за тебя». [ 67 ] На фоне этих событий Ниязи обратился с призывом к местным болгарам о том, что посторонним не будет разрешено управлять регионом, и возложил вину на правительство и его «коррумпированных чиновников» за «причинение плохих событий». [ 67 ] Он пообещал болгарам справедливость и равенство, одновременно предупредив, что люди, не подчиняющиеся этим «приказам», будут повешены, а наказание будет распространено на знатных жителей поселения, если банда войдет в город или деревню, а власти CUP не будут проинформированы. [ 67 ] Одобряя действия Ниязи, отделение КЕП в Монастире предостерегло от насильственной вербовки в его банду «болгар или других христиан». [ 67 ]

Вербовка албанцев

[ редактировать ]
Ахмет Ниязи-бей (первый ряд, второй справа), его знаменитый олень (первый слева) и в основном албанские войска (на заднем плане) во время младотурецкой революции 1908 года. [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ]

Сначала в КЕП были приняты албанские новобранцы из армии и других единоверцев, прибывших из Охри, Ресне и Монастира, а рекруты из албанского комитета были отклонены. [ 73 ] Ниязи сосредоточил свои усилия на мобилизации и работе с албанцами на благо дела, такими как его товарищи в армии, и, когда обстоятельства изменились во время революции, он также нанял таких видных людей, как Черчиз Топулли , которого он считал «главой Тоскского комитета албанцев». [ 2 ] [ 74 ] [ 73 ] Во время этих попыток заручиться поддержкой албанцев Ниязи отметил, что албанцы жаловались на то, что турки сосредотачивают внимание на своих собственных националистических интересах. [ 65 ] На населенных албанцами территориях Ниязи посетил Эльбасан , Корчу , Дебре и Охри, тогда как его революционные методы включали изгнание османских чиновников, сборщиков налогов и создание албанской милиции для поддержания порядка. [ 34 ] [ 56 ] Ниязи отправил Топулли письмо, пригласив его на встречу, чтобы обсудить условия создания профсоюза. [ 75 ]

Представители Топулли встретились с Ниязи в Корче. [ 75 ] Албанские делегаты обвинили турок в недостаточной приверженности османизму, что привело к их борьбе за защиту от иностранцев и османов, тогда как Ниязи ответил, что турки приложили много усилий для продвижения османизма, и создание CUP является свидетельством этих усилий. [ 75 ] Революционная поддержка Корчи основывалась на условии создания албанской автономии. [ 76 ] и во время переговоров с членами албанского комитета Ниязи принял их предложение об автономной Албании, которая будет управляться губернатором, выбранным султаном. [ 77 ] [ 25 ] После обсуждения албанские делегаты приняли приглашение CUP. [ 75 ] Все присоединились через церемонию присяги и были зачислены с обещанием пригласить Топулли и других видных членов албанского комитета на заключительную встречу, чтобы обсудить детали соглашения. [ 75 ]

Ахмет Ниязи-бей, 1908 год.

Хырсеву Старовой бею, местному албанскому знатному человеку и другу отца Ниязи, было поручено организовать встречу, которая должна была состояться в Поградце . [ 75 ] [ 73 ] Хырсев также связался с Хюсеном Бабой, албанским шейхом Бекташи из Мельчан- текке , который выступал в качестве посредника между Ниязи и Топулли и оказал влияние на последнего вместе с другими лидерами разбойников, чтобы тот поддержал дело CUP. [ 65 ] [ 78 ] [ 79 ] Ниязи посчитал эту встречу в основном неважной, поскольку местные албанцы уже присягнули на верность CUP. [ 75 ] Во время переговоров с членами албанского комитета важность участия албанцев заставила Ниязи заметить, что «большинство лидеров и сторонников [движения за] конституционное управление не были турками». [ 80 ] Албанский комитет Корчи оказал поддержку Ниязи и по просьбе CUP призвал партизан, базировавшихся в горах вокруг Корчи, присоединиться к османским повстанческим бандам, а албанский комитет Охри прислушался к этой директиве. [ 34 ] [ 56 ] Друзья-албанцы настойчиво требовали от Топулли встречи с Ниязи, чтобы обсудить совместные действия, и он прибыл в Поградец со своей группой 21 июля 1908 года. [ 75 ]

Ниязи также работал над вербовкой других мусульманских партизанских отрядов для участия в революционном деле. [ 74 ] На протяжении всей революции партизанские отряды Ниязи и Энвера были мусульманскими (в основном албанскими) военизированными формированиями. [ 81 ] Ниязи рассказал, что албанские банды Тоск и болгарские банды были объединены под руководством Топулли в Охри. [ 82 ] Партизанский отряд Топулли оказал важную поддержку Ниязи и его войскам во время захвата гарнизона Ресне, и это событие стало маленькой военной победой в кампании по свержению режима Хамидиана. [ 83 ] На третьей неделе революции банда Ниязи насчитывала 2000 человек, и он вместе с Энвером убедил единомышленников и гражданских деятелей послать несколько петиций в Османскую империю. [ 53 ] [ 55 ] Активисты в Косово организовали крупную демонстрацию в поддержку Ниязи и более широкой антихамидианской оппозиции. [ 84 ] Многие албанцы-мусульмане, участвовавшие в революции, такие как Ниязи, считали себя в первую очередь членами CUP, а не албанскими активистами. [ 85 ] В отличие от таких организаторов, как Бехаеддин Шакир и Талаат-паша , Ниязи и другие албанцы, участвовавшие в революционных действиях, не имели руководящих должностей в CUP, но они чувствовали, что революция была делом албанцев, и ожидали в ответ особого отношения. [ 80 ]

Декларация конституционного правительства и конец революции

[ редактировать ]

Группа Ниязи усыновила оленя, который явился им, когда они были в деревне недалеко от Монастира, поскольку группа интерпретировала животное как духовного наставника, посланного богом, направляющего их к цели. [ 86 ] [ 87 ] Татарин Осман-паша, сменивший Шемси, был похищен после того, как банда Ресне Ниязи, банда Охри Сабри и две албанские банды совершили нападение на Монастир. [ 52 ] 22 июля Монастир был захвачен по приказу КЕП. [ 88 ] новости о действиях Ниязи достигли Салоник рано утром 23 июля и распространились по всей Македонии телеграфной службой, контролируемой CUP. [ 89 ] Ниязи провозгласил конституцию 23 июля перед большими толпами мусульман и христиан, османских чиновников, городского гарнизона и батальонов из других районов, собравшихся в Монастире, действия, которые были одновременно повторены в нескольких городах Македонии. [ 90 ] [ 91 ]

23 июля Ниязи вернулся в Ресне и встретился с лидерами партизан Топулли и Михалом Грамено , где выразил свою благодарность и расценил провозглашение конституции CUP как выгодное для албанского народа. [ 34 ] [ 91 ] Ухудшение ситуации в османских балканских провинциях и отсутствие государственного контроля, а также дезертирство армии побудили султана издать 24 июля 1908 года императорский указ о восстановлении конституции 1876 года. [ 92 ] [ 93 ] [ 94 ]

Пост-революция

[ редактировать ]
Османский плакат, посвященный революции 1908 года. Ниязи изображен в правом нижнем углу с большими усами, освобождающими Свободу, олицетворенную женщиной, от цепей. [ 95 ]

После революции Ниязи и Энвер остались на политическом фоне из-за своей молодости и младших воинских званий, и оба согласились, что их фотографии не будут мешать широкой публике, однако это решение редко соблюдалось. [ 96 ] Вместо этого Ниязи и Энвер как лидеры революции возвысили свои позиции почти до легендарного статуса, их изображения были размещены на открытках и распространены по всему Османскому государству. [ 97 ] [ 98 ] Во время революции братья Манакис сфотографировали Ниязи, и их фотографии реконструировали его как обычного человека с его торчащими запыленными усами, создающими впечатление недавно прибывшего с холмов и командующего повстанцами. [ 72 ] На одной из знаковых фотографий, на которых изображен Ниязи и его знаменитый олень, они изображены как воплощение свободы: он и его винтовка изображают военную фигуру власти, представленную окружающими его солдатами и бандитами. [ 72 ] На других фотографиях, сделанных революционными братьями Манакисами, Ниязи присутствует рядом с революционерами Топулли и Грамено. [ 99 ] Ниязи также появился на известном плакате как фигура с большими усами, освободившая Свободу, олицетворенную женщиной, из ее цепей и окруженную другими деятелями революции. [ 95 ]

Во второй половине 1908 года фотографии Ниязи и Энвера достигли Стамбула, и среди школьников города, погруженные в фанфары, они играли с масками, изображавшими революционеров. [ 100 ] На других изображениях того времени новый султан Мехмед V представлен в центре, в окружении Ниязи и Энвера по обе стороны. [ 101 ] Поскольку действия обоих мужчин выглядели как инициаторы революции, Ниязи, албанец, и Энвер, турок (с албанским наследием по линии матери) [ 102 ] ) позже получили народное признание как «герои свободы» ( hürriyet kahramanları ) и символизировали албанско-турецкое сотрудничество. [ 103 ] Ниязи также был известен под прозвищами «Герой революции» и «Турецкий Гарибальди ». [ 13 ]

Открытка с изображением Мехмеда V в окружении Ниязи-бея (слева) и Энвер-бея (справа) [ 101 ]

Вскоре после успеха революции Ниязи, пытаясь вселить надежды на новый порядок, осудил бывший режим Гамидиана в речи, произнесенной в Ресне, и она была опубликована в брошюре в 1908 году. [ 104 ] Ниязи предупредил свою аудиторию о риске того, что Македония и Анатолия станут колониями других стран, как и другие бывшие османские территории. [ 105 ] В 1908 году комитет КЕП провел свой съезд по завершении революции и согласился опубликовать мемуары Ниязи в виде книги, которая вышла в конце года. [ 2 ] Комитет хотел, чтобы Ниязи преувеличил роль CUP в революции и создал видимость того, что они руководили всеми действиями во время этих событий. [ 2 ]

Позже, в 1910 году, они были опубликованы Центральным комитетом КЕП Монастира в Стамбуле, и мемуары состоят из подробных биографических сведений о Ниязи с 1887 по 1908 год, касающихся его военных действий и политики в Македонии. [ 106 ] [ 107 ] Ниязи чувствовал, что военное и политическое руководство обвиняет его в личной славе, возникшей в результате революции, и он был вынужден оправдать это в своих мемуарах. [ 106 ] Его воспоминания о событиях также содержат противоречия, и во введении Ниязи предупреждает читателя, что мемуары не являются полным отчетом о революции, и им не следует полагаться на то, что они содержат откровения об истории или способах основания CUP. [ 108 ] Мемуары Ниязи полны информации о районе озера Преспа , городах Ресне и Охри, и он подчеркнул вклад албанцев во время революции в ее успех и свои усилия по получению их поддержки. [ 2 ] [ 109 ] Как и в случае опубликованных им документов, включающих письма и телеграфы, которые были отправлены или получены, Ниязи продолжал настаивать в своих мемуарах на действиях, которые он предпринял и провел лично вместе со своей группой, в то время как Энверу уделялось мало внимания. [ 109 ] В своих мемуарах Ниязи дополнил их фотографиями, сделанными братьями Манакисами его и его революционеров. [ 110 ] В течение ограниченного периода времени самовосхваляющие мемуары Ниязи были основным текстом для революционеров. [ 111 ]

Ниязи-бей (справа) и Энвер-бей (слева) на османской открытке, посвященной младотурецкой революции 1908 года.

После революции единство КЕП уступило место личному соперничеству, из-за которого к марту 1909 года ходили слухи, что Ниязи рассорился с основными взглядами младотурков и начал придерживаться либеральных взглядов на ситуацию в Македонии. [ 112 ] Ниязи был делегатом, представлявшим Ресне на Конгрессе Дибры (июль 1909 г.), организованном CUP по вопросу этнолингвистических прав албанцев. [ 113 ] Он отказался подписывать какие-либо резолюции из-за разногласий с другими делегатами по ее содержанию. [ 113 ] Ниязи был членом CUP до своей смерти, и ему так и не удалось привлечь значительное количество последователей среди видных и других высокопоставленных членов CUP, за исключением его участия во время революции. [ 112 ] Османская газета «Волкан» , решительный сторонник конституции, в 1909 году опубликовала лестные статьи о Ниязи и Энвере. [ 114 ]

Контрреволюция (1909 г.) и выход из армии.

[ редактировать ]
Открытка младотурецкой революции с изображением Энвер-бея (слева) и Ниязи-бея (справа) [ 101 ]

Группа, состоящая в основном из албанских солдат, дислоцированных в Стамбуле, подняла мятеж после того, как власти CUP планировали заменить их другими армейскими частями из Македонии, и они предприняли попытку контрпереворота в 1909 году, чтобы отменить революцию 1908 года. [ 115 ] [ 116 ] К Третьей османской армии, дислоцированной в Македонии и возглавляемой Махмудом Шевкет-пашой, присоединился Ниязи, который привел 1800 человек из Ресне. [ 115 ] [ 117 ] [ 118 ] Ниязи возглавлял добровольческие отряды, состоявшие в основном из албанцев, которые усиливали части регулярной армии, и сыграл ведущую роль в подавлении контрреволюции. [ 7 ] [ 119 ] [ 120 ] Вместе в ходе военных операций, которыми руководил их соотечественник-албанец Али-паша Колонья, они отбили Стамбул (23 апреля) при небольшом сопротивлении со стороны мятежников и свергли султана Абдул-Хамида II. [ 115 ]

После этих событий он ушел из армии и посвятил себя развитию Ресне, где построил общественные здания, школы и роскошный дом Сарадж. [ 121 ] [ 9 ] Строительство Сараджа началось в 1905 году после того, как Ниязи получил открытку с изображением Версаля , которая вдохновила его на желание иметь поместье во французском стиле, внешний вид которого был завершен в 1909 году после революции CUP. [ 9 ] Поскольку он умер много лет спустя в Албании, Ниязи так и не дожил до завершения строительства своего поместья. [ 122 ] К 1911 году Ниязи все еще оставался в Ресне и едва скрывал свое раздражение по поводу ухудшающейся ситуации с безопасностью в Македонии, связанной с боевыми действиями между партизанскими бандами и османскими силами. [ 123 ]

Балканское турне султана (1911)

[ редактировать ]
Сарадж Ресен, построенный Ниязи-беем в начале 1900-х годов.

Албанские восстания 1910 и 1911 годов заставили КЕП отправить Мехмеда V в турне доброй воли по Косово и Македонии в июне 1911 года, чтобы восстановить лояльность албанцев, вдохновить патриотизм и солидарность среди местных народов и противостоять национализму. [ 5 ] [ 7 ] Ниязи прибыл с 600 людьми из Ресне, и как Мукахит-и Мухтерем (заслуженный боец) султан принял его в Салониках 9 июня. [ 124 ] Благодаря своей албанской национальности, роли героя революции и почитаемому, но политически маргинальному члену КЕП Ниязи стал центральной фигурой в королевском турне по Македонии. [ 124 ] [ 125 ]

11 июня султан проследовал в Ускюп медленной семичасовой поездкой на поезде с множеством остановок, а Ниязи ехал на отдельном пилотном поезде перед императорским окружением с объявлением, что любой, кто увидит приближающегося к путям, будет расстрелян. [ 124 ] [ 126 ] Позже, вернувшись из Косово, султан посетил Монастир, где Ниязи воспроизвел сцены революции, такие как вторжение в город солдат под его командованием в 1908 году. [ 127 ] [ 128 ] В реконструкции Ниязи также участвовал Эйюп Сабри, где оба мужчины были одеты в свою старую одежду, ехали на лошадях в сопровождении лафета, и это событие было записано на камеру братьями Манакис. [ 129 ] Фильм под названием « Визит султана Решада в Битолу» в настоящее время хранится в македонских архивах. [ 129 ]

Балканские войны (1912-1913) и смерть

[ редактировать ]

Во время Балканских войн (1912–1913) Ниязи и его полк Ресне оставались до конца конфликта и сражались вместе с Чавит-пашой. [ 130 ] [ 121 ] В апреле 1913 года он прибыл во Влёру, чтобы сесть на паром, отправлявшийся в Стамбул, где в портовых доках его застрелили четыре человека. [ 130 ] Никто не взял на себя ответственность за его смерть, поскольку в то время ходили слухи, что убийство заказал кто-то, имеющий личную вендетту, албанский националист или соперник CUP. [ 130 ] Ниязи был убит членами албанского комитета, людьми Исмаила Топтани и Исмаила Кемаля . [ 131 ] Поскольку смерть Ниязи стала результатом действий близких ему людей, а не войны или сражений, это событие запомнилось в турецкой пословице как «Ne şehittir ne gazi, hiç yoluna gitti Niyazi» (Ниязи не мученик и не боец, он умер ни за что). [ 131 ]

Личная жизнь и семья

[ редактировать ]

Ниязи был женат на Фериде Ханым (умерла в 1966 году), которая происходила из старой стамбульской семьи из района Сарачанебаши (Сарачане) района Фатих города. [ 1 ] [ 132 ] У него было два сына Митхат (1911 г.р.) и Саим (1913 г.р.) от Фериде, и во время Балканских войн она вернулась в Стамбул. [ 1 ] [ 132 ] У Ниязи есть потомки от обоих сыновей в Стамбуле, и они носят фамилию Реснелиоглу в честь своего предка. [ 132 ] Семья Реснелиоглу в 1980-1990-х годах безуспешно лоббировала турецкое правительство с просьбой помочь эксгумировать тело Ниязи из Влёры, Албания, и перезахоронить его в Турции на Холме Вечной Свободы (Хюрриет-и Эбедие Тепеси). [ 1 ] [ 132 ]

Культурные ссылки

[ редактировать ]
Улица Ниязи-бека (Ниязи-бея) в современном Ресене

Как дань уважения его роли в младотурецкой революции, положившей начало второй конституционной эпохе Османской империи, Ниязи упоминается вместе с Энвером в «Марше депутатов» ( турецкий : Mebusan Marşı или Meclis-i Mebusan Marşı ), гимне Османской империи. Палата депутатов , нижняя палата османского парламента . [ 133 ] [ 134 ] Оно было исполнено в 1909 году при открытии парламента. [ 133 ] [ 134 ] Четвертая строка гимна гласит: «Да здравствует Ниязи, да здравствует Энвер» (турецкий: Yaşasın Niyazi , да здравствует Энвер ). [ 134 ] [ 135 ] В 1910-х годах Ниязи упоминался и в других песнях, отражающих движение младотурок к туркоцентрической идеологии. [ 135 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д Айдын, Гульден. «История оленя» . Хюрриет Дейли Ньюс . Проверено 8 декабря 2018 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Гаврич 2006 , с. 150.
  3. ^ Кедури, Сильвия (2000). Семьдесят пять лет Турецкой Республики . Психология Пресс. п. 32. ISBN  978-0-7146-5042-5 .
  4. ^ Ханиоглу, М. Шюкрю (2011). Ататюрк: интеллектуальная биография . Издательство Принстонского университета. п. 69. ИСБН  978-0-691-15109-0 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Вахиде, Шюкран (2005). Ислам в современной Турции: интеллектуальная биография Бедиуззамана Саида Нурси . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 101. ИСБН  9780791482971 .
  6. ^ Цюрих 2013 , с. 26.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Цюрхер, Эрик Ян (2017a). Турция: современная история . ИБТаурис. стр. 100-1 95, 102. ISBN  9781786721839 .
  8. ^ Цюрих 2014 , с. 84.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Грчев 2002 , с. 43 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Селф 1997 , с. 89.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Клейер 2007 , с. 570.
  12. ^ Блюми 2011 , с. 21.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и Биличи 2012 , параграф. 11.
  14. ^ Алкан, Мехмет О. (2000). «Модернизация от империи к республике и образование в процессе национализма» . В Карпате, Кемаль Х. (ред.). Османское прошлое и сегодняшняя Турция . Брилл. п. 92. ИСБН  9789004115620 .
  15. ^ Незир-Акмеше 2005 , стр. 37–38.
  16. ^ Перейти обратно: а б Незир-Акмеше 2005 , с. 38.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Гингерас 2016 , с. 31.
  18. ^ МакМикин, Шон (2012). Экспресс Берлин-Багдад . Издательство Гарвардского университета. п. 70. ИСБН  9780674058538 .
  19. ^ Озкан, Бехлюл (2012). От обители ислама к турецкому Ватану: создание национальной родины в Турции . Издательство Йельского университета. стр. 47–48. ISBN  9780300183511 .
  20. ^ Йовановский, Владо (2005). Поселения в Преспе: расположение, историческое развитие и прошлое [Поселения в Преспе: расположение, историческое развитие и прошлое] . уруга. п. 273. ИСБН  9789989920554 . «Мечеть Хаджи Мурати (Верхняя мечеть) расположена в северной части города, построена в 1612 году на первом этаже, отремонтирована и модернизирована в 1896 году Ахметом Ниязи-беем с целью использования помещений первого этажа для школы, и пол для молитв».
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Селф 1997 , с. 90.
  22. ^ Цюрих 2014 , с. 35.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Биличи 2012 , параграф. 12.
  24. ^ Перейти обратно: а б с д Биличи 2012 , параграф. 13.
  25. ^ Перейти обратно: а б с Биличи 2012 , параграф. 15.
  26. ^ Селф 1997 , стр. 89–90.
  27. ^ Биличи 2012 , параграф. 14.
  28. ^ Гингерас 2016 , стр. 31, 66–67.
  29. ^ Незир-Акмеше 2005 , с. 52.
  30. ^ Гингерас 2016 , стр. 31–32, 151.
  31. ^ Ханиоглу 2001 , стр. 228, 446.
  32. ^ Клейер 2007 , с. 382.
  33. ^ Гаврич 2006 , с. 140.
  34. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Скэнди 1967 , стр. 340–341.
  35. ^ Перейти обратно: а б Ханиоглу 2001 , стр. 239–240.
  36. ^ Ханиоглу 2001 , с. 221.
  37. ^ Ханиоглу 2001 , стр. 237, 262, 266.
  38. ^ Ханиоглу 2001 , стр. 266–267.
  39. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Незир-Акмеше, Хандан (2005). Рождение современной Турции: Османская армия и поход к Первой мировой войне . ИБТаурис. п. 56. ИСБН  9781850437970 .
  40. ^ Макфи 1998 , с. 26.
  41. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Ханиоглу 2001 , с. 267.
  42. ^ Биличи 2012 , параграф. 20.
  43. ^ Цюрих 2014 , с. 31.
  44. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Макфи, Александр Лайон (1998). Конец Османской империи, 1908-1923 гг . Лонгман. п. 20. ISBN  9780582287631 .
  45. ^ Биличи 2012 , параграф. 21.
  46. ^ Перейти обратно: а б Палмер, Алан Уорвик (1994). Упадок и падение Османской империи . М. Эванс. п. 200. ИСБН  9780871317544 .
  47. ^ Перейти обратно: а б Макфи, Александр Лайон (2014). Ататюрк . Рутледж. п. 25. ISBN  9781317897354 .
  48. ^ Цюрхер 2014 , стр. 31–32.
  49. ^ Перейти обратно: а б Дом 2013 , с. 35.
  50. ^ Ханиоглу 2001 , стр. 255, 267.
  51. ^ Селф 1997 , стр. 90–91.
  52. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Цюрих 2014 , с. 32.
  53. ^ Перейти обратно: а б с Гингерас 2016 , с. 33.
  54. ^ Скэнди 1967 , стр. 355.
  55. ^ Перейти обратно: а б Митрова, Македонка (2014). «Османская Македония между политикой младотурок и Королевством Сербия: ожидания и переговоры» . Balcanica Posnaniensia Acta et Studia . 21 : 123. дои : 10.14746/bp.2014.21.8 .
  56. ^ Перейти обратно: а б с д и Селф 1997 , с. 91.
  57. ^ Цюрих 2014 , с. 38.
  58. ^ Перейти обратно: а б с д Цюрих 2014 , с. 39.
  59. ^ Ханиоглу 2001 , стр. 226, 451.
  60. ^ Ханиоглу 2001 , с. 262.
  61. ^ Ханиоглу 2001 , с. 468.
  62. ^ Башкан, Бирол (2014). От религиозных империй к светским государствам: государственная секуляризация в Турции, Иране и России . Рутледж. п. 51. ИСБН  9781317802044 .
  63. ^ Клейер 2007 , с. 571.
  64. ^ Ханиоглу 2001 , с. 228.
  65. ^ Перейти обратно: а б с Гаврич 2006 , с. 151.
  66. ^ Перейти обратно: а б Ханиоглу 2001 , с. 270.
  67. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Ханиоглу 2001 , с. 248.
  68. ^ Поултон 1995 , с. 69.
  69. ^ Ханиоглу 2001 , стр. 248, 254.
  70. ^ Гаврич 2006 , с. 153. «Большое присутствие албанцев было отмечено в частях, которые КЕП считала своими: «На имеющихся фотографиях «национальных батальонов» и присоединившихся к ним местных банд албанцы в белых фесках в подавляющем большинстве превосходили всех остальных по численности» ( См., например, обложку книги.)"
  71. ^ Ханиоглу 2001 , с. 258. "На имеющихся фотографиях "национальных батальонов" и примкнувших к ним местных банд албанцы в белых фесках в подавляющем большинстве превосходили всех остальных по численности. Эти люди, включая адъютанта-майора Ахмеда Ниязи"
  72. ^ Перейти обратно: а б с Озен 2017 , с. 26.
  73. ^ Перейти обратно: а б с Клейер 2007 , с. 572.
  74. ^ Перейти обратно: а б Гингерас 2016 , с. 32.
  75. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Ханиоглу 2001 , с. 257.
  76. ^ Поултон, Хью (1995). Кто такие македонцы? . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 66. ИСБН  9781850652380 .
  77. ^ Бартл, Питер (1968). Албанские мусульмане во время движения за национальную независимость, 1878-1912 гг . Отто Харрасовиц. п. 155.
  78. ^ Ханиоглу 2001 , стр. 257, 466.
  79. ^ Клейер 2007 , стр. 572, 589.
  80. ^ Перейти обратно: а б Ханиоглу 2001 , с. 258.
  81. ^ Гингерас, Райан (2014). Героин, организованная преступность и создание современной Турции . Издательство Оксфордского университета. п. 28. ISBN  9780198716020 .
  82. ^ Ханиоглу 2001 , с. 466.
  83. ^ Блюми 2011 , с. 116.
  84. ^ Блюми 2011 , с. 147.
  85. ^ Клейер 2007 , с. 380.
  86. ^ Озен 2017 , стр. 26–27.
  87. ^ Биличи 2012 , параграф. 30.
  88. ^ Ханиоглу 2001 , с. 274.
  89. ^ Селф 1997 , с. 98.
  90. ^ Кансу, Айкут (1997). Революция 1908 года в Турции . Брилл. стр. 97–98. ISBN  9789004107915 .
  91. ^ Перейти обратно: а б Биличи 2012 , параграф. 23.
  92. ^ Гаврич 2006 , с. 153.
  93. ^ Ханиоглу, М. Шюкрю (2001). Подготовка к революции: Младотурки, 1902-1908 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 274–275. ISBN  9780199771110 .
  94. ^ Цюрих 2014 , с. 33.
  95. ^ Перейти обратно: а б Биличи 2012 , параграф. 26.
  96. ^ Хейл, Уильям (2013). Турецкая политика и армия . Рутледж. п. 38. ISBN  9781136101403 .
  97. ^ Гингерас 2016 , с. 34.
  98. ^ Биличи 2012 , параграф. 25.
  99. ^ Блюми, Иса (2011). Восстановление османов, Альтернативная балканская современность: 1800–1912 гг . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 4, 6. ISBN  9780230119086 .
  100. ^ Озен 2017 , с. 28.
  101. ^ Перейти обратно: а б с Озен 2017 , с. 31.
  102. ^ Мазаауэр, Марк «Салоники, город призраков: христиане, мусульмане и евреи 1430-1950».
  103. ^ Гаврич 2006 , стр. 150, 169.
  104. ^ Гаврич 2006 , с. 154.
  105. ^ Гаврич 2006 , с. 155.
  106. ^ Перейти обратно: а б Биличи 2012 , параграф. 31.
  107. ^ Цюрих 2014 , с. 29.
  108. ^ Биличи 2012 , параграф. 31, 33.
  109. ^ Перейти обратно: а б Биличи 2012 , параграф. 34.
  110. ^ Озен 2017 , с. 37.
  111. ^ Карпат, Кемаль Х. (2001). Политизация ислама: реконструкция идентичности, государства, веры и сообщества в позднем Османском государстве . Издательство Оксфордского университета. п. 351. ИСБН  9780195136180 .
  112. ^ Перейти обратно: а б Гингерас 2016 , с. 44.
  113. ^ Перейти обратно: а б Клейер, Натали (2007). Истоки албанского национализма: рождение преимущественно мусульманской нации в Европе . Париж: Картала. стр. 624–625. ISBN  9782845868168 .
  114. ^ Вахиде 2005 , с. 69.
  115. ^ Перейти обратно: а б с Скенди, Ставро (1967). Албанское национальное пробуждение . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 100-1 364–365. ISBN  9781400847761 .
  116. ^ Цюрхер 2017b , с. 201.
  117. ^ Гаврич, Джордж (2006). Полумесяц и орел: Османское правление, ислам и албанцы, 1874–1913 гг . Лондон: ИБ Таурис. п. 167. ИСБН  9781845112875 .
  118. ^ Гингерас 2016 , с. 37.
  119. ^ Цюрих 2014 , с. 78.
  120. ^ Цюрхер, Эрик Ян (2017b). «31 марта: Восстание фундаменталистов в Стамбуле в апреле 1909 года?». В Леви-Аксу — Ноэми; Джорджон, Франсуа (ред.). Младотурецкая революция и Османская империя: последствия 1918 года . ИБТаурис. п. 202. ИСБН  9781786720214 .
  121. ^ Перейти обратно: а б Биличи 2012 , параграф. 28.
  122. ^ Грчев, Кокан (2002). «Ресен Сарай» - Историко-стилистический контекст [«Ресен Сарай» - Историко-стилистический контекст]» . Ле Фольклор Македонии . 30 (60–61): 43.
  123. ^ Гингерас 2016 , с. 55.
  124. ^ Перейти обратно: а б с Цюрих 2013 , с. 32.
  125. ^ Цюрих 2014 , с. 88.
  126. ^ Цюрих 2014 , с. 89.
  127. ^ Цюрхер, Эрик Ян (2013). «Возвращение в Косово: путешествие султана Решада по Македонии в июне 1911 года». В Кедури, Сильвия (ред.). Семьдесят пять лет Турецкой Республики . Рутледж. п. 36. ISBN  9781135267056 .
  128. ^ Цюрхер, Эрик Ян (2014). Наследие младотурков и национальное строительство: от Османской империи до Турции Ататюрка . ИБТаурис. п. 92. ИСБН  9780857718075 .
  129. ^ Перейти обратно: а б Озен, Саадет (2017). «Герои Hürriyet: образы борьбы». В Леви-Аксу — Ноэми; Джорджон, Франсуа (ред.). Младотурецкая революция и Османская империя: последствия 1918 года . ИБТаурис. стр. 36–37. ISBN  9781786720214 .
  130. ^ Перейти обратно: а б с Гингерас, Райан (2016). Падение султаната: Великая война и конец Османской империи 1908-1922 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 87. ИСБН  9780191663581 .
  131. ^ Перейти обратно: а б Биличи 2012 , параграф. 29.
  132. ^ Перейти обратно: а б с д «Реснели Ниязи-бей и Ниязи Реснелиоглу» . Хюрриет Дейли Ньюс . Проверено 8 декабря 2018 г.
  133. ^ Перейти обратно: а б Гючлю, Ючел (2018). Армянские события в Адане 1909 года: Джемаль-паша и далее . Роуман и Литтлфилд. п. 121. ИСБН  9780761869948 .
  134. ^ Перейти обратно: а б с Бёке, Пелин; Тынч, Лютфю (2008). Последние дни последней Османской ассамблеи . Доган Китап. п. 22. ISBN  9789759918095 .
  135. ^ Перейти обратно: а б Биличи, Фарук (2012). «Революционер, зажегший фитиль: Ахмед Ниязи-бей де Ресне [Ниязи-бей из Ресне: Революционер, который зажёг фитиль]» . Балканские тетради . 40 . пункт. 27.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 71e62b6891ae5e5dc96b3bba04b52957__1721552460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/57/71e62b6891ae5e5dc96b3bba04b52957.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ahmed Niyazi Bey - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)