Наум Векилхарджи
Наум Векилхарджи | |
---|---|
![]() Векилхарджи в ок. иллюстрация 1844 года | |
Рожденный | Пихта Наум Панахот 6 декабря 1797 г. Виткук , Корча , южная Албания , затем Османская империя. |
Умер | 1846 [1] [2] (57 лет) Стамбул , Турция , затем Константинополь , Османская империя. [3] |
Занятие | Адвокат |
Язык | албанский |
Известные работы | Ежегодный |
Подпись | |
![]() |
Наум Векилхарджи (урожденный Наум Панахот Бредхи ; 1797–1846) [1] [2] был албанским юристом и ученым. В 1844 году он опубликовал, используя уникальный алфавит для албанского языка с буквами, которые он создал сам, — сценарий Виткуки . Векилхарджи – одна из наиболее выдающихся фигур раннего албанского национального пробуждения , и албанцы считают его первым идеологом . [4] [5]
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Наум Векильхарджи родился 6 декабря 1797 года в деревне Виткук близ Корчи на юге Албании в православной албанской семье. [6] [7] Его семья унаследовала имя Векилхарджи ( Vekilharç букв. означает управляющий ), так как его отец Панахот Бредхи был поставщиком ко двору Али Паше Тепелены , правителя пашалика Янины . [8] После разрушения Виткука в 1819 году он искал лучшей жизни в Дунайских княжествах . [9] [10] Будучи студентом, принял участие в Валашском восстании 1821 . [2] Несколько лет спустя он работал в Брэиле юристом, разбогател и использовал свои деньги для продвижения идей Албанского национального пробуждения . [11] В Брэиле он присоединился к интеллектуальной организации албанцев, которые считали развитие албанского языка и культуры необходимым для албанского национального пробуждения. [11] [12]
Активизм и работы
[ редактировать ]
В 1824 или 1825 году [9] он приступил к созданию своего алфавита албанского языка. [13] Окончательная версия его тридцатитрехбуквенного алфавита Виткуки , символы которого были изобретены Векилхарджи, была напечатана как часть букваря в 1844-5 годах под названием Ëvetari Shqip Fort i Shkurtër («Самый полезный и краткий албанский алфавит»). [14] [13] [2] Векилхарджи избегал использования латинских, греческих или арабских алфавитов и символов из-за их религиозных ассоциаций и возможности вызвать раскол среди албанцев разных религий. [15] [13] » Векиларджи «Эветар сначала распространялся в Корче, а затем на запад до Берата , где достиг большого успеха. [16] [13] [2] Оно также было распространено в Пермете. [17] 22 апреля 1845 года Атанас Паскали, один из знатных людей Корчи, вместе с другими отправил ему письмо с просьбой как можно больше копий. [16] Среди албанских историков эта публикация Векилхарджи рассматривается как начало албанского национального пробуждения. [2]
В 1845 году Векилхарджи направил полемическое открытое письмо, написанное на греческом языке, своему племяннику, который назвал его патриотические идеи химерой : письмо считается одним из первых письменных документов, в которых зафиксированы основные идеи албанского движения национального пробуждения. [18] Предполагается, что его смерть наступила в результате отравления по приказу Вселенского Патриарха Константинополя . [19] Причина его смерти, а также дата и место неизвестны. Считается, что он умер вскоре после лета 1846 года, когда последняя информация о нем была опубликована в валашских СМИ. [20] В завещании Брэилы уже к 1849 году он упоминается как умерший.
Идеи
[ редактировать ]
За пределами своей родины Векилхарджи в Валахии был фигурой, которая процветала в рамках безопасности албанской диаспоры, где оба мира стали связаны друг с другом, и эта динамика впоследствии привела к развитию албанизма среди других албанцев. [2]
Векилхарджи посетовал на «отсталость» своей родины, объяснил это многовековым османским владычеством и утверждал, что новый объединяющий албанский алфавит необходим для преодоления застоя и объединения страны. [9] Он был обеспокоен отсутствием албанских школ и считал развитие письменного албанского языка необходимым предшественником культурного и политического развития. [21] [22] Векилхарджи считал, что образование на родном языке важно для приобретения знаний и «культуры». [12] [2] В одном предисловии, написанном для албанских школьников, он ругает албанских детей, которые «не знают своего наследия; они не только не умеют писать на своем родном языке, но даже не могут молиться Господу на том языке, который каждый из них пробовал вместе с материнским языком». молока», и для изучения только языков иностранцев, а не своего. Он призвал албанских мальчиков изучать свой язык, чтобы «присоединиться к цивилизованному миру, доказать, что наша земля больше не простаивает, и показать себя людьми большой чести». [23] и сравнил албанскую нацию с «личинкой», которая однажды может стать бабочкой. [24]
Утверждалось, что в ранние годы своего становления Векилхарджи находился под влиянием греческого национализма. [25] и был членом Филики Этерия . [26] В последние годы своей жизни он предупреждал, что «греческие школы организованы для просвещения греческой молодежи, а не для просвещения албанского народа», и считал, что образование на родном языке необходимо для предотвращения эллинизации . [27]
Векилхарджи считается первым письменным идеологом албанского национализма. [9] [22] [28] и первым, кто сформулировал свои идеалы, [9] [29] [24] а также первый просветитель Албанского национального пробуждения . [28] К его «Эветару» был приложен букварь, адресованный православным албанцам, который стал первым программным документом албанского национального движения. [22]
Векилхарджи задумал Албанию как нацию со своим языком, обычаями и историей, а также со своей территорией. [30] Его концепция Албании включала гармонию между различными конфессиями, исповедуемыми албанцами, при этом каждая вера исповедуется албанцами немного иначе, чем неалбанцами, что впоследствии превратилось в албанский национальный идеал религиозной гармонии. [31] Он также помог албанскому национализму в конечном итоге использовать язык, а не религию, как это сделали другие балканские национализмы, в качестве основного объединяющего фактора. [32]
Оригинальный алфавит, который он изобрел
[ редактировать ]
Векилхарджи изобрел оригинальный сценарий для своих албанских букварей. Сценарий, который иногда считают похожим на армянский алфавит , скорее всего, был разработан где-то около 1825 года. Книги Векилхарджи были литографированы в Бухаресте Джорджем Венричем, как недавно было обнаружено. [33] Хотя сценарий был литографирован, в 1847 году он также был вырезан для типографского использования в Вене австрийскими филологами и штамповщиком Алоисом Ауэром . [34] Сценарий Векилхарджи также известен как сценарий Виткуки из-за места рождения его автора. Некоторое время его использовали в некоторых частях Албании, но популяризировать его так и не удалось.
Это был не первый оригинальный сценарий, разработанный для албанского языка. Однако, по словам Роберта Элси, он остается первым напечатанным, хотя и литографированным, как показано выше. Шрифт Виткуки — это первое известное оригинальное албанское письмо, врезанное в шрифт. Его кратко использовал Карл Фаульманн в конце 19 века. На сегодняшний день не известно ни одного случая его использования каким-либо албанским автором.
См. также
[ редактировать ]- Сценарий Виткуки
- Албанский алфавит
- Сценарий Тодри
- Эльбасанский сценарий
- Теодор Хаджифилипи
- Григорий Дурресский
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ислами, Селим (1984). «4». Historia e Shqiperise (на албанском языке). Том. 2. Академия наук Албании. п. 134.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гаврич, Джордж (2006). Полумесяц и орел: Османское правление, ислам и албанцы, 1874–1913 гг . Лондон: ИБ Таурис. п. 20. ISBN 9781845112875 .
- ^ Элси, Роберт (2012). Биографический словарь истории Албании . ИБ Телец. ISBN 978-1-78076-431-3 .
- ^ Энис Сулстарова, и нации. рождение Наум Векилхарджи Его работа представляет собой одну из первых попыток создания оригинального албанского алфавита (1844 и 1845 гг.), а также содержит зародышевую форму идей, которые разовьются позже, в период Национального Возрождения . . [Наум Векилхарджи считается предшественником и первым идеологом Албанского национального возрождения, поскольку его работа представляет собой одну из первых попыток создания оригинального албанского алфавита (1844 и 1845 гг.), а также содержит в зародышевой форме идеи, которые впоследствии развились. позже, в эпоху Возрождения.]
- ^ Федхон Мекси (21 октября 2011 г.), Наум Векилхарджи, отец албанского алфавита и букваря. [ Наум Векилхарджи, отец албанского алфавита и букваря ] (на албанском языке), заархивировано из оригинала 2 декабря 2014 г. , получено 1 декабря 2014 г.
- ^ Наум Векилхарджи (1844). Краткая форма албанского исторического употребления , Бухарест, с. 3 «Родился между 1797 и 6 декабря».
- ^ Бидо, Ардит (октябрь 2020 г.). Албанская православная церковь: ее политическая история, 1878–1945 гг . п. 14. ISBN 9780429424595 . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Тренченьи, Балаж; Копечек, Михал (15 июня 2006 г.). Позднее Просвещение: появление современной «национальной идеи» . Издательство Центральноевропейского университета. п. 258. ИСБН 978-615-5053-84-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и Роберт Элси (2010). Исторический словарь Албании . Scarecrow Press, Inc.: Плимут, Великобритания. стр. 469–470.
Националистический деятель. Наум Векилхарджи был одним из первых людей, посвятивших себя созданию нового албанского алфавита, а также одним из первых, кто сформулировал идеалы и цели албанского националистического движения на его зарождающихся этапах. Он родился в семье из деревни Бред недалеко от Виткука в районе Корча. Несомненно, после разрушения Виткука в 1819 году Векилхарджи иммигрировал в Румынию в поисках лучшей жизни. В 1821 году он принял участие в восстании Валахии против турок. Насколько известно, остаток своей жизни он проработал юристом в порту Брэила на Дунае. Он умер от отравления в Стамбуле, предположительно от рук греческих православных фанатиков, предположительно связанных с Константинопольским патриархом. Правда это или нет, никогда не станет известно. Однако известно, что патриархат был не согласен со всеми проявлениями негреческого национализма на Балканах. В письме на греческом языке, которое, как сообщается, распространил Наум Векильхарджи, он указал на отсталость и нищету албанцев в результате долгих веков турецкого правления и подчеркнул необходимость нового албанского алфавита как средства преодоления этого застоя. и объединения страны. В 1824 или 1825 году Векилхарджи уже начал работать над 33-буквенным алфавитом собственного изобретения, который он напечатал в восьмистраничном албанском орфографическом справочнике в 1844 году. Этот небольшой орфографический сборник был распространен по всей южной Албании, от Корчи до Берата. и был принят, судя по всему, с большим энтузиазмом. Буклет был увеличен до 48 страниц во втором издании 1845 года под названием Faré i ri abétor shqip per djélm nismetore («Совершенно новый албанский орфографический сборник для школьников начальной школы»)... Векилхарджи выделяется как первый литератор XIX века, который выразили идеалы растущего албанского националистического движения.
- ^ Скэнди 1967 , стр. 121, 145.
- ^ Jump up to: а б Трептов, Курт (1992). От Залмоксиса до Яна Палаха: исследования по истории Восточной Европы . Восточноевропейские монографии. Том. 328. Восточноевропейские монографии. п. 98. ИСБН 0-88033-225-5 .
- ^ Jump up to: а б Синки 1967 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б с д Скенди, Ставро (1967). Албанское национальное пробуждение . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 139. ИСБН 9781400847761 .
- ^ Норрис, ХТ (1993). Ислам на Балканах: религия и общество между Европой и арабским миром . Издательство Университета Южной Каролины. п. 247 . ISBN 0-87249-977-4 .
Наум Фир.
- ^ Стреле, Кэролин (1974). Международный журнал социологии языка . Мутон. п. 5.
- ^ Jump up to: а б Майкельсон, Пол (2002). Национальное развитие в Румынии и Юго-Восточной Европе . Центр румынских исследований. п. 54. ИСБН 973-9432-37-9 .
- ^ Пахуми, Невила. «Консолидация албанского национализма: Призренская лига 1878-1881». Страница 25: «Берат, Корча и Пермет»
- ^ Ислами, стр.137
- ^ Палайрет, Майкл (2016). Македония: Путешествие по истории (Том 2, От пятнадцатого века до наших дней) . Кембридж: Издательство Cambridge Scholars Publishing. стр. 114–115. ISBN 9781443888493 .
В результате новаторской работы некоего Векилчарье примерно в 1850 году был создан албанский алфавит, на котором было напечатано несколько небольших книг. Некоторое время он процветал в Корче, но считается, что его создатель был отравлен греческим патриархом.
- ^ Звезда Ругова (2022). Новые свидетельства о месте прессы Уветари Наума Векилхарджи и других вопросах , на Международном семинаре по албанскому языку, литературе и культуре (40), Приштина, с. 296–322.
- ^ Пахуми, Невила. «Консолидация албанского национализма». Страница 25
- ^ Jump up to: а б с Желязкова Антонина. «Албанские идентичности». Международный центр исследований меньшинств и межкультурных отношений (IMIR): София. Страница 24: «Предполагается, что начало Албанскому возрождению положила деятельность Наума Векилхарджи и его обращение к православным албанцам, которое, наряду с его букварем, изданным в 1845 году, явилось первым программным документом албанского национального движения. Векилхарджи потребовал албанских школ и развития албанского языка как первого шага к эволюции албанского народа бок о бок с другими балканскими народами».
- ^ Пахуми, Невила (2007). «Консолидация албанского национализма». Мичиганский университет. Страницы 24-25
- ^ Jump up to: а б Миша, Пиро. «Изобретение национализма: миф и амнезия». В книге Шванднер Сиверс и Фишер, «Албанская идентичность: миф и история» . К. Херст и компания: Блумингтон, Индиана, США. Страница 42: «Наум Векилхарджи, одна замечательная личность первого периода албанского национального движения, сравнил положение албанцев с положением личинки, которая однажды станет бабочкой... Наум Векилхарджи... был первым идеологом Албанского национального движения.
- ^ Пахуми, Невила (2007). «Консолидация албанского национализма». Мичиганский университет. Страница 25: «Можно с уверенностью предположить, что Векилхарджи, вероятно, находился под влиянием националистических идей во время греческой революции, в которой он принимал участие.
- ^ Ислам, мусульманин. Наум Векильхарджи: первый идеолог албанского Возрождения . Оплата 133-137
- ^ Мексика, Федхон. «Векилхарджи, отец албанского алфавита и букваря». 21 октября 2011 г. «Н. Векилхарджи ясно дал понять, что «греческие школы организованы для просвещения греческой молодежи, а не для просвещения албанского народа» (письмо, отправленное Джани Калу, 1846 г.). В этих условиях Наум Векилхарджи был первым почувствовать острую необходимость распространения образования на родном языке, чтобы предотвратить эллинизацию страны».
- ^ Jump up to: а б Мексика, Федхон. «Векилхарджи, отец албанского алфавита и букваря». 21 октября 2011 г. «Наум Векилхарджи считается не только первым идеологом, но и первым просветителем Албанского национального возрождения».
- ^ Пахуми, Невила. «Консолидация албанского национализма». Страница 25: «Основы албанского национализма были заложены неким Наумом Векилхарджи или Наумом Панахотом Бредхи, уроженцем Виткука в округе Корче».
- ^ Пахуми, Невила. «Консолидация албанского национализма». Мичиганский университет. Страница 25: «Частью более грандиозного видения Векилхарджи виделся албанский народ со своим собственным языком, обычаями и историей, а также территорией».
- ^ Мексика, Федхон. «Векилхарджи, отец албанского алфавита и букваря». 21 октября 2011 года. Панорама. «Н. Векилхарджи задумал реконструкцию албанской нации, включающую в себя мусульман и христиан, уже проверенную историей, и как сплав, которым она является, она оказалась более прочной и стойкой, чем составляющие ее элементы. Рука об руку, Албанский народ принял приказ Наума и создал его модель, согласно которой религиозные верования будут исповедоваться особым образом, по-албански, в пониженных тонах, не только не притесняя соотечественников других религий, но всегда уважая их. религиозная гармония или албанское сосуществование, которое придумал Н. Векилхарджи и которое сегодня, благодаря мудрости нашего народа, представляет собой особую ценность его как эталонного образца для других балканских народов, как единственный путь к более общему счастливому будущему. "
- ^ Мексика, Федхон. «Векилхарджи, отец албанского алфавита и букваря». 21 октября 2011 г. «Наум Векильхарджи определил основное направление албанского национализма, которое будет иметь свою специфику. Оно будет разрабатываться с опорой главным образом на родной язык, а не на религию, как в случае с другими балканскими национализмами».
- ^ Звезда Ругова (2022). Албанская типография 1555–1912 гг ., Варг и Берк, Приштина, с. 166-167
- ^ Звезда Ругова (2022). Албанская типография 1555–1912 гг ., Варг и Берк, Приштина, с. 170-177
- 1797 рождений
- 1846 смертей
- Изобретатели
- Албанские изобретатели
- Юристы из Османской империи
- Албанцы из Османской империи
- Создатели систем письменности
- Активисты Албанского национального пробуждения
- Люди из княжества Валахия
- Люди из Корчи
- Албанский народ в войне за независимость Греции
- Члены Филики Этерия
- Солдаты армии Тудора Владимиреску