Танзимат
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2016 г. ) |
История Османская империя |
---|
![]() |
Хронология |
Историография ( Газа , Упадок ) |
Танзимат [ а ] ( Турецкий: [танзимат] ; Османский турецкий язык : تنظيمات , латинизированный : Tanẓîmât , букв. «Реорганизация», см. низам ) — период реформ в Османской империи , начавшийся с Гюльхане Хатт-и Шериф в 1839 году и завершившийся Первой конституционной эрой в 1876 году. [ 2 ] Эпоха Танзимата началась с целью не радикальной трансформации, а модернизации, желая укрепить социальные и политические основы Османской империи. [ 3 ] [ 4 ] [ нужен лучший источник ] Он характеризовался различными попытками модернизировать Османскую империю и защитить ее территориальную целостность от внутренних националистических движений и внешних агрессивных держав. Реформы поощряли османизм среди различных этнических групп Империи и пытались остановить рост национализма в Османской империи .
Историк Ханс-Лукас Кизер утверждал, что реформы привели к «риторическому продвижению равенства немусульман с мусульманами на бумаге, а не примата мусульман на практике»; другие историки утверждали, что снижение способности немусульман отстаивать свои законные права в этот период привело к захвату земель и эмиграции. [ 5 ] Частью политики реформ была экономическая политика, основанная на Балта-Лиманском договоре 1838 года. Многие изменения были внесены для улучшения гражданских свобод, но многие мусульмане видели в них иностранное влияние на мир ислама. Такое восприятие осложняло реформаторские усилия государства. [ 6 ] В период Танзимата серия конституционных реформ правительства привела к созданию довольно современной призывной армии , реформам банковской системы, замене религиозного закона светским законом. [ 7 ] и гильдии с современными фабриками. Османское министерство почты было создано в Стамбуле 23 октября 1840 года. [ 8 ] [ 9 ]
Происхождение
[ редактировать ]Реформы возникли в умах султанов-реформаторов, таких как Махмуд II ( годы правления 1808–1839 ), его сын Абдул-Меджид I ( годы правления 1839–1861 ) и видные, часто получившие европейское образование бюрократы, которые признавали, что старые религиозные и военные институты неэффективны. уже не удовлетворял потребности империи. Большинство символических изменений, таких как униформа, были направлены на изменение мышления имперских администраторов. Многим чиновникам, связанным с правительством, было предложено носить более западный стиль одежды. Многие реформы были попытками перенять успешную европейскую практику. На реформы сильно повлияли Кодекс Наполеона и французские законы времен Второй Французской империи , что было прямым результатом увеличения числа османских студентов, получивших образование во Франции. Изменения включали отмену системы призыва на девширме в пользу всеобщей воинской повинности ; образовательные, институциональные и правовые реформы; и систематические попытки искоренить политическую коррупцию .
Кроме того, политика под названием «Османизм» была призвана объединить все народы, живущие на османских территориях: «мусульман и немусульман, турков и греков, армян и евреев, курдов и арабов». Официально эта политика началась с Указа Гюльхане 1839 года, провозгласившего равенство перед законом как мусульман, так и османов-немусульман. [ 10 ]
-
Неджип Ахмед-паша, кадровый офицер и композитор в форме во французском стиле.
-
Губернатор Рахми Бей
-
Мехмед Галип Бей Эфенди
Мотивы
[ редактировать ]Амбициозный проект был запущен для борьбы с медленным упадком империи, границы которой сузились, а сила ослабла по сравнению с европейскими державами. Реформы имели как внутренние, так и внешние причины.
Основная цель Танзимата заключалась в реформировании вооруженных сил путем модернизации и вдохновения европейских армий. Традиционная османская армия, янычары, впала в немилость с точки зрения военного престижа, и реконструкция, вдохновленная европейцами, была необходимым изменением. [ 11 ] Османская империя состояла из множества различных культур, и второстепенные приоритеты реформ Танзимата были направлены на балансировку социальной структуры, которая ранее отдавала предпочтение мусульманским подданным. Еще одним важным разделом этих реформ была отмена илтизама, или соглашений о землевладении. [ 12 ]
Внутри Османская империя надеялась, что отмена системы проса создаст более централизованное правительство, а также повысит легитимность османского правления, тем самым получив прямой контроль над своими гражданами. Другая главная надежда заключалась в том, что более открытость для различных демографических групп привлечет в империю больше людей. Существовал страх перед внутренними раздорами между мусульманами и немусульманами, и предполагалось, что предоставление всем большей религиозной свободы уменьшит эту угрозу. Считалось, что предоставление большего количества прав христианам внутри империи уменьшит опасность внешнего вмешательства в их пользу.
Хотя мотивы внедрения Танзимата были бюрократическими, его инициировали либеральные министры и интеллектуалы, такие как Димитриос Замбакос-паша , Кабули Мехмед-паша , тайное общество молодых османов , [ 13 ] [ 14 ] и либерально настроенный, как Мидхат-паша , которого также часто считают одним из основателей Османского парламента . [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Благодаря возникшему внутреннему, финансовому и дипломатическому кризисам 1875–1876 годов Мидхат-паша ввёл конституцию 1876 года , положившую конец Танзимату. [ 19 ]
-
Дженаб Шахабедин был известен своими либеральными идеалами и поэзией, находящейся под влиянием французского символизма .
Реформы
[ редактировать ]

Реформы Танзимата начались при султане Махмуде II . 3 ноября 1839 года султан Абдул-Меджид I издал хатт-и-шариф или императорский указ, названный Указом Гюльхане или Танзимата ( تنظيمات ) Фермани . За этим последовало несколько законов, закрепляющих его политику.
В указе султан заявил, что он желает «принести преимущества хорошего управления в провинциях Османской империи посредством новых институтов». Среди реформ были: [ 20 ] [ 21 ]
- гарантии обеспечения османским подданным полной безопасности их жизни, чести и имущества (1839 г., см. В Эдикте Гюльхане ниже); подробности
- выпуск первых османских бумажных банкнот (1840 г.);
- открытие первых почтовых отделений империи (1840 г.);
- реорганизация финансовой системы (1840 г.);
- реорганизация Гражданского и Уголовного кодекса (1840 г.);
- учреждение Меджлис -и Маариф-и Умумие (1841 г.), ставшего прообразом Первого османского парламента (1876 г.); [ нужна ссылка ]
- реорганизация армии и регулярный порядок комплектования, комплектования армии и установления продолжительности военной службы (1843—44);
- изменение дизайна государственного гимна Османской империи и государственного флага Османской империи (1844 г.);
- первая общенациональная османская перепись 1844 г. (учитывались только граждане мужского пола); [ нужна ссылка ]
- первые национальные удостоверения личности (официально называемые документами, удостоверяющими личность Mecidiye , или неофициально kafa kağıdı ( главный документ ), 1844 г.); [ нужна ссылка ]
- учреждение Совета народного просвещения (1845 г.) и Министерства просвещения ( Мекатиб-и Умумие Незарети , 1847 г., позднее ставшего Маарифом Незарети , 1857 г.);
- учреждение первых современных университетов ( дарюльфюнун , 1848 г.), академий (1848 г.) и педагогических школ ( дарюльмуаллимин , 1848 г.);
- учреждение Министерства здравоохранения ( Тыббие Незарети , 1850 г.);
- Торгово-торговый кодекс (1850 г.);
- учреждение Академии наук ( Encümen-i Daniş , 1851);
- создание компании Ширкет-и Хайрие , которая эксплуатировала первые пригородные паромы с паровым приводом (1851 г.);
- учреждение современного муниципалитета Константинополя ( Шереманети , 1854 г.) и Совета городского планирования ( Интизам-и Шехир Окулу , 1855 г.);
- Хатт -и Хумаюн 1856 г. (называемый Ислахат , что означает улучшение), обещавший полное юридическое равенство для граждан всех религий (1856 г.);
- различные положения для лучшего управления государственной службой и развития торговли;
- создание первых телеграфных сетей (1847–1855) и железнодорожных сетей (1856);
- замена гильдий фабриками;
- создание Османского банка (первоначально созданного как Bank-ı Osmanî в 1856 году, а затем реорганизованного в Bank-ı Osmanî-i Shahane в 1863 году) [ 22 ] и Османская фондовая биржа ( Dersaadet Tahvilat Borsası , основанная в 1866 году); [ 23 ]
- Кодекс законов;
- Земельный кодекс ( Арази Кануннамеси ) (1858 г.);
- разрешение для частных издателей и полиграфических фирм от Serbesti-i Kürşad Nizamnamesi (1857 г.);
- декриминализация гомосексуализма (1858 г.);
- создание Школы государственной службы, высшего учебного заведения для гражданских лиц при Министерстве внутренних дел, и Школы экономических и политических наук ( Мектеб-и Мюлькие-и Шахане , 1859 г.) [ 24 ]
- Кодекс регулирования прессы и журналистики ( Матбуат Низамнамеси , 1864 г.) и другие; [ 20 ]
- основание Императорского Османского лицея в Галатасарае , еще одного высшего учебного заведения для гражданских лиц (1868 г.); [ 24 ]
- Закон о гражданстве 1869 г., создавший общее османское гражданство независимо от религиозных разделений (1869 г.). [ нужна ссылка ]
Указ Гюльхане 1839 г.
[ редактировать ]
Хатт -и Шериф , букв. Благородный указ или Императорский рескрипт Гюльхане был первой крупной реформой Танзимата при правительстве султана Абдулмеджида и решающим событием в движении к секуляризации. Указ, названный в честь розового дома ( гюльхане ) на территории дворца Топкапы , отменил откуп . Он также создал бюрократическую систему налогообложения с наемными сборщиками налогов. Это отражает централизующий эффект реформ Танзимата. Кроме того, Указ Гюльхане ввел принудительный призыв на военную службу в административных округах в зависимости от численности их населения.
Однако наиболее важным пунктом указа Гюльхане было обеспечение верховенства закона для всех подданных, включая немусульман, путем гарантии права на жизнь и собственность для всех. Это положило конец системе кул , которая позволяла казнить слуг правителя или конфисковывать их имущество по его желанию. Эти реформы были направлены на установление юридического и социального равенства для всех граждан Османской империи. Реформы устранили систему проса в Османской империи. Система проса создала религиозно основанные сообщества, которые действовали автономно, поэтому люди были организованы в общества, некоторые из которых часто получали привилегии. Этот пункт лишил эти общины привилегий и создал общество, в котором все следовали одному и тому же закону.
Новые реформы предусматривали почти полную реконструкцию общественной жизни Османской империи. В ходе реконструкции была создана система государственных школ для подготовки государственных священнослужителей. Османам было предложено записаться. Каждая провинция была организована таким образом, что у каждого губернатора был консультативный совет и определенные обязанности для лучшего обслуживания территории. Новые реформы также призвали к созданию современной финансовой системы с центральным банком , казначейскими облигациями и десятичной валютой . Наконец, реформы привели к расширению дорог , каналов и железнодорожных линий для улучшения связи и транспорта.
Реакции
[ редактировать ]Реакция на указ была не совсем положительной. Христиане на Балканах отказались поддержать реформы, потому что они хотели автономии, которую стало труднее достичь при централизованной власти. Фактически, его принятие побудило некоторые провинции искать независимости путем восстания. Чтобы гарантировать проведение реформ, потребовалась сильная поддержка Великобритании в сохранении территории Османской империи.
Эдикт 1856 года и свобода вероисповедания
[ редактировать ]
Эдикт о реформе 1856 года был призван выполнить обещания Танзимата. В Указе очень конкретно говорится о статусе немусульман, что позволяет «рассматривать его как результат периода религиозного беспокойства, последовавшего за Указом 1839 года». Официально одной из целей Танзимата было сделать государство нетерпимым к принудительному обращению в ислам, а также сделать незаконным казнь отступников от ислама . Несмотря на официальную позицию государства в разгар реформ Танзимата, эта толерантность к немусульманам, похоже, была серьезно ограничена, по крайней мере, до Указа о реформе 1856 года. Османская империя пробовала много разных способов связаться с немусульманами. -Мусульмане. Сначала оно попыталось связаться с ними, предоставив всем немусульманам возможность подать заявку на получение статуса зимми . Наличие статуса зимми давало немусульманам возможность жить в Османской империи и владеть собственностью, но эта возможность не обходилась без специальных налогов ( джизья ).
Для «правящей элиты Османской империи «свобода религии» означала «свободу защищать свою религию » ». [ 25 ]
Эффекты
[ редактировать ]
Хотя Указ Гюльхане и Танзимат давали строгие ориентиры для общества, они не были конституцией и не заменяли власть султана.
Тем не менее, реформы Танзимата в целом имели далеко идущие последствия. Среди тех, кто получил образование в школах, созданных в период Танзимата, были крупные деятели национальных государств , возникших из Османской империи, такие как Мустафа Кемаль-паша и другие лидеры и мыслители Турецкой Республики , а также многие другие деятели с Балкан , Ближнего Востока. Восточная и Северная Африка . В конечном итоге система была разрушена в результате переговоров с великими державами после Крымской войны . В рамках Хартии 1856 года европейские державы требовали гораздо более сильного суверенитета для этнических общин внутри империи, в отличие от османов, которые предполагали равенство, означающее одинаковое обращение по закону со всеми гражданами. Это способствовало укреплению христианского среднего класса, увеличению его экономической и политической власти. [ нужна ссылка ]
Пик реформ пришелся на 1876 год, когда была принята конституция Османской империи, ограничивающая автократическую власть султана. Подробности этого периода описаны в разделе « Первая конституционная эра» . Хотя новый султан Абдул Хамид II подписал первую конституцию, он быстро выступил против нее.
Некоторые ученые утверждают, что с традиционной исламской точки зрения мусульманского населения фундаментальное изменение Танзимата в отношении немусульман, от статуса порабощенного населения ( зимми ) к статусу равных подданных, было частично ответственно за резню в Хамидиане и последующий геноцид армян. . По их мнению, это была неизбежная реакция мусульманской общины на законодательные изменения, поскольку ценности Танзимата были навязаны сверху и не отражали ценностей общества. [ 26 ]
Эффекты в разных провинциях
[ редактировать ]В Ливане реформы Танзимата были направлены на возвращение к традиции равенства всех подданных перед законом. Однако Блистательная Порта предполагала, что основной иерархический социальный порядок останется неизменным. Вместо этого потрясения реформ привели бы к различному пониманию целей Танзимата. Элиты Горного Ливана , по сути, интерпретировали Танзимат совершенно по-разному друг от друга, что привело к этнорелигиозным восстаниям среди недавно эмансипированных маронитов . В результате «европейские и османские чиновники вступили в борьбу за лояльность местных жителей: французы, утверждая, что защищают маронитов ; британцы, друзы ; и османы, провозглашая доброжелательность султана ко всем его религиозно равным». предметы». [ 27 ]
В Палестине земельные реформы, особенно изменение структуры землевладения посредством Османского закона о земле 1858 года , позволили русским евреям покупать землю, что позволило им иммигрировать туда в рамках первой алии . Чтобы увеличить свою налоговую базу, Османское государство потребовало от арабов в Палестине, как и в других местах, впервые зарегистрировать свои земли. Как правило, феллахи не доверяли слабому режиму, опасаясь, что регистрация приведет лишь к повышению налогов и призыву на военную службу . Распространенная неграмотность среди феллахов в конечном итоге привела к тому, что многие местные мухтары смогли коллективно оформить деревенские земли на свое имя. Таким образом, они смогли позже заявить права собственности и продать земли местных крестьян новым еврейским иммигрантам, а сами переселились на постоянное место жительства в Сирию или Турцию. [ 28 ] С другой стороны, богатые христианские или мусульманские семьи, класс « эфенди », могли накопить большие количества земли, которую они эксплуатировали самостоятельно или продавали.
В Армении Национальная конституция Армении (османский турецкий язык: «Nizâmnâme-i Millet-i Ermeniyan») 1863 года была одобрена правительством Османской империи. «Свод правил» состоял из 150 статей, разработанных армянской интеллигенцией и определявших полномочия Армянского Патриарха в рамках османской системы проса и вновь сформированного « Армянского Национального Собрания ». [ 29 ]
Политические последствия
[ редактировать ]Несмотря на прогрессивные намерения, политика реформ в форме Танзимата в конечном итоге провалилась. Исторические обстоятельства реформ, причины этой неудачи и последствия реформ представляют интерес для исторического анализа и рассматриваются историками всего мира. Зейнеп Челик писала: «Подводя итог, с 1838 по 1908 год Османская империя вела свою последнюю, но обреченную борьбу за выживание». [ нужна ссылка ]
Галерея
[ редактировать ]-
Заседание парламента, 1877 год.
-
Заседание парламента, 1908 год.
-
Здание Османского парламента.
-
Штаб-квартира Императорского Османского банка , 1896 год.
-
Театр Наума в Константинополе.
-
Табачная фабрика в Самсуне , 1910 год.
-
Бомонти в Константинополе. Пивоварня
-
Площадь Беязит , 1880-е годы.
-
Университет Мармара , 1880-е гг.
-
Турецкие делегаты в Будапеште
См. также
[ редактировать ]- Эмансипация
- Албанское восстание 1847 г.
- Упадок и модернизация Османской империи
- Османские военные реформы
- Указ Гюльхане или Танзимата ( تنظيمات ) Указ (3 ноября 1839 г.)
- Указ о реформе Османской империи 1856 года или Islâhat Fermány / Islâhat Hatt-ı Hümäyün-u (18 февраля 1856 г.) - сценарий Хумаюна
- Молодые османы
- Придворная форма и платье в Османской империи
Примечания
[ редактировать ]- ^ В настоящее время во французском языке слово «Танзимат» используется во множественном числе, как в «Les Tanzimat». В то время, когда французский язык был общим языком для образованных людей в империи , это слово часто употреблялось в единственном числе, как «Le Tanzimat». [ 1 ] Почему важен французский язык, см. « Языки Османской империи».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Штраус, Иоганн (2010). «Конституция многоязычной империи: переводы Канун-и Эсаси и других официальных текстов на языки меньшинств». В Херцоге, Кристоф; Малек Шариф (ред.). Первый османский эксперимент в области демократии . Вюрцбург : Институт Востока в Стамбуле . стр. 21–51.
- ^ Кливленд и Бантон 2012 , с. 82.
- ^ «Реформы Танзимата» . rpl.hds.harvard.edu . Проверено 23 мая 2024 г.
- ^ Гюлер, Эмре (2014). Мужественность в ранних турецких республиканских романах (1924-1951) (магистерская диссертация). Стамбульский университет Билги.
- ^ Максудян, Назан (2019). «Обзор книги «Это мужской мир?: Об отцах и архитекторах: Талаат-паша, отец современной Турции, архитектор геноцида», Ханс-Лукас Кизер, Принстон, Princeton University Press, 2018». Журнал исследований геноцида . 21 (4): 540–544. дои : 10.1080/14623528.2019.1613816 . S2CID 181910618 .
- ^ Родерик, Х. Дэвисон (1990). Очерки истории Османской империи и Турции, 1774–1923 гг. – Влияние Запада . Издательство Техасского университета . стр. 115–116.
- ^ Иштиак, Хусейн. «Танзимат: Светские реформы в Османской империи» (PDF) . Вера имеет значение.
- ^ «Хронология PTT» (на турецком языке). PTT Genel Müdürlüğü. 13 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 13 сентября 2008 г. Проверено 11 февраля 2013 г.
- ^ «История турецкой почтовой службы» . Ptt.gov.tr. Проверено 6 ноября 2011 г.
- ^ Дерингил, Селим (1993). «Изобретение традиции как общественного имиджа в поздней Османской империи, 1808–1908 годы». Сравнительные исследования в обществе и истории . 35 (1): 3–29. дои : 10.1017/S0010417500018247 . S2CID 145056061 . (январь 1993 г.), стр. 3–29.
- ^ Каутхарани, Ваджи (апрель 2018 г.). «Османский Танзимат и Конституция» . Аль Мунтака . 1 (1): 51–65. дои : 10.31430/almuntaqa.1.1.0051 . JSTOR 10.31430/almuntaqa.1.1.0051 – через JSTOR.
- ^ Айтекин, Аттила (август 2012 г.). «Крестьянский протест в поздней Османской империи: моральная экономика, восстание и реформы Танзимата» . Международное обозрение социальной истории . 57 (2): 191–257. дои : 10.1017/S0020859012000193 . S2CID 145729675 – через JSTOR.
- ^ Линдгрен, Аллана; Росс, Стивен (2015). Модернистский мир . Рутледж . ISBN 978-1-317-69616-2 . Проверено 6 мая 2017 г.
- ^ Япп, Малькольм (9 января 2014 г.). Создание современного Ближнего Востока 1792-1923 гг . Рутледж . п. 119. ИСБН 978-1-317-87107-1 . Проверено 6 мая 2017 г.
- ^ Ханиоглу, М. Шюкрю (1995). Младотурки в оппозиции . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-535802-5 . Проверено 6 мая 2017 г.
- ^ Сирийская земля: процессы интеграции и фрагментации: Билад аш-Шам с 18 по 20 век . Франц Штайнер. 1998. с. 260. ИСБН 978-3-515-07309-7 . Проверено 6 мая 2017 г.
- ^ Цви Иегуда Хершлаг (1980). Введение в современную экономическую историю Ближнего Востока . Архив Брилла. стр. 36–37. ISBN 978-90-04-06061-6 . Проверено 9 июня 2013 г.
- ^ Кэролайн Финкель (19 июля 2012 г.). Мечта Османа: История Османской империи 1300-1923 гг . Джон Мюррей. стр. 6–7. ISBN 978-1-84854-785-8 . Проверено 11 июня 2013 г.
- ^ Сельчук Акшин Сомель (2010). Османская империя от А до Я. Роуман и Литтлфилд. п. 188. ИСБН 978-0-8108-7579-1 . Проверено 9 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Султан Первых (июль 2011 г.). «Султан Абдул-Меджид» . История НТВ (на турецком языке). стр. 46–55. Архивировано из оригинала 12 февраля 2013 г.
- ^ Стром, Фредерик (2016). Стамбул в 19 веке. Усилия по модернизации османской столицы – местные факторы и глобальные влияния [ Стамбул в XIX веке. Усилия по модернизации в столице Османской империи: местные факторы и глобальное влияние (на немецком языке). стр. 34–.
- ^ «История Османского банка» . obarsiv.com . Архивировано из оригинала 14 июня 2012 г.
- ^ «История Стамбульской фондовой биржи» . Архивировано из оригинала 25 февраля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кливленд и Бантон, 2012 г. , с. 84.
- ^ Дерингил, Селим (июль 2003 г.). «В религии нет принуждения»: об обращении и отступничестве в поздней Османской империи: 1839–1856 гг. Сравнительные исследования в обществе и истории . 42 (3): 547–575. дои : 10.1017/S0010417500002930 . S2CID 146795365 .
- ^ Мовсесян, Марк (05 мая 2010 г.). «Ускользающее равенство: Геноцид армян и провал османской правовой реформы». Рочестер, Нью-Йорк. ССНР 1600745 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Макдиси, Усама (2000). «Развращение возвышенного султаната: восстание Танюса Шахина в Османском Ливане девятнадцатого века». Сравнительные исследования в обществе и истории . 42 (1): 180–208. дои : 10.1017/S0010417500002644 . S2CID 143901523 .
- ^ Шафир, Гершон. Земля, труд и истоки израильско-палестинского конфликта 1882-1914 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Ованнисян, Ричард Г. (ред.). Армянский народ от древности до современности . п. 198.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Кливленд, Уильям Л.; Бантон, Мартин П. (4 декабря 2012 г.). История современного Ближнего Востока (Пятое изд.). Боулдер, Колорадо, ISBN 978-0-8133-4833-9 . OCLC 813691473 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лафи, Нора. Османские муниципальные реформы между старым режимом и современностью: на пути к новой интерпретационной парадигме . OCLC 695237486 .
- Лафи, Нора (2002). Город в Магрибе между старым режимом и османскими реформами: генезис муниципальных учреждений в Триполи-Барбари, 1795-1911 гг . Париж: L'Harmattan. ISBN 978-2-7475-2616-6 . OCLC 52813928 .
- Лафи, Нора. Средиземноморские муниципалитеты. Османские городские реформы в зеркале сравнительной истории . OCLC 695236822 .
- Финкель, Евгений ; Гельбах, Скотт (2020). Реформа и восстание в слабых государствах (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108855112 . ISBN 978-1-108-85511-2 . S2CID 219497050 .
- Гелвин, Джеймс Л. (2008). Современный Ближний Восток: История (второе изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-532759-5 .
- Инджов, Эмиль (2017). Болгары и административные реформы в Османской империи в 50-60 годах XIX века (на болгарском языке). Том. 56. Авалон. ISBN 978-0-8133-4833-9 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Кризи, Эдвард Шепард (2011). История турок-османов: от начала их империи до наших дней . Британская библиотека, историческая. ISBN 978-1-241-43206-5 . OCLC 942693443 .
- Костанца, Маурицио (2010). Полумесяцы на нити: Османская реформа Махмуда II (1808-1839): политика, общество, искусство и культура великой евроазиатской империи на заре современности и конфронтации с Западом . Венеция: Марцианум Пресс. ISBN 978-88-6512-032-3 . OCLC 722436035 .