Политика Боснии и Герцеговины
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2023 г. ) |
Портал Боснии и Герцеговины |
Политика Боснии и Герцеговины определяется парламентской , представительной демократической структурой, в которой председатель Совета министров Боснии и Герцеговины , назначаемый Президентом Боснии и Герцеговины , является главой правительства . Исполнительную власть осуществляют Совет министров Боснии и Герцеговины и Президентство Боснии и Герцеговины. Законодательная власть принадлежит как Совету министров, так и Парламентской ассамблее Боснии и Герцеговины . Члены Парламентской ассамблеи избираются по пропорциональной системе представительства . Судебная власть независима от исполнительной и законодательной власти.
Система правления, установленная Дейтонским соглашением , положившим конец войне в Боснии в 1995 году, является примером консоциационализма страны , поскольку представительство осуществляют элиты, представляющие три основные этнические группы , называемые составляющими народами , каждая из которых имеет гарантированную долю власти.
Босния и Герцеговина разделена на два образования — Федерацию Боснии и Герцеговины и Республику Сербскую , которые в некоторой степени политически автономны, а также район Брчко , которым они совместно управляют. Сущности имеют свои собственные конституции. The Economist Intelligence Unit оценил Боснию и Герцеговину как « гибридный режим » в 2022 году. [1] [ нужно обновить ]
Дейтонское соглашение
[ редактировать ]В соответствии с Дейтонским соглашением , подписанным 14 декабря 1995 года, Босния и Герцеговина образует необъявленный протекторат , где высшая власть предоставлена Высокому представителю Боснии и Герцеговины , назначенному Советом по выполнению Мирного соглашения . Целью Соглашения было сохранить внешнюю границу Боснии при одновременном создании совместного многоэтнического и демократического правительства, основанного на пропорциональном представительстве и отвечающего за проведение внешней, экономической и финансовой политики.
Дейтонское соглашение учредило Управление Высокого представителя (OHR) для наблюдения за выполнением гражданских аспектов соглашения. В OHR работают около 250 международных и 450 местных сотрудников.
Верховный представитель
[ редактировать ]Высшим политическим авторитетом в стране является Верховный представитель Боснии и Герцеговины , главный исполнительный директор международного гражданского присутствия в стране. Высокий представитель имеет право отстранять от должности правительственных чиновников, в том числе судей, членов местных органов власти, членов парламента и т. д. С момента своего создания Управление Высокого представителя уволило 192 боснийских чиновника. Мандат Высоких представителей вытекает из Дейтонского соглашения, подтвержденного Советом по выполнению Мирного соглашения (СВС), органом с Руководящим советом, состоящим из представителей Канады , Франции , Германии , Италии , Японии , России , Великобритании , Соединенные Штаты , председательство в Европейском Союзе , Европейской Комиссии и Организации Исламского Сотрудничества . Совет по выполнению Мирного соглашения установил несколько критериев закрытия OHR, два из которых уже завершены, но должны сохраняться до тех пор, пока не будут завершены все пять.
Из-за огромных полномочий Высокого представителя в боснийской политике и существенных полномочий вето , эту должность также сравнивают с должностью наместника . [2] [3] [4] [5]
Исполнительная власть
[ редактировать ]Председатель Президиума меняется Боснии и Герцеговины среди трех членов ( боснийца , серба и хорвата ) каждые 8 месяцев в течение их 4-летнего срока. Три члена Президиума избираются непосредственно народом: избиратели Федерации выбирают как боснийца, так и хорвата, а избиратели Республики Сербской выбирают серба. Президентство является коллективным главой государства . Президентство несет основную ответственность за внешнюю политику и утверждение бюджета . [6] [7]
Премьер-министр, официально именуемый председателем Совета министров Боснии и Герцеговины , назначается президентом и утверждается Палатой представителей . Они назначают министра иностранных дел , министра внешней торговли и других министров по мере необходимости (не более двух третей министров могут быть назначены с территории Федерации Боснии и Герцеговины), которые вступают в должность после одобрение Палаты представителей; Кроме того, председатель назначает заместителей министров (которые могут не принадлежать к тому же народу, что и их министры), которые вступают в должность после одобрения Палаты представителей.
Совет . отвечает за реализацию политики и решений в области дипломатии, экономики, отношений между образованиями и других вопросов по согласованию между образованиями
В этих двух образованиях есть правительства, которые занимаются внутренними вопросами, не входящими в компетенцию Совета министров.
Законодательная власть
[ редактировать ]Парламентская ассамблея или Парламентарна скупштина — главный законодательный орган Боснии и Герцеговины. Состоит из двух камер :
- Дом народов или Дом народа
- Палата представителей или Представительский дом
Парламентская ассамблея несет ответственность за:
- принятие законов, необходимых для реализации решений Президента или выполнения обязанностей Ассамблеи в соответствии с Конституцией.
- принятие решения об источниках и размерах доходов для деятельности учреждений Боснии и Герцеговины и международных обязательств Боснии и Герцеговины.
- утверждение бюджета институтов Боснии и Герцеговины.
- принятие решения о ратификации договоров и соглашений.
- другие вопросы, необходимые для выполнения своих обязанностей или возложенные на него по взаимному согласию Субъектов.
В Боснии и Герцеговине не было постоянного закона о выборах до 2001 года, когда в законопроекте был указан четырехлетний срок полномочий законодательных органов штатов и образований административного деления первого порядка. Окончательный закон о выборах был принят и опубликован 9 сентября 2001 года.
Дом народов
[ редактировать ]В состав Палаты народов входят 15 делегатов, срок полномочий которых составляет два года. Две трети делегатов прибыли от Федерации (5 хорватов и 5 боснийцев) и одна треть от Республики Сербской (5 сербов). Девять составляют кворум в Палате народов при условии присутствия не менее трех делегатов от каждой группы. Представители Федерации избираются Палатой народов Федерации , которая имеет 58 мест (17 боснийцев, 17 хорватов, 17 сербов, 7 других), и члены которой делегируются кантональными ассамблеями на четырехлетний срок. Представители Республики Сербской избираются Советом народа Республики Сербской, состоящим из 28 членов, который был создан в Национальной ассамблее Республики Сербской ; каждый составляющий народ имеет восемь делегатов, а четыре делегата являются представителями «других».
Палата представителей
[ редактировать ]Палата представителей состоит из 42 членов, избираемых по системе пропорционального представительства (ПР) сроком на четыре года. Две трети членов избираются от Федерации (14 хорватов; 14 боснийцев) и одна треть от Республики Сербской (14 сербов).
На всеобщих выборах 2010 года избиратели Федерации Боснии и Герцеговины избрали двадцать одного члена в пяти многомандатных округах по пропорциональному представительству, а остальные семь мест были распределены по компенсационному пропорциональному представительству. Избиратели Республики Сербской избрали девять членов в трех многомандатных округах по пропорциональному представительству, а пять других мест были распределены по компенсационному пропорциональному представительству. [8]
Политические партии и выборы
[ редактировать ]Палата представителей
[ редактировать ]Вечеринка | Федерация | Республика Сербская | Общий | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Голоса | % | Сиденья | Голоса | % | Сиденья | Голоса | % | Сиденья | +/– | |||
Партия демократического действия | 252,081 | 25.48 | 8 | 29,673 | 4.45 | 1 | 281,754 | 17.01 | 9 | –1 | ||
Альянс независимых социал-демократов | 4,663 | 0.47 | 0 | 260,930 | 39.10 | 6 | 265,593 | 16.03 | 6 | 0 | ||
СДС – НДП –НС – СРС | – | – | – | 162,414 | 24.34 | 3 | 162,414 | 9.80 | 3 | –2 | ||
Социал-демократическая партия | 140,781 | 14.23 | 5 | 9.672 | 1.45 | 0 | 150,453 | 9.08 | 5 | +2 | ||
HDZ БиГ – HSS –HSP-HNS– HKDU – HSP-AS БиГ – HDU БиГ | 145,487 | 14.71 | 5 | 4.385 | 0.66 | 0 | 149,872 | 9.05 | 5 | +1 | ||
Демократический фронт – Гражданский альянс | 96,180 | 9.72 | 3 | – | – | – | 96,180 | 5.81 | 3 | –1 | ||
Социал-демократическая партия | 92,906 | 9.45 | 3 | 15,736 | 2.43 | – | 108,642 | 6.66 | 3 | –5 | ||
НДП – НДП | 194 | 0.02 | 0 | 50,338 | 7.76 | 1 | 50,532 | 3.10 | 1 | 0 | ||
Хорватский демократический союз 1990 г. | 40,113 | 4.08 | 1 | – | – | – | 40,113 | 2.46 | 1 | – | ||
Боснийско-Герцеговинская патриотическая партия — Сефер Халилович | 35,866 | 3.65 | 1 | 2,452 | 0.38 | 0 | 38,318 | 2.35 | 1 | +1 | ||
Демократический народный альянс | – | – | – | 37,072 | 5.72 | 1 | 37,072 | 2.27 | 1 | 0 | ||
Партия Боснии и Герцеговины | 25,677 | 2.61 | 0 | – | – | – | 25,677 | 1.57 | 0 | –2 | ||
Партия демократической деятельности | 22,088 | 2.25 | 1 | – | – | – | 22,088 | 1.35 | 1 | Новый | ||
Социалистическая партия | – | – | – | 18,732 | 2.89 | 0 | 18,732 | 1.15 | 0 | 0 | ||
SPP – SDU – DNZ | 12,885 | 1.31 | 0 | 3,429 | 0.53 | 0 | 16,314 | 1.00 | 0 | –1 | ||
Народная партия за труд и улучшение | 12,927 | 1.31 | 0 | – | – | – | 12,927 | 0.79 | 0 | –1 | ||
Сербская прогрессивная партия | – | – | – | 11,421 | 1.76 | 0 | 11,421 | 0.70 | 0 | 0 | ||
Наша партия | 10,913 | 1.11 | 0 | – | – | – | 10,913 | 0.67 | 0 | 0 | ||
Партия справедливости и доверия | – | – | – | 9,763 | 1.51 | 0 | 9,763 | 0.60 | 0 | Новый | ||
Боснийская партия | 7,518 | 0.76 | 0 | – | – | – | 7,518 | 0.46 | 0 | 0 | ||
Социал-демократический союз | 5,881 | 0.6 | 0 | 853 | 0.13 | 0 | 6,734 | 0.41 | 0 | 0 | ||
Лейбористская партия | 5,731 | 0.58 | 0 | – | – | – | 5,731 | 0.35 | 0 | Новый | ||
ХСП -ДСИ | 5,475 | 0.56 | 0 | – | – | – | 5,475 | 0.34 | 0 | – | ||
Коммунистическая партия | 3,075 | 0.31 | 0 | 1,976 | 0.30 | 0 | 5,051 | 0.31 | 0 | Новый | ||
Гонконгский дуэль | 4,718 | 0.48 | 0 | – | – | – | 4,718 | 0.29 | 0 | Новый | ||
Партия Диаспоры | 3,371 | 0.34 | 0 | – | – | – | 3,371 | 0.21 | 0 | Новый | ||
Новое движение | 1,830 | 0.19 | 0 | – | – | – | 1,830 | 0.11 | 0 | Новый | ||
Томо Вукич | – | – | – | 397 | 0.06 | 0 | 397 | 0.02 | 0 | Новый | ||
Недействительные/пустые голоса | 97,720 | – | – | 58,857 | – | – | 156,577 | – | – | – | ||
Общий | 1,081,025 | 100 | 28 | 701,156 | 100 | 14 | 1,782,181 | 100 | 42 | – | ||
Зарегистрированные избиратели/явка | – | – | – | – | ||||||||
Источник: ЦИК |
История выборов
[ редактировать ]Национальная палата представителей:
- выборы состоялись 12–13 сентября 1998 г.:
- места по партиям/коалиции – КХД 17, ХДС-БиГ 6, СДП-БиГ 6, Слога 4, СДС 4, СРС-РС 2, ДНЗ 1, НХИ 1, РСРС 1
- выборы состоялись 5 октября 2002 г.:
- процент голосов по партии/коалиции - ПДД 21,9%, СДС 14,0%, СБиГ 10,5%, СДП 10,4%, СНСД 9,8%, ХДС 9,5%, НДП 4,6%, другие 19,3%
- места от партии/коалиции – ПДД 10, СДС 5, ШБиГ 6, СДП 4, СНСД 3, ХДС 5, НДП 2, другие 7
Дом народов:
- образован 4 декабря 1998 г.
- образован осенью 2000 г.
- создан в январе 2003 года
- следующий будет создан в 2007 году
Федеральная палата представителей:
- выборы, состоявшиеся осенью 1998 г.:
- места от партии/коалиции – КХД 68, ХДС-БиГ 28, СДП-БиГ 25, НХИ 4, ДНЗ 3, ДСП 2, БПС 2, ВСП 2, СПРС 2, БСП 1, КС 1, БОСС 1, ХСС 1
- выборы состоялись 5 октября 2002 г.:
- места от партии/коалиции – АСД 32, ХДС-БиГ 16, СДП 15, ШБиГ 15, другие 20
Федеральная Палата Народов:
- образован в ноябре 1998 г.
- образован в декабре 2002 г.
Национальное собрание Республики Сербской:
- выборы состоялись осенью 1998 г.
- места от партии/коалиции – СДС 19, КХД 15, СНС 12, СРС-РС 11, СПРС 10, СНСД 6, РСРС 3, СКРС 2, СДП 2, ККО 1, ХДС-БиГ 1, НХИ 1
- выборы состоялись осенью 2000 г.
- выборы состоялись 5 октября 2002 г.
- места от партии/коалиции – СДС 26, СНСД 19, НДП 9, ПДП 6, СРС 4, СПРС 3, ДНЗ 3, СБиГ 4, СДП 3, другие 6
Судебная власть
[ редактировать ]Конституционный суд
[ редактировать ]Конституционный суд Боснии и Герцеговины является высшим и окончательным арбитром по конституционным вопросам. Суд состоит из девяти членов: четверо избираются Палатой представителей Федерации , двое – Национальным собранием Республики Сербской, а трое – иностранные граждане, назначенные Председателем Европейского суда по правам человека после вежливой консультации с Президентство.
Первоначальный срок полномочий назначенного лица составляет 5 лет, если только он не уйдет в отставку или не будет отстранен от должности по решению других судей. Назначенные судьи не имеют права на повторное назначение. Назначенные впоследствии судьи будут исполнять свои обязанности до достижения 70-летнего возраста, если только они не уйдут в отставку раньше или не будут отстранены от должности. Назначения, произведенные через 5 лет после первоначальных назначений, могут регулироваться другим положением об отборе, которое будет определено Парламентской ассамблеей.
Заседания Суда являются публичными, а решения публикуются. Регламент суда принимается большинством голосов в Суде. Судебные решения являются окончательными и предположительно обязательными, хотя, как уже отмечалось, это не всегда так. [9]
Конституционный суд обладает юрисдикцией выносить решения по конституционным спорам, возникающим между Образованиями или между Боснией и Герцеговиной и Образованием или Образованиями. Такие споры могут передаваться только членом Президиума, председателем Совета министров, председателем или заместителем председателя любой из палат Парламентской ассамблеи или одной четвертью законодательного органа любого Образования.
Суд также обладает апелляционной юрисдикцией на территории Боснии и Герцеговины.
Государственный суд
[ редактировать ]Суд Боснии и Герцеговины состоит из трех отделов – административного, апелляционного и уголовного, – обладающих юрисдикцией в отношении дел, относящихся к законодательству и исполнительной власти штата, а также апелляционной юрисдикции в отношении дел, возбужденных в субъектах.
Палата по военным преступлениям была создана в январе 2005 года и приняла на рассмотрение два дела, переданные из МТБЮ , а также десятки дел о военных преступлениях, первоначально возбужденных в кантональных судах.
Государственный суд также занимается делами об организованной преступности и экономической преступностью, включая дела о коррупции. Например, бывший член президента Драган Чович предстал перед судом по обвинению в причастности к организованной преступности.
Палата по правам человека
[ редактировать ]Палата по правам человека Боснии и Герцеговины ( Dom za ljudska prava za Bosnu i Hercegovinu ) существовала с марта 1996 года по 31 декабря 2003 года. Это был судебный орган, созданный в соответствии с Приложением 6 к Общему рамочному соглашению о мире в Боснии и Герцеговине ( Дейтонский договор). Соглашение ).
Сущности
[ редактировать ]В обоих Образованиях есть Верховные суды. Каждое образование также имеет ряд судов низшей инстанции. В Федерации имеется 10 кантональных судов, а также ряд муниципальных судов. В Республике Сербской имеется семь окружных судов .
Высший судебно-прокурорский совет
[ редактировать ]Высший судебно-прокурорский совет (JHPC/VSTV) является органом саморегулирования судебной власти в стране, которому поручено гарантировать ее независимость. [10] Он основан на континентальной традиции самоуправления судебной власти. Он был образован в 2004 году.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Индекс демократии 2023: эпоха конфликтов (PDF) . Economist Intelligence Unit (Отчет). 2024. Архивировано (PDF) из оригинала 9 июня 2024 года . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ «Интервью: Кристиан Шварц-Шиллинг, Верховный представитель БиГ: «Последний боснийский наместник» | Офис Высокого представителя» . 31 марта 2006 г.
- ^ Биографическая энциклопедия современного геноцида: портреты зла и добра , с. 25, в Google Книгах.
- ^ «Карлос Вестендорп, евро-испанский вице-король Боснии | The Economist» . Экономист .
- ^ «Два видения Боснии | The Economist» . Экономист .
- ^ «Конституционный регламент Европейского суда: статья V, Президиум» . КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЫ . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 11 апреля 2019 г.
- ^ «Вкратце: Босния и Герцеговина: политические партии» (PDF) . www.europal.europa.eu . Сентябрь 2015 года . Проверено 1 февраля 2017 г.
- ^ Всеобщие выборы в Боснии и Герцеговине, 3 октября 2010 г., Итоговый отчет Миссии по наблюдению за выборами БДИПЧ/ОБСЕ , 17 декабря 2010 г., по состоянию на 3 октября 2012 г. (файл в формате PDF).
- ^ Есть 82 решения Конституционного суда, которые еще не выполнены , Večernji list 3.1.2014
- ^ Европейская комиссия, Европейский аналитический отчет по Боснии и Герцеговине , май 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Канцелярия Высокого представителя
- Избирательная комиссия Боснии и Герцеговины
- Правительство Республики Сербской
- Правительство Федерации Боснии и Герцеговины
- Босния: единая страна или яблоко раздора? , Боснийский институт , 12 мая 2006 г.
- Фонд Бертельсманна – Страновой отчет Боснии и Герцеговины
- Balkaninsight – Будущее Боснии