Вениамин Петроградский
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на польском и русском языках . (Октябрь 2012 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Святой Вениамин Петроградский | |
---|---|
![]() Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский. | |
Священномученик | |
Рожденный | 29 апреля [ OS 17 апреля] 1873 г. Олонецкая губерния , Российская империя. |
Умер | 13 августа [ OS 31 июля] 1922 г. Ковалевский лес , Советский Союз. |
Почитается в | Восточное православие |
канонизирован | 4 апреля 1992 года, Данилов монастырь , Москва , Российская Федерация , Русская Православная Церковь. |
Главный храм | Никольское кладбище Александро-Невской лавры. |
Праздник | 31 июля Воскресенье 25 января или после него (празднование Собора Новомучеников и исповедников Российских) [ 1 ] |
Вениамин Петроградский ( русский : Вениамин Петроградский , Вениамин Петроградский , 29 апреля [ OS 17 апреля] 1873 - 13 августа [ OS 31 июля] 1922), урожденный Василий Павлович Казанский ( русский : Василий Павловичанский ), был священномучеником при советской анти- преследование по религиозным мотивам епископ Русской Православной Церкви и, в конечном итоге, митрополит Петроградский , и Гдовский с 1917 по 1922 год. Из-за своей роли в руководстве ненасильственным сопротивлением советскому антирелигиозному законодательству митрополит Вениамин был замучен после показательного суда и казнен Расстрельная команда советской тайной полиции . В апреле 1992 года Вениамин был прославлен ( канонизирован ) Русской Православной Церковью вместе с рядом других мучеников, в том числе архимандритом Сергием (Шеином), профессором Юрием Новицким и Иоанном Ковшаровым (юристом), казненными вместе с ним. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Вениамин родился в семье священника в погосте Нименском Андреевской волости северо - Каргопольского уезда под Архангельском на Олонецкой губернии западе Российской империи.
В 1893 году окончил Олонецкую духовную семинарию , в 1897 году получил степень кандидата богословия в Петербургской Духовной академии , защитив диссертацию об антиеретической деятельности архиепископа Олонецкого Аркадия. В 1895 году он был пострижен в монахи с именем Вениамин; позже в том же году он был рукоположен в иеродиакона (дьякона-монаха) , а в следующем году — в иеромонаха (иерея-монаха) .
После окончания учебы преподавал священное писание в Рижской духовной семинарии (1897–1898), после чего был инспектором Холмской духовной семинарии (1898–1899) и Петербургской духовной академии (1899–1902). В 1902 году он стал ректором Самарской Духовной семинарии и ему был пожалован сан архимандрита . В 1905 году он стал ректором Петербургской Духовной академии.
Викарий Бишоп
[ редактировать ]6 февраля [ OS 24 января] 1910 года Вениамин был хиротонисан во епископа Гдовского, викария епископа Санкт-Петербургской епархии. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) возглавил торжество в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. Вениамин часто служил в храмах самых бедных и отдаленных пригородов столицы, руководил ежегодными пасхальными и рождественскими богослужениями на Путиловском и Обуховском заводах Петербурга, организовал благотворительный фонд Божией Матери для попечения о заброшенных Женщины. [ нужна ссылка ] Его называли «неутомимым епископом».
митрополит Петроградский
[ редактировать ]
После ареста и низложения митрополита Питирима (Онкова) 15 марта [ OS 2 марта] 1917 года Вениамин управлял Петроградской епархией в качестве викарного епископа Гдовского. 6 июня [ OS 24 мая] того же года он был демократически избран духовенством и народом в архиепископство Петроградское и Ладожское, став первым епископом, всенародно избранным в Русской церкви. 30 июня [ OS 17 июня] указом Священного Синода его титул был изменен на Архиепископа Петроградского и Гдовского. [ 2 ] а 26 августа [ OS 13 августа] он был возведен в сан митрополита .
По словам будущего советского диссидента Дмитрия Лихачева , который тогда был истово православным мирянином в Петрограде, «Гонения на Церковь начались практически одновременно с октябрьским катаклизмом . Это было настолько невыносимо для любого россиянина, что многие неверующие начали ходить в церковь, дистанцируясь психологически. от преследователей». [ 3 ]
В письме из Петрограда Папе Пию XI о. Леонид Федоров , первый экзарх Русской Греко-Католической Церкви , высоко оценил православное религиозное возрождение, которым руководит новый митрополит: «Эти [православные] священники, которые раньше, казалось, были поражены немотой, сегодня довольно хорошо проповедуют и учат Христианское учение. Под эгидой некоторых церквей женщины также организовали учебные центры, где религиозные предметы преподаются в очень простой форме: Священное Писание, история Церкви, патрология, догматическое и моральное богословие, апологетика и литургия. скажем, подобной деятельности не существует ни в деревнях, ни в небольших городах, и тем не менее, однажды загоревшись, пламя религиозного рвения быстро распространяется повсюду». [ 4 ]
Несмотря на то, что многие русские православные епископы и низшее духовенство с энтузиазмом поддерживали антикоммунистическое Белое движение во время Гражданской войны в России , митрополит Вениамин предпочел придерживаться чисто аполитичной позиции. [ 5 ] Например, во время антирелигиозной кампании в разгар Гражданской войны в России митрополит сделал предложение, что, если Советское государство откажется от захвата или иного осквернения мощей святого Александра Невского , он отстранит от службы любого православного священника. Епархия, которая помогала Белому движению. [ 6 ]
К сожалению, Русская Православная Церковь и Советское государство имели диаметрально противоположные взгляды на мир. Что еще хуже, все религии рассматривались как опасные контрреволюционные идеологии, которые должны быть полностью устранены путем религиозных преследований и насильственно заменены марксистско-ленинским атеизмом . [ 7 ]
В статье 1918 года о продолжающейся советской антирелигиозной кампании антихристианскую Исаак Бабель описал, как он посетил полемическую лекцию , проводимую высокопоставленным чиновником партийного Союза воинствующих атеистов . Однако в бывшем Большом зале Зимнего дворца Бабель стал свидетелем того, как оратор-атеист читал лекцию о «Всепрощающей Личности Христа и изрыгании анафемы христианства», в то время как православные слушатели громко критиковали его. [ 8 ] Затем Бабель присутствовал на русской православной божественной литургии в переполненном соборе Казанской Божией Матери на Невском проспекте . О Литургии Бабель вспоминал: «В своей проповеди священник говорит о Святом Лике, который снова отворачивается от невыносимой боли. что они делают». Слова проповеди скорбны, туманны и многозначительны: «Приходите в Церковь, в нашу последнюю твердыню! Церковь не предаст вас!» [ 9 ]
Бабель также взял интервью у старушки, присутствовавшей на той же литургии, которая сказала ему: «Как хорошо поет хор. Какие это хорошие службы! На прошлой неделе службы вел сам митрополит — никогда еще не было такой святой благости! Рабочие нашего завода, они тоже приходят на службу. Народ устал, весь скрючился от беспокойства, а в церкви тихо и поют, можно от всего отвлечься. [ 10 ]
В письме митрополиту Андрею Шептицкому от 18 июля 1921 года экзарх Леонид Федоров вспоминал: «С самого начала, как только меня назначили Экзархом Русской Католической Церкви, я начал искать все способы вступить в сношения с православным духовенством. Митрополит Петрограда монсеньор Вениамин и некоторые другие, имевшие большое влияние на духовенство и народ, постепенно стали моими хорошими друзьями. В 1918 году (через год после моего назначения) я вступил в сношения с самим Патриархом Тихоном, который радушно принял меня. В тот же период мы сформировали единый фронт с православными для защиты от большевистской агрессии. В 1919 году мы выступили с совместным протестом. Впервые в истории России имена православных и католических священников были подписаны под христианским документом. против адских сил». [ 11 ]

Однако настоящий конфликт выявился во время российского голода 1921 года, когда советские власти объявили о конфискации церковных ценностей якобы для оплаты помощи голодающим. Русская Православная Церковь согласилась на это, но отказалась передать ценности, которые фактически касались Евхаристии . [ 12 ]
Между тем дружба и союз между экзархом Леонидом Федоровым и митрополитом Вениамином рухнули после того, как последний вышел из себя и сказал: «Вы обещаете нам союз! Вы хотите, чтобы мы встретились как братья во Христе, а ваши латинские священники все это время сеют хаос в нашей стекайтесь за нашей спиной!" [ 13 ]
Дмитрий Лихачев позже вспоминал: «Богослужения в остальных православных храмах проводились с особенным благоговением. Особенно хорошо пели церковные хоры, так как их наполняли многие профессиональные певцы (часто из оперной труппы Мариинского театра ). Священники и другое духовенство служили с большим усердием. чувство." [ 14 ]
Митрополит Вениамин был готов добровольно пожертвовать церковные ценности, но не допустил разграбления, осквернения и конфискации государством все большего числа церковных зданий со стороны большевиков. 6 марта Беньямин встретился с комиссией, созданной для помощи голодающим, которая согласилась на его добровольное распределение средств, контролируемых приходами. Газеты хвалили Бенджамина и его духовенство за их благотворительный дух. [ 5 ]
5 марта 1922 года митрополит Вениамин, надеясь, что он не противоречит Патриарху Тихону и не предает православное учение о Реальном Присутствии , подписал соглашение с петроградскими партийными чиновниками. Он согласился передать покровы от икон и даже чаши, в которых совершалась Евхаристия, но с единственным условием, что самой Церкви будет разрешено освятить и переплавить эти сосуды в слитки на глазах как религиозных, так и правительственных свидетелей. [ 15 ] Правительство также согласилось разрешить прихожанам заменять свои собственные ценности другими церковными ценностями, имеющими историческое или религиозное значение. [ 16 ] Сообщается, что Владимир Ленин был в ярости, когда эта новость дошла до него. [ 17 ]
По словам Александра Солженицына в «Архипелаге ГУЛАГ» , «ядовитый дым христианства отравлял революционную волю. Такое единство и такой способ передачи ценностей были не тем, что нужно голодающим людям Поволжья! Петроградский Помгол сменился. Газеты начали кричать о «злых пастырях» и «князьях Церкви», а представителям Церкви сказали: «Нам не нужны ваши пожертвования и никаких переговоров не будет!» у вас все принадлежит Правительству — и Правительство возьмет все, что сочтет нужным!» [ 18 ]
В ответ протестующие собрались в Петрограде, кричали и бросали камни в партийных чиновников, совершавших набеги на православные церкви. [ 5 ]
Католическая мемуаристка Марта Альмединген позже вспоминала: «В большинстве случаев рейды [конфискации] сопровождались дикими вспышками самой отвратительной и вульгарной профанации, почти никогда не сдерживаемыми высшими чиновниками, которые неизменно присутствовали при таких разбирательствах». [ 19 ]
В ультиматуме своем митрополит Вениамин теперь потребовал доказательств того, что Советское государство уже исчерпало все другие источники доходов, веских доказательств того, что конфискованные церковные ценности идут только на кормление голодающих, и подписал согласие Патриарха Тихона, прежде чем согласиться на это. дальнейшие конфискации. [ 20 ]
Дмитрий Лихачев позже вспоминал: «По мере того, как гонения на Церковь становились все более массовыми, а казни — более многочисленными, все мы чувствовали еще острую скорбь по умирающей России. Наша любовь к нашей Родине меньше всего походила на награду в ней, ее победы и завоевания. Сегодня многим это трудно понять. Мы не пели патриотические песни — мы плакали и молились». [ 21 ]
Арест
[ редактировать ]Последний конфликт для митрополита Вениамина начался, когда контролируемая государством Живая Церковь попыталась вырвать контроль у Патриарха Тихона и установленной иерархии. [ 5 ]
В мае 1922 года Александр Введенский и Владимир Красницкий отправились в Петроград, стремясь обратить митрополита Вениамина в контролируемую государством Живую Церковь и таким образом взять на себя контроль над Петроградской кафедрой. [ 22 ] Втайне уверенный в результате, митрополит Вениамин предложил поставить этот вопрос перед своим духовенством и мирянами в Александро-Невской лавре . Сначала выскажутся обе стороны, а затем народ проголосует. [ 23 ]
В воскресенье 28 мая 1922 года, после того, как все собрались, Введенский первым выступил: «Братья и сестры, до сих пор мы подчинялись царю и митрополитам . Но теперь мы свободны и сами должны управлять народом и Церковью. Прошло уже более 1900 лет с тех пор, как для нас было написано, что Господь Иисус Христос родился от Девы Марии и есть Сын Божий. Но это неправда. Мы признаем существование Бога Саваофа, о котором наши. всю Библию и все пророки написали... Но Иисус Христос не Бог. Он просто был очень умным человеком И нельзя называть Марию - которая родилась из еврейского племени и сама родила Иисуса - Матерью . Бога и Девы, и поэтому теперь мы все признали существование Бога, то есть Бога Саваофа, и мы все должны быть едины, и евреи, и католики должны быть живой народной церковью». [ 23 ]
Затем выступил его коллега, старший священнослужитель Живой Церкви Владимир Красницкий , осудив практику крещения младенцев вместо крещения взрослых . Красницкий также высоко оценил отказ Живой Церкви от почитания святых и их мощей, а также ее дальнейший разрыв с православным каноническим правом, разрешив епископам вступать в брак, а также развод и повторный брак священников. [ 23 ]
Собравшиеся православное духовенство и миряне были в ужасе от этих заявлений священнослужителей Живой Церкви и после того, как митрополит Вениамин с трудом успокоил возмущенную аудиторию, он сначала обвинил Живую Церковь в возрождении ереси арианства IV века , а затем предал анафеме как их духовенство, так и мирян. как раскольники и еретики. В ответ возмущенный Введенский тихо выскользнул через боковую дверь и сообщил небольшой армии агентов ГПУ , ожидавшей снаружи, которые ворвались на собрание и, несмотря на попытки публики защитить его, арестовали митрополита Вениамина: [ 24 ] которого поместили под домашний арест до суда. [ 25 ]
Вместо того чтобы отступить, митрополит Вениамин 29 мая направил пастырское послание каждому приходу и строго запретил Введенскому и любым другим священникам Живой Церкви совершать таинства в его епархии до тех пор, пока они не покаяются перед Патриархом Тихоном. [ 26 ]
По этой причине возмущенный Введенский взял за правило сопровождать агентов ГПУ, арестовавших митрополита, к его резиденции. [ 5 ] [ 25 ] Присутствие Введенского при аресте митрополита многие сравнивали с поведением Иуды Искариота при аресте Иисуса Христа. [ 26 ]
Показать пробную версию
[ редактировать ]
Его судил революционный трибунал вместе с десятью другими обвиняемыми с 10 июня по 5 июля. Всякий раз, когда Вениамин входил в зал суда на суде, люди заступались за него, и он благословлял их. [ 27 ] Помимо антисоветской агитации , митрополита Вениамина обвиняли в том, что он «вступил со злым умыслом в соглашение с... попытки обновленцев получить контроль над его епархией. [ 28 ]
По словам историка Поля Габеля, «обвинителем был архиатеист Петр Красиков , который, как и Крыленко на Московском процессе, видел в заговоре, а не в истинной религиозной страсти причину насилия вокруг церквей. Он получил приказ из Москвы дискредитировать Церковь. , и приговоры были предрешены. В какой-то момент суда он кричал, что вся Церковь является подрывной организацией и всех ее членов следует бросить в тюрьму». [ 29 ]
В последующем интервью Константину Грюнвальду в Париже еврейский адвокат митрополита С. Гурович вспоминал: «Я чувствовал, что за моей спиной на скамье обвиняемых сидит настоящий святой». [ 30 ]
По словам Поля Габеля, «обвиняемые, как и прежде, ссылались на силу церковных канонов. Они также утверждали, что священники на самом деле пытались успокоить разгневанную толпу, окружавшую и защищавшую церкви. они были немедленно арестованы, что фактически положило конец версии защиты. Когда Бенджамин выступил в свою защиту, он лишь заявил, что всегда действовал в одиночку и никогда не был врагом народа. Он посвятил им всю свою жизнь, и они отплатили им. его с любовью». [ 29 ]
В своих заключительных словах Гурович предупредил Советское государство: «Если митрополит погибнет за свою веру, за свою безграничную преданность верующим массам, он станет более опасен для Советской власти, чем теперь... нерушимый исторический закон предупреждает нас, что вера растет, крепнет и увеличивается на крови мучеников». [ 29 ]
Перед оглашением приговора митрополит Вениамин обратился к суду: «Какой бы приговор мне ни был, что бы вы ни решили, жизнь или смерть, я благоговейно подниму очи свои к Богу, перекрестюсь и подтвержу: «Слава Тебе». Господь мой; слава Тебе за все!» [ 31 ]
Подсудимые были признаны виновными в том, что они являются «опасными и бескомпромиссными врагами Республики», и приговорены к высшей мере наказания в виде смертной казни через расстрел . [ 30 ] Обвиняемым была предоставлена возможность высказаться, и Бенджамин обратился к суду, заявив, что ему грустно, когда его называют врагом народа, которого он всегда любил и которому посвятил свою жизнь.
Гурович добавил: "Нет доказательств вины. Нет фактов. Нет даже обвинительного заключения... Что скажет история?" [ 30 ]
Тем временем подконтрольное Живой Церкви Церковное Управление вынесло собственный приговор, лишив митрополита Вениамина, Новицкого и Ковшарова священнических и монашеских чинов и низведя их до мирян. [ 25 ]
Мученичество
[ редактировать ]


Позднее Политбюро смягчило приговоры шести обвиняемым, но не митрополиту Вениамину и другим лицам, считавшимся главными лидерами предполагаемой антисоветской агитации . [ 27 ]
По словам Поля Габеля, «ходил слух, что Бенджамин уже казнен. Когда вокруг тюрьмы, где он содержался, собралась толпа, требуя, чтобы его показали им, если он еще жив. Агенты ГПУ открыли огонь по собранию, и оно распалось. .Когда оно сформировалось снова, надзиратель был вынужден пойти на сделку: он позволил трем членам собрания войти внутрь, где они убедились, что Бенджамин действительно все еще жив». [ 30 ]
В ночь с 12 на 13 августа [ OS 30 на 31 июля] 1922 г. после того, как его побрили и одели в лохмотья, чтобы расстрельная команда не знала, что расстреливают членов православного духовенства, Вениамин и сопровождавшие его архимандрит Сергий , Юрий Новицкий и Джон Ковшаров, [ 5 ] были казнены на восточной окраине Петрограда, на станции Порохов Ириновской железной дороги (узкоколейная железная дорога, построенная для доставки торфа в город для отопления, начинающаяся в районе Большой Охты Санкт-Петербурга, через реку Неву от Смольный институт и заканчивается во Всеволожске в 24 километрах (15 миль) к востоку от города.)
Несмотря на продолжающиеся богословские разногласия и недавний раскол между ними, и экзарх Леонид Федоров, и его начальство в Ватикане были опустошены известием о казни митрополита Вениамина. [ 32 ]
Более того, ирландско-католический корреспондент New York Herald капитан Фрэнсис Маккаллах пытался донести до всего мира информацию о суде и казни митрополита Бенджамина, но каждая его попытка «пресекалась цензурой » . Хотя МакКаллах добился большего успеха в привлечении внимания мировой общественности к показательному процессу в Москве в 1923 году над архиепископом Яном Чеплаком , монсеньором Константином Будкевичем и экзархом Леонидом Федоровым , капитан позже вспоминал: «Епископ Вениамин был мучеником в такой же степени, как и монсеньор Будкевич. как я показал, он был не единственным мучеником Православной Церкви, пострадавшим по этому поводу». [ 33 ]
Наследие
[ редактировать ]Хотя антикоммунистическая и белоэмигрантская иерархия Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) канонизировала русских православных мучеников красного террора за несколько десятилетий до распада Советского Союза , сохранившаяся иерархия Московского Патриархата в 1926 году была захвачена бывшим Обновленец , осведомитель советской охранки и агент влияния митрополит (впоследствии патриарх) Сергий (Страгородский) . В том, что другие православные юрисдикции неоднократно осуждали как «ересь сергианства», иерархия Московского Патриархата придерживалась официальной политики , согласно которой Советское государство было справедливым и правильным во всех своих действиях, вплоть до показательных процессов и массовых казней православного духовенства и миряне. [ 34 ] [ 35 ] Тем не менее, скрытое почитание митрополита Вениамина и других русских православных мучеников руками Советского государства все равно продолжалось в Московском Патриархате.
1 октября 1990 года Верховный Совет Советского Союза принял декрет, официально отказывающийся от семидесятилетней традиционной марксистско-ленинской антирелигиозной политики и предоставляющий свободу вероисповедания , равенство всех религиозных конфессий перед законом и право на организацию религиозных образование детей всем без исключения советским гражданам. В 1992 году Московский Патриархат официально канонизировал митрополита Вениамина в лике святителя и мученика. [ 36 ]
Вениамина Кенотаф находится на Никольском кладбище Александро -Невской лавры ; Указ о канонизации предписывает Вениамину и другим: «Их драгоценные останки, если они будут найдены, должны считаться святыми реликвиями». [ 1 ]
Кавычки
[ редактировать ]- «Трудно, тяжело страдать, но по мере страданий моих изобилует утешение от Бога... [Когда отдаешься всецело воле Божией] человек изобилует утешением и не чувствует даже величайших страданий». исполняясь среди страданий внутренним покоем, он привлекает других к страданиям, чтобы они подражали тому состоянию, в котором находится счастливый страдалец». [ 37 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с [1] «Провозглашение Священного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации», дата обращения 25 октября 2012 г.
- ^ «Церковныя Вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ». 3 июня 1917, No. 22—23, стр. 148 (годовая пагинация)
- ^ Дмитрий С. Лихачев (2000), Размышления о русской душе: мемуары , CEU Press. Страница 64.
- ^ О. Поль Майе, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: Первый экзарх Русской Католической Церкви; Мостостроитель между Римом и Москвой , Loreto Publications . Страницы 158-159.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж [2] «Жития святых — 31 июля — священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский», дата обращения 25 октября 2012 г.
- ^ Поль Габель (2005), И создал Ленина: марксизм против религии в России, 1917-1929 , Prometheus Books. Страница 247.
- ^ Рослоф, Эдвард Э. (2002). Красные священники: обновленчество, русское православие и революция, 1905–1946 гг . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 122.
- ^ Под редакцией Натали Бабель, Полное собрание сочинений Исаака Бабеля , WW Norton and Company. Стр. 503-505.
- ^ Под редакцией Натали Бабель, Полное собрание сочинений Исаака Бабеля , WW Norton and Company. Страница 505.
- ^ Под редакцией Натали Бабель, Полное собрание сочинений Исаака Бабеля , WW Norton and Company. Страница 505.
- ^ О. Поль Майе, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: Первый экзарх Русской Католической Церкви; Мостостроитель между Римом и Москвой , Loreto Publications . Страница 175.
- ^ Рослоф, Красные Жрецы , 42;
- ^ О. Поль Майе, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: Первый экзарх Русской Католической Церкви; Мостостроитель между Римом и Москвой , Loreto Publications . Страница 177.
- ^ Дмитрий С. Лихачев (2000), Размышления о русской душе: мемуары , CEU Press. Страницы 64-65.
- ^ Поль Габель (2005), И создал Ленина: марксизм против религии в России, 1917-1929 , Prometheus Books. Страница 226.
- ^ Рослоф, Красные Жрецы , 49.
- ^ Поль Габель (2005), И создал Ленина: марксизм против религии в России, 1917-1929 , Prometheus Books. Страница 226.
- ^ Поль Габель (2005), И создал Ленина: марксизм против религии в России, 1917-1929 , Prometheus Books. Страница 226.
- ^ Поль Габель (2005), И создал Ленина: марксизм против религии в России, 1917-1929 , Prometheus Books. Страница 388.
- ^ Поль Габель (2005), И создал Ленина: марксизм против религии в России, 1917-1929 , Prometheus Books. Страницы 226-227.
- ^ Дмитрий С. Лихачев (2000), Размышления о русской душе: мемуары , CEU Press. Страница 65.
- ^ Рослоф, Красные священники, 54–55, 62.
- ^ Перейти обратно: а б с Поль Габель (2005), И создал Ленина: марксизм против религии в России, 1917–1929 , Prometheus Books. Страница 247.
- ^ Поль Габель (2005), И создал Ленина: марксизм против религии в России, 1917-1929 , Prometheus Books. Страницы 247-248.
- ^ Перейти обратно: а б с Поль Габель (2005), И создал Ленина: марксизм против религии в России, 1917–1929 , Prometheus Books. Страница 248.
- ^ Перейти обратно: а б Рослоф (2002) , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б Рослоф, Красные Жрецы, 65.
- ^ Поль Габель (2005), И создал Ленина: марксизм против религии в России, 1917-1929 , Prometheus Books. Страница 227.
- ^ Перейти обратно: а б с Поль Габель (2005), И создал Ленина: марксизм против религии в России, 1917–1929 , Prometheus Books. Страница 227.
- ^ Перейти обратно: а б с д Поль Габель (2005), И создал Ленина: марксизм против религии в России, 1917–1929 , Prometheus Books. Страница 228.
- ^ Поль Габель (2005), И создал Ленина: марксизм против религии в России, 1917-1929 , Prometheus Books. Страница 225.
- ^ О. Поль Майе, SJ (2017), Блаженный Леонид Федоров: Первый экзарх Русской Католической Церкви; Мостостроитель между Римом и Москвой , Loreto Publications . Страница 183.
- ^ Фрэнсис МакКаллах (1924), Большевистское преследование христианства , Лондон. Страница 52.
- ^ Вальтер Коларц (1966), Религия в Советском Союзе , St Martin's Press. стр. 36-94.
- ^ Кристофер Эндрю и Василий Митрохин (1999), Меч и щит: Архив Митрохина и секретная история КГБ , Основные книги . стр. 486-507.
- ^ Поль Габель (2005), И создал Ленина: марксизм против религии в России, 1917-1929 , Prometheus Books. Страница 460.
- ^ Поль Габель (2005), И создал Ленина: марксизм против религии в России, 1917-1929 , Prometheus Books. Страница 51.
Другая литература
[ редактировать ]- "Дело" митрополита Вениамина (Петроград, 1922 г.). М., 1991
- Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 237-238
- Мануил (Лемеевский). «Русские православные епископы с 1893 по 1965 год»: Био-библиогр. Эрланген, 1981. Т. 2. С. 142–145.
- 1873 рождения
- 1922 смерти
- Жители Няндомского района.
- Жители Каргопольского уезда.
- Русские святые Восточной Православной Церкви
- Казненные священники
- Жертвы красного террора в Советской России.
- Православные мученики ХХ века
- Христианские святые ХХ века
- Восточно-православные архиепископы 20-го века
- Преследование православных христиан
- Православные люди, казненные Советским Союзом
- Казненные жители Архангельской области
- Люди, расстрелянные Россией