Марксистско-ленинский атеизм
Часть серии о |
Марксизм–ленинизм |
---|
Марксистско-ленинский атеизм , также известный как марксистско-ленинский научный атеизм , является антирелигиозным элементом марксизма-ленинизма . [1] [2] Основываясь на диалектико-материалистическом понимании места человечества в природе , марксистско-ленинский атеизм предполагает, что религия — это опиум для народа ; таким образом, марксизм-ленинизм защищает атеизм , а не религиозную веру . [3] [4] [5]
В поддержку этих идеологических предпосылок марксистско-ленинский атеизм предлагает объяснение происхождения религии и объясняет методы научной критики религии. [6] Философские корни марксистско-ленинского атеизма лежат в трудах Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831), Людвига Фейербаха (1804–1872), Карла Маркса (1818–1883) и Владимира Ленина (1870–1924). [7]
Марксистско-ленинский атеизм определял государственную политику в различных странах, таких как, Советский Союз и Китайская Народная Республика . например, [8] [9] Некоторые несоветские марксисты выступали против этой антирелигиозной позиции, а в некоторых формах марксистского мышления, таких как движения теологии освобождения в Латинской Америке , марксистско-ленинский атеизм был полностью отвергнут. [10]
Философские основы
[ редактировать ]Людвиг Фейербах
[ редактировать ]Получив образование философа в начале 19 века, Карл Маркс участвовал в дебатах о философии религии , в частности об интерпретациях, представленных в гегельянстве , т.е. «То, что разумно, реально; и то, что реально, разумно». [11] В этих дебатах о разуме и реальности гегельянцы считали философию интеллектуальным предприятием , служащим идеям христианского религиозного понимания, которые Георг Вильгельм Фридрих Гегель тщательно рационализировал в «Феноменологии духа» (1807). Хотя Гегель критиковал современную религию, будучи интеллектуалом XIX века, он преследовал онтологию и эпистемологию христианства как личный интерес, совместимый с христианскими теологическими объяснениями присутствия – объяснениями вопросов существования и бытия – которые он прояснил, систематизировал. , и оправдан в своей философии. [12]
После его смерти в 1831 году философия Гегеля о бытии и существовании обсуждалась молодыми гегельянцами и атеистами-материалистами , такими как Людвиг Фейербах , которые отвергали всю религиозную философию как способ управления миром; Карл Маркс встал на сторону философии атеистов-материалистов. Фейербах отделил философию от религии, чтобы предоставить философам интеллектуальную автономию в их интерпретации материальной действительности . Гегеля Он возражал против религиозной основы философии духа с целью критического анализа основных понятий теологии и перенаправлял философию с небес на Землю, к темам человеческого достоинства и смысла жизни , того, что такое мораль и какова цель существования , [13] пришел к выводу, что человечество как вид (а не как индивидуумы) обладает всеми атрибутами, заслуживающими поклонения, и что люди создали Бога как отражение этих атрибутов. [14] О концептуальном отделении человека от Бога Фейербах в «Сущности христианства» (1841 г.) говорил:
Но идея божества совпадает с идеей человечества. Все божественные атрибуты, все атрибуты, которые делают Бога Богом, суть атрибуты [человеческого] вида — атрибуты, которые в индивидууме [человеке] ограничены, но пределы которых упразднены в сущности вида и даже в его существование, поскольку оно имеет свое полное существование только во всех людях, вместе взятых. [15]
Фейербах считал, что религия осуществляет власть над человеческим разумом посредством «пропаганды страха перед мистическими силами Небес». [16] и с «сильной ненавистью к старому Богу» заявил, что молитвенные дома должны систематически разрушаться, а религиозные учреждения искореняться. [17] Имея опыт в этой практике материалистической философии, мысли и действия, ученик Карл Маркс стал радикальным философом. [18] [19]
Карл Маркс
[ редактировать ]Отвергая всю религиозную мысль, Маркс считал вклад религии на протяжении веков неважным и не имеющим отношения к будущему человечества. Автономия человечества от царства сверхъестественных сил рассматривалась Марксом как аксиоматическая онтологическая истина, разрабатывавшаяся с древнейших времен, и он считал ее имеющей еще более почтенную традицию, чем христианство. [20] Маркс считал, что церкви изобрели религию, чтобы оправдать эксплуатацию труда рабочих классов правящими классами посредством социального расслоения индустриального общества; как таковая, религия — это наркотик, который дает эмоциональный выход из реального мира. [21] В «Вкладе в критику гегелевской философии права » Маркс описал противоречивую природу религиозных чувств:
Религиозное страдание является одновременно выражением реального страдания и протестом против реального страдания. Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бездушного мира и душа бездушных состояний. Она [религия] — опиум народа. [22]
Таким образом, по мнению Маркса, атеистическая философия освободила мужчин и женщин от подавления их врожденного человеческого потенциала и позволила людям интеллектуально понять , что они обладают индивидуальной человеческой деятельностью и, таким образом, являются хозяевами своей индивидуальной реальности, поскольку земная власть сверхъестественных божеств нереальна. . Маркс выступал против функции социального контроля религии, которую церкви реализовывали посредством атомизации общества; аномия , которые и социальное отчуждение психологически отделяют людей от самих себя (как отдельных мужчин и женщин) и отчуждают людей друг от друга (как части социального сообщества). Следовательно, социальный авторитет теологии (религиозной идеологии) должен быть удален из закона , социальных норм и традиций , с помощью которых люди управляют обществом. В духе политической эмансипации, представленной в культурно прогрессивных концепциях гражданина и гражданства как социальной идентичности, в своей работе «О еврейском вопросе» Маркс сказал следующее:
Разложение человека на еврея и гражданина, протестанта и гражданина, религиозного человека и гражданина не является ни обманом, направленным против гражданства, ни обходом политической эмансипации, это сама политическая эмансипация, политический метод эмансипации себя от религии. Конечно, в периоды, когда политическое государство как таковое рождается насильственно из гражданского общества, когда политическое освобождение является той формой, в которой люди стремятся достичь своего освобождения, государство может и должно дойти до отмены религии. уничтожение религии. Но сделать это она может лишь так же, как она доходит до отмены частной собственности, в максимальной степени, до конфискации, прогрессивного налогообложения, так же, как доходит до отмены жизни, гильотины.
В периоды особой самоуверенности политическая жизнь стремится подавить свою предпосылку, гражданское общество, и элементы, составляющие это общество, и конституировать себя как настоящую родовую жизнь человека, лишенную противоречий. Но добиться этого она может, только вступив в насильственное противоречие со своими условиями жизни, только объявив революцию перманентной, и, следовательно, политическая драма обязательно заканчивается восстановлением религии, частной собственности и всего элементы гражданского общества, так же, как война заканчивается миром. [23]
Следовательно, поскольку организованная религия является человеческим продуктом, возникшим из объективных материальных условий, и что экономические системы, такие как капитализм, влияют на материальные условия общества, упразднение неравных систем политической экономии и стратифицированных социальных классов приведет к отмиранию государства. и официальная религия, возникшая в результате создания коммунистического общества , в котором нет ни формального государственного аппарата, ни социально-классовой системы. О природе и функции социального контроля религиозных чувств Маркс в «Вкладе в критику философии права Гегеля» (1843 г.) сказал следующее:
Отмена религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его настоящего счастья. Призвать их отказаться от иллюзий относительно своего положения — значит призвать их отказаться от состояния, требующего иллюзий. Критика религии, следовательно, находится в зачаточном состоянии, критика той юдоли слез, ореолом которой является религия. [24]
Таким образом, Маркс превратил антирелигиозную философию Фейербаха в политическую практику и в философскую основу своей зарождающейся идеологии — диалектического материализма . В книге «Частная собственность и коммунизм» (1845 г.) Маркс сказал, что «коммунизм начинается с самого начала (Оуэн) с атеизма; но атеизм, поначалу, далек от коммунизма; действительно, этот атеизм все еще остается по большей части абстракцией». [25] и превратил атеизм Фейербаха в продуманную критику материальных (социально-экономических) условий, ответственных за изобретение религии. Поэтому он считал, что атеизм был философским краеугольным камнем его идеологии, но сам по себе был недостаточным. О социальной искусственности религиозного чувства Маркс в «Тезисах о Фейербахе » говорил:
Фейербах исходит из факта религиозного самоотчуждения, из раздвоения мира на мир религиозный и мир секулярный. Его работа состоит в том, чтобы превратить религиозный мир в его светскую основу. Но то, что секулярная основа отделяется от самой себя и [затем] утверждается как независимая сфера в облаках, может быть объяснено только расколами и внутренними противоречиями внутри этой секулярной основы. Последнее, следовательно, само по себе должно быть одновременно понято в его противоречии и революционизировано на практике. Так, например, после того, как земная семья оказывается тайной святой семьи, первая должна затем сама быть уничтожена в теории и на практике. Фейербах, следовательно, не видит, что «религиозное чувство» само по себе есть общественный продукт и что абстрактный индивид, которого он анализирует, принадлежит к определенной форме общества. [26]
Философия диалектического материализма предположила, что экзистенциальное состояние человеческого бытия естественным образом является результатом взаимодействия материальных сил (земли, ветра и огня), существующих в физическом мире. Эта религия возникла как психологическое утешение для эксплуатируемых рабочих , живущих в реальности наёмного рабства в индустриальном обществе. Таким образом, несмотря на рабочее происхождение организованной религии, духовенство позволяло правящему классу контролировать религиозные чувства (религиозную практику), что давало контроль над всем обществом — средним классом , рабочим классом и пролетариатом — с христианством. рабы, надеющиеся на достойную загробную жизнь . В «Немецкой идеологии» (1845 г.) о психологии религиозной веры Маркс сказал, что:
Более того, самоочевидно, что «призраки», «узы», [и] «высшее существо», «концепция», [и] «сознательность» являются лишь идеалистическим, духовным выражением, концепцией, по-видимому, обособленного индивида [человека] представляет собой образ вполне эмпирических оков и ограничений, в пределах которых движутся способ производства жизни и связанная с ним форма [социального] общения. [27]
При создании коммунистического общества философия марксистско-ленинского атеизма интерпретирует социальную деградацию организованной религии — от психологического утешения к социальному контролю — чтобы оправдать революционную отмену официальной государственной религии и замену ее официальным атеизмом . последнее характерно для марксистско-ленинского государства . [28]
Фридрих Энгельс
[ редактировать ]В книгах «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой идеологии» (1846 г.) и « Анти-Дюринг» (1878 г.) Фридрих Энгельс обратился к современным социальным проблемам с критикой идеалистического мировоззрения, особенно религиозных интерпретаций материальной реальности мира. человечества Энгельс предположил, что религия — это фантазия о сверхъестественных силах, контролирующих и определяющих материальную бедность и дегуманизирующее моральное убожество с ранних времен человеческой истории; однако такое отсутствие человеческого контроля над человеческим существованием закончится с отменой религии. Что из-за теизма , потребности людей верить в божество как в духовное отражение своей личности, религия постепенно исчезнет. В «Анти-Дюринге» Энгельс говорил:
. . . и когда этот акт будет совершен, когда общество, овладев всеми средствами производства и используя их на плановой основе, освободит себя и всех своих членов от рабства, в котором они теперь удерживаются, посредством этих средств. производства, которое они сами произвели, но которое противостоит им как непреодолимая чуждая сила, когда, следовательно, человек уже не только предполагает, но и располагает, — только тогда последняя чуждая сила, которая еще отражается в религии, исчезнуть; а вместе с ним исчезнет и само религиозное размышление по той простой причине, что тогда не останется ничего, что можно было бы отражать. [29]
Энгельс рассматривал религию как ложное сознание, несовместимое с коммунистической философией, призывал коммунистические партии Первого Интернационала защищать атеистическую политику в своих странах и рекомендовал научное образование как средство преодоления мистицизма и суеверий людей, требовавших религиозного объяснения реальный мир. [30] В свете научного прогресса промышленной революции спекулятивная философия теологии устарела в определении места каждого человека в обществе. В «Анти-Дюринге» Энгельс говорил:
Настоящее единство мира состоит в его материальности, и это доказывается не несколькими жонглированными фразами, а долгим и утомительным развитием философии и естествознания. [31]
Благодаря научным достижениям социально-экономический и культурный прогресс потребовал, чтобы атеистический материализм стал наукой, а не оставался философией отдельно от наук. В разделе «Отрицание отрицания» «АнтиДюринга» Энгельс сказал:
Этот современный материализм, отрицание отрицания, не является простым восстановлением старого, но добавляет к прочным основам этого старого материализма все мыслительное содержание двух тысяч лет развития философии и естествознания, а также как из истории этих двух тысяч лет. Он [материализм] уже вовсе не философия, а просто мировоззрение, которое должно установить свою обоснованность и применяться не в науке из наук, стоящих особняком, а в реальных науках. Поэтому философия здесь снята , т. е. «одновременно преодолена и сохранена»; преодолено в отношении своей формы и сохранено в отношении своего реального содержания. [32]
Владимир Ленин
[ редактировать ]Будучи революционером, Владимир Ленин сказал, что настоящий коммунист всегда будет пропагандировать атеизм и бороться с религией, потому что это психологический опиат, который лишает людей их человеческой свободы действий , их воли, как мужчин, так и женщин, контролировать свою собственную реальность . [17] [33] Чтобы бороться с политической легитимностью религии, Ленин адаптировал атеизм Маркса и Энгельса к Российской империи . [17] О социально-контрольной функции религии Ленин в «Социализме и религии» (1905 г.) говорил:
Религия есть одна из форм духовного угнетения, которое повсеместно тяготит народные массы, отягощенные своей постоянной работой на благо других, нуждой и изоляцией. Бессилие эксплуатируемых классов в их борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую жизнь после смерти, как бессилие дикаря в его борьбе с Природой рождает веру в богов, чертей. , чудеса и тому подобное.
Тех, кто трудится и живет в нужде всю свою жизнь, религия учит быть покорными и терпеливыми, находясь здесь, на земле, и утешаться надеждой на небесную награду. Но тех, кто живет чужим трудом, религия учит заниматься благотворительностью на земле, предлагая им таким образом очень дешевый способ оправдать все свое существование в качестве эксплуататоров и продавая им по умеренной цене билеты в хорошие заведения. находясь на небесах. Религия - это опиум для народа. Религия — это своего рода духовная выпивка, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свою потребность в жизни, более или менее достойной человека. [34]
Поскольку социальная идеология Восточной Православной Церкви поддерживала царскую монархию, утрата доверия к религии лишила бы политической легитимности Царя как главы российского государства. Кроме того, население также необходимо было подготовить к переходу от религиозных убеждений к атеизму, как того требовал от них советский коммунизм. [35] Научный атеизм стал философской основой марксизма-ленинизма , идеологии Коммунистической партии в России, как и в других марксистско-ленинских странах, таких как Народная Республика Албания . [36] [37]
Владимир Ильич Ленин закрепил распространение марксистско-ленинского атеизма как задачу Коммунистической партии, считая это «насущной необходимостью». [38] Ленин придерживался враждебного отношения к религии, и это стало характеристикой большевистского атеизма. [38] Он был ярым критиком Анатолия Луначарского , который предложил концепцию Богостроительства , согласно которой, поскольку религия «культивирует в массах эмоции, моральные ценности и желания», революционеры должны воспользоваться этим фактом. [38] Таким образом, Владимир Ильич Ленин «обращался к воинствующему атеизму как к критерию искренности марксистских взглядов как к проверочному принципу». [38] Эта жесткая позиция в пользу атеизма и против религии привела к отчуждению «некоторых сочувствующих, левомыслящих, но религиозных верующих интеллектуалов, рабочих и крестьян». [38]
Советский Союз
[ редактировать ]Прагматичная политика Ленина и Коммунистической партии указывала на то, что религию следует терпеть и подавлять, как того требуют политические условия, однако оставался идеал официально атеистического общества. [39] [40] [41]
Русским Ленин передал атеистическое мировоззрение материализма :
Марксизм есть материализм. По существу, он столь же беспощадно враждебен религии, как и материализм энциклопедистов восемнадцатого века или материализм Фейербаха. Это вне всякого сомнения. Но диалектический материализм Маркса и Энгельса идет дальше энциклопедистов и Фейербаха, ибо он переносит материалистическую философию в область истории, в область общественных наук. Мы должны бороться с религией — это азбука всякого материализма, а следовательно, и марксизма. Но марксизм — это не материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. В нем говорится: «Мы должны знать, как бороться с религией, и для этого мы должны материалистически объяснить источник веры и религии в массах. Борьба с религией не может ограничиваться абстрактной идеологической проповедью, и она должна не сводиться к такой проповеди, она должна быть связана с конкретной практикой классового движения, направленного на устранение социальных корней религии». [33]
Установление социалистического общества в России потребовало изменения общественно-политического сознания народа, таким образом, борьба с религией , мистицизмом и сверхъестественным была философским требованием для членства в Коммунистической партии. [42] [43] Для Ленина истинный социалист — это революционер, который всегда борется с религией и религиозными чувствами как с врагами разума , науки и социально-экономического прогресса. [44]
Антирелигиозные кампании большевистского правительства включали пропаганду, антирелигиозное законодательство, светское всеобщее образование, антирелигиозную дискриминацию, политические преследования, постоянные аресты и политическое насилие. [8] Первоначально большевики ожидали, что религия отомрет с установлением социализма , поэтому после Октябрьской революции они терпимо относились к большинству религий, за исключением Восточной Православной Церкви, которая поддерживала царское самодержавие . Тем не менее, к концу 1920-х годов, когда религия еще не отмерла, большевистское правительство начало антирелигиозную кампанию (1928–1941). [45] который преследовал «епископов, священников и мирян» всех христианских конфессий, «арестовывал, расстреливал и отправлял в трудовые лагеря». [46] На востоке буддийские священники-ламаисты «были задержаны в Монголии НКВД совместно с местными филиалами, казнены на месте или отправлены в Советский Союз для расстрела или смерти на каторжных работах в быстро растущей системе ГУЛАГа». трудовые лагеря; [47] а к 1941 году, когда нацистская Германия вторглась в Советский Союз , 40 000 церквей и 25 000 мечетей были закрыты и превращены в школы, кинотеатры и клубы, склады и зернохранилища или музеи научного атеизма. [48]
В 1959 году академический курс «Основы научного атеизма » был «введён в учебную программу всех высших учебных заведений» Советского Союза. В 1964 году оно стало обязательным для всех учеников из-за «недостаточного ответа учащихся». [49]
См. также
[ редактировать ]- Культурная революция
- Культурная революция в Советском Союзе
- Христианство в Восточной Германии
- Богостроительство
- Институт научного атеизма
- Еврейский большевизм
- Марксизм и религия
- Опиум для народа
- Преследование христиан в Восточном блоке
- Преследования христиан в Советском Союзе
- Преследование мусульман в бывшем Советском Союзе
- Польская антирелигиозная кампания
- Красный Террор
- Религия в Советском Союзе
- Религиозный коммунизм
- Антирелигиозная кампания коммунистической Румынии
- Государственный атеизм
- Антирелигиозная кампания Советского Союза (1921–1928).
- Антирелигиозная кампания Советского Союза (1928–1941).
- Антирелигиозная кампания Советского Союза (1958–1964).
- Антирелигиозная кампания Советского Союза (1970–1987 гг.)
- Антирелигиозное законодательство Советского Союза
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Институт научного атеизма Академии общественных наук (1981). Вопросы научного атеизма : «Марксистско-ленинский атеизм всем своим содержанием направлен на развитие способностей личности [человека], религия лишает человека его [и ее] собственного «Я», удваивает сознание, создает условия для него. . . . »
- ^ Тесарж, январь (15 июля 2019 г.). История научного атеизма: сравнительное исследование Чехословакии и Советского Союза (1954–1991) . Ванденхук и Рупрехт. п. 143. ИСБН 978-3-647-31086-2 .
- ^ Круглов, Анатолий Агапеевич. (Беларусь, 1983). Основы научного атеизма : «Высшая форма — марксистско-ленинский атеизм. * Он опирается на материалистическое понимание не только Природы (что было типично для домарксистского атеизма), но и общества. . . ».
- ^ Институт научного атеизма (Академия общественных наук) (1981). "Вопросы научного атеизма" (in Russian). Изд-во "Мысл".
марксистско-ленинский атеизм всем своим содержанием «аправлен на развитие способностей личности. Религия лишает человека его собственного «я», раздваивает сознание, создает для него условия ...
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ↑ В «Новой Жизни» № 28 , 3 декабря 1905 года, Интернет-архив марксистов , Ленин говорил, что: «Религия есть одна из форм духовного угнетения, которое всюду тяжко тяготится над народными массами, отягощенными своим вечным трудом. для других – из-за нужды и изоляции. . . Тех, кто трудится и живет в нужде всю свою жизнь, религия учит быть покорными и терпеливыми, находясь здесь, на Земле, и утешаться надеждой на небесную награду. . . . Религия - это опиум для народа. Религия — это своего рода духовная выпивка, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свою потребность в жизни, более или менее достойной Человека». Интернет-архив марксистов
- ^ Троуэр, Джеймс (1983). Марксистско-ленинский «научный атеизм» и изучение религии и атеизма в СССР . Вальтер де Грюйтер. ISBN 9789027930606 .
Будучи неотъемлемой частью марксистско-ленинского мировоззрения, «научный атеизм» основан на взгляде на мир и на человека, воплощенном в диалектическом [материализме] и историческом материализме. Марксистско-ленинское мировоззрение. Будучи философской наукой, научный атеизм исходит из основных положений диалектического и исторического материализма как в объяснении происхождения религии, так и в его научной критике [религии]. (там же, с. 272.)
- ^ Словацкие исследования , Том 21. Словацкий институт в Северной Америке. п. 231. «Происхождение марксистско-ленинского атеизма, как его понимали в СССР, связано с развитием немецкой философии Гегеля и Фейербаха».
- ^ Jump up to: а б Де Джеймс Троуэр (1983). Марксистско-ленинский научный атеизм и изучение религии и атеизма в СССР . Вальтер де Грюйтер. п. 135. ИСБН 978-90-279-3060-6 .
- ^ Ян, Фэнган (2012). Религия в Китае: выживание и возрождение при коммунистическом правлении . Издательство Оксфордского университета . п. 45. ИСБН 978-0-19-973564-8 .
В идеологическом лексиконе Коммунистической партии Китая (КПК) марксистско-ленинский атеизм является фундаментальным учением.
- ^ Ричард Л. Рубинштейн, Джон К. Рот (1988). Политика латиноамериканской теологии освобождения . Издательство Вашингтонского института. ISBN 978-0-88702-040-7 .
Однако были голоса марксистов, которые указывали на недостатки такой антирелигиозной политики.
- ^ Гегель, GWF, Элементы философии права (1821), Предисловие : То, что разумно, реально; и то, что реально, разумно . («То, что разумно, реально, а то, что реально, разумно».]
- ^ Дмитрий В. Поспеловский. История советского атеизма в теории и практике и верующий , стр. 9–10.
- ^ Фейербах, Людвиг. Сущность христианства , Нью-Йорк: Harper Torch Books, 1957. стр. 13–14.
- ^ Фейербах, Людвиг. Сущность христианства , Нью-Йорк: Harper Torch Books, 1957. с. 152.
- ^ Фейербах, Людвиг (1841). «Глава XVI. Различие между христианством и язычеством». Сущность христианства . Перевод Элиота, Джорджа – через marxists.org.
- ^ Поспеловский, Дмитрий В. История советского атеизма в теории и практике и верующий , том 1: История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики , St Martin's Press, Нью-Йорк (1987) с. 11. «. . . религиозные обязательства должны быть интеллектуально и эмоционально разрушены. . . . Катарсис сильной ненависти к старому Богу. . . . Все прежние религиозные учреждения должны быть безжалостно искоренены с лица Земли и из памяти грядущих поколений, чтобы они никогда не смогли вновь обрести власть над сознанием людей путем обмана и нагнетания страха перед мистическими силами Неба».
- ^ Jump up to: а б с Поспеловский, Дмитрий V (29 сентября 1987 г.). История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозности: история советского атеизма в теории и практике и верующего . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. стр. 10–11. ISBN 9781349188383 .
... старые церкви как Дома Господни должны быть снесены без всякого сожаления и милосердия. Как материалист, он считал, что религиозные «обманы» не достойны никакого компромисса или терпимости. Их пришлось уничтожить. ... Фейрбах настаивал на том, что освобождение внутреннего человеческого достоинства от господства иллюзорных образов человеческого разума в форме религиозных верований может быть достигнуто только в том случае, если традиционная вера так же беспощадно подвергается нападкам со стороны более достойной и гуманизирующей интеллектуальной системы. Религиозные обязательства должны быть интеллектуально и эмоционально разрушены катарсисом интенсивной ненависти к старому Богу. Все прежние религиозные учреждения должны быть безжалостно искоренены с лица земли и из памяти грядущих поколений, чтобы они никогда не смогли вновь обрести власть над сознанием людей путем обмана и нагнетания страха перед мистическими силами Небес. В этот момент молодой Маркс был полностью очарован открытым бунтом Фейербаха против могущественной традиции христианства, безусловно, как интеллектуального откровения.
- ^ Поспеловский, Дмитрий В. История советского атеизма в теории и практике и верующий , том 1: История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики , St Martin's Press, Нью-Йорк (1987) с. 13. «В этот момент было очевидно, что чтение Фейерхаха было не единственным источником вдохновения для атеизма [Карла] Маркса. Увлечение войной Фейербаха против христианства было для молодого Маркса не чем иным, как выражением его собственной готовности идти в антирелигиозной борьбе ко всем социальным и политическим крайностям, которых в принципе требовала материалистическая решимость. Однако, как отмечает Дэвид Айкман в своем наиболее глубоком и эрудированном исследовании Маркса и марксизма, ключ к разгадке страстного и яростного атеизма Маркса, или, скорее, [его] антитеизма, нельзя найти только в интеллектуальной традиции. Он связывает антитеизм Маркса с озабоченностью молодого Маркса прометеевским культом «Сатаны как разрушителя».
- ^ Поспеловский, Дмитрий В. История советского атеизма в теории и практике и верующий , том 1: История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики , St Martin's Press, Нью-Йорк (1987) с. 11. «В этот момент молодой Маркс был полностью очарован «гуманистическим интересом» Фейербаха и безоговорочно принял открытый бунт Фейербаха против мощной традиции христианства как интеллектуальное откровение. В самом начале своей карьеры Маркс поддался соблазнительной идее, что высшие цели человечества оправдывают любой радикализм, не только интеллектуальный, но также социальный и политический».
- ^ Поспеловский, Дмитрий В. История советского атеизма в теории и практике и верующий , том. 1: История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики , St Martin's Press, Нью-Йорк (1987), с. 12. «Очевидно, что Маркс начал свою собственную теорию реальности с неполного интеллектуального презрения ко всему, что представляла собой религиозная мысль теоретически, практически или эмоционально. Культурный вклад религии на протяжении веков считался неважным и не имеющим отношения к благополучию человеческого разума».
- ^ Поспеловский, Дмитрий В. История советского атеизма в теории и практике и верующий , том 1: История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики , St Martin's Press, Нью-Йорк (1987), стр. 12. «Культурный вклад религии на протяжении веков считался неважным и не имеющим отношения к благополучию человеческого разума».
- ^ Маркс, К.Х. 1976. Введение в «Вклад в критику философии права Гегеля» . Собрание сочинений , т. 3. Нью-Йорк.
- ^ Карл Маркс. «К еврейскому вопросу» .
- ^ Карл Маркс. «Вклад в критику философии права Гегеля: введение» , декабрь 1843 г. - январь 1844 г., Deutsch-Französische Jahrbücher, 7 и 10 февраля 1844 г.
- ^ Карл Маркс. «Частная собственность и коммунизм» .
- ^ Карл Маркс. «Тезисы о Фейербахе» . Архивировано 24 июня 2017 года в Wayback Machine .
- ^ Маркс, Карл (1932) [1845–6]. «Часть I: Фейербах: Оппозиция материалистического и идеалистического мировоззрения. А: Идеализм и материализм». Немецкая идеология . Институт Маркса-Энгельса, Москва – через marxists.org.
- ^ Поспеловский, Дмитрий В. История советского атеизма в теории и практике и верующий , Том 1: История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики , St Martin's Press, Нью-Йорк (1987) с. 23. «Однако она [религия] была захвачена господствующими классами, — говорит Маркс, — и постепенно [она] превратилась в инструмент интеллектуального и эмоционального контроля над массами. Маркс настаивает на восприятии истории христианства. как предприятие по сохранению статус -кво , как тщательно продуманное [...]».
- ^ Анти-Дюринг, Фридрих Энгельс, http://www.marxists.org/archive/marx/works/1877/anti-duhring/ch27.htm
- ^ Поспеловский. Дмитрий В. История советского атеизма в теории и практике и верующий , том 1: История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики , St Martin's Press, Нью-Йорк (1987), стр. 16–17.
- ^ Фридрих Энгельс, Анти-Дюринг, http://www.marxists.org/archive/marx/works/1877/anti-duhring/index.htm
- ^ Фридрих Энгельс, Анти-Дюринг, 1,13, Отрицание отрицания, http://www.marxists.org/archive/marx/works/1877/anti-duhring/index.htm
- ^ Jump up to: а б Ленин, Владимир Ильич (13 мая 1909 г.). «Отношение рабочей партии к религии» . Пролетарий – через marxists.org.
- ^ Ленин, В.И. (1965) [1905]. «Социализм и религия». Ленинское собрание сочинений . Том. 10. Москва: Издательство «Прогресс». стр. 83–87 – через www.marxists.org.
- ^ Поспеловский, Дмитрий В. История советского атеизма в теории и практике и верующий , том 1: История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики , St Martin's Press, Нью-Йорк (1987), стр. 18–19.
- ^ Дмитрий В. Поспеловский. История советского атеизма в теории и практике и верующий, том 1: История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики, St Martin's Press, Нью-Йорк (1987), с. 18–19.
- ^ Ричард Феликс Стаар. Коммунистические режимы в Восточной Европе . Гуверовский институт войны, революции и мира Стэнфордского университета .
К 1976 году все культовые сооружения были закрыты. Однако режиму пришлось признать, что религия по-прежнему имеет последователей среди албанцев. В целях подавления религиозной жизни в конституцию 1976 г. была включена статья: «Государство не признает религию, поддерживает и осуществляет атеистическую пропаганду с целью привить людям научно-материалистическое мировоззрение» (ст. 37). В своих антирелигиозных действиях режим зашел так далеко, что приказал людям менять имена, если они имеют религиозное происхождение.
- ^ Jump up to: а б с д и Поспеловский, Дмитрий (1987). История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики . Издательство Макмиллан . п. 18-20. ISBN 9780312381325 .
Третьим крупным человеком, внесшим глубокий вклад в формирование современной коммунистической идеологии в СССР, был Владимир Ильич Ленин. Главным источником философского образования Ленина были сочинения Маркса и Энгельса. Однако его взгляды развивались в уникальном культурном контексте России и, следовательно, находились под существенным влиянием интеллектуальных традиций этой страны. Что касается атеизма, то Ленин сделал его непосредственной политической задачей партии. ... Ленин считал атеистическую пропаганду насущной необходимостью. ...Убежденный в основном доводе воинствующего материализма, Ленин вышел далеко за пределы русской традиции политического теизма Белинского, Герцена и Писарева и стал сторонником систематического, агрессивного и бескомпромиссного движения атеистической агитации, организованного и полностью поддерживаемого вечеринка. Он стал основателем целого института профессиональных атеистических пропагандистов, распространившегося после революции по всей стране и сыгравшего очень важную роль в нападении на церкви и обращении верующих в убеждения «научно-материалистического мировоззрение» коммунистов. Однозначно враждебное отношение Ленина к религии превратилось в отличительную черту большевистской версии атеизма. По сравнению с гораздо более мягкими взглядами, популярными, например, в Социал-демократической партии, большевистский атеизм не допускал никаких компромиссов с широко распространенными религиозными взглядами и настроениями, даже если это означало отчуждение некоторых сочувствующих, левомыслящих, но верующих интеллектуалов, рабочих или крестьян. ... В нем он провозгласил, что, хотя традиционная религия концептуально ошибочна и идеологически ориентирована на интересы эксплуататорских классов, она все же культивирует в массах эмоции, моральные ценности и желания, которыми революционеры должны перенять и манипулировать ими. ... Он считал позицию Луначарского в высшей степени вредной, поскольку, по мнению Ленина, она растворяла марксизм в мягком либеральном реформизме. Он считал, что такая позиция затмевает тот факт, что Церковь является служанкой государства, что религия всегда была инструментом идеологического подавления масс. Ленин пытался разоблачить программу богостроительства как опасную и совершенно ненужную программу, как опасный и совершенно ненужный компромисс с наиболее реакционными силами Российской империи. В этих обстоятельствах он обратился к воинствующему атеизму как к критерию искренности марксистских взглядов в качестве проверочного принципа. ... Поэтому Ленин отказался допустить какой-либо компромисс в теоретическом наследии марксизма. У него был пример более раннего отклонения Марксом предложений Фейербаха о религии человечества, но, кроме того, он был убежден, что в условиях интенсивного политического давления даже малейшее отклонение от принципов материализма и атеизма может перерасти в предательство народа. причина коммунизма в целом.
- ^ Саймон, Герхард. Церковь, государство и оппозиция в СССР , Калифорнийский университет Press, Беркли и Лос-Анджелес (1974), с. 64. «Политическое положение Русской Православной Церкви и всех других религиозных групп в Советском Союзе определяется двумя принципами, которые логически противоречивы. С одной стороны, статья 124 Советской Конституции от 5 декабря 1936 года гарантирует «свободу проведения религиозных служб». С другой стороны, Коммунистическая партия ни до, ни после 1917 года никогда не скрывала того факта, что она рассматривает «воинствующий атеизм» как неотъемлемую часть своей идеологии и будет рассматривать «религию ни в коем случае как личное дело». '. Поэтому оно использует «средства идеологического воздействия для воспитания людей в духе научного материализма и преодоления религиозных предрассудков». . . .' Таким образом, цель КПСС, а тем самым и Советского государства, для которого оно является, в конце концов, «руководящей ячейкой», — постепенно ликвидировать религиозные общины».
- ^ Поспеловский, Дмитрий В. История советского атеизма в теории и практике и верующий , том. 1: История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики , St Martin's Press, Нью-Йорк (1987), с. 34.
- ^ Троуэр, Джеймс. Марксистско-ленинский «научный атеизм» и изучение религии и атеизма в СССР , Вальтер де Грюйтер и компания, Берлин (1983), с. 118. «Многие из прежних — и часто тактических — ограничений антирелигиозной позиции [Коммунистической] партии исчезли, и с течением времени исчезло различие, которое ранее провел Ленин, между позицией партии и позицией отношения государства к религии, стало бессмысленным, поскольку структуры партии и структуры государства стали все больше совпадать. Хотя первоначальная конституция Российской Федеративной Республики гарантировала свободу совести и включала право как на религиозную, так и на антирелигиозную пропаганду, на самом деле это означало свободу от религии, о чем свидетельствует декрет о провозглашении новой конституции, запрещающий любую частную религиозное обучение детей до восемнадцати лет, и когда вскоре после этого Ленин приказал уничтожить всю ранее изданную религиозную литературу, а также всю порнографическую литературу. В конце концов — в сталинской конституции 1936 года — положение о религиозной пропаганде, кроме религиозного поклонения, было исключено».
- ^ Хайд, Дуглас Арнольд. Коммунизм сегодня , Университет Нотр-Дам Пресс, Саут-Бенд (1973), с. 74. «Сознательный отказ от религии необходим для установления коммунизма».
- ^ Дмитрий В. Поспеловский. История советского атеизма в теории и практике и верующий, том. 1: История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики, St Martin's Press, Нью-Йорк (1987), с. 8.
- ^ Ленин, Владимир Ильич (1972) [1922]. «О значении воинствующего материализма». Собрание сочинений Ленина . Том. 33. Перевод Давида Сквирского; Джордж Ханна. Москва: Издательство Прогресс. стр. 227–236 – через marxists.org.
- ^ Рамет, Сабрина Петра, изд. (1992). Религиозная политика в Советском Союзе . Издательство Кембриджского университета. п. 4. ISBN 9780521022309 .
- ^ Рамет (1992) , с. 15.
- ^ Джордж Гинзбургс, Уильям Б. Саймонс (1994). Право в Восточной Европе . Издательство Мартинуса Нийхоффа. п. 12.
Столь же возмутительным было поведение НКВД за рубежом в тех случаях, когда ему предоставлялась возможность расширить географию своей работы. Тысячи политических подозреваемых и священников-ламаистов были задержаны в Монголии НКВД совместно с его местными филиалами, казнены на месте или отправлены в Советский Союз, где их расстреляли или умерли на каторжных работах в быстрорастущей системе ГУЛАГа.
- ^ Тодд, Аллан; Уоллер, Салли (19 мая 2011 г.). История получения диплома IB: истоки и развитие авторитарных и однопартийных государств . Издательство Кембриджского университета. п. 53. ИСБН 9780521189347 .
Ко времени нацистского вторжения в 1941 году около 40 000 христианских церквей и 25 000 мусульманских мечетей были закрыты и превращены в школы, кинотеатры, клубы, склады и зернохранилища или музеи научного атеизма.
- ^ Троуэр, Джеймс (1983). Марксистско-ленинский «научный атеизм» и изучение религии и атеизма в СССР . Вальтер де Грюйтер . ISBN 9789027930606 .
новый курс «Основы научного атеизма В 1959 году в программу всех высших учебных заведений, включая университеты, был введен ». Изначально курс был добровольным, но из-за недостаточного количества студентов с 1964 года он стал обязательным для всех студентов.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Муж Уильям. «Безбожные коммунисты»: атеизм и общество в Советской России, 1917–1932 гг . Издательство Университета Северного Иллинойса. 2002. ISBN 0-87580-595-7 .
- Марш, Кристофер. Религия и государство в России и Китае: подавление, выживание и возрождение . Международная издательская группа «Континуум». 2011. ISBN 1-4411-1247-2 .
- Поспеловский, Дмитрий. История марксистско-ленинского атеизма и советской антирелигиозной политики . Макмиллан. 1987. ISBN 0-333-42326-7 .
- Троуэр, Джеймс . Марксистско-ленинский научный атеизм и изучение религии и атеизма в СССР . Вальтер де Грюйтер. 1983. ISBN 90-279-3060-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Theomachy of Leninism - Православие.Ru
- Марксистско-ленинский научный атеизм - Томас Дж. Блейкли
- Марксисткий теизм:Атеизм основоположников марксизма (in Russian)
- Кембриджский университет: марксистско-ленинский атеизм
- Объекты воинствующих атеистов: антирелигиозные музеи в Советском Союзе (Настоящее прошлое, Том 1, 2009, 61-76, doi:10.5334/стр.13)