Авторитет (социология)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2009 г. ) |
В социологии или социально одобренная власть , авторитет — это законная которой один человек или группа обладает и которую осуществляет над другим. Элемент легитимности жизненно важен для понятия власти и является основным средством, с помощью которого власть отличается от более общей концепции власти .
Власть может осуществляться с использованием силы или насилия . Полномочия, напротив, зависят от признания подчиненными права вышестоящих лиц отдавать им приказы или директивы . [1] [2]
Типы
[ редактировать ]Типы политической власти впервые были определены Максом Вебером в его эссе « Политика как призвание » и других его произведениях 1919–1920 годов. В этом эссе он подчеркнул, что политическая власть, контролирующая государство, может состоять из следующих типов власти, или того, что по-немецки называется Herrschaft . [3]
Традиционная власть : Власть, узаконенная уважением к давно устоявшимся культурным образцам.
Харизматический авторитет : Власть, узаконенная исключительными личными способностями, вызывающими преданность и послушание.
Рационально-правовая власть : также известная как бюрократическая власть, это когда власть узаконена законодательно установленными правилами или положениями.
Макс Вебер об авторитете
[ редактировать ]Макс Вебер в своих социологических и философских работах определил и различал три типа законного господства ( Herrschaft по-немецки, что обычно означает «господство» или «правление»), которые иногда в английском переводе переводятся как типы власти, поскольку английский язык -говорящие не рассматривают доминирование как политическую концепцию. [ нужна ссылка ] Вебер определил доминирование (авторитет) как возможность выполнения команд определенной группой людей. Легитимная власть – это та власть, которая признается легитимной и оправданной как правителем, так и управляемыми. Легитимное правление приводит к тому, что Вебер называл монополией на применение принудительного насилия на данной территории. [4] В современном мире такие полномочия обычно делегируются полиции и судебной системе.
Вебер разделил легитимную власть на три типа:
- Первый тип, обсуждаемый Вебером, — это право-рациональная власть . Это та форма власти, легитимность которой зависит от формальных правил и установленных законов государства, которые обычно записаны и часто очень сложны. [5]
Конституция . может определять степень власти рационально-правовой власти Современные общества зависят от законно-рациональной власти. Государственные чиновники являются лучшим примером этой формы власти, которая распространена во всем мире.
- Второй тип власти, традиционная власть , проистекает из давно устоявшихся обычаев, привычек и социальных структур. Когда власть переходит от одного поколения к другому, это называется традиционной властью. правление наследственных монархов Наглядным примером является . Династия Тюдоров в Англии и правящие семьи Мевара в Раджастане (Индия) являются примерами традиционной власти. В книге «Экономика и общество» (1921) Вебер разъясняет различие между тремя терминами (как он их определял): патриархат , патримониализм в зависимости от единоличной власти Абсолютного монарха (Императора, императрицы, короля, королевы) и патримониализм, где божественное право единоличный правитель несколько видоизменяется законной феодальной аристократической властью (например, феодальными баронами в Англии). Феодальный вариант Патримониальной законной власти характерен для Тюдоровской Англии. Но более ранний вариант Патримониальной легитимной власти является наиболее распространенной формой традиционных властных структур («систем») в мировой истории. Рейнхард Бендикс обсуждает эти различия. [цитата ниже].
- Третья форма власти – харизматическая власть . Здесь харизма личности или лидера . важную роль играет Харизматический авторитет – это авторитет, который проистекает из претензий лидера на высшую силу или вдохновения, поддерживаемого его или ее последователями. Примером в этом отношении может служить Н.Т. Рама Рао , кумир утренников , ставший одним из самых влиятельных главных министров штата Андхра-Прадеш . Харизматический авторитет также приписывают религиозным новаторам, таким как Сиддхарта Гаутама (как «Будда») и Иешуа из Назарета (как Масиах- Мессия ).
История была свидетелем нескольких социальных движений или революций против системы традиционной или законно-рациональной власти, начатой харизматическими властями. По мнению Вебера, то, что отличает власть от принуждения , силы и власти, с одной стороны, и лидерства , убеждения и влияния , с другой, - это легитимность. Начальники, утверждает он, чувствуют, что имеют право отдавать приказы; подчиненные воспринимают обязанность подчиняться (см. также эксперимент Милгрэма ). Социологи [ ВОЗ? ] Согласитесь, что власть – это лишь один из нескольких ресурсов, доступных должностным лицам, занимающим формальные должности. [ нужна ссылка ] Например, глава государства зависит от аналогичной власти. Его легитимность должна быть признана не только гражданами, но и теми, кто контролирует другие ценные ресурсы: его непосредственный штаб, его кабинет, военные лидеры и, в долгосрочной перспективе, администрация и политический аппарат всего общества.
Полномочия могут быть созданы явно, когда публичные организации действуют публично, используя те же средства для сообщения о предоставлении полномочий своим агентам, которые они используют для сообщения об этом третьим лицам. Очевидное полномочие описывает ситуацию, когда принципал наложил на агента ограничения, которые не известны третьей стороне, а ограничения на правительственных агентов осуществляются открыто, посредством законов и постановлений. В этой ситуации предполагается, что все заинтересованные стороны знают законы и постановления правительства.
В последнее время концепция полномочий также обсуждается как руководящий принцип при проектировании взаимодействия человека и машины. [6]
Генетические исследования показывают, что подчинение авторитету может быть наследственным фактором. [7]
Дети и атрибуты власти
[ редактировать ]Было установлено, что авторитет и его атрибуты имеют особое значение для детей, поскольку они относятся к своим родителям и учителям. Три атрибута власти были описаны как статус , специальные навыки или знания и социальное положение . Делая авторитетные выводы, дети учитывают тип команды, характеристики авторитетного лица и социальный контекст. [8]
Хотя дети учитывают эти три типа атрибутов власти, они сначала оценивают легитимность рассматриваемой авторитетной фигуры, используя характер команд, которые они отдают. Например, учитель, который с точки зрения ребенка не обладает законной властью (возможно, потому, что он или она не может хорошо контролировать класс), не будет подчиняться. Что касается воспитания детей, авторитетные родители, у которых высокий уровень поведенческого контроля, но низкий психологический контроль, с большей вероятностью будут восприниматься ребенком как обладающие законным авторитетом и будут считать себя обязанными подчиняться ему и усваивать его ценности. Хотя изучение детей в современных капиталистических обществах действительно рассматривает психологические аспекты понимания детьми легитимной власти на уровне символического взаимодействия, верно и то, что это экстраполированное предположение, основанное на одной из интерпретаций широкого сравнительно-исторического социологического (СИС) анализа. легитимной власти во многих обществах в течение длительного времени, а не микросоциально-психологическое исследование детей как таковое. В опубликованной работе Вебера в «Gesamtausgabe Макса Вебера» нет ничего, что напрямую касалось бы детского восприятия в «формациях» с традиционной легитимной властью до появления современного капитализма. [9]
В социальных науках
[ редактировать ]Hofstede Insights детализирует «дистанцию власти» следующим образом: «Дистанция власти определяется как степень, в которой менее влиятельные члены институтов и организаций внутри страны ожидают и принимают, что власть распределяется неравномерно», что можно интерпретировать как уважение к власти. Как правило, бывшие коммунистические страны, бедные страны и непротестантские страны имеют самую высокую дистанцию власти (уважение неравенства в распределении власти). Согласно сравнению стран Hofstede Insights 2021, все страны с дистанцией власти ниже 50 являются западными протестантскими демократиями, за исключением Австрии. [10] Подобные исследования представляют собой попытки применить идеи, найденные у Вебера, которые он сам не постулировал напрямую, и они предполагают национальное государство как базовую единицу «стран», а не рассматривают все различные политико-экономические «формации», в которых находился сам Вебер. наиболее непосредственно заинтересован.
См. также
[ редактировать ]- Власть
- Предвзятость авторитета
- Феодализм
- Список тем социологии
- Эксперимент Милгрэма (социологические эксперименты по измерению подчинения авторитетным фигурам)
- Патриархат
- Патримониализм
- Социология
- Мягкая сила
- Дистанция власти
- Трехсторонняя классификация полномочий
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Энтони Гидденс, Социология. Лондон: Polity Press, 1997:581.
- ^ Макс Вебер в книге «Рационализм Вебера и современное общество: новые переводы для 21 века», переведенной и отредактированной Тони Уотерсом и Дагмар Уотерс. стр. 137-138.
- ^ Тони Уотерс и Дагмар Уотерс, Рационализм Вебера и современное общество , Palgrave Books 2015, стр. 137–138 [ ISBN отсутствует ]
- ^ Макс Вебер в книге Вебера «Рационализм и современное общество», переведенной и отредактированной Тони Уотерсом и Дагмар Уотерс, Palgrave Books 2015, стр. 136 [ ISBN отсутствует ]
- ^ ТИ - ГЛАВАAU - Гусман, СебастьянПГ - 2007/02/01СП - 1ЕР - 2N2. Рациональная правовая власть — это концепция, разработанная Максом Вебером (1864–1920) для объяснения стабильности доминирования в наше время, особенно в бюрократических и демократических государствах. Правитель является или имеет разумную юридическую власть, когда его подданные воспринимают его как легитимного на том основании, что ему предоставлено право отдавать приказы в соответствии с формальными правилами или законами. Эта статья определяет эту концепцию относительно более общего понимания Вебером доминирования и других типов законного доминирования, объясняет полезность этой концепции с веберовской точки зрения и представляет некоторые основные критические замечания в отношении этой концепции.T1 – Рациональный юридический органDO — 10.1002/9781405165518.wbeosr026.pub2скорая помощь -
- ^ Флемиш Ф., Хизен М., Гессен Т., Келш Дж., Шибен А. и Беллер Дж. (2011). К динамическому балансу между людьми и автоматизацией: полномочия, способности, ответственность и контроль в ситуациях совместного управления . Познание, технология и работа . Предварительная онлайн-публикация. два : 10.1007/s10111-011-0191-6
- ^ Людеке, Стивен; Джонсон, Венди; Бушар, Томас Дж. (1 августа 2013 г.). « Подчинение традиционной власти: наследственный фактор, лежащий в основе авторитаризма, консерватизма и религиозности» . Личность и индивидуальные различия . 55 (4): 375–380. дои : 10.1016/j.paid.2013.03.018 . ISSN 0191-8869 .
- ^ Лаупа, 1991.
- ^ Рейнхард. Бендикс. Макс Вебер: интеллектуальный портрет. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Anchor Books, Doubleday & Company, Inc., 1960.
- ^ «Сравнение стран» . Хофстеде: идеи . 21 июня 2021 г. Проверено 3 ноября 2021 г.