Рационально-правовая власть
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2020 г. ) |
Рационально-правовая власть (также известная как рациональная власть , законная власть , рациональное доминирование , правовое доминирование или бюрократическая власть ) — это форма лидерства при которой власть организации , или правящего режима во многом связана с юридической рациональностью , правовой легитимностью и бюрократия . По мнению тех, кто использует эту форму классификации, большинство современных государств ХХ и XXI веков являются рационально-правовыми властями.
Такие ученые, как Макс Вебер и Чарльз Перроу, охарактеризовали рационально-правовую бюрократию как наиболее эффективную форму управления. [1] [2]
Рационально-правовая власть
[ редактировать ]В социологии концепция рационально-правового доминирования происходит от Макса Вебера ( трехсторонней классификации власти одна из нескольких классификаций правительства, используемых социологами); две другие формы — это традиционная власть и харизматическая власть . Все эти три типа доминирования представляют собой примеры его концепции идеального типа . Вебер отмечал, что в истории эти идеальные типы господства всегда встречаются в комбинациях.
В традиционной власти легитимность власти исходит из традиции. Харизматическая власть легитимируется личностью и лидерскими качествами правящего человека. Наконец, рационально-правовая власть черпает свои полномочия из системы бюрократии и законности .
Юридическая рациональность и законная власть
[ редактировать ]В рамках рационально-правовой власти легитимность рассматривается как исходящая из правового порядка и законов, которые в нем приняты (см. также естественное право и правовой позитивизм ).
Вебер определял правовой порядок как систему, в которой правила принимаются и соблюдаются как законные, поскольку они соответствуют другим законам о том, как они могут быть приняты и как им следует подчиняться. Более того, они обеспечиваются правительством, которое монополизирует их принятие и законное применение физической силы .
Если общество в целом одобряет осуществление власти определенным образом, то власть считается «легитимной властью».
Теория Макса Вебера: тип власти
[ редактировать ]Макс Вебер разделил законную власть на три различных типа обществ: традиционную власть, рационально-правовую власть и харизматическую власть. У каждой из этих властей есть свои уникальные сложные общества, которые развились из простых определений.
1.Традиционная власть: традиционные основания
[ редактировать ]- Это тот тип власти, который существует дольше, это тот тип власти, который традиционно укоренен в убеждениях и практиках общества. Эта власть нравится многим людям по двум основным причинам: наследие прошлых поколений и религиозность, присущая обществам.
- Традиционная власть основана на традиции или обычаях, которым следуют традиционные лидеры. В традиционной власти статус является ключевым понятием. Нет никаких требований к традиционному лидеру, но нет и зарплаты. Последствиями для традиционной власти являются разочарование в образовании и рациональном расчете.
- Традиционная власть состоит из доминирующего профиля, олицетворяющего традицию и правило. Этот тип лидерства является примером способности создавать порядок.
2. Рационально-правовая власть: рациональные основания
[ редактировать ]- Приобретается из права и строится на основе правил и законов общества. Этот тип власти имеет уверенность в том, что оставляет за лидерами право принимать решения и устанавливать политику. Рационально-правовая власть является основой современных демократий. Примеры этого типа власти: должностные лица, избранные избирателями, правила, закрепленные в конституции, или политика, записанная в официальном документе.
- Рационально-правовая власть построена на структуре бюрократии. В рационально-правовой власти человек поднимается по карьерной лестнице путем продвижения по службе и в конечном итоге выходит на пенсию. Некоторые из преимуществ рационально-правовой власти — это транспорт, крупная промышленность, средства массовой информации и экономика доходов. Другими результатами рационально-правовой власти являются тенденции к равным возможностям и развитию образования.
- Рационально-правовая власть требует логического и системного подхода к руководству. Рациональное лидерство Вебера преобладает в принятии решений.
- Наконец, Legal Rational Authority черпает свою власть из системы бюрократии и законности.
3. Харизматическая власть: харизматические основания
[ редактировать ]- Исходит от личности и ее личных качеств. Некоторые люди оказывают влияние на других благодаря своим уникальным качествам, которые помогают им приобретать последователей. Объем власти и авторитета «харизматического» человека может варьироваться от конкретной группы до всего общества. Примеры харизматических лидеров: Жанна д'Арк, Адольф Гитлер, Мартин Лютер Кинг-младший, Иисус Христос.
- Харизматическая власть не имеет четкой структуры; оно основано на индивидуальном влиянии. Один из них выбирается в штат по своим харизматическим характеристикам. Кто-то, находящийся под харизматической властью, живет подарками, а не зарплатой. Пока кто-то имеет влияние, он будет законной властью.
- В харизматической власти уверенность является движущей силой лидерства. Обладая харизматической властью, лидерство имеет возможность объединять отдельные группы и вести их к финишной черте.
Возникновение современного государства
[ редактировать ]Вебер писал, что современное государство, основанное на рационально-правовой власти, возникло в результате родовой и феодальной борьбы за власть (см. традиционная власть ) исключительно в западной цивилизации . Предпосылками современного западного государства являются:
- Монополизация центральной властью средств управления и контроля на основе централизованной и стабильной системы налогообложения и применения физической силы.
- Монополизация законодательной
- Организация чиновничества, зависящего от центральной власти
Вебер утверждал, что некоторые из этих атрибутов существовали в разное время и в разных местах, но вместе они существовали только в западной цивилизации. Условия, благоприятствовавшие этому, были
- Появление рационально-правовой рациональности (этому появлению способствовали различные статусные группы на Западе )
- Возникновение современного чиновничества (бюрократии), которое потребовало
- Развитие денежной экономики, при которой чиновники получают вознаграждение в деньгах, а не в натуральной форме (обычно в виде земельных грантов).
- Количественное и качественное расширение управленческих задач
- Централизация и повышение эффективности управления.
Убеждение Вебера о том, что рационально-правовая власть не существовала в императорском Китае , подверглось резкой критике и не имеет многих сторонников в начале 21 века.
Современное государство
[ редактировать ]По мнению Макса Вебера, современное государство существует там, где политическое сообщество имеет:
- Административно-правовой порядок, который создан и может быть изменен законодательством, определяющим также его роль.
- Обязательная власть над гражданами и действиями, находящимися в ее юрисдикции
- Право законно применять физическую силу в пределах своей юрисдикции
Важным атрибутом определения современного государства, данным Вебером, было то, что оно является бюрократией .
Подавляющее большинство современных государств, начиная с XX века, подпадает под категорию рационально-правовой власти.
Рационально-правовые лидеры
[ редактировать ]Большинство современных бюрократических чиновников и политических лидеров представляют этот тип власти.
Официальные лица:
- Лично бесплатно.
- Служить высшей власти.
- Назначаются на основе поведения и технической квалификации.
- Несут ответственность за беспристрастное выполнение поставленных задач.
- Их работа – это занятие на полный рабочий день.
- Их работа методична и рациональна.
- Их труд вознаграждается зарплатой и перспективами карьерного роста.
Политики:
- Несут единоличную ответственность за независимые действия.
- Должны признать, что публичные действия, противоречащие их основной политике, должны быть отвергнуты.
- Должен обладать харизматической привлекательностью для победы на выборах в условиях всеобщего избирательного права .
Вебер выделил десять основных вопросов, касающихся: «как назначаются и работают отдельные должностные лица». Административный аппарат находится в подчинении высшей юридической власти в бюрократическом административном стиле.
- Они лично свободны и подчиняются власти только в отношении своих безличных служебных обязанностей.
- Они организованы в четко определенную иерархию должностей.
- Каждый офис имеет четко определенную сферу компетенции в юридическом смысле.
- Должность заполняется на основе свободных договорных отношений или свободного отбора.
- Кандидаты отбираются на основе технической квалификации.
- Они получают по большей части фиксированную заработную плату в денежной форме с правом на пенсию.
- Должность рассматривается как единственное или, по крайней мере, основное занятие действующего лица.
- Это составляет карьеру. Повышение по службе зависит от решения начальства.
- Чиновник работает совершенно отдельно от владения средствами управления и без присвоения своего положения.
- Он подлежит строгой и систематической дисциплине и контролю при исполнении служебных обязанностей.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Герт, Х.Х.; Миллс, К. Райт (01 мая 2014 г.). Бюрократия . стр. 208–256. дои : 10.4324/9780203759240-13 . ISBN 9780203759240 . Проверено 05 сентября 2020 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Перроу, Чарльз. Сложные организации .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джеральд К. Харрисон (2015). «Мораль, неизбежный разумный авторитет и воля Бога» . Журнал религиозной этики . 43 (3): 454–474. дои : 10.1111/jore.12105 .
Категорические причины, Теория божественного приказа , Неизбежный рациональный авторитет, Метаэтика, Рационализированные служебные узы
- Перроу, Чарльз (1986). Сложные организации: критическое эссе . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 978-0-07-554799-0 . OCLC 12312230 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- http://oyc.yale.edu/sociology/socy-151/lecture-20
- http://2012books.lardbucket.org/books/sociology-comprehensive-edition/s17-01-power-and-authority.html
- http://opinion.inquirer.net/85293/max-webers-3-types-of-authority
- http://davidboje.com/horsesense/psl/pages/bureaucracydefined2.html
- http://atheism.about.com/od/religiousauthority/a/types_4.htm