Александр Введенский (религиозный деятель)

Александр или Александр Иванович Введенский 30 — августа 1889 ( — 26 июля 1946) — один из лидеров и идеологов обновленчества реформаторского движения внутри Русской Православной Церкви во времена Советского Союза . Его считают человеком, «наиболее отождествляющим обновленчество в советскую эпоху». [1]
Фон
[ редактировать ]Дед Введенского по отцовской линии был, по неясным данным, евреем, принявшим Русскую Православную Церковь , и служил псаломщиком (кантором) в Новгородской епархии . В процессе обращения дед поменял фамилию на Введенский в честь Введения, праздника Сретения Богородицы . [1] Мать Александра была представительницей провинциальной буржуазии , а отец воспитывался в русской дворянской семье и был директором школы в Витебске .
Введенский родился в Витебске в 1889 году. В 1913 году окончил исторический факультет Петербургского университета. Будучи студентом в Петербурге, он играл на фортепиано и часто посещал салоны Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус , важных деятелей символизма. движение. При их поддержке он написал статью под названием «Причины неверия среди русской интеллигенции », опубликованную в журнале «Паломник» , обнаружив, что двумя основными причинами неверия были
- Несоответствие между христианским богословием и сциентизмом и
- Якобы реакционный характер православного духовенства.
Его желание преодолеть разрыв между религией и наукой и стать апологетом и реформатором церкви проявляется на протяжении всей его последующей карьеры. [2]
Введенский решил принять сан священника в 1910 году и, поскольку неженатые священники были вынуждены принять монашеский постриг , он женился до своего рукоположения, хотя обвинения в супружеской неверности преследовали его всю оставшуюся жизнь. Он получил диплом Петербургской Духовной академии в 1914 году, но ему было отказано в рукоположении из-за его еврейского происхождения и интеллектуальных взглядов . Наконец, в июле 1914 года он был рукоположен главным армейским капелланом Георгием Шавельским в сан полкового капеллана . Он служил полковым капелланом в течение двух лет, прежде чем в 1916 году был назначен капелланом Никольского кавалерийского училища в Петрограде. [3]
Введенский в 1922–1923 гг.
[ редактировать ]
В мае 1922 года Введенский и группа священников «Живая церковь » были доставлены в Москву при содействии ГПУ . Введенский и еще двое встретились 10 мая в Гребневском храме на Лубянской площади храма с настоятелем о. Сергей Калиновский . Они согласились сотрудничать для поддержки среди московского духовенства. Одновременно поддерживая архиепископа Антонина Грановского, руководителя движения по привлечению сторонников в провинции. Другой целью их программы была организация встречи с Патриархом Тихоном, чтобы положить конец тому, что они считали контрреволюционной деятельностью со стороны Церкви. Они напечатали в Реввоенсовете обращение , заверенное личным секретарем Троцкого и 12 мая розданное Сталиным Политбюро . , которое его утвердило – фактически единственный машинописный архивный экземпляр был подписан Сталиным Зиновьев Молотов , Каменев , Алексей , Михаил Томский и Рыков . [4]
В тот же вечер, когда состоялось заседание Политбюро, Введенский вместе с несколькими другими священниками-обновленцами предъявил Патриарху Тихону , находившемуся в то время под домашним арестом , доказательства того, что его антисоветская деятельность привела к хаосу в Церкви. Тихон отрицал такую антисоветскую деятельность, но с готовностью согласился уйти с патриаршего престола и временно передал власть митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому) до созыва нового собора для избрания нового патриарха. [4] Через несколько дней Тихона добились согласия на то, чтобы патриаршей канцелярией управляли священники Живой Церкви, однако он оговорил, что курировать ее должны два других архиерея . Однако, покидая собрание, Введенский публично сообщил, что Патриарх утвердил поместный собор обновленцев 1923 года как надлежащее церковное управление до тех пор, пока не будет созван поместный собор для выборов нового Патриарха. Епископ Антонин (Грановский) был провозглашен президентом управления , а Высшего церковного Введенский - вице-президентом. [5]
Когда Введенский встретился с митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским) в конце мая, митрополит отказался признать Высшее Духовное Управление как законное управление Церковью без прямых указаний Патриарха. В письме ко всем приходам своей епархии митрополит Вениамин запретил Введенскому и другим священникам-обновленцам совершать таинства до того, как они покаялись перед ним. Это привело к аресту митрополита Вениамина на следующий день после обнародования письма, а присутствие Введенского при этом аресте сравнивали с Иудой Искариотом при аресте Христа. Епископ Алексий (Симанский) , временно управлявший епархией во время отсутствия митрополита Вениамина, 4 июня восстановил Введенского и остальных в правах под давлением ГПУ, грозившего казнить Вениамина. [6]
Он должен был быть свидетелем обвинения против митрополита Вениамина, но в самом начале процесса был ранен в голову брошенным в него камнем. После этого он на 2 месяца выпал из церковной жизни. Вернувшись к деятельности, он обнаружил острый антагонизм между двумя лидерами обновленческого раскола — митрополитом Антонином (Грановским) и Владимиром Красницким . Этот конфликт привел к расколу «Живой Церкви». Митрополит Антонин (Грановский) 20 августа 1922 года создает в рамках обновленческого раскола еще одно объединение, названное «Союз за церковное возрождение». После провала переговоров с Антонином (Грановским) Введенский создал обновленческое объединение, получившее название « Союз общин Древней Апостольской церкви » (СОДАЦ), возглавил его, написал его программные документы и благодаря своей известности способствовал открытие своих филиалов во многих регионах СССР.
Введенский как Глава Живой Церкви, 1923-1946 гг.
[ редактировать ]
После роспуска СОДАТ и образования 8 августа 1923 г. обновленческого Синода Введенский стал его постоянным членом. За это время он принял ряд титулов — митрополита; Апологете; Евангелизатор; Заместитель Первоиерарха.
октября 1941 года он был удостоен звания «Первоиерарха Русской Православной Церкви в СССР» с титулом «Святейший и Блаженнейший Великий Господин и Отец 10 . » Отец» ) и по сути глава Живой Церкви. Он попытался назвать себя Патриархом, но это так и не было принято большинством церкви, и к декабрю того же года он вернулся к своему менее представительному титулу митрополита.
Сталина С конкордатом с «Патриаршей» Русской Православной Церковью после его встречи с митрополитом Сергеем 8 сентября 1943 года Живая Церковь лишилась поддержки советской власти и остальных верующих. Многим священнослужителям было разрешено вернуться в свои церкви в том сане, который они имели до присоединения к Живой Церкви, за исключением Введенского, который как «отец-основатель» раскола мог быть принят обратно в Русскую Православную Церковь только в том случае, если он согласился вернуться. как мирянин , а не священник. Он отказался и умер, не примирившись . [7]
Личная жизнь
[ редактировать ]
Введенский был дважды женат и имел пятерых детей. Как члену «белого духовенства» (женатого духовенства) ему канонически запрещался входить в епископат , который в Восточной Церкви состоит из «черного духовенства» (монашеского духовенства). (Исключением является случай, когда белый священник становится вдовцом: ему не разрешается вступать в повторный брак, и ожидается, что он станет монахом). Позже Введенский также сбрил бороду, чего православные священнослужители традиционно не делают. Маргарет Бурк-Уайт во время своего визита в Москву в 1941 году сделала серию фотографий «Нового митрополита Московского» и они были опубликованы в журнале «Лайф» (13 октября 1941 года, стр. 116-117).
Введенский умер от инсульта 26 июля 1946 года и похоронен на Калитниковском кладбище в Москве вместе со своей матерью Зинаидой Саввишной. [8]
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Рослоф, Эдвард Э. (24 октября 2002 г.). Красные священники: обновленчество, русское православие и революция, 1905–1946 (Первое изд.). Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34128-0 .
- Левитин-Краснов Анатолий Эммануилович (1990). «Упадок обновленчества». Дела и дни [ Дела и дни ] (на русском языке). Париж: Прот. В. Цыпин. стр. 124–158.
- (более раннее издание вышеупомянутой работы): Левитин-Краснов Анатолий Эммануилович (1972). "Суд". Дела и дни [ Дела и дни ] (на русском языке). Франкфурт-на-Майне: Прот. В. Цыпин. стр. 239–274.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рослоф (2002) , с. 9.
- ^ Рослоф (2002) , стр. 9–10.
- ^ Рослоф (2002) , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Рослоф (2002) , с. 54.
- ^ Рослоф (2002) , стр. 57–58.
- ^ Рослоф (2002) , с. 62.
- ^ Levitin-Krasnov (1972) , p. 269.
- ^ Levitin-Krasnov (1972) , p. 273.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кротов, Яков. «Митрополит Александр Введенский» . Кротов История: Очерки и размышления об истории человека, свободы, веры (на русском языке).
- "Александр Введенский" . krotov.info (in Russian).
- Яков Кротов. "обновленчества: Анатолий Краснов-Левитин и Вадим Шавров" . Очерки по истории русской церковной смуты (in Russian).