обновленчество
![]() |
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2011 г. ) |

обновленчество [ 1 ] ( Russian : обновленчество , romanized : obnovlenchestvo ; from обновление , obnovlenie 'renovation, renewal') – also called Renovated Church ( обновленческая церковь ) or by metonymy the Living Church ( Живая Церковь , Zhivaya Tserkov' ) [ 2 ] – официально называвшаяся Православная Российская Церковь ( Православная Российская Церковь , Православная Российская Церковь ), а позже Православная Церковь в СССР ( Православная Церковь в СССР , Православная Церковь в СССР ), была официальной христианской церковью в Советском Союзе с 1922 по 1946 года, которое после Второй мировой войны было провозглашено религиозным движением, отколовшимся от Русской Православной Церкви в 1922 году. Под санкциями советских властей движение прекратило свою деятельность в конце 1940-х годов. В 1927 году движение было благословлено будущим Патриархом Московским Сергием реформировать современную Русскую Православную Церковь , и этот политический шаг позволил Сергию (Страгородскому) в 1943 году.
Первоначально это движение зародилось как массовое движение среди русского православного духовенства за реформацию Церкви, но быстро на него повлияла поддержка советских спецслужб ( ЧК , затем ГПУ , НКВД ), которые надеялись расколоть и ослабить русскую церковь. Церковь, разжигая внутри нее раскольнические движения. [ 3 ] [ 4 ] Началом настоящего раскола принято считать май 1922 года, когда группа обновленческого духовенства предъявила претензии на высшую церковную власть в Русской Церкви. Через три дня после основания новой Церкви советские власти арестовали Патриарха Московского Тихона . 19 мая [ 4 ] обе фракции называли друг друга «обновленцами» и « » Таким образом тихоновцами . Движение считается завершенным со смертью его лидера Александра Введенского в 1946 году, хотя последний нераскаявшийся обновленческий иерарх Филарет (Яценко) [ 5 ] умер в 1951 году. [ 6 ]
Хотя все движение часто называют « Живой Церковью» , это было название лишь одной из групп, составлявших более крупное обновленческое движение. Ко времени Московского Собора 1923 года внутри движения сформировались три основные группы, представляющие разные течения внутри русского обновленчества: «Живая церковь Владимира Красницкого» лоббировала интересы женатого духовенства; Союз общин Древнеапостольской церкви (Союз общины древнеапостольской церкви — Содац СОДАЦ) Александра Введенского ; и Союз обновления Церкви (Союз церковного возрождения) — группа епископа Антонина Грановского , интересовавшаяся литургической реформой; наряду с несколькими второстепенными группами.
История обновленческой церкви
[ редактировать ]Начало и первый период (1920–1930-е гг.)
[ редактировать ]В 1919–1920 годах сотрудники ВЧК стали активно искать контактов с теми представителями православного духовенства, которые, по их мнению, подходили на роль разрушителей единства Русской Православной Церкви. Первые попытки внести элемент дезорганизации в церковную среду, действуя через иерархов (или бывших иерархов) из окружения патриарха, не увенчались успехом. Поэтому ВЧК решила действовать через молодое белое приходское духовенство, революционно настроенное по отношению к возможным внутрицерковным преобразованиям, что привело дело в конечном итоге к рассорке между «священниками и епископатом», женатыми («белыми») и монашествующими ( «черное») духовенство. Особый VI отдел ГПУ стал координирующим центром всех усилий по расколу Церкви через ГПУ ( ОГПУ с 15 ноября 1923 года) во главе с Евгением Тучковым . Общее руководство процессом раскола Церкви сосредоточилось (хотя и не сразу) в руках Политбюро ЦК ( лично ответственный — Лев Троцкий ). К весне 1922 года необходимая организационная подготовка к забастовке Церкви была завершена. Нужен был подходящий момент для начала.
Такой благоприятный момент вскоре представился в связи с началом кампании по изъятию церковных ценностей. Будучи специальным представителем Совета Народных Комиссаров, Лев Троцкий руководил работой Комиссии по учету и концентрации ценностей. 23 января 1922 года члены Комиссии договорились, что работы по вывозу ценностей из действующих религиозных учреждений должны начаться в ближайшее время в двух-трех важнейших областях страны ( Москва , Петроград , Новгород ). В число подготовительных мероприятий входила работа с представителями Церкви: «В случае необходимости могут быть привлечены отдельные представители духовенства, которые, в отличие от антисоветского духовенства, будут резко защищать меры правительства, внося тем самым раскол среди духовенства. " После событий в Шуе 15 марта 1922 года, где комиссия по изъятию ценностей столкнулась с массовым и упорным сопротивлением верующих, Лев Троцкий 17 марта 1922 года в письме к Лев Каменев , Вячеслав Молотов и Тимофей Сапронов сформулировали 17 тезисов, содержащих подробные указания партийно-советским и чекистским органам относительно форм и методов экспроприации церковных ценностей (руководство кампанией отныне сосредоточилось в руках партийных органов). Среди прочего предлагалось «решительно расколоть духовенство», взяв под защиту государственной власти тех духовенств, которые открыто выступают за передачу церковных богатств государству.
В том же месяце была образована так называемая «Петроградская группа прогрессивного духовенства». Первым программным документом группы стала декларация о помощи голодающим от 24 марта 1922 года, подписанная 12 священнослужителями. Участники петроградской группы сразу же развернули активную деятельность: Александр Введенский и Александр Боярский практически ежедневно выступали с докладами, призывая их отдать церковные ценности. Владимир Красницкий не делал докладов, но завязал связи с различными учреждениями, в частности с ЧК, располагавшейся тогда на Гороховой улице , 2. Именно Красницкий стал главным организатором среди участников петроградской группы. Под его руководством, которое, однако, оспаривалось Введенским и Боярским, петроградская группа стала центром зарождающегося обновленческого движения.
Этот шаг был быстро (18 июня 1922 г.) осужден Агафангелом как незаконный и неканонический. Однако на короткое время казалось, что обновленцы взяли верх. Обновленцы при полной поддержке советской власти захватили многие церковные здания и монастыри, в том числе знаменитый храм Христа Спасителя в Москве . Во многих епархиях женатому («белому») духовенству было предложено взять церковное управление в свои руки без одобрения своих епархиальных архиереев. В то же время этим епископам часто угрожали и требовали признания власти HCA. [ развернуть аббревиатуру ] По сути, это привело к тому, что в одной епархии и одном городе существовали «параллельные» церковные администрации, одна из которых поддерживала ГКА, а другая — канонического епископа.
Эта кампания террора дала свои результаты: к лету 1922 года более 20 иерархов признали каноническую власть ВЦА, самым известным из которых был митрополит Сергий (Страгородский) Нижегородский , будущий Патриарх. Во многих крупных городах все имущество православных церквей находилось в руках обновленцев. Прежде чем созвать генеральный собор для обсуждения своих мер, обновленцы начали проводить радикальные реформы, направленные, по их мнению, на интересы женатого духовенства. Среди мер, меняющих традиционный порядок церковной жизни, были:
- Разрешение монашествующим (в том числе епископам) вступать в брак с сохранением епископских и духовных санов;
- Разрешение духовенству вступать в брак после рукоположения, вступать в повторный брак или жениться на вдовах;
- Разрешение на рукоположение женатых священников в епископы (православная традиция гласит, что епископами могут быть только монашествующие).
Последнее решение вызвало ряд хиротоний «женатых архиереев» по всей стране, особенно в Сибири . В результате его обнародования из 67 архиереев, прибывших на Второй Московский Собор было рукоположено только 20 в апреле 1923 года, до раскола . Хиротония «женатых архиереев» без ожидания соборного решения об изменении соответствующих канонов встретила сопротивление даже среди многих обновленческих лидеров, и эти «женатые архиереи» получили позднее повторное рукоположение еще до открытия Собора.

I обновленческий (или официально «II Всероссийский» Собор ) собирался в Москве с 29 апреля по 8 мая 1923 года. Самым скандальным и позорным его решением было предать патриарха Тихона (находившегося под домашним арестом в ожидании суда) церковному суду в заочно за его оппозицию коммунизму и лишить его епископства , священства и монашеского статуса. Собор разрешил брак епископата и второй брак священникам. Монастыри «как отклонившиеся от чистой монашеской идеи» было приказано закрыть. Тогда Собор постановил вообще упразднить Патриархат и вернуться к «коллегиальной» форме церковного управления. Высшее церковное управление было переименовано в Высший церковный совет, по-прежнему под председательством Антонина (Грановского). Патриарх Тихон , которого посетила делегация Собора, отказался признать авторитет этого Собора и действительность «судебного» решения из-за многих нарушений канонической процедуры: по сути, решение не оказало никакого влияния на жизнь патриарха. Патриаршая или «Тихоновская» церковь.
24 июня 1923 года борьба за власть между фракциями привела к вынужденной отставке митрополита Антонина (Грановского). 29 июня 1923 года он объявил свой «Союз за церковное обновление» автокефальным и вскоре вернулся к своему прежнему титулу «епископа», предприняв ряд радикальных литургических экспериментов: например, переместив алтарный стол в середину церкви, и т. д. Он сделал один из первых переводов Божественной литургии на современный русский язык . Его группа распалась в 1929 году.
Серьезным ударом по обновленчеству стало возвращение патриарха Тихона на действительную службу в июне 1923 года, когда под международным давлением он был освобожден из-под домашнего ареста. Уже к тому времени широкое пассивное сопротивление обновленцам, особенно в сельской местности, подорвало их усилия по «захвату» Русской Церкви. 15 июля 1923 года Патриарх объявил все обновленческие указы, а также все их таинственные действия (в том числе и хиротонии ) безблагодатными в связи с «обманом», с помощью которого они пытались захватить власть в Церкви, и полным игнорированием ими каноны . В августе 1923 года Собор русских православных архиереев, вернувшихся из ссылки и заключения, подтвердил решение Тихона, объявив обновленческую иерархию «незаконной и безблагодатной». Часть храмов была возвращена «тихонитам» (так обновленцы называли в то время «Патриаршую» Церковь), а многие архиереи и священники, которых принуждали поддержать раскол , покаялись и были приняты обратно в общение .
Помимо экклезиологических экспериментов, в 1920-е годы обновленческая Церковь вела некоторую деятельность в области образования и апологетики. В частности, в 1924 году церкви было разрешено открыть два высших учебных заведения: Московскую духовную академию и Духовный институт в Ленинграде . Были установлены некоторые контакты и с другими частями христианского Востока: так, II обновленческий Собор (он же III Всероссийский Собор ), созванный в Москве 1–9 октября 1925 г., ознаменовался присутствием представителей Патриархатов Константинопольских . и Александрия, сослужившая Евхаристию с другими членами обновленческого Синода. [ нужна ссылка ]
Во второй половине 1920-х годов каноническая Русская Православная Церковь начала предпринимать шаги к той или иной форме сближения с советской властью. Примечательно, что в 1927 году заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий Страгородский издал «Декларацию», провозгласившую абсолютную лояльность Церкви советской власти и ее интересам. Впоследствии Синод, образованный Сергием, получил признание Советов. Это фактически лишило обновленческий Синод места главного выразителя союза Церкви и Советского государства, и именно тогда обновленческое движение начало свой быстрый упадок.
Упадок (1930–1940-е годы)
[ редактировать ]К середине 1930-х годов общий провал движения стал очевиден. Не сумев привлечь большинство верующих, движение перестало быть полезным для советской власти, и, следовательно, как «Патриаршая» Церковь, так и обновленцы подверглись жесточайшим преследованиям со стороны советских спецслужб: церковные здания были закрыты и часто разрушается; активное духовенство и миряне были заключены в тюрьмы, а иногда и казнены. В то же время, пытаясь «отвоевать» более традиционное русское православие , церковь отказалась от всех попыток церковной или литургической реформы, за исключением уступок, ранее сделанных женатому духовенству. Вместо этого обновленческая Церковь предпринимала попытки подражать внешним литургическим и организационным формам своих противников из «Патриаршей» Церкви.
В 1934 году обновленческий Синод издал позорное решение, объявившее «приверженность старой церкви» ( староцерковничество ), то есть Патриаршей Церкви, «ересью» и «расколом». Инициатор этого решения, митрополит Николай Ленинградский (Платонов) ушел из епископства в 1938 году, публично отрекся от веры и стал печально известным пропагандистом атеизма . Обновленческая церковь продолжала сокращаться в численности; процесс активизировался, начиная с 1939 года, когда Синод запретил епархиальным архиереям совершать какие-либо священнические хиротонии без его одобрения.
Окончательный удар движению нанесло начало Второй мировой войны в 1941 году. Резиденцию митрополита пришлось перенести в связи с эвакуацией. Поэтому у Синода были трудности с контактом и контролем своего духовенства на приходах. Что еще более важно, в своих попытках получить моральную и финансовую поддержку от Восточной Православной Церкви Иосиф Сталин решил обратиться к более популярной и традиционной Русской Православной Церкви во главе с Сергием , а не к ее в значительной степени неудачливым конкурентам. 8 сентября 1943 года Сталин встретился с тремя главными иерархами «Патриаршей» Церкви и пообещал пойти на уступки Церкви и религии в целом в обмен на ее преданность и поддержку.
Одним из последствий этого маловероятного конкордата было то, что дни обновленческого движения были сочтены. За этим последовал поток обновленческих клириков, искавших примирения с Сергием. По общему правилу, Патриаршая Церковь считала все таинства, совершаемые обновленцами, «недействительными», поэтому принимающее духовенство принималось в тех санах, в которых оно находилось на момент присоединения к расколу (т. е. 1922 г.). Единственное исключение было сделано для митрополита Александра Введенского , которого считали «отцом-основателем» раскола. Введенский отказался войти в Московский Патриархат как мирянин и умер непримиренным.
В 1943 году обновленческая церковь имела 13 действующих иерархов и еще 10 архиереев, находящихся в отставке или в ссылке. К 1945 году осталось всего три епископа, один из которых ушел в отставку. В Москве под контролем обновленцев осталась только одна церковь; Остальное церковное имущество было возвращено советским правительством Московскому Патриархату на время пребывания Введенского в эвакуации. Введенский умер от инсульта 8 июля 1946 года, в его церкви был полный беспорядок. К этому времени почти все обновленческие приходы и духовенство были присоединены к Московскому Патриархату. После этого в стране остались разрозненные и изолированные общины во главе со священниками, которые в случае покаяния лишались сана по каноническим причинам. Последними архиереями-обновленцами, признавшими патриаршую Церковь, были архиепископы Гавриил (Ольховик) (1948 г.), Серафим (Коровин) (1 августа 1948 г.) и Александр (Щербаков) (17 апреля 1949 г.). Последним обновленческим иерархом в СССР был митрополит Крутицкий Филарет (Яценко), считавший себя главой обновленческой Церкви. Он умер в начале 1951 года, не оставив преемников.
Лидерство и администрирование
[ редактировать ]Центральный орган управления обновленческой церкви, как и все ее управление, находился в состоянии постоянного изменения и за 28-летний период своего существования несколько раз менял названия. Первоначально оно называлось церковным управлением Высшим , затем Высшим церковным советом (1922–23). После этого он принял более традиционный стиль: Священный Синод Православной Церкви в СССР (1923–1935). Ее Председателем обычно считался главный иерарх церкви, независимо от кафедры, которую он занимал.
В последующие годы обновленческая администрация стала больше склоняться к более «традиционалистским» названиям. В 1933 году была введена должность Первоиерарха ( Первоиерарха ) в отличие от «Тихоновской» Церкви, у которой не было Патриарха до 1943 года. Должность была отдана тогдашнему Председателю Синода Виталию Введенскому ; однако с середины 1920-х годов вся власть в обновленческой церкви сосредоточилась в руках ее фактического руководителя — митрополита Александра Введенского . Ко второй половине 1930-х годов А. Введенский носил весьма своеобразный конгломерат титулов, придуманных специально для него: митрополит-апологет-евангелист и заместитель Первоиерарха . Осенью 1941 года он сам принял титул Первоиерарха и предпринял неудачную попытку провозгласить себя Патриархом всех Православных Церквей СССР . Эта попытка не была одобрена его коллегами-священнослужителями, и в декабре 1941 года он вернулся к своим прежним титулам.
Первоиерархи обновленческой Церкви
[ редактировать ]Иерархами в должности официальных руководителей обновленческой Церкви были:
- Председатель Высшего церковного управления
- Митрополит Антонин (Грановский) (15 мая 1922 г. - 8 мая 1923 г.)
- Председатель Высшего церковного совета
- Митрополит Антонин (Грановский) (8 мая - 24 июня 1923 г.).
- Metropolitan Yevdokim (Meschersky) (13 April – 8 August 1923)
- Председатель Священного Синода
- Metropolitan Yevdokim (Meschersky) (8 August 1923 – 9 April 1925)
- Митрополит Вениамин (Муратовский) (февраль 1925 г. - 6 мая 1930 г.)
- Митрополит Виталий (Введенский) (10 мая 1930 г. - 29 апреля 1935 г.)
- Первоиерархи
- Митрополит Виталий (Введенский) (5 мая 1933 г. - 6 октября 1941 г.)
- Митрополит Александр (Введенский) (6 октября 1941 г. - 8 августа 1946 г.) самопровозглашенный Патриарх в октябре – декабре 1941 г.
- Митрополит Филарет (Яценко) (1946–1951) де-факто.
См. также
[ редактировать ]- Немецкие христиане (движение) , аналогичное движение в нацистской Германии.
- Преследования христиан в Советском Союзе
- Антирелигиозная кампания СССР (1921–1928).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мазырин А., свящ. Советское обновленчество: церковный феномен или инструмент госбезопасности? // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 1-2. С. 226—248.
- ^ «Обновленная церковь | Русское православие» . Британская энциклопедия . Проверено 4 октября 2021 г.
- ^ Роберт Сервис , История современной России, от Николая II до Путина, стр. 135. ISBN 0-674-01801-X
- ^ Jump up to: а б Специалист по истории православия Сергей Шумило: "Пришло время золотить не купола, а наши души" . www.segodnya.ua. 13 апреля 2019 (в Russian)
- ^ Лавринов 2016 , p. 33.
- ^ Лавринов 2016 , p. 560.
Библиография
[ редактировать ]- Краснов-Левитин, Анатолий (1977). Лихие годы, 1925-1941 [ Turbulent Years, 1925-1941 ]. Paris: YMCA-Press.
- Левитин-Краснов, Анатолий; Шавров, Вадим (1996). Очерки по истории русской церковной смуты [ Essays from the History of Russian Church Troubles ]. Материалы по истории Церкви. Книга 9 (in Russian). М.: Крутицкое Патриаршее подворье.
- Шкаровский, Михаил (1999). Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века [ The Renovationist Movement in the Russian Orthodox Church in the 20th century ] (in Russian). СПб.: Нестор.
- Соловьев, Илья, ed. (2002). "Обновленческий раскол": Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики [ The Renovationist Schism: the materials for its religious, historical and canonical characterization ]. Материалы по истории Церкви. Кн. 27. М.: Крутицкое патриаршее подворье : О-во любителей церковной истории.
- Рослоф, Эдвард Э. (24 октября 2002 г.). Красные священники: обновленчество, русское православие и революция, 1905–1946 (Первое изд.). Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34128-0 .
- Крапивин, М. Ю.; Далгатов, А. Г.; Макаров, Ю. Н. (2005). Внутриконфессиональные конфликты и проблемы межконфессионального общения в условиях советской действительности (окт. 1917 — конец 1930-х годов) [ Intra-confessional conflicts and problems of interfaith communication in the conditions of Soviet reality (October 1917 - the end of the 1930s) ] (in Russian). СПб.: Изд-во СПбГУ. ISBN 5-288-03633-0 .
- Головушкин, Дмитрий (2009). Феномен обновленчества в русском православии первой половины XX века [ The phenomenon of Renovationism in Russian Orthodoxy in the first half of the 20th century ] (in Russian). Санкт-Петербург: Политехника-сервис. ISBN 978-5-904030-51-3 .
- Галутва, Геннадий (2015). Вершины и пропасти Александра Введенского, митрополита и человека [ Heights and abysses of Alexander Vvedensky, Metropolitan and man ] (in Russian). Москва; Таруса. ISBN 978-5-9901857-2-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Шкаровский, Михаил (2017). «Обновленцы» и Советское государство». Православные христианские движения обновления в Восточной Европе, христианство и обновление — междисциплинарные исследования / А. Джурич Милованович и Р. Радич (ред.) . Чам, Швейцария: Пэлгрейв Макмиллан: 67–76.
- Лавринов, Валерий (2016). Обновленческий раскол в портретах его деятелей [ The Renovationist schism in the portraits of its figures ]. Материалы по истории Церкви. Книга 54 (in Russian). М.: Общество любителей церковной истории. ISBN 978-5-9906510-7-4 .
- Лобанов, Вячеслав (2019). «Обновленческий» раскол в Русской Православной Церкви (1922–1946 гг.) [ The "Renovationist" schism in the Russian Orthodox Church (1922-1946) ]. СПб.: Петроглиф. ISBN 978-5-8055-0373-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Обновленная церковь | Русское православие» . Британская энциклопедия . Проверено 26 февраля 2020 г.
- История Русской Православной Церкви
- Независимые восточно-православные конфессии
- Христианский церковный брак
- Восточное православие в Советском Союзе
- 1922 заведения в России
- Христианские организации, основанные в 1922 году.
- Разрушения 1946 года в Советском Союзе
- Организации, ликвидированные в 1946 году.
- Государственное политическое управление