Ян Чеплак
Ян Феликс Цеплак | |
---|---|
Архиепископ Виленский | |
![]() | |
Церковь | Римско-католический |
Архиепископия | Вильнюс |
Назначен | 14 декабря 1925 г. |
В офисе | 1925-1926 |
Предшественник | Юргис Матулайтис-Матулявичюс |
Преемник | Ромуальд Ялбжиковски |
Предыдущий пост(ы) | Викарный епископ Могилевский (1908-1919). Апостольский администратор Могилева (1923-1925). |
Заказы | |
Рукоположение | 24 июля 1881 г. |
Посвящение | 20 декабря 1908 г. Аполинарий Внуковский |
Классифицировать | Митрополит Архиепископ |
Личные данные | |
Рожденный | |
Умер | 17 февраля 1926 г. Домброва Гурнича | (68 лет)
Похороненный | Вильнюсский кафедральный собор |
Национальность | Польский |
Ян Цеплак (17 августа 1857 — 17 февраля 1926) — польский римско-католический священник и архиепископ .

Ранний период жизни
[ редактировать ]Ян Цеплак родился в Домбровой Гурниче , Конгресс Польши , в 1857 году в обедневшей семье польского дворянства . В 1880-х годах он посещал Санкт-Петербургскую Римско-католическую духовную академию . После нескольких лет работы преподавателем семинарии, в 1908 году он стал викарным епископом и Могилёвской митрополии титулярным епископом Эварским. [ 1 ] Он оставался на этой должности до тех пор, пока его начальник, архиепископ Эдвард фон дер Ропп , не был депортирован после Октябрьской революции .
Архиепископ
[ редактировать ]Во время правления Николая II в России Чеплак находился под наблюдением охранки , которая подозревала его в польском национализме. 29 марта 1919 года он был назначен титулярным архиепископом Ахриды . [ 2 ] Как самый высокопоставленный представитель Римско-католической церкви в новом Советском Союзе он часто подвергался преследованиям и преследованиям. Архиепископ дважды арестовывался ЧКК , но был освобожден на фоне массовых протестов католиков Петрограда. мощей святителя Андрея Боболы В то же время он сыграл важную роль в организации окончательного переезда из Советского Союза в Рим. В противном случае архиепископ был уверен, что останки святителя подверглись бы осквернению.
После руководитель инсульта Ленина в 1922 году КПСС Григорий Петроградской Зиновьев был полон решимости избавить свой район от организованного католицизма. При поддержке большинства Политбюро был устроен политический показательный процесс , вести который должен был заместитель наркома юстиции Николай Крыленко .
Суд над Чеплаком
[ редактировать ]Весной 1923 года архиепископ Цеплак, его генеральный викарий [монсеньор Константин] Будкевич , византийский католический экзарх Леонид Федоров , четырнадцать других священников и один мирянин были вызваны на суд в Москву .
По словам Кристофера Лоуренса Цуггера,
Большевики уже организовали несколько «показательных процессов». ЧК устроила «суд над петербургской боевой организацией»; его преемник, новое ГПУ , « Процесс над эсерами ». В этих и других подобных фарсах обвиняемые неизбежно были приговорены к смертной казни или к длительным срокам тюремного заключения на севере. Показательный процесс над Чеплаком является ярким примером большевистского революционного правосудия того времени. Обычные судебные процедуры вообще не ограничивали деятельность революционных трибуналов; Фактически прокурор Н. В. Крыленко заявил, что суды могут попирать права иных классов, кроме пролетариата . Апелляции из судов поступали не в суд высшей инстанции, а в политические комитеты. Западные наблюдатели сочли обстановку – большой бальный зал бывшего Дворянского клуба с нарисованными херувимами на потолке – исключительно неподходящим для такого торжественного мероприятия. Ни судьям, ни прокурорам не требовалось иметь юридическое образование, а только надлежащее «революционное». То, что видные таблички «Курение запрещено» игнорировались самими судьями, не сулит ничего хорошего для соблюдения законности. [ 3 ]
New York Herald Корреспондент Фрэнсис МакКаллах , присутствовавший на суде, позже описал его четвертый день следующим образом:
Крыленко, который начал выступать в 18:10, поначалу был достаточно умеренным, но быстро перешел к нападкам на религию в целом и католическую церковь в частности. «Католическая церковь, — заявил он, — всегда эксплуатировала рабочий класс». Когда он потребовал смерти архиепископа, он сказал: «Вся иезуитская двуличность, с которой вы защищались, не спасет вас от смертной казни . Ни один папа в Ватикане не сможет спасти вас сейчас»... Пока продолжалась длинная речь, Красный Прокуратор довел себя до бешенства антирелигиозной ненависти. «Ваша религия, — кричал он, — я плюю на нее, как и на все религии — на православную , иудейскую , мусульманскую и остальные». «Здесь не закон, а советский закон , - кричал он на другом этапе, - и по этому закону вы должны умереть». [ 4 ]
Цеплак и Будкевич были приговорены к смертной казни , все остальные подсудимые получили длительные сроки заключения в ГУЛАГе . Известие о приговорах вызвало яростные демонстрации по всему западному миру.
По словам Цуггера,
Ватикан предприняли отчаянные усилия , , Германия , Польша, Великобритания и США чтобы спасти архиепископа и его канцлера. В Москве министры польской, британской, чехословацкой и итальянской миссий обратились «из соображений гуманности», и Польша предложила обменять любого пленного ради спасения архиепископа и монсеньора. Наконец, 29 марта приговор архиепископу был заменен десятью годами тюремного заключения... но монсеньора не пощадили. И снова поступили призывы со стороны иностранных держав, как западных социалистов, так и церковных лидеров. Эти призывы оказались напрасными: 30 марта в редакционной статье «Правды» говорилось, что трибунал защищает права рабочих, которых на протяжении столетий угнетала буржуазная система с помощью священников. Прокоммунистически настроенные иностранцы, заступившиеся за этих двоих, также были осуждены как «соглашатели со священническими слугами буржуазии » … Отец Рутковский позже записал, что [монсеньор] Будкевич безоговорочно отдался воле Божией. На В пасхальное воскресенье миру сообщили, что монсеньор все еще жив, а Папа Пий XI публично помолился в соборе Святого Петра, чтобы Советы сохранили ему жизнь. Московские официальные лица заявили министрам иностранных дел и репортерам, что приговор монсеньору был справедливым и что Советский Союз является суверенным государством, которое не потерпит никакого вмешательства. В ответ на призыв раввинов Нью - Йорка сохранить жизнь Будкевичу «Правда» написала ярую редакционную статью против «еврейских банкиров, которые правят миром» и прямо предупредила, что Советы также убьют еврейских противников революции. Лишь 4 апреля правда наконец-то открылась: монсеньор уже три дня находился в могиле. Когда эта новость дошла до Рима, Папа Пий упал на колени и плакал, молясь за душу священника. Что еще хуже, кардинал Гаспарри только что закончил читать записку от Советов, в которой говорилось, что «все идет удовлетворительно», когда ему вручили телеграмму, объявляющую о казни. 31 марта 1923 г. Великая суббота , в 23:30, после недели горячих молитв и твердого заявления о том, что он готов быть принесенным в жертву за свои грехи, монсеньора Константина Будкевича вывели из кельи и незадолго до рассвета пасхального воскресенья расстреляли. в затылок на ступеньках Лубянской тюрьмы . [ 5 ]
Освобождение и дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Под давлением международного сообщества Цеплак был освобожден из тюрьмы и депортирован во Вторую Польскую республику в 1924 году. Достигнув Польши, он уехал в Рим, а затем в США. Свое турне по США он начал в 1925 году. За это время «он посетил 375 приходов и 800 учреждений в 25 епархиях». [ 6 ] Он посетил польскую общину Чикаго в базилике Св. Гиацинта . 10 ноября 1925 года он прибыл в Пассаик, штат Нью-Джерси. В начале 1926 года он посетил польскую общину Сиракуз, штат Нью-Йорк, где выступил перед прихожанами церкви Святого Сердца . [ 7 ] Он заболел пневмонией и гриппом в Пассаике, штат Нью-Джерси, 10 февраля 1926 года и умер там, в больнице Святой Марии, 17 февраля 1926 года. [ 8 ] Позже его останки были перенесены в собор в Вильнюсе, Литва.
В 1925 году Цеплак был назначен архиепископом Виленским ( Вильнюсским ), но умер, не успев занять эту должность. Похоронен в Вильнюсском кафедральном соборе .
Почитание
[ редактировать ]С 1952 года Католическая церковь рассматривает вопрос о беатификации Цеплака.
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джозеф Ледит, SJ , архиепископ Джон Баптист Чеплак , Palm Publishers, Монреаль , 1963 г.
- Кристофер Лоуренс Цуггер, Забытые: католики в советской империи от Ленина до Сталина , Syracuse University Press , 2001
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дневник Римской курии , Acta Apostolicae Sedis , Том 1 (1909), с. 439
- ^ Обеспечение церквей , Acta Apostolicae Sedis , Том 11 (1919), с. 178
- ^ Отец Кристофер Лоуренс Цуггер, «Забытые: католики в Советской империи от Ленина до Сталина», Syracuse University Press , 2001. Страница 182.
- ^ Капитан Фрэнсис МакКаллах, Большевистское преследование христианства , EP Dutton and Company , 1924. Страница 221.
- ^ Отец Кристофер Лоуренс Цуггер, «Забытые: католики в Советской империи от Ленина до Сталина», Syracuse University Press , 2001. Страницы 187-188.
- ^ «Цеплак, Ян в Encyclepedia.com» . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ «Польский епископ благодарен США» Syracuse Herald. 3 февраля 1926 г.
- ^ «Высоты, том VII, номер 20 — 23 февраля 1926 года — газеты Бостонского колледжа» .
- 1857 рождений
- 1926 смертей
- Римско-католические мученики XX века
- Люди из Домбровой Гурничи
- Титулярные архиепископы Польской римско-католической церкви
- Заключенные, приговоренные Советским Союзом к смертной казни
- Узники и узники Советского Союза
- Польские Слуги Божьи
- Римско-католические архиепископы Вильнюса
- Советские показательные испытания