Советский крейсер Максим Горький
![]() Максим Горький
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Максим Горький |
Тезка | Максим Горький |
Строитель | Ordzhonikidze Yard , Leningrad |
Номер двора | 270 |
Заложен | 20 декабря 1936 г. |
Запущен | 30 апреля 1938 г. |
Введен в эксплуатацию | 12 декабря 1940 г. |
Выведен из эксплуатации | 17 февраля 1956 г. |
Ремонт | Лето 1953 года |
Почести и награды |
|
Судьба | Продан на металлолом 18 апреля 1959 г. |
Общая характеристика (проект 26бис) | |
Класс и тип | "Киров" типа Крейсер |
Смещение |
|
Длина | 191,4 м (627 футов 11 дюймов) |
Луч | 17,66 м (57 футов 11 дюймов) |
Черновик | 6,3 м (20 футов 8 дюймов) ( полная нагрузка ) |
Установленная мощность | |
Движение | 2 вала, 2 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 36,72 узла (68,01 км/ч; 42,26 миль в час) (на испытаниях) |
Выносливость | 4220 миль (7820 км; 4860 миль) на скорости 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час) |
Дополнить | 963 |
Датчики и системы обработки | Арктур гидрофон |
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | 2 × КОР-1 гидросамолета |
Авиационные объекты | 1 ЗК-1 катапульта |
Максим Горький ( русский : Максим Горький 26бис «Киров» , ) — крейсер проекта ВМФ СССР принимавший участие в боевых действиях во время Второй мировой войны и продолжавший службу в годы « холодной войны» . Носовая часть корабля подорвался на мине в Рижском заливе на начальном этапе операции «Барбаросса» , но он добрался до Кронштадта для ремонта. Однако после ремонта корабль большую часть войны находился в гавани из-за минных полей Оси в Ленинграде и Кронштадте. оказался в ловушке, Несмотря на то, что «Максим Горький» он принимал активное участие в двух боях: корабль вел артиллерийский огонь в поддержку защитников во время блокады Ленинграда , а затем бомбардировал финские позиции во время Выборгско-Петрозаводского наступления в середине 1944 года. Она не видела дальнейших действий во Второй мировой войне. Крупная модернизация была начата в 1953 году, но на флоте пересмотрели экономическую эффективность переоборудования, и в 1955 году работы были отменены. В 1959 году «Максим Горький» был продан на металлолом.
Описание
[ редактировать ]Максим Горький имел длину 187 метров (613 футов 6 дюймов) по ватерлинии и общую длину 191,4 метра (627 футов 11 дюймов) . У нее была ширина 17,66 метра (57 футов 11 дюймов) и осадка от 5,87 до 6,3 метра (от 19 футов 3 дюйма до 20 футов 8 дюймов). Его водоизмещение 8 177 метрических тонн (8 048 длинных тонн ) при стандартной нагрузке и 9 728 метрических тонн (9 574 длинных тонны) при полной загрузке. [ 1 ] ее паровые турбины выработали в общей сложности 129 750 лошадиных сил на валу (96 750 кВт ) Во время ходовых испытаний и развили корабль до максимальной скорости 36,72 узла (68,01 км / ч; 42,26 миль в час). Это едва превышало ее расчетную скорость в 37 узлов и произошло потому, что ее вес превышал 900 тонн (886 длинных тонн). Обычно он перевозил 650 метрических тонн (640 длинных тонн) мазута , 1660 метрических тонн (1630 длинных тонн) при полной загрузке и 1750 метрических тонн (1720 длинных тонн) при перегрузке. Это дало ей запас хода в 4220 морских миль (7820 км; 4860 миль) при скорости 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час). [ 2 ]
Максим Горький нес девять 180-миллиметровых (7,1 дюйма) орудий Б-1-П 57- го калибра в трех тройных башнях МК-3-180 с электроприводом. [ 1 ] орудий Б-34 56 калибра, Ее вторичное вооружение состояло из шести одиночных 100-миллиметровых (3,9 дюйма) зенитных установленных на каждой стороне задней воронки. Ее легкие зенитные орудия состояли из девяти полуавтоматических 45-миллиметровых (1,8 дюйма) пушек 21-К и четырех ДШК . 12,7-миллиметровых (0,50 дюйма) пулеметов [ 3 ] Шесть 533-миллиметровых (21 дюйм) торпедных аппаратов 39-Ю устанавливались в двух тройных установках. [ 4 ]
Модификации военного времени
[ редактировать ]К 1944 году Максим Горький обменял ее 45-мм (1,8 дюйма) орудия на 15 полностью автоматических 37-мм зенитных орудий 70-К с тысячей патронов на ствол, два дополнительных пулемета ДШК и два счетверенных ленд-лизовских пулемета Vickers .50 MK III. крепления. [ 3 ]
Когда в 1941 году началась война, у Максима Горького не было радара , но к 1944 году он был оснащен британским радаром, полученным по ленд-лизу . Один Тип 291 использовался для воздушного поиска. Для управления огнем ГК предназначались одна РЛС Тип 284 и две РЛС Тип 285 , а управление зенитным огнем обеспечивали две РЛС Тип 282 . [ 4 ]
Услуга
[ редактировать ]«Максим Горький» был заложен на верфи Орджоникидзе 20 в Ленинграде декабря 1936 года как слегка улучшенная версия советского проекта 26бис первой пары крейсеров типа «Киров» , получивших название проекта 26. Спущен на воду 30 декабря 1936 года. апрель 1938 г. и было завершено 12 декабря 1938 г. Корабль и его сопровождающие столкнулись с заложенной немцами «Апольдой». минное поле в Рижском заливе при прикрытии советских оборонительных минных усилий 23 июня 1941 года, а «Максим Горький» и эсминец «Гневный» потеряли носовую часть, хотя «Горький» добрался до порта, где был произведен временный ремонт. При содействии корабль был переведен в Таллинн , а затем в Кронштадт . [ 5 ] В Кронштадте ей изготовили новую носовую часть, и 21 июля она была состыкована с кораблем. [ 6 ] Большую часть оставшейся части войны она была заблокирована в Ленинграде и Кронштадте минными полями Оси и могла оказывать артиллерийскую поддержку защитникам только во время блокады Ленинграда , например, она выпустила 285 180-мм снарядов 4 сентября 1941 года и 701 выстрел во время блокады Ленинграда. Красносельско-Ропшанская наступательная операция крейсер награжден орденом Красного Знамени. в январе 1944 года. 22 января Марш за «образцовое выполнение боевых задач» и «мужество и доблесть», проявленные ее экипажем. [ 7 ] Она также обстреливала финские позиции в составе 4-й артиллерийской группы во время советского Выборгско-Петрозаводского наступления сотню 180-мм снарядов в районе Куоккалы в июне, выпустив 9 июня . Максим Горький неоднократно, хотя и незначительно, был поврежден немецкой авиацией и артиллерийскими атаками. [ 8 ] но ее единственный расширенный ремонт произошел зимой 1942–43 годов, когда ее верхняя палуба была усилена 37-миллиметровыми броневыми листами. [ 9 ]
Послевоенная карьера
[ редактировать ]После окончания войны Максим Горький был переведен в эскадру 4-го флота на Южной Балтике, когда 25 февраля 1946 года Балтийский флот был ненадолго разделен. В качестве штаба эскадрильи она переехала в Лиепаю , а затем в Балтийск . Для участия в параде крейсер ненадолго вернулся в Ленинград 7 ноября 1947 года. Максим Горький испытал первый советский военно-морской вертолет Камов Ка-10 в декабре 1950 года. Вертолет располагался на кормовой палубе и совершил первую вертолетную посадку на борт. Советский военный корабль 7 декабря под наблюдением главного конструктора Николая Камова . [ 8 ]
В середине 1953 года он был переведен в Кронштадт в ожидании ремонта на судостроительном заводе № 194 и переведен на корабли Кронштадтской крепости 16 июня, возглавив военно-морской парад по Неве ко Дню Военно-морского флота в июле. Ремонт, начавшийся в конце того же года, планировалось включать полный ремонт ее оборудования, а ее радар, системы управления огнем и зенитные орудия должны были быть заменены новейшими советскими системами. Должны были быть установлены выступы торпед , что увеличило бы ее водоизмещение на 1000 метрических тонн (980 длинных тонн), что привело бы к снижению ее скорости и дальности полета. В 1955 году военно-морской флот переоценил объем работ, счел его недостаточным для создания полностью современного корабля и приостановил ремонт. Максим Горький был исключен из состава Балтийского флота 17 февраля 1956 года, а затем аналогичным образом исключен из списка ВМФ и сдан на слом 18 апреля 1959 года. [ 8 ] после того, как военно-морской флот решил, что он не нужен в качестве корабля для испытаний ракет. [ 9 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Якубов и Ворт, с. 84
- ^ Якубов и Ворт, с. 90
- ^ Перейти обратно: а б Якубов и Ворт, стр. 86–87.
- ^ Перейти обратно: а б Якубов и Ворт, с. 88
- ^ Ровер, стр. 81–82.
- ^ Якубов и Ворт, с. 93
- ^ Chernyshev and Kulagin, p. 96
- ^ Перейти обратно: а б с Chernyshev and Kulagin, p. 97
- ^ Перейти обратно: а б Якубов и Ворт, стр. 91, 93.
Ссылки
[ редактировать ]- Chernyshev, Alexander; Kulagin, Konstantin (2007). От «Кирова» до «Кагановича». Советские крейсера Великой Отечественной [ От Кирова до Кагоновича : Советские крейсера Великой Отечественной войны ] (на русском языке). Москва: Яуза/Эксмо. ISBN 978-5-699-19623-4 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: Касселл. ISBN 1-86019-874-0 .
- Райт, Кристофер К. (2008). «Крейсеры ВМФ СССР, часть II: проекты 26 и 26бис типа « Киров ». Военный корабль Интернешнл . XLV (4): 299–316. ISSN 0043-0374 .
- Райт, Кристофер К. (2010). «Крейсеры ВМФ СССР. Часть III. Характеристики кораблей класса « Киров », раздел I». Военный корабль Интернешнл . XLVII (2): 127–152. ISSN 0043-0374 .
- Якубов Владимир; Стоит, Ричард (2009). «Советские легкие крейсера типа Киров ». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2009 года . Лондон: Конвей. стр. 82–95. ISBN 978-1-84486-089-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Будзбон, Пшемыслав; Радземский, Ян и Твардовский, Марек (2022). Боевые корабли советских флотов 1939–1945 гг . Том. Я: Основные бойцы. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-877-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- (на русском языке) Максим Горький на navsource.narod.ru (с фотографиями)
59 ° 20' с.ш. 22 ° 20' в.д. / 59,333 ° с.ш. 22,333 ° в.д.