Советский крейсер Молотов
![]() Вид сбоку на Молотова
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Молотов |
Тезка | Vyacheslav Molotov [ 1 ] |
Строитель | Марти Юг , Николаев |
Заложен | 14 января 1937 г. |
Запущен | 4 декабря 1939 г. |
Введен в эксплуатацию | 14 января 1941 г. |
Переименован | Slava ( Glory ) 3 August 1957 |
реклассифицирован | 3 августа 1961 г. в качестве учебного корабля. |
Ремонт | 1952–28 января 1955 г. |
Судьба | Продан на металлолом , 4 апреля 1972 г. |
Общая характеристика (проект 26бис) | |
Класс и тип | "Киров" типа Крейсер |
Смещение |
|
Длина | 191,4 м (627 футов 11 дюймов) |
Луч | 17,66 м (57 футов 11 дюймов) |
Черновик | 6,3 м (20 футов 8 дюймов) (полная нагрузка) |
Установленная мощность | |
Движение | 2 вала, 2 турбины с редуктором |
Скорость | 36,72 узла (68,01 км/ч; 42,26 миль в час) (на испытаниях) |
Выносливость | 4220 миль (7820 км; 4860 миль) на скорости 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час) |
Дополнить | 963 |
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | 2 × КОР-2 гидросамолета |
Авиационные объекты | 1 катапульта ЗК-1 |
«Молотов» ( русский : Молотов 26бис Киров» « ) — крейсер проекта ВМФ СССР , служивший во время Второй мировой войны и в годы « холодной войны» . Поддерживала советские войска во время блокады Севастополя , Керченско-Феодосийской операции и высадки десанта в Новороссийске в конце января 1943 года.
В период с 1952 по 1955 год корабль подвергался значительной модернизации. В 1957 году он был переименован в Вячеслав , как « Молотов впал . Слава» после того в немилость «Слава» была переклассифицирована в учебный корабль в 1961 году, а в 1972 году продана на металлолом .
Описание
[ редактировать ]«Молотов» и его сестра «Максим Горький» имели более тяжелое бронирование и были немного улучшены по сравнению с первыми двумя крейсерами типа «Киров» проекта 26, поэтому получили обозначение проекта 26бис. [ 2 ]
Его длина по ватерлинии - 191,4 метра (628 футов) составляла 187 метров (614 футов), общая длина , ширина - 17,66 метра (57 футов 11 дюймов) и осадка - от 5,87 до 6,3 метра (от 19 футов 3 дюйма до 20 футов). 8 дюймов). Его водоизмещение 8 177 метрических тонн (8 048 длинных тонн ) при стандартной нагрузке и 9 728 метрических тонн (9 574 длинных тонны) при полной загрузке. [ 3 ]
ее паровые турбины выработали в общей сложности 129 750 лошадиных сил на валу (96 750 кВт ) Во время ходовых испытаний , достигнув максимальной скорости 36,72 узла (68,01 км/ч; 42,26 миль в час), что чуть меньше расчетной скорости в 37 узлов, главным образом потому, что она была перевес на 900 метрических тонн (890 длинных тонн). Молотов обычно перевозил 650 метрических тонн (640 длинных тонн) мазута , 1660 метрических тонн (1630 длинных тонн) при полной загрузке и 1750 метрических тонн (1720 длинных тонн) при перегрузке. Это дало ей запас хода в 4220 морских миль (7820 км; 4860 миль) при скорости 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час). [ 4 ]
Молотов нес девять 180-миллиметровых (7,1 дюйма) орудий Б-1-П 57-го калибра МК-3-180 с электроприводом в трех тройных турелях . [ 4 ] орудий Б-34 56 калибра, Ее вторичное вооружение состояло из трех одиночных 100-миллиметровых (3,9 дюйма) зенитных установленных с каждой стороны задней воронки. Ее легкие зенитные орудия состояли из девяти полуавтоматических 45-миллиметровых (1,8 дюйма) 21-К зенитных орудий . и четырех 12,7-миллиметровых (0,50 дюйма) пулеметов ДК [ 5 ] Шесть 533-миллиметровых (21 дюйм) торпедных аппаратов 39-Ю устанавливались в двух тройных установках. [ 6 ]
«Молотов» был первым советским кораблем, оснащенным радаром , системой воздушного оповещения «Редут-К». [ 6 ] которым она пользовалась всю войну. К 1944 году были добавлены артиллерийские радиолокационные системы «Марс-1» советской разработки. [ 6 ]
Модификации военного времени
[ редактировать ]К 1943 году три пушки Молотова 45-мм полуавтоматические были заменены двенадцатью полностью автоматическими 37-миллиметровыми (1,5 дюйма) зенитными пушками 70-К с тысячей патронов на ствол и двумя дополнительными пулеметами ДК. [ 5 ] В 1942 году с ее авиационной катапульты сняли, чтобы освободить место для большего количества легких зенитных орудий.
В 1943 году была установлена усовершенствованная катапульта ZK-1a, которая успешно произвела испытательный запуск Supermarine Spitfire истребителя . Однако в 1947 году от этой концепции отказались, а катапульту сняли. [ 7 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]
«Молотов» был заложен на корабле «Южный Марты» в Николаеве 14 января 1937 года, спущен на воду 4 декабря 1939 года и завершен 14 июня 1941 года. Как единственный корабль советского ВМФ с радаром, «Молотов» оставался в Севастополе на начальный период операции «Барбаросса». для обеспечения воздушного предупреждения. [ 2 ] Продвижение немецких войск в Крым в конце октября 1941 года вынудило ее перебраться в Туапсе , где она продолжала обеспечивать предупреждение с воздуха. [ 2 ] [ 8 ] Однако 9 ноября корабль все же обстрелял немецкие войска возле Феодосии почти 200 180-мм снарядами, прежде чем вернуться в Туапсе. Молотов помог переправить 386-ю стрелковую дивизию из Поти в Севастополь в период с 24 по 28 декабря 1941 года. При выгрузке войск 29 декабря ее корма была повреждена немецкой артиллерией, и в ответ она обстреляла позиции Оси, выпустив 205 180-мм и 107 100-мм пушек. ракушки. После отхода 30 декабря корабль эвакуировал 600 раненых. [ 2 ]

Молотов повторил свою роль транспорта в первую неделю января. Ее носовая часть была повреждена во время сильного шторма в Туапсе, когда 21–22 января 1942 года ее выбросило на причал. Большую часть следующего месяца корабль провел в ремонте, хотя его носовую часть не удалось выпрямить; остаточные повреждения снизили ее скорость на несколько узлов. Она совершила ряд бомбардировочных вылетов в поддержку советских войск на Керченском полуострове до 20 марта, когда вернулась в Поти для более капитального ремонта. 12 июня Молотов переправил в Севастополь 2998 бойцов 138-й стрелковой бригады, обстреливая немецкие позиции во время разгрузки. При отъезде она эвакуировала 1065 раненых и 350 женщин и детей. [ 2 ] 14–15 июня корабль вернулся с 3855 подкреплениями вместе с другими кораблями, снова обстрелял немецкие позиции и эвакуировал 2908 раненых и беженцев. [ 9 ] 2 августа при возвращении с очередного бомбардировочного задания под Феодосией 20 метров (66 футов) ее кормы было оторвано Heinkel He 111 торпедоносцами из 6./KG 26 , действовавшими совместно с итальянскими моторными торпедными катерами MAS . [ 10 ] Из-за повреждений ее скорость снизилась до 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час), и Молотову пришлось управлять ее двигателями. Молотов находился в ремонте в Поти до 31 июля 1943 года и использовал корму недостроенного «Чапаев» типа крейсера «Фрунзе» , руль направления недостроенного крейсера «Железняков» , рулевой привод от крейсера «Каганович» и рулевой датчик от подводной лодки Л-25 . [ 2 ] Потеря трех эсминцев в результате атаки немецкой авиации 6 октября 1943 года привела к появлению приказа Сталина , запрещавшего развертывание крупных военно-морских соединений без его явного разрешения; это означало конец Молотова активного участия в войне. [ 11 ]
Послевоенная карьера
[ редактировать ]«Молотов» был переоборудован в ноябре 1945 года, чтобы устранить последние повреждения, полученные во время войны. 5 октября 1946 года у нее случился пожар в помещении для обращения со снарядами башни № 2, который пришлось тушить путем затопления магазина и помещения для обращения со снарядами, в результате чего погибло 22 человека убитыми и 20 ранеными. Корабль служил испытательным стендом для радаров, предназначенных для «Чапаев» и «Свердлов» типа крейсеров в конце 1940-х годов. [ 12 ] модернизация Молотова Послевоенная началась в 1952 году и продолжалась до 28 января 1955 года. [ 13 ]
В рамках этой модернизации Молотов получил радиолокационный комплекс, состоящий из «Гюйса» для воздушного поиска, «Рифа» для надводного поиска, «Зальпа» для артиллерийской стрельбы основного вооружения и «Якоря» для зенитной артиллерийской стрельбы. Все ее легкие зенитные орудия были заменены одиннадцатью спаренными 37-мм установками В-11 с водяным охлаждением , а ее 100-мм орудия были переустановлены на полноприводные установки Б-34УСМА. Ее зенитную систему управления огнем заменили на «Зенит-26» со стабилизированными наводками СПН-500 . Кроме того, она потеряла торпедные аппараты, противолодочное вооружение, лодочные краны и все оставшееся авиационное оборудование. Это обошлось в 200 миллионов рублей, что составляет от половины до трех четвертей стоимости нового «Свердлов» проекта 68бис типа крейсера . [ 14 ]
29 октября 1955 года корабль участвовал в спасательных работах после того, как в результате взрыва затонул бывший итальянский линкор « Новороссийск» . Пятеро ее людей погибли, когда линкор перевернулся почти через три часа после взрыва. [ 15 ] Она была переименована в «Славу» 3 августа 1957 года после того, как Вячеслав Молотов был исключен из правительства после неудачного переворота против Никиты Хрущева в том же году. [ Примечание 1 ] [ 16 ] 3 августа 1961 года он был переклассифицирован в учебный крейсер. «Слава» была отправлена в Средиземное море с 5 по 30 июня 1967 года, чтобы продемонстрировать советскую поддержку Сирии во время Шестидневной войны . В период с сентября по декабрь 1970 года он вернулся в Средиземное море, где корабль оказал помощь класса «Котлин» эсминцу «Бравый» после его столкновения с авианосцем HMS Ark Royal 9 ноября 1970 года . 4 апреля 1972 года «Слава» была продана на слом. [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Вячеслав Молотов пошутил: «Сначала крейсер назывался моей фамилией, теперь он назван моим именем». («Слава» по-русски означает не только славу, но и является уменьшительным от Вячеслава.)
Сноски
[ редактировать ]- ^ Якубов и Ворт, с. 93
- ^ Jump up to: а б с д и ж Якубов и Ворт, с. 94
- ^ Якубов и Ворт, с. 84
- ^ Jump up to: а б Якубов и Ворт, с. 90
- ^ Jump up to: а б Якубов и Ворт, стр. 86–7.
- ^ Jump up to: а б с Якубов и Ворт, с. 88
- ^ Якубов и Ворт, с. 89
- ^ Ровер, стр. 111.
- ^ Ровер, стр. 172.
- ^ Ровер, стр. 184.
- ^ Уитли, с. 211
- ^ Jump up to: а б Якубов и Ворт, с. 95
- ^ «Крейсер пр. 26-бис «Молотов» » (на русском языке). navsource.narod.ru . Проверено 18 августа 2009 г.
- ^ Якубов и Ворт, с. 91
- ^ Маклафлин, Стивен (2007). «Потеря Новороссийска: случайность или диверсия». В Джоне Джордане (ред.). Военный корабль 2007 года . Лондон: Конвейс. стр. 139, 142. ISBN. 978-1-84486-041-8 .
- ^ Кузин, В. П. (1996). Никольский В. И. Военно-морской флот СССР. 1945–1991 (in Russian). Санкт-Петербург.
Ссылки
[ редактировать ]- Мандель, Владимир, «Долг Холодной войны на Черноморском флоте», Военно-морская история (Аннаполис, Мэриленд, апрель 2011 г.), стр. 42–48.
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: Касселл. ISBN 1-86019-874-0 .
- Райт, Кристофер К. (2008). «Крейсеры ВМФ СССР, часть II: проекты 26 и 26бис типа « Киров ». Военный корабль Интернешнл . XLV (4): 299–316. ISSN 0043-0374 .
- Райт, Кристофер К. (2010). «Крейсеры ВМФ СССР. Часть III. Характеристики кораблей класса « Киров », раздел I». Военный корабль Интернешнл . XLVII (2): 127–152. ISSN 0043-0374 .
- Якубов, Владимир и Ворт, Ричард (2009). «Советские легкие крейсера типа Киров ». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2009 года . Лондон: Конвей. стр. 82–95. ISBN 978-1-84486-089-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Будзбон, Пшемыслав (1980). "Советский Союз". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. стр. 318–346. ISBN 0-85177-146-7 .
- Будзбон, Пшемыслав; Радземский, Ян и Твардовский, Марек (2022). Боевые корабли советских флотов 1939–1945 гг . Том. Я: Основные бойцы. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-877-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- (на русском языке) Крейсер «Молотов» Черноморского флота (с фотографиями)
- (на русском языке) Молотов на navsource.narod.ru (с фотографиями)
- (на русском языке) История проекта 26. Архивировано 29 октября 2002 г. в Wayback Machine.
- Крейсера типа «Киров»
- Корабли, построенные на Черноморском судостроительном заводе
- корабли 1939 года
- Крейсеры Советского Союза времен Второй мировой войны.
- Крейсеры Холодной войны Советского Союза
- Морские инциденты в январе 1942 г.
- Морские инциденты в августе 1942 г.
- Корабли постройки Советского Союза