М. В. Ваймарама
![]() Столб дыма после взрыва Ваймарамы 13 августа 1942 года.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Ваймарама |
Тезка | Ваймарама , Новая Зеландия |
Владелец | Шоу, Сэвилл и Альбион Лайн |
Порт приписки | Саутгемптон |
Строитель | Харланд и Вольф , Белфаст |
Номер двора | 1004 |
Запущен | 31 мая 1938 г. |
Завершенный | 6 октября 1938 г. |
Идентификация |
|
Судьба | уничтожен воздушной атакой, 13 августа 1942 г. |
Общие характеристики | |
Тип | рефрижераторный грузовой лайнер |
Тоннаж | |
Длина | 516,9 футов (157,6 м) |
Луч | 70,4 футов (21,5 м) |
Черновик | 27 футов 7 дюймов (8,41 м) |
Глубина | 32,3 фута (9,8 м) |
колоды | 3 |
Установленная мощность | 2463 л.с. (12 000 л.с. ) |
Движение | 2 × Дизельные двигатели 2 × винты |
Скорость | 18 узлов (33 км/ч) |
Емкость |
|
Датчики и системы обработки |
|
Примечания |
|
MV Waimarama — британский грузовой рефрижераторный лайнер . Судно было построено в Северной Ирландии для компании Shaw, Savill & Albion Line и спущено на воду в 1938 году. Оно перевозило скоропортящиеся продукты, особенно мясо, из Новой Зеландии в Соединенное Королевство .
Ваймарама приняла участие в операции «Пьедестал» в августе 1942 года. Немецкий самолет разбомбил ее до того, как конвой достиг Мальты . Корабль взорвался и затонул, погибли 83 члена экипажа.
Прекурсоры
[ редактировать ]Шоу, Сэвилл и Альбион осуществляли пассажирские и грузовые перевозки между Новой Зеландией и Великобританией через Панамский канал . [ 1 ] [ 2 ] В середине 1930-х годов «Харланд энд Вольф» построила для Шоу и Сэвилла три самых быстрых грузовых лайнера в мире: рефрижераторы « Вайвера» , спущенные на воду в 1934 году, «Вайпава», спущенные на воду месяцем позже, и «Вайранги» , спущенные на воду в 1935 году. Это были теплоходы , похожие на «Эмпайр». Star , New Zealand Star , Australia Star и Imperial Star, которые Харланд и Вольф построили для Blue Star Line примерно в одно и то же время. [ 3 ]
Вайвера , Вайпава и Вайранги имели емкость чуть более 522 000 кубических футов (14 781 м3). 3 ) рефрижераторных грузов, [ 4 ] причалами на 12 пассажиров и дедвейтом более 13 000 тонн. У них был длинный жилой блок в средней части корабля, в котором располагались не только пассажирские и офицерские каюты, но и помещения для экипажа. [ 5 ]
Судовые Burmeister & Wain дизельные двигатели , которые Harland and Wolff построили по лицензии, обеспечивали им скорость 17 узлов (31 км/ч). Это сделало их такими же быстрыми, как многие промежуточные океанские лайнеры того времени, и поставило их в число самых быстрых грузовых лайнеров в мире. [ 5 ]
Здание Ваймарама
[ редактировать ]Ваймарама стал развитием этой успешной конструкции. Харланд и Вольф спроектировали ее тех же размеров, что и три ее сестры , но с более мощными двигателями. Ваймарама имел длину 516,9 футов (157,6 м), ширину 70,4 футов (21,5 м) и осадку 27 футов 7 дюймов (8,41 м). [ 6 ] Ее пространство для рефрижераторных грузов составляло 484 545 кубических футов (13 720,8 м ). 3 ), [ 4 ] что было на семь процентов меньше, чем у ее сестер, но это потому, что у нее также было специальное отделение для охлажденных грузов. [ 5 ]
В момент постройки Ваймарамы водоизмещение тонн и составляло 11 092 брутто-тонных 6 672 НРТ . [ 6 ] Примерно в 1940 году они были пересмотрены до 12 843 GRT и 7 857 NRT . [ 7 ]
Для своих 12 пассажиров «Ваймарама» имела восемь одноместных и две двухместные каюты, обеденный салон, коптильню и гостиную. Помещения экипажа располагались на миделе корабля в двухместных каютах. [ 5 ]
Харланд и Вольф спустили на воду Ваймарама 31 мая 1938 года и завершили ее 6 октября того же года. [ 8 ] Она имела два винта , каждый из которых приводился в движение шестицилиндровым двухтактным двойного действия дизелем Burmeister and Wain. В общей сложности два двигателя развивали л.с. 2463 [ 6 ] На ходовых испытаниях она развила скорость 20 узлов (37 км/ч). [ 5 ] что было исключительно быстро для грузового лайнера. Ее рабочая скорость составляла 18 узлов (33 км/ч). [ 9 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны Ваймарама , похоже, путешествовал в основном без сопровождения. Единственные конвои, в которых она записана, - это конвой WS 5B из Ливерпуля во Фритаун в Сьерра-Леоне в феврале и марте 1941 года. [ 10 ] и несколько конвоев летом 1942 года.
5 июня 1942 года Ваймарама покинула Кристобаля у карибского входа в Панамский канал в конвое CS 5, который доставил ее до Ки-Уэста во Флориде. Там она присоединилась к конвою KN 109, который доставил ее вдоль восточного побережья США до Хэмптон-Роудс между Северной Каролиной и Вирджинией . 23 июня она покинула Нью-Йорк и без сопровождения пересекла Северную Атлантику в Ливерпуль, куда прибыла 4 июля. [ 11 ]
Операция Пьедестал
[ редактировать ]
Во время войны Ваймарама был переоборудован в торговое судно с оборонительным оснащением (DEMS). Для грузового корабля это обычно означало одну 4-дюймовую или 4,7-дюймовую морскую пушку на корме, небольшое количество пулеметов для зенитного прикрытия, а на более крупных грузовых кораблях, таких как Ваймарама , возможно, 3-дюймовую зенитную установку. пистолет тоже.
Однако в июле 1942 года вооружение кораблей, отобранных для операции «Пьедестал», было увеличено за счет добавления 20-мм пушек Oerlikon и/или 40-мм орудий Bofors . И Ваймарама , и ее сестра Вайранги были выбраны для участия в операции «Пьедестал». Поэтому в июле 1942 года они должны были быть оснащены дополнительными зенитными орудиями.
2 августа 1942 года 14 торговых судов союзников, включая «Ваймарама» и «Вайранги», покинули залив Ферт-оф-Клайд в Шотландии на конвое WS 12S под сильным сопровождением. [ 12 ] 10 августа они достигли Гибралтара , где стали конвоем MW 12. [ 13 ] Начиная с 11 августа немецкая и итальянская авиация, надводные корабли и подводные лодки неоднократно атаковали конвой.
Потеря
[ редактировать ]Перед рассветом 13 августа итальянские торпедные катера и немецкие катера потопили четыре торговых судна, включая «Вайранги» . Затем в 08:10 самолеты Люфтваффе атаковали конвой. [ 14 ] к востоку от мыса Бон в Тунисе и к югу от итальянского острова Пантеллерия . Самолет Junkers Ju 88 сбросил связку бомб, три или четыре из которых попали в Ваймарама . Груз Ваймарамы включал боеприпасы, а ее палубный груз - контейнеры с авиационным спиртом . [ 9 ] Через несколько минут она «взорвалась с ревом и пламенем с клубами дыма». Горящее топливо также охватило поверхность моря. [ 14 ] 83 человека из убиты были отряда Ваймарамы , включая ее Учителя . [ 9 ]
Ваймарамы У экипажа не было времени спустить на воду ни одну из спасательных шлюпок. Но часть ее экипажа была сброшена в воду, и, несмотря на горящую нефть на поверхности, некоторые из них выжили. Среди них был 17-летний кадет Фредерик Тревес , отправившийся в свое первое плавание. [ 15 ] и офицер, который не умел плавать. Тревес держал голову офицера над водой, а затем нашел кусок дерева, за который дал офицеру зацепиться, тем самым спас ему жизнь. [ 16 ]
Горящие обломки осыпали лайнер Blue Star Melbourne Star , следовавший сразу за Ваймарамой . Огонь и дым были настолько сильными, что многие члены экипажа кормовой части « Мельбурн Стар» предположили, что она тоже пострадала. Несмотря на горение топлива на поверхности моря, 36 из них прыгнули за борт. [ 15 ]

Эсминец HMS Ledbury вышел на поле горящих обломков и, рискуя для себя, спас из воды выживших обоих кораблей. Некоторые источники утверждают, что только 22 человека прыгнули с Мельбурн Стар. [ 15 ] и двое мужчин, которых выбросило за борт с Ваймарамы , выжили. [ 17 ] в то время как другие [ 18 ] заявляют, что Ледбери удалось спасти 18 выживших из Ваймарамы и 24 из Мельбурн Стар .
К 09:30 Ледбери завершил спасение выживших. Она высадила их на Мальте 15 августа. [ 19 ]
Последствия
[ редактировать ]Общество моряков, потерпевших кораблекрушение, предоставило каждому выжившему из Ваймарамы помощь в размере 76 фунтов стерлингов 10 шиллингов . [ 20 ]
В феврале 1943 года Роберт капитан Ваймарамы Пирс , DSC , и его третий офицер связи Джон Джексон были упомянуты в депешах «За храбрость, мастерство и решимость, когда важный конвой пробивался на Мальту перед лицом беспощадных дневных атак». и ночью от авиации, подводных лодок и надводных сил противника». [ 21 ] Награда капитана Пирса была посмертной.
Кадет Тревес был награжден BEM. [ 16 ] и военная медаль Ллойда за храбрость на море. [ 22 ] за спасение офицера, который не умел плавать.
находится Место крушения Ваймарамы в 36 ° 25' с.ш., 12 ° 00' в.д. / 36,417 ° с.ш., 12 000 ° в.д. , [ 8 ] вертикально на глубине 9 метров (30 футов) от воды. [ 9 ]
10 августа 2012 года, в 70-ю годовщину отправления конвоя MW 12 из Гибралтара, MaltaPost выпустила памятную марку номиналом 26 центов с изображением Ваймарамы, идущего в море. [ 23 ] Это одна из выпущенных в тот день серий марок номиналом 26 центов, которые посвящены каждому кораблю, принимавшему участие в конвое.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гарнак 1938 , с. 575.
- ^ Талбот-Бут 1942 , с. 542.
- ^ Миддлмисс 2019 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б «Перечень судов, оборудованных холодильными приборами». Реестр Ллойда (PDF) . Том. I. Регистр Ллойда. 1939 год . Получено 26 октября 2020 г. - через данные корабля Plimsoll.
- ^ Jump up to: а б с д и Уилсон 1956 , с. 185.
- ^ Jump up to: а б с «Пароходы и теплоходы». Реестр Ллойда (PDF) . Том. II. Регистр Ллойда. 1939 год . Получено 26 октября 2020 г. - через данные корабля Plimsoll.
- ^ «Пароходы и теплоходы». Реестр Ллойда (PDF) . Том. II. Регистр Ллойда. 1940 год . Получено 26 октября 2020 г. - через данные корабля Plimsoll.
- ^ Jump up to: а б «Ваймарама» . Судоходство и судостроение . Северо-восточный морской форум . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Влеггерт, Нико; Брагем, Адель (29 августа 2017 г.). «МВ Ваймарама [+1942]» . Место крушения . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Хейга, Арнольд. «Конвой WS.5B» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, Convoyweb . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Хейга, Арнольд. «Движение корабля» . Порт прибытия/отправления . Дон Кинделл, Convoyweb . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Хейга, Арнольд. «Конвой WS.21S» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, Convoyweb . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Хейга, Арнольд. «Конвой MW.12» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, Convoyweb . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Дорлинг 1973 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б с Дорлинг 1973 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б «№35905» . Лондонская газета (Приложение). 12 февраля 1943 г. с. 824.
- ^ Николь 2001 , с. 128.
- ^ Гастингс 2021 , с. 289.
- ^ «Мальтийские конвои» . МВ Мельбурн Стар . Джон Уайт . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ «М. В. Ваймарама (1938–1942)» . Общество моряков, потерпевших кораблекрушение . 28 августа 2016 г. Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ «№35895» . Лондонская газета (Приложение). 5 февраля 1943 г. с. 710.
- ^ де Нейман, Бернар (19 января 2006 г.). «Военная медаль Ллойда за храбрость на море (часть вторая)» . Народная война Второй мировой войны . Би-би-си . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ "Пьедестал для марок СС Ваймарама 2012" . Почта Мальты . Проверено 26 октября 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Дорлинг, Генри Тапрелл (псевдоним Таффрейл ) (1973). Голубая звездная линия в войне, 1939–45 . Лондон: W. Foulsham & Co. ISBN 0-572-00849-Х .
- Гарнак, Эдвин П. (1938) [1903]. Все о кораблях и судоходстве (7-е изд.). Лондон: Фабер и Фабер .
- Миддлмисс, Норман (январь 2019 г.). «Вайвера, Вайпава и Вайранги: Шоу, классы «W» Сэвилла и улучшенные классы «W»» . Доставка сегодня и вчера (347). Тэнди Медиа: 18–23.
- Никол, Стюарт (2001). Наследие Маккуина; История Королевской почтовой линии . Том. Один. Бримскомб-Порт и Чарльстон, Южная Каролина: Tempus Publishing . ISBN 0-7524-2118-2 .
- Талбот-Бут, ЕС (1942) [1936]. Корабли и море (Седьмое изд.). Лондон: Sampson Low , Marston & Co Ltd.
- Уилсон, Р.М. (1956). Большие Корабли . Лондон: Касселл и Ко .
- Гастингс, Макс (2021). Операция «Пьедестал» . Лондон: Уильям Коллинз .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Ваймарама – ИМО 1166817» . Shipspotting.com . - фотография Ваймарамы
36 ° 25' с.ш., 12 ° 00' в.д. / 36,417 ° с.ш., 12 000 ° в.д.
- корабли 1938 года
- Морские инциденты в августе 1942 г.
- Торговые суда, потопленные самолетами
- Корабли, построенные в Белфасте
- Корабли, построенные Harland and Wolff
- Корабли линий Шоу, Сэвилл и Альбион
- Корабли, потопленные немецкой авиацией
- Торговые корабли Соединенного Королевства времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Средиземном море