Японский крейсер Ниссин
![]() Ниссин на Мальте с двумя сдавшимися подводными лодками , 1919 год.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Ниссин |
Заказал | 23 декабря 1901 г. |
Строитель | Gio. Ansaldo & C. , Генуя - Сестри Поненте. |
Заложен | 29 марта 1902 г. |
Запущен | 9 февраля 1903 г. |
Приобретенный | 30 декабря 1903 г. |
Введен в эксплуатацию | 7 января 1904 г. |
пораженный | 1 апреля 1935 г. |
Судьба |
|
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Джузеппе Гарибальди». типа Броненосный крейсер |
Смещение | 7700 т (7578 длинных тонн ) |
Длина | 111,73 м (366 футов 7 дюймов) ( о/а ) |
Луч | 18,71 м (61 фут 5 дюймов) |
Черновик | 7,35 м (24 фута 1 дюйм) |
Глубина | 12,1 м (39 футов 8 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала; 2 паровые машины тройного расширения |
Скорость | 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) |
Диапазон | 5500 миль (10200 км; 6300 миль) при 10 узлах (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 600 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Ниссин ( 日進 ) , также транслитерируемый как Ниссин , — «Касуга» класса броненосный крейсер Императорского флота Японии , построенный в первом десятилетии 20-го века компанией Gio. Ansaldo & C. , Сестри Поненте , Италия , где этот тип был известен как Джузеппе Гарибальди класс . Первоначально корабль был заказан Королевским флотом Италии в 1901 году как Сан-Рокко и продан в следующем году ВМС Аргентины , которые переименовали его в Мариано Морено во время аргентинско-чилийской гонки военно-морских вооружений , но уменьшение напряженности в отношениях с Чили и финансовое давление вызвали Аргентинцы продадут ее еще до доставки. В то время нарастала напряженность между Японской империей и Российской империей , и корабль был предложен обеим сторонам, прежде чем его купили японцы.
Во время русско-японской войны 1904–05 «Ниссин» участвовал в сражении на Желтом море и был поврежден в последующей Цусимской битве . Кроме того, она часто бомбардировала оборону Порт-Артура . Корабль сыграл ограниченную роль в Первой мировой войне и использовался для сопровождения конвоев союзников и поиска немецких торговых рейдеров в Индийском океане и Австралазии . В 1918 году «Ниссин» был отправлен в Средиземное море, а затем сопровождал сдавшиеся немецкие подводные лодки, выделенные Японии из Великобритании после войны. Он стал учебным кораблем в 1927 году и был затоплен в качестве корабля-мишени в 1936 году. Позже его затонувший корабль был снят с мели и снова использовался в качестве мишени в 1942 году.
Фон
[ редактировать ]«Ниссин» был последним из десяти «Джузеппе Гарибальди» построенных броненосных крейсеров класса . Первый корабль был построен в 1895 году, и этот класс пользовался значительным экспортным успехом, при этом базовая конструкция с годами постепенно улучшалась. [ 1 ] Последние два корабля этого класса были заказаны 23 декабря 1901 года Королевским военно-морским флотом Италии и проданы в 1902 году ВМС Аргентины в ответ на заказ, сделанный британскому судостроителю из Чили, второго класса на два линкора . Однако возможность войны между Аргентиной и Чили уменьшилась еще до того, как судно было завершено, и сочетание финансовых проблем и давления Великобритании вынудило Аргентину избавиться от Мариано Морено и ее однотипного корабля Бернардино Ривадавия . Правительство Аргентины попыталось продать корабли России, но переговоры по цене, которую потребовали аргентинцы, провалились. Японское правительство быстро вмешалось и приобрело их из-за растущей напряженности в отношениях с Россией, несмотря на высокую цену в 14 937 390 йен (1 530 000 фунтов стерлингов) за двух сестер. Уже планируя нападение на Россию, правительство отложило внезапное нападение на Порт-Артур , положившее начало русско-японской войне, до тех пор, пока корабли не покинули Сингапур и не могли быть задержаны или интернированы какой-либо иностранной державой. [ 2 ]
Дизайн и описание
[ редактировать ]
Nisshin имел общую длину 111,73 метра (366 футов 7 дюймов), ширину 18,71 метра (61 фут 5 дюймов), расчетную глубину 12,1 метра (39 футов 8 дюймов) и большую осадку (корабль) 7,35 метра ( 24 фута 1 дюйм). Его водоизмещение 7700 метрических тонн (7600 длинных тонн ) при нормальной нагрузке. Корабль был оснащен двумя вертикальными паровыми двигателями тройного расширения , каждая из которых приводила в движение один вал, используя пар от 8 угольных морских котлов Scotch . Рассчитанный на максимальную мощность 13 500 лошадиных сил (10 100 кВт ) и скорость 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час), Nisshin едва превзошел эту цифру, достигнув скорости 20,15 узлов (37,32 км/ч; 23,19 миль в час) во время ее ходовые испытания 6 ноября 1903 года, несмотря на мощность ее двигателей в 14 896 л.с. (11 108 кВт). Дальность плавания составляла 5500 морских миль (10200 км; 6300 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 3 ] В ее состав входило 560 офицеров и рядовых. [ 4 ]
Ее основное вооружение состояло из четырех 8-дюймовых (203-мм) орудий Тип 41 , расположенных в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части надстройки . Десять скорострельных (QF) 6-дюймовых (152-мм) орудий Тип 41, составлявших ее дополнительное вооружение, были расположены в казематах в центре корабля на главной палубе; остальные четыре орудия устанавливались на верхней палубе. У Ниссин также было десять орудий QF 3 дюйма (76 мм) Type 41 и шесть 3-фунтовых орудий QF 1,5 дюйма (38 мм)) Hotchkiss для защиты от торпедных катеров . Он был оснащен четырьмя подводными торпедными аппаратами диаметром 18 дюймов (460 мм) , по два с каждого борта. [ 5 ]
корабля ватерлинии Броневой пояс имел максимальную толщину 150 миллиметров (5,9 дюйма) на миделе корабля и сужался до 70 миллиметров (2,8 дюйма) к концам корабля. ГК Между барбетами он охватывал весь борт корабля до уровня верхней палубы . Концы центральной броневой цитадели были окружены поперечными переборками толщиной 120 миллиметров (4,7 дюйма). Носовой барбет, боевая рубка и орудийные башни также были защищены 150-миллиметровой броней, тогда как кормовой барбет имел только 100-миллиметровую (3,9 дюйма) броню. Толщина ее палубной брони составляла от 20 до 40 миллиметров (от 0,8 до 1,6 дюйма), а шестидюймовые орудия на верхней палубе были защищены орудийными щитами . [ 6 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Киль корабля был заложен 29 марта 1902 года под временным названием Сан-Рока , он был спущен на воду 9 февраля 1903 года и переименован в Мариано Морено . аргентинцами [ 5 ] Судно было продано Японии 30 декабря 1903 года. [ 7 ] и переименован в Nisshin 1 января 1904 года. Nisshin и ее недавно переименованная сестра Kasuga были официально переданы Японии и введены в эксплуатацию 7 января. [ 7 ] Сестры покинули Геную 9 января под командованием британских капитанов и укомплектованы британскими моряками и итальянскими кочегарами . Когда они прибыли в Порт-Саид , Египет, пять дней спустя, они столкнулись с российским защищенным крейсером «Аврора» и достигли Суэца 16-го числа в сопровождении британского броненосного крейсера « Кинг Альфред» . Японские корабли достигли Сингапура 2 февраля, где их немного задержала кули забастовка . [ 8 ]
Русско-японская война
[ редактировать ]
Ниссин и Касуга достигли Йокосуки 16 февраля, как раз в тот момент, когда Япония начала военные действия своим внезапным нападением на Порт-Артур, и начали работать с японскими экипажами. сестрам было поручено усилить линкоры 1-й дивизии 1-го флота под общим командованием адмирала Того Хэйхачиро 11 апреля . Пытаясь заблокировать российские корабли в Порт-Артуре, Того приказал установить 12 апреля минное поле в устье гавани, а Касуге и Ниссину было поручено показать себя «как демонстрацию нашей мощи». [ 9 ] Того успешно переманил часть Русской Тихоокеанской эскадры, в том числе вице-адмирала Макарова Степана флагман , линкор «Петропавловск» . Когда Макаров заметил пять японских линкоров, а также «Касугу» и «Ниссин» , он повернул обратно в Порт-Артур, и его флагманский корабль наткнулся на минное поле, только что заложенное японцами. Корабль затонул менее чем через две минуты после того, как взорвался один из его магазинов , и Макаров был одним из 677 погибших. Помимо этой потери, линкор «Победа» был поврежден на мине. [ 10 ] Воодушевленный своим успехом, Того возобновил дальние бомбардировки, используя дальнобойные орудия и Касуги для Ниссина слепой бомбардировки Порт-Артура 15 апреля из Голубиной бухты, на юго-западной стороне Ляодунского полуострова , у дальность действия 9,5 километров (5,9 миль). [ 11 ] Бои не были полностью односторонними: линкор «Пересвет» нанес удар по Ниссину . в тот же день [ 12 ] В начале мая сестры стреляли на дальность до 18 километров (11 миль), но это оказалось неэффективно. [ 13 ]
15 мая линкоры «Яшима» и «Хацусэ» потонули на русских минах. [ 14 ] Когда треть японских линкоров была потеряна, Того решил использовать Ниссин и Касугу на боевой линии вместе со своими четырьмя оставшимися линкорами. [ 15 ] Первое испытание этого решения должно было произойти 23 июня, когда Тихоокеанская эскадра предприняла неудачную попытку достичь Владивостока , но новый командир эскадры, контр-адмирал Вильгельм Витгефт , приказал эскадре вернуться в Порт-Артур, когда она столкнется с линией фронта японцев. (включая Ниссина и Касугу ) незадолго до заката, так как он не хотел вступать в ночной бой со своими численно превосходящими противниками. [ 16 ] 27 июля сестры вынудили российские силы в составе одного линкора, нескольких крейсеров и канонерских лодок вернуться в порт из-за дальнего артиллерийского огня после того, как они вылетели для оказания огневой поддержки российской армии. [ 17 ]
Они участвовали в битве на Желтом море 10 августа, но сыграли лишь незначительную роль, поскольку обычно находились в тылу японской боевой линии. В течение короткого периода времени, когда Того изменил курс, Ниссин был во главе боевой линии и получил три ранения во время боя, потеряв 14 членов экипажа убитыми и 25 ранеными. [ 18 ] После боя сестры вернулись в Голубиную бухту, где вступили в бой с русскими укреплениями. [ 19 ]
В последующей Цусимской битве 26 мая 1905 года «Ниссин» был флагманом вице-адмирала Мису Сотаро и был шестым и последним в боевой линии после Касуги . Около 14:10 «Ниссин» открыл огонь по «Ослябе» , головному кораблю второй колонны российского флота, на дальности 7000 ярдов (6400 м). В 14:40 Ниссин получила первое попадание: русский 12-дюймовый (305-мм) снаряд разрезал ее переднюю правую 8-дюймовую пушку пополам. Между 14:57 и 15:05 японский флот изменил курс, чтобы заблокировать движение русских на север, в результате чего «Ниссин» стал первым кораблем в боевой линии. В 15:00 12-дюймовый снаряд пробил броневой пояс «Ниссина» на один фут ниже ватерлинии и затопил угольный бункер. Еще один 12-дюймовый снаряд попал в пояс примерно в трех футах над ватерлинией, но не пробил. В 15:06 российский защищенный крейсер «Жемчуг» попытался приблизиться для торпедной атаки, но был отброшен огнем «Ниссина» , «Касуги» и броненосного крейсера «Иватэ» на расстоянии 3300 ярдов (3000 м). В 15:30 японская линия снова изменила курс, разместив Ниссин снова сзади. Еще одно 12-дюймовое попадание попало в корабль, но без серьезных повреждений. В 16:05 в результате попадания 9-дюймового (229-мм) снаряда в носовую башню осколки попали в боевую рубку, в результате чего Мису был ранен. В 17:20 в «Ниссин» снова попал еще один 12-дюймовый снаряд, который разрезал левое 8-дюймовое орудие ее кормовой башни пополам. Когда дневной свет угасал, в 19:00 в Ниссин снова попал еще один 12-дюймовый снаряд, который повредил ствол ее передней левой 8-дюймовой пушки, оставив работоспособным только одно орудие. [ 20 ] Уцелевшие русские корабли были обнаружены возле скал Лианкур японцами на следующее утро, и Того достиг их около 10:00. Сильно превосходя русских по численности, он выбрал дальний бой, чтобы минимизировать любые потери, и Касуга открыл огонь по устаревшему «Императору Николаю I» на расстоянии 9100 метров (10 000 ярдов), и вскоре после этого русские сдались. [ 21 ]

За время боя Ниссин выпустил 181 восьмидюймовый снаряд. Взамен она получила второе место по количеству попаданий после флагмана Того, линкора «Микаса» , который получил более 40 ударов. В «Ниссин» попало 13 снарядов, в том числе 6 двенадцатидюймовых, 1 девятидюймовый, 2 шестидюймовых и 4 неопознанных. [ 22 ] В ходе боя новоиспеченный прапорщик Исороку Такано , впоследствии главнокомандующий Объединенным флотом во Второй мировой войне , был тяжело ранен и потерял два пальца на левой руке. [ 23 ]
Вскоре после сражения Ниссин был направлен в состав 3-го флота для вторжения и оккупации Сахалина в июле – августе. [ 24 ] 2 сентября 1911 года корабль сопровождал бывший российский госпитальный корабль «Анегава» во Владивосток для возвращения русским. [ 25 ] В ноябре 1912 года на корабле взорвался котел, в результате чего погибли 20 членов экипажа. [ 26 ] В начале 1914 года на нем был проведен капитальный ремонт с заменой котлов на 12 «Кампон тип 1» водотрубных котлов . [ 27 ]
Первая мировая война и последующая история
[ редактировать ]В рамках поиска немецкой восточноазиатской эскадры и других торговых рейдеров британское адмиралтейство в середине сентября 1914 года запросило усиление японских войск в южной части Тихого океана для борьбы с угрозами, исходящими от немцев, и крейсеру было приказано двигаться на юг. 12 октября «Ниссин» наткнулся на неизведанную скалу у Сандакана и был вынужден отправиться в Сингапур для ремонта. После их завершения корабль был приписан ко Второй эскадре Южных морей, базирующейся в Труке . [ 28 ] В феврале 1915 года корабль посетил оккупированные колонии Немецкого Самоа и Германской Новой Гвинеи . [ 29 ] Ниисин служил флагманом 1-й эскадрильи эсминцев ( Суйрайсэнтай ) с 13 декабря 1915 года по 13 мая 1916 года, с 12 сентября по 1 декабря 1916 года, а затем 2-й эскадрильи Суйрайсэнтай с 28 марта по 13 апреля 1917 года. [ 30 ] После вторжения немецкого торгового рейдера «СМС Вольф» в Индийский океан в марте 1917 года Адмиралтейство потребовало, чтобы японское правительство усилило свои корабли, уже находящиеся там и в австралийских водах. [ 31 ] В ответ Ниссин сопровождал корабли союзников между Коломбо , Цейлон, и Фримантлом , Австралия. был отправлен на юг и в апреле – мае [ 32 ]

В 1918 году корабль был отправлен в Средиземное море для усиления Второй эскадры специального назначения, сопровождавшей конвои войск союзников через Средиземное море. [ 33 ] В ноябре он стал флагманом контр-адмирала Кодзо Сато , командира эскадры, когда основная часть эскадры отправилась в Константинополь и прибыла 6 декабря. [ 34 ] Затем корабль направился в Портленд, чтобы сопровождать сдавшиеся немецкие подводные лодки, отправленные в Японию, домой. эскадра отправилась на Мальту Она прибыла 5 января 1919 года, а в конце марта . Переоборудовав там часть подводных лодок, 18 июня эскадра прибыла в Йокосука. [ 33 ]
В 1924 году были сняты два из ее 3-дюймовых/40-орудий, как и все ее 3-фунтовые пушки Гочкиса QF, и одна 8-см/40-мм зенитная пушка 3-го года выпуска. была добавлена [ 35 ] Nisshin стал учебным судном и кораблём-базой в 1927 году в военно-морском округе Йокосука, пока не был исключен из военно-морского реестра 1 апреля 1935 года. [ 36 ] Переименованный в «Хай-Кан № 6» , он был потоплен в качестве корабля-мишени во время учений с боевой стрельбой на военно-морском полигоне Камегакуби у берегов Куре во Внутреннем море в 1936 году. [ 37 ] Позже ее затонувший корабль был поднят, и 18 января 1942 года он был отбуксирован линкором «Муцу» в качестве цели для линкора «Ямато» с его новыми 18,1-дюймовыми орудиями у берегов Курахаси, Хиросима . Халк был потоплен во второй и последний раз во время этих учений. [ 38 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Chesneau & Kolesnik, p. 351; Milanovich, p. 92; Silverstone, p. 314
- ^ Миланович, стр. 83–84.
- ^ Миланович, стр. 87, 90.
- ^ Сильверстоун, с. 314
- ^ Перейти обратно: а б Шено и Колесник, с. 226
- ^ Миланович, стр. 87, 89.
- ^ Перейти обратно: а б Миланович, с. 84
- ^ «Прибытие Ниссин и Касуги» . Русско-японская война полностью иллюстрирована (1). Токио: Kinkodo Publishing Co. & З.П. Маруя и компания: 98–99 апрель – июль 1904 г.
- ^ Уорнер и Уорнер, стр. 235–36.
- ^ Форчик, стр. 45–46
- ^ Великобритания, Военное министерство: Генеральный штаб (1906 г.). Русско-японская война . Том. Часть I. Лондон: Канцелярия Его Величества. п. 51.
- ^ Маклафлин 2003, с. 115
- ^ Эванс и Питти, с. 99
- ^ Уорнер и Уорнер, стр. 280–82.
- ^ Форчик, с. 48
- ^ Warner & Warner, стр. 305–06.
- ^ Маклафлин 2008, с. 62
- ^ Японская империя, Военно-морской генеральный штаб (сентябрь – октябрь 1914 г.). «Битва на Желтом море: официальная версия японского генерального штаба». Труды Военно-морского института США . 40 (5). Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США: 1285, 1289.
- ^ Уорнер и Уорнер, с. 339
- ^ Кэмпбелл, стр. 128–33.
- ^ Форчик, стр. 70–71
- ^ Кэмпбелл, стр. 260, 262–63.
- ^ Стюарт, с. 291
- ^ Корбетт 1994, II, с. 357
- ^ «Корабль, возвращенный Японией» . Дерби Дейли Телеграф . 4 сентября 1911 г. с. 2 . Проверено 9 марта 2015 г. - из архива британских газет .
- ^ «Морская катастрофа» . Эксетер и Плимут Газетт . 21 ноября 1912 г. с. 3 . Проверено 10 марта 2015 г. - из архива британских газет .
- ^ Йентшура, Юнг и Микель, стр. 75, 244.
- ^ Корбетт 1938, стр. 292, 299, 336, 409.
- ^ Хиери, с. 29
- ^ Лакруа и Уэллс, с. 552
- ^ Ньюболт, стр. 214–17.
- ^ Хирам, стр. 143–44
- ^ Перейти обратно: а б саксонский
- ^ «Подводные лодки для французского порта» . Абердинский вечерний экспресс . 10 декабря 1918 г. с. 4 . Проверено 10 марта 2015 г. - из архива британских газет .
- ^ Шено, с. 174
- ^ Сильверстоун, с. 335
- ^ Йентшура, Юнг и Микель, с. 76
- ^ Хакетт, Кингсепп и Альберг
Ссылки
[ редактировать ]
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). Престон, Энтони (ред.). Битва при Цу-Симе, части 1, 2 и 4 . Том. II. Лондон: Conway Maritime Press. стр. 46–49, 127–35, 258–65. ISBN 0-87021-976-6 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Шено, Роджер и Колесник, Юджин М., ред. (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Корбетт, Джулиан Стаффорд (1994). Морские операции в Русско-японской войне 1904-1905 гг . Том. II. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-129-7 .
- Корбетт, Джулиан (1997). Военно-морские операции до битвы за Фолклендские острова . История Великой войны: На основе официальных документов. Том. I (2-е, переиздание изд. 1938 г.). Лондон и Нэшвилл, Теннесси: Имперский военный музей и издательство Battery Press. ISBN 0-89839-256-Х .
- Эванс, Дэвид и Питти, Марк Р. (1997). Кайгун: стратегия, тактика и технологии Императорского флота Японии, 1887–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-192-7 .
- Форчик, Роберт (2009). Русский линкор против японского линкора, Желтое море, 1904–05 . Ботли, Великобритания: Оспри. ISBN 978-1-84603-330-8 .
- Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер и Альберг, Ларс (2009). «IJN Муцу: табличный отчет о движении» . Комбинированный флот.com. Архивировано из оригинала 18 мая 2017 года . Проверено 15 мая 2013 г.
- Хиери, Герман Джозеф (1995). Забытая война: немецкая южная часть Тихого океана и влияние Первой мировой войны . Гонолулу, Гавайи: Издательство Гавайского университета. ISBN 0-8248-1668-4 .
- Хирама, Ёичи (2004). «Японская военно-морская помощь и ее влияние на австралийско-японские отношения». В Филлипсе Пейсон О'Брайен (ред.). Англо-японский союз, 1902–1922 гг . Лондон и Нью-Йорк: RoutledgeCurzon. стр. 140–58 . ISBN 0-415-32611-7 .
- Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Военные корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-Х .
- Лакруа, Эрик и Уэллс, Линтон (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3 .
- Маклафлин, Стивен (сентябрь 2008 г.). Альберг, Ларс (ред.). «Ретвизан». Вклад в историю императорских японских военных кораблей (Документ V): 60–63. (требуется подписка) (для получения информации о подписке свяжитесь с редактором по адресу [email protected] )
- Маклафлин, Стивен (2003). Российские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-481-4 .
- Миланович, Катрин (2014). «Броненосные крейсеры Императорского флота Японии». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2014 года . Лондон: Конвей. ISBN 978-1-84486-236-8 .
- Ньюболт, Генри (1996). Военно-морские операции . История Великой войны на основе официальных документов. Том. IV (перепечатка изд. 1928 г.). Нэшвилл, Теннесси: Battery Press. ISBN 0-89839-253-5 .
- Саксон, Тимоти Д. (зима 2000 г.). «Англо-японское военно-морское сотрудничество, 1914–1918» . Обзор военно-морского колледжа . ЛIII (1). Издательство военно-морского колледжа. Архивировано из оригинала 13 декабря 2006 года.
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
- Стюарт, Уильям (2009). Адмиралы мира: Биографический словарь с 1500 года по настоящее время . Джефферсон, Северная Каролина: ISBN McFarland & Co. 978-0-7864-3809-9 .
- Уорнер, Денис и Уорнер, Пегги (2002). Прилив на рассвете: история русско-японской войны, 1904–1905 (2-е изд.). Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-5256-3 .
- Крейсера типа Касуга
- Корабли, построенные в Генуе
- корабли 1903 года
- Военные корабли Японии
- Русско-японские военные крейсеры Японии
- Крейсеры Японии Первой мировой войны
- Корабли затонувшие как мишени
- Кораблекрушения во Внутреннем море
- Корабли, построенные Джио. Ансальдо и К.
- Морские происшествия 1936 года
- Морские инциденты в январе 1942 г.