Russian cruiser Zhemchug
![]() Zhemchug | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Zhemchug |
Строитель | Невские заводы, Санкт-Петербург, Россия |
Заложен | 19 января 1901 г. |
Запущен | 14 августа 1903 г. |
Введен в эксплуатацию | 26 июля 1904 г. |
Судьба | Потоплен в битве при Пенанге , 28 октября 1914 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Изумруд». типа Защищенный крейсер |
Смещение | 3103 длинных тонны (3153 т ) |
Длина |
|
Луч | 12,2 м (40 футов) |
Черновик | 4,9 м (16 футов 1 дюйм) |
Установленная мощность |
|
Движение | 3 вал; 3 паровые машины тройного расширения. |
Скорость | 24,5 узла (45,4 км/ч; 28,2 миль в час) |
Диапазон | 2090 миль (3870 км; 2410 миль) при скорости 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час) |
Дополнить | 354 офицера и члена экипажа |
Вооружение |
|
Броня |
|
«Жемчуг» ( русский : Жемчуг , «Жемчужина») был вторым из двухкорабельных Изумруд», « класса защищенных крейсеров построенных для Императорского Российского флота . Потоплен во время Первой мировой войны немецким легким крейсером «Эмден» в битве при Пенанге в 1914 году.
Фон
[ редактировать ]«Жемчуг» был заказан в рамках плана Императорского флота России по расширению Тихоокеанского флота России , базирующегося в Порт-Артуре и Владивостоке, для противодействия растущей угрозе, исходящей от Императорского флота Японии для российской гегемонии в Маньчжурии и Корее .
Операционная история
[ редактировать ]«Жемчуг» был заложен на Невских верфях в Петрограде Однако в январе 1901 года. строительство было отложено из-за приоритета, отданного достройке « Новика» . Закладка . , или официальная церемония возложения тарелки, состоялась 14 июня 1902 года [1] в присутствии великого князя Алексея Александровича .
Спущен на воду 14 августа 1903 года в присутствии царя Николая II и вдовствующей императрицы Марии Федоровны . Строительству по-прежнему мешали задержки, в том числе наводнение в ноябре и ледяная буря в декабре. Однако с началом русско-японской войны в начале 1904 года строительство значительно ускорилось. Швартовные испытания были завершены к 26 июля 1904 года, а 5 августа прошли скоростные испытания. Официально «Жемчуг» был введен в строй 29 августа 1904 года и вошел в состав 2-й Тихоокеанской эскадры Тихоокеанского флота России . 27 сентября 1904 года он участвовал в военно-морском смотре у Ревеля, на котором присутствовал царь Николай II, и на следующий день отправился на Дальний Восток.
Во время русско-японской войны
[ редактировать ]Под общим командованием адмирала Зиновия Рожественского « Жемчуг» входил в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, предназначенной для снятия японской осады Порт-Артура . Однако он отделился от основной эскадры в Танжере , прошел Суэцкий канал и присоединился к основному флоту на Мадагаскаре . Во время перехода через Индийский океан он выполнял функции разведчика основного флота и часто находился на отдельном дежурстве. Условия во время плавания были ужасающими: корабль был перегружен углем для рейса, даже в отсеках экипажа, а члены экипажа страдали от непривычной тропической жары, плохого питания, плохой гигиены и часто механических неисправностей. Один член экипажа взбесился у Мадагаскара, и его пришлось застрелить.

Вторая Тихоокеанская эскадра приняла участие в решающем Цусимском сражении 27–28 мая 1905 года и в составе адмирала Оскара Энквиста крейсерской дивизии « Жемчуг» одним из первых кораблей открыла огонь по Объединенному флоту Японии . В бою она получила серьезные повреждения, получив 17 попаданий, при этом 2 офицера и 10 членов экипажа были убиты и 32 члена экипажа серьезно ранены. Однако после поражения русских ему удалось избежать затопления или плена, и вместе с крейсерами «Аврора» и «Олег » он достиг нейтрального порта Манила 21 мая 1905 года и был интернирован Соединенными Штатами 25 мая до конца войны. .
В октябре 1905 года он был отремонтирован и вернулся в действующую службу.
С Сибирской флотилией
[ редактировать ]Во время русской революции 1905 года команда Жемчуга » « подняла мятеж и присоединилась к бунту на улицах Владивостока. При подавлении беспорядков съемочная группа была арестована и предана военному трибуналу .
В 1905–1910 годах «Жемчуг» базировался во Владивостоке, но находился в плохом состоянии и мог совершать лишь короткие патрули или периодические заходы в корейские, японские или китайские порты. Большую часть 1910 года находился в ремонте. В 1911 году был назначен флагманом Сибирской флотилии. В 1912 году он был переведен в резервный статус и в 1913–1914 годах использовался в качестве сторожевого корабля в иностранных концессиях в Шанхае и на реке Янцзы , защищая российских граждан и экономические интересы. Она вернулась во Владивосток в мае 1914 года и была назначена капитаном командующего барона И. А. Черкасова.
Служба Первой мировой войны
[ редактировать ]В начале мировой войны Первой «Жемчуг» входил в состав союзников объединенной оперативной группы (англо-французско-японской), преследующей немецкую восточноазиатскую эскадру под командованием адмирала Максимилиана фон Шпее , и действовал в Бенгальском заливе вместе с крейсером Императорского флота Японии. Чикума .
«Жемчуг» прибыл на Пенанг 26 октября для ремонта и чистки котлов; в эксплуатации находился только один котел, а это означало, что она не могла тронуться с места, а ее подъемники с боеприпасами не работали. Вопреки совету адмирала Мартина Джеррама , главнокомандующего союзным флотом, командующий Черкасов отпустил большую часть своего экипажа на берег и покинул корабль со всеми обезвреженными торпедами и всеми снарядами, за исключением 12 снарядов, хранящихся на палубе. при этом для каждого орудия с шестым патронником разрешалось иметь только пять готовых патронов. [2]
28 октября 1914 года командующий Черкасов находился в отеле «Истерн энд Ориентал» в Джорджтауне со своей подругой. Оставшийся экипаж вместо того, чтобы нести вахту, устраивал вечеринку на борту. Немецкий легкий крейсер «Эмден» , замаскированный под британский военный корабль, подтянулся к «Жемчугу» на расстоянии 300 ярдов (270 м). На этом расстоянии «Эмден» поднял военно-морской флаг Императорской Германии, выпустил торпеду и открыл огонь из своих 10,5-см орудий. [3] Торпеда попала в районе кормовой трубы, оторвав хвостовую часть крейсера и уничтожив кормовые орудия. Надо отдать должное, экипаж « Жемчуга » успел зарядить и открыть ответный огонь из передних орудий, но промахнулся по немецкому рейдеру и вместо этого поразил торговое судно в гавани. «Эмден» развернулся и выпустил вторую торпеду, которая поразила горящий «Жемчуг» в боевую рубку, вызвав мощный взрыв, разорвавший корабль на части. К тому времени, как дым рассеялся, «Жемчуг» уже ускользнул под воду, и ее мачты были единственной частью корабля, все еще находившейся над водой. [4] Черкасов беспомощно наблюдал с берега, как затонул его крейсер. В результате затопления «Жемчуга» погиб 81 российский моряк и было ранено 129, из которых семеро позже скончались от полученных ранений. Впоследствии «Эмден» потопил « Мускет» , что завершило битву при Пенанге .
Военный трибунал во Владивостоке признал командира Черкасова виновным в грубой халатности и приговорил его к 3,5 годам лишения свободы. Его старший офицер лейтенант Кулибин был приговорен к 18 месяцам лишения свободы. Кроме того, оба офицера были лишены званий и наград и разжалованы из дворянства в простолюдинов. Позже царь Николай II смягчил приговор до 18 месяцев, отправив его на фронт в качестве рядовых моряков, где оба мужчины позже отличились в боях и были награждены Георгиевским крестом . [5]
Тела 82 членов экипажа были похоронены на Пенанге; остальные семь тел так и не были обнаружены. Корабельные 120-мм (4,7 дюйма) орудия были подняты русским крейсером «Олег» в декабре 1914 года. В 1920-х годах корабль был частично поднят и сдан на слом британскими специалистами.
Наследие
[ редактировать ]
Всего на Пенанге и Джереджаке похоронены 12 российских моряков . Памятник морякам Жемчуга дважды ремонтировался советскими моряками — в 1972 и 1987 годах соответственно. Эта битва неоднократно упоминалась Владимиром Путиным во время его президентского визита в Малайзию в 2003 году. Посольство России в Малайзии дважды в год проводит панихиды в честь погибших моряков. [6] [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ «Кронштадтский вестник» , цит. «Морская и военная разведка». Таймс . № 36800. Лондон. 21 июня 1902 г. с. 12.
- ^ Штабная битва на семи морях , с. 128
- ^ Форстмайер, с. 11
- ^ Форстмайер, с. 14
- ^ (in Russian) V.V. Khromov (В.В. Хромов), Kreysera tipa "Zhemchug" (Крейсера типа «Жемчуг») , Morskaya Kollekcya 1/2005
- ^ «Трагедия на Пенанге» . Проверено 26 августа 2014 г.
- ^ «Поминальная служба на Пенанге» . Архивировано из оригинала 8 июля 2013 года . Проверено 26 августа 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Брук, Питер (2000). «Броненосный крейсер против броненосного крейсера: Ульсан, 14 августа 1904 года». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 2000–2001 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-791-0 .
- Будзбон, Пшемыслав (1985). "Россия". В сером, Рэндал (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 291–325. ISBN 0-85177-245-5 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). "Россия". В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 170–217. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Маклафлин, Стивен (1999). «От Рюрика до Рюрика: броненосные крейсера России». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 1999–2000 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-724-4 .
- Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский Российский Флот . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 0-85368-912-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Жемчугом (корабль, 1903 г.) на Викискладе?
- Крейсера типа Изумруд
- Крейсеры Императорского Российского Флота
- Русско-японские военные крейсера России.
- Крейсеры России Первой мировой войны
- Кораблекрушения в Малаккском проливе
- Военные корабли России
- корабли 1903 года
- Морские происшествия в октябре 1914 г.
- Кораблекрушения времен Первой мировой войны в Индийском океане
- Ships built at Sredne-Nevskiy Shipyard