Jump to content

Russian cruiser Zhemchug

Zhemchug
История
Российская Империя
Имя Zhemchug
Строитель Невские заводы, Санкт-Петербург, Россия
Заложен 19 января 1901 г.
Запущен 14 августа 1903 г.
Введен в эксплуатацию 26 июля 1904 г.
Судьба Потоплен в битве при Пенанге , 28 октября 1914 г.
Общие характеристики
Класс и тип «Изумруд». типа Защищенный крейсер
Смещение 3103 длинных тонны (3153 т )
Длина
Луч 12,2 м (40 футов)
Черновик 4,9 м (16 футов 1 дюйм)
Установленная мощность
Движение 3 вал; 3 паровые машины тройного расширения.
Скорость 24,5 узла (45,4 км/ч; 28,2 миль в час)
Диапазон 2090 миль (3870 км; 2410 миль) при скорости 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час)
Дополнить 354 офицера и члена экипажа
Вооружение
Броня

«Жемчуг» ( русский : Жемчуг , «Жемчужина») был вторым из двухкорабельных Изумруд», « класса защищенных крейсеров построенных для Императорского Российского флота . Потоплен во время Первой мировой войны немецким легким крейсером «Эмден» в битве при Пенанге в 1914 году.

«Жемчуг» был заказан в рамках плана Императорского флота России по расширению Тихоокеанского флота России , базирующегося в Порт-Артуре и Владивостоке, для противодействия растущей угрозе, исходящей от Императорского флота Японии для российской гегемонии в Маньчжурии и Корее .

Операционная история

[ редактировать ]

«Жемчуг» был заложен на Невских верфях в Петрограде Однако в январе 1901 года. строительство было отложено из-за приоритета, отданного достройке « Новика» . Закладка . , или официальная церемония возложения тарелки, состоялась 14 июня 1902 года [1] в присутствии великого князя Алексея Александровича .

Спущен на воду 14 августа 1903 года в присутствии царя Николая II и вдовствующей императрицы Марии Федоровны . Строительству по-прежнему мешали задержки, в том числе наводнение в ноябре и ледяная буря в декабре. Однако с началом русско-японской войны в начале 1904 года строительство значительно ускорилось. Швартовные испытания были завершены к 26 июля 1904 года, а 5 августа прошли скоростные испытания. Официально «Жемчуг» был введен в строй 29 августа 1904 года и вошел в состав 2-й Тихоокеанской эскадры Тихоокеанского флота России . 27 сентября 1904 года он участвовал в военно-морском смотре у Ревеля, на котором присутствовал царь Николай II, и на следующий день отправился на Дальний Восток.

Во время русско-японской войны

[ редактировать ]

Под общим командованием адмирала Зиновия Рожественского « Жемчуг» входил в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, предназначенной для снятия японской осады Порт-Артура . Однако он отделился от основной эскадры в Танжере , прошел Суэцкий канал и присоединился к основному флоту на Мадагаскаре . Во время перехода через Индийский океан он выполнял функции разведчика основного флота и часто находился на отдельном дежурстве. Условия во время плавания были ужасающими: корабль был перегружен углем для рейса, даже в отсеках экипажа, а члены экипажа страдали от непривычной тропической жары, плохого питания, плохой гигиены и часто механических неисправностей. Один член экипажа взбесился у Мадагаскара, и его пришлось застрелить.

Боевые повреждения крейсера «Жемчуг» , полученные в Цусимском сражении . Обратите внимание на отверстие от снаряда в штабеле. Фотография сделана в июне 1905 года в Манильском заливе.

Вторая Тихоокеанская эскадра приняла участие в решающем Цусимском сражении 27–28 мая 1905 года и в составе адмирала Оскара Энквиста крейсерской дивизии « Жемчуг» одним из первых кораблей открыла огонь по Объединенному флоту Японии . В бою она получила серьезные повреждения, получив 17 попаданий, при этом 2 офицера и 10 членов экипажа были убиты и 32 члена экипажа серьезно ранены. Однако после поражения русских ему удалось избежать затопления или плена, и вместе с крейсерами «Аврора» и «Олег » он достиг нейтрального порта Манила 21 мая 1905 года и был интернирован Соединенными Штатами 25 мая до конца войны. .

В октябре 1905 года он был отремонтирован и вернулся в действующую службу.

С Сибирской флотилией

[ редактировать ]

Во время русской революции 1905 года команда Жемчуга » « подняла мятеж и присоединилась к бунту на улицах Владивостока. При подавлении беспорядков съемочная группа была арестована и предана военному трибуналу .

В 1905–1910 годах «Жемчуг» базировался во Владивостоке, но находился в плохом состоянии и мог совершать лишь короткие патрули или периодические заходы в корейские, японские или китайские порты. Большую часть 1910 года находился в ремонте. В 1911 году был назначен флагманом Сибирской флотилии. В 1912 году он был переведен в резервный статус и в 1913–1914 годах использовался в качестве сторожевого корабля в иностранных концессиях в Шанхае и на реке Янцзы , защищая российских граждан и экономические интересы. Она вернулась во Владивосток в мае 1914 года и была назначена капитаном командующего барона И. А. Черкасова.

Служба Первой мировой войны

[ редактировать ]

В начале мировой войны Первой «Жемчуг» входил в состав союзников объединенной оперативной группы (англо-французско-японской), преследующей немецкую восточноазиатскую эскадру под командованием адмирала Максимилиана фон Шпее , и действовал в Бенгальском заливе вместе с крейсером Императорского флота Японии. Чикума .

«Жемчуг» прибыл на Пенанг 26 октября для ремонта и чистки котлов; в эксплуатации находился только один котел, а это означало, что она не могла тронуться с места, а ее подъемники с боеприпасами не работали. Вопреки совету адмирала Мартина Джеррама , главнокомандующего союзным флотом, командующий Черкасов отпустил большую часть своего экипажа на берег и покинул корабль со всеми обезвреженными торпедами и всеми снарядами, за исключением 12 снарядов, хранящихся на палубе. при этом для каждого орудия с шестым патронником разрешалось иметь только пять готовых патронов. [2]

28 октября 1914 года командующий Черкасов находился в отеле «Истерн энд Ориентал» в Джорджтауне со своей подругой. Оставшийся экипаж вместо того, чтобы нести вахту, устраивал вечеринку на борту. Немецкий легкий крейсер «Эмден» , замаскированный под британский военный корабль, подтянулся к «Жемчугу» на расстоянии 300 ярдов (270 м). На этом расстоянии «Эмден» поднял военно-морской флаг Императорской Германии, выпустил торпеду и открыл огонь из своих 10,5-см орудий. [3] Торпеда попала в районе кормовой трубы, оторвав хвостовую часть крейсера и уничтожив кормовые орудия. Надо отдать должное, экипаж « Жемчуга » успел зарядить и открыть ответный огонь из передних орудий, но промахнулся по немецкому рейдеру и вместо этого поразил торговое судно в гавани. «Эмден» развернулся и выпустил вторую торпеду, которая поразила горящий «Жемчуг» в боевую рубку, вызвав мощный взрыв, разорвавший корабль на части. К тому времени, как дым рассеялся, «Жемчуг» уже ускользнул под воду, и ее мачты были единственной частью корабля, все еще находившейся над водой. [4] Черкасов беспомощно наблюдал с берега, как затонул его крейсер. В результате затопления «Жемчуга» погиб 81 российский моряк и было ранено 129, из которых семеро позже скончались от полученных ранений. Впоследствии «Эмден» потопил « Мускет» , что завершило битву при Пенанге .

Военный трибунал во Владивостоке признал командира Черкасова виновным в грубой халатности и приговорил его к 3,5 годам лишения свободы. Его старший офицер лейтенант Кулибин был приговорен к 18 месяцам лишения свободы. Кроме того, оба офицера были лишены званий и наград и разжалованы из дворянства в простолюдинов. Позже царь Николай II смягчил приговор до 18 месяцев, отправив его на фронт в качестве рядовых моряков, где оба мужчины позже отличились в боях и были награждены Георгиевским крестом . [5]

Тела 82 членов экипажа были похоронены на Пенанге; остальные семь тел так и не были обнаружены. Корабельные 120-мм (4,7 дюйма) орудия были подняты русским крейсером «Олег» в декабре 1914 года. В 1920-х годах корабль был частично поднят и сдан на слом британскими специалистами.

Наследие

[ редактировать ]
Мемориал Жемчугу на кладбище Western Road, Пенанг

Всего на Пенанге и Джереджаке похоронены 12 российских моряков . Памятник морякам Жемчуга дважды ремонтировался советскими моряками — в 1972 и 1987 годах соответственно. Эта битва неоднократно упоминалась Владимиром Путиным во время его президентского визита в Малайзию в 2003 году. Посольство России в Малайзии дважды в год проводит панихиды в честь погибших моряков. [6] [7]

  1. «Кронштадтский вестник» , цит. «Морская и военная разведка». Таймс . № 36800. Лондон. 21 июня 1902 г. с. 12.
  2. ^ Штабная битва на семи морях , с. 128
  3. ^ Форстмайер, с. 11
  4. ^ Форстмайер, с. 14
  5. ^ (in Russian) V.V. Khromov (В.В. Хромов), Kreysera tipa "Zhemchug" (Крейсера типа «Жемчуг») , Morskaya Kollekcya 1/2005
  6. ^ «Трагедия на Пенанге» . Проверено 26 августа 2014 г.
  7. ^ «Поминальная служба на Пенанге» . Архивировано из оригинала 8 июля 2013 года . Проверено 26 августа 2014 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Брук, Питер (2000). «Броненосный крейсер против броненосного крейсера: Ульсан, 14 августа 1904 года». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 2000–2001 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  0-85177-791-0 .
  • Будзбон, Пшемыслав (1985). "Россия". В сером, Рэндал (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 291–325. ISBN  0-85177-245-5 .
  • Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). "Россия". В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 170–217. ISBN  0-8317-0302-4 .
  • Маклафлин, Стивен (1999). «От Рюрика до Рюрика: броненосные крейсера России». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 1999–2000 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  0-85177-724-4 .
  • Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский Российский Флот . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN  0-85368-912-1 .
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Жемчугом (корабль, 1903 г.) на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 56d702644fdd4c343df71311b6e15231__1694374320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/31/56d702644fdd4c343df71311b6e15231.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Russian cruiser Zhemchug - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)