Русский крейсер Светлана (1896 г.)
![]() Светлана
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Светлана |
Операторы | ![]() |
Предшественник | Admiral Kornilov |
Преемник | Pallada class |
Построен | 1895–97 |
В комиссии | 1897–1905 |
Завершенный | 1 |
Потерянный | 1 |
История | |
![]() | |
Имя | Svetlana ( Russian : Светлана ) |
Строитель | Forges et Chantiers de la Méditerranée , Гавр , Франция |
Заложен | 8 декабря 1895 г. |
Запущен | 7 октября 1896 г. |
Введен в эксплуатацию | 3 апреля 1899 г. |
Судьба | Затоплен 28 мая 1905 года во время Цусимского сражения . |
Общие характеристики | |
Тип | Защищенный крейсер |
Смещение | 3862 длинных тонны (3924 т ) |
Длина | 331 футов 4 дюйма (101 м) |
Луч | 42 фута 8 дюймов (13 м) |
Черновик | 18 футов 8 дюймов (5,7 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала, 2 паровые машины тройного расширения , |
Скорость | 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) |
Дополнить | 401 офицер и член экипажа |
Вооружение |
|
Броня |
|
Русский крейсер Светлана ( русский : Светлана ) — защищенный крейсер Императорского Российского Флота . Она была флагманом Главнокомандующего императорская Российского Императорского Флота и в мирное время использовалась как яхта . Потоплен в бою во время Цусимского сражения во время Русско-японской войны .
Предыстория и дизайн
[ редактировать ]«Светлана» была построена для обеспечения великого князя Алексея Александровича Романова царской яхтой. Будучи младшим братом царя Александра III и дядей царя Николая II , Великий князь Алексей был главнокомандующим Императорского Российского флота. Заказ был размещен у Forges et Chantiers de la Méditerranée в Ле-Харве , Франция, на основе проекта французского Friant крейсера класса .
Крейсер был оснащен шестью 152-мм орудиями Кане , десятью 47-мм орудиями Гочкиса и двумя торпедами; однако его броня была немного меньше, чем у ее французских однотипных кораблей. Вместо доспехов у Светланы были роскошные помещения для великого князя, в том числе деревянные настилы, [ 1 ] и квартира с гостиной, кабинетом, спальней и большой ванной комнатой, а также комнатами для его слуг.
Операционная история
[ редактировать ]Пробный крейсер «Светлана» находился с экипажем в 388 человек в Средиземном море из Тулона . После успешного завершения испытаний ее отправили прямо в Лиссабон , чтобы представлять Россию на праздновании 400-летия открытия Васко де Гамой морского пути в Индию , где она принимала португальскую королевскую семью . Вернувшись через Ле-Харв для окончательного ремонта, он отправился в Киль , где его посетили офицеры Императорского флота Германии он продолжил свой путь в порт приписки Кронштадт , прежде чем 23 июня 1898 года .
Великий князь Алексей впервые использовал свою новую яхту в начале июля для посещения портов Балтийского моря и для военно-морских маневров. Светлана сопровождала яхту Великого Князя Михаила Александровича Романова во время визита в Копенгаген в 1899 году. 22 мая 1899 года Светлана использовалась Великим Князем Владимиром Александровичем Романовым в экспедиции в Тронхейм и Архангельск (из которых Великий Князь вернулся в Петербург). на поезде). Светлана продолжила путь на Медвежий остров недалеко от Шпицбергена , выселив две немецкие экспедиции, которые искали минеральные ресурсы и места для рыболовной станции. Она вернулась 8 августа 1899 года в Кронштадт.
В 1900 году Светлана отвезла великого князя Алексия в Ревель , а в конце июня отвезла членов российской императорской семьи в Киль и Копенгаген. С 1901 по 1903 год она продолжала служить яхтой императорского двора в портах Балтийского моря.
Русско-японская война
[ редактировать ]После начала Русско-японской войны в 1904 году великий князь Алексей предложил использовать « Светлану» в составе подкрепления, которое будет отправлено на российский Тихоокеанский флот 15 марта 1904 года. «Светлану» оснастили новым дальномером и радиосистемой, а также четыре ее орудия Гочкиса были заменены на 75-мм пушки. Приписан ко Второй Тихоокеанской эскадре под общим командованием адмирала Дмитрия фон Фёлкерзама . [ 1 ] он был сильно перегружен запасами и дополнительным углем для долгого путешествия через Суэцкий канал и Индийский океан в Тихий океан.
В Цусимском сражении Светлана возглавляла эскадру с яхтой «Алмаз» и вспомогательным крейсером «Урал» . В начале боя эскадра отступила, чтобы защитить суда поддержки; однако около 15:00 Светлана получила серьезное ранение в носовую часть, в результате чего ее электрическая система вышла из строя. В тот вечер Светлана первоначально присоединилась к « Олегу» и «Авроре» под общим командованием вице-адмирала Оскара Энквиста в попытке уклониться от японского флота и бежать в Манилу . Однако, не имея возможности сравниться по скорости с более современными российскими крейсерами, «Светлана» попыталась плыть на север, во Владивосток, в компании эсминца «Быстрый » . Преследовавшие японцы на рассвете догнали корабль недалеко от корейского побережья, а «Быстрый» сел на мель, где были взяты в плен 82 члена его экипажа (в том числе 10 человек, спасенных с «Ослябя »).
В 09:30 японские крейсеры «Ниитака» и «Отова» вместе с эсминцем «Муракумо» приблизились на расстояние артиллерийского огня «Светланы» . К 10:35 Светлана загорелась, а в 10:50 начала тонуть. Ее окончательное положение было 37 ° 6'N 129 ° 50'E / 37,100 ° N 129,833 ° E к юго-западу от острова Уллындо . Пока японские крейсеры продолжали преследовать новые российские военные корабли, о которых сообщалось, (которые оказались норвежскими китобоями), японское судно поддержки « Америка Мару» спасло 290 выживших со «Светланы» , из которых 23 были ранены. 169 членов экипажа «Светланы» По оценкам , в бою погибли .
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Каунер, Исторический словарь Русско-японской войны , с. 364-365.
Ссылки
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). "Россия". В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 170–217. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Корбетт, Джулиан С. Морские операции в русско-японской войне, 1904–1905 гг . Издательство Военно-морского института (переиздание 1994 г.), ISBN 1557501297
- Каунер, Ротем (2006). Исторический словарь Русско-японской войны . Пугало Пресс. ISBN 0-8108-4927-5 .
- Плешаков Константин. Последняя царская армада , Basic Books, Нью-Йорк (2002), ISBN 0-465-05791-8
- Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский Российский Флот . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 0-85368-912-1 .