Смоленск (корабль 1901 г.)
История | |
---|---|
Российская Империя | |
Имя | Смоленск |
Владелец | Dobroflot |
Строитель | Хоторн Лесли , Ньюкасл-апон-Тайн |
Запущен | 1901 |
Введен в эксплуатацию | 1902 |
Судьба | Передан Императорскому флоту России в начале 1904 г. |
Российская Империя | |
Имя | Рион |
Приобретенный | 1904 |
Введен в эксплуатацию | 25 октября 1904 г. |
пораженный | в. 1922 год |
Судьба | Списано c. 1922 год |
Общая характеристика ( Смоленск ) | |
Тип | Вспомогательный крейсер |
Тоннаж | 12 050 регистровых тонн брутто |
Длина | 506 футов (154,2 м) |
Луч | 58 футов (17,7 м) |
Глубина захвата | 37 футов (11,3 м) |
колоды | 3 |
Установленная мощность | 16 500 лошадиных сил (12 304 кВт ) |
Движение | Двигатели тройного расширения , 2 винта, вспомогательные паруса. |
Скорость | |
Войска |
|
Экипаж | 174 как торговое судно |
Вооружение |
|
Броня | никто |
Примечания | 2 мачты , 3 воронки |
«Смоленск » ( русский : Смоленск ; назван в честь одноименного города ) — корабль, построенный в Англии в 1901 году якобы как торговое судно для российской государственной судоходной линии «Доброфлот» , но предназначенный для использования в качестве крейсера . Императорского флота ВМФ России , в роли которого она приняла название Рион ( рус . Рион ; река Риони на Кавказе). Корабль принимал активное участие в Русско-Японской войне .
Проектирование и строительство
[ редактировать ]«Смоленск» был построен компанией «Хоторн Лесли» в Ньюкасл-апон-Тайн и стал последним в серии кораблей аналогичной концепции, но с увеличивающимися возможностями, построенных там для «Доброфлота». [ 1 ] Корпус был большим и тонким, длиной 506 футов (154 м) и шириной 58 футов (18 м) , оснащенным двадцатью четырьмя угольными котлами Бельвилля под тремя высокими трубами и двумя комплектами тройного расширения машин , приводящими в движение сдвоенный двигатель. гребные винты , которые позволяли кораблю развивать скорость более 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час), [ 2 ] [ 1 ] и комфортно путешествовать со скоростью около 17 узлов (31 км / ч; 20 миль в час). [ 3 ]
Двигатели были спроектированы так, чтобы продолжать обеспечивать мощность, даже если они были повреждены в бою. [ 2 ] а корпус был разделен на отсеки поперечными переборками, что позволяло кораблю оставаться на плаву в случае полного затопления двух секций корпуса, [ 2 ] и оснащен мощными трюмными помпами , способными противодействовать наводнению. [ 2 ] Там были магазины для боеприпасов и подъемник для снарядов, [ 2 ] и установки для вооружения из восьми 4,7-дюймовых (120-мм) орудий и восьми 75-миллиметровых (3,0 дюйма) орудий, расположенных попарно по обе стороны корпуса. [ 2 ] [ 1 ] На вооружении они были дополнены двумя 47-мм (1,9 дюйма) пушками Гочкиса и двумя пулеметами на мостике . [ 3 ] и дополнительное военное оборудование, такое как радио, прожекторы и сигнальные лампы, также можно было быстро установить. [ 3 ] Скорость и огневая мощь были более чем достаточны для предполагаемой роли корабля в торговых рейдах и в целом были сопоставимы с современными защищенными крейсерами, такими как британские «Пелорус» классы и «Топаз » .
Несмотря на военные особенности, корабль имел классический торговый облик с приподнятым полубаком и ютом, отделенными нижними палубами от центральной надстройки мостика , и двумя мачтами в носу и корме. Внутри корабля также было больше места на палубе и трюме , чем обычно на военном корабле, и он был оборудован для коммерческих целей пассажирскими каютами, помещениями для рулевого управления, позволяющими ему служить эмигрантским кораблем, и большими трюмами для навалочных грузов. [ 2 ] Тем не менее, эти аспекты конструкции корабля имели и военную функцию — гражданские пассажирские помещения позволяли «Смоленску» служить военным кораблем вместимостью 86 офицеров и 1506 человек других чинов. [ 2 ] а грузовые трюмы можно было бы использовать в качестве больших угольных бункеров для увеличения дальности хода корабля. [ 2 ] утроив его номинальную выносливость до очень впечатляющих 17 000 морских миль (31 000 км; 20 000 миль). [ 1 ]
Будучи гражданским судном, « Смоленск» имел расчетную команду в 174 человека. [ 4 ] но в военной конфигурации на нем было всего 470 человек, хотя на самом деле для работы на корабле потребовалось только 230, а остальные 240 были назначены для работы в качестве призовых экипажей на захваченных кораблях. [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]« Смоленск » был заказан в 1899 году и спущен на воду в 1901 году, якобы предназначавшийся для пассажирских перевозок на Дальний Восток. Название присвоено в знак признания значительного вклада в фонд «Доброфлота» Смоленской губернии . Но строительством руководил морской офицер капитан 2-го ранга Петр Аркадьевич Троян, и когда корабль в 1902 году прибыл в Россию, он использовался как военный корабль на Черном море .
Индийский океан
[ редактировать ]В 1904 году « Смоленск» был переподчинен вместе с другими судами Доброфлота для буксировки торпедных катеров Императорского флота № 221 , № 222 и № 223 к их новой базе на Дальнем Востоке , но когда началась Русско-японская война , ее роль была изменена. [ 5 ] ) корабль отплыл на юг Таким образом, 22 июня 1904 года (5 июля по новому стилю под командованием капитана Трояна, а ему предшествовал другой корабль Доброфлота, « Петербург» . груз угля и береговую артиллерию Оба якобы везли во Владивосток . [ 6 ] [ 4 ] но после прохождения Суэцкого канала оба корабля сменили свои торговые флаги на военно-морские, [ 6 ] [ 4 ] установили свои орудия и другую военную технику, [ 6 ] [ 4 ] [ 7 ] [ 3 ] покрасили свои корпуса в черный цвет, [ 3 ] и начал проводить торгово-рейдерскую кампанию в Красном море и Индийском океане , призванную перехватывать военную технику, доставляемую в Японию на грузовых судах под нейтральным флагом.
В общей сложности два крейсера в июле 1904 года остановили восемнадцать кораблей. [ 8 ] при этом «Смоленск» задержал троих как перевозчиков военной контрабанды в Японию, « Ардову» , «Скандию» и «Формозу» , которые были отправлены обратно под призовыми экипажами , с приказом плыть в Либаву в Балтийском море . [ 9 ] , «Смоленск» обладая превосходной дальностью плавания, затем повернул на юг, дойдя до Порт-Элизабет в Южной Африке , хотя встретил лишь еще один корабль, небольшой пароход, который просто обыскали и отпустили. [ 10 ]
Круиз «Смоленска » и его спутника вызвал особую тревогу в Великобритании, поскольку им удалось задержать британские торговые суда, подозреваемые в перевозке военных грузов для Японии, а Королевский флот не имел возможности вмешаться. Прежде всего, оскорблением был захват «Петербургом» престижного лайнера P&O SS Malacca . в середине июля [ 11 ] Более формальные возражения были высказаны против того факта, что два рейдера начали свое плавание как торговые суда и резко поменяли имена, как только прибыли в Индийский океан . [ 12 ]
За этой риторикой рейд привел к приостановке судоходства в Японию трех ведущих британских судоходных компаний и введению непомерно высоких страховых премий на фрахт, что продемонстрировало способность крупных надводных рейдеров нарушить глобальную торговлю впервые со времен парусного спорта. [ 13 ] Политические переговоры были инициированы британским правительством, в результате которых захваченные корабли должны были быть освобождены, а двум крейсерам было приказано вернуться домой. [ 11 ]
По договоренности между правительствами зашифрованные приказы о прекращении круиза и возвращении были отправлены на борт крейсера Королевского флота HMS Forte , хотя, как было известно Адмиралтейству в Лондоне, британский корабль был значительно хуже по характеристикам. [ 13 ] « Форте» обнаружил двух рейдеров на Занзибаре 24 августа 1904 года (6 сентября по новому стилю ). [ 13 ] Возможно, по совпадению, именно в этот день всегда планировалось завершить их миссию. [ 14 ] Два корабля направились в Балтийское море , причем некоторые источники датируют их прибытие в Либаву 30 сентября 1904 года (13 октября NS). [ 4 ] другие датируют прибытие месяцем позже 31 октября (13 ноября NS). [ 13 ]
Дальний Восток
[ редактировать ]12 октября 1904 года (25 октября н.с.) « Смоленск» был переименован в « Рион» , чтобы подчеркнуть переход корабля из «Доброфлота» в состав ВМФ, а «Петербург» аналогичным образом был переименован в «Днепр» . [ 15 ] 3 ноября 1904 года (16 ноября NS) два корабля снова отправились в состав Тихоокеанского флота России , пройдя через мыс Доброй Надежды в компании с более мощными защищенными крейсерами «Олег» и «Изумруд» и двумя эсминцами .
12 мая 1905 года (25 мая по новому стилю) два рейдера были выделены с приказом сопровождать конвой с транспортом в Шанхай , а затем совершить коммерческие набеги на японские коммуникации в Желтом море . [ 16 ] Таким образом, они, похоже, избежали участия в катастрофической Цусимской битве 14–15 мая 1905 г. (27–28 мая н.э.). Покинув Шанхай, Рион захватил еще два приза: немецкий пароход SS Tetartos (2409 брт) и британский пароход SS Cilurnum (2123 брт), прежде чем прибыл в Батавию (современная Джакарта ). 14 июня [ 17 ]
Теперь « Рион» намеревался вернуться домой. Позже в том же месяце корабль спас пассажиров и команду французского судна, севшего на мель у Африканского Рога . [ 18 ] и в конце концов вернулся в Кронштадт на Балтийском море 18 июля 1905 г. (31 июля н. с.). [ 4 ] В сентябре 1905 года Портсмутский договор положил конец конфликту.
Позже путешествия
[ редактировать ]Корабль был возвращен Доброфлоту, официально возобновив свое первоначальное название « Смоленск» , а затем был переоборудован в Хоторн Лесли и совершил трансатлантические пассажирские рейсы в Нью-Йорк в 1906 и 1907 годах. [ 4 ] [ 19 ]
В 1908 году корабль перешел под военный контроль и вернулся в Черное море, выполняя функции военного транспорта, плавбазы и учебного судна, а также проведя несколько лет просто вне службы. В эти годы название корабля менялось в зависимости от его роли, то Смоленск , то Рион , то просто обозначалось номером. [ 4 ] К 1918 году корабль, по-видимому, в основном находился в гавани, но из-за быстрой и бурной смены политических и военных линий фронта он несколько раз переходил из рук в руки, в разное время находясь под контролем Временного правительства, большевиков, немецкая армия , Белая гвардия , британский королевский флот и флот Врангеля . [ 19 ] В 1919 году корабль был переведен в Новороссийск и использовался как жилой корпус, но в 1920 году был приведен в мореходное состояние и отправился в свой последний круиз в качестве судна для беженцев. [ 4 ] Источники противоречивы относительно последующих перемещений корабля; некоторые говорят, что он приплыл в Стамбул , [ 4 ] другие в Бизерту , [ 19 ] или Корсика . [ 20 ] По некоторым данным, корабль был продан на слом в Марселе в 1922 году, а впоследствии разобран в Италии . [ 4 ] Другие говорят, что она рассталась в Тулоне . [ 20 ]
« Смоленск» и «Петербург» в свое время были спорными кораблями. Британского Адмиралтейства В официальном анализе морской войны 1904–1905 годов [ 21 ] военно-морской историк и теоретик сэр Джулиан Корбетт осудил их деятельность, [ 22 ] и называл их «двумя пресловутыми крейсерами «Днепр» и «Рион ». [ 23 ] Однако премьер-министр Бальфур был более примирительным, напомнив британскому парламенту, что рейдеры просто навязывали те же общепринятые правила, которые Королевский флот строго применял к нейтральному судоходству в своих собственных войнах на протяжении веков. [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Роллинз, с. 91
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Перкинс, стр. 300–301.
- ^ Jump up to: а б с д и Шуберт.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Сайт Ретрофлота
- ^ Роллинз, с. 91, указывают, что Смоленск перед отъездом был выведен из этой миссии; но на сайте Ретрофлота указано, что корабль дошел с этой миссией до Джибути и указаны точные даты прибытия туда и возвращения на базу. [1]
- ^ Jump up to: а б с Стежко
- ^ Роллинз, с. 95
- ^ Роллинз, с. 96
- ^ Роллинз, с. 96 называет в качестве призов только первые два корабля, но Стежко добавляет «Формозу» . Роллинз говорит, что призовым командам не разрешили доставить захваченные корабли дальше Суэцкого канала, хотя « приз Петербурга Малакка» определенно достиг Алжира .
- ^ Роллинз, с. 100.
- ^ Jump up to: а б Роллинз, стр. 98–99; но трюм лайнера с боеприпасами и верфейным оборудованием по крайней мере частично предназначался для Японии и, следовательно, являлся законной контрабандой; см. Роллинз, н. 37, с. 108. Стежко цитирует современные российские источники, которые утверждали, что включенные в ее груз орудия, которые, как настаивали британцы, предназначались для их собственных вооруженных сил, позже были установлены на японском крейсере « Иватэ» . [2]
- ^ Jump up to: а б Роллинз, стр. 97-98.
- ^ Jump up to: а б с д Роллинз, с. 102
- ^ См. Роллинз, стр. 94–95; Планировалось, что миссия продлится шестьдесят дней с момента прибытия в Суэц , которое произошло 25 июня (8 июля NS).
- ^ Роллинз, с. 109, н. 35.
- ^ Корбетт с. 314
- ^ Корбетт с. 432
- ^ Более подробно инцидент описан в русской Википедии .
- ^ Jump up to: а б с "Превратности Судьбы Крейсера Добровольческого" . www.smolensk.ru . Archived from the original on 9 November 2013 . Retrieved 15 January 2022 .
- ^ Jump up to: а б Роллинз, с. 109
- ^ Контекст см. Айзава, с. 85.
- ^ Корбетт, стр. 17-26.
- ^ Корбетт, с. 214
Ссылки
[ редактировать ]- Айзава Киёси, «Разногласия относительно внезапного нападения Того на Порт-Артур», в книге Дэвида Вольфа, Стивена Г. Маркса, Брюса В. Меннинга, Дэвида Шиммельпеннинк ван дер Ойе, Джона В. Стейнберга и Ёкоте Синдзи, редактор, Русско-японская война в «Глобальной перспективе» (2 тома. Брилл, Лейден , Нидерланды и Бостон , Массачусетс, 2007 г.), ii. 81–104.
- И. В. Панисяк, «Судьба крейсера Добровольческого флота «Смоленск»», в СМОЛЕНСКЕ , вып. 5 выпуск 4 (2006). [3]
- Фрэнк К. Перкинс, «Пароходы Российского добровольческого флота», Marine Engineering, том. 10 нет. 6 (июль 1905 г.), стр. 300–301.
- Патрик Дж. Роллинз, «Российские торговые рейдеры в Красном море и Индийском океане, 1904 год», Обзор военно-морского колледжа 47 (1994), стр. 86–109.
- P.A. Stezhko, "Дело парохода «Malacca»", in Гангут , No. 12-bis (1997) [4]
- B.K. Schubert, На крейсерах «Смоленск» и «Петербург» (Publishing House Gangut, St. Petersburg 2009).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- "Retroflot" website, Пароход-крейсер «Смоленск» [5]
- Сайт «Топвар», «Пираты императора Николая Кровавого» [сайт в чёрном списке Википедии]