Jump to content

Смоленск (корабль 1901 г.)

История
Российская Империя
Имя Смоленск
Владелец Dobroflot
Строитель Хоторн Лесли , Ньюкасл-апон-Тайн
Запущен 1901
Введен в эксплуатацию 1902
Судьба Передан Императорскому флоту России в начале 1904 г.
Российская Империя
Имя Рион
Приобретенный 1904
Введен в эксплуатацию 25 октября 1904 г.
пораженный в. 1922 год
Судьба Списано c. 1922 год
Общая характеристика ( Смоленск )
Тип Вспомогательный крейсер
Тоннаж 12 050 регистровых тонн брутто
Длина 506 футов (154,2 м)
Луч 58 футов (17,7 м)
Глубина захвата 37 футов (11,3 м)
колоды 3
Установленная мощность 16 500 лошадиных сил (12 304 кВт )
Движение Двигатели тройного расширения , 2 винта, вспомогательные паруса.
Скорость
  • 20,5 узлов (38,0 км/ч; 23,6 миль в час) ( испытания )
  • 17,0 узлов (31,5 км/ч; 19,6 миль в час) (постоянная скорость)
  • 12,5 узлов (23,2 км/ч; 14,4 миль в час) (официальная крейсерская скорость)
Войска
  • 86 офицеров
  • 1506 других рангов
Экипаж 174 как торговое судно
Вооружение
Броня никто
Примечания 2 мачты , 3 воронки

«Смоленск » ( русский : Смоленск ; назван в честь одноименного города ) — корабль, построенный в Англии в 1901 году якобы как торговое судно для российской государственной судоходной линии «Доброфлот» , но предназначенный для использования в качестве крейсера . Императорского флота ВМФ России , в роли которого она приняла название Рион ( рус . Рион ; река Риони на Кавказе). Корабль принимал активное участие в Русско-Японской войне .

Проектирование и строительство

[ редактировать ]

«Смоленск» был построен компанией «Хоторн Лесли» в Ньюкасл-апон-Тайн и стал последним в серии кораблей аналогичной концепции, но с увеличивающимися возможностями, построенных там для «Доброфлота». [ 1 ] Корпус был большим и тонким, длиной 506 футов (154 м) и шириной 58 футов (18 м) , оснащенным двадцатью четырьмя угольными котлами Бельвилля под тремя высокими трубами и двумя комплектами тройного расширения машин , приводящими в движение сдвоенный двигатель. гребные винты , которые позволяли кораблю развивать скорость более 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час), [ 2 ] [ 1 ] и комфортно путешествовать со скоростью около 17 узлов (31 км / ч; 20 миль в час). [ 3 ]

Двигатели были спроектированы так, чтобы продолжать обеспечивать мощность, даже если они были повреждены в бою. [ 2 ] а корпус был разделен на отсеки поперечными переборками, что позволяло кораблю оставаться на плаву в случае полного затопления двух секций корпуса, [ 2 ] и оснащен мощными трюмными помпами , способными противодействовать наводнению. [ 2 ] Там были магазины для боеприпасов и подъемник для снарядов, [ 2 ] и установки для вооружения из восьми 4,7-дюймовых (120-мм) орудий и восьми 75-миллиметровых (3,0 дюйма) орудий, расположенных попарно по обе стороны корпуса. [ 2 ] [ 1 ] На вооружении они были дополнены двумя 47-мм (1,9 дюйма) пушками Гочкиса и двумя пулеметами на мостике . [ 3 ] и дополнительное военное оборудование, такое как радио, прожекторы и сигнальные лампы, также можно было быстро установить. [ 3 ] Скорость и огневая мощь были более чем достаточны для предполагаемой роли корабля в торговых рейдах и в целом были сопоставимы с современными защищенными крейсерами, такими как британские «Пелорус» классы и «Топаз » .

Несмотря на военные особенности, корабль имел классический торговый облик с приподнятым полубаком и ютом, отделенными нижними палубами от центральной надстройки мостика , и двумя мачтами в носу и корме. Внутри корабля также было больше места на палубе и трюме , чем обычно на военном корабле, и он был оборудован для коммерческих целей пассажирскими каютами, помещениями для рулевого управления, позволяющими ему служить эмигрантским кораблем, и большими трюмами для навалочных грузов. [ 2 ] Тем не менее, эти аспекты конструкции корабля имели и военную функцию — гражданские пассажирские помещения позволяли «Смоленску» служить военным кораблем вместимостью 86 офицеров и 1506 человек других чинов. [ 2 ] а грузовые трюмы можно было бы использовать в качестве больших угольных бункеров для увеличения дальности хода корабля. [ 2 ] утроив его номинальную выносливость до очень впечатляющих 17 000 морских миль (31 000 км; 20 000 миль). [ 1 ]

Будучи гражданским судном, « Смоленск» имел расчетную команду в 174 человека. [ 4 ] но в военной конфигурации на нем было всего 470 человек, хотя на самом деле для работы на корабле потребовалось только 230, а остальные 240 были назначены для работы в качестве призовых экипажей на захваченных кораблях. [ 1 ]

« Смоленск » был заказан в 1899 году и спущен на воду в 1901 году, якобы предназначавшийся для пассажирских перевозок на Дальний Восток. Название присвоено в знак признания значительного вклада в фонд «Доброфлота» Смоленской губернии . Но строительством руководил морской офицер капитан 2-го ранга Петр Аркадьевич Троян, и когда корабль в 1902 году прибыл в Россию, он использовался как военный корабль на Черном море .

Индийский океан

[ редактировать ]

В 1904 году « Смоленск» был переподчинен вместе с другими судами Доброфлота для буксировки торпедных катеров Императорского флота № 221 , № 222 и № 223 к их новой базе на Дальнем Востоке , но когда началась Русско-японская война , ее роль была изменена. [ 5 ] ) корабль отплыл на юг Таким образом, 22 июня 1904 года (5 июля по новому стилю под командованием капитана Трояна, а ему предшествовал другой корабль Доброфлота, « Петербург» . груз угля и береговую артиллерию Оба якобы везли во Владивосток . [ 6 ] [ 4 ] но после прохождения Суэцкого канала оба корабля сменили свои торговые флаги на военно-морские, [ 6 ] [ 4 ] установили свои орудия и другую военную технику, [ 6 ] [ 4 ] [ 7 ] [ 3 ] покрасили свои корпуса в черный цвет, [ 3 ] и начал проводить торгово-рейдерскую кампанию в Красном море и Индийском океане , призванную перехватывать военную технику, доставляемую в Японию на грузовых судах под нейтральным флагом.

В общей сложности два крейсера в июле 1904 года остановили восемнадцать кораблей. [ 8 ] при этом «Смоленск» задержал троих как перевозчиков военной контрабанды в Японию, « Ардову» , «Скандию» и «Формозу» , которые были отправлены обратно под призовыми экипажами , с приказом плыть в Либаву в Балтийском море . [ 9 ] , «Смоленск» обладая превосходной дальностью плавания, затем повернул на юг, дойдя до Порт-Элизабет в Южной Африке , хотя встретил лишь еще один корабль, небольшой пароход, который просто обыскали и отпустили. [ 10 ]

Круиз «Смоленска » и его спутника вызвал особую тревогу в Великобритании, поскольку им удалось задержать британские торговые суда, подозреваемые в перевозке военных грузов для Японии, а Королевский флот не имел возможности вмешаться. Прежде всего, оскорблением был захват «Петербургом» престижного лайнера P&O SS Malacca . в середине июля [ 11 ] Более формальные возражения были высказаны против того факта, что два рейдера начали свое плавание как торговые суда и резко поменяли имена, как только прибыли в Индийский океан . [ 12 ]

За этой риторикой рейд привел к приостановке судоходства в Японию трех ведущих британских судоходных компаний и введению непомерно высоких страховых премий на фрахт, что продемонстрировало способность крупных надводных рейдеров нарушить глобальную торговлю впервые со времен парусного спорта. [ 13 ] Политические переговоры были инициированы британским правительством, в результате которых захваченные корабли должны были быть освобождены, а двум крейсерам было приказано вернуться домой. [ 11 ]

По договоренности между правительствами зашифрованные приказы о прекращении круиза и возвращении были отправлены на борт крейсера Королевского флота HMS Forte , хотя, как было известно Адмиралтейству в Лондоне, британский корабль был значительно хуже по характеристикам. [ 13 ] « Форте» обнаружил двух рейдеров на Занзибаре 24 августа 1904 года (6 сентября по новому стилю ). [ 13 ] Возможно, по совпадению, именно в этот день всегда планировалось завершить их миссию. [ 14 ] Два корабля направились в Балтийское море , причем некоторые источники датируют их прибытие в Либаву 30 сентября 1904 года (13 октября NS). [ 4 ] другие датируют прибытие месяцем позже 31 октября (13 ноября NS). [ 13 ]

Дальний Восток

[ редактировать ]

12 октября 1904 года (25 октября н.с.) « Смоленск» был переименован в « Рион» , чтобы подчеркнуть переход корабля из «Доброфлота» в состав ВМФ, а «Петербург» аналогичным образом был переименован в «Днепр» . [ 15 ] 3 ноября 1904 года (16 ноября NS) два корабля снова отправились в состав Тихоокеанского флота России , пройдя через мыс Доброй Надежды в компании с более мощными защищенными крейсерами «Олег» и «Изумруд» и двумя эсминцами .

12 мая 1905 года (25 мая по новому стилю) два рейдера были выделены с приказом сопровождать конвой с транспортом в Шанхай , а затем совершить коммерческие набеги на японские коммуникации в Желтом море . [ 16 ] Таким образом, они, похоже, избежали участия в катастрофической Цусимской битве 14–15 мая 1905 г. (27–28 мая н.э.). Покинув Шанхай, Рион захватил еще два приза: немецкий пароход SS Tetartos (2409 брт) и британский пароход SS Cilurnum (2123 брт), прежде чем прибыл в Батавию (современная Джакарта ). 14 июня [ 17 ]

Теперь « Рион» намеревался вернуться домой. Позже в том же месяце корабль спас пассажиров и команду французского судна, севшего на мель у Африканского Рога . [ 18 ] и в конце концов вернулся в Кронштадт на Балтийском море 18 июля 1905 г. (31 июля н. с.). [ 4 ] В сентябре 1905 года Портсмутский договор положил конец конфликту.

Позже путешествия

[ редактировать ]

Корабль был возвращен Доброфлоту, официально возобновив свое первоначальное название « Смоленск» , а затем был переоборудован в Хоторн Лесли и совершил трансатлантические пассажирские рейсы в Нью-Йорк в 1906 и 1907 годах. [ 4 ] [ 19 ]

В 1908 году корабль перешел под военный контроль и вернулся в Черное море, выполняя функции военного транспорта, плавбазы и учебного судна, а также проведя несколько лет просто вне службы. В эти годы название корабля менялось в зависимости от его роли, то Смоленск , то Рион , то просто обозначалось номером. [ 4 ] К 1918 году корабль, по-видимому, в основном находился в гавани, но из-за быстрой и бурной смены политических и военных линий фронта он несколько раз переходил из рук в руки, в разное время находясь под контролем Временного правительства, большевиков, немецкая армия , Белая гвардия , британский королевский флот и флот Врангеля . [ 19 ] В 1919 году корабль был переведен в Новороссийск и использовался как жилой корпус, но в 1920 году был приведен в мореходное состояние и отправился в свой последний круиз в качестве судна для беженцев. [ 4 ] Источники противоречивы относительно последующих перемещений корабля; некоторые говорят, что он приплыл в Стамбул , [ 4 ] другие в Бизерту , [ 19 ] или Корсика . [ 20 ] По некоторым данным, корабль был продан на слом в Марселе в 1922 году, а впоследствии разобран в Италии . [ 4 ] Другие говорят, что она рассталась в Тулоне . [ 20 ]

« Смоленск» и «Петербург» в свое время были спорными кораблями. Британского Адмиралтейства В официальном анализе морской войны 1904–1905 годов [ 21 ] военно-морской историк и теоретик сэр Джулиан Корбетт осудил их деятельность, [ 22 ] и называл их «двумя пресловутыми крейсерами «Днепр» и «Рион ». [ 23 ] Однако премьер-министр Бальфур был более примирительным, напомнив британскому парламенту, что рейдеры просто навязывали те же общепринятые правила, которые Королевский флот строго применял к нейтральному судоходству в своих собственных войнах на протяжении веков. [ 12 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Роллинз, с. 91
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Перкинс, стр. 300–301.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Шуберт.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Сайт Ретрофлота
  5. ^ Роллинз, с. 91, указывают, что Смоленск перед отъездом был выведен из этой миссии; но на сайте Ретрофлота указано, что корабль дошел с этой миссией до Джибути и указаны точные даты прибытия туда и возвращения на базу. [1]
  6. ^ Jump up to: а б с Стежко
  7. ^ Роллинз, с. 95
  8. ^ Роллинз, с. 96
  9. ^ Роллинз, с. 96 называет в качестве призов только первые два корабля, но Стежко добавляет «Формозу» . Роллинз говорит, что призовым командам не разрешили доставить захваченные корабли дальше Суэцкого канала, хотя « приз Петербурга Малакка» определенно достиг Алжира .
  10. ^ Роллинз, с. 100.
  11. ^ Jump up to: а б Роллинз, стр. 98–99; но трюм лайнера с боеприпасами и верфейным оборудованием по крайней мере частично предназначался для Японии и, следовательно, являлся законной контрабандой; см. Роллинз, н. 37, с. 108. Стежко цитирует современные российские источники, которые утверждали, что включенные в ее груз орудия, которые, как настаивали британцы, предназначались для их собственных вооруженных сил, позже были установлены на японском крейсере « Иватэ» . [2]
  12. ^ Jump up to: а б Роллинз, стр. 97-98.
  13. ^ Jump up to: а б с д Роллинз, с. 102
  14. ^ См. Роллинз, стр. 94–95; Планировалось, что миссия продлится шестьдесят дней с момента прибытия в Суэц , которое произошло 25 июня (8 июля NS).
  15. ^ Роллинз, с. 109, н. 35.
  16. ^ Корбетт с. 314
  17. ^ Корбетт с. 432
  18. ^ Более подробно инцидент описан в русской Википедии .
  19. ^ Jump up to: а б Роллинз, с. 109
  20. ^ Контекст см. Айзава, с. 85.
  21. ^ Корбетт, стр. 17-26.
  22. ^ Корбетт, с. 214
  • Айзава Киёси, «Разногласия относительно внезапного нападения Того на Порт-Артур», в книге Дэвида Вольфа, Стивена Г. Маркса, Брюса В. Меннинга, Дэвида Шиммельпеннинк ван дер Ойе, Джона В. Стейнберга и Ёкоте Синдзи, редактор, Русско-японская война в «Глобальной перспективе» (2 тома. Брилл, Лейден , Нидерланды и Бостон , Массачусетс, 2007 г.), ii. 81–104.
  • И. В. Панисяк, «Судьба крейсера Добровольческого флота «Смоленск»», в СМОЛЕНСКЕ , вып. 5 выпуск 4 (2006). [3]
  • Фрэнк К. Перкинс, «Пароходы Российского добровольческого флота», Marine Engineering, том. 10 нет. 6 (июль 1905 г.), стр. 300–301.
  • Патрик Дж. Роллинз, «Российские торговые рейдеры в Красном море и Индийском океане, 1904 год», Обзор военно-морского колледжа 47 (1994), стр. 86–109.
  • P.A. Stezhko, "Дело парохода «Malacca»", in Гангут , No. 12-bis (1997) [4]
  • B.K. Schubert, На крейсерах «Смоленск» и «Петербург» (Publishing House Gangut, St. Petersburg 2009).
[ редактировать ]
  • "Retroflot" website, Пароход-крейсер «Смоленск» [5]
  • Сайт «Топвар», «Пираты императора Николая Кровавого» [сайт в чёрном списке Википедии]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ae810a9dd074d55424f65bf5fed82275__1691379300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/75/ae810a9dd074d55424f65bf5fed82275.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Smolensk (1901 ship) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)