Мачта (парусная)


Мачта или набор лонжеронов , представляет парусного судна собой высокий лонжерон установленный более или менее вертикально на осевой линии корабля или лодки. В его предназначение входит переноска парусов , рангоутов и вышек , придание необходимой высоты навигационному свету , наблюдательной позиции , сигнальной площадке , посту управления , радиоантенне или сигнальному фонарю . [ 1 ] Большие корабли имеют несколько мачт, размер и конфигурация которых зависят от стиля корабля. Почти все парусные мачты имеют растяжки . [ 2 ]
До середины XIX века мачты всех судов делались из дерева, состоящего из одного или нескольких кусков древесины, которые обычно состояли из ствола хвойного дерева. С 16 века суда часто строились такого размера, что мачты были выше и толще, чем из одиночных стволов деревьев. На этих более крупных судах для достижения необходимой высоты мачты строились из четырех секций (также называемых мачтами). От низшей к высшей они назывались: нижняя, верхняя, верхгалантная и королевская мачты. [ 3 ] Чтобы придать нижним секциям достаточную толщину, пришлось собрать их из отдельных кусков дерева. Такая секция была известна как сборная мачта , в отличие от секций, образованных из цельных кусков древесины, которые были известны как мачты-стойки .
Тех, кто специализировался на изготовлении мачт, называли мачтостроителями .
Номенклатура
[ редактировать ]Для квадратным парусом с судов мачты в их стандартных названиях в порядке от носа к корме (спереди назад) следующие:
- Стеньга сприта : небольшая мачта, установленная на конце бушприта ( производство прекращено после начала 18 века); однако обычно не считается мачтой при определении корабля как «двухмачтового» или «трехмачтового».
- Фок-мачта : мачта, ближайшая к носу, или мачта впереди грот-мачты. [ 3 ] Поскольку он находится дальше всего впереди, его можно прикрепить к бушприту .
- Секции: фок-мачта нижняя, фор-стеньга, фор-стеньга-мачта.
- Грот-мачта : самая высокая мачта, обычно расположенная недалеко от центра корабля.
- Секции: грот-мачта нижняя, грот-стеньга, грот-стеньга, королевская мачта (при наличии).
- Бизань-мачта : самая кормовая мачта. Обычно короче фок-мачты.
- Секции: бизань-мачта нижняя, бизань-стеньга, бизань-стеньга-мачта. [ 4 ]
Некоторые названия, присвоенные мачтам на судах , оснащенных другими типами снаряжения (где названия менее стандартизированы):
- Бизань Бонавентура : четвертая мачта на более крупных галеонах XVI века, обычно с латиноамериканским вооружением и короче основной бизани.
- Джиггер-мачта : обычно самая короткая, самая задняя мачта на судах с более чем тремя мачтами.
- Секции: джиггер-мачта нижняя, джиггер-стеньга, джиггер-стеньга-мачта.

Когда судно имеет две мачты, как правило, главной мачтой является та, которая устанавливает самый большой парус. Таким образом, на бриге передняя мачта является фок-мачтой, а кормовая - грот-мачтой. На шхуне с двумя мачтами, даже если мачты имеют одинаковую высоту, кормовая из них обычно несет больший парус (поскольку можно использовать более длинный гик), поэтому кормовая мачта является главной мачтой. Это контрастирует с кечем или ялом , у которых кормовая мачта и ее главный парус явно меньшие из двух, поэтому терминология (с носа) - грот-мачта и бизань. (В яле термин «джиггер» иногда используется для обозначения кормовой мачты.) [ 7 ]
Некоторые двухмачтовые люггеры имеют фок-мачту и бизань-мачту - грот-мачты нет. Это связано с тем, что эти традиционные типы раньше имели три мачты, но было сочтено удобным отказаться от грот-мачты и нести паруса большего размера на остальных мачтах. Это дало больше рабочего пространства, особенно на рыболовных судах. [ 8 ] : 19
На с квадратным вооружением судах каждая мачта несет несколько горизонтальных ярдов отдельные паруса , на которых крепятся . [ 9 ]
Корабли со складными мачтами используют точку крепления скинии . Определения включают: «частично открытое гнездо или двойную стойку на палубе, к которой прикреплена мачта, с шарниром вверху, позволяющим опустить мачту»; [ 10 ] «крупный кронштейн, прочно прикрепленный к палубе, к которому крепится основание мачты; он имеет две стороны или щеки и болт, образующий ось, вокруг которой мачта поднимается и опускается»; «существенное приспособление для установки мачты на палубе, чтобы ее можно было легко опустить для перевозки буксиром или для плавания под мостами», [ 11 ] «навесное устройство, позволяющее легко сложить мачту на 90 градусов от перпендикуляра, как для перевозки лодки на прицепе, так и для проезда под мостом» [ 12 ]
История
[ редактировать ]
Самые старые свидетельства использования мачт происходят из периода Убайд стоянки H3 в Кувейте, датируемой второй половиной шестого тысячелетия до нашей эры. Здесь был обнаружен глиняный диск, сделанный из черепка, который, по-видимому, изображает лодку из тростника с двумя мачтами. [ 13 ]
На Западе концепция корабля, несущего более одной мачты, чтобы придать ему большую скорость под парусом и улучшить его мореходные качества, развивалась в водах северного Средиземноморья : самая ранняя фок-мачта была обнаружена на этрусском пиксисе из Цере , Италия , датируется серединой VII века до нашей эры: военный корабль со свернутым гротом вступает в бой с судном противника, развернув фок . [ 14 ] Двухмачтовое торговое судно с внушительным фоковым парусом, установленным на слегка наклоненной фок-мачте, изображено на росписях этрусских гробниц 475–450 гг. до н.э. [ 15 ] Артемон фок) , ( по-гречески почти такого же размера, как грот галеры, можно найти на коринфском кратере еще в конце VI века до нашей эры; кроме того, греческие корабли всегда изображались без него до IV века до нашей эры. [ 16 ] Считается , что на Востоке древние индийские королевства, такие как Калинга, существовавшие еще во 2 веке, командовали военно-морскими парусными кораблями. Одним из самых ранних документальных свидетельств строительства индийских парусов является фреска с изображением трехмачтового корабля в пещерах Аджанты, датируемая 400–500 годами нашей эры. [ 17 ] [ 18 ]
Фок-мачта стала довольно распространенной на римских галерах , где, наклоненная под углом 45°, она была больше похожа на бушприт , а установленный на ней фок, уменьшенный в размерах, по-видимому, использовался скорее как вспомогательное средство для рулевого управления, чем для толчок. [ 16 ] [ 19 ] Хотя большая часть древних свидетельств носит иконографический характер, о существовании фок-мачт можно также сделать археологический вывод по прорезям в опорах фок-мачты, расположенным слишком близко к носу для грота. [ 20 ]

Артемон , наряду с гротом и марселем , превратился в стандартное вооружение морских судов в имперские времена , дополненное бизанью на крупнейших грузовых судах. [ 21 ] Самыми ранними зарегистрированными трехмастерскими кораблями были гигантская Сиракузия , престижный объект, заказанный царем Сиракуз Гиероном II и изобретенный эрудитом Архимедом около 240 г. до н.э., а также другие сиракузские торговые корабли того времени. [ 22 ] Императорские зерновозы, курсировавшие по маршруту между Александрией и Римом, также включали трехмачтовые суда. [ 22 ] Мозаика в Остии (ок. 200 г. н.э.) изображает грузовое судно с трехмачтовой установкой, заходящее в римскую гавань. [ 23 ] Специальные суда могли нести гораздо больше мачт: Теофраст ( Hist. Plant. 5.8.2) описывает, как римляне импортировали корсиканскую древесину с помощью огромного плота, приводимого в движение целыми пятьюдесятью мачтами и парусами. [ 24 ]

На протяжении всей античности и фок, и бизань оставались второстепенными по размеру полотна, хотя и были достаточно большими, чтобы требовать полного ходового такелажа . [ 21 ] В поздней античности фок-мачта потеряла большую часть своего наклона и на некоторых кораблях стояла почти вертикально. [ 21 ]
К началу раннего средневековья оснастка претерпела фундаментальную трансформацию в средиземноморском мореплавании: латен , который долгое время развивался на небольших греко-римских судах, заменил квадратное вооружение , основной тип паруса древних, который практически исчез из записей. до 14 века (пока он оставался доминирующим в Северной Европе). [ 25 ] [ 26 ] Дромон . , весельная бирема с латинским вооружением византийского флота , почти наверняка имела две мачты: большую фок-мачту и одну на миделе Их длина оценивается в 12 м и 8 м соответственно, что несколько меньше, чем у сицилийских военных галер того времени. [ 27 ]
Многомачтовые парусные корабли были вновь введены в Средиземное море в эпоху позднего средневековья . Все больше и больше входили в употребление крупные суда, и потребность в дополнительных мачтах для управления этими кораблями возрастала с увеличением тоннажа. В отличие от античности, бизань-мачта была принята на средневековых двухмачтах раньше, чем фок-мачта, и этот процесс можно проследить по графическим свидетельствам из Венеции и Барселоны до середины 14 века. Чтобы сбалансировать план парусов, следующим очевидным шагом было добавление носовой части грот-мачты, которая впервые появляется на каталонском рисунке тушью 1409 года. Благодаря штыревому рулю великих все передовые технологии проектирования кораблей, необходимые для трансокеанских путешествий . к началу XV века были созданы [ 28 ]
Полые мачты
[ редактировать ]Первая полая мачта длиной 28 м (92 фута) была установлена на американском шлюпе «Мария» в 1845 году и построена из клепок, связанных железными обручами, как бочка. Другие полые мачты были сделаны из двух выдолбленных и склеенных вместе конических бревен. [ 29 ] Почти столетие спустя простая коробчатая мачта [ нужны разъяснения ] был достигнут. [ 29 ]
Современные мачты
[ редактировать ]

Хотя в 19 веке парусные суда были вытеснены моторными судами, прогулочные парусные суда и яхты продолжают проектироваться и строиться.
появились алюминиевые мачты В 1930-х годах на больших яхтах J-класса . Алюминиевая мачта имеет значительные преимущества перед деревянной: она легче и тоньше деревянной такой же прочности, не подвержена гниению и может изготавливаться цельной экструдированной длиной. В 1960-е годы дерево было вытеснено алюминием. Обычно используются алюминиевые сплавы, обычно серии 6000. [ 30 ]
В последнее время на некоторых парусных яхтах (особенно яхтах самодельной постройки) начали использовать стальные мачты. Хотя сталь несколько тяжелее алюминия, она имеет ряд преимуществ. Это значительно дешевле, а стальная мачта эквивалентной прочности может быть меньше в диаметре, чем алюминиевая, что обеспечивает меньшую турбулентность и лучший поток воздуха на парус. [ 31 ] [ 32 ]

С середины 1990-х годов на гоночных яхтах стали использовать углеродное волокно и другие композитные материалы для изготовления мачт с еще лучшим соотношением прочности и веса. Мачты из углеродного волокна также могут быть изготовлены с более точно спроектированными аэродинамическими профилями.
паруса Современные мачты образуют переднюю кромку аэродинамического профиля и имеют каплевидное поперечное сечение. На небольших гоночных яхтах и катамаранах мачта поворачивается под оптимальным углом к аэродинамическому профилю паруса. Если мачта имеет длинное и тонкое поперечное сечение и занимает значительную площадь профиля, ее называют крылатой мачтой; лодки, использующие их, имеют меньшую площадь парусов, чтобы компенсировать большую площадь мачты. Существует множество производителей современных мачт для парусных яхт всех размеров, среди некоторых известных компаний — Hall Spars, Offshore Spars и Southern Spars.
После окончания эпохи парусного спорта на военных кораблях сохранились мачты, первоначально в качестве наблюдательных пунктов и для наблюдения за падением снарядов , а также оборудование для управления огнем, такое как дальномеры , а позже в качестве точки крепления для радаров и телекоммуникационных антенн, которые необходимо установить. высоко, чтобы увеличить дальность действия. простые шестовые, решетчатые и треножные мачты Использовались , а также на некоторых прошлых японских военных кораблях сложные мачты-пагоды .
-
Военный корабль США « Невада» с решетчатыми мачтами
-
HMS Invincible с треножными мачтами
-
SMS Scharnhorst с шестовыми мачтами
-
Нагато с мачтой-пагодой
-
HMS Duncan с полностью закрытой грот-мачтой для уменьшения ЭПР.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лейтон, Сирил Уолтер Томас, Питер Клиссолд и AGW Миллер. Словарь морских слов и терминов. Браун, Сон и Фергюсон, 1973.
- ^ Харланд, Джон. Морское дело в эпоху парусного спорта , стр. 22–5, Naval Institute Press, Аннаполис, Мэриленд, 1992. ISBN 0-87021-955-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Киган, Джон (1989). Цена Адмиралтейства . Нью-Йорк: Викинг. стр. 278 и 281. ISBN 0-670-81416-4 .
- ^ Харланд, Джон. Морское дело в эпоху парусного спорта, стр. 15, 19–22, 36–37, Naval Institute Press, Аннаполис, Мэриленд, 1992. ISBN 0-87021-955-3 .
- ^ Харланд, Джон. Морское дело в эпоху парусного спорта, стр. 15, 19, 36–37, Naval Institute Press, Аннаполис, Мэриленд, 1992. ISBN 0-87021-955-3 .
- ^ Паркер, Дана Т. Сквер Риггерс в Соединенных Штатах и Канаде, стр. 55, Transportation Trails, Поло, Иллинойс, 1994. ISBN 0-933449-19-4 .
- ^ Беннетт, Дженни (2005). Парусное снаряжение, иллюстрированное руководство . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-243-7 .
- ^ Марш, Эдгар Дж. (1952). Парусные дрифтеры: история сельдь-люггера из Англии, Шотландии и острова Мэн (переиздание 1969 года). Ньютон Эбботт: Дэвид и Чарльз (Издательство) Limited. ISBN 0-7153-4679-2 .
- ^ Харланд, Джон. Морское дело в эпоху парусного спорта, стр. 20–2, Naval Institute Press, Аннаполис, Мэриленд, 1992. ISBN 0-87021-955-3 .
- ^ Новый Оксфордский американский словарь (американский английский) через словарь Apple
- ^ «Скиния» . Морской словарь Sea Talk. 26 сентября 2023 г.
- ^ «Скиния» . Ваш словарь.
- ^ Картер, Роберт (01 марта 2006 г.). «Останки лодок и морская торговля в Персидском заливе в шестом и пятом тысячелетиях до нашей эры» . Античность . 80 (307): 52–63. дои : 10.1017/S0003598X0009325X . ISSN 0003-598X .
- ^ Турфа, Дж. Макинтош ; Штайнмайер, А.Г. (1999): «Самый ранний фок на другой этрусской вазе», Международный журнал морской археологии , Vol. 28, № 3, стр. 292–296 (295)
- ^ Кассон, Лайонел (1963): «Самый ранний двухмачтовый корабль», Археология , Том. 16, № 2, стр. 108–111 (111)
- ^ Перейти обратно: а б Кассон, Лайонел (1980): «Двумачтовые греческие корабли», Международный журнал морской археологии , Vol. Т. 9, № 1, стр. 68–69 (69)
- ^ Памулапарти, Суикар Бхушан. «Древний индийский корабль» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ «Аджанта: Лодка у правой стены Пещеры II» . Британская библиотека . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Кассон, Лайонел (1963): «Самый ранний двухмачтовый корабль», Археология , Том. 16, № 2, стр. 108–111 (109)
- ^ Бельтрам, Карло (1996): «Археологические свидетельства фок-мачты древних парусных кораблей», Международный журнал морской археологии , Vol. 25, № 2, стр. 135–139 (135)
- ^ Перейти обратно: а б с Кассон, Лайонел (1995): «Корабли и мореплавание в древнем мире», издательство Университета Джонса Хопкинса, ISBN 978-0-8018-5130-8 , стр. 239–243
- ^ Перейти обратно: а б Кассон, Лайонел (1995): «Корабли и мореплавание в древнем мире», издательство Университета Джонса Хопкинса, ISBN 978-0-8018-5130-8 , с. 242, сн. 75
- ^ Кассон, Лайонел (1995): «Корабли и мореплавание в древнем мире», издательство Университета Джонса Хопкинса, ISBN 978-0-8018-5130-8 , стр. XXIV, рисунок 145.
- ^ Кассон, Лайонел (1995): «Корабли и мореплавание в древнем мире», издательство Университета Джонса Хопкинса, ISBN 978-0-8018-5130-8 , с. 4, сн. 2
- ^ Кассон, Лайонел (1995): «Корабли и мореплавание в древнем мире», издательство Университета Джонса Хопкинса, ISBN 978-0-8018-5130-8 , стр. 243–245
- ^ Прайор, Джон Х.; Джеффрис, Элизабет М. (2006): «Эпоха ΔΡΟΜΩΝ. Византийский флот около 500–1204 гг.», Средневековое Средиземноморье. Народы, экономика и культуры, 400–1500, Том. 62, издательство «Брилл Академик», ISBN 978-90-04-15197-0 , стр. 153–161
- ^ Прайор, Джон Х.; Джеффрис, Элизабет М. (2006): «Эпоха ΔΡΟΜΩΝ. Византийский флот около 500–1204 гг.», Средневековое Средиземноморье. Народы, экономика и культуры, 400–1500, Том. 62, издательство «Брилл Академик», ISBN 978-90-04-15197-0 , стр. 238 иф., 244.
- ^ Мотт, Лоуренс В. (1994): «Изображение трехмачтового корабля 1409 года», Международный журнал морской археологии , Vol. 23, № 1, стр. 39–40.
- ^ Перейти обратно: а б Филипс-Бирт, Дуглас (1954). Такелаж и оснащение яхт . W&J Mackay & Co. Ltd., стр. 87–88.
- ^ Бек, Р. и др. «ДИЗАЙН ПАРУСНЫХ ЯХТ». (2009).
- ^ Схинас, Джилл (9 июля 2013 г.). «Построй свои стальные мачты» . Яхта Моллимок . Проверено 1 августа 2013 г.
- ^ Дикс, Дадли. «Часто задаваемые вопросы по проектированию яхт Дадли Дикса — стальные лодки» . Проверено 1 августа 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]