Jump to content

Мачта (парусная)

(Перенаправлено с «Мачта (корабль)
Трехмачтовый учебный корабль «Мерси»
Главная топ-галантная мачта

Мачта или набор лонжеронов , представляет парусного судна собой высокий лонжерон установленный более или менее вертикально на осевой линии корабля или лодки. В его предназначение входит переноска парусов , рангоутов и вышек , придание необходимой высоты навигационному свету , наблюдательной позиции , сигнальной площадке , посту управления , радиоантенне или сигнальному фонарю . [ 1 ] Большие корабли имеют несколько мачт, размер и конфигурация которых зависят от стиля корабля. Почти все парусные мачты имеют растяжки . [ 2 ]

До середины XIX века мачты всех судов делались из дерева, состоящего из одного или нескольких кусков древесины, которые обычно состояли из ствола хвойного дерева. С 16 века суда часто строились такого размера, что мачты были выше и толще, чем из одиночных стволов деревьев. На этих более крупных судах для достижения необходимой высоты мачты строились из четырех секций (также называемых мачтами). От низшей к высшей они назывались: нижняя, верхняя, верхгалантная и королевская мачты. [ 3 ] Чтобы придать нижним секциям достаточную толщину, пришлось собрать их из отдельных кусков дерева. Такая секция была известна как сборная мачта , в отличие от секций, образованных из цельных кусков древесины, которые были известны как мачты-стойки .

Тех, кто специализировался на изготовлении мачт, называли мачтостроителями .

Номенклатура

[ редактировать ]

Для квадратным парусом с судов мачты в их стандартных названиях в порядке от носа к корме (спереди назад) следующие:

  • Стеньга сприта : небольшая мачта, установленная на конце бушприта ( производство прекращено после начала 18 века); однако обычно не считается мачтой при определении корабля как «двухмачтового» или «трехмачтового».
  • Фок-мачта : мачта, ближайшая к носу, или мачта впереди грот-мачты. [ 3 ] Поскольку он находится дальше всего впереди, его можно прикрепить к бушприту .
    • Секции: фок-мачта нижняя, фор-стеньга, фор-стеньга-мачта.
  • Грот-мачта : самая высокая мачта, обычно расположенная недалеко от центра корабля.
    • Секции: грот-мачта нижняя, грот-стеньга, грот-стеньга, королевская мачта (при наличии).
  • Бизань-мачта : самая кормовая мачта. Обычно короче фок-мачты.
    • Секции: бизань-мачта нижняя, бизань-стеньга, бизань-стеньга-мачта. [ 4 ]

Некоторые названия, присвоенные мачтам на судах , оснащенных другими типами снаряжения (где названия менее стандартизированы):

  • Бизань Бонавентура : четвертая мачта на более крупных галеонах XVI века, обычно с латиноамериканским вооружением и короче основной бизани.
  • Джиггер-мачта : обычно самая короткая, самая задняя мачта на судах с более чем тремя мачтами.
    • Секции: джиггер-мачта нижняя, джиггер-стеньга, джиггер-стеньга-мачта.
На этой фотографии полностью оснащенного корабля Balclutha показаны фок-мачта, грот-мачта и бизань-мачта, а также весь стоячий и работающий такелаж корабля. «Балклута» пришвартована в Сан-Франциско и открыта для публики. [ 5 ] [ 6 ]

Когда судно имеет две мачты, как правило, главной мачтой является та, которая устанавливает самый большой парус. Таким образом, на бриге передняя мачта является фок-мачтой, а кормовая - грот-мачтой. На шхуне с двумя мачтами, даже если мачты имеют одинаковую высоту, кормовая из них обычно несет больший парус (поскольку можно использовать более длинный гик), поэтому кормовая мачта является главной мачтой. Это контрастирует с кечем или ялом , у которых кормовая мачта и ее главный парус явно меньшие из двух, поэтому терминология (с носа) - грот-мачта и бизань. (В яле термин «джиггер» иногда используется для обозначения кормовой мачты.) [ 7 ]

Некоторые двухмачтовые люггеры имеют фок-мачту и бизань-мачту - грот-мачты нет. Это связано с тем, что эти традиционные типы раньше имели три мачты, но было сочтено удобным отказаться от грот-мачты и нести паруса большего размера на остальных мачтах. Это дало больше рабочего пространства, особенно на рыболовных судах. [ 8 ] : 19 

На с квадратным вооружением судах каждая мачта несет несколько горизонтальных ярдов отдельные паруса , на которых крепятся . [ 9 ]

Корабли со складными мачтами используют точку крепления скинии . Определения включают: «частично открытое гнездо или двойную стойку на палубе, к которой прикреплена мачта, с шарниром вверху, позволяющим опустить мачту»; [ 10 ] «крупный кронштейн, прочно прикрепленный к палубе, к которому крепится основание мачты; он имеет две стороны или щеки и болт, образующий ось, вокруг которой мачта поднимается и опускается»; «существенное приспособление для установки мачты на палубе, чтобы ее можно было легко опустить для перевозки буксиром или для плавания под мостами», [ 11 ] «навесное устройство, позволяющее легко сложить мачту на 90 градусов от перпендикуляра, как для перевозки лодки на прицепе, так и для проезда под мостом» [ 12 ]

Римский двухмачтовый корабль, фок-мачта которого имеет типично сильный наклон вперед.

Самые старые свидетельства использования мачт происходят из периода Убайд стоянки H3 в Кувейте, датируемой второй половиной шестого тысячелетия до нашей эры. Здесь был обнаружен глиняный диск, сделанный из черепка, который, по-видимому, изображает лодку из тростника с двумя мачтами. [ 13 ]

На Западе концепция корабля, несущего более одной мачты, чтобы придать ему большую скорость под парусом и улучшить его мореходные качества, развивалась в водах северного Средиземноморья : самая ранняя фок-мачта была обнаружена на этрусском пиксисе из Цере , Италия , датируется серединой VII века до нашей эры: военный корабль со свернутым гротом вступает в бой с судном противника, развернув фок . [ 14 ] Двухмачтовое торговое судно с внушительным фоковым парусом, установленным на слегка наклоненной фок-мачте, изображено на росписях этрусских гробниц 475–450 гг. до н.э. [ 15 ] Артемон фок) , ( по-гречески почти такого же размера, как грот галеры, можно найти на коринфском кратере еще в конце VI века до нашей эры; кроме того, греческие корабли всегда изображались без него до IV века до нашей эры. [ 16 ] Считается , что на Востоке древние индийские королевства, такие как Калинга, существовавшие еще во 2 веке, командовали военно-морскими парусными кораблями. Одним из самых ранних документальных свидетельств строительства индийских парусов является фреска с изображением трехмачтового корабля в пещерах Аджанты, датируемая 400–500 годами нашей эры. [ 17 ] [ 18 ]

Фок-мачта стала довольно распространенной на римских галерах , где, наклоненная под углом 45°, она была больше похожа на бушприт , а установленный на ней фок, уменьшенный в размерах, по-видимому, использовался скорее как вспомогательное средство для рулевого управления, чем для толчок. [ 16 ] [ 19 ] Хотя большая часть древних свидетельств носит иконографический характер, о существовании фок-мачт можно также сделать археологический вывод по прорезям в опорах фок-мачты, расположенным слишком близко к носу для грота. [ 20 ]

Римское торговое судно ( корбита ) с грот-мачтой и фок-мачтой под парусами

Артемон , наряду с гротом и марселем , превратился в стандартное вооружение морских судов в имперские времена , дополненное бизанью на крупнейших грузовых судах. [ 21 ] Самыми ранними зарегистрированными трехмастерскими кораблями были гигантская Сиракузия , престижный объект, заказанный царем Сиракуз Гиероном II и изобретенный эрудитом Архимедом около 240 г. до н.э., а также другие сиракузские торговые корабли того времени. [ 22 ] Императорские зерновозы, курсировавшие по маршруту между Александрией и Римом, также включали трехмачтовые суда. [ 22 ] Мозаика в Остии (ок. 200 г. н.э.) изображает грузовое судно с трехмачтовой установкой, заходящее в римскую гавань. [ 23 ] Специальные суда могли нести гораздо больше мачт: Теофраст ( Hist. Plant. 5.8.2) описывает, как римляне импортировали корсиканскую древесину с помощью огромного плота, приводимого в движение целыми пятьюдесятью мачтами и парусами. [ 24 ]

эпохи Возрождения Три мастера Лоренцо Коста

На протяжении всей античности и фок, и бизань оставались второстепенными по размеру полотна, хотя и были достаточно большими, чтобы требовать полного ходового такелажа . [ 21 ] В поздней античности фок-мачта потеряла большую часть своего наклона и на некоторых кораблях стояла почти вертикально. [ 21 ]

К началу раннего средневековья оснастка претерпела фундаментальную трансформацию в средиземноморском мореплавании: латен , который долгое время развивался на небольших греко-римских судах, заменил квадратное вооружение , основной тип паруса древних, который практически исчез из записей. до 14 века (пока он оставался доминирующим в Северной Европе). [ 25 ] [ 26 ] Дромон . , весельная бирема с латинским вооружением византийского флота , почти наверняка имела две мачты: большую фок-мачту и одну на миделе Их длина оценивается в 12 м и 8 м соответственно, что несколько меньше, чем у сицилийских военных галер того времени. [ 27 ]

Многомачтовые парусные корабли были вновь введены в Средиземное море в эпоху позднего средневековья . Все больше и больше входили в употребление крупные суда, и потребность в дополнительных мачтах для управления этими кораблями возрастала с увеличением тоннажа. В отличие от античности, бизань-мачта была принята на средневековых двухмачтах раньше, чем фок-мачта, и этот процесс можно проследить по графическим свидетельствам из Венеции и Барселоны до середины 14 века. Чтобы сбалансировать план парусов, следующим очевидным шагом было добавление носовой части грот-мачты, которая впервые появляется на каталонском рисунке тушью 1409 года. Благодаря штыревому рулю великих все передовые технологии проектирования кораблей, необходимые для трансокеанских путешествий . к началу XV века были созданы [ 28 ]

Полые мачты

[ редактировать ]

Первая полая мачта длиной 28 м (92 фута) была установлена ​​на американском шлюпе «Мария» в 1845 году и построена из клепок, связанных железными обручами, как бочка. Другие полые мачты были сделаны из двух выдолбленных и склеенных вместе конических бревен. [ 29 ] Почти столетие спустя простая коробчатая мачта [ нужны разъяснения ] был достигнут. [ 29 ]

Современные мачты

[ редактировать ]
Типичная трубчатая алюминиевая мачта парусника послевоенной эпохи.
Мачта парусной яхты «Звезды и полосы» , с вантами разделенными множеством распорок.

Хотя в 19 веке парусные суда были вытеснены моторными судами, прогулочные парусные суда и яхты продолжают проектироваться и строиться.

появились алюминиевые мачты В 1930-х годах на больших яхтах J-класса . Алюминиевая мачта имеет значительные преимущества перед деревянной: она легче и тоньше деревянной такой же прочности, не подвержена гниению и может изготавливаться цельной экструдированной длиной. В 1960-е годы дерево было вытеснено алюминием. Обычно используются алюминиевые сплавы, обычно серии 6000. [ 30 ]

В последнее время на некоторых парусных яхтах (особенно яхтах самодельной постройки) начали использовать стальные мачты. Хотя сталь несколько тяжелее алюминия, она имеет ряд преимуществ. Это значительно дешевле, а стальная мачта эквивалентной прочности может быть меньше в диаметре, чем алюминиевая, что обеспечивает меньшую турбулентность и лучший поток воздуха на парус. [ 31 ] [ 32 ]

Иллюстрация поперечного сечения современной мачты и крыла-мачты с парусом.

С середины 1990-х годов на гоночных яхтах стали использовать углеродное волокно и другие композитные материалы для изготовления мачт с еще лучшим соотношением прочности и веса. Мачты из углеродного волокна также могут быть изготовлены с более точно спроектированными аэродинамическими профилями.

паруса Современные мачты образуют переднюю кромку аэродинамического профиля и имеют каплевидное поперечное сечение. На небольших гоночных яхтах и ​​катамаранах мачта поворачивается под оптимальным углом к ​​аэродинамическому профилю паруса. Если мачта имеет длинное и тонкое поперечное сечение и занимает значительную площадь профиля, ее называют крылатой мачтой; лодки, использующие их, имеют меньшую площадь парусов, чтобы компенсировать большую площадь мачты. Существует множество производителей современных мачт для парусных яхт всех размеров, среди некоторых известных компаний — Hall Spars, Offshore Spars и Southern Spars.

После окончания эпохи парусного спорта на военных кораблях сохранились мачты, первоначально в качестве наблюдательных пунктов и для наблюдения за падением снарядов , а также оборудование для управления огнем, такое как дальномеры , а позже в качестве точки крепления для радаров и телекоммуникационных антенн, которые необходимо установить. высоко, чтобы увеличить дальность действия. простые шестовые, решетчатые и треножные мачты Использовались , а также на некоторых прошлых японских военных кораблях сложные мачты-пагоды .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лейтон, Сирил Уолтер Томас, Питер Клиссолд и AGW Миллер. Словарь морских слов и терминов. Браун, Сон и Фергюсон, 1973.
  2. ^ Харланд, Джон. Морское дело в эпоху парусного спорта , стр. 22–5, Naval Institute Press, Аннаполис, Мэриленд, 1992. ISBN   0-87021-955-3 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Киган, Джон (1989). Цена Адмиралтейства . Нью-Йорк: Викинг. стр. 278 и 281. ISBN  0-670-81416-4 .
  4. ^ Харланд, Джон. Морское дело в эпоху парусного спорта, стр. 15, 19–22, 36–37, Naval Institute Press, Аннаполис, Мэриленд, 1992. ISBN   0-87021-955-3 .
  5. ^ Харланд, Джон. Морское дело в эпоху парусного спорта, стр. 15, 19, 36–37, Naval Institute Press, Аннаполис, Мэриленд, 1992. ISBN   0-87021-955-3 .
  6. ^ Паркер, Дана Т. Сквер Риггерс в Соединенных Штатах и ​​Канаде, стр. 55, Transportation Trails, Поло, Иллинойс, 1994. ISBN   0-933449-19-4 .
  7. ^ Беннетт, Дженни (2005). Парусное снаряжение, иллюстрированное руководство . Лондон: Издательство Чатем. ISBN  1-86176-243-7 .
  8. ^ Марш, Эдгар Дж. (1952). Парусные дрифтеры: история сельдь-люггера из Англии, Шотландии и острова Мэн (переиздание 1969 года). Ньютон Эбботт: Дэвид и Чарльз (Издательство) Limited. ISBN  0-7153-4679-2 .
  9. ^ Харланд, Джон. Морское дело в эпоху парусного спорта, стр. 20–2, Naval Institute Press, Аннаполис, Мэриленд, 1992. ISBN   0-87021-955-3 .
  10. ^ Новый Оксфордский американский словарь (американский английский) через словарь Apple
  11. ^ «Скиния» . Морской словарь Sea Talk. 26 сентября 2023 г.
  12. ^ «Скиния» . Ваш словарь.
  13. ^ Картер, Роберт (01 марта 2006 г.). «Останки лодок и морская торговля в Персидском заливе в шестом и пятом тысячелетиях до нашей эры» . Античность . 80 (307): 52–63. дои : 10.1017/S0003598X0009325X . ISSN   0003-598X .
  14. ^ Турфа, Дж. Макинтош ; Штайнмайер, А.Г. (1999): «Самый ранний фок на другой этрусской вазе», Международный журнал морской археологии , Vol. 28, № 3, стр. 292–296 (295)
  15. ^ Кассон, Лайонел (1963): «Самый ранний двухмачтовый корабль», Археология , Том. 16, № 2, стр. 108–111 (111)
  16. ^ Перейти обратно: а б Кассон, Лайонел (1980): «Двумачтовые греческие корабли», Международный журнал морской археологии , Vol. Т. 9, № 1, стр. 68–69 (69)
  17. ^ Памулапарти, Суикар Бхушан. «Древний индийский корабль» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 5 декабря 2022 г.
  18. ^ «Аджанта: Лодка у правой стены Пещеры II» . Британская библиотека . Проверено 5 декабря 2022 г.
  19. ^ Кассон, Лайонел (1963): «Самый ранний двухмачтовый корабль», Археология , Том. 16, № 2, стр. 108–111 (109)
  20. ^ Бельтрам, Карло (1996): «Археологические свидетельства фок-мачты древних парусных кораблей», Международный журнал морской археологии , Vol. 25, № 2, стр. 135–139 (135)
  21. ^ Перейти обратно: а б с Кассон, Лайонел (1995): «Корабли и мореплавание в древнем мире», издательство Университета Джонса Хопкинса, ISBN   978-0-8018-5130-8 , стр. 239–243
  22. ^ Перейти обратно: а б Кассон, Лайонел (1995): «Корабли и мореплавание в древнем мире», издательство Университета Джонса Хопкинса, ISBN   978-0-8018-5130-8 , с. 242, сн. 75
  23. ^ Кассон, Лайонел (1995): «Корабли и мореплавание в древнем мире», издательство Университета Джонса Хопкинса, ISBN   978-0-8018-5130-8 , стр. XXIV, рисунок 145.
  24. ^ Кассон, Лайонел (1995): «Корабли и мореплавание в древнем мире», издательство Университета Джонса Хопкинса, ISBN   978-0-8018-5130-8 , с. 4, сн. 2
  25. ^ Кассон, Лайонел (1995): «Корабли и мореплавание в древнем мире», издательство Университета Джонса Хопкинса, ISBN   978-0-8018-5130-8 , стр. 243–245
  26. ^ Прайор, Джон Х.; Джеффрис, Элизабет М. (2006): «Эпоха ΔΡΟΜΩΝ. Византийский флот около 500–1204 гг.», Средневековое Средиземноморье. Народы, экономика и культуры, 400–1500, Том. 62, издательство «Брилл Академик», ISBN   978-90-04-15197-0 , стр. 153–161
  27. ^ Прайор, Джон Х.; Джеффрис, Элизабет М. (2006): «Эпоха ΔΡΟΜΩΝ. Византийский флот около 500–1204 гг.», Средневековое Средиземноморье. Народы, экономика и культуры, 400–1500, Том. 62, издательство «Брилл Академик», ISBN   978-90-04-15197-0 , стр. 238 иф., 244.
  28. ^ Мотт, Лоуренс В. (1994): «Изображение трехмачтового корабля 1409 года», Международный журнал морской археологии , Vol. 23, № 1, стр. 39–40.
  29. ^ Перейти обратно: а б Филипс-Бирт, Дуглас (1954). Такелаж и оснащение яхт . W&J Mackay & Co. Ltd., стр. 87–88.
  30. ^ Бек, Р. и др. «ДИЗАЙН ПАРУСНЫХ ЯХТ». (2009).
  31. ^ Схинас, Джилл (9 июля 2013 г.). «Построй свои стальные мачты» . Яхта Моллимок . Проверено 1 августа 2013 г.
  32. ^ Дикс, Дадли. «Часто задаваемые вопросы по проектированию яхт Дадли Дикса — стальные лодки» . Проверено 1 августа 2013 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b5654b911aacb221e844d5bdbd165996__1722497220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b5/96/b5654b911aacb221e844d5bdbd165996.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mast (sailing) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)