Russian cruiser Vladimir Monomakh
Владимир Мономах после ремонта 1892–93 гг.
| |
История | |
---|---|
Российская Империя | |
Имя | Vladimir Monomakh |
Тезка | Vladimir II Monomakh |
Строитель | Балтийский завод , Санкт-Петербург , Россия |
Расходы | 3 348 847 рублей |
Заложен | 22 февраля 1881 г. [ Примечание 1 ] |
Запущен | 22 октября 1882 г. |
Завершенный | 13 июля 1883 г. |
пораженный | 28 сентября 1905 г. |
Судьба | Затоплен в Цусимском сражении 28 мая 1905 года. |
Общие характеристики в заводском состоянии | |
Тип | Броненосный крейсер |
Смещение | 5593 длинных тонны (5683 т) |
Длина | 296 футов 3 дюйма (90,3 м) |
Луч | 52 фута 0 дюймов (15,85 м) |
Черновик | 26 футов 3 дюйма (8 м) |
Установленная мощность | 7000 л.с. (5200 кВт) |
Движение |
|
Скорость | 15,2 узла (28,2 км/ч; 17,5 миль в час) |
Диапазон | 6200 миль (11500 км; 7100 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 591 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Владимир Мономах ( русский : Владимир Мономах ) — броненосный крейсер, построенный для Императорского флота России в 1880-х годах. Судно было названо в честь Владимира II Мономаха великого киевского князя . Большую часть своей карьеры она провела на Дальнем Востоке , хотя корабль находился в Балтийском море , когда русско-японская война в 1904 году началась . Владимир Мономах был прикомандирован к Третьей Тихоокеанской эскадре и участвовал в Цусимском сражении в мае 1905 года. ему было поручено защищать русские транспорты, и в дневное время боя он не принимал активного участия в боевых действиях. Корабль был торпедирован ночью, а на следующее утро был затоплен капитаном, чтобы предотвратить его захват японцами.
Дизайн и описание
[ редактировать ]«Владимир Мономах» классифицировался как полуброненосный фрегат и представлял собой усовершенствованную версию предыдущего «Минина» . Корабль был спроектирован с высокой выносливостью и высокой скоростью, чтобы облегчить его роль торгового рейдера, способного обогнать вражеские линкоры . [ 1 ] Он представлял собой броненосную центральную батарею с сосредоточением вооружения в миделе корабля. Корабль с железным корпусом был оснащен тараном и обшит деревом и медью, чтобы уменьшить загрязнение . [ 2 ] Корпус корабля был разделен десятью поперечными переборками и имел двойное дно глубиной 1,73 метра (5 футов 8 дюймов). [ 3 ] Ее экипаж насчитывал около 550 офицеров и солдат. Владимира Мономаха составляла 307 футов 9 дюймов (93,8 м) Общая длина . Она имела ширину 51 фут 10 дюймов (15,8 м) и осадку 25 футов (7,6 м). [ 4 ] Водоизмещение корабля составляет 5593 длинных тонны (5683 т) при глубокой загрузке . [ 5 ]
Корабль имел две вертикальные составные паровые машины , каждая из которых приводила в движение четырехлопастной 18-футовый (5,5 м) винт из марганцево-бронзовой стали. Пар подавался шестью цилиндрическими котлами под давлением 70 фунтов на квадратный дюйм (483 кПа ; 5 кгс/см). 2 ). двигатели выдавали 7044 лошадиных силы (5253 кВт), Во время ходовых испытаний что обеспечило кораблю максимальную скорость около 15,8 узлов (29,3 км/ч; 18,2 миль в час). Владимир Мономах перевез 900 длинных тонн (910 т) [ 6 ] угля, что дало ей экономичный запас хода в 6200 морских миль (11500 км; 7100 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). Это был корабль с тремя мачтами. [ 4 ] и имел общую площадь парусов 26 000 квадратных футов (2400 м²). 2 ). Чтобы уменьшить сопротивление во время движения под парусом, ее воронки были убирающимися. [ 6 ]
Владимир Мономах был вооружен четырьмя 8-дюймовыми (203-мм) орудиями, по одному в каждом углу батареи , вынесенными за борта корпуса. Восемь из дюжины 6-дюймовых (152-мм) орудий были установлены между восьмидюймовыми орудиями в центральной батарее, а остальные четыре находились за пределами батареи на концах корабля. [ 7 ] Противоторпедную оборону обеспечивали четыре 9-фунтовки и десять орудий Гочкиса . [ 8 ] Корабль также был оснащен тремя надводными 15-дюймовыми (381-мм) торпедными аппаратами . [ 6 ]
корабля Ватерлинейный пояс состоял из составной брони и занимал всю длину корабля. Его толщина составляла шесть дюймов на миделе корабля, но уменьшалась до 4,5 дюймов (114 мм) на концах корабля. Он простирался на 2 фута (0,6 м) над ватерлинией и на 4 фута (1,2 м) ниже. [ 9 ] Поперечные переборки толщиной 3–4 дюйма (76–102 мм) защищали орудия батареи от обстрела . [ 10 ] Такой же толщины имели спонсоны 8-дюймовых орудий. Защитная накладка имела толщину 0,5 дюйма (13 мм). [ 9 ]
Карьера
[ редактировать ]Строительство «Владимира Мономаха» началось 22 февраля 1881 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге , хотя официальная церемония закладки киля состоялась только 21 мая. Она была спущена на воду 22 октября 1882 года. [ 11 ] и завершено 13 июля 1883 г. [ 12 ] Общая стоимость судна составила 3 348 847 рублей . [ 13 ] — второе судно, заложенное в классе «Дмитрий Донской» , Несмотря на то, что «Владимир Мономах» оно было построено первым. Из-за постоянных изменений во время строительства конструкции обоих судов к моменту завершения значительно разошлись. [ 12 ] Корабль был назван в честь Владимира II Мономаха великого киевского князя . [ 9 ]
11 октября 1884 года Владимир Мономах отправился в неторопливое путешествие из Балтийского моря на Дальний Восток. Она посетила порты Кристиансанна в Норвегии и Портленд-Харбор в Англии, прежде чем прибыла на Мальту 25 ноября . Корабль провел большую часть следующих шести недель в греческих водах, прежде чем прибыл в Порт-Саид , Египет, 12 января 1885 года, чтобы пройти через Суэцкий канал . Владимир Мономах встретил там британский броненосный линкор HMS «Агамемнон» и преследовал его до Японии, поскольку в начале 1885 года напряженность между Великобританией и Россией росла. Корабль прибыл в Нагасаки в марте 1885 года и был назначен флагманом России. Тихоокеанского флота под командованием контр-адмирала А. Е. Кроуна. Базируясь во Владивостоке , она обычно зимовала в более теплых водах. Например, Владимир Мономах посетил Манилу , Сингапур , Гонконг , Батавию, Голландскую Ост-Индию и остров Пенанг. в период с ноября 1885 по март 1886 года В 1887 году она вернулась в Кронштадт и была переоборудована в 1888 году. [ 14 ]
Владимир Мономах покинул Кронштадт и направился в Средиземное море 6 ноября 1889 года, где оставался в течение следующего года. Она присоединилась к официальному сопровождению визита цесаревича Николая II на Дальний Восток. Цесаревич путешествовал на борту « Памяти Азова» , а Владимир Мономах обеспечивал защиту. Два корабля достигли Сингапура 2 марта 1891 года и достигли Владивостока 23 мая. Во Владивостоке капитан Оскар Старк командиром корабля был назначен , а в августе Владимир Мономах прошел капитальный ремонт. Он снова перезимовал в Нагасаки, отправившись в Европу 23 апреля 1892 года и достиг Кронштадта в августе, где 22 сентября корабль прошел капитальный ремонт. Тяжелая парусная установка была заменена тремя сигнальными мачтами, закреплены ее трубы, а также модернизированы котлы. 13 февраля 1892 года Владимир Мономах был переклассифицирован в крейсер 1-го класса. [ 15 ]
2 октября 1894 года кораблю, которым теперь командовал капитан Зиновий Рожественский , было приказано вернуться в Средиземное море. В связи с Первой китайско-японской войной 1894–1895 годов Совет министров приказал 1 февраля 1895 года усилить Средиземноморскую эскадру 2-ю Тихоокеанскую эскадру. Он достиг китайского договорного порта Чифу , 16 апреля и 13 мая стал флагманом контр-адмирала Евгения Ивановича Алексеева второго командующего Тихоокеанским флотом. Владимир Мономах оставался в Чифу до конца года, а затем отплыл во Владивосток, а затем в Кобе , Япония, в январе 1896 года. [ 16 ]
Корабль оставался там недолго, прежде чем ему было приказано вернуться в Кронштадт для серьезной модернизации. Ее устаревшие 8-дюймовые и 6-дюймовые пушки были заменены пятью новыми 6-дюймовыми пушками 45 калибра и шестью 120-миллиметровыми (4,7 дюйма) пушками Кане . Шесть первоначальных котлов корабля были заменены дюжиной цилиндрических котлов. [ 17 ]
Владимир Мономах был переведен обратно на Тихоокеанский флот в ноябре 1897 года и достиг Нагасаки в феврале 1898 года. После того, как Тройная интервенция изгнала японцев из Порт-Артура , Владимир Мономах был частью русских войск, которые впоследствии заняли эту стратегическую гавань. В июне 1900 года она перевозила войска, участвовавшие в подавлении Боксерского восстания . В сентябре 1900 года, возвращаясь в Порт-Артур, она случайно протаранила и потопила торговое судно «Корона Арагона» . В декабре 1901 года она встретилась с Дмитрием Донским в Гонконге , и два корабля вернулись в Средиземное море через Суэцкий канал . Владимир Мономах оставался в Средиземном море до августа 1902 года и в октябре достиг Кронштадта. В 1903–04 годах некоторые из ее 47-миллиметровых (1,9 дюйма) орудий Гочкиса были заменены на 75-миллиметровые (3,0 дюйма). [ 17 ]
Русско-японская война
[ редактировать ]В феврале 1905 года Владимир Мономах был направлен в Третью Тихоокеанскую эскадру, которая была направлена на усиление адмирала Зиновия Рожественского Второй Тихоокеанской эскадры . Третья Тихоокеанская эскадра прошла через Суэцкий канал и 14 мая 1905 года присоединилась к 2-й Тихоокеанской эскадре в заливе Камрань во Французском Индокитае , где она была приписана к дивизии крейсеров под командованием контр-адмирала Оскара Энквиста . [ 17 ]
В решающем Цусимском сражении 27 мая 1905 года Владимир Мономах располагался справа от боевой линии русских , охраняя транспорты и таким образом избегая обстрелов, которые получили другие корабли 2-й Тихоокеанской эскадры, хотя и вступил в бой с японским крейсером. Изуми . Японский корабль получил несколько ударов и был отброшен, но только три члена экипажа были убиты и семь ранены. Владимир Мономах сам несколько раз пострадал, одно 120-мм орудие было уничтожено, а расчет погиб. Самым опасным попаданием стал снаряд, который разорвался над 6-дюймовым подъемником и вызвал возгорание боеприпасов. Быстрое затопление магазина предотвратило взрыв. [ 18 ]
С наступлением темноты японские торпедные катера вступили в бой с уцелевшими российскими военными кораблями, и крейсер заявил, что потопил одного из нападавших в 20:25. Владимир Мономах , приняв одного из нападавших за российский эсминец, был сбит около 8:40 одиночным снарядом. торпеда, которая прорвала ее корпус возле угольного бункера № 2, но потопила торпедный катер. Повреждения были серьезными, но экипаж удержал ее на плаву, а двигатели работали, хотя она продолжала набирать воду. Однако на следующее утро Владимир Мономах направился к острову Цусима и начал выгружать раненых в свои уцелевшие шлюпки. Капитан Владимир Александрович Попов отдал приказ покинуть корабль и приказал открыть забортные краны , чтобы затопить судно, а не сдать его японцам. Корабль затонул в 10:20, а экипаж был захвачен японскими вспомогательными крейсерами IJN Sado Maru и IJN Manshū . Владимир Мономах был официально исключен из списков военно-морского флота 28 сентября 1905 года. [ 19 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Все даты, использованные в этой статье, указаны по новому стилю.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Аллилуев, с. 6
- ^ Райт, стр. 123–25.
- ^ Аллилуев, с. 11
- ^ Jump up to: а б Сильверстоун, с. 359
- ^ Уоттс, с. 79
- ^ Jump up to: а б с Райт, стр. 124–25.
- ^ Райт, стр. 124, 126.
- ^ Аллилуев, с. 40
- ^ Jump up to: а б с Райт, с. 124
- ^ Кэмпбелл, с. 186
- ^ Аллилуев, с. 7–8, 11
- ^ Jump up to: а б Уоттс, с. 77
- ^ Райт, с. 125
- ^ Райт, стр. 131, 133, 135.
- ^ Райт, с. 135
- ^ Райт, стр. 135–36.
- ^ Jump up to: а б с Райт, с. 136
- ^ Райт, стр. 136–37.
- ^ Райт, стр. 137–38.
Ссылки
[ редактировать ]- Alliluev, A. A. (2006). Polubronenosnye fregaty tipa "Dmitriĭ Donskoĭ", 1881–1905 (in Russian). Saint Petersburg: Izdatelʹ R.R. Munirov.
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). "Россия". В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 170–217. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
- Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский Российский Флот . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 0-85368-912-1 .
- Райт, Кристофер К. (1976). «Императорские русские крейсеры, часть 3». Военный корабль Интернешнл . XIII (2). Толедо, Огайо: Международная организация военно-морских исследований: 123–47.
34 ° 32' с.ш., 129 ° 40' в.д. / 34,533 ° с.ш., 129,667 ° в.д.