Русский линкор Бородино.
![]() Бородино в Кронштадте , август 1904 года.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Borodino ( Бородино ) |
Тезка | Бородинское сражение |
Строитель | Новоадмиралтейский завод , Санкт-Петербург |
Расходы | 14 573 000 рублей |
Заложен | 23 мая 1900 г. [ Примечание 1 ] |
Запущен | 8 сентября 1901 г. |
В эксплуатации | август 1904 г. |
Судьба | Потоплен в Цусимском сражении 27 мая 1905 года. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Бородино » типа Преддредноутный линкор |
Смещение | 14 091 длинная тонна (14 317 т ) |
Длина | 397 футов (121 м) ( о/а ) |
Луч | 76 футов 1 дюйм (23,2 м) |
Черновик | 29 футов 2 дюйма (8,9 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала; 2 паровые машины тройного расширения |
Скорость | 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час) |
Диапазон | 2590 миль (4800 км; 2980 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 782 (рассчитано) |
Вооружение |
|
Броня |
|
Бородино (русский: Бородино ) был головным кораблем своего класса из пяти линкоров до дредноута, построенных для Императорского Российского флота в первом десятилетии двадцатого века. Завершенный после начала Русско -японской войны в 1904 году, «Бородино» был приписан ко Второй Тихоокеанской эскадре , отправленной на Дальний Восток через несколько месяцев после ее завершения для прорыва японской блокады Порт-Артура . Японцы захватили порт, пока эскадра находилась в пути, и пункт назначения был изменен на Владивосток . Корабль затонул во время Цусимского сражения в мае 1905 года из-за взрывов, вызванных попаданием японского снаряда в магазин . Из ее экипажа, состоящего из 855 офицеров и рядовых, выжил только один.
Описание
[ редактировать ]
Корабли класса «Бородино» были основаны на конструкции французского корабля «Цесаревич» , модифицированной с учетом российского оборудования и методов строительства. Они были построены по программе 1898 года «для нужд Дальнего Востока» сосредоточения десяти линейных кораблей на Тихом океане. [ 1 ] Корабли имели длину 389 футов 5 дюймов (118,7 м) по ватерлинии и общую длину 397 футов 5 дюймов (121 м) , ширину 76 футов 1 дюйм (23,2 м) и осадку 29 футов 2 дюйма (8,9 м). На 3 фута 2 дюйма (0,97 м) больше, чем предполагалось. «Бородино» Водоизмещение при нормальной нагрузке составило 14 091 длинную тонну (14 317 т ), что более чем на 500 длинных тонн (508 т) больше его проектного водоизмещения в 13 516 длинных тонн (13 733 т). Класс «Бородино» был рассчитан на экипаж из 28 офицеров и 754 рядовых, хотя обычно на вооружении имелось 826–846 членов экипажа. [ 2 ]
Корабли приводились в движение парой вертикальных паровых машин тройного расширения , каждая из которых приводила в движение один вал, используя пар, вырабатываемый 20 котлами Бельвиля . Двигатели имели номинальную мощность 16 300 лошадиных сил (12 200 кВт ) и были рассчитаны на максимальную скорость 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час). Однако на Бородино « » ходовых испытаниях 23 августа 1904 года они выдали всего 15 012 л.с. (11 194 кВт) и показали среднюю скорость 16,2 узла (30 км/ч; 19 миль в час). Корабли могли перевозить достаточно угля, чтобы обеспечить дальность действия 2590 морских миль (4800 км; 2980 миль) со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). [ 3 ]
Основная батарея « Бородино » состояла из четырех 12-дюймовых (305-мм) орудий образца 1895 года, смонтированных в двух двухорудийных башнях , по одной в носовой и кормовой части надстройки . Их вторичное вооружение из двенадцати 6-дюймовых (152-мм) орудий образца 1892 года было установлено в шести двухорудийных башнях, расположенных на верхней палубе . Защита от торпедных катеров обеспечивалась комплексом орудий меньшего размера. Двадцать 75-миллиметровых (3 дюйма) орудий образца 1892 года устанавливались в казематах по бортам корпуса. Корабли также установили двадцать 47-миллиметровых (1,9 дюйма) орудий Гочкиса в надстройке . Корабли были оснащены четырьмя 15-дюймовыми (381-мм) торпедными аппаратами , по одному над водой в носовой и кормовой части, а также подводным аппаратом на каждом борте . [ 4 ]
Броневой по ватерлинии пояс класса «Бородино» состоял из крупповской брони толщиной 5,7–7,64 дюйма (145–194 мм). Броня их орудийных башен имела максимальную толщину 10 дюймов (254 мм), а толщина палуб составляла от 1 до 2 дюймов (25–51 мм). 1,5-дюймовая (38-мм) бронированная нижняя палуба «Бородино» и ее сестры «Императора Александра III» загибалась вниз к двойному дну и образовывала противоторпедную переборку . [ 5 ]
Услуга
[ редактировать ]Началось строительство Бородино , названного в честь Бородинского сражения 1812 года . [ 6 ] 26 мая 1899 года на Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге . Корабль был заложен 23 мая 1900 года в присутствии царя Николая II и спущен на воду 8 сентября 1901 года. [ 7 ] Она была завершена в августе 1904 года. [ 8 ] стоимостью 14 573 000 руб . [ 9 ]
15 октября 1904 года «Бородино» отплыло в Порт-Артур из Либавы вместе с другими судами Второй Тихоокеанской эскадры под общим командованием вице-адмирала Зиновия Рожественского . [ 10 ] Рожественский повел свою эскадру, включая Бородино , вдоль атлантического побережья Африки, огибая мыс Доброй Надежды , и 9 января 1905 года достиг острова Нуси-Бе у северо-западного побережья французского Мадагаскара, где они оставались в течение двух месяцев, пока Рожественский завершил свои приготовления по добыче угля. [ 11 ] Два члена экипажа линкора погибли от жары 30 декабря. [ 12 ] За это время Рожественский узнал о захвате Порт-Артура и изменил пункт назначения на Владивосток, единственный порт, контролируемый русскими на Дальнем Востоке. Эскадра отправилась в залив Камрань во Французском Индокитае 16 марта и достигла его почти через месяц, чтобы ожидать устаревшие корабли Третьей Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Николая Небогатова . Последние корабли достигли залива Камрань 9 мая, а объединенные силы направились во Владивосток 14 мая отсутствуют . Хотя точные данные по Бородино , вполне вероятно, что корабль имел избыточный вес примерно на 1700 длинных тонн (1727 т), поскольку он и ее сестры были перегружены углем и другими припасами; все это хранилось высоко на кораблях и снижало их остойчивость . Дополнительный вес также погрузил броневой пояс ватерлинии, и верхний броневой пояс остался всего на высоте около 4 футов 6 дюймов (1,4 м) над ватерлинией. [ 13 ]
Рожественский решил пойти самым прямым маршрутом во Владивосток через Цусимский пролив и был перехвачен японским боевым флотом под командованием адмирала Того Хэйхачиро 27 мая 1905 года. В начале сражения «Бородино» Рожественского был третьим в очереди после флагмана « Князь». Суворов . [ 14 ] О действиях корабля во время боя известно очень мало, поскольку на корабле остался только один выживший, а большую часть боя видимость была плохой, но капитан У. К. Пакенхэм , официальный военный наблюдатель Королевского флота на борту японского линкора « Асахи» под командованием Англо -японский альянс отметил, что сильно пострадала около 14:30, [ 15 ] примерно через 25 минут после того, как российские корабли открыли огонь. [ 16 ] После этого удара Бородино ненадолго выпала из своей позиции, но, видимо, восстановила ее к 14:50. [ 15 ] К этому времени у нее произошел серьезный пожар в центральной части надстройки. [ 17 ]
В начале боя «Князь Суворов» получил несколько попаданий, некоторые из которых ранили Рожественского и заклинило рулевое управление корабля, так что он выпал из строя. [ 18 ] Около 16:00 капитан « Бородино » Петр Серебренников, ныне де-факто командующий флотом, повернул Бородино на юг и увел русский флот с глаз долой. Когда японские крейсеры приблизились около 17:05, он повернул флот на север, чтобы избежать их, но через час столкнулся с японскими линкорами. Они сосредоточили свой огонь на «Бородино» и «Императоре Александре III» , оба из которых имели списки предыдущих повреждений. [ 19 ] Пакенхэм отметил заметное попадание в Бородино заметили, что она горит в 18:57, а в 19:04 наблюдатели на борту флагманского корабля Того «Микаса» . В 19:18 Пакенхэм заметил два попадания 12-дюймовых орудий в Бородино линкора «Сикишима», вызвавшие сильный пожар. [ 20 ] Десять минут спустя, после того как Того приказал своим кораблям прекратить огонь и выйти из боя, линкор «Фудзи» выстрелил из уже заряженных 12-дюймовых орудий, прежде чем отвернуться. Один из них попал в «Бородино» под носовую шестидюймовую башню правого борта и воспламенил готовые боеприпасы в башне. Огонь распространился и вызвал катастрофический взрыв ближайшего шестидюймового магазина. Последующие взрывы других магазинов разорвали ее корпус, корабль быстро перевернулся и затонул. Из экипажа из 855 человек только один член экипажа, матрос первого класса Семен Юшин, выжил при взрыве. Он был спасен, проведя двенадцать часов в воде. [ 20 ] [ 21 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Все даты, использованные в этой статье, указаны в новом стиле : на 12 дней позже до 1900 года и на 13 дней после 1900 года.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Грибовский, с. 3
- ^ Маклафлин, стр. 136–137.
- ^ Маклафлин, стр. 136–137, 144.
- ^ Маклафлин, стр. 136–137, 142.
- ^ Маклафлин, стр. 136–138, 142–144.
- ^ Сильверстоун, с. 373
- ^ Маклафлин, с. 136
- ^ Кэмпбелл 1979, с. 184
- ^ Маклафлин, стр. 136, 142.
- ^ Форчик, с. 9
- ^ Маклафлин, с. 167
- ^ Плешаков, с. 177
- ^ Маклафлин, стр. 141, 167.
- ^ Форчик, с. 56
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл 1978, с. 129
- ^ Форчик, с. 58
- ^ Форчик, с. 63
- ^ Arbuzov, p. 27
- ^ Форчик, стр. 66–67
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл 1978, с. 135
- ^ Форчик, стр. 67, 70
Источники
[ редактировать ]- Арбузов, Владимир Васильевич (1993). Броненосные корабли типа «Бородино» . Броненосные корабли мира. Том. 1. Санкт-Петербург: Интерпоиск. OCLC 43727130 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). «Битва при Цу-Симе». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль II . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 46–49, 127–135, 186–192, 258–265. ISBN 0-87021-976-6 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). "Россия". В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 170–217. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Форчик, Роберт (2009). Русский линкор против японского линкора, Желтое море, 1904–05 . Дуэль. Том. 15. Лондон: Оспри. ISBN 978-1-84603-330-8 .
- Gribovsky, Vladimir (2010). Эскадренные броненосцы типа "Бородино" [ Borodino Class Squadron Battleships ] (in Russian). St. Petersburg: Gangut. ISBN 978-5-904180-10-2 .
- Маклафлин, Стивен (2003). Российские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-481-4 .
- Плешаков, Константин (2002). Последняя царская армада: эпическое путешествие на Цусимскую битву . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 0-465-05791-8 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский Российский Флот . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 978-0-85368-912-6 .
- Вествуд, Дж. Н. (1986). Россия против Японии, 1904–1905: новый взгляд на русско-японскую войну . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-191-2 .