Договорные порты
Договорные порты ( китайский : 商埠 ; японский : 条約港 ) были портовыми городами в Китае и Японии, которые были открыты для внешней торговли в основном благодаря неравноправным договорам, навязанным им западными державами , а также городами в Корее, открытыми аналогичным образом Цин. династия Китая (до Первой китайско-японской войны ) и Японская империя . [ 1 ] [ 2 ]
Китайские договорные порты
[ редактировать ]Британцы создали свои первые договорные порты в Китае после Первой опиумной войны по Нанкинскому договору в 1842 году. Помимо бессрочной уступки острова Гонконг Великобритании, договор также установил пять договорных портов в Шанхае , Гуанчжоу (Кантон). ), Нинбо , Фучжоу и Сямэнь (Сямэнь). В следующем году китайцы и британцы подписали Богский договор , который добавил положения об экстерриториальности и статусе наибольшего благоприятствования для последней страны. Последующие переговоры с американцами ( Вангийский договор 1844 г. ) и французами ( Вампоаский договор 1844 г. ) привели к дальнейшим уступкам для этих стран на тех же условиях, что и для Великобритании.
Вторая группа договорных портов была создана после окончания Второй опиумной войны (Войны стрел) в 1860 году, и в конечном итоге только в Китае было создано более 80 договорных портов с участием многих иностранных держав.
Характеристики
[ редактировать ]Все иностранцы жили в престижных кварталах, недавно построенных для них на окраинах существующих портовых городов. Они пользовались юридической экстерриториальностью, как это предусмотрено в неравноправных договорах. Некоторые из этих портовых территорий были напрямую арендованы иностранными державами, например, в рамках иностранных концессий в Китае , что фактически вывело их из-под контроля местных органов власти. [ 3 ]
Западные образы китайских договорных портов сосредоточены на своеобразной географии «насыпи», длинной узкой полосы земли в отличном месте на набережной, где располагались предприятия, офисы, склады и места жительства всех иностранцев. Шанхайский Бунд был самым крупным и известным. Северный берег реки в Нинбо (ныне известный как Старый Бунд ) был первым в Китае, открывшимся в 1844 году, за 20 лет до Шанхайского Бунда. Типичная насыпь содержала граждан Великобритании, Германии, Франции, Америки, Японии и других стран.
Бунд представлял собой самоуправляемое предприятие со своими магазинами, ресторанами, местами отдыха, парками, церквями, судами, полицией и местными властями. Эти объекты, как правило, были закрыты для туземцев. Британцы, которые безусловно доминировали во внешней торговле с Китаем, обычно были наибольшим присутствием. Бизнесмены и чиновники обычно приводили с собой свои семьи и оставались там на долгие годы, но отправляли старших детей обратно в Англию для обучения.
Китайский суверенитет был лишь номинальным. Официально иностранным державам не разрешалось размещать в дамбе воинские части, но на практике в гавани часто находились один-два военных корабля. [ 4 ]
Договоры о капитуляции Китая
[ редактировать ]Система договорных портов в Китае просуществовала около ста лет. Она началась, когда в 1842 году закончилась Первая опиумная война. Основными участвовавшими в ней державами были британцы, французы и американцы, хотя к концу XIX века в нее были вовлечены все крупные державы.
Система фактически прекратила свое существование, когда Япония взяла под свой контроль большинство портов в конце 1930-х годов, русские отказались от своих договорных прав после русской революции в 1917 году, а немцы были изгнаны в 1914 году. Американцы и французы продолжали удерживать свои концессии и экстерриториальные юрисдикции до Второй мировой войны . Это закончилось, когда японцы ворвались на уступки в конце 1941 года. Они официально отказались от своих договорных прав в новом соглашении о «равных договорах» с Чан Кайши националистическим правительством в изгнании в Чунцине в 1943 году. Остатки эпохи договорных портов закончились в конце 1940-х годов, когда к власти пришли коммунисты и почти все иностранцы уехали.
Влияние на Китай
[ редактировать ]Хотя подавляющее большинство китайцев проживало в традиционных сельских районах, несколько процветающих договорных портовых городов стали яркими центрами, которые оказали огромное долгосрочное влияние на китайскую экономику и общество. Прежде всего, Шанхай стал доминирующим городским центром. За ним последовали Тяньцзинь и Шэньян; Гонконг, хотя и был британской колонией, а не договорным портом, был аналогичным. Иностранцев приветствовали, и они имели стабильные и безопасные базы, как и христианские миссионеры. За пределами портов единственными иностранцами были случайные христианские миссионеры, и они часто сталкивались с серьезными трудностями. Остальные 89 городов, ставших договорными портами в период с 1842 по 1914 год, имели второстепенное значение. [ 5 ] [ 6 ]
Шанхайское международное поселение быстро превратилось в один из самых современных городов мира, который часто сравнивают с Парижем, Берлином и Лондоном. [ 7 ] Он установил стандарт современности для Китая и всей Восточной Азии. В Шанхае британские и американские поселения объединились в 1863 году в международное поселение, а неподалеку действовало отдельно французское поселение. Иностранцы взяли землю в долгосрочную аренду и построили фабрики, офисы, склады, канализацию, полицию, сады, рестораны, гостиницы, банки и частные клубы. Муниципальный совет Шанхая был создан в 1854 году, его девять членов избирались сначала тремя десятками иностранных землевладельцев, а в 1920-е годы - примерно 2000 выборщиками. Жители Китая составляли 90% от общей численности населения Шанхая, но жаловались на налогообложение без представительства. В конце концов Совет принял пять представителей Китая. [ 8 ]
Европейское сообщество продвигало технологические и экономические инновации, а также отрасли знаний, которые оказались особенно привлекательными для китайских предпринимателей в качестве моделей для своих городов по всей растущей стране. [ 9 ] Портовые города совмещали в себе несколько руководящих ролей. Прежде всего, они были основным портом ввоза всего импорта и экспорта, за исключением опиума, который переправлялся контрабандистами в другие города. [ 10 ] Иностранные предприниматели внедряют новейшие европейские технологии производства, создавая модель, которой рано или поздно последует весь Китай. Первые предприятия занимались судостроением, судоремонтом, ремонтом железных дорог, заводами по производству текстиля, спичек, фарфора, муки и машиностроения. Табак, сигареты, текстиль и продукты питания были специализацией Кантона. Финансирование осуществлялось банками-филиалами, а также совершенно новыми операциями, такими как HSBC - Гонконгско-Шанхайская банковская корпорация, которая остается учреждением мирового класса и в 21 веке. [ 11 ] Во всем модернизирующемся мире строительство железных дорог было крупным финансовым и промышленным предприятием, которым обычно руководили британцы. Инвестиции теперь направлены на создание железнодорожной и телеграфной системы, объединяющей Китай, соединяющей договорные порты и другие крупные города, а также горнодобывающие районы и сельскохозяйственные центры. [ 12 ] Китайские предприниматели обучались своим навыкам в портовых городах и вскоре подали заявки и получили банковские кредиты для своих стартапов. Китайские купцы со штаб-квартирой там открыли филиалы по всей Юго-Восточной Азии, включая британский Сингапур и Малайю, голландскую Ост-Индию, французский Индокитай и американские Филиппины. [ 13 ]
Информационная индустрия процветала в портовых городах с типографиями, газетами, журналами и брошюрами на китайском и европейском языках. Книжные издатели часто публиковали китайские переводы европейской классики по философии, политике, литературе и социальным вопросам. [ 14 ] По словам историка Клауса Мюльхана:
- Эта обширная сеть с центром в Шанхае стимулировала трансформацию городского населения Китая. В своих мыслях, вкусах и повседневной деятельности образованные и богатые группы городского населения начали отказываться от традиционного образа жизни и начали принимать то, что они считали современным образом жизни. [ 15 ]
Христианские миссионеры считали своей целевой аудиторией все население Китая, но их штаб-квартиры располагались в портовых городах. Миссионеры добились весьма скромных успехов в обращении китайского населения, но обнаружили, что они стали широко популярны благодаря созданию медицинских и образовательных учреждений. Например, в Университете Святого Иоанна в Шанхае (1879–1952) сначала были открыты факультеты теологии, западного образования и китайского языка, а затем расширились, включив в него литературу, науку, медицину и интенсивное изучение западных языков, к которым стремились амбициозные китайские интеллектуалы. и предприниматели, которые отвергли старую конфуцианскую систему экзаменов в пользу западной модели современности. Были также созданы инженерные школы, и к 1914 году сеть университетов, колледжей, педагогических школ и специализированных промышленных школ располагалась в портовых городах, а их выпускники распространялись по городскому Китаю. [ 16 ]
Студенты хлынули в портовые города. Многие переняли идеи и использовали недавно открывшиеся перед ними возможности для налаживания связей друг с другом, создания организаций и публикаций и заговора революции против правительства Цин . Агрессивные действия Японии по доминированию в Китае в Первой мировой войне вызвали сильную реакцию национализма в « Движении четвертого мая» , которое сосредоточило свой гнев не только на Японии, но и на всей системе портовых городов как символе империализма, с которым больше нельзя мириться. [ 17 ] Национальное правительство почти не имело полицейской власти в портовых городах, что позволяло тайным обществам процветать в китайской общине, некоторые из которых превратились в преступные группировки. В конце концов, в Шанхае появился сильный подпольный нелегальный преступный мир, готовый применить насилие. [ 18 ]
В современном Китае большинство особых экономических зон страны расположены в бывших договорных портах и, следовательно, имеют символическое значение, демонстрируя «поворот судьбы» в отношениях Китая с иностранцами после столетия унижений . [ 19 ] : 51 Исследователь Цзунъюань Зои Лю пишет, что «успех этих городов в качестве «красных» договорных портов представляет собой еще один шаг в общем плане реформ и открытости Китая , одновременно узаконивая лидерство КПК над китайским государством и народом». [ 19 ] : 51
Основные договорные порты
[ редактировать ]Энциклопедические сведения о каждом договорном порту см. в книге Роберта Нилда « Зарубежные места Китая: иностранное присутствие в Китае в эпоху договорных портов, 1840–1943» (2015).
Арендованные территории
[ редактировать ]На этих территориях иностранные державы получили по договору аренды не только право торговли и льготы для своих подданных, но и поистине колониальный контроль над каждой концессионной территорией , фактическую аннексию:
Территория | Современная провинция | Дата | Арендодатель | Примечания |
---|---|---|---|---|
Квантун | Ляонин | |||
1898–1905 | Россия | Русский Далянь (1898–1905); сейчас Далянь | ||
1905–1945 | Япония | |||
Вэйхайвей | Шаньдун | 1898–1930 | Великобритания | Сейчас Вэйхай |
Киаучоу Бэй | Шаньдун | 1897–1922 | Германия | Сейчас Циндао |
Новые территории | Гонконг | 1842; 1860; 1898–1997 | Великобритания | Это территории, примыкающие к первоначальной бессрочной концессии Гонконга и ее Коулуна расширению 1860 года. |
Гуанчжоувань | Гуандун | 1911–1946 | Франция | Сейчас Чжаньцзян |
Японские договорные порты
[ редактировать ]Япония открыла два порта для внешней торговли, Симода и Хакодатэ , в 1854 году ( Канагавская конвенция ) с Соединенными Штатами. [ 20 ] В 1858 году Договор о дружбе и торговле определил еще четыре порта: Канагава , Хёго , Нагасаки и Ниигата . За договором с США последовали аналогичные договоры с Великобританией, Нидерландами, Россией и Францией. Порты допускали юридическую экстерриториальность для граждан стран-участниц договора. Система договорных портов прекратила свое существование в Японии в 1899 году в результате быстрого перехода Японии к современной нации. Япония серьезно добивалась пересмотра договора и в 1894 году подписала новый договор с Великобританией, который пересматривал или отменял предыдущий «неравноправный» договор. Другие страны подписали аналогичные договоры. Новые договоры вступили в силу в июле 1899 года. [ 21 ]
Корейские договорные порты
[ редактировать ]После Канхвского договора 1876 года Корейское королевство Чосон согласилось на открытие трёх стратегических портов и расширение юридической экстерриториальности для купцов из Японии эпохи Мэйдзи . Китайские торговцы также серьезно въехали в Корею после того, как армия Цин была отправлена для подавления инцидента в Имо в 1882 году. [ 22 ] Первым портом, открытым таким образом, стал Пусан , а Инчхон и Вонсан вскоре за ним последовали . Эти города стали важными центрами торговой деятельности для торговцев из Китая и Японии до колонизации Кореи Японией в 1910 году. [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]- Экономическая история Китая до 1912 года.
- Шанхайское международное урегулирование
- Неравные договоры
- Китайская концессия Инчхона
- Иностранные концессии в Китае
- Список китайских договорных портов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фукс, Экхардт (2017). Новая современная история Восточной Азии . п. 146.
- ^ Уильям К. Джонстон, «Международные отношения: статус иностранных концессий и расчетов в договорных портах Китая», American Political Science Review (1937), 31 № 5, стр. 942-948 онлайн
- ^ Питер Хиббард, Бунд Шанхай: Китай смотрит на запад (Odyssey Illustrated Guides, 2007)
- ^ Роберт Нилд, Зарубежные места Китая: Иностранное присутствие в Китае в договорных портах (2015) Онлайн.
- ^ Клаус Мюльхан, Делая Китай современным: от Великой Цин до Си Цзиньпина (2020), стр. 107-119.
- ^ Арнольд Райт, Впечатления Гонконга, Шанхая и других договорных портов Китая в двадцатом веке: их история, люди, торговля, промышленность и ресурсы (1908) онлайн
- ^ Роудс Мерфи, Шанхай: ключ к современному Китаю (Harvard UP, 2013).
- ^ Роберт Бикерс, «Шанхайландцы: формирование и идентичность британского поселенческого сообщества в Шанхае 1843–1937». Прошлое и настоящее 159.1 (1998): 161–211 онлайн .
- ^ Йен-пин Хао, Коммерческая революция в Китае девятнадцатого века: рост китайско-западной торговой конкуренции (U of California Press, 1984).
- ^ Мюльхан, Делая Китай современным 110–114.
- ^ Фрэнк Х.Х. Кинг и др., История Гонконгской и Шанхайской банковской корпорации (Кембриджский университет, 1991).
- ^ Дэвид Маклин, «Китайские железные дороги и Соглашение Таунли 1903 года». Современные азиатские исследования 7.2 (1973): 145–164 онлайн.
- ^ Франсуа Жипулу, изд. Азиатское Средиземноморье: портовые города и торговые сети в Китае, Японии и Южной Азии, 13-21 века (Элгар, 2011).
- ^ Наташа Виттингхофф, «Читатели, издатели и официальные лица в борьбе за общественный голос и рост современной прессы в Китае позднего Цин (1860-1880)». Тунг Пао 87.4 (2001): 393-455 онлайн .
- ^ Мюльхан, Делая Китай современным , с. 115.
- ^ Филип Л. Викери, изд. Христианские встречи с китайской культурой: очерки по англиканской и епископальной истории в Китае (Hong Kong University Press, 2015).
- ^ Чоу Цзе-Цунг, Движение четвертого мая: интеллектуальная революция в современном Китае (Гарвардский университет, 1960), стр. 228-238. онлайн
- ^ Джон К. ДеКорн, «Сунь Ятсен и тайные общества». Тихоокеанские дела 7.4 (1934): 425–433 онлайн .
- ^ Перейти обратно: а б Лю, Цзунъюань Зоэ (2023). Суверенные фонды: как Коммунистическая партия Китая финансирует свои глобальные амбиции . Издательство Belknap Press издательства Гарвардского университета . дои : 10.2307/jj.2915805 . ISBN 9780674271913 . JSTOR jj 2915805 .
- ^ Накабаяши, 2014 г.
- ^ Дж. Э. Хоар, Договорные порты Японии и иностранные поселения: незваные гости 1858–1899 (Фолкстон: Японская библиотека, 1994).
- ^ Фукс, Экхардт (2017). Новая современная история Восточной Азии . п. 145.
- ^ Хойсу Мин, «Создание Управления суперинтенданта (Гамрисео) в договорных портах в Корее, 1883–1886 гг.». Журнал истории Северо-Восточной Азии 36 (2012): 139–186.
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). " Китай ". Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бикерс, Роберт и Изабелла Джексон, ред. Договорные порты в современном Китае: закон, земля и власть (Routledge, 2016).
- Бракен, Грегори. «Договорные порты в Китае: их возникновение, развитие и влияние». Журнал городской истории 45 № 1 (2019): 168–176. онлайн
- Брунеро, Донна и Стефани Вильялта Пуч, ред. Жизнь в договорном порту Китая и Японии (Palgrave, 2018), научные очерки
- Дойхлер, Мартина. Джентльмены-конфуцианцы и посланники варваров: открытие Кореи, 1875–1885 гг. (Вашингтонский университет Press, 1977).
- Галл Э.М. Британские экономические интересы на Дальнем Востоке (1943); сосредоточьтесь на договорных портах онлайн
- Хамасита, Такеши. «Дань и договоры: сети восточноазиатских договорных портов в эпоху переговоров, 1834–1894». Европейский журнал исследований Восточной Азии 1.1 (2002): 59–87.
- Хиббард, Питер Бунд Шанхай: Китай смотрит на Запад (Odyssey Illustrated Guides, 2007)
- Хоар. JE Японский договор о портах и иностранных поселениях: незваные гости, 1858–1899 (RoutledgeCurzon, 1995) ISBN 978-1-873410-26-4 .
- Джонстон, Уильям К. «Статус иностранных концессий и поселений в договорных портах Китая». Обзор американской политической науки 31.5 (1937): 942–948. Онлайн
- Морс, Осия Баллу. Международные отношения Китайской империи: период конфликта: 1834-1860 гг . (1910) онлайн
- Морс, Осия Баллу. Торговля и управление Китайской империи (1908 г.) онлайн
- Накабаяси, Масаки. «Навязанная эффективность договорных портов: японская индустриализация и западные империалистические институты». Обзор экономики развития 18.2 (2014): 254–271. Онлайн
- Нилд, Роберт. Зарубежные места Китая: иностранное присутствие в Китае в договорных портах (2015) Онлайн
- Паттерсон, Уэйн. Уильям Нельсон Ловатт в книге «Китай позднего периода Цин: война, морская таможня и договорные порты, 1860–1904 гг.» (Lexington Books, 2019).
- Сьюэлл, Билл. «Порты Восточноазиатского договора как зоны встречи». Журнал городской истории 45 № 6 (2019): 1315–1325 онлайн .
- Сигел, Луи Т. «Внешнеполитические интересы и деятельность китайского сообщества договорных портов». в «Реформе в Китае девятнадцатого века» (Brill, 1976), стр. 272–281.
- Сигел, Луи Т. «Урбанизация, модернизация и идентичность в Азии: историческая перспектива» . Современный Китай 4 № 4 (1978), стр. 461–490.
- Тай, Эн-Сай. Договорные порты в Китае: исследование дипломатии (Columbia UP, 1918) онлайн .
- Тейлор, Джереми Э. «Бунд: прибрежное пространство империи в договорных портах Восточной Азии». Социальная история 27.2 (2002): 125–142.
- Вуд, Фрэнсис. Никаких собак и мало китайцев: Договор о жизни в порту в Китае, 1843–1943 (1998)
- Зинда, Ивонн Шульц «Представление и ностальгическое переосмысление Шанхая в китайском кино». в портовых городах Азии и Европы (2008 г.): 159+.
Первоисточники
[ редактировать ]- Кортацци, Хью, изд. Викторианцы в Японии: в портах Договора и вокруг них (A&C Black, 2013), Антология первоисточников.
- Деннис, Николас Белфилд. Договор о портах Китая и Японии. Полный путеводитель по открытым портам этих стран, включая Пекин, Эдо, Гонконг и Макао. Формирование путеводителя и Vade Mecum... с 29 картами и планами (1867 г.). онлайн
- Райт, Арнольд. Впечатления двадцатого века о Гонконге, Шанхае и других договорных портах Китая: их история, люди, торговля, промышленность и ресурсы (1908 г.) онлайн