Jump to content

Тринадцать Фабрик

Координаты : 23 ° 06'35 "N 113 ° 15'06" E  /  23,109743 ° N 113,251607 ° E  / 23,109743; 113.251607
Тринадцать Фабрик
Экспортная картина на оборотном стекле «Тринадцать фабрик» ок. 1805 год , с флагами Дании , Испании , США , Швеции , Великобритании и Нидерландов.
китайский Тринадцать строк
Буквальный смысл 13 торговых домов
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinShísān Háng
Yale RomanizationShŕsān Háng
IPA[ʂɻ̩̌sánxǎŋ]
Yue: Cantonese
Yale RomanizationSahp-sāam Hóng
JyutpingSap⁶-Saam¹ Hong²
IPA[sɐ̀p sáːm hɔ̌ːŋ]

, Тринадцать фабрик также известные как Кантонские фабрики , были районом вдоль Жемчужной реки на юго-западе Гуанчжоу (Кантон) в Империи Цин с ок. 1684–1856 гг., около современного Сигуаня Гуанчжоу , в районе Ливань . Эти склады и склады были основным и единственным законным местом большей части торговли Запада с Китаем с 1757 по 1842 год. Фабрики были уничтожены пожаром в 1822 году случайно, в 1841 году во время Первой опиумной войны и в 1856 году в начале Второй опиумной войны. Опиумная война . Значение заводов уменьшилось после открытия договорных портов и прекращения существования кантонской системы в соответствии с условиями англо-китайского Нанкинского договора 1842 года . После Второй опиумной войны фабрики не были восстановлены на прежнем месте к югу от старого города-крепости Гуанчжоу, а переехали сначала на остров Хэнань за Жемчужной рекой, а затем на остров Шамянь Гуанчжоу к югу от западного пригорода . Их бывшая территория теперь является частью Культурного парка Гуанчжоу .

Терминология

[ редактировать ]
в. 1785 года Эскиз к картине Уильяма Дэниелла 1806 года» , Кантон. «Европейские фабрики
Уильям Дэниел ок . 1805 г. Вид на кантонские фабрики.
Фабрики c. 1807 г.
Пожар 1822 года
Руины первых заводов после пожара 1822 года.
Европейские фабрики в Кантоне ( ок. 1840 г. ), Огюст Борже.
Расположение заводов перед пожаром 1841 года.
Британские войска приветствуют вице-короля Киенга после экспедиции в Кантон в 1847 году.

«Фабрики» были не мастерскими или производственными центрами, а конторами, торговыми факториями и складами иностранных производителей . [1] торговые фидуциарии , которые покупали и продавали товары на условиях консигнации для своих доверителей. Слово происходит от слова «feitoria», что на португальском языке означает «торговый пост» (первые жители Запада, начавшие торговлю с Китаем).

Иностранные агенты в то время были известны как « суперкарго » на английском языке и как дабан ( 大班 ) на китайском языке. произношение этого термина Кантонское , тай-пан , вошло в широкое употребление в английском языке только после подъема частной торговли с 1834 года. [2] Личный капитан мог бы быть собственным супергрузом; у крупных жителей Ост-Индии могло быть пять или более, которые были оценены как «главный супергруз», «второй супергруз» и так далее. Команда супергрузов разделила свою работу: одни следили за продажами, другие за закупками чая, закупками шелка и так далее. [3] Постоянные суперкары могли бы разделить свою работу в зависимости от порядка прибытия кораблей. Присутствовавшие на них счетоводы назывались «писателями»; служащие на корабле, которые также проверяли эти счета, «каналы». [4]

«Хонг» — это кантонское произношение , китайского термина, обозначающего должным образом лицензированный бизнес. [2] По аналогии оно применялось и к его начальнику, купцу Хун, и к его имуществу, самим фабрикам. Также было высказано предположение, что этот термин впервые был применен к фабрикам, поскольку они были расположены в ряд вдоль берега реки, причем «ряд» или «ранг» являются альтернативным значением того же китайского иероглифа. [5]

Хоппо , или полностью «Министр морской таможни Кантона», был имперским чиновником, ответственным за имперскую таможню и руководившим другими чиновниками. Это слово является китайским пиджин-английским , и некоторые предполагали, что оно произошло от Ху Бу (Налоговый совет), но чиновник не имел никакого отношения к Совету. Хоппо отвечал за уплату сборов, взимаемых при заходе корабля в порт, и эта ответственность позволила ему стать весьма богатым. [6]

Со времен династии Мин (основанной в 1368 году) ряд морских запретов ( хайцзинь ) ограничивал внешнюю торговлю Китая, иногда пытаясь запретить ее полностью. В 1684 году император Канси династии Цин разрешил иностранцам торговать с Китаем в четырех городах Гуанчжоу , Сямэнь , Сунцзян и Нинбо . [7] В случае с Гуанчжоу первые торговцы были вынуждены следовать за муссонными ветрами, прибывая в период с июня по сентябрь, ведя свои дела, а затем уезжая в период с ноября по февраль. [8] Иностранные корабли стояли на якоре ниже по течению в Пачжоу (тогда известном как «Вампоа»). [4] города с бизнесом, ведущимся в западных пригородах . [9] Западным торговцам также требовалось работать через китайских торговцев , которые гарантировали их хорошее поведение и налоговые обязательства; они также были владельцами и арендодателями складов и квартир, которыми обязаны были пользоваться торговцы. [2] На практике частные торговцы часто могли избежать этих ограничений, но начальник таможни, хоппо , всегда старался навязать их крупным покупателям, таким как Ост-Индская компания . [10] Обычно грузы переправлялись с кораблей собственным экипажем и на корабли за счет китайских купцов на их «чопботах» (лихтерах). Чтобы избежать воровства и пиратства, иностранные торговцы начали назначать на эти корабли в качестве охраны несколько своих моряков. [8]

В 1686 году жителям Запада было разрешено арендовать жилье в фабричном квартале, чтобы избежать необходимости каждую ночь возвращаться в Пачжоу. По большей части суперкарго, их помощники и бухгалтеры остались на заводах, экипаж — за исключением нескольких охранников или тех, кто был в отпуске на берег. [8] — остался с кораблями, а капитаны продолжали переправляться между ними. [4] Китайский компрадор нанимал на каждую фабрику китайских слуг и покупал продукты у местных торговцев; Старшие суперкары иногда привозили с собой собственный персонал или рабов. Другой компрадор занимался корабельным продовольствием в Пачжоу, где дамы- сампаны толпились вокруг кораблей, чтобы стирать белье и выполнять разную работу для моряков. [4] За несколько недель до отбытия команда прибыла на заводы посменно по несколько дней каждая в отпуск на берег в сопровождении некоторых корабельных офицеров. Хог-лейн был окружен киосками с открытыми фасадами и магазинами, торгующими едой, напитками, одеждой и «чау-чау» (новинки), и охранялся китайскими охранниками, расставленными по обоим концам переулка. [11] Сначала супергрузы приходили и уходили вместе с кораблями, но в течение XVIII века компании начали арендовать свои заводские помещения круглый год, чтобы избежать увольнений по возвращении. Затем супергрузам разрешили задержаться на несколько недель среди кораблей своей компании, чтобы вести дела в следующем сезоне; после этого они были вынуждены на весну и лето перебраться в Макао до появления следующего корабля. [8] К 1760-м годам каждая Ост-Индская компания имела постоянные супергрузы. [12] и комнаты в Макао сдавались круглый год. [8]

В середине 1750-х годов Ост-Индская компания и сборы, и цены были лучше осознала, что в Нинбо ; он также находился ближе к основным центрам китайского производства чая и шелка. Влияние их перемен на налоговые поступления Гуанчжоу и страх перед созданием второго Макао спровоцировали попытки заставить Нинбо сделать себя менее привлекательным. Когда это не удалось, император Цяньлун издал указ 1757 года, закрывающий для большинства жителей Запада все порты, кроме Гуанчжоу. [13] [n 1] Чтобы удержать торговцев на территории фабрики и вдали от остальных западных пригородов, 17 китайских купцов порта были вынуждены основать гильдию, известную иностранцам как « Кохонг ». в 1760 году [12] каждый платит вступительный взнос в размере около 10 000 испанских долларов (74 000 турецких лир ) и облагается сбором в размере около 3% от своего будущего бизнеса. Десять торговцев сделали это, и на эти сборы были созданы Консоо Фонд и Зал , пешеходные дорожки и новая улица, на которую мелкие торговцы были вынуждены переехать, чтобы продолжать продавать иностранным торговцам. [n 2] Поскольку на новой улице было особенно много торговцев фарфором, ее стали называть Китайской улицей. [9] В число купцов Хун входили Хокуа (У Бинцзянь), Пуанхэкуа , Мокуа, Гокуа, Фаткуа, Кингква, Суншинг, Минква, Саока и Пунбокуа. [15] Несмотря на существование синофонов [15] и лингвисты, обычно сопровождающие каждый корабль, [4] императорским указом иностранцам теоретически было запрещено изучать китайский язык, [1] для этой цели имеются официально назначенные переводчики. [15] Иностранные торговцы, несмотря на то, что большинство из них сами работали на государственные монополии, решительно протестовали против контроля Кохонга над ценами, авансами и обменными курсами и предсказывали прекращение торговли с Китаем. [12] Фактически, Cohong помог обеспечить, чтобы китайское производство отвечало потребностям торговцев — некоторым судам ранее приходилось ждать целый год, прежде чем они будут полностью укомплектованы. [12] - и к 1769 году площадь расширилась, чтобы компенсировать крайнюю нехватку квартир. [16] В 1748 году здесь было всего восемь заводов. [17] но к 1770 году их было семнадцать, и некоторое количество сохранялось до великого пожара 1822 года. [2]

Было обнаружено, что корабли могут прибывать и отправляться в любое время года, не завися от муссонных ветров, обогнув Филиппины . [8] Это открыло торговлю для небольших судов, которым может потребоваться всего несколько недель для завершения визита, тогда как судам крупных компаний по-прежнему требовалось как минимум 4-5 месяцев. [4] Впоследствии корабли британцев и американцев обычно всегда стояли на якоре у Пачжоу, что позволяло им круглый год хранить свои супергрузы и персонал на заводах в Гуанчжоу. [8] В 1780-х годах испанцы также начали отправлять из Манилы ежегодно несколько кораблей, а не одно судно, которое они использовали ранее; [8] они начали арендовать постоянную фабрику в 1788 году. [10] (На практике старшие суперкары, как правило, предпочитали Макао летом, несмотря ни на что, и отправляли своих младших офицеров заниматься торговлей в межсезонье.) [8]

В 1793 году Георг III послал Джорджа Макартни с просьбой открыть порты в северном Китае для торговли, но был отклонен императором Цяньлуном, а не из-за отказа Макартни поклониться императору Цяньлуну , как принято считать. [18] [1] Второе посольство под руководством лорда Амхерста в 1816–1817 годах добилось не лучших результатов. Рост потребления чая в Европе (особенно в Великобритании) дополнял активную торговлю порта шелком и фарфором . Балансирующая торговля товарами из Европы была плохой, поэтому платежи приходилось производить большими объемами слитков , пока торговля опиумом не выросла и не заняла свое место.

В 1835 году медицинский миссионер Питер Паркер открыл офтальмологическую больницу. в этом районе [19] Паркер поручил Ламу Куа , китайскому художнику, получившему образование на Западе, у которого также были мастерские в этом районе, нарисовать предоперационные портреты пациентов, у которых были большие опухоли или другие серьезные деформации.

наместником спровоцировало Линь Цзэсюем Решительное подавление британской торговли опиумом Первую опиумную войну (1839–1842), во время которой фабрики были сожжены дотла. 1842 года, Нанкинский договор конец этой войне, вынудил уступить остров Гонконг британцам и открыть договорные порты Шанхай положивший , Нинбо («Нинпо»), Сямэнь («Сямэнь») и Фучжоу («Фучжоу»). города воспротивились этому Номинально он открыл обнесенный стеной город Гуанчжоу для иностранцев, но впоследствии наместники под разными предлогами. Заводы были восстановлены на прежнем месте, но, поскольку их значение уменьшилось, они не были восстановлены в третий раз после их разрушения в начале Второй опиумной войны . Вместо этого иностранные торговцы сначала действовали на острове Хэнань на другом берегу Жемчужной реки , а затем, после окончания войны, перестроили свои операции в Гуанчжоу в новом анклаве на песчаной косе Шамянь города к югу от западных пригородов . [20]

Организация

[ редактировать ]

В соответствии с Кантонской системой , между 1757 и 1842 годами, западным купцам в Китае было разрешено жить и вести свой бизнес только в утвержденной зоне порта Гуанчжоу и только через одобренные правительством торговые дома. Их фабрики образовали сплоченное сообщество, которое историк Жак Даунс назвал «золотым гетто», потому что оно было одновременно изолированным и прибыльным. [21]

Этим хунам , впервые основанным Пань Чжэнчэном ( 潘振成 ) и девятью другими в 1760 году, была предоставлена ​​прибыльная монополия на внешнюю торговлю в обмен на различные платежи и обязательства перед государством Цин . [15] Хонги были организованы в гильдию, известную как кохонг , которая также курировала тайскую и внутреннюю торговлю в Южно-Китайском море . Хоппо ; был назначен императором для надзора за сбором налогов и таможенных пошлин он также курировал споры между торговцами, пытаясь удержать иностранцев от прямого контакта с имперским правительством в Пекине. [1]

Архитектура

[ редактировать ]
Сад американской фабрики гр. 1845 г.

Западным купцам было разрешено занимать двух- или трехэтажные здания, расположенные примерно в 100 ярдах (91 м) от реки. На каждой фабрике было несколько домов. Склады занимали первые этажи; верхние этажи занимали жилые помещения. Площадь перед заводами была огорожена, доступ китайцев был ограничен. Не было колодцев и доступа к проточной воде. Китайских слуг приносили питьевую и мыльную воду, а также опорожняли фабричные ночные горшки . [4]

Фасады зданий выполнены в западном классическом стиле, но в остальном постройки представляли собой купеческие постройки местного стиля. Планировка представляла собой дворики, длинные узкие коридоры с комнатами по обе стороны. Строительные материалы были местными, например, кирпич с черепичной крышей, но окна и лестницы были получены из британских источников за рубежом. [22]

Расположение заводов перед пожаром 1856 года.

Район ограничивался на севере улицей Тринадцатой Фабрики, на западе — улицей Пвантинг, а на востоке — небольшим ручьем. [ который? ] Олд-Китайская улица, Нью-Китайская улица и Хог-лейн разделяли группы фабрик друг от друга и были заполнены розничными магазинами, торгующими самыми разнообразными китайскими товарами. Больница Питера Паркера располагалась по адресу 3 . Хог -лейн, [19]

Точное количество фабрик варьировалось, но к началу 19 века оно стало стабильным и составляло 17 или 18. [23] в том числе с востока на запад:

Английское имя Дословный перевод/Транслитерация [24] Китайское имя (кантонский диалект)
Традиционный Упрощенный Пиньинь Персонажи Сидни Лау
Крик Фабрика Сяоси Павильон Сяоси Павильон Сиоси Гуан Джардин Хаус Йи⁴ Во⁴ Хун⁴
Голландская фабрика Нидерландов Павильон Нидерландов Павильон Элан Гуан линия сбора Джаап⁶ Йи⁶ Хун⁴
Британская фабрика
(Новая английская фабрика)
Новой Британии Павильон Новой Британии Павильон Синь Инго Гуан Линия Хова Бо² Во⁴ Хун⁴
Фабрика Фунг-тэ
Фабрика Чау-Чау
(Разное Фабрика)
Чар- чарский дом Чар- чарский дом Чоочо Гуан 豐泰Фэнтайхан
ванны Линия
Фунг¹ Липкий³ Хун⁴
Ба¹ Си¹ Хун⁴
Старая английская фабрика Старый британский павильон Старый британский павильон Джиу Инго Гуан Такасиюки Лунг⁴ Сунь⁶ Хун⁴
Шведская фабрика Швеции Павильон Швеции Павильон Руидиан Гуан Жуйсин Суй⁶ Хун⁴
«Императорский завод»
( Австрийская фабрика)
Империя Павильон Империя Павильон Дигуо Гуан Двойной Орел Путешествие Ма¹ Ин¹ Хун⁴
Фабрика Паоушун Ходзюнкан Бао Шунь Гуань Боошун Гуан Баошуньсин Бо² Сун⁶ Хун⁴
Американская фабрика США Павильон США Павильон Мейгуо Гуан Гуанъюаньхан Гвонг² Юэнь⁴ Хун⁴
Фабрика Минкуа Мин Официальная резиденция Мин Гуань Гуань Мингуан Гуан Нейтрализация Юнг¹ Во⁴ Хун⁴
Французская фабрика Французский павильон Французский павильон Фуланхи Гуан Высокая государственная служба Го¹ Гунг¹ Хун⁴
Испанская фабрика Испанский павильон Испании Павильон Хибанья Гуан Большой торговый дом ' Лусона trade house' Даай⁶ Луи⁵ Сун³ Хун⁴
Датская фабрика Дании Павильон Дании Павильон Данмай Гуан Хуанцисин [16] горит. ' Торговый дом "Желтое знамя "' Вонг⁴ Кей⁴ Хун⁴

Фабрика чау-чау была косвенно связана с Британской Ост-Индской компанией .

Наследие

[ редактировать ]

Бывшее место тринадцати фабрик теперь является частью Парка культуры. Улица Тринадцати Фабрик, которая шла к северу от анклава, теперь называется Шисанхан (Дорога Тринадцати Фабрик). [20]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Корейская и японская торговля была организована отдельно в Чжапу в Чжэцзяне ; Русские из-за своего присутствия на северных границах Китая торговали сначала с Пекином , а затем с Кяхтой .
  2. ^ Магазины также выстроились вдоль Фабричной улицы, 13 между Хог-лейн и Чайна-стрит, образуя дорожку в форме подковы, по которой торговцы и моряки могли просматривать предлагаемые товары. [14]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Тамура (1998) .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Ван_ДайкМок (2015) , с. хв.
  3. ^ Van_DykeMok (2015) , с. xv–xvi.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ван_ДайкМок (2015) , с. xvi.
  5. ^ Коулинг, Сэмюэл М.А. (1907). Энциклопедия Синика . п. 235.
  6. ^ Даунс (1997) , с. 24 .
  7. ^ Гонг (2006) .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Ван_ДайкМок (2015) , с. XVIII.
  9. ^ Перейти обратно: а б Ван_ДайкМок (2015) , с. 2.
  10. ^ Перейти обратно: а б Ван_ДайкМок (2015) , с. XIX.
  11. ^ Ван_ДайкМок (2015) , стр. XVIII–XVIII.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Ван_ДайкМок (2015) , с. 1.
  13. ^ Нэпьер (1995) , стр. 58.
  14. ^ Van_DykeMok (2015) , с. XVIII.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Робертс (1837) .
  16. ^ Перейти обратно: а б Ван_ДайкМок (2015) , с. хх.
  17. ^ Чельберг (1975) , стр. 99.
  18. ^ Чьен Лунг, (Цяньлун) Письмо Георгу III
  19. ^ Перейти обратно: а б Ключ и др. (1986) .
  20. ^ Перейти обратно: а б «Рецензия на книгу « Все в стиле: Макао Гарриет Лоу » , Asian Review of Books .
  21. ^ Даунс (1997) , с. 4.
  22. ^ Пердью (2011) .
  23. ^ Van_DykeMok (2015) , с. 90.
  24. ^ Робертс 1837 , с. 129.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]

23 ° 06'35 "N 113 ° 15'06" E  /  23,109743 ° N 113,251607 ° E  / 23,109743; 113.251607

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 73aeca124492fb8197046a3b67676d06__1712413860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/06/73aeca124492fb8197046a3b67676d06.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Thirteen Factories - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)