Русский Далянь
Русский Далянь Kvantunskaya Oblast Дальний Квантунская Область | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1898–1905 | |||||||||
Anthem: " Боже, Царя храни! " Боже Царя храни! (1898–1905) («Боже, царя храни!») | |||||||||
Статус | Арендованная территория (колония) Российской Империи | ||||||||
Капитал | Дальний | ||||||||
Общие языки | Русский (официальный) Мандаринский китайский | ||||||||
Правительство | Абсолютная монархия | ||||||||
Император | |||||||||
• 1898–1905 | Николай II | ||||||||
Историческая эпоха | Новый Империализм | ||||||||
1898 | |||||||||
1905 | |||||||||
Валюта | Российский рубль | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Китай |
Русский Далянь , также известный как Квантунская область , был арендованной территорией, управляемой Российской империей , которая существовала между ее созданием после Павловского соглашения в 1898 году и ее аннексией Японской империей после русско-японской войны в 1905 году.
Расположенный недалеко от самой южной точки Ляодунского полуострова , город Далянь находился под территориальным контролем Российской империи с 1898 года до поражения этой страны в русско-японской войне в 1905 году Дальний город . Русские называли . что означает «далекий» или «отдаленный», описывая расположение города относительно центра России. Современное китайское название Далянь происходит от китайского прочтения японского колониального названия Дайрен , которое само по себе было свободной транслитерацией русского названия Дальний . Под контролем России Дальний превратился в оживленный портовый город; до своей потери в 1905 году это была конечная станция контролируемой Россией Китайско-Восточной железной дороги .
Предыстория [ править ]
В 1890-е годы обострилось соперничество между Цинским Китаем , Японией и Россией – с меньшими интересами Великобритании, Германии и США – за первостепенное влияние в Маньчжурии . Для России регион Ляодунского полуострова представлял особый интерес как один из немногих районов региона, обладающих потенциалом для развития незамерзающих портов. [1] Это соперничество привело к их первому вооруженному конфликту во время китайско-японской войны 1894–1895 годов , в результате которого Япония одержала громкую победу над династией Цин . станьте Далянем или Дальним. Бои на Ляодунском полуострове между японскими и китайскими войсками подтвердили японцам стратегическую важность региона и, в частности, стратегическое расположение региона вокруг Даляня. Хотя Япония захватила контроль над полуостровом и получила его по последующему Симоносекскому договору (1895 г.), она была вынуждена уступить его цинскому Китаю после дипломатического давления России, Германии и Франции, так называемой тройной интервенции 1895 г. Это будет способствовать растущему и ожесточенному соперничеству между Японией и Россией, а также проложит путь к захвату региона Россией три года спустя.
В 1897 году Россия подписала с цинским Китаем секретное соглашение о создании под руководством России Китайско-Восточной железной дороги. 15 декабря 1897 года Россия, опасаясь, что без решительных действий она может упустить свой шанс захватить порт Далянь другой имперской державе, такой как Германия, которая ранее в том же году взяла под свой контроль Циндао , направила свой флот в гавань Даляня. 27 марта 1898 года Россия подписала Павловское соглашение с Китаем, которое предоставляло России в 25-летнюю аренду Далянь и Лушунь и исключительное право проложить к ним ветку Китайско-Восточной железной дороги — которая впоследствии стала Южно-Маньчжурской железной дорогой . [2] Сначала над городом были подняты флаги Китая и России, что смягчило гнев некоторых местных китайцев. Однако через несколько недель китайский прапорщик больше не летал. [3]
Развитие [ править ]
Вскоре Дальний стал центром российской военной мощи на Дальнем Востоке. В 1897 году в Лушуне и его окрестностях уже находилось 12 500 русских солдат, а к 1904 году их число вырастет до 35 000. [4] Однако у могущественного российского министра финансов Сергея Витте были более широкие планы относительно региона, чем просто военный гарнизон. Витте курировал развитие Китайско-Восточной железной дороги и вскоре реализовал планы по продлению железной дороги от Харбина до порта Дальний. В таком видении город станет мощным открытым торговым портом на Дальнем Востоке, а близлежащий Порт-Артур станет эксклюзивным российским военным городом. 8 ноября 1899 года Николай II приказал начать строительство этого портового города и - по предложению Витте - окрестил город Дальний (или Дальний: Далянь), что по-русски означает «далеко». [5] В период с 1899 по 1903 год Китайско-Восточная железная дорога, получившая концессию на строительство Южно-Маньчжурской железной дороги с концом в Дальнем, вложила в развитие города около 20 миллионов рублей. [6]
В. В. Сахаров (Владимир Васильевич Сахаров, 1860–1904, умер от брюшного тифа в осажденном Порт-Артуре), русский инженер, которому ранее было поручено проектировать Владивосток В 1899 году для реализации планов развития российского Дальнего был выбран . Он подошел к монументальной задаче по превращению разбросанных сонных китайских рыбацких деревень в портовый город, способный конкурировать с Шанхаем или Тяньцзинь, разделив строительство на два этапа. В целом планы Сахарова были вдохновлены движениями « Город-сад » или «Город-прекрасный», которые влияли и преобразовывали городские центры Европы и Америки. Он предусматривал разделение города на пять связанных между собой районов - один коммерческий, два административных, один жилой и один китайский, и все они должны быть снабжены электричеством и современной системой водоснабжения. [7]
На первом этапе с 1899 по 1902 год были построены две главные пристани, способные принять двадцать пять судов водоизмещением 1000 тонн. Строительство пристаней так и не было завершено к тому времени, когда японцы захватили город под свой контроль в 1905 году после русско-японской войны. Но к 1902 году большая часть строительства пристани была завершена, и в том же году к новым объектам пришвартовалось более 900 кораблей из восьми стран. [8] Тем не менее, учитывая существование крупного российского порта во Владивостоке , а также более развитого китайского порта в соседнем Инкоу (Ньючван), у Дальнего были свои недоброжелатели, которые окрестили его Лишним («лишним»). [9] В любом случае, с морской точки зрения, главная привлекательность этого места для русских заключалась в том, что это был военно-морской, а не торговый порт. [10]
Развитие города русскими по необходимости повлекло за собой изгнание коренных китайских жителей. Летом 1899 года это вызвало гневный бунт, в ходе которого китайцы забросали камнями железнодорожную контору, утаскивая китайских клерков и переводчиков, работавших на русских. Тем не менее, развитие города также принесло возможности, и за годы правления России в этот район мигрировали десятки тысяч китайцев. [11]
Что касается железной дороги, строительство, связывающее Дальний с Харбином, было начато быстрыми темпами, и к январю 1903 года железнодорожное сообщение между двумя городами было завершено. В феврале 1903 года в Дальний прибыл первый экспресс из Харбина, и к августу Дальний был успешно связан по железной дороге с русской родиной.
К 1904 году в развитии города был достигнут достаточный прогресс, чтобы придать смелости графу Кассини, российскому посланнику в США, заявить, что «Харбин и Дальний являются памятниками русской прогрессивности и цивилизации». [12]
Наследие [ править ]
Большинство остатков семилетнего пребывания России в Даляне расположены вдоль того, что сегодня называется Русской улицей (Русская улица Русская улица ), первоначально Инженерной улицей (улица Инженерная улица Инженерная ), самой старой улицей в Даляне.
Советская оккупация [ править ]
Во время Второй мировой войны Далянь был оккупирован Японией. После войны, после безоговорочной капитуляции Японии в сентябре 1945 года, город перешёл к Советам после советского вторжения в Маньчжурию . как «образцовый мегаполис Нового Китая» Описанный в 1949 году Коммунистической партией Китая , бывший колониальный город был оккупирован советскими военными с 1945 по 1950 год. В городе проводилась советская политика, которая способствовала развитию идей социалистической урбанизации. [13]
Современный [ править ]
В середине 1990-х годов мэр Даляня Бо Силай задумал отремонтировать оставшиеся на улице постройки русской эпохи, добавить новые, построенные в русском стиле, и переименовать улицу в Русскую улицу. Работа над проектом началась в 1999 году и привлекла российских архитекторов и других экспертов. Было отремонтировано восемь зданий русской эпохи, в том числе бывшая русская ратуша Дальнего, построено шесть новых зданий, а шести другим существующим строениям был присвоен «русский фасад», соответствующий тематике улицы. Недавно отремонтированная улица была открыта 1 октября 2000 года. [14]
Администраторы [ править ]
Нет. | Портрет | Имя (Рождение – Смерть) | Срок полномочий | ||
---|---|---|---|---|---|
Вступил в должность | Левый офис | Время в офисе | |||
Командир (Командир) | |||||
1 | Fyodor Vasilyevich Dubasov (1845–1912) | 27 декабря 1897 г. | 13 мая 1898 г. | 137 дней | |
2 | Оскар Людвиг Старк (1846–1928) | 13 мая 1898 г. | 18 сентября 1898 г. | 128 дней | |
Администратор (Администратор) | |||||
3 | Деян (Иванович) Суботич (1852–1920) | 18 сентября 1898 г. | июль 1899 г. | 9 месяцев | |
Главный администратор (главный администратор) | |||||
4 | Yevgeni Ivanovich Alekseyev (1843–1917) [а] | 29 августа 1899 г. | 1 января 1905 г. | 5 лет, 125 дней | |
– | Anatoly Mikhaylovich Stessel (1848–1915) Acting for absent Alekseyev | 12 марта 1904 г. | 1 января 1905 г. | 295 дней |
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ↑ С 12 августа 1903 также наместник ( наместник ) Дальнего Востока России .
Ссылки [ править ]
- ^ Гесс, Кристиан А. (2006). «От колониальной жемчужины к социалистической метрополии: Далянь, 1895–1955». доктор философии диссертация (Калифорнийский университет, Сан-Диего), с. 17.
- ^ Гесс, с. 21.
- ^ Марш, Дж. Патрик. Восточная судьба: Россия в Азии и северной части Тихого океана (Санта-Барбара, Калифорния: Praeger, 1996), с. 168.
- ^ Гесс, с. 21.
- ^ Юрий Семенов, Сибирь, ее завоевание и развитие (Балтимор, Мэриленд: Helicon Press, 1963), с. 342.
- ^ Гесс, с. 23.
- ^ Перринс, Роберт Джон (1996). «Великие связи: создание города Далянь, 1905–1945 гг. Китай и Япония на Ляодунском полуострове». доктор философии диссертация (Йоркский университет, Канада), с. 77.
- ^ Гесс, с. 23.
- ^ Джон Дж. Стефан (1994). Дальний Восток России, история . Издательство Стэнфордского университета, стр. 86.
- ^ HJ Whigham (1904), Маньчжурия и Корея. Лондон: Исбистер и компания, с. 5.
- ^ Перринс, с. 77.
- ^ Граф Кассини, «Россия на Дальнем Востоке». Североамериканское обозрение , Том. 178, № 570 (май 1904 г.), с. 684.
- ^ Гесс, Кристиан (01 января 2018 г.). «Советско-китайский город: Далянь между социалистическими мирами, 1945–1955» . Журнал городской истории . 44 (1): 9–25. дои : 10.1177/0096144217710234 . ISSN 0096-1442 . S2CID 149414746 .
- ^ Institut arkhitektury i stroitel'stva Archived 2021-02-16 at the Wayback Machine (in Russian)
Дальнейшее чтение [ править ]
- Гесс, Кристиан А. (2006). «От колониальной жемчужины к социалистической метрополии: Далянь, 1895–1955». доктор философии диссертация, Калифорнийский университет, Сан-Диего.
- Перринс, Роберт Джон (1998). ««Великие связи»: создание города Далянь, 1905-1931 гг. Китай и Япония на Ляодунском полуострове». доктор философии диссертация, Йоркский университет (Канада).
- Квестед, РКИ (1982). «Матейские» империалисты? Царские русские в Маньчжурии, 1895-1917 гг. Университет Гонконга.
- Стефан, Джон Дж. (1994). Дальний Восток России, история. Издательство Стэнфордского университета.
- «Дальний» , Справочник Кука для туристов, посещающих Пекин, Тяньцзинь, Шань-Хай-Кван, Мукден, Дальний, Порт-Артур и Сеул , Лондон: Thomas Cook & Son, 1910, hdl : 2027/yale.39002002354307