Японский линкор Яшима
![]() Яшима перед русско-японской войной
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Яшима |
Тезка | «Множество островов» — название Японии. |
Заказал | Военно-морская программа 1894 года |
Строитель | Армстронг Уитворт , Элсвик |
Расходы | ¥ 10,500,000 |
Номер двора | 625 |
Заложен | 6 декабря 1894 г. |
Запущен | 28 февраля 1896 г. |
Завершенный | 9 сентября 1897 г. |
Судьба | Затонул 15 мая 1904 года после подрыва на двух минах. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Фудзи» класса Линкор до дредноута |
Смещение | 12 230 длинных тонн (12 430 т ) (нормальный) |
Длина | 412 футов (125,6 м) ( о/а ) |
Луч | 73 фута 6 дюймов (22,4 м) |
Черновик | 26 футов 3 дюйма (8 м) ( глубокая нагрузка ) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала, 2 паровые машины тройного расширения. |
Скорость | 18,25 узлов (34 км/ч; 21 миль в час) |
Диапазон | 4000 миль (7400 км; 4600 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 650 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Yashima ( 八島 , Yashima ) — «Фудзи» класса линкор , построенный для Императорского флота Японии (IJN) в 1890-х годах. Поскольку у Японии не было промышленных мощностей для строительства таких судов, корабль был спроектирован и построен в Соединенном Королевстве. Участвовала в первых этапах Русско-японской войны 1904–1905 годов, включая битву при Порт-Артуре на второй день войны. Яшима участвовала в последующих операциях, пока в мае 1904 года она не подорвала две мины у Порт-Артура. Корабль не затонул сразу, но перевернулся позже в тот же день на буксире. Японцам удавалось скрывать ее потерю от русских более года.
Предыстория и описание
[ редактировать ]
Два корабля класса Fuji были первыми линкорами IJN, заказанными в Великобритании в ответ на два новых китайских броненосных корабля немецкой постройки . [1] В то время у Японии не было технологий и возможностей для строительства собственных линкоров, и их приходилось строить за границей. [2] Корабли были спроектированы Филипом Уоттсом. [3] как уменьшенные версии британского Royal Sovereign класса , хотя они были немного быстрее и имели лучший тип брони. [1] Корабли имели общую длину 412 футов (125,6 м) , ширину 73 фута 6 дюймов (22,4 м) и осадку 26 футов 3 дюйма (8 м) при глубокой загрузке . Обычно они водоизмещали 12 230 длинных тонн (12 430 т ) и имели экипаж из 650 офицеров и рядовых . [4] В отличие от своего родственного корабля «Фудзи» , «Яшима» адмирала был приспособлен как флагман . [5] Корабль был оснащен двумя вертикальными паровыми двигателями тройного расширения , каждая из которых приводила в движение один вал, используя пар, вырабатываемый десятью цилиндрическими котлами . Двигатели имели номинальную мощность 13 500 лошадиных сил (10 100 кВт ) с принудительной тягой и были рассчитаны на максимальную скорость 18,25 узлов (34 км / ч; 21 миль в час), хотя Яшима достиг максимальной скорости 19,5 узлов (36,1 км / ч). 22,4 миль в час) от 14 075 л.с. (10 496 кВт) на ходовых испытаниях . [6] Сестры взяли с собой достаточно угля, чтобы они могли преодолеть 4000 морских миль (7400 км; 4600 миль) со скоростью 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [7] [Примечание 1]
Главная батарея кораблей класса «Фудзи» состояла из четырех 12-дюймовых (305-мм) орудий, установленных в двух двухорудийных башнях , по одной в носовой и кормовой части надстройки . Их вторичное вооружение состояло из десяти скорострельных (QF) 6-дюймовых (152-мм) орудий , четырех установленных в казематах по бортам корпуса и шести установленных на верхней палубе, защищенных орудийными щитами . [9] Меньшие орудия использовались для защиты от торпедных катеров . В их число входили четырнадцать 3-фунтовых (47-миллиметровых (1,9 дюйма)) орудий QF и десять 2,5-фунтовых орудий Гочкиса того же калибра, все из которых были в одиночных установках. [Примечание 2] Корабли также были вооружены пятью 18-дюймовыми (450-мм) торпедными аппаратами : один надводный в носовой части и пара подводных на каждом борте . Класс «Фудзи» имел по ватерлинии броневой пояс , состоявший из брони Харви толщиной 14–18 дюймов (356–457 мм). Их орудийные башни были защищены 6-дюймовыми броневыми листами, а толщина палубы составляла 2,5 дюйма (64 мм). [4] В 1901 году корабли обменяли 16 из своих 47-мм орудий на такое же количество 12-фунтовых (3 дюйма (76 мм)) орудий QF мощностью 12 центнеров . [Примечание 3] Это увеличило количество членов экипажа до 652, а затем до 741. [7]
Строительство и карьера
[ редактировать ]
Дав классическое название Японии , [13] Заказ «Яшима» был заказан в рамках военно-морской программы 1894 года, и корабль был заложен Армстронгом Уитвортом на верфи в Элсвике 6 декабря 1894 года под номером 625. Корабль был спущен на воду 28 февраля 1896 года. [14] и завершено 9 сентября 1897 г. [15] общей стоимостью 10 500 000 йен . [16] В течение следующего месяца она провела ходовые испытания. [14] Яшима покинул Великобританию 15 сентября и прибыл в Йокосуку , Япония, 30 ноября. Первоначально он был приписан к Постоянному флоту , основному боевому флоту IJN, но был переведен в резерв 20 ноября . 21 марта 1898 года корабль был переклассифицирован в первоклассный линкор и переведен в состав Постоянного флота. Два года спустя «Яшима» снова была переведена в резерв, где оставалась до возобновления работы 28 декабря 1903 года и приписана к 1-й дивизии 1-го флота Объединенного флота . [16]
В начале русско-японской войны «Яшима» под командованием капитана Хадзиме Сакамото участвовал в битве при Порт-Артуре 9 февраля 1904 года, когда вице-адмирал Того Хэйхачиро возглавил свои линкоры и крейсеры в атаке на русские корабли в Тихом океане. Эскадра бросила якорь недалеко от Порт-Артура . Того ожидал, что предыдущая внезапная ночная атака его эсминцев будет гораздо более успешной, чем она была, ожидая, что русские будут сильно дезорганизованы и ослаблены, но они оправились от неожиданности и были готовы к атаке линкоров и крейсеров. Японские корабли были замечены защищенным крейсером «Боярин» , который патрулировал море и предупредил российскую оборону. Того решил атаковать российскую береговую оборону своим основным вооружением и поразить корабли своими дополнительными орудиями. Разделение огня оказалось плохим решением, поскольку японские восьмидюймовые (203-мм) и шестидюймовые орудия нанесли небольшой урон русским кораблям, которые с некоторым эффектом сосредоточили весь свой огонь на японских кораблях. Хотя многие корабли с обеих сторон были повреждены, потери русских составили всего 17 человек, в то время как японцы потеряли 60 человек убитыми и ранеными, прежде чем Того вышел из боя. Яшима в ходе боя не пострадал. [17]
10 марта Яшима и ее сестра Фудзи под командованием контр-адмирала Нашибы Токиоки вслепую обстреляли гавань Порт-Артура из Голубиного залива, на юго-западной стороне Ляодунского полуострова , на расстоянии 5,9 миль (9,5 км). ). Они выпустили 154 двенадцатидюймовых снаряда. [18] но причинил небольшой вред. [19] Когда они повторили попытку 22 марта, они были атакованы недавно установленными орудиями береговой обороны , которые были переброшены туда новым российским командующим вице-адмиралом Степаном Макаровым , а также с нескольких российских кораблей в Порт-Артуре с использованием наблюдателей, наблюдавших за Голубиной бухтой. Японские корабли вышли из боя после попадания в Фудзи двенадцатидюймового снаряда. [18]
Яшима участвовал в боях 13 апреля, когда Того успешно выманил часть Тихоокеанской эскадры, в том числе флагман Макарова, линкор «Петропавловск» . Когда Макаров заметил пять линкоров 1-й дивизии, он повернул обратно в Порт-Артур и Петропавловск подорвался на мине, заложенной японцами накануне вечером. Русский линкор затонул менее чем через две минуты после того, как взорвался один из его магазинов , и Макаров стал одним из 677 погибших. Воодушевленный своим успехом, Того возобновил дальние бомбардировки, что побудило русских установить больше минных полей. [20]

14 мая Нашиба вышел в море со своим флагманским кораблем «Хацусэ» и двумя другими линкорами «Сикисима» и «Яшима» , защищенным крейсером «Касаги» и диспетчерским катером «Тацута» , чтобы ослабить японские силы, блокирующие Порт-Артур. [21] На следующее утро эскадрилья столкнулась с минным полем, заложенным русским минным заградителем «Амур» . Хацусэ подорвалась на одной мине, которая вывела ее из строя рулевое управление. [22] около 11:10 Яшима ударил еще двоих, когда двигался на помощь Хацусэ . Один пробил дыру в кормовом котельном отделении правого борта , а другой взорвался в носовой части правого борта корпуса, рядом с подводным торпедным отделением. После второго взрыва корабль имел крен на правый борт на 9°, который постепенно увеличивался в течение дня. [16]
«Яшиму» отбуксировали от минного поля на север, в сторону японской базы на островах Эллиотта . Он все еще набирал воду с неконтролируемой скоростью, и Сакамото приказал кораблю встать на якорь около 17:00 возле скалы Столкновения, чтобы позволить экипажу легко покинуть корабль. Он собрал команду, которая исполнила японский гимн « Кимигайо» , а затем покинул корабль. «Касаги» взял «Яшиму» на буксир, но крен линкора продолжал увеличиваться, и примерно через три часа он перевернулся, после того как крейсер был вынужден сбросить с буксира, [23] примерно по координатам 38 ° 34' с.ш., 121 ° 40' в.д. / 38,567 ° с.ш., 121,667 ° в.д. . [7] Японцам удавалось скрывать ее потерю более года, поскольку никто из русских не заметил, как затонула Яшима . [24] В рамках обмана выжившие члены экипажа были направлены на четыре вспомогательные канонерские лодки на оставшуюся часть войны, которым было поручено охранять Порт-Артур, и писали свои письма так, как если бы они все еще находились на борту линкора. [16]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ленгерер приводит данные о запасах угля в 1110 длинных тонн (1130 т), что дает им дальность полета 7000 морских миль (13000 км; 8100 миль) на скорости 10 узлов. [8]
- ^ Источники существенно различаются по точному оснащению легких орудий. Историки военно-морского флота Роджер Шено, Юджин Колесник и Ганс Ленгерер приводят двадцать трех- и четыре 2,5-фунтовых орудия. [10] [11] Йентшура, Юнг и Микель дают в общей сложности двадцать четыре 47-мм орудия, не разделяя их между 3-х и 2,5-фунтовыми пушками, [7] в то время как Сильверстоун говорит, что у них было всего двадцать 47-мм орудий, опять же без различия между этими двумя типами. [12]
- ^ «Cwt» — аббревиатура от центнера , 12 центнеров относится к весу ружья.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ленгерер, 2008, стр. 23, 27.
- ^ Эванс и Питти, с. 60
- ^ Хилд, с. 208
- ^ Перейти обратно: а б Брук 1999, с. 122
- ^ Ленгерер 2009, стр. 51.
- ^ Ленгерер 2008, стр. 27.
- ^ Перейти обратно: а б с д Йентшура, Юнг и Микель, с. 16
- ^ Ленгерер 2008, стр. 11, 23.
- ^ Шено и Колесник, с. 221
- ^ Ленгерер 2008, стр. 23.
- ^ Шено и Колесник, с. 220
- ^ Сильверстоун, с. 309
- ^ Джейн, с. 400
- ^ Перейти обратно: а б Брук 1985, с. 268
- ^ Йентшура, Юнг и Микель, с. 17
- ^ Перейти обратно: а б с д Ленгерер 2008, стр. 14.
- ^ Форчик, стр. 41–44
- ^ Перейти обратно: а б Форчик, с. 44
- ^ Брук 1985, с. 269
- ^ Форчик, стр. 45–46
- ^ Уорнер и Уорнер, с. 279
- ^ Форчик, с. 46
- ^ Уорнер и Уорнер, стр. 279–282.
- ^ Уорнер и Уорнер, стр. 283, 332.
Ссылки
[ редактировать ]- Брук, Питер (1985). «Линкоры Армстронга для Японии». Военный корабль Интернешнл . XXII (3). Международная организация военно-морских исследований: 268–282. ISSN 0043-0374 .
- Брук, Питер (1999). Военные корабли на экспорт: Военные корабли Армстронга 1867–1927 гг . Грейвсенд, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-89-4 .
- Шено, Роджер и Колесник, Юджин М., ред. (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Эванс, Дэвид и Питти, Марк Р. (1997). Кайгун: стратегия, тактика и технологии Императорского флота Японии, 1887–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-192-7 .
- Форчик, Роберт (2009). Русский линкор против японского линкора, Желтое море, 1904–05 . Оксфорд, Великобритания: Оспри. ISBN 978 1-84603-330-8 .
- Хилд, Генриетта (2010). Уильям Армстронг: Волшебник Севера . Алнвик, Великобритания: МакНиддер и Грейс. ISBN 978-0-8571-6042-3 .
- Джейн, Фред Т. (1904). Императорский флот Японии . Лондон и Калькутта: Thacker, Spink & Co. OCLC 1261639 .
- Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Военные корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-Х .
- Ленгерер, Ганс (сентябрь 2008 г.). Альберг, Ларс (ред.). «Японские линкоры и линейные крейсеры. Часть II». Вклад в историю императорских японских военных кораблей (Документ V): 6–32. (требуется подписка) (для получения информации о подписке свяжитесь с редактором по адресу [email protected] )
- Ленгерер, Ганс (март 2009 г.). Альберг, Ларс (ред.). «Японские линкоры и линейные крейсеры. Часть III». Вклад в историю императорских японских военных кораблей (Документ VI): 7–55. (требуется подписка)
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
- Уорнер, Денис и Уорнер, Пегги (2002). Прилив на рассвете: история русско-японской войны, 1904–1905 (2-е изд.). Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-5256-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Потеря «Ясимы» признана; Япония объявляет, что линкор подорвался на мине год назад» , «Нью-Йорк Таймс» , 2 июня 1905 года.